Статья Психологические аспекты оценочной деятельности учителя.
статья по психологии

Статья по направлению Гуманная педагогика

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Психологические аспекты оценочной деятельности учителя.

МБОУ «Мегетская СОШ»

учитель музыки,                                                                                                    

                                                                                                    педагог-психолог:

                                                                    первой квалификационной категории

                                                                                                           Леонтьева Е.Н.

        Мой старший ребенок пришел из школы и сообщил младшему, будущему первокласснику: «Можешь не собираться в школу, все равно будешь двоечником. У меня вот все хорошие оценки были, а сегодня я на физкультуре не смог пригнуть на скакалке и двойку получил». После этих слов младший сын в слезах сказал: «Не пойду я в школу, я такой маленький никогда не пригну на скакалке. Не хочу быть двоечником». Мне вспомнились слова Ш.А. Амонашвили о том, что: «при оценке работы ребенка особое значение придается: упорству, старанию, достигнутому успеху, мотиву, стремлению». Рассуждая по иному, на уроках музыки я должна всем, кто не попадает в ноты ставить двойки или еще проще говорить им, что они бездари и неумехи. Мне такая позиция категорически не нравится.

      Один известный педагог писал: «Я, учитель - могу быть орудием пытки или источником вдохновения». Главный недостаток существующей системы оценок и отметок, с точки зрения психолога, - это их возможное травмирующее влияние на ребенка. Почему же отметка и оценка так важны в жизни ребенка? Прежде всего, потому, что она тесным образом связана с такими психологическими характеристиками, как самооценка, мотивация достижения, тревожность, эмоциональный комфорт, взаимоотношения с окружающими, рефлексия, творчество.

Психологами давно доказано, что успешно действует и достигает результатов человек, у которого сформирована адекватная высокая самооценка своей личности и менее успешны в жизни, как правило, люди с низкой самооценкой. Каждый сниженный балл уменьшает в глазах ребенка его собственную ценность. Не отделяя себя от продукта своей деятельности, ребенок видит утверждение в сниженной оценке, что он плохой. И тут включаются механизмы психологической защиты: если человек не успешен в одной области, то он будет искать успеха в другой, иногда не самой лучшей (дворовые компании и т. д.). И, наоборот, при высоких отметках ребенок ощущает себя способным, любимым - тем самым формируется высокая самооценка. Вот несколько примеров судеб значимых личностей.

Многие ныне знаменитые учёные спрашивали его совета. Его помощь была бесценна. Его открытиями пользовались другие. Трагедией П.Эренфеста была заниженная самооценка. Он всегда сомневался в своей правоте. Однажды он почувствовал себя абсолютно неспособным и покончил жизнь самоубийством. Поэтому о нём мало кто знает.

          Слава не сделала счастливой великую актрису Грету Гарбо, которая так же имела заниженную самооценку. Она была настолько застенчива и неуверенна в себе, что не могла сниматься в присутствии людей. Исключение делалось только для партнёров по сцене и оператора. Праздники она отмечала одна в своём огромном замке.

          Эйнштейн был изумлён, обнаружив в один прекрасный день, что является одним из самых знаменитых людей в мире. Людям он казался таким же странным, как его теория относительности. Он презирал славу, деньги и титулы. Счастье для него состояло из работы, игры на скрипке и плавания под парусом.

          Есть два способа повысить самооценку: говорил Уильям   Джеймс - добиться успеха в какой-нибудь деятельности или снизить уровень притязаний. И это все в силах учителя и родителей.

Оценочная деятельность педагога также может оказывать воздействие и на мотивацию достижения. Мотивация достижения - это стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей. Идя в школу трепетным первоклассником, каждый ребенок видит себя отличником и поначалу искренне стремится им стать. Но если учитель сторонник строгости выставления отметок, вскоре ученик становится неудачником. У такого ребенка потребность в достижении цели не сформируется, т. к. достигать чего-то любой человек стремится только при положительной оценке своей деятельности.(уровень мотивации)

Школьная тревожность, которую психологи часто выявляют у учеников, также напрямую связана с оцениванием и отметками. Причем тревожен может быть и отличник и двоечник. Ребенок может бояться не соответствовать ожиданиям окружающих, иногда возникает страх самовыражения, страх перед конкретным учителем, с именем которого связан негативный опыт. Как показывают исследования, самый большой страх в школе - это страх проверки знаний. (адаптация)

Огромное влияние оказывает оценивание на развитие творческих способностей ребенка. Очень часто ребенок мыслящий нестандартно сталкивается в школе с непониманием. Результат, отличающийся от стандарта, далеко не всегда заслуживает высокой оценки. Естественно, скоро ученику становится понятно, что процесс хорош, если он приводит к получению хорошей отметки. Тем самым закладываются основы стиля поведения, при котором главное - цель, а средства ее достижения второстепенны, причём стандартные - лучше. А не креативную ли личность мы должны сегодня воспитывать?

Повышение эффективности оценки, усиление стимулирующей функции связано  с переходом от внешней оценки учителя к самоконтролю и самооценки.  Это способствует развитию у учащихся рефлексии. Важно развивать у детей самоконтроль, умение оценивать свою работу, а также работу других учеников.

И, наконец, значительное влияние оказывает оценивание на взаимоотношения детей с окружающими. Отметки могут быть и причиной высокого и низкого авторитета среди сверстников, источником конфликта и в самом страшном проявлении отметка может быть причиной суицида.

Наряду с видами педагогических оценок выделяются способы стимулирования учебных и воспитательных успехов детей. Главные из них - это внимание, одобрение, выражение признания, поддержка, награда, повышение социальной роли, престижа и статуса человека. 

         Содержательная отметка помогает формировать и развивать оценочную деятельность у детей и сделать этот процесс гуманным и направленным на личность ребенка. Ш.А.Амонашвили выделил несколько методических приемов, направленных на установление сотруднических взаимоотношений между учителем и детьми.

- Перед уроком сообщить детям, какие важные дела им предстоит выполнить 

- Обращаться к детям с просьбой оценить урок

- Подведение детьми итогов урока.

- Предложение детям альтернативных учебных материалов.

- Обращение к детям с просьбой помочь учителю в подготовке урока.

- Выполнение учителем  самостоятельной  работы вместе с детьми, анализ детьми работы учителя.

- При оценки работы ребенка особое значение придается: упорству, старанию, достигнутому успеху, мотиву, стремлению.

- Поощрение в ребенке: смелости ума, умения сомневаться, способности на разумный риск, готовности защищать свою точку зрения, самостоятельности, творческого подхода, пытливости, любознательности, самоконтроля, способности оценить собственную работу, стремления находить и исправлять свои ошибки.

- Придание успехам ребенка общественной значимости.

Исходя из вышесказанного, хотелось бы подчеркнуть, что в руках учителя великая сила, которая может двигать вперед развитие ребенка, заставить его верить в свои силы, а может и уничтожить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический аспект исследовательской деятельности учащихся

Какие качества необходимы человеку в процессе исследования? Чем отличается психологический портрет юного исследователя? И достаточно ли иметь только врождённые способности к исследованию или необходим...

Психологические аспекты оценочной деятельности учителя. методические рекомендации

Данные рекомендации посвящены методике проведения диагностики профессиональной позиции педагога по отношению к оценочной деятельности, разработаны правила оценочной деятельности. Работа адресована пед...

Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Психологический аспект на уроках английского языка" (№ 1-2, 2015)

В статье рассматривается психологический аспект на уроках английского языка, без учета которого самые эффективные методы и приемы не дают желаемых результатов в подростковой школе. Автор утверждает, ч...

Статья "Организация контрольно-оценочной деятельности в условиях введения фГОС"

Организация контрольно-оценочной деятельности в условиях введения фГОС...

Контрольно - оценочная деятельность учителя на уроках математики Из опыта работы учителя математики В.А.Войцеховской

Контрольно - оценочная деятельность учителя на уроках математикиИз опыта работы учителя математикиВ.А.ВойцеховскойПроверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по математике всегда имела и имеет...

Статья "Психологические аспекты личности ученика, учитываемые при изучении дисциплины ОБЖ"

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме обобщения учеников в классе. Рассматривается понятие «Ученик, как личность». Подробно описана история развития человеческих качеств...

Психологические аспекты исследовательской деятельности.

В процессе работы над исследовательским проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, раскрыть свои творческие способности и задатки, продемонстр...