Статья "Современные технологии объяснения"
статья по психологии по теме

Почигайло Ирина Николаевна

В статье представлена классификация методов объяснения нового материала, разработанная на основове психологических особенностей понимания нового материала. Результаты работы представлены в презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kommentarii.doc31.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt491 КБ

Предварительный просмотр:

Комментарии к слайдам.

Современные технологии объяснения.

Слайд 1. Цель современной школы – развитие личности учащегося, формирование его ценностного сознания. Полноценная познавательная деятельность школьника выступает в обучении главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости. Для ее обеспечения необходимо создать широкий общекультурный, эмоционально значимый для ученика фон усвоения нового материала. Интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение, которое получает ученик в самой деятельности, и есть залог успешности обучения.

Слайд 2. Рассмотрим психологические особенности объяснения нового материала, сравним современное и традиционное представление. В традиционной науке с объяснением связывается когнитивная сторона процесса мышления, его операции и виды. Такой подход не учитывает влияние эмоциональной и ценностно-смысловой сферы. С одной стороны эмоции вмешиваются в процесс мышления, изменяя его, а с другой стороны посредством эмоций выражается личное отношение к изучаемому материалу. Современное представление в качестве психологической основы объяснения рассматривает не мышление, а понимание с его процедурами  и уровнями.  

Слайд 3. Таким образом, понятие понимания шире, чем понятие мышления, так как затрагивает когнитивный, эмоциональный и личностно-смысловой аспекты. При таком подходе объяснение становится личностно-ориентированным.

Слайд 4-5. Рассмотрим объяснение нового материала как часть учебного процесса, определим его функции и свойства, сформулируем требования к объяснению. Свойства и функции объяснения отражают его психологические особенности. Требования к объяснению, такие как учет особенностей содержания, учет психологических особенностей, учет личностных особенностей, определяют выбор технологий объяснения.

Слайд 6-9. С учетом психологических и педагогических особенностей объяснения была разработана классификация технологий объяснения. В основу классификации положены психологические принципы (вид мышления, эмоциональный аспект) и особенности содержания учебного материала (вид учебного материала, насыщенность информацией). В классификацию включены как современные, так и традиционные технологии объяснения.

Слайд 10. Выбор технологии объяснения осуществляется на основе анализа содержания темы. Выделяются содержательные и психологические особенности, на основе которых осуществляется выбор технологии объяснения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация.Координатная плоскость. Объяснение нового материала.

Презентация    создана для иллюстрации  объяснения нового материала по теме "Координатная плоскость" (5 класс)....

Объяснение на уроках значения незнакомых слов.

Некоторые учителя считают, что перевод, как средство объяснения значения иностранного слова, предполагает немедленную подстановку учителем соответствующего слова родного языка, вмомент первичного восп...

Конспект урока 5 класса по краеведению для объяснения технологии "Мастерская" по этапам технологиим

Методическая разработка по краеведению (5 класс) по теме: Улицы города Новомосковска.Презентация и конспект урока даст понять ход этапов технологии "Мастерская". Урок предназначен для обучающихся 5 кл...

Подготовка и объяснение пояснительной записки к проекту по технологии

          Работа над проектом, как всякое творчество, требует определённой степени свободы. Поэтому автор вправе изменять последовательность изложения материала, не вкл...

Творческая работа по теме "Применение технологии 3 «P» (Presentation – Practice – Production) при объяснении грамматического материала на занятиях по иностранному языку в ссузе".

Эффективность работы преподавателя невозможна без изучения и рационального применения различных педагогических технологий. Существуют различные трактовки понятия педагогические технологии. Однако в це...

Урок – объяснение новой темы «Правление Елизаветы Петровны» с использованием технологии проблемного обучения.

Урок – объяснение новой темы «Правление Елизаветы Петровны» с использованием технологии проблемного обучения....

Урок «Постановка запятой перед одиночным союзом И» в 9 классе. Урок объяснения нового материала с использованием технологии развития критического мышления.

На уроке прослеживается модель трех стадий: «вызов – реализация смысла –рефлексия», которая помогает учащимся самим определять цели обучения, осуществлять продуктивную работу с...