Программа по коррекции склонности к воровству и обману у детей
рабочая программа по психологии по теме

Цыплянская Елена Александровна

Программа по коррекции склонности к воровству и обману у детей

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения  Старооскольского городского округа

 «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

ПРОГРАММА РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ

СКЛОННОСТИ К ВОРОВСТВУ И ОБМАНУ У ДЕТЕЙ

                                                                                                                         Педагог-психолог «СРЦдН»

                                                                                                                         Цыплянская Е.А.

                                               

2012 год

Детские воровство и обман являются одними из причин обращения родителей к психологу. Очень часто обе эти проблемы идут рука об руку, имея под собой одно и то же основание. Детские воровство и ложь относятся к так называемым “стыдным” проблемам. Родителям чаще всего неловко говорить на эту тему, им нелегко признаться психологу, что их ребенок совершил “ужасный” проступок — украл деньги или присвоил чужую вещь. Тем более, они не хотели бы, чтобы об этом узнали в детском коллективе. В связи с этим, коррекционные занятия следует проводить только индивидуально.

Анализируя поступки детей, можно выделить три наиболее часто встречающиеся причины воровства:

1. Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести.

2. Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка.

3. Недостаток развития нравственных представлений и воли.

Здесь следует оговориться, что не имеются в виду случаи истинной клептомании, которая является психическим заболеванием и встречается довольно редко. В случае отсутствия положительного эффекта от проведенной коррекционной работы и наличия рецидива правонарушений родителям рекомендуется обратиться к врачу-психоневрологу.

Так же можно выделить четыре основные причины детской лжи. Чаще всего ребенок прибегает к помощи лжи, чтобы:

1. Избежать неприятных для себя последствий.

2. Добыть то, чего иным способом получить не может или не умеет (обычно это внимание и интерес окружающих).

3. Получить власть над окружающими (иногда отомстить им).

4. Защитить что-то или кого-то значимого для себя (в том числе и право на свою личную жизнь).

Причины совершения детьми данных проступков лежат в сфере эмоционального неблагополучия и во многом сходны. Поэтому большое внимание следует уделить работе с родителями ребенка, так как часто именно в семье находится “корень проблем”. Но, учитывая то обстоятельство, что родители приходят к психологу тогда, когда сами уже “все средства воспитания перепробовали”, ребенок нуждается в квалифицированной помощи психолога. Следовательно, коррекционная работа должна быть направлена на то, чтобы помочь ребенку сформировать такие черты личности, которые помогут ему воздержаться от кражи или обмана. Они, по всей вероятности, должны быть прямо противоположными тем, что побуждают его к совершению проступка. Воровать и лгать не будут  дети, у которых в достаточной степени развиты воля и нравственные представления; те, кто умеет сдерживать свои желания; эмоционально благополучные дети.

Это можно считать целью и задачами проводимой коррекционной работы, а также объяснением выбора средств и методов коррекционного воздействия.

Коррекционная программа рассчитана на работу с детьми младшего и среднего школьного возраста. Она состоит из двадцати занятий, длительностью 40 – 60 минут (в зависимости от скорости выполнения упражнений).

Каждая сессия начинается с кинезиологической разминки, которая помогает наладить межполушарное взаимодействие и скоординированную работу головного мозга.

Далее следует серия коучинг-вопросов, помогающих ребенку самому осознать существующие проблемы, в частности, в формировании волевых качеств личности, и находить пути их решения.

После этого - обращение к сказкотерапии (анализ рассказов, сказок литературных и психологических). Это способствует формированию “нравственного иммунитета” - способности ребенка к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социума.

Арттерапевтические упражнения также включены в каждую сессию, так как они ориентированы на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы, на естественное проявление мыслей, чувств и настроений в творчестве, принятие человека таким, каков он есть, вместе со свойственными ему способами самоисцеления и гармонизации. Кроме этого, изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей, своеобразным “мостом” между психологом и клиентом. Арттерапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для ретроспективной, динамической оценки состояния, проведения соответствующих исследований и сопоставлений.

Завершается каждое занятие просмотром картинок на компьютере (диск “Развиваем воображение и внимание”. Мультимедиа технологии – М., 2003.). Наблюдения автора диска Е.В.Боруховской показывают, что дети, изучающие подобные рисунки, получают мощный толчок в развитии своего интеллекта, активизируют воображение, они усваивают понятия, ранее недоступные для них, и начинают легче учиться и ориентироваться в мире.

Занятие 1.

  1. Разминка («Лесная сказка»).
  2. Постановка целей работы (записать в блокнотик)
  • Чего мы хотим достичь в процессе нашей работы?
  1.    Научиться брать чужие вещи только с разрешения их владельца;
  2. Говорить по возможности только правду, а если это невозможно, то молчать, но не лгать.
  • Какие препятствия ты видишь на пути к достижению целей?
  1.    Слабый контроль над поведением, особенно над желаниями
  2. Неумение сказать себе: «Это делать нельзя, и я не буду это делать»
  • Что необходимо предпринять, чтобы преодолеть эти препятствия?
  1. Развивать силу воли (рисуем «круг воли» и цветными карандашами отмечаем в нем сектор, который соответствует силе воли ребенка) и волевые качества:
  1. Самостоятельность
  2. Дисциплинированность
  3. Настойчивость
  4. Выдержка
  5. Смелость
  6. Инициативность
  7.  Целеустремленность
  8. Решительность
  1. Анализ сказки.  Жил-был в одном королевстве царь Гартон. Он очень любил собирать диковинные вещи. У ворот города он всегда встречал разных торговцев и купцов и спрашивал у них, какие чудеса есть на свете. Купцы с удовольствием рассказывали о чудесных изделиях людей и дарили чудесные вещи.

                Один раз, ясным солнечным днем, к воротам города подошел странный старец. Царь, как обычно, сидел у ворот, встречая приезжих. Старец сказал, что это чудо называется  - лампочка, и она светит в темноте, освещая путь. Царь очень обрадовался такому подарку, ведь когда заходило солнце, все в округе погружалось во тьму, поэтому люди боялись выходить на улицу. А сам царь очень  любил читать книги, но успевал их читать  только при закате солнца, а это время было такое короткое, поэтому он всегда ходил грустный.  «Но теперь, когда этот старец подарил лампочку, - подумал Гартон, - я могу читать мои любимые книги  даже в темноте». Он этому так обрадовался, что забыл сказать спасибо, и поскакал в свой дворец обрадовать свою жену и маленькую принцессу.

                С тех пор царь не еле и не спал, а только читал. И представьте его огорчение и боль, когда дракон, живший в горах недалеко от дворца, услышав про лампочку, украл ее.

                В это время в городе, тот старец, который подарил лампочку, собирал сведения о лампочке и о драконе.

        Увидев однажды царя опечаленным,  он спросил:

- Что с вами, ваше величество?

- А, это ты, торговец! – простонал царь. – Какое несчастье, ах, какое несчастье приключилось. Лампочка-то пропала. Ах, какое несчастье!

        Старец сердечно и участливо поинтересовался:

- А что с ней случилось?

- Да этот дракон, - произнес царь. – Он похитил ее, мое сокровище.

- Не горюй, царь, я достану лампочку, но ты, в свою очередь, должен простить дракона и постараться сохранить с ним хорошие отношения.

- Но как я могу, ведь он украл лампочку?!

- А ты знаешь, почему он ее украл?

- Нет, - оскорбился царь.

        Ведь вы, ваше величество, собирая свои чудесные вещи, совсем забыли о своей семье, о друзьях и о ноем, которой прежде был вашим любимцем.

        Тут только царь понял, что поступил неправильно, что в погоне за чудесами он забывал о самом главном в своей жизни: о друзьях и семье, о теплых и дружеских отношениях.

        Царь обещал, что больше не будет так увлекаться чудесами и сохранит отношения с драконом.

        А лампочку отдали в лучшие мастерские того города, и сделали много-много разных фонарей.

        Поэтому люди и назвали сое царство Светлым . ведь в нем правит царь, признающий свои ошибки, и сам  город, в котором светло и днем и ночью.

        4. Арттерапия (фрактальный рисунок)

        5. Работа с картинками на компьютере. Диск «Развиваем воображение и внимание». Мультимедиа технологии – М., 2003.

Занятие 2.

  1. Разминка («Лесная сказка»).
  2. Работа с целями и задачами.

3.  Обсуждение  истории, придуманной Л. Кольбергом:

          «В одном небольшом городке смертельно болела женщина. Врач сказал ее мужу, что есть лекарство, способное вылечить ее. Это лекарство придумал и продает один человек, живущий в этом городе. Затраты на его получение в десять раз меньше, чем его цена. Мужу удалось собрать только половину суммы, и с ней он пошел к продавцу. Тот отказался отпустить лекарство за полцены или в долг, хотя знал, что женщина умирает. Тогда муж этой женщины ночью пробрался в дом владельца лекарства и украл его». 

  - Имел ли право так поступить муж?

  - Что в поведении людей в этой ситуации было правильным и неправильным?

  - Если кто-то поступил неправильно, то почему?

4. Арттерапия. Раскрашивание фрактального рисунка.

5. Работа с картинками на компьютере.

Занятие 3.

1. Разминка («Лесная сказка»).

2. Работа с целями и задачами.

3. а) Придумай слово,  противоположное по значению слову «ворующий»:

      - законопослушный

         - неворующий

      - берегущий чужое и др.

      б) Придумай слово, противоположное слову «обманывающий»:

        - честный

        - правдивый

        -говорящий правду и др.

Хотелось бы тебе быть таким?

4. Анализ рассказа. Жил-был мальчик, звали  его Андрей. Он ужасно много лгал, он просто повяз во лжи.

                В один прекрасный день в школе появился урок психологии, Андрею он очень понравился, на каждом уроке он узнавал много нового. И вдруг учитель предложил ученика тему: на вредные привычки надо было построить график и отмечать на нем, сколько раз в день ты врал, ленился и т.д. Мальчик решил выбрать ложь.

                Поначалу на графике было отмечено ужасно много точек, но со временем их становилось все меньше и меньше. И наконец их стало совсем мало. Благодаря уроку психологии от перестал лгать. Оказывается, чудеса происходят не только в волшебных сказках, но и все мы тоже являемся волшебниками, которые могут творить чудеса.

5. Построение графика лжи.

6. Арттерапия. Упражнение с цветами. Выбери два цвета: один симпатичный тебе, другой несимпатичный – и создай с их помощью изображения.

7. Работа с картинками на компьютере.

Занятие 4.

1. Разминка («Лесная сказка»).

2. Работа с целями и задачами.

3. Работа с визуально-кинестетическими якорями.

      Представь себе, что за персонаж мультипликационного фильма мог бы совершить кражу.

     Вспомни или придумай его противника. Закрой глаза и вытяни перед собой правую руку. Представь себе маленькую фигурку противника на правой ладони. Посмотри, что он делает? Сожми руку в кулак. Представь фигурку вора на левой ладони. Разожми правую руку. Представляя обе фигурки, сведи ладони вместе. Сожми руки. Затем сложи их в виде чаши. Что в ней осталось? Открой глаза.

4. Арттерапия. «Каракули». Закрыв глаза, размашистыми движениями руки нарисуй каракули. Затем посмотри на рисунок с разных сторон и попытайся найти в нем образ и развить его, разукрасив разными цветами.

5. Работа с картинками на компьютере.

Занятие 5.

1. Разминка («Лесная сказка»).

2. Работа с целями и задачами.

3. Обсуждение истории: «Второклассник Саша пришел в гости к Вадиму.         Саша увидел богатую квартиру, и стало так обидно, что его бабушка-опекун еле сводит концы с концами. А тут Вадик еще и хвастается, что знает, где родители хранят деньги.
        Саша вспомнил, что недавно по старенькому телевизору смотрел фильм. И там показывали, как можно легко добыть денег: шантажом. Возможно, второклассник не знает такого слова, но понял суть явления. - Я расскажу твоим родителям, что ты получил «единицу» по физкультуре, - сказал Саша. - Не рассказывай, - заканючил Вадим. - 200 долларов за молчание, - ответил Саша. Вадим послушно передал ему деньги. Мальчишка вволю наелся в недоступном для него раньше кафе, купил себе какие-то игрушки, вещи. Оставшиеся 150 долларов отдал бабушке.»

4. Арттерапия. Рисуем акварельными красками при помощи пальцев.

5. Работа с картинками на компьютере.

Занятие 6.

1. Разминка («Лесная сказка»).

2. Работа с целями и задачами.

3. Обсуждение истории: «Галина Петровна работает в банке. Кроме личной зарплатной карточки у нее иногда была и корпоративная, через которую она снимала деньги на служебные расходы. Как-то ее 9-летняя дочка Вика подсмотрела номер ПИН-кода и запомнила процедуру добывания денег из железного ящика. Потом рассказала об этом 13-летней подружке Люде. И однажды, найдя дома карточку, они пошли и сняли 600 тысяч рублей. Накупили себе всяких игрушек, заколок, не обошли стороной кафе.
        Когда мать обнаружила пропажу, дочка спокойно рассказала, что взяла деньги. Девочка искренне не понимала, что совершила кражу.
Родители Люды возвратили матери Вики деньги, использованные их дочкой.»

4. Арттерапия. Лепим «настроение» из пластилина.

5. Работа с картинками на компьютере.

          Занятие 7.

1. Разминка («Лесная сказка»).

2. Работа с целями и задачами.

3. Обсуждение истории: «Мама Марины хорошо зарабатывала и ни в чем не отказывала своей единственной дочери. Девочка мечтала быть королевой двора, района, а может, и города. Вот только как найти свиту? Она выбрала самый простой способ: всех купить. Зная, где мать хранит деньги, она брала приличные суммы, покупала на них все, что хотели ребята и девчата, а взамен требовала безусловного почитания и поклонения. »

4. Арттерапия. Рисуем карандашами «сегодняшний день».

5. Работа с картинками на компьютере.

Занятие 8.

1. Разминка («Лесная сказка»).

2. Работа с целями и задачами.

3. Обсуждение сказки. Жила-была девочка Алена. Ей было семь лет. И вот пришло ее время пойти в первый класс. Мама купила ей новое платье, рюкзак и книжки и отправила в школу. Алена решила пойти в школу через лес. Шла, собирала  ягодки и пела песенку. Ей навстречу шел ежик и попросил у нее ягодку. Алена показалась ему доброй маленькой девочкой, он не думал, что она пожалеет ему ягодку, но девочка очень резко и грубо ответила ему: «Поди  по дорожке прямо да и сорви сколько хочешь ягод», - и пошла себе дальше. Ежика очень опечалил ее ответ, ему не было обидно, ему было жаль, что девочка не знает всех тех прекрасных чувство, которые существуют. У него появилось желание помочь девочке, научить ее.

        Шла себе Алена дальше и увидела, что маленький птенчик упал из гнезда. Он горько плакал и попросил ее, чтобы она отнесла его к маме. На это девочка ответила: «Мне что, делать нечего, всяких тут по домам разносить». И пошла дальше. Тут встретила она хитрую ворону. Вороне очень понравились поступки девочки. Она похвалила ее и сказала, что хочет дружить с ней и делать с ней вместе всякие дела. Девочке польстила похвала вороны, но остаться в с ней  она не могла, так как шла в школу. Ворона сказал девочке: «В дупле лежат запасы белочек, ты незаметно проберись туда и укради все запасы. Это будет твой первый урок, и ты получить первую оценку». Алена ответила; «А мама мне рассказывала, что в школе совсем другие уроки, там учат писать, читать и считать». Ворона громко засмеялась и сказала: «Ты что,  маму слушаешься, ты ведь уже большая девочка». Девочка согласилась с вороной и украла все запасы. Когда белочки вернулись и увидели, что все запасы украдены, они горько заплакали и говорили: «Как мы зиму проживем, что с нами будет?». В это время ворона и девочка сидели под деревом и смеялись.

        Они еще сделали очень много подобных поступков.

        И тут все звери решили собраться и перевоспитать Алену. Они решили так. Орел захватит в лапы ворону и закроет ее в клетке, а звери проучат девочку.

        И вот девочка осталась одна, без вороны. Она сама не знала, где находится, она заблудилась в лесу и не знала, что делать. Села на землю и начала плакать. Тут подошел еж, девочка его попросила: «Ежик, миленький, помоги мне выйти отсюда, я тебе сколько хочешь ягод нарву». Тут пришли все звери этого леса и начали беседу с девочкой.

        Они объяснили ей, что, как ты относишься к окружающим, так  и к тебе будут относиться, нужно уважать всех и помогать тем, кто в этом нуждается. Они очень долго объясняли девочке, что такое чувства и т.д.

        Девочка оказалась очень понимающей и умной. Она помогла зверям. Белочкам насобирала запасов, ежику насобирала грибов.

        Девочка вернулась домой, рассказала все маме. На следующий день пошла в школу, и все было хорошо.

4. Постановка кинестетического якоря. На столе лежат деньги. Что чувствуешь? Хочется их взять? Возьми левой рукой правую за запястье и отведи ее от денег. Запомни это ощущение. Повтори всю процедуру мысленно. Получилось. А теперь сделай это, оставаясь один в комнате. Запомни это ощущение.

5. Арттерапия. Рисунок  красками на тему «земля» (пещера, дом, двор, поле и т.д.)

Занятие 9.

1. Разминка («Лесная сказка»).

2. Работа с целями и задачами:

3. Обсуждение сказки «Почему врать плохо». В далеком заснеженном городе жила девочка. У нее было много вредных привычек. Она была злая, ленивая, эгоистичная и очень любила врать. Не проходило и дня, чтобы она не обманула кого-нибудь.

        Нельзя сказать, чтобы она в душе была такай. Она, совершая свои поступки, не знала, что так нельзя делать. Она искренне считала, что во лжи нет ничего плохого, что нельзя срывать злость на других людях. Она вечно грубила и оскорбляла своих друзей и родителей, поэтому у нее не осталось ни одного друга, все друзья покинули ее.

        Однажды дождливым осенним вечером она скучала, сидя у окна. Ей было нечего делать, ей не с кем было играть и общаться, ведь у нее не осталось ни одного друга.  Ей стало  настолько скучно, что она стала задумываться о том, почему у нее не осталось  друзей. Она вспомнила свое отношение к ним, но все-таки не поняла, почему они бросили ее.

        Она решила нейти ответ на этот вопрос. Она вышла на улицу и начала спрашивать прохожих: «Почему врать плохо?» или «Почему нельзя срывать на других людях свою злость?»

        Люди, проходившие по улице, дали ей ответы на эти вопросы. Девочка наконец2-то поняла свои плохие привычки и начала потихоньоку3 от них избавляться. Ей было легко это сделать, ведь в душе она была очень хорошая.

        Уже через год у нее было много другей.

4. Внушение трех «сверхустановок»: "очень хочу, но нельзя, и я отказываюсь от желаемого", "очень хочу, но стыдно, и я отказываюсь от желаемого", " очень не хочу, но надо, и я выполняю требуемое от меня"

5. Арттерапия. Лепим из пластилина героиню сказки.

6. Работа с картинками на компьютере.

Занятие 10.

1. Разминка («Лесная сказка»).

2. Работа с целями и задачами.

3. Чтение и обсуждение рассказа Н.Носова «Огурцы»

4. Арттерапия.  Рисуем красками на тему «вода» (родник, река, озеро, море, вода и др.)

5. Работа с картинками на компьютере.

Занятие 11.

1. Разминка («Лесная сказка»).

2. Работа с целями и задачами.

3. Анализ ситуации: «Одноклассницы Маша и Катя и Алена из параллельного класса рассматривали магниты для доски на столе учителя. Потом они пошли играть. Через некоторое время воспитательница продленной группы услышала, что девочки о чем-то спорят. Оказалось, что Маша и Катя увидели в руках у Алены большой магнит. Они решили, что Алена забрала этот магнит со стола их учительницы.
Воспитательница попросила Алену показать магнит, та отказалась, мотивируя это тем, что это ее собственная вещь. Воспитательница настаивала, что если девочка не покажет магнит, значит, она его украла с учительского стола.
Маша с Катей тоже кричали, что Алена магнит украла. Девочка отказывалась показывать свой магнит, плакала. У нее началась истерика. Выручила ее классная руководительница, доброжелательным тоном успокоившая Алену и выяснившая, наконец, что магнит действительно принадлежит девочке.»

4. Арттерапия. Создание рисунка из фрагментов. (Приложение 3).

5. Работа с картинками на компьютере.

Занятие 12.

1. Разминка («Лесная сказка»).

2. Работа с целями и задачами.

3. Анализ ситуации: «В начале учебного года во втором классе случилось ЧП. У Васи пропала с парты купленная в школьном буфете шоколадка. Вася очень расстроился, поэтому учительница сочла необходимым провести расследование, в ходе которого выяснилось: шоколадку съел Паша. В свое оправдание Паша сказал, что нашел шоколадку на полу и решил, что она ничья. При этом Паша нарушил правило: все найденное в классе надо отдавать учителю, если самостоятельно не можешь найти хозяина.
На самом деле мальчик все прекрасно знал. Он также знал, что Васю бесполезно просить поделиться. Родители давали Паше деньги только на обеды и не поощряли самостоятельные покупки шоколадок, конфет и жвачек, а Паше так хотелось попробовать такую шоколадку. Он утешал себя мыслью, что Вася купит себе новую и вообще он и так ест их каждый день.»

4. Арттерапия. Рисуем красками на тему «воздух» (ветер, шторм, облака, дым и т.д.)

5. Работа с картинками на компьютере.

Занятие 13.

1. Разминка («Лесная сказка»).

2. Работа с целями и задачами.

3. Анализ ситуации: «Одна восьмилетняя девочка постоянно прятала и выбрасывала вещи своего младшего брата. Она совершала это потому, что в семье явно предпочитали ей младшего сына и возлагали на него большие надежды, а она, хоть и училась очень хорошо, но не смогла стать лучшей в классе.
Девочка замкнулась в себе, у нее не было близких отношений ни с кем в классе, а единственным другом стала ее ручная крыса, которой она поверяла все свои горести и радости.
Причинами ее воровства были родительская холодность по отношению к ней и, как следствие этого, ревность и желание отомстить родительскому любимчику — младшему брату.»

4. Арттерапия. Рисуем карандашами дом, дерево, человека.

5. Работа с картинками на компьютере.

Занятие 14.

1. Разминка («Лесная сказка»).

2. Работа с целями и задачами.

3. Обсуждение ситуации: «Учительница спрашивает у третьеклассницы Кати, написала ли она сочинение, заданное на дом. Катя отвечает, что написала, но забыла дома. На предложение учительницы принести сочинение на перемене (Катя живет в соседнем со школой доме), она отвечает, что у нее нет ключей и дома никого нет. В конце концов выясняется, что сочинение Катя не написала.
Похожие ситуации повторяются часто. Причем говорит неправду Катя не только в школе, но и дома. В доме отдыха, куда Катя поехала на каникулах с классом, она постоянно ссорилась с одноклассницами. Например, рассердившись на одноклассницу, Катя бросила ее очки в бассейн, сказав учительнице, что это произошло случайно. Если дома Кате что-то не разрешали, она начинала кричать и топать ногами. В школе она постоянно привирала, чтобы избежать выговоров и двоек.»

4. Арттерапия. Рисунок карандашами на тему «огонь» (пламя, молния, солнце, лампа, луна, огонь и др.)

5. Работа с картинками на компьютере.

Занятие 15.

1. Разминка («Лесная сказка»).

2. Работа с целями и задачами.

3. Чтение и обсуждение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным».

4. Арттерапия. Рисунки на тему «добро и зло» (выбор средств за автором рисунка)

5. Работа с картинками на компьютере.

Занятие 16.

1. Разминка («Лесная сказка»).

2. Работа с целями и задачами.

3. С какими пословицами ты согласен, а с какими нет. Объясни.

  • Нет такого человека, чтобы век без греха
  • Всякая неправда – грех
  • Риск – благородное дело
  • Денег наживешь – без нужды проживешь
  • Когда деньги говорят – правда молчит
  • И с умом воровать – беды не избежать
  • Раз украл – навек вором стал
  • Кто сильнее – тот и прав
  • С кем поведешься – того и наберешься
  • Умная ложь лучше глупой правды
  • Убежал – прав, а попался – виноват
  • Не пойманный – не вор.
  1.  Арттерапия. Рисуем акварельными красками пальцами.

Занятие 17.

1. Разминка («Лесная сказка»).

2. Работа с целями и задачами.

  1. Упражнение «Диалог со своим мозгом»

Проблема : «Я хочу украсть деньги у товарища»

Мозг отвечает:

  • Если ты своруешь деньги у товарища, то сейчас…
  • Если ты своруешь деньги у товарища, то через неделю…
  • Если ты своруешь деньги у товарища, то через месяц …
  • Если ты своруешь деньги у товарища, то через год …
  1. Арттерапия. Лепим настроение из пластилина
  2. Картинки на компьютере.

Занятие 18.

1. Разминка («Лесная сказка»).

2. Работа с целями и задачами.

3. Как ты понимаешь выражение: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу»?

4. Упражнение «Животное, которое мне нравится»

Нарисуй животное, которое тебе нравится.

1. Чем оно тебе нравится?

2. Как оно выглядит?

3. Дикое оно или домашнее?

4. Какие у него повадки?

5. Чем ты на него похож?

5. Арттерапия. Рисуем карандашами «сегодняшний день».

6. Работа  с картинками на компьютере.

Занятие 19.

1. Разминка («Лесная сказка»).

2. Работа с целями и задачами.

3. Упражнение «Я во времени»

1. Нарисуй, каким ты был в 5 лет.

  • Каким ты был? (грустным, веселым, забавным, озорным, непослушным и др.)
  • Что любил делать?

2. Нарисуй, какой ты сейчас.

  • Что ты любишь делать?
  • Что любишь есть?
  • Что не любишь больше всего?

3. Нарисуй себя в 30 лет.

  • Чем ты будешь заниматься?
  • Какая у тебя будет профессия?
  • Какая у тебя будет семья?
  • Чему ты будешь учить своих детей?

4. Работа с картинками на компьютере

Занятие 20.

1. Разминка («Лесная сказка»).

2. Работа с целями и задачами.

3. Упражнение «Мои реакции»

Реакции на любые раздражители:

Пассивная (игнорирование ситуации);

Агрессивная (атака на другого человека, чрезмерное реагирование);

Неагрессивное настаивание на своем (умение честно и открыто высказать свою мысль, никого не оскорбляя).

Как ты будешь реагировать на следующие ситуации, когда тебе необходимо:

  • Сказать «нет» другу
  • Выразить мнение, не совпадающее с мнением другого
  • Сказать человеку, что в нем есть что-то, что тебе совершенно не нравится
  • Вернуть обратно недоброкачественный товар, купленный тобой
  • Сказать продавцу, что он обсчитал тебя
  • Сказать учителю, что он поступил нечестно

4. Выходной контроль. Компьютерное тестирование эмоционального состояния.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айхорн А. Трудный подросток. М.: Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2001..

2. Андреева М.“О некоторых проблемах детского воровства” ( сб. Гештальт-97 М)

3. Антипова И.Г. “Воровство в детском возрасте: анализ причин и коррекция” (Детский психолог 1995 № 9,10 Ростов-на-Дону)

4. Гуткина Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога. М.: 1991.

5. Давыдова Э.Х. Истоки детского домашнего воровства // Детский практический психолог.Июль,1995.

6. Зинкевич-Евстигнеева. Практикум по сказкотерапии. СПб.,2003

7. Кравцова М.М. Если ребенок берет чужие вещи. М.: Эксмо, 2002

8. Морозова И.Г. Патология влечения у детей и подростков. М 1996

9. Ле Шан. Если ребенок сводит вас с ума. М., 1991.

10. Практикум по арттерапии. Под ред. А.И.Копытина. Спб.,2001

11. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. М.,2003

12. Экман П. Почему дети лгут? М.: Просвещение, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация программы по коррекции познавательных процессов и представлений об окружающем у детей 6-10 лет "Дом, в котором мы живем"

Презентация программы по коррекции познавательных процессов и представлений об окружающем у детей 6-10 лет "Дом, в котором мы живем"...

Проект программы психологической коррекции памяти у детей с задержкой психического развития в МОУ СОШ № 24 КГО.

Целью программы является коррекция и развитие мнестической деятельности учащихся с задержкой психического развития.Задачи программы:·...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекции общего недоразвития речи III уровня и профилактики нарушений чтения у детей дошкольного возраста 5-7- лет «Грамотей»

Цель программы : коррекция общего недоразвития речи III уровня у детей дошкольного возраста 5- 7- лет, профилактика нарушений чтения различной этиологии у дошкольников.Практическая направленность прог...

Склонность к воровству в младшем школьном возрасте

Младший школьный возраст является наиболее опасным периодом в плане формирования девиантного поведения. Стремление к познанию всего нового, необычного, желание поскорее стать взрослым, перенять привыч...

Рабочие программы по коррекции нарушений устной и письменной речи у детей, обучающихся по адаптированной программе VII и VIII вида (1- 4 класс)

Для детей, обучающихся по программе VIII вида, программы разработаны на основе типовых программ специальных /коррекционных/   образовательных учреждений VIII вида: Лалаева, Р.И. «Логоп...

Программа работы психолога по коррекции склонности к воровству и обману у детей.

Программа работы психолога по коррекции склонности к воровству и обману у детей....