Конспект открытого занятия: «Воображение и выразительность».
план-конспект урока по психологии (7 класс) на тему

Сластухина Марина Сергеевна

Задача данного занятия – развитие творческого воображения. Напомним, что так называется познавательный процесс, в результате которого возникают новые образы, несводимые к тому, что было непосредственно воспринято человеком. Конечно, продукты творческого воображения включают и уже известные элементы, но представлены они в новых, необычных сочетаниях. Наряду с этим, участники обучаются выражать свои идеи в необычных, оригинальных формах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otrk._zan._voobr._i_vyrazit.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия: «Воображение и выразительность».

Педагог-психолог: Сластухина Марина Сергеевна.

Класс: 7 «а».

Предмет: кружок по психологии.

Тема: «Воображение и выразительность».

       Дата проведения: 26.10.2013г.

Цель: развить творческое воображение.

Задачи:

Обучающиеся:

  • обучить способам снятия напряжения;
  • сформировать навыки командной творческой работы.

Воспитательные:

  • воспитать подростков как личностей социально активных, мобильных и адаптивных;
  • воспитать умение адекватно реагировать в различных бытовых, учебных, а также критических ситуациях.

Развивающиеся:

  • развить самопознание и рефлексию;
  • развить у подростков  психологическую культуру;
  • развить креативность мышления подростков.

Методы работы:

Мини-лекции, беседы, совместное обсуждение, интерактивные игры, упражнения на обратную связь.

Условия проведения и оборудование: класс; стулья; проигрыватель, музыкальные записи для релаксации; релаксационный текст; раздаточный материал, а также анкета обратной связи.

Ход урока

Педагог-психолог: «Здравствуйте, уважаемые ребята и родители! Прежде чем узнать, с какой темой мы сегодня будем работать, давайте посмотрим, как вы себя чувствуете, а сделаем мы это с помощью упражнения «Я чувствую себя вот так...»

«Я чувствую себя вот так...»

Каждый участник по очереди показывает, как он себя чувствует с помощью жестов, а затем все остальные повторяют за ним.

Психологический смысл упражнения. Развитие эмпатии.

Обучающиеся выполняют.

Педагог-психолог: «Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта (Э. Фромм).

Главная задача этого и последующего занятий – продемонстрировать основные качества, которыми характеризуется творческое мышление (беглость, гибкость, оригинальность) и предоставить разнообразные возможности потренировать их.

Задача данного занятия – развитие творческого воображения. Напомним, что так называется познавательный процесс, в результате которого возникают новые образы, несводимые к тому, что было непосредственно воспринято человеком. Конечно, продукты творческого воображения включают и уже известные элементы, но представлены они в новых, необычных сочетаниях. Наряду с этим, участники обучаются выражать свои идеи в необычных, оригинальных формах.

Далее мы выполняем упражнение «Промежуточное звено»».

Упражнение «Промежуточное звено»

Описание упражнения. Участникам зачитываются два логически не связанных между собой предложения, в каждом из которых описывается какаялибо ситуация. Например, можно предложить такие варианты:

Раздаточный материал:

♦ На фонарный столб сел скворец. Студент не смог сдать экзамен по психологии.

♦ В магазин привезли некачественную колбасу. Бабушка взяла газету и с ней пошла кудато.

♦ Хулиган разбил окно. Менеджера по продажам повысили в должности до директора магазина.

Задача участников – придумать «промежуточное звено»: то, что могло произойти между этими ситуациями, так что первая из них стала причиной второй [28] . Упражнение может выполняться в микрогруппах по 2–3 человека или индивидуально. Время работы – 4–6 минут на ситуацию.

Психологический смысл упражнения. Упражнение обучает искать связующие звенья между внешне несходными ситуациями, выходить за рамки непосредственно представленной ситуации, генерировать идеи о возможных путях превращения одной ситуации в другую.

Обсуждение. Что при выполнении задания оказалось наиболее сложным, а что, наоборот, упрощало работу? Какие варианты «связующих звеньев» из числа высказанных участниками наиболее ярко запомнились, чем именно? Каким жизненным ситуациям можно уподобить это упражнение?

Обучающиеся выполняют.

Педагог-психолог: «Ребята, давайте, решаем логическую задачу «Рыбаки и птица»»

Логическая задача «Рыбаки и птица»

Каждый день рыбаки ловят рыбу, а затем вешают её на верёвки, чтобы засушить. Но хищные птицы также любят рыбу и воруют её у рыбаков. И вот однажды один из рыбаков насчитал 27 птиц, которые клевали сушёную рыбу. Рыбак разозлился, достал ружьё, выстрелил в одну из птиц и убил её.

Сколько птиц осталось?

Ответ: На земле осталась только одна убитая птица. Другие птицы улетели, испугавшись выстрела.

Обучающиеся отвечают.

Педагог-психолог: «А теперь давайте, выполняем упражнение «Ожившие цифры»»

Упражнение «Ожившие цифры»

Описание упражнения: Ведущий называет различные цифры, а каждый участник пытается изобразить их своим телом. После того как продемонстрированы все цифры, участники объединяются в тройки и начинают изображать называемые ведущим трехзначные числа (5–7 повторений). Если позволяют условия, то имеет смысл отснять получившиеся «цифры» на электронную фото или видеокамеру, показать участникам, коллективно выбрать того, чей вариант демонстрации цифр был наиболее удачным, и символически наградить его аплодисментами.

Психологический смысл упражнения. Разминка, развитие выразительности.

Обсуждение. Достаточно обменяться эмоциями и чувствами, возникшими по ходу выполнения упражнения.

Обучающиеся выполняют.

Педагог-психолог: «Ребята, дайте, выполняем упражнение «Драматический этюд».

Упражнение «Драматический этюд»

Описание упражнения: Участники разбиваются на подгруппы по 5–6 человек. Каждая подгруппа получает набор из 810 слов, не имеющих логической связи между собой (например, такие слова: бумага, медведь, асфальт, небо, коробка, полотенце). Задача каждой из подгрупп – придумать сюжет, в котором бы эти слова оказались, объединены единым действием, и продемонстрировать драматический этюд по этому сюжету. Время на подготовку 15–20 минут, на демонстрацию – 3–5 минут.

Психологический смысл упражнения. Развиваются умения генерировать ассоциации, объединять разрозненные фрагменты информации единым сюжетом, а также тренируется экспрессия и навыки командной работы.

Обсуждение. Участников просят поделиться своими соображениями по поводу того, какие умения развивает это упражнение, и привести примеры жизненных ситуаций, где эти умения применимы.

Обучающиеся выполняют.

Педагог-психолог: Молодцы, ребята, справились с заданиями, а  далее мы выполняем упражнение «Клякса»

Упражнение «Клякса»

Описание упражнения. Каждого из участников просят капнуть на лист бумаги гуашь, чернила или густо разведенную акварельную краску. Лист складывается в том месте, куда попала капля, прижимается на несколько секунд, а потом опять выпрямляется. В результате на нем получается клякса, имеющая сложную форму. Участников просят поочередно продемонстрировать кляксы, которые они изготовили, и быстро назвать трех животных и три неодушевленных предмета, которые они напоминают.

Психологический смысл упражнения. Интеллектуальная разминка, тренировка беглости и оригинальности мышления на изобразительном материале.

Обсуждение. Какие варианты и чем запомнились, показались наиболее интересными?

(Упражнение «Кляксография. Рисование кляксами»

Цель: Развивает творчество, воображение, фантазию.

Материал: бумага, тушь или грязная вода.

На лист бумаги наносят кляксы, поверх накладывается чистый лист бумаги. Кляксы переходят с одного листа на другой. Дети рассматривают полученные кляксы, дорисовывают детали или просто называют то, что они увидели.)

Обучающиеся выполняют.

Педагог-психолог: Ребята, далее, мы выполняем упражнение «Завершение рисунков»

Упражнение «Завершение рисунков»

Описание упражнения. Каждому из участников выдают по три листа бумаги и просят, положив их горизонтально, скопировать на каждый из них соответствующие рисунки. Рисункам придается такой масштаб, чтобы они занимали примерно по 2/3 площади каждого из листов. После этого дается задание завершить эти рисунки таким образом, чтобы получились целостные, осмысленные изображения, а нарисованные ранее фрагменты стали их составными частями. Участников просят постараться придумать и нарисовать чтото оригинальное, необычное, что не смог бы придумать никто, кроме них. Упражнение выполняется индивидуально. У участников должны присутствовать как простой, так и цветные карандаши или фломастеры, однако их использование специально не оговаривается; если ктото спрашивает, рисовать в цвете или нет, ведущий отвечает: «Как хотите».

Лист 1: каждый из четырех фрагментов завершается по отдельности.

Лист 2: фрагменты объединяются рисунками попарно (объединить их по горизонтали или по вертикали, каждый участник решает сам).

Лист 3: все четыре фрагмента предлагается сделать составными частями единого рисунка.

На выполнение каждого из этих трех заданий отводится по 4 минуты, потом проводится выставкапрезентация получившихся рисунков и оценивается их оригинальность. Оригинальными признаются те рисунки, в которых способы использования фрагментов встречаются в группе лишь однократно, не повторяются у других участников. При этом важен не сюжет рисунка в целом, а именно способ использования детали: например, если она превратилась у одного участника в рот человека, а у другого в рот рыбы, то эти рисунки оригинальными не признаются.

Кроме того, участникам предлагается оценить такой параметр своих рисунков, как разработанность – степень их детализации. Она оценивается по следующим правилам.

1. По одному баллу дается за каждую дорисованную деталь, несущую какуюлибо смысловую нагрузку.

2. По одному баллу начисляется за каждое использование штриховки, а также цвета, если он логически связан с содержанием рисунка (зеленая трава, красный огонь и т. п.).

3. Когда какаято деталь повторяется несколько раз и если она такова «по определению» (пара глаз или ушей, волосы на голове и т. п.), баллы начисляются лишь за одну из этих деталей. При повторении других деталей оценивается разработанность одной из них, еще один балл дается за повтор (вне зависимости от того, сколько раз тот происходит); если при этом повторенные детали частично отличаются друг от друга, еще по одному баллу дается за каждое отличие.

Психологический смысл упражнения. Тренировка умения находить новые, неожиданные ассоциации при взгляде на малоструктурированный материал, объединять его разрозненные фрагменты в целостную картину, развитие зрительных представлений.

Обсуждение. Какое из трех заданий было сложнее выполнять каждому из участников? С чем это связано? О чем, с точки зрения участников, свидетельствует степень детализации рисунков, выраженная с помощью параметра «разработанность»?

Обучающиеся выполняют.

Педагог-психолог: А следующие упражнение, которое мы будем выполнять, называется «Спрячь рисунки».

Упражнение «Спрячь рисунки»

Описание упражнения. Участникам предлагается выполнить на листе бумаги 4–5 небольших (размером 2–3 см) рисунка на произвольную тему (6–8 минут). Когда эта часть работы завершена, предлагается создать на этом же листе один большой рисунок, который включил бы в себя ранее выполненные маленькие таким образом, чтобы они оказались «спрятаны» в большом, воспринимались бы как его части – и при беглом взгляде невозможно было распознать их (810 минут). Запрещается заштриховывать маленькие рисунки или рисовать поверх них, они должны именно быть «встроенными» в большой таким образом, чтобы полностью слиться с ним.

Раздаточный материал:

Когда рисование завершено, < демонстрируется получившееся и называются те предметы, которые были изображены изначально. Остальные же ищут эти маленькие рисунки в составе большого.

Психологический смысл упражнения. На примере этого задания демонстрируется прием встраивания компонентов (не только изображений, но шире – знаний, идей, и т. п.) в новый контекст, что имеет непосредственное отношение к творческому процессу

Обсуждение. В каких жизненных ситуациях возникает необходимость подобным же образом встроить чтото уже имеющееся в то, что создается заново? А в каких – не просто встроить, а еще и запрятать старое в новом?

Педагог-психолог: далее мы переходим к медитации «Горная вершина».

Обучающиеся выполняют.

Медитация «Горная вершина» (под спокойную музыку)

Задача приводимой медитации-визуализации – помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны. Это позволяет значительно смягчить негативные переживания, найти новые, неожиданные пути разрешения проблем. Благодаря этому психотехника "Горная вершина" способствует повышению уверенности в себе и способствует творческому настрою.

Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы... можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами... Мгновение – и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них... Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами... Далеко внизу – игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки... Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней...

Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им...

Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и не доступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор... Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените – стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами! Спокойствие, даруемое высотой и сплои, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучавших вас вопросов... С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки... Пауза.

Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам... А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы... Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира... Поблагодарите его...

Вы снова здесь, в этой комнате

Обучающиеся под музыку представляют текст, который читает педагог-психолог.

Подведение итогов.

Педагог-психолог: «Подводя итоги, я раздам вам анкеты обратной связи,  в которой сможете выразить мнение о данном занятии, а после ее заполнения желающие могут высказаться»

Обучающиеся высказываются.

Педагог-психолог: «Всем спасибо! Всего доброго!»

Обучающиеся заполняют анкету.

Раздаточный материал

1.

2. ♦ На фонарный столб сел скворец. Студент не смог сдать экзамен по психологии.

♦ В магазин привезли некачественную колбасу. Бабушка взяла газету и с ней пошла кудато.

♦ Хулиган разбил окно. Менеджера по продажам повысили в должности до директора магазина.

3.бумага, медведь, асфальт, небо, коробка, полотенце

         4.Анкета обратной связи

По окончанию тренинга, я чувствую себя___________________________

На этом тренинге я_______________________________________________

Мне не очень понравилось, что на тренинге___________________________

Больше всего мне запомнилось______________________________________

Мне больше всего понравилось, что на тренинге ______________________

Обучающиеся высказываются.

Педагог-психолог: «Всем спасибо! Всего доброго!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия Тема занятия: «Dreamland of seasons» («Волшебный мир времен года»)

Конспект открытого занятия на тему "Волшебный мир времен года" для учащихся 3-4 класса...

Конспект открытого занятия "Волшебный мир воображения"

Занятие расчитано для детей с ограниченными возможностями. Возраст детей от 5 до  8лет....

Конспект открытого занятия по теме: «Выразительные средства музыки и танца. Музыка, движение, исполнители, костюмы »

Занятие направлено на развитие творческих и танцевальных способностей детей ладшего школьного возраста....

Конспект открытого занятия «Выразительное средство актера. Жест»

Конспект открытого занятия,цель которого познакомить обучающихся с особенностями выразительного средства актера – жестом....

Открытое занятие "Средства музыкальной выразительности"

Открытое занятие "Средства музыкальной выразительности"...

План - конспект открытого занятия "Упражнения на выразительность мимики"

Если вы театрал, или просто любите поработать с детишками над их мимикой. Вот конспект открытого занятия!...

Конспект открытого занятия на тему: «Проверочная игра по командам по теме «Средства музыкальной выразительности»» (с использованием современных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе)

Конспект открытого занятия на тему: «Проверочная игра по командам по теме «Средства музыкальной выразительности»»  (с использованием современных образовательных технологий...