Отношение к различным событиям жизни
план-конспект занятия по психологии (9 класс) на тему

Даниленко Марина Анатольевна

 

Развитие гибкости мышления и толерантного отношения к различным событиям в жизни

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок психологии в 9 классе

Педагог-психолог Даниленко М.А.

Тема: Отношение к различным событиям жизни

Цель: Развитие гибкости мышления и толерантного отношения к различным событиям жизни.

Материалы: Наборы из трех карточек. (3-5 наборов), листы бумаги для записей, ручки, карандаши.

Упражнение 1. «Разминка»

Подросткам необходимо сказать, какого цвета у них сегодня настроение и почему. Или каждый участник называет свое имя и две лучшие черты своего характера (два лучших качества).

Вступительное слово: В жизни каждого из нас возникают различные жизненные ситуации – трудные и не очень. И мы все реагируем по-своему и по-разному ищем выход из сложившейся ситуации. Одни мирятся и приспосабливаются «плывут по течению». Другие ищут выход из жизненной ситуации (если она трудная) с помощью действий направленных на преодоление проблем и неприятностей. Кто-то замыкается в себе и вместо того, чтобы попытаться как-то преодолеть трудность предпочитает ее не замечать. А многие, проклиная судьбу, жалуются на сложную жизнь, и фактически не решая проблем, впадают в депрессию.

     Сегодня мы поговорим о гибкости мышления и толерантном отношении к различным жизненным событиям.

     Что же такое толерантность?

      Толерантность – терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в представлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением. (т.е. отсутствие дискриминации и осуждения в вопросах вероисповедания, национальности, мировоззрения, привычек и т.д.)

     Ситуации бывают разные, но ведь ситуация сама по себе она такая, какая есть, а вот уже эмоциональную окраску мы даем ему сами. Ведь же одну и ту же ситуацию можно увидеть по-разному. Например, ситуация в школе – ученик получил «4». Кто-то останется недоволен, а другой – будет счастлив. Почему так происходит?

   

    Деление класса на группы. (либо при помощи расчета на первый-третий(пятый), либо с помощью игры, подойдет любой способ, главное, чтобы подростки не были в группе с другими подростками, с которыми дружат и часто общаются).

Упражнение 2. «Три на три»

Инструкция. «Объединитесь в группы по четыре человека (в зависимости от общего количества). Каждой подгруппе выдается по 3 карточки с описаниями жизненных ситуаций, обычно вызывающих неприятные переживания. Я раздам вам карточки на которых будут написаны ситуации. Сейчас в каждой подгруппе вам нужно найти три положительные и три отрицательные стороны в  каждой из трех ситуаций, написанных на ваших карточках. У вас есть на это только 15 минут, поэтому поторопитесь».

Карточка 1.

Я весь вечер провел в одиночестве, и это плохо, потому что: 1)… 2)… 3)…

Я весь вечер провел в одиночестве, и это хорошо, потому что: 1)… 2)… 3)…

Карточка 2.

У меня неприятности, и я хотел поделиться с другом (подругой) своими переживаниями, но он (она) не стал(а) меня слушать, и это плохо, потому что: 1)… 2)… 3)…

У меня неприятности, и я хотел поделиться с другом (подругой) своими переживаниями, но он (она) не стал(а) меня слушать, и это хорошо, потому что: 1)… 2)… 3)…

Карточка 3.

Сегодня я узнал(а), что девушка(парень) которая(который) мне очень нравится, встречается с другим(другой), и это плохо, потому что: 1)… 2)… 3)…

Сегодня я узнал(а), что девушка(парень) которая(который) мне очень нравится, встречается с другим(другой), и это хорошо, потому что: 1)… 2)… 3)…

    После выполнения задания представители каждой подгруппы зачитывают свои варианты ответов. В результате по каждому случаю получается по 9-12 аргументов «плохо» и «хорошо».

    Важно помнить, что цель упражнения – развить гибкость мышления как жизненное умение, а не просто весело поиграть. (нельзя принимать абсурдные аргументы, потому что у участников остается  недоверие к тому, что событие реальной жизни действительно можно оценивать с разных сторон).

Обсуждение. Как вы думаете, чему научило вас это упражнение? Какие аргументы давались вам легче – негативные или положительные? Как вы думаете, почему?

Резюме. Любые события в жизни не являются ни плохими, ни хорошими – все зависит от того, как мы к ним относимся. Например, один человек заболел, и ему пришлось отказаться от развлекательной поездки. Он очень расстраивался по этому поводу. А потом оказалось, что его друзья попали в катастрофу и погибли. Самая распространенная ошибка людей – относиться к событиям плохо только потому, что наши ожидания не оправдались. На самом деле, если немного подумать, многие события могут оказаться не таким ух плохими. А иногда случается, что они нас спасают от чего-то худшего». (Здесь можно заменить данную ситуацию на другую,  менее драматичную. Например, подросток заболел и не смог пойти на веселую вечеринку. Его товарищи, посетив вечеринку, попали в полицейское отделение и провели там всю ночь. и т.д.)

Упражнение 3.  Каждый участник по кругу говорит пожелание на сегодняшний день или просто пожелание на будущее своему соседу слева.

Завершение занятия, заключительный шеринг. Каждый из подростков высказывается, что для него дало сегодняшнее занятие, понравилось/не понравилось, что именно. Начинать ответ необходимо с фразы: «Для меня сегодня было важно… и особенно полезно…».

Карточка 1.

Я весь вечер провел в одиночестве, и это плохо, потому что: 1)… 2)… 3)…

Я весь вечер провел в одиночестве, и это хорошо, потому что: 1)… 2)… 3)…

Карточка 2.

У меня неприятности, и я хотел поделиться с другом (подругой) своими переживаниями, но он (она) не стал(а) меня слушать, и это плохо, потому что: 1)… 2)… 3)…

У меня неприятности, и я хотел поделиться с другом (подругой) своими переживаниями, но он (она) не стал(а) меня слушать, и это хорошо, потому что: 1)… 2)… 3)…

Карточка 3.

Сегодня я узнал(а), что девушка(парень) которая(который) мне очень нравится, встречается с другим(другой), и это плохо, потому что: 1)… 2)… 3)…

Сегодня я узнал(а), что девушка(парень) которая(который) мне очень нравится, встречается с другим(другой), и это хорошо, потому что: 1)… 2)… 3)…

ЛИТЕРАТУРА

  • Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь./ Под ред. Е.Г.Трошихиной. – СПб.: Речь. 2007
  • Коррекционно-развивающая программа для подростков «Фарватер»»/ Под ред. Е.В.Емельяновой – СПб.: Речь, 2010.
  • Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков психологии. – СПб.: Издательство «Речь», 2006.
  • Родители и подростки: навстречу друг другу/ Е.А.Леванова, С.И. Шевченко, М.В.Ковалевская/ под общ. ред. Е.А. Левановой. – М.: «Педагогическая литература», 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическая культура в различные периоды жизни ребенка

Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возраста, школьного возраста, а также в средних специальных и высших заведениях....

Отношение населения различных социальных групп к всеобщей воинской повинности и службе в армии

Отношение населения различных социальныхгруппк всеобщей воинской повинностии службе в армии...

Проект "Москва британская" (Влияние Великобритании на различные стороны жизни Москвы)

1 часть исследовательского проекта по британскоим местам в Москве, в которую входила работа с интернет источниками, экскурсия и выступление с готовым материалом на школьной научно-практической конфере...

Урок в 8 классе "Учёт видов теплопередачи в различных сферах жизни человека".

Данный урок является уроком обобщения знаний. Целью является повторение особенностей видов теплопередачи, используя технологию проектной деятельности. В технологической карте указаны действия педагога...

Методическая система "Воспитание гражданственности через личностное отношение к общественным событиям"

В данной презентации раскрываются основные принципы методической системы по воспитанию гражданственности на уроках истории и обществознания....

О коронавирусе, самоизоляции, дистанционном обучении и нашем отношении к текущим событиям.

laquo;Коронавирус, коронавирус», — бегает ребенок по дому, выкрикивая непонятное для него слово. Родителям же приходится становиться не только учителями для собственных детей, оставшихся ...