«Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ в коррекционно-развивающих играх с природным материалом»
методическая разработка (6 класс)

Значение развития мелкой моторики:

  1. Повышают тонус коры головного мозга.
  2. Развивают речевые центры коры головного мозга.
  3. Стимулируют развитие речи ребенка.
  4. Согласовывают работу понятийного и двигательного центров речи.
  5. Способствуют улучшению артикуляционной моторики.
  6. Развивают чувство ритма и координацию движений.
  7. Подготавливают руку к письму.
  8. Поднимают настроение ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_melkaya_motorika.docx28.61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области «Школа- интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с. Малый Толкай»

 

«Инновационные формы и методы обучения и воспитания детей с ОВЗ и

детей-инвалидов»

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ в коррекционно-развивающих играх с природным материалом»

Автор: Кириллова Татьяна Андреевна

                                                                          Воспитатель 1 категории ГБОУ школы-интерната

                                                                                                            с. Малый Толкай

Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ

в коррекционно-развивающих играх с природным материалом

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

В.А. Сухомлинский

У детей с отклонениями в развитии очень бедный опыт практической деятельности с предметами, бедный запас знаний об окружающем мире, нарушено сенсорное восприятие, пространственные представления. Очень часто обучающиеся с ОВЗ не посещали дошкольные образовательные учреждения, приходят в школу не подготовленными к обучению ни психологически, не физически. Поэтому большая ответственность за подготовку к обучению в школе, адаптацию, развитие всех психофизических функций детей с ограниченными возможностями ложится на педагогов.

Работая в школе с детьми с  ОВЗ, я убедилась в том, что у ребят  в развитии трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному,  необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу. У учащихся наблюдается замедленное, недостаточное, недифференцированное зрительное восприятие, обусловленное невозможностью фиксации взора и прослеживания за предметами. У многих детей отмечаются нарушения координации движений глаз и рук. Перечисленные особенности сочетаются с общей моторной недостаточностью. Эти нарушения проявляются в неспособности детей целенаправленно управлять своими движениями. У них наблюдаются трудности в воспроизведении движений по образцу, нарушение темпа выполнения и воспроизведения, плохая дифференциация движений по времени и амплитуде. Кроме того, отмечаются пространственные нарушения и пространственная дезорганизация, дети часто не могут довести  начатое  до конца. Исследованиями  выявлены значительные нарушения моторики пальцев рук. Часто у учеников с ОВЗ  встречаются нарушения регуляции мышечного тонуса, что выражается в повышении или снижении тонических рефлексов. Таким образом, нарушения двигательных навыков сложны и очень разнообразны.  У таких ребят  существуют свои особенности использования различных приёмов для развития мелкой моторики. Учёными доказано, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становление речи. Словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Особенно важно развивать двигательную активность пальцев рук с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Двигательные нарушения, ограничивающие предметно – практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельности передвижения, ставят ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в полную зависимость от ближайшего окружения. В то же время отсутствие единства зрительного, двигательного, тактильного образов затрудняет приобретение трудовых умений, навыков самообслуживания. Развитие мелкой моторики и координация движений являются одними из важнейших аспектов развития детей с ОВЗ. Руки участвуют во всех рабочих движениях ребёнка.

Значение развития мелкой моторики:

  1. Повышают тонус коры головного мозга.
  2. Развивают речевые центры коры головного мозга.
  3. Стимулируют развитие речи ребенка.
  4. Согласовывают работу понятийного и двигательного центров речи.
  5. Способствуют улучшению артикуляционной моторики.
  6. Развивают чувство ритма и координацию движений.
  7. Подготавливают руку к письму.
  8. Поднимают настроение ребенка.

Мелкую моторику рук развиваю с помощью:

  • Различных игр с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;
  • Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку;
  • Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать, выливать – наливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстия;
  • Рисование карандашами (фломастерами, кистью);
  • Застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т.д.

А также игры и упражнения с объектами неживой природы, успешно используются мною в работе с детьми с ОВЗ. При этом решается и ряд коррекционных задач таких, как:

-обогащается чувственный опыт детей: учатся узнавать на ощупь объекты неживой природы и их качества в процессе перцептивных действий;

- совершенствуется мелкая моторика рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий с объектами неживой природы;

- стимулируется межанализаторное взаимодействие( речедвигательная, зрительно-двигательная координация и др.);

- развивается познавательная функция рук: координация движений обеих рук со зрительным прослеживанием (захват, удержание, приближение, удаление);

- стимулируется речевая активность в процессе игр с природным материалом;

- стимулируются мыслительные операции в процессе актуализации знаний.

А также решаются и воспитательные задачи:

- формируется у учащихся интерес и положительное отношение к объектам неживой природы учатся адекватно и эмоционально воспринимать природу;

- развивается стремление действовать вместе со взрослыми вместе радоваться процессу игры;

- формируется умение адекватно, бережно и осторожно работать с природным материалом;

- развивается эмоциональный отклик на игровые действия с природным материалом, обогащается эмоциональный опыт в процессе взаимодействия с природными объектами.

Но для формирования адекватных представлений о неживой природе, мы используем только те объекты, которые непосредственно окружают ребенка и с которыми он имеет возможность действовать в повседневной жизни. На режимных моментах в данном учреждении иногда остается совсем немного времени, но игры с песком, с водой, со снегом- это одна из наиболее часто встречающихся в быту природных материалов и одна из форм естественной деятельности ребенка в природной среде. Кроме того объекты неживой природы доступны игры с ними не требуют сложных приспособлений или специально созданных условий

Игры с водой я использую такие как:

  • Смешивание контрастной воды горячей и ледяной;
  • Тяжелый и легкий. Предлагаю ребенку взять в правую руку большой камень, а в левую - маленький. "В какой руке у тебя тяжелый камень? А в какой руке легкий камень? Давай посмотрим, какой камень опустится на дно быстрее. Тяжёлый или лёгкий?".
  • В час по чайной ложке. Наливаем воду в один стакан. Показываем ребенку, как можно переливать воду ложками в другой стакан. Разрешаем ему поиграть самостоятельно.
  • Выжми мочалку. Одну емкость заполняем водой. Показываем ребенку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды - в другую. Предложите попробовать самому сделать то же самое.

Игры с снегом во время прогулок такие, как:

  • поймай снежный ком;
  • лепим, перекатываем, ловим и т.д.

Игры с песком:

Коррекционно-развивающие игры с песком я провожу таким образом, мы погружаем свои руки и руки детей в песок и проговариваем свои ощущения: «Песок теплый приятный ласкает пальчики. В последующем предлагается обучающимся ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении ( песок помогает детям ровно держать ладонь), также с помощью песка дети могут оставлять отпечатки рук на мокром песке а также рисовать различные геометрические формы. Самостоятельно,  рисуя геометрические формы на песке, дети лучше усваивают представления о сенсорных эталонах.  Игра нами становится еще интереснее,  если в песке заранее спрячем грецкий орех, каштан шишку, камень и т.д., но можно предложить и такую игру: « Взрослый закапывает предмет- машинку, мячик, лопатку, шишку, желудь, а ребенок в процессе раскопки по открывающейся части предмета пытается догадаться,  что же там спрятано? Эти занятия позволяют перейти к упражнениям направленным на развитие движений пальцев рук мелкой моторики: пальчики гуляют по песку, танцуют на песке, играют как на «пианино», работают как на «компьютере» и т.д.  Эти упражнения наряду с развитием тактильно-кинестетических чувств и мелкой моторики учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, а  это в свою очередь способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Погрузив кисти рук в песок, ребенок начинает ими шевелить, наблюдая за тем, как изменится песчаный рельеф. Игра усложнится, если это упражнение проделать во влажном песке.

Для развития более тонких координированных движений пальцев, дети раскладывают мелкие камушки, палочки, зерна по небольшим коробочкам,  перебирание крупы фасоли, гороха, гречки, риса двумя пальцами одновременно,  двумя руками сначала действие выполняется 1-м и 2-м пальцами, потом 1-м и 3-м, 1-м и 4-м, 1-м и 5-м.

Учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.
-Работу провожу регулярно, систематически.
- Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
- Повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.
- Забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям.
- Стараюсь, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.
Использование вышеприведенных упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику в развитии мелкой моторики и развитии речи детей. Упражнения, укрепляющие мелкие мышцы руки, необходимы не только для развития общей и мелкой моторики, речи детей, но и интеллектуального развития, совершенствования функций коры головного мозга и в дальнейшем формирования навыка письма в школе.
 Такой подход позволяет обучающимся определить в процессе игры как цвет, форму, размер, упругость, запах и вес объектов. Вся эта информация усваивается на основе межанализаторных связей, что делает опыт ребенка более полным, достоверным, прочным и конечно же развивается пальцевая моторика рук.

Литература

 1.Агаян, Г. Г. «Мы топали, мы топали»: учеб, пособие для родителей и воспитателей / Карапуз, 2003.
2.Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ : практическое пособие / Сост. Л. В. Белкина. – Воронеж «Учитель», 2004.

3.Александрова, Т. В. «Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок» / Т. В. Александрова // Дошкольная педагогика. – 2008. – №7.

4.Коноваленко, В. В. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений» / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 2000. – 18с., ил.

5.Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей./ С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. – №1.

6.Соколова Ю. А. «Игры с пальчиками. Ю.А.Соколова» – М.: 2004.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная направленность уроков технологии. Роль развития мелкой моторики рук у детей с ДЦП.

Статья освещает направления и принципы коррекционной работы с детьми с ДЦП в школе-интернате, в частности на уроках технологии....

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.В данно...

Система развития мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста с дизартрией

Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук....

Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук у детей младшего возраста.

Чем могут заняться родители в домашних условиях со своими малышами с целью развития мелкой мотрики рук....

Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста

Пальчиковые игры - весёлое, увлекательное и полезное занятие. Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»....

Коррекционная деятельность по развитию психических функций в процессе развития мелкой моторики у незрячих детей с глубоким нарушением интеллекта

Рабочая программа по развитию мелкой моторики( VIII вид)1 класс (34 часа)1 час в неделю.Ориентировка в собственном теле. Голова, туловище, руки, ноги (на себе, на товарище, стоящем перед собой). Части...

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках адаптивной физической культуры

В настоящее время процент детей с задержкой психического развития растет, а данная патология предполагает последующее выравнивание или незначительное отставание. Необходимо большее внимание уделять да...