Открытое занятие "Средства музыкальной выразительности"
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Подскребалина Лариса Александровна

Открытое занятие "Средства музыкальной выразительности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _otk._zan._sredstva_muz._vyr.docx414.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема открытого занятия:  «Средства музыкальной выразительности».

Возраст обучающихся: младшая группа (7 - 8 лет), 1 год обучения.

Дата проведения занятия: 10.02.2017г.

Тип занятия: изучение, усвоение нового материала.

Вид занятия: комбинированное.

Цель занятия: развивать музыкальную активность детей, закреплять знания о средствах музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр),развивать ритмичность,  координацию движений.

Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, флешкарты, ноутбук, монитор, карточки с названиями новых терминов,  приложение №1.

Задачи занятия:

Образовательные задачи:

1.Знакомство с новыми музыкальными терминами  и  закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих занятиях  (викторина);

2.Учить определять средства музыкальной выразительности; 

3. Развитие осмысленного исполнения движений;

4. Развитие познавательных интересов и творческого потенциала учащихся (обогащать словарный запас учащихся).

Воспитательные задачи:

1. Формирование эстетического воспитания, умения вести себя в коллективе;

2.Формирование чувства ответственности, трудолюбия, дисциплинированности;

3. Воспитывать музыкальную культуру учащихся;

4. Умение творчески взаимодействовать на занятиях с педагогом.

Развивающие задачи:

1.Развитие ритма, слуха, координации движений;

2.Укрепление опорно-двигательного аппарата;

3.Развитие выносливости и постановки дыхания;

4. Психологическое раскрепощение учащихся.

5. развить гибкость, силу мышц, сформировать правильную осанку.

6.развивать интерес к хореографии.

                                     План занятия:

1.Вводная часть занятия  (5 мин.)

Организационный момент.

1) вход в танцевальный зал (по1, по 2, по 4)- марш;

2) поклон педагогу и концертмейстеру;

3) эмоциональный настрой на занятие;

4) сообщение цели и задач занятия.

  2. Подготовительная часть занятия (5 мин.)

Упражнения и  движения на середине зала (координация и разогрев мышц).

 3.Основная часть занятия (30 мин.)

1) Изучение и повторение музыкальной грамоты (вопрос – ответ)  (5 мин.)

2) Игра «Ритмическое эхо» (5мин.)

3) танцевальная игра «У оленя дом большой»(5мин.)

4) Ритмическая разминка (5мин.)

5) танец «Полька» (10мин.)

4. Заключительная часть занятия  (5 мин.)

1)Подведение итогов (викторина);

2) рефлексия (закрепление пройденного материала;

3) основное построение для выхода из зала.

                                   Ход занятия:

1. 1.Вводная часть занятия.

Организационный момент.

Вход учащихся в танцевальный зал. Музыкальное сопровождение марш, муз. размер - 4/4.Учащиеся маршируют в одну, две, четыре колонны, затем выстраиваются в четыре  линии.

К: - Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Вижу что у вас хорошее настроение, надеюсь,  оно останется таким же на протяжении всего занятия. Давайте поделимся им и  с нашими гостями, улыбнемся и поприветствуем всех. (Эмоциональный настрой на занятие.)

«Есть в музыке и танце

Движенье, ритм и тон.

А мы начнем занятие

И сделаем - поклон».

Поклон. Музыкальное сопровождение  - вальс, муз. размер -  3/4.

К:  Тема нашего занятия: «Средства музыкальной выразительности».

Цель – учить новые и закреплять уже известные вам средства музыкальной выразительности, уметь их определять.

  2. Подготовительная часть занятия.

Упражнения и  движения на середине зала (координация и разогрев мышц).

(Музыкальное сопровождение  - маршипольки музыкальный размер - 4/4, 2/4).

- танцевальный шаг с носка;

- шаги на полупальцах, на пятках;

- шаги на скошенных стопах наружу («медведи») и вовнутрь;

- перестроение в 2 круга;

- легкий бег на полупальцах;

- бег с поднятием ног вперед, согнутых в коленях («лошадки»);

- бег с отбрасыванием ног назад, согнутых в коленях;

- шаги с высоким поднятием ноги, согнутой в колене («цапля»);

- шаги в приседании («уточки»);

- прыжки на двух ногах («зайцы»);

- пружинные прыжки сидя на корточках, с ровной  спиной («мячик»);

- подскоки по кругу;

- боковой галоп.

(В данных упражнениях применяется игровая технология. Учащиеся исполняют движения, имеющие образное сходство с различными животными. Это развивает образное мышление учащихся и увеличивает интерес к образовательной деятельности).

3.Основная часть занятия.

1) Изучение и повторение музыкальной грамоты (вопрос – ответ)

К: С какими танцевальными  жанрами вы уже знакомы?  (полька, марш, вальс…)  

- какой характер у марша, польки, вальса? (ответы учащихся)

Характер и определяет жанр музыки своими средствами музыкальной выразительности.

- Какие средства  музыкальной выразительности вы знаете? (мелодия, ритм, динамика, тембр,  темп - карточки)

— А что мы называем королевой музыки? (Мелодию).

— Какая бывает мелодия? (Плавная, скачкообразная, поступенная, восходящая, низходящая).

- Что называется  мелодией? (музыкальная мысль выраженная одноголосно).

— Из чего состоит мелодия?  (Из звуков).

— Какие бывают звуки? (Высокие, низкие, долгие, короткие, громкие, тихие)

— Одним из важных средств музыкальной выразительности является ритм. Он встречается не только в музыке. Им наполнена вся природа. В природе и в жизни есть свой ритм – чередование разных явлений (утро – вечер, день – ночь, зима – лето, туча – солнце, радость – грусть и др.); движений человека, качелей (вверх – вниз), колоколов (динь – бом), маятника (тик – так) и др.

- Что такое ритм?  (чередование длинных и коротких звуков).

Динамика – сила звука.

Тембр – окраска звука.

Темп – скорость исполнения.

-Кто сочиняет музыку? (композиторы и народ)

      -Как записывает композитор музыку? С помощью чего? (с помощью нот, тактов)

       Нота (карточка)-  это такой графический значок, который бывает разной по длительности.

      -Что такое такт? (карточка) (промежуток между двумя соседними сильными долями).

К: Каждое музыкальное произведение имеет свой музыкальный размер.

Музыкальный размер измеряется наполняемостью тактов (иными словами: сколько      нот должно умещаться в один такт, в одну «коробку»).

Записывается размер обычно в виде двух чисел, которые по типу математической дроби располагаются одно над другим, только без черточки (без знака деления). Примеры таких записей  посмотрите на карточке (карточка).
Что означают эти числа?  (верхняя цифра показывает, СКОЛЬКО жильцов живет в каждом такте, нижняя - сообщает КАКИЕ это жильцы). http://archive.is/3tZaG/e8c8b5ad47bba22489c9dc56fd7eeb3213e52ffb.gif

Верхнее число говорит о том, сколько всего долей в такте, то есть до сколька считать (до двух, до трех, до четырех, до шести и т.д.)
Нижнее число показывает длительность каждой доли, то есть какими нотами нам считать и какими нотами вообще отбивается пульс (четвертными, половинными, восьмыми и т.д.).
-Какой музыкальный размер польки? (2/4 -счет: раз – и, два – и)

К: Размер 2/4 «две четверти» – это такой размер, в котором две доли и каждая доля равняется одной четвертной ноте. Счет ведется «раз-и, два-и». Значит, в каждом такте помещается по две четвертных ноты.       

-Какой музыкальный размер марша? (4/4 –счет: раз – и, два – и, три – и, четыре – и)

-Какой музыкальный размер вальса? (3/4 – счет: раз – и, два – и, три – и).

      2)   Игра – « Ритмическое эхо».

Музыкальная игра на развитие чувства ритма и координации.

-Как зовут долгий звук? (ТА)

 -Как зовут короткий звук?  (ти)

Выходящий перед детьми ребенок-дирижер прохлопывает придуманный им самим ритмический рисунок. Дети – эхо, повторяют его с разными вариантами:

— там, где у дирижера p — у группы f и наоборот;

— прохлопывание с произнесением ритмических слогов та-ти-ти;

— прохлопывание с выделением сильных долей;

— прохлопывание с выделением слабых долей;

— двойное эхо, когда заданный ритмический рисунок повторяется дважды.

3) Ритмическая разминка.

(Попурри детской современной ритмичной музыки)

4) Танцевальная игра «У оленя дом большой» (движения с  ускорением темпа)

(видео - танец)

Дети прохлопывают  ритмический рисунок за концертмейстером, затем за выбранным учащимся.

5)Разучивание танца «Полька».

С тобой мы движемся по кругу,

И держишь ты меня за руку.

Но не устали мы нисколько,

Веселую танцуя…(Польку.)

К: Что вы можете рассказать об этом танце?

- Как переводится это слово?

Полька (с чешск.— половинка шага).

 -Какой музыкальный размер польки?

Музыкальный размер 2/4, темп – быстрый. 

  К: Правильно. Полька – это парный танец.  Музыкальный размер 2/4, темп – быстрый. 

К: Для того, чтобы танцевать польку, достаточно выучить несколько основных движений, но быстрый темп требует техничного их исполнения. Основной шаг польки носит одноименное название, он состоит из полушагов. Галоп по кругу, притопы, ковырялочки и другие «па» украшают этот танец.

4. Заключительная часть занятия.

1)Подведение итогов (викторина – приложение №2);

Молодцы ребята, я считаю что вы справились с заданиями, все прекрасно отвечали, танцевали.

Наше занятие подходит к концу и я хотела бы узнать ваше мнение, что было интересного, чему вы научились. (Опрос поименно или коллективно)

2) рефлексия;

А сейчас посмотрим как мы с вами сегодня потрудились, как вы оцените нашу работу:

- присесть на корточки - очень низкая оценка;

- присесть, немного согнув ноги в коленях, - невысокая оценка, безразличное отношение;

- обычная поза стоя, руки по швам - удовлетворительная оценка, спокойное отношение;

- поднять руки в локтях - хорошая оценка, позитивное отношение;

- поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки - очень высокая оценка, восторженное отношение.

Ребята, я рада  что вы получили приятные эмоции от нашего занятия, выполнив последнее движение.

И давайте попрощаемся как танцоры.

Прощальный поклон.

3) основное построение в 4 линии, поклон и выход из зала.

Приложение №1

СРЕДСТВА  МУЗЫКАЛЬНОЙ  ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ:

ЖАНРЫ  МУЗЫКИ  - песенный, маршевый, танцевальный.

ЛАД  - окраска музыки: мажор (светлая) и минор (притемнённая).

ТЕМП  – быстрота  исполнения музыки (медленная, умеренно быстрая, быстрая).

 ДИНАМИКА – громкость звучания (тихая, громкая, умеренно громкая).

ТЕМБР  -  окраска звучания  певческих  голосов  (мужские: бас, баритон, тенор;  женские: сопрано, контральто); детские голоса - дисканты) или голосов инструментов (это тембры скрипок, деревянных духовых, медных, ударных и др.).

РЕГИСТР  -  высота  звука  (высокий, средний, низкий).

     ТАКТ - промежуток между двумя соседними сильными долями.

МЕЛОДИЯ - музыкальная мысль выраженная одноголосно.

РИТМ - чередование длинных и коротких звуков.

Приложение №2

1. Семь сестренок очень дружных, каждой песне очень нужных.

Музыку не сочинишь, если их не пригласишь.

                                                              (Ноты)

2. Он пишет музыку для нас, мелодии играет,

Стихи положит он на вальс.

Кто песни сочиняет?     (Композитор)

3.Эта ноты высота

Относительно проста.

И не нужно быть магистром,

Чтоб определить... (регистр)

4.Окраску звука так зовут.

С ним высота и громкость тут.

И рядом длительность идет.

Кто признак первый назовет? (Тембр)

5. На нотную запись смотрю да смотрю,

    Все понимаю и говорю:

   «Мелодию делим в отрезки, вот так!

   И видим, что каждый отрезок — ... (Такт)

 6.Писали ноты, между ними

Черту все время проводили.

Вертикальная палочка та —

Это... (Тактовая черта)

7.Окраску звука так зовут.

С ним высота и громкость тут.

И рядом длительность идет.

Кто признак первый назовет? (Тембр)

8.Ах, в танце быстроты-то сколько!

Зовется танец просто — ... (Полька)

СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

СРЕДСТВА

МУЗЫКАЛЬНОЙ

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

 скорость движения музыки. ТЕМП

             

             ТЕМП   -   скорость движения музыки.

последовательность звуков, разных по высоте и времени . МЕЛОДИЯ

МЕЛОДИЯ - последовательность звуков, разных по высоте и времени.

ЭТО РАЗНАЯ СТЕПЕНЬ ВЫСОТЫ ЗВУКА . РЕГИСТР

                               

РЕГИСТР    -      ЭТО РАЗНАЯ СТЕПЕНЬ ВЫСОТЫ ЗВУКА.

ГРОМКО    -     ФОРТЕГРОМКО ФОРТЕ

это порядок и согласие всех музыкальных звуков. ЛАД

ЛАД   -   это порядок и согласие всех музыкальных звуков.

это сила звука. ДИНАМИКА

ДИНАМИКА   -   это сила звука.

ВЕСЁЛЫЙ, СВЕТЛЫЙ ЛАД МАЖОР

МАЖОР  -  ВЕСЁЛЫЙ, СВЕТЛЫЙ ЛАД.

ТИХО ПИАНО

ТИХО -  ПИАНО.

МЯГКИЙ, ГРУСТНЫЙ ЛАД МИНОР

МИНОР  -  МЯГКИЙ, ГРУСТНЫЙ ЛАД.

это музыкант, который играет на музыкальном инструменте или поёт ИСПОЛНИТЕЛЬ

ИСПОЛНИТЕЛЬ - это музыкант, который играет на музыкальном инструменте или поёт.

Средства музыкальной выразительности.

Средства     -        Разновидности

Темп             -       Адажио, анданте, аллегро, престо

Размер          -       2/4, 3/4, 4/4, 2/3, 3/8 и др.

Ритм             -        Четверти, восьмые,    шестнадцатые,  

                                половинные, целые.

Лад                -       Мажор, минор

Тембр            -        Скрипка, пианино, гитара, голос,

                                 валторна и др.

                           

                             О Т З Ы В

                на открытое занятие концертмейстера

        МАНУ ДО Дома художественного творчества детей

                          МО Кореновский район

                Подскребалиной Ларисы Александровны

Дата проведения: 10.02.2017г.

Предмет: хореография.

Место проведения: МАНУ ДО ДХТД МО Кореновский район.

Цель посещения: открытое занятие.

Возраст обучающихся: младшая группа (7 – 8 лет) 1 год обучения.

Тема занятия: «Средства музыкальной выразительности».

          Организационный момент занятия дал настрой на дальнейшее благоприятное проведение занятия. На этом этапе  занятия сразу сложилась атмосфера доброжелательности, раскрепощённости, заинтересованности учащихся, так как концертмейстер использовала приём  улыбкотерапии. Здесь же были поставлены цель  и задачи занятия, которые необходимо  в его ходе  реализовать.  

          Занятие имеет тип - изучение, усвоение нового материала. Учебный материал  подобран  с учетом возрастных особенностей учащихся: интересен по содержанию, красочен по оформлению.

          На занятии использовались современные образовательные технологии: личностно – ориентированного обучения, игровые, ИКТ, здоровьесберегающие,  которые способствовали более быстрому и полному усвоению  предоставленного учебного материала.

         Познавательная деятельность учащихся  была организована  через беседу с учащимися, визуальное восприятие показа концертмейстера (карточки, хлопки ритмического рисунка), видеоматериала на всех этапах занятия (видеть, слышать, чувствовать). При этом каждый ребёнок был поставлен в такие условия, которые требовали умения саморегуляции, самодисциплины и самопознания.

         В процессе занятия использовались  следующие методы:  эмоционального воздействия, наглядно – слуховой, объяснительно – иллюстративный,  музыкального сопровождения, практический, поощрения.

         Были подобраны для учащихся яркие музыкальные произведения и фортепианная игра концертмейстера была эмоционально – выразительной.

          Знакомство с новым материалом происходило как на теоретическом, так и на практическом материале.   Сочетание групповой и индивидуальной работы позволило раскрыть новый материал в полном объеме.  

        Выбранная структура занятия позволила комплексно решать поставленные задачи, каждый этап занятия плавно перетекал один из другого, был взаимосвязан с последующим. Время на занятии распределено рационально.

       

     

         Взаимоотношения между учащимися и концертмейстером  были доброжелательными. Атмосфера на занятии сложилась творческая.

         Рефлексия, проведенная в конце занятия, показала его успешный результат.

Занятие прошло на высоком профессиональном уровне, цели и задачи достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект открытого урока по фортепиано по теме "Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения"

В данном материале представлен план - конспект открытого урока по фортепиано. Подробно показаны форма и методы проведения урока с учащимся первого года обучения....

2012 г. Открытый урок по фортепиано "Средства музыкальной выразительности на начальном этапе обучения игре на фортепиано"

Урок для учащихся 1 класса фортепианного отделения.На сайте имеется презентация "Средства музыкальной выразительности"...

Открытый урок Средства музыкальной выразительности

Урок мызыки для 4 класса по теме "Средства музыкальной выразительности". Урок разработан в рамках реализации программы "Информатизация учебного процесса", проводится с использовани...

Открытый урок музыки. 2 класс "Средства музыкальной выразительности"

Тема урока: «Средства музыкальной выразительности. Тембр»...

Разработка открытого урока по фортепиано (конспект урока) на тему: "«Штрихи, как средства музыкальной выразительности и необходимое условие раскрытия музыкального образа произведения»

Разработка открытого урока. Формирование представлений учащихся о различных видах штрихов и их значение в раскрытии художественного образа музыкального произведения....

Конспект открытого урока: "Работа концертмейстера над средствами музыкальной выразительности в классе виолончели"

Данный материал будет интересен концертмейстерам детских музыкальных школ. В конспекте отражена работа концертмейстера над средствами музыкальной выразительности в процессе разбора произведения. Отмеч...