Психологические аспекты оценочной деятельности учителя. методические рекомендации
методическая разработка по психологии на тему

Морозова Мария Викторовна

Данные рекомендации посвящены методике проведения диагностики профессиональной позиции педагога по отношению к оценочной деятельности, разработаны правила оценочной деятельности. Работа адресована педагогам, заместителям директоров по УВР, педагогам-психологам, с целью методической поддержки процесса формирования оценочной деятельности учителя и диагностики профессиональной позиции педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические аспекты оценочной деятельности учителя.

Введение.

Один известный педагог писал: "Я пришел к ужасному выводу, что я как учитель являюсь главной фигурой в классе. Своим личным поведением я формирую климат в наших отношениях. Всё зависит от моего повседневного настроения. Я, учитель, обладаю громадной властью над детьми, я могу сделать жизнь каждого из них несчастной или, наоборот, радостной. Я могу быть орудием пытки или источником вдохновения".

Главным недостатком существующей системы оценок и отметок, с точки зрения психологов, - это их возможное травмирующее влияние на ребенка. Педагогам хорошо известна напряженная тишина в классе при объявлении отметок, тоскливое перелистывание тетрадей в поисках полученных баллов. Всем педагогам приходилось наблюдать и ту реакцию, которую вызывают отметки у детей: от нескрываемой радости до слез. Здесь немаловажную роль играет позиция педагога по отношению к оценочной деятельности. Именно поэтому особую важность приобретает психологический аспект оценивания.

В данной работе представлены диагностики, позволяющие выявить профессиональную позицию педагога, по отношению к оценочной деятельности, и даны рекомендации по ее осуществлению.

Цель работы: оказание методической помощи администрации школы, психологам, педагогам, при осуществлении оценочной деятельности.

Задачи:

  1. Проанализировать имеющуюся литературу по данному вопросу.
  2. Разработать оптимальную методику диагностики профессиональной позиции педагога по отношению к оценочной деятельности.
  3. Разработать рекомендации для педагогов.

  1. Диагностика профессиональной позиции педагога по отношению к оценочной деятельности.

Для проведения диагностики профессиональной позиции педагога по отношению к оценочной деятельности мы предлагаем разработанные опросные листы.

Педагогу или группе педагогов последовательно предъявляются для заполнения два опросных листа. Главное при этом – соблюсти интервал между предъявлениями листов. Он должен составлять не менее одного дня! Это делается для того, чтобы снизить возможную конформность ответов, нейтрализовать возможные попытки угадать «правильный» ответ.

Опросный лист №1.

Инструкция. Уважаемый коллега! Вашему вниманию предложен перечень действий педагога по отношению к оценочной деятельности. Как Вы относитесь к тому или иному действию? Выберите один из четырех предлагаемых вариантов ответа и поставьте любой знак ( галочку, крестик) в одной из колонок напротив каждого утверждения.

Действия учителя

Считаю необходимым

Считаю важным

Считаю необязательным

Считаю ненужным

1

Ставить отметки на каждом уроке

2

Сопровождать отметку объяснением

3

Отмечать даже самый маленький успех обучающихся

4

Демонстрировать успехи обучающихся родителям

5

Демонстрировать успехи обучающихся одноклассникам

Опросный лист №2.

Инструкция. Уважаемый коллега! Вашему вниманию предложен перечень действий педагога по отношению к оценочной деятельности. Как Вы в своей работе реализуете каждое их них? Выберите один из четырех предлагаемых вариантов ответа и поставьте любой знак ( галочку, крестик) в одной из колонок напротив каждого утверждения.

Действия учителя

Делаю постоянно

Делаю часто

Делаю изредка

Не делаю

1

Ставить отметки на каждом уроке

2

Сопровождать отметку объяснением

3

Отмечать даже самый маленький успех обучающихся

4

Демонстрировать успехи обучающихся родителям

5

Демонстрировать успехи обучающихся одноклассникам

Два опросных листа соответствуют представлению о позиции как единстве сознания и деятельности. Если говорить с определённой долей условности, то опросный лист № 1 выявляет сознание педагога, опросный лист № 2 — деятельность.

Подсчёт результатов осуществляется следующим образом. Лист № 1 накладывается на лист № 2 и отмечаются только совпадения ответов. Далее подсчитывается, в какой колонке — 1-й, 2-й, 3-й или 4-й — больше всего совпадений. «Лидирующая» колонка и показывает уровень развития профессиональной позиции педагога по отношению к оценочной деятельности.

Интерпретация результатов.

Если больше всего совпадений ответов в 1-й колонке («Считаю необходимым» — «Делаю постоянно»), то перед нами сильная профессиональная позиция педагога к оценочной деятельности.

Если больше всего совпадений во 2-й колонке («Считаю важным» — «Делаю часто»), то перед нами относительно сильная профессиональная позиция.

Если больше всего совпадений в 3-й колонке («Считаю необязательным» — «Делаю изредка»), то перед нами относительно слабая профессиональная позиция педагога по отношению к оценочной деятельности.

Наконец, если больше всего совпадений в 4-й колонке («Считаю ненужным» — «Не делаю»), то перед нами слабая профессиональная позиция.

По результатам диагностики с педагогом провести консультацию и дать необходимые рекомендации по осуществлению оценочной деятельности.

  1. Рекомендации педагогам.

Типичные ошибки.

      А) При оценивании свою роль может сыграть негативная установка. Представьте себе такую ситуацию: к вам приходит новый ученик, его бывший учитель рассказывает вам о нем предварительно, как о лентяе, глупце. И при оценивании ребенка вы можете невольно опираться на эту оценку личности ребенка, что может найти отражение в отметках. 
      Б) Существует так называемый "эффект ореола". Например, ребенок несимпатичный внешне, неопрятный, из неблагополучной среды может в нашем сознании связаться с образом ученика неспособного. 
      Для того чтобы ребенок даже отрицательную отметку воспринял как справедливую, необидную можно использовать простое правило: при оценивании сначала человеку говориться хорошее, то положительное, что есть в его деятельности. Затем преподносится критика в очень тактичной форме, не затрагивая личность (нельзя говорить: «Ты глупый, ты лентяй»). Оценивается только действие, а не личность: не "Ты лентяй", а "Ты поленился" (Чувствуете разницу?) 
      Здесь имеет смысл объяснить, почему именно такая отметка поставлена. И далее следует показать ребенку перспективу, т. е. что надо делать, чтобы результат улучшить и обязательно выразить веру в силы ребенка: "У тебя обязательно получится", "Я верю в тебя" - такие слава педагога способны совершить переворот в душе ученика. 
      Хвалите! Похвала должна возникать спонтанно, ее не стоит планировать. Похвала должна быть заслуженна. Похвала должна быть точно адресованной. Благодарность получить всегда приятнее, если она адресована не в общую массу, а тебе одному теплыми словами. 
      Обращайтесь к самолюбию. Нет людей, согласных ходить всю жизнь в неудачниках. Заставьте ученика произнести: "И я не хуже других!" 
      Извлекайте максимум стимулов из ошибок: "Прекрасная ошибка! Твое мнение не совсем правильно, но дает пищу для размышлений". Необходимо помнить, что любой человек имеет право на ошибку. 
      Есть еще одно психологическое правило, которое должно стать законом для любого учителя: ребенок сравнивается только с самим собой, а не с другими детьми. 
      Стрессовой ситуацией для детей являются контрольные работы. Травмирующее влияние можно уменьшить. Важен психологический настрой на работу. 
      Для этого иногда достаточно улыбнуться, встречая детей у дверей класса, тепло поприветствовать, выразить веру в их силы. 
      Во время контрольной работы учитель может подойти к ученику, который испытывает затруднение (степень помощи фиксируется учителем), иногда можно дать дополнительное время на работу (особенно касается учеников-флегматиков). 
      Каждая работа должна завершаться самопроверкой. Самостоятельно найденные и исправленные ошибки не являются поводом для снижения отметки. 

     Изменения в системе контроля и оценивания при введении ФГОС.  

  • создание условий для развития контроля и оценки, самоконтроля и самооценки;
  • расширение объектов контрольно-оценочной деятельности учителя;
  • внимание к оцениванию индивидуального прогресса каждого ученика;
  •  оценивание метапредметных и предметных результатов;
  • многоуровневый подходом к оцениванию учебных достижений на базовом, и на повышенном уровне обучения;
  • в системе работы учителя должен выполняться принцип критериального оценивания (каждое качество должно иметь свои показатели, а каждый показатель – описание уровней достижения (уровневые дескрипторы).
  • введения в систему работы учителя мониторинга не только уровня обученности по предметам,  но и уровня развития отраженных в метапредметных и личностных образовательных результатах;
  • совершенствования в работе учителя систем оценивания на основе критериального и компетентностного подходов к оценке уровня учебного успеха ученика и уровня профессиональной компетентности учителя;
  • проектирование четкой системы работы учителя, выстроенной с позиции системно-деятельностного подхода;

Рекомендации педагогам:

  1. В рамках системно-деятельностного подхода для развития самооценки и взаимооценки обучающихся следует обучать оцениванию устных ответов целесообразно начинать с первого класса. Так, предлагаю ребятам высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по критериям (громко – тихо, с запинками – без запинок, выразительно – нет, понравилось – нет). При этом необходимо разъяснить ребятам, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответ. Нередко великолепное чтение наизусть стихотворения ребята сопровождают аплодисментами, что создаёт доброжелательную дружескую атмосферу в коллективе.
  2. Со второго класса вводится такая форма работы, как взаимооценивание письменных работ. Непременным условием организации такой работы должны стать оговоренные заранее нормы и критерии оценивания. Для ребят не составляет особого труда объективно оценить, например, арифметический или словарный диктант одноклассника.
  3.  Цифровая балльная система должна дополняться словесной. 
  4. Выставление отметок в дневнике сопровождаться записью, адресованной родителям.
  5.  Опора на коммуникативный мотив и усиление коммуникативного воздействия. 
  6. Регулярное заполнение экранов успеваемостив электронных журналов.
  7.  Организация соревнования с самим собой: в конце каждой недели обучающийсяполучает словесную оценку "лучше" или "хуже". Если успеваемость за прошедшую неделю снижается, то обучающийся проигрывает в соревновании, даже если при этом остается отличником. Слабый выигрывает, когда начинает работать лучше. В этом соревновании все обучающиеся находятся в одинаковых условиях. Это соревнование не по успеваемости, а по изменению успеваемости. 

Интернет – источники.

  1. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/02.php
  2. http://ref.rushkolnik.ru/v1244/?page=2
  3. http://www.pedlib.ru/Books/1/0075/1_0075-27.shtml
  4. http://cyberleninka.ru/article/n/otsenochnaya-deyatelnost-uchitelya-teoreticheskiy-aspekt
  5. http://modern-obraz08.livejournal.com/5597.html
  6. http://www.studyexperts.ru/stdd-868.html

Приложение.

7 правил оценочной деятельности.

1-е правило. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты  предметные, метапредметные и личностные.

Результаты ученика это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе).

Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.

2-е правило. КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)

1. Какова была цель задания (задачи)?

2. Удалось получить результат (решение, ответ)?

3. Правильно или с ошибкой?

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

3-е правило. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? По числу решённых задач.

За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.

4-е правило. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ? В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфолио достижений».

Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.

Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Необходимы три группы таблиц:

  • таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов;
  • таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов;
  • таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов по классу.

Она заполняется на основании не подписанных учениками диагностических работ. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику.

Отметки заносятся в таблицы результатов:

Обязательно (минимум):

  • за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно),
  • за предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно).

По желанию и возможностям учителя (максимум):

  • за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя и образовательного учреждения.

«Портфолио достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

Основные разделы «Портфеля достижений»:

  • показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);
  • показатели метапредметных результатов;
  • показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).

Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен прежде всего ученик. Учитель же примерно раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном  обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «почти отлично», «отлично», «превосходно» (подробнее см. правила 6, 7).

5-е правило. КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно.

За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.

6-е правило. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? По признакам трёх уровней успешности.

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе).Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).

Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:

  • либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы);
  • либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).

Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).

Максимальныйуровень (НЕобязательный) решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка «превосходно».

Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале: традиционной 5-балльной (переосмысленной и желательно доработанной с помощью плюсов), в 10-балльную, 100-балльную, 6-балльную и т.д.

7-е правило. КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ?

Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).

Итоговая оценка за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический аспект исследовательской деятельности учащихся

Какие качества необходимы человеку в процессе исследования? Чем отличается психологический портрет юного исследователя? И достаточно ли иметь только врождённые способности к исследованию или необходим...

Оценочная деятельность учителя на уроках математики

В данной статьн поднимается вопрос  о том, как найти наиболее эффективные способы оценочной деятельности учителя. При правильном выборе стратегии оценка становится основным рычагом в познавательн...

Контрольно - оценочная деятельность учителя на уроках математики Из опыта работы учителя математики В.А.Войцеховской

Контрольно - оценочная деятельность учителя на уроках математикиИз опыта работы учителя математикиВ.А.ВойцеховскойПроверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по математике всегда имела и имеет...

Статья Психологические аспекты оценочной деятельности учителя.

Статья по направлению Гуманная педагогика...

Психологические аспекты исследовательской деятельности.

В процессе работы над исследовательским проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, раскрыть свои творческие способности и задатки, продемонстр...