конспект коррекционно-развивающего занятия во 2 классе " Учимся. играя!"
план-конспект урока по психологии на тему

Старшова Ольга Викторовна

Конспект занятия с использованием развивающих упражнений для развития мышления. К конспекту прилагается презентация к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           Учимся, играя!

        Конспект коррекционного занятия во 2   классе  по теме: «Качества мышления»

Составитель:

педагог-психолог

Старшова Ольга Викторовна

Саратов 2014

Продолжительность занятия 30-35 минут.

Цель: познакомить учащихся с качествами мышления: быстротой, гибкостью, глубиной. Тренировка данных качеств мышления.

Задачи:

1. Коррекционная: коррекция мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения.

2. Воспитательная: воспитание чувства дружбы и взаимопомощи; интереса к различным профессиям.

3. Речевая: выбор грамматически верных форм слов в составе предложения (составление пословицы).

Оборудование: презентация  животных из сказки (орлица, лиса, дельфин), карточки с заданиями, мультимедия, презентация к уроку.

Ход занятия

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: « Улыбнитесь!»; « Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнения мозговой гимнастики«Перекрестные движения»

Основная часть

Психолог:

- Ребята, тему сегодняшнего занятия вы попробуете определить сами, и для этого вам придется отгадать загадку:

Она вмиг может облететь весь свет?

(ответ: мысль.)

Психолог:

- Да, вы совершенно правы. Мысль может вмиг облететь нашу Землю и даже охватить вселенную!

- Итак, как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего занятия?

Ребята:

- Мышление.

Психолог:

- Ребята, а мышление оно какое? Расскажите о нем. (Ответы ребят: оно помогает нам думать, решать математические задачи, анализировать, решать кроссворды)

Психолог:

- Чтобы узнать о качествах мышления, послушайте небольшую сказку.

Сказка о короле Мышлении  его помощниках

Король Мышление был очень богатым и щедрым. Он все знал, все умел и всегда делился своими знаниями и умениями. И, конечно, у короля были его верные и незаменимые помощники. С которыми нам предстоит познакомиться сегодня.

Однажды король Мышление отправился осматривать свои владения. Королевство его было огромно, он был обеспокоен тем, что не успеет и к полуночи осмотреть владения. Поэтому он позвал свою помощницу орлицу по имени Быстрота.

http://ped-kopilka.ru/images/ris_1.jpg

Вместе они вмиг осмотрели все королевство с высоты. И теперь на пути его был дремучий лес. Но помощница лисица по имени Гибкость ловко провела его через густую, непролазную лесную чащобу.

http://ped-kopilka.ru/images/ris_2.jpg

- Какая же трудная у меня была дорога,- подумал король Мышление. Но впереди был не менее сложный путь. Перед Мышлением простиралось бездонное синее море. И тогда он позвал своего друга –помощника дельфина по имени Глубина и осмотрел самые укромные уголки своего подводного мира.

http://ped-kopilka.ru/images/ris_3.jpg

Король Мышление вернулся в свой замок очень поздно. И был счастлив от того, что владения его столь богаты, а рядом всегда есть друзья, которые помогут.

По завершении сказки изображения помощников мышления закреплены на магнитной доске. По картинкам можно задать дополнительные вопросы:

- Кто из героев отличается от остальных?

Возможные ответы: Орлица, потому что она умеет летать, дельфин и лисица нет. Орлица, так как она не млекопитающее в отличие от лисицы и дельфина. Дельфин, так как он водоплавающее и др.

Психолог:

- Вспомните, ребята, какие друзья были у мышления?(ответы ребят)

Лисица-Гибкость.

Орлица – Быстрота.

Дельфин – Глубина.

- Ребята, все эти друзья – это качества мышления.

Насколько  гибкое ваше мышление, мы посмотрим с вами сейчас. Следующее задание – словесный лабиринт (карточки с заданием). Каждое слово лабиринта читается, начиная с правого нижнего угла до верхнего левого.

Я

л

т

п

м

о

к

е

з

 

т

и

с

а

п

а

о

р

з

с

в

к

 

е

ц

б

к

м

н

о

я

к

л

о

с

 

к

е

в

ж

з

у

о

ш

я

о

л

г

к

а

е

ч

 

д

у

ш

а

р

т

Психолог:

Ребята, слова, которые получились, записываем на доску и в тетрадь: земля, солнце, красит, человек, труд. Составляем  из этих слов пословицу: Землю солнце красит, а человека – труд. Как вы понимаете смысл этих слов? Какие еще пословицы про труд вы знаете?

А сейчас мы с вами проверим, насколько наше мышление быстрое. Постарайтесь как можно быстрее отгадать загадки о профессиях и изобразить, как работают люди этих профессий (физминутка).

1. Встаем мы очень рано,

Ведь наша забота-

Всех отвозить по утрам на работу  (шофер)  

Ребята изображают действия шофера.

 

2. Вот на краешке с опаской,

Он железо красит краской,

У него в руке ведро,

Сам раскрашен он пестро (маляр).

 Ребята изображают действия маляра.

3. Он проснется на заре,

Снег расчистит во дворе,

Все дорожки подметет,

И песком посыплет лед. (дворник)

Ребята изображают действия дворника.

Психолог:

- Вот какое у вас быстрое мышление. Вы очень быстро отгадали загадки и точно изобразили действия представителей всех профессий.

- Ребята, у нас еще осталось очень важное качество мышления - глубина. Чтобы выполнить следующее задание, необходимо уметь анализировать, сравнивать (карточки с индивидуальными заданиями)

1. Вычеркни одно лишнее слово

а) роза, лилия, герань, ромашка, патиссон,

б) пруд, ручей, море, мост, болото,

в) машинка, медвежонок, песок, пирамидка, лопатка,

г) клен, береза, орешник, дуб, осина,

д) Степан, Павел, Иванов, Макар, Андрей,

е) впечатлительный, медленный, грустный, вкусный, осторожный.

2. Назовите одним словом эти слова.  Запишите его.

Пример: дерево, цветок… - растение

а) лещ,  щука…

б) осень, весна….

в) кабачок, репа….

г) сирень, крыжовник…

д) стул, кресло…

е) утро, ночь…

вПсихолог:

- Итак, ребята, с какими качествами мышления мы сегодня познакомились? 

Ответы ребят:

- с гибкостью,

- быстротой,

- глубиной.

Рефлексия занятия: какие задания были простыми, а какие сложнее? Что еще хотели бы узнать о мышлении?

Ответы ребят.

Список литературы:

1. Никишина В.Б. «Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития». Пособие для психологов и педагогов. – М.: ВЛАДОС, 2003г. – 128с.

2. Овчарова Р.В. «Практическая психология в начальной школе» М., 2002.

3. Овчарова Р.В. «Справочная книга школьного психолога» М, 1996.

                                 Учимся, играя!

                           Тема: «Качества мышления»

Продолжительность занятия 30-35 минут.

Цель: познакомить учащихся с качествами мышления: быстротой, гибкостью, глубиной. Тренировка данных качеств мышления.

Задачи:

1. Коррекционная: коррекция мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения.

2. Воспитательная: воспитание чувства дружбы и взаимопомощи; интереса к различным профессиям.

3. Речевая: выбор грамматически верных форм слов в составе предложения (составление пословицы).

Оборудование: презентация  животных из сказки (орлица, лиса, дельфин), карточки с заданиями, мультимедия.

Ход занятия

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: « Улыбнитесь!»; « Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнения мозговой гимнастики«Перекрестные движения»

Основная часть

Психолог:

- Ребята, тему сегодняшнего занятия вы попробуете определить сами, и для этого вам придется отгадать загадку:

Она вмиг может облететь весь свет?

(ответ: мысль.)

Психолог:

- Да, вы совершенно правы. Мысль может вмиг облететь нашу Землю и даже охватить вселенную!

- Итак, как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего занятия?

Ребята:

- Мышление.

Психолог:

- Ребята, а мышление оно какое? Расскажите о нем. (Ответы ребят: оно помогает нам думать, решать математические задачи, анализировать, решать кроссворды)

Психолог:

- Чтобы узнать о качествах мышления, послушайте небольшую сказку.

Сказка о короле Мышлении  его помощниках

Король Мышление был очень богатым и щедрым. Он все знал, все умел и всегда делился своими знаниями и умениями. И, конечно, у короля были его верные и незаменимые помощники. С которыми нам предстоит познакомиться сегодня.

Однажды король Мышление отправился осматривать свои владения. Королевство его было огромно, он был обеспокоен тем, что не успеет и к полуночи осмотреть владения. Поэтому он позвал свою помощницу орлицу по имени Быстрота.

Вместе они вмиг осмотрели все королевство с высоты. И теперь на пути его был дремучий лес. Но помощница лисица по имени Гибкость ловко провела его через густую, непролазную лесную чащобу.

- Какая же трудная у меня была дорога,- подумал король Мышление. Но впереди был не менее сложный путь. Перед Мышлением простиралось бездонное синее море. И тогда он позвал своего друга –помощника дельфина по имени Глубина и осмотрел самые укромные уголки своего подводного мира.

Король Мышление вернулся в свой замок очень поздно. И был счастлив от того, что владения его столь богаты, а рядом всегда есть друзья, которые помогут.

По завершении сказки изображения помощников мышления закреплены на магнитной доске. По картинкам можно задать дополнительные вопросы:

- Кто из героев отличается от остальных?

Возможные ответы: Орлица, потому что она умеет летать, дельфин и лисица нет. Орлица, так как она не млекопитающее в отличие от лисицы и дельфина. Дельфин, так как он водоплавающее и др.

Психолог:

- Вспомните, ребята, какие друзья были у мышления?(ответы ребят)

Лисица-Гибкость.

Орлица – Быстрота.

Дельфин – Глубина.

- Ребята, все эти друзья – это качества мышления.

Насколько  гибкое ваше мышление, мы посмотрим с вами сейчас. Следующее задание – словесный лабиринт (карточки с заданием). Каждое слово лабиринта читается, начиная с правого нижнего угла до верхнего левого.

Я

л

т

п

м

о

к

е

з

 

т

и

с

а

п

а

о

р

з

с

в

к

 

е

ц

б

к

м

н

о

я

к

л

о

с

 

к

е

в

ж

з

у

о

ш

я

о

л

г

к

а

е

ч

 

д

у

ш

а

р

т

Психолог:

Ребята, слова, которые получились, записываем на доску и в тетрадь: земля, солнце, красит, человек, труд. Составляем  из этих слов пословицу: Землю солнце красит, а человека – труд. Как вы понимаете смысл этих слов? Какие еще пословицы про труд вы знаете?

А сейчас мы с вами проверим, насколько наше мышление быстрое. Постарайтесь как можно быстрее отгадать загадки о профессиях и изобразить, как работают люди этих профессий (физминутка).

1. Встаем мы очень рано,

Ведь наша забота-

Всех отвозить по утрам на работу  (шофер)  

Ребята изображают действия шофера.

 

2. Вот на краешке с опаской,

Он железо красит краской,

У него в руке ведро,

Сам раскрашен он пестро (маляр).

 Ребята изображают действия маляра.

3. Он проснется на заре,

Снег расчистит во дворе,

Все дорожки подметет,

И песком посыплет лед. (дворник)

Ребята изображают действия дворника.

Психолог:

- Вот какое у вас быстрое мышление. Вы очень быстро отгадали загадки и точно изобразили действия представителей всех профессий.

- Ребята, у нас еще осталось очень важное качество мышления - глубина. Чтобы выполнить следующее задание, необходимо уметь анализировать, сравнивать (карточки с индивидуальными заданиями)

1. Вычеркни одно лишнее слово

а) роза, лилия, герань, ромашка, патиссон,

б) пруд, ручей, море, мост, болото,

в) машинка, медвежонок, песок, пирамидка, лопатка,

г) клен, береза, орешник, дуб, осина,

д) Степан, Павел, Иванов, Макар, Андрей,

е) впечатлительный, медленный, грустный, вкусный, осторожный.

2. Назовите одним словом эти слова.  Запишите его.

Пример: дерево, цветок… - растение

а) лещ,  щука…

б) осень, весна….

в) кабачок, репа….

г) сирень, крыжовник…

д) стул, кресло…

е) утро, ночь…

Психолог:

- Итак, ребята, с какими качествами мышления мы сегодня познакомились? 

Ответы ребят:

- с гибкостью,

- быстротой,

- глубиной.

Рефлексия занятия: какие задания были простыми, а какие сложнее? Что еще хотели бы узнать о мышлении?

Ответы ребят.

Список литературы:

1. Никишина В.Б. «Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития». Пособие для психологов и педагогов. – М.: ВЛАДОС, 2003г. – 128с.

2. Овчарова Р.В. «Практическая психология в начальной школе» М., 2002.

3. Овчарова Р.В. «Справочная книга школьного психолога» М, 1996.

1. Встаем мы очень рано,

Ведь наша забота-

Всех отвозить по утрам на работу  (шофер)  

Ребята изображают действия шофера.

 

2. Вот на краешке с опаской,

Он железо красит краской,

У него в руке ведро,

Сам раскрашен он пестро (маляр).

 Ребята изображают действия маляра.

3. Он проснется на заре,

Снег расчистит во дворе,

Все дорожки подметет,

И песком посыплет лед. (дворник)

Ребята изображают действия дворника.

Задание 2. Вычеркни одно лишнее слово

а) роза, лилия, герань, ромашка, патиссон,

б) пруд, ручей, море, мост, болото,

в) машинка, медвежонок, песок, пирамидка, лопатка,

г) клен, береза, орешник, дуб, осина,

д) Степан, Павел, Иванов, Макар, Андрей,

е) впечатлительный, медленный, грустный, вкусный, осторожный.

Задание 2. Вычеркни одно лишнее слово

а) роза, лилия, герань, ромашка, патиссон,

б) пруд, ручей, море, мост, болото,

в) машинка, медвежонок, песок, пирамидка, лопатка,

г) клен, береза, орешник, дуб, осина,

д) Степан, Павел, Иванов, Макар, Андрей,

е) впечатлительный, медленный, грустный, вкусный, осторожный.

Задание 2. Вычеркни одно лишнее слово

а) роза, лилия, герань, ромашка, патиссон,

б) пруд, ручей, море, мост, болото,

в) машинка, медвежонок, песок, пирамидка, лопатка,

г) клен, береза, орешник, дуб, осина,

д) Степан, Павел, Иванов, Макар, Андрей,

е) впечатлительный, медленный, грустный, вкусный, осторожный.

Задание 3. Назовите одним словом эти слова.  Запишите его.

Пример: дерево, цветок… - растение

а) лещ,  щука…

б) осень, весна….

в) кабачок, репа….

г) сирень, крыжовник…

д) стул, кресло…

е) утро, ночь…

Задание 3. Назовите одним словом эти слова.  Запишите его.

Пример: дерево, цветок… - растение

а) лещ,  щука…

б) осень, весна….

в) кабачок, репа….

г) сирень, крыжовник…

д) стул, кресло…

е) утро, ночь…

Задание 3. Назовите одним словом эти слова.  Запишите его.

Пример: дерево, цветок… - растение

а) лещ,  щука…

б) осень, весна….

в) кабачок, репа….

г) сирень, крыжовник…

д) стул, кресло…

е) утро, ночь…

к

е

в

ж

з

у

о

ш

я

о

л

г

к

а

е

ч

Задание 1.

Я

л

т

п

м

о

к

е

з

т

и

с

а

п

а

о

р

з

с

в

к

 

 

е

ц

б

к

м

н

о

я

к

л

о

с

д

у

ш

а

р

т

 

 

                              Задание 1.

к

е

в

ж

з

у

о

ш

я

о

л

г

к

а

е

ч

Я

л

т

п

м

о

к

е

з

т

и

с

а

п

а

о

р

з

с

в

к

 

 

е

ц

б

к

м

н

о

я

к

л

о

с

д

у

ш

а

р

т

 

 

                                    Задание 1.

к

е

в

ж

з

у

о

ш

я

о

л

г

к

а

е

ч

Я

л

т

п

м

о

к

е

з

т

и

с

а

п

а

о

р

з

с

в

к

 

 

е

ц

б

к

м

н

о

я

к

л

о

с

д

у

ш

а

р

т

 

 

 Администрация Ленинского района муниципального образования

«Город Саратов»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №86»

Ленинского района г. Саратова

            Конспект коррекционно-развивающего  занятия

                                для обучающихся  3  Г класса

                               Учимся, играя!

                              Тема: «Качества мышления»

                                                                            Составитель  педагог-психолог

первой квалификационной категории

Старшова О.В.

                                                     2014


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Учимся, играя!» Тема урока: « Качество мышления»

Слайд 2

Создаем хорошее настроение: « Улыбнитесь!»; « Скажите добрые слова друг другу».

Слайд 3

Выполняем упражнения мозговой гимнастики« Пере­крестные движения»

Слайд 4

загадка Она вмиг может облететь весь свет?

Слайд 5

Сказка о короле Мышлении его помощниках

Слайд 6

Орлица Быстрота

Слайд 7

Лисица Гибкость

Слайд 8

Дельфин Глубина

Слайд 10

Лисица-Гибкость Орлица-Быстрота Дельфин-Глубина

Слайд 11

Я л т п м о к е з

Слайд 12

земля

Слайд 13

т и с а п а о р з с в к

Слайд 14

красит

Слайд 15

к е в ж з у о ш я о л г к а е ч

Слайд 16

человек

Слайд 17

е ц б к м н о я к л о с

Слайд 18

солнце

Слайд 19

д у ш а р т

Слайд 20

труд

Слайд 21

земля солнце красит человек труд

Слайд 22

пословица Землю солнце красит, а человека- труд

Слайд 23

Пословицы: Любишь кататься-люби и саночки возить. Дело мастера боится. Какие труды, такие и плоды. Куй железо, п ока горячо. Готовь сани летом, а телегу зимой.

Слайд 24

Отгадайте загадки: Вот на краешке с опаской, Он железо красит краской, У него в руке ведро, Сам раскрашен он пестро

Слайд 25

Отгадайте загадки: Встаем мы очень рано, Ведь наша забота- Всех отвозить по утрам на работу

Слайд 26

Отгадайте загадки: Он проснется на заре, Снег расчистит во дворе, Все дорожки подметет, И песком посыплет лед

Слайд 27

1. Вычеркни одно лишнее слово а) роза, лилия, герань, ромашка, патиссон, б) пруд, ручей, море, мост, болото, в) машинка, медвежонок, песок, пирамидка, лопатка, г) клен, береза, орешник, дуб, осина, д ) Степан, Павел, Иванов, Макар, Андрей, е) впечатлительный, медленный, грустный, вкусный, осторожный.

Слайд 28

Проверь себя! а ) роза, лилия, герань, ромашка, б) пруд, ручей, море, болото, в) машинка, медвежонок, пирамидка, лопатка, г) клен, береза, дуб, осина, д) Степан, Павел, Макар, Андрей, е) впечатлительный, медленный, грустный, осторожный.

Слайд 29

2. Назовите одним словом эти слова. Запишите его. Пример: дерево, цветок… - растение а) лещ, щука… б) осень, весна…. в) кабачок, репа…. г) сирень, крыжовник… д ) стул, кресло… е) утро, ночь…

Слайд 30

Проверь себя! а ) лещ, щука- рыбы б) осень, весна- времена года в) кабачок, репа-овощи г) сирень, крыжовник- кустарник д ) стул, кресло- мебель е) утро, ночь - сутки

Слайд 31

Список литературы: 1. Никишина В.Б. «Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития». Пособие для психологов и педагогов. – М.: ВЛАДОС, 2003г. – 128с. 2. Овчарова Р.В. «Практическая психология в начальной школе» М., 2002. 3. Овчарова Р.В. «Справочная книга школьного психолога» М, 1996.

Слайд 32

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 4-5-х классов по теме:"Агрессия, способы её проявления, причины, последствия"

Одно из занятий по развитию  и коррекции социальных навыков по программе "Я и МЫ". Цикл занятий включает 15 занятий....

"Геометрические фигуры" План-конспект коррекционно-развивающего занятия с презентацией для учащихся, обучающихся по программе 8 вида (5 класс).

Занятие направлено на развитие и коррекцию познавательной сферы учащихся с ОВЗ, закрепление с учащимися способов управления своим состоянием в процессе обучения (гармонизация работы мозга, настрой на ...

Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся классов "особый ребенок" коррекционной школы. Тема занятия: "Праздник красок"

Конспект коррекционно-развивающего занятия  для учащихся классов "особый ребенок" коррекционной школы. Тема занятия: "Праздник красок" Конспект коррекционно-развивающего ...

конспект коррекционно-развивающего занятия по ритмике во 2 классе коррекционной школы

конспект открытого занятия по ритмике в коррекционной школе, с элементами логоритмики, психогимнастики....

Конспект коррекционно-развивающего занятия для дошкольников 5-7 лет "Детские игры. Забавы."

Одно из цикла занятий по развитию ВПФ, направленное, на·        формирование приемов исключения - обобщения, навыков группировки и классификации;·...

Конспект коррекционно-развивающего занятия (предметная область «Коррекционные курсы») "Космос. Космические помощники"

Конспект коррекционно-развивающего занятия(предметная область «Коррекционные курсы»)  Тема занятия для детей - Космос. Космические помощники.Методическая тема занятия - Сенсомото...

Конспект: коррекционно - развивающее занятие на тему: "Большая перемена. Хороводы. Игра в мяч".

Представлен конспект группового коррекционно-развивающего занятия воспитателя с учащимися коррекционной школы  8 вида по теме: Хороводы. Игра в мяч. Предлагая детям систему традиционных народных ...