Психологический практикум
материал по психологии (9 класс) на тему

Кащеева Марина Викторовна

Цель: научить учащихся уважать себя и других людей, выражать свои эмоции без оценки, обид, неудовлетворенности, развивать культуру общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psikhologicheskiy_praktikum.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический практикум

Цель: научить учащихся уважать себя и других людей, выражать свои эмоции без оценки, обид, неудовлетворенности, развивать культуру общения.

Материалы: листы бумаги, ручки, фломастеры, ножницы, журналы, клей, скотч, маленькие игрушки, ведро для мусора.

Ход.

1. Информационная часть.

    Сегодня мы с вами поговорим об отношениях между людьми, умении строить их так, чтобы все участники общения были довольны, ни к кому не было применено насилие, никто не чувствовал бы эмоционального дискомфорта.

  В своей работе мы руководствуемся Концепцией приоритетных направлений, одно из направлений которой является воспитание устойчивого развития личности, профилактика психического и физического насилия, обид, недостойного и жестокого отношения с детьми.

    Почему именно мы  сегодня говорим  об отношениях между людьми, вы узнаете в этих строчках:

Ти знаєш — що ти людина?

Ти знаєш про це чи ні?

Усмішка твоя — єдина.

Мука твоя — єдина        

Очі твої одні.

Сьогодні усе для тебе —

Озера, гаї, степи.

І жити спішити треба,

Кохати спішити треба —

Дивися ж — не проспи.

Більше тебе не буде

 Завтра на цій Землі,

Інші ходитимуть люди —

Добрі, ласкаві й злі.

Бо ти на Землі — людина,

І хочеш того чи ні —

Усмішка твоя —єдина,

Мука твоя — єдина,

Очі твої — одні.

      Как вы думаете, почему я выбрала и прочитала вам эти строки? Сколько времени на земле живет человек? Достаточно его для того, чтобы получить столько доброты и заботы, сколько бы нам хотелось  иметь?

     А кто из вас и как часто задумывался над вопросом: что мы оставляем после себя в душах других людей?

1.Оставить След так важно на Земле!..
Поступком, Словом или трепетной Любовью!..
Оставить След… в Истории, в Судьбе…
И в чей-то Памяти, окрашенной Тобою!..

2.Оставить След так нужно на Земле
В изменчивости Времени нетленный!..
Оставить След… ступая по росе…
Или слагая гимны о Вселенной!..

3.Оставить След так сложно на Земле!..
И вроде ходишь, но Следов не видно!..
Оставить След… для этого Тебе
Взлететь придётся, - это Очевидно!..

    Мы уже говорили, что каждый из нас живет только один раз, каждый из нас единственный и неповторимый, и стоит задуматься над вопросом: как же нам стоит прожить эту жизнь,какие воспоминания останутся после нас, что хорошего мы сделали, чтобы люди не забыли нас?

Хочу вам рассказать притчу, а вы подумайте: о чем будет речь?

2.Притча

«Однажды маленькая синичка, сидя на заснеженной ветке дерева, спросила у дикого голубя:

- Скажи, сколько весит одна снежинка?

- Не больше, чем ничего, - ответил он ей.

- Тогда я хочу рассказать тебе очень интересную историю, - продолжала синичка. - Один раз я сидела на еловой ветке, и начал падать густой снег. Это еще не была снежная буря, и легкие снежинки спокойно ложились на деревья. Я насчитала 7 435 679 снежинок, которые опустились на еловую ветку. И когда последняя снежинка, которая  как ты сказал, «весит не больше, чем ничего», упала на нее - ветка сломалась. После этого синичка взлетела, оставив голубя в глубокой задумчивости ».

У меня к вам вопрос. Сколько весят наши слова?

    Вы все прослушали эту притчу, скажите, как вы думаете, для чего я ее рассказала, что хотела этим сказать?

     Конечно, обиды не берутся ниоткуда и сразу же не возникают. И порой те слова, которые не стоят ничего, наши поступки, которые мы делаем, незаметные для нас самих, лажатся  большой обидой и болью на других. И под таким тяжелым бременем может сломаться каждый человек. Я точно знаю, что хотя бы раз, но каждый из нас наносил оскорбления другим, даже не замечая этого.        

     3. Упражнение «То, что я не вижу»

Цель: показать субъективность восприятия различной информации, учить толерантного отношения друг к другу.

Материалы: 2-3 предмета (маленькие игрушки или канцелярские принадлежности, которые можно поместить в руке, желательно, чтобы предметы были между собой похожи).

Участники садятся в круг. Все закрывают глаза и не открывают их, пока не услышат команду «открыть глаза». Тренер кладет участнику в руку выбранный предмет. Участник, не не открывая  глаз, должен охарактеризовать то, что он держит. Сказать, какой он по форме, имеет ли этот предмет мелкие детали, если да, то какие, и как его можно использовать. Все остальные сидят молча и не должны подсказывать. После того, как ученик ответит на поставленные вопросы, он передает предмет психологу и может открыть глаза, но не выражая эмоций от увиденного.

Вывод: если мы точно не представляем, что это за предмет, то наше мнение о нем может быть ошибочным. Так происходит и в общении с людьми. Если мы хорошо не знаем человека (или видим впервые), то знать, почему он так или иначе поступает или говорит, мы точно не можем. Поэтому нам нужно не спешить в своих выводах.

Мы  должны быть осторожны в своих оценках!

4. Презентация «Жестокое обращение с детьми»

5. Коллаж «Нет насилию!»

Цель: закрепить в сознании участников понятие «жестокость» и формы преодоления жестокого отношения, развивать коммуникативные навыки.

Материалы: журналы, ножницы, клей, фломастеры, листы бумаги, скотч.

         Участники  обьединяються в четыре группы: педагоги, родители, социальные службы, дети.  Задача состоит в создании коллажа, который бы отражал понимание того, что мы можем сделать, чтобы предотвратить насилие.

    Как можно организовать свое поведение, чтобы в общении не использовать формы насилия или жестокого обращения?

 

6. Просмотр фильма «Не отримайте сонце у детей»

    7. Упражнение «Подарок»
   
Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.
   
Время проведения: 10 минут.

Сердце-свеча

И как одна свеча зажигает другую

И одной свечой зажигаются тысячи,

Так и одно сердце зажигает другое,

И зажигаются тысяч


   Далее каждый из участников зажигает свечу, высказывается, что он хотел бы подарить группе и опускает свечу на воду.

 «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»


Спасибо всем за участие!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологический практикум «Социализация детей «группы риска»

В статье представлено описание проекта, целью которого является  формирование у подростков «группы риска» адекватной самооценки, снижение потребности в самоутверждении посредством демонстративног...

Рабочая программа по курсу" Психологический практикум"

Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют де...

Общий психологический практикум. Диагностика развития познавательных процессов учащихся

Данный материал составлен для тех, кому нужен пример для составления общего психологического практикума при диагностике  развития познавательных процессов учащихся...

Психологический практикум для родителей учащихся по теме "Ох, эти трудные детки"

Педагог-психолог школы Саенко И.А. проводит психологический практикум для родителей, рассматривая вопросы взаимоотношений детей и родителей....

Программа по предмету: "психологический практикум"

Современные психологические исследования свидетельствуют о недостаточном уровне развития самосознания  у детей с интеллектуальными нарушениями,  неадекватности представлений умственно ...

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ практикум "Я и моя жизнь или сохранение здоровья"

ЦЕЛЬ:       Формирование чувства ответственности за свою жизнь и ...

Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 5-8 классов "Психологический практикум"

Предлагаемая программа направлена на развитие коммуникативной культуры подростков.     Темы занятий отражают личные проблемы детей данного возраста, поэтому они могут использоватьс...