Коррекционно-развивающие занятия на материалах популярной книги и кинофильма о Гарри Поттере
план-конспект занятия по психологии по теме

Анищенко Надежда Павловна

В первую очередь, подготавливая занятия для девиантных подростков, необходимо помнить, задания должны быть итересными и доступными, так как  малейшая трудность чаще всего вызывает отказ от любой деятельности, страх почувствовать себя "неуспешным". Данные занятия опробованны и с успехом применяются в работе педагога-психолога с подростками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon garri_1.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающее занятие на материалах

к\ф. «Гарри Поттер и узник Азкабана»

ЗАНЯТИЕ № 1

Цель: развитие эмоциональной сферы воспитанников, чувства сопереживания, понятия о внутреннем мире человека, социально принятых ценностях. Моделирование и анализ желаемого поведения.

Содержание:

Содержание фильма: Гарри Поттер – воспитанник школы волшебников, в фильме рассказывается одна из «волшебных» историй о нем и его друзьях: в убийстве его родителей старые волшебники обвиняют крестного отца Гарри, они внушают Гарри, что крестный сбежал из волшебной тюрьмы Азкабан, чтобы убить и его. Но оказывается, что враги Поттера маскируются под друзей, а крестный отец – один из главных защитников Гарри, он помогает Гарри раскрыть волшебные способности и с их помощью победить страшных дементоров – стражей зла, которые «высасывают из человека душу»

Задание 1.

Кто вспомнит и назовет фантастическое животное, которое спас Гарри и Гермиона? Расскажите о характере клювокрыла, как нужно вести себя, когда обращаешься к нему? Как вел себя Гарри, как повел себя Малфой? Давайте запишем на доске уважительные обращения, которые вы могли бы сказать клювокрылу.

Задание 2.

Рисунок «Несуществующее животное»: воспитанникам дается задание нарисовать своих придуманных животных, подписать, как они называются, какой у них характер, что они умеют.

Задание 3.

Вопросы для обсуждения:

  • Что чувствовал Гарри, когда на него напали дементоры? Что значит выражение «высосать душу и всю радость».
  • Когда еще человек может почувствовать, что плохо его душе?
  • Как учил избавляться от страхов профессор Люпин? Можете ли и вы применять такой способ?

Задание 4.

Давайте вспомним один из волшебных уроков из «Гарри Поттера» - о том, как ребята учились бороться  со страхами. Кто вспомнит, какие страхи были у ребят из Хогвартса?

Другие ребята, не из нашей школы, рассказали психологам о своих страхах. Нужно посоветовать им, как избавиться от страхов. Я буду читать вам описание этих страхов, а вы придумаете, как сделать страхи смешными.

  • один мальчик очень боялся выходить к доске, ему все время казалось, что из глубины доски на него смотрит привидение, похожее на дементора, и оно может схватить его за руку или натравить на него тряпку для вытирания доски.
  • один мальчик очень боялся того, что он слабее своих ровесников, и они могут побить его.
  • один мальчик очень боялся темноты, он думал, что из темноты на него могут наброситься привидения.

Задание 5.  

Теперь мы с вами можем составить список страхов, которые могут пугать ваших ровесников. Вы будете их называть, а я записывать. Потом мы придумаем вместе как «засмешить» эти страхи.

Задание 6.

Каждому из вас я сейчас дам по листочку с отрывком из книги по Гарри Поттера. Но в этих отрывках пропали некоторые слова. Нужно их восстановить (материал на бланках «Пропавшие слова»).

Вывод: сравнивая себя с героями любимых фильмов, книг,  подросток задумывается над своими особенностями, осознает и анализирует их, что приводит и к осознанию поведения, ценностей, которые станут в будущем главными, определяющими особенности психики. Гарри Поттер – персонаж, идентифицируясь с которым подростки задумываются о том, что такое внутренний мир человека, что в этом мире самое важное и , что потерять страшнее всего.

ЗАНЯТИЕ № 2

Цель: развитие эмоциональной сферы воспитанников, чувства сопереживания, понятия о внутреннем мире человека, социально принятых ценностях. Моделирование и анализ желаемого поведения.

Содержание:

Задание 1.

Сегодня мы с вами разделимся на четыре команды по числу факультетов в Хогвартсе. Вы, конечно, помните, (а кто не помнит – сегодня узнает), что факультетов было четыре. У меня в руках почти волшебная шляпа, которая и распределит всех в разные команды. Каждый из вас будет по одному подходить и брать по одной бумажке, на которой написано название его факультета. Воспитанники одного факультета садятся вместе. Факультеты будут соревноваться между собой сегодня в течение всего занятия. Победят те, кто заработает больше всех очков.  

Задание 2.

В фильме о Гарри Портере много так называемых критических моментов, т.е. моментов, когда у зрителей просто захватывает дух. Например, когда остановился волшебный поезд по дороге в школу.  Воспитанники каждого факультета на своем бланке записывают как можно больше ситуаций, которые являются критическими.

Вопросы для обсуждения:

 1. Что чувствуют Гарри, Рон и Гермиона, когда попадают в критические ситуации (например, когда Гарри пришлось убежать из дома Дадлей, когда Гарри было нужно решиться сесть в волшебный автобус)?

 2. Как вы думаете, как проявляется сила воли, характер человека в критических ситуациях и в отношении к учебе?

За каждый достойный ответ факультетам начисляются баллы.

Задание 3.

Из школы Хогвартс поступило письмо. Чтобы прочитать его, воспитанники школы должны сплотиться в единую команду: для этого воспитанники Когтеврана расшифровывают первое и каждое пятое слово, Слизеринцы – каждое второе слово, Пуффендуйцы – каждое третье слово. Когда расшифровка закончится, один из вас будет под диктовку записывать послание на доске. Чем сплоченнее вы будете действовать, тем быстрее прочитаете загадочное письмо.

Это шифр к письму:

А  Б  В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Щ Ш ЭЮ Я

Задание 4.

Релаксация «Мой волшебный внутренний мир»

Воспитанники принимают удобное положение в релаксационных креслах, закрывают глаза.

Текст релаксации: представьте себя могущественным волшебником, таким, каким мечтает стать любой начинающий волшебник. Вы знаете, как исполнить любое желание, как справиться с любыми проблемами. Вы шли к такому мастерству очень долго, много и упорно трудились, прочитали огромную кучу книг и вот, наконец, вы добились своего. Вы чувствуете себя очень уверенно, лучше вас никого нет. Сейчас вы хотите отдохнуть, поэтому сидите в удобном кресле в большом красивом саду, вокруг вас расцветают прекрасные белые и розовые цветы, поют веселые птицы, резвятся белки. У самых ног журчит ручей, в нем приятная чистая прохладная вода, вы чувствуете ее подошвами ног. От того, как вода прикасается к подошвам, по всему телу приятными волнами растекается тепло, все тело становится мягким, расслабленным, вы чувствуете, как ваши нервы успокаиваются, ничто не может вывести вас из равновесия, состояния покоя и уверенности в себе. Вы чувствуете, как ровно бьется ваше сердце, грудная клетка освобождается от напряжения, плечи распрямляются, позвоночник становится гибким, как у рыбы, представьте, что если вы захотите, на спине у вас, словно по волшебству, могут появиться крылья. Абсолютно без всяких усилий вы взлетаете, вот вы попали в большое теплое и мягкое облако, оно окружает вас со всех сторон, пронизывает теплым ровным светом, который делает вас сильнее с каждой секундой, помогает стать еще спокойнее и увереннее в себе. Теперь можно вернуться к нам,  наш кабинет. Когда я досчитаю до десяти, вы очнетесь и  откроете глаза, при этом нужно постараться сохранить чувство уверенности в себе, ощущение покоя.

На счет 10 воспитанники открывают глаза.

Вывод: материалы фильма дают хорошую возможность воспитанникам отождествить себя с положительными героями, принять социально одобряемые черты. Анализ опыта вымышленных героев может стать единственной возможностью научиться анализировать свой внутренний мир, свои ценности и, соответственно, свое поведение.

ЗАНЯТИЕ № 3

Цель: отработка навыка анализа поведения, умения выделять те или иные качества характера, культивирование интереса к изучению своего характера.

Содержание:

Задание 1

Вы обратили внимание на то, какие интересные имена у героев книги? В качестве вводного упражнения мы с вами попытаемся вспомнить их как можно больше. Будем по очереди называть имена героев из книги, победит тот, кто последним вспомнит какое-нибудь  имя из книги.

Задание 2

Давайте задумаемся:

 Какой характер был у Гарри Поттера? А какой у Драко Малфоя? Чем именно они отличались? Для этого мы нарисуем на доске два больших «стопроцентных» круга, один из них будет принадлежать Поттеру, другой – Малфою. Наша задача – заполнить эти круги секторами, которые будут отражать качества наших героев.

Список качеств:

1. решительность            

2. смелость

3. целенаправленность

4. настойчивость

5. самостоятельность

6. инициативность

7. выдержка

8. дисциплинированность

Теперь давайте попробуем нарисовать такой же рисунок про самих себя. Не забывайте, что сектора нужно подписывать.

 Вопросы для обсуждения:

1. Чем отличаются все три рисунка, чем они похожи?

2. Чего бы вам хотелось добавить в  рисунок своего характера?

3. Насколько это реально?  

Задание 3

« Догонялки из Хогвартса»

Обычная игра в догонялки превращается в настоящий спорт (как и квиддич), если немного усложнить ее правила. Конечно, водящий будет дементором, а все убегающие – юными волшебниками. У всех  «волшебников» будет один на всех талисман, который будет спасать от нападения дементора, т.е., если у тебя в руках – талисман, водящий не может тебя трогать. Но талисман один на всех, поэтому нужно стараться бросить его тому, кого может схватить дементор. Тот, кого поймали, тоже становится дементором. Таким образом, победитель в игре должен остаться один, ему и будет вручен приз – транспорт для игры в квиддич.

Вопросы для обсуждения:

  1. От чего зависит: бросят тебе ребята талисман или нет?
  2. Вы сами бросали талисман всем, кто нуждался ил только тому, кому хотелось?
  3. О какой своей черте характера вы задумались после этих догонялок?

 Задание 4

Все мы помним, как трудно приходилось Гарри с письмами. Их постоянно пытались перехватить пособники Сами-Знаете-Кого, чтобы навредить Поттеру. Гарри придумал много волшебных способов зашифровать свои послания. Сегодня мы попытаемся освоить еще один, может быть, кому-то он пригодится в будущем. Смысл шифра заключается в том, что нужно переписать текст письма, не дописывая нижние закорючки букв, то есть писать только верхнюю половинку букв. Я покажу на доске. Это довольно сложный способ письма, посмотрим, у кого получится.

Текст для зашифровки (в нем, кстати, пропали кое-какие буквы, поэтому их надо сначала вставить)

Мы пр_зываем всех, кто нас услыш_т, про_влять бдительн_сть. Сейчас М_нистерство г_товит к изданию справ_чник «Как защитить с_бя и семью: элементарные методы _бороны»; в течение бл_жайшего месяца он будет б_сплатно разослан всем в_лшебникам по д_машнему адресу. Подробности с_бытий, заставивших чиновников столь резко изм_нить свое мнение, по-прежнему не ясны, однако можно утверждать, что в четверг вечером Тот-Кого-Нельзя-Называть и банда его бл_жайших приверженц_в, известных как пожиратели смерти, пр_рвались внутрь М_нистерства магии.

Подведение итогов по упражнению: обязательно провести параллель между теми, кто успешно вставил буквы и теми, кто справился с заданием. С помощью таких заданий значительно понижается уровень школьной тревожности, связанной со страхами проверки, т.к. основное задание (орфографическое) отодвигается на второй план, психологически «облегчается».

Вывод: игровые элементы довольно трудно включать в занятия с подростками, при этом невозможно обойтись без таких «волшебных» занятий, с помощью которых значительно понижается уровень тревожности, а уровень и мотивации  обучения, и мотивации одобрения повышается. Кроме того, подросток, несмотря на взросление, еще не умеет самостоятельно анализировать различные модели поведения, в том числе и свою,  сделать это ему легче опираясь на книжных героев, частично, элементами анализируя при этом и себя.  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно- развивающих логопедических занятиях с учащимися с нарушениями чтения

Чтение остаётся основным способом получения новых знаний. Но не все дети в необходимой степени овладевают этим навыком. Дислексические нарушения поддаются коррекции.Конспект занятия. 2 класс. Тема: "С...

Интегрированный урок литературы и английского языка «Волшебный мир Хогвартса» по книге ДЖ. К. Ролинг «Гарри Поттер и философский камень»

Сказка о Гарри Поттере похожа на все другие и отлична от всех. Мальчик-сирота учится быть сильным с теми, кто считает его "слабаком", и великодушным с теми, кто зависит от его воли. Это сказка о правд...

Викторина по книгам Джоан Роулинг о Гарри Поттере.

Данный материал может быть использован во внеклассной работе, а также при проведении классных часов....

«Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ в коррекционно-развивающих играх с природным материалом»

Значение развития мелкой моторики:Повышают тонус коры головного мозга.Развивают речевые центры коры головного мозга.Стимулируют развитие речи ребенка.Согласовывают работу понятийного и двигательного ц...