Развитие речи: Кончаловский "Сирень"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Драченина Светлана Владимировна

СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ П.П. КОНЧАЛОВСКОГО «СИРЕНЬ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitite_rechi_konchalovskiy_siren.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Класс_5_

№ урока__

Дата______г. Тема: СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ П.П. КОНЧАЛОВСКОГО «СИРЕНЬ»

Цели:         1) познакомить учащихся с творчеством Кончаловского;

                2) повторить понятие описания;

                3) подготовить учащихся к письменному описанию картины;

        4) активизировать в словаре лексику, которая передаёт зрительные, обонятельные, слуховые впечатления чувства.

ХОД УРОКА:

  1. Орг. момент.
  2. Предварительная беседа

 - Сегодня нам предстоит увлекательнейшая работа – художественное описание сирени, которую изобразил Петр Петрович Кончаловский. Мы будем работать с вами в позиции автора-зрителя. Как вы это понимаете?

- Давайте вспомним, что такое описание. Что для него характерно?

- Мы с вами уже проходили, что есть научные и художественные описания. Чем они различаются? В технологических картах у вас есть описание маяка. Определите, глее дано научное, а где – художественное описание. Как вы это определили? Давайте заполним пропуски в вашей таблице

Маяк

Башня с сигнальными огнями для ориентации проходящих судов

Старинная башня, словно замок из сказки, светила в темноте своими яркими глазами, указывая путь далёким кораблям

Научное описание: точность языка, термины

Художественное описание: образность языка: эпитеты, сравнения.

- Деловое и научное описание обычно лишено эмоциональности, а художественному описанию присуща эмоциональность, или, иными словами, отношение автора к описываемому предмету, его оценка. Вы можете высказать своё мнение, нравится вам это или нет.

- Можно ли описать сирень в научном и художественном стилях?

  1. Вступительная беседа

- Прежде чем приступить к работе, я в двух словах  расскажу о русском художнике П.П. Кончаловском. Родился он в 1876 году – 125 лет назад. Он очень любил цветы, особенно сирень. Ей он и посвятил множество своих полотен. «Почему он любил именно сирень?» - спросите вы. Вот что говорил по этому поводу: «В сирени есть всё, что существует в природе, только в более сложных и утонченных формах.»

IV. Работа с репродукцией картины

 - А теперь давайте посмотрим на картину. Не правда ли, на вас пахнуло весною?

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою.

        - Весна… Представьте, что вы вышли в весенний просыпающийся сиреневый сад. Ласковое солнце слегка гладит вас по щекам, всё дышит какой-то необычайной прелестью. А вот малюсенькая птичка взлетела, встряхнув ветку сирени, и на вас посыпались жемчужины утренней росы, а может быть сейчас из самой серединки этой звёздочки вспорхнут крошечные эльфы…

        - Какие чувства у вас вызывает эта картина?

Сирени мокрые дождём к земле прибиты,

Умолкла песня соловья,

Немолчно говор слышится сердитый

Разлитого ручья. (А. Фет)

- Оказывается, об одном явлении – цветке сирени – можно рассказать по-разному: художник передаёт прелесть и великолепие цветов красками, поэты – выразительными средствами языка.

- Мы возвращаемся из сада с букетами. Они все у вас разные.  У каждого свой, особенный..

- А теперь давайте посмотрим на букет  Кончаловского и опишем его. Вы должны не только перечислить названия предметов, изображённых на полотне, а постараться использовать словосочетания, которые наиболее полно и конкретно их характеризуют.

        - Какие предметы изобразил художник? (Стол ?, окно, банка, деревья, сирень)

        - Что поместил Кончаловский в центре своей картины? (банку с сиренью)

        - Какие краски использовал художник, изображая предметы? Как вы думаете, почему?

        - Давайте составим с вами рабочую таблицу, которая поможет вам в написании сочинения. Я в технологических  картах уже пропечатала свои варианты, но вы можете дополнить эту таблицу.

Рабочая таблица

план

рабочие материалы

Художник

пейзажист, мастер кисти, творец

Картина

полотно, пейзаж, репродукция, натюрморт.

Изображено

показана, выписана

Сирень

она, куст, букет, ветка

План картины

передний, задний

Тона картины

тусклые, бледные, яркие, светлые, тёмные

Звуки сада

шелест, шёпот, негромкий разговор ветвей, тишина

Какого цвета сирень? Какие оттенки?

от пурпурно-белого до золотисто-фиолетового и бордового

Ветви сирени

гордые, мощные, нежные, пышные, кружевные, воздушные, резные, нарядные, пушистые, великолепные

Гроздья сирени

Крупные, свежие, тяжёлые, влажные, богатые, мокрые от росы, с капельками росы

Цветы сирени

звёздочки, звоночки, хрупкие, крошечные, милые, колокольчики

Аромат (благоухание, благовоние)

медвяный, чарующий, прекрасный, упоительный, душистый

V. Редактирование текста. Избежание возможных ошибок.

- Прочитайте отрывок сочинения. Найдите и исправьте ошибки в данном отрывке.

        На этой картине была изображена сирень. Её пышные, великолепные, душистые, нарядные ветви были влажными. Сирень очень красива. Сирень просто великолепна и нежна. На этой картине был изображён пасмурный день.

        - Найдите ошибки в этом отрывке сочинения ученика.

- Почему лучше описывать картину в настоящем времени? (Это позволит избежать повторения глаголов быть, была; кроме того, то, что изобразил художник, есть и сейчас, когда мы описываем картину)

- Убедительно ли для вас утверждение, что сирень очень красива? (Нет, так как мысль дальше не раскрыта, и сирень трудно себе представить)

- Повтор слова сирень.

- Оправдывает ли себя такое большое количество однородных членов? (Нет, потому что они перенасыщают тест, достаточно 2-3 эпитетов)

- Пасмурный ли день изображён на картине? (Фактическая ошибка. Не нужно нам выдумывать, ведь мы описываем то, что есть.)

- Нет красивого плавного перехода. Мы с одной мысли перескочили на другую. Нет логической связи)

- Как можно исправить это сочинение?

- Прослушайте сочинение вашего сверстника. Понравилось ли оно вам? Почему?

        На этой картине мы видим Сирень. Создал это полотно великий мастер кисти П.П. Кончаловский.

        На переднем плане пейзажа мы видим корзину с сиренью. Художник написал полотно в тёплых тонах. Смотришь на картину мастера и кажется, что ты только что вернулся из сада, где шептались листья, где пели птицы, с букетом великолепной сирени.

        Перед нами букет сирени. Ветви у неё гордые, пышные, нарядные, листочки зелёные, резные. Склонились под своей тяжестью богатые и влажные от росы гроздья сирени. Приглядишься повнимательней и увидишь крошечные цветы – звоночки. Кажется ещё немного, и вылетят из этих милых звёздочек маленькие эльфы. Цвет у сирени от пурпурно-белого до золотистого, от бордового до голубовато-фиолетового.

        На заднем плане картины художник изобразил окно, выходящее в сад. Пейзаж словно наполнен цветом и благоуханием сирени.

Домашнее задание:

Дописать сочинение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи

В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

Использование изодеятельности на уроках письма и развития речи, чтения и развития речи.

Интеграция изобразительного искусства с уроками  письма и развития речи, чтения и развития речи, использование живописных произведений, помогают детям создавать свои яркие художестве...