Развитие познавательных процессов и мелкой моторики на основе комплекта «Пертра»
рабочая программа по психологии по теме

Щукина Анна Александровна

Пояснительная записка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasn_zapiska_k_pertre.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Заокская начальная общеобразовательная школа»

Утверждаю                                                                                                   Принято решением

Директор школы ____________                                                         педагогического совета

                                                                                                            (пр. №   от                      г.)

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

ПСИХОЛОГИЯ

Развитие познавательных процессов и мелкой моторики на основе комплекта «Пертра»

Программа

индивидуальных и групповых занятий

с учащимися 1-2 классов

Составитель:

педагог-психолог Щукина А. А.

2010-2011

Учебный год

Пояснительная записка

Любая информация поступает к человеку через органы чувств, поэтому важно, чтобы в исследовании предметов, явлений и  процессов участвовало как можно больше анализаторных систем (зрительная, слуховая, обонятельная, тактильная кинестетическая и т.д.)

В процессе восприятия всегда присутствуют также двигательные компоненты –  ощупывание предметов и движение глаз при исследовании конкретных предметов, пропевание или проговаривание соответствующих звуков при воспроизведении речи и т.д. Результатом восприятия становится образ, включающий  в себя комплекс различных взаимосвязанных ощущений. В дальнейшем этими образами оперирует внимание, память, мышление, эмоции человека. Мыслительная деятельность основывается именно на той информационной базе, которую ребенок получает через органы чувств. С развитием тактильного восприятия ребенка, с приобретением навыков исследовательской деятельности обогащается его словарь, ребенок учится сравнивать предметы, различать категории, по которым сравнение возможно или, наоборот, невозможно.

Развитие отдельных психических процессов у ребенка осуществляется на протяжении всего младшего школьного возраста. Хотя дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия, все же  их восприятие в учебной деятельности сводится лишь к узнаванию и называнию формы и цвета. Также у некоторых детей отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств предметов.

Формирование классификации определенных предметов и явлений развивает у младших школьников новые сложные формы собственно умственной деятельности, которая постепенно сочленяется от восприятия и становится относительно самостоятельным процессом работы над учебным материалом, процессом, приобретающим свои особые приемы и способы.

Также игра продолжает оставаться неотемлемой частью деятельности младшего школьника, способствуя его физическому, эмоциональному и умственному развитию. Игра предоставляет детям возможность упражнять и развивать свои когнитивные, речевые навыки и сенсорные способности в непринужденной атмосфере. Играя, дети выражают свои фантазии, познают окружающий мир и овладевают важными социальными навыками. Игра удовлетворяет многие потребности ребенка – потребность выплеснуть накопившуюся энергию, развлечься, насытить свое любопытство, исследовать окружающий мир и поэкспериментировать в безопасной обстановке. Играя в какую-либо конструктивную игру, дети извлекают для себя информацию, которую они могут использовать для расширения своих знаний. Поэтому в практике современных образовательных учреждений широко используются различные игровые средства и пособия, разработанные отечественными и зарубежными специалистами.

Благодаря разнообразию деталей, «Пертра» всегда соответствует настроению и потребностям ребенка. Взаимодействие с множеством интересных красочных, приятных на ощупь игровых элементов набора «Пертра» вызывает у детей интерес и повышает их познавательную активность. Расширение тактильных и кинестетических ощущений способствует обострению внимания, улучшению зрительной, тактильной и кинестетической памяти, обогащению речи.  Способность к тактильному восприятию напрямую связано с развитием мелкой моторики ребенка. Подробнейший образ предмета создается за счет восприятия информации об его форме, поверхности, внутренней структуре путем ощупывания и манипуляцией с разнообразными по форме деталями. Эта работа развивает мелкую моторику ребенка, координацию движений пальцев, их силу, ловкость, скоординированные действия пальцев руки.

Задачи:

  • коррекция отдельных сторон психической деятельности (зрительного и слухового восприятия, зрительной и слуховой памяти);
  • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма...);
  • развитие основных мыслительных операций (анализа, синтеза, классификации, планирования, обобщения);
  • развитие мышления (наглядно-образного, словесно-логического);
  • развитие рефлексии и произвольности;
  • развитие мелкой моторики,
  • формирование  содружественного движений глаз и руки,
  • формирование сознательного, целенаправленного изучения объекта,
  • навыки создания своего алгоритма действий.

Формы работы:

  • групповые фронтальные занятия;
  • индивидуальные занятия
  • психо -гимнастические упражнения;
  • игры;
  • тесты;
  • конструирование и моделирование.

Общие требования к организации занятий.

Количество занятий – 15

Количество человек в группе – 2-3.

Продолжительность занятия – 20-35 минут.

Ожидаемый результат:

  1. Улучшение показателей внимания, памяти, мышления.
  2. Формирование  следующих качеств: произвольность, рефлексия, мышление понятиями.
  3. Формирование основных компонентов учебной деятельности.
  4. Умение строит простой алгоритм действий.
  5. Улучшение письма, счета, чтения.

Используемая литература:

  1. Методическое пособие «Игровой комплект «Пертра». Набор психолога»  Москва ИНТ
  2. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры». Москва «Просвещение» 1990г.
  3. Е.И. Соколова «Форма, цвет, величина» Академия развития  г. Ярославль 2004г.
  4. «Большая книга упражнений» Изд. «РОСМЕН-ПРЕСС»
  5. Игры с карандашом Изд. «РОСМЕН-ПРЕСС»
  6. «Умные игры» Изд. «РОСМЕН-ПРЕСС»
  7. Л.Ф. Тихомирова «Логика для младших школьников».
  8. Л.Ф. Тихомирова «Развитие познавательных способностей у младших школьников».
  9. И. Архипова  «Упражнения для адаптации ребенка в школе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие познавательных процессов и мелкой моторики

данный материал можно использовать  ежедневно на занятии с младшим звеном...

Развитие познавательной сферы учащихся 1 класса с использованием комплекта «Пертра»

Цель урока:-  Развитие связанной речи,- развитие наблюдательности, зрительного восприятия;- установление закономерностей и анализ материала;- развитие моторики руки; - развитие содружественн...

"В гостях у сказки"- интегрированное занятие по развитию координации движений и мелкой моторики.

Интегрированное занятие по развитию координации движений и мелкой моторики содержит элементы развития речи, координации движений, развитие графических навыков дошкольников....

Значение развития движений рук и мелкой моторики пальцев.

Значение развития движений рук и мелкой моторики пальцев  Существуют специальные упражнения для развития подражания движениям рук и мелкой моторики пальцев. Такие игры стали особенно популяр...

Развитие тактильных ощущений и мелкой моторики

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познаёт мир: зрение, сл...

Мастер-класс "Развитие мелкой моторики как основа успешного освоения речи"

Мастер-класс для родителей "Развитие мелкой моторики как основа успешного освоения речи"...

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И КОРРЕКЦИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИСЛАЛИЕЙ

Своевременное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости, но и гарантией формирования успешной учебной деятельности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем...