тренинг "черные буквы"
план-конспект занятия по психологии (9 класс) по теме

Сикоренко Людмила Владимировна

профилактика употребления наркотиков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkolnomu_psikhologu._trening_chernye_bukvy.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг

«Черные буквы»

Психологический тренинг для учеников старших классов школ.

Цель: Формирование осознанного отрицательного отношения к наркомании.

Участники: Ведущие тренинга, ученики старших классов.

Материалы: Листы формата «А 4», фломастеры (карандаши, краски) че

                    синего (зеленого) цветов (по количеству участников), хронометр.

Помещение: Изолированная комната со столами и стульями. Наличие

                       свободного пространства, на котором можно построить

                        участников тренинга в круг.

Особенности работы ведущего: В подготовке тренинга важно учитывать уровень знаний участников (он может быть достаточно высоким) подготовить дополнительный материал для стимуляции хода дискуссии. Важным обстоятельством тренинга является его динамизм, поэтому ведущий должен ограничивать выступление участников по времени. К каждой обсуждаемой теме тренинга дается примерное резюме ведущего, которое по необходимости можно использовать для подведения итогов обсуждения каждой темы.

Ход тренинга:

1). Приветствие участников. Психогимнастика (разминочные упражнения).

2). Вводная: ведущий рассказывает о цели тренинга, его ходе.

Ведущий: Тема нашей сегодняшней встречи – наркотики, и тот вред, который они могут нанести людям. Вы наверняка уже слышали о наркотиках, а значит, задумывались над этой проблемой.

      Сегодня мы будем писать слова, которые помогут нам в нашем общении, обсуждении темы «Наркотики и человек»

      Итак, положите перед собой лист бумаги и возьмите синий фломастер. Слов будет девять, поэтому писать их можно достаточно крупно.

Первое слово: НЕЗАВИСИМОСТЬ. Вы пишите это слово с большой буквы, а я предлагаю несколько вопросов. Отвечать на них вы будете, поделившись на две группы -  «Темные» и «Светлые».

     «Темные» будут выступать в качестве людей, интересующихся наркотиками, колеблющихся, принимать их или нет, склоняющихся к идее «почему бы и не попробовать?»

       «Светлые» будут выступать в качестве активных противников приема наркотиков. Итак, вопросы: (задаются серией)

         Как вы думаете, наркотики помогают стать человеку более независимым? Снять какие-либо барьеры? Почувствовать себя более свободным?

        (Обсуждение – 3-5 минут). Участники высказывают свою точку зрения на тему «Наркотики и независимость». Первыми всегда отвечают «Темные», «Светлые» завершают обсуждение. Ведущий просит группы высказывать только свое мнение, не споря с точкой зрения оппонентов. В случае если группа «Темных» не может привести аргументы в пользу своей позиции, ведущий помогает ей, используя провокационную «Затравку», если «Светлые» в затруднении, приходит на помощь к ним (возможно используя «Резюме»). Затем ведущий подводит итог обсуждения («Резюме»)

Затравка. Наркотики принимают не ограниченные придуманными условностями люди, наркотики позволяют расслабиться, чувствовать себя менее скованным и более свободным.

Резюме. К сожалению, не все сразу осознают, что наркотики дают ложное ощущение свободы. Для тех, кто принимает наркотики, чем дальше, тем больше возникает зависимость. Зависимость от много: от наркодилера, который в обмен на дозу, может потребовать ваши деньги, ваше тело, сломать вашу гордость, превратить вас в раба.

        Зависимость от дозы – ради нее можно пойти на любые преступления и проступки, немыслимые для нормального человека, сделать то, о чем вы и не думали и не хотели думать.

        К сожалению, почти никто не сможет противиться этой тяге, этой зависимости – ведь участвовать в этой пытке будет ваш организм. Ваше тело будет умолять о новой передышки от ломки. Но даже если бы этой пытки не было, вы будете зависимы от наркотиков психологически, то есть привыкните к ним. Очень скоро они подменят собой увлечения, привязанности, хобби. Они заберут ваших друзей, близких и любимых людей.

Ведущий. В слове НЕЗАВИСИМОСТЬ черным фломастером мы закрашиваем букву Н, остальные буквы перечеркиваем черной полосой. 

         Следующее слово АКТИВНОСТЬ вы пишите ниже с большой буквы. Вопросы.

Могут ли  наркотики сделать человека сильнее, выносливее, активнее? Какие проблемы могут возникнуть в этом случае? (обсуждение 3-5 минут).

Затравка. Некоторые наркотики резко подстегивают активность человека, увеличивают его силу и выносливость. Если даже спортсмены прибегают к допингу, чтобы достичь успеха то…

Резюме.  Говорят, что некоторые наркотики («экстази» и др.) обеспечивают на короткий срок невиданную активность. Возможно и так, хотя представьте автомобиль, который гоняют по дороге на предельной скорости ночь напролет. Скорее всего, после такой практики многие детали в нем придется заменить.

       Наш организм изнашивается так же сильно, вот только «ремонтировать» его гораздо сложней, если вообще возможно.

        Но дело не только в этом. Если вы принимаете наркотики, - подавляющее количество времени будете ощущать упадок сил, депрессию, отвратительное настроение. Это значит, что об активности – физической (в спорте) или умственной (в учебе) можно забыть.

    в перспективе, многие наркоманы теряют способность любить другого человека, как духовно, так и физически, становятся пассивными и в этом плане.

        Можно ли считать активным человека, который угрюмо сидит в углу и думает о том, где бы достать очередную дозу?

         Нам остается обвести черным букву А и перечеркнуть одной черной полосой оставшееся слово.

   Следующее слово РАБОТОСПОСОБНОСТЬ. Рассмотрим вопрос: Можно ли успешно работать, регулярно принимая наркотики? (Обсуждение 3-5 минут).

Затравка. Успешные и много зарабатывающие люди (в сфере шоу бизнеса, моды, рекламы и.т.п.) вроде бы в свободное от работы время принимают наркотики – и ничего… работе не мешает. Опять же кто-то расслабляется при помощи водки, а кому деньги позволяют – допингами посильнее. Карьере не мешает.

Резюме. Люди, регулярно употребляющие наркотики и успешная карьера, - вещи, заведомо не совместимые. В современных условиях – эффективная работа отнимает много времени и сил – зато вознаграждается высокой оплатой, стабильностью, высоким положением в обществе. Места наркотикам здесь нет. Сложно представить Билла Гейтса, сидящего на игле. Гораздо лучше со словом «наркотики» сочетается образ неудачника, пытающего в забытьи утопить мысли о собственном ничтожестве. Наркоманы почти не работоспособны – от них мало толку и под «кайфом» (когда они плохо контролируют окружающую действительность) и во время ломки.

Ведущий. Итак, в слове РАБОТОСПОСОБНОСТЬ, мы оставляем лишь черную Р, остальные буквы зачеркиваем

  Следующее слово КРАСОТА мы пишем строчкой ниже.

Вопросы для обсуждения: Наркотики и красота – совместимы ли эти понятия? (Обсуждение 3-5 минут).

Затравка. Красив человек или нет, для того, чтобы решить принимать ему наркотики, значение не имеет. Некий шарм наркотики даже добавляют.

Резюме. Многие действительно красивые люди пострадали от наркотиков, расплатившись своей красотой за короткий мираж счастья. Красива ли девушка, чьи вены по всему телу иссушены, исколоты иглой? Красив ли парень с бледным лицом и красными глазами? Наркотики, особенно тяжелые, основательно разрушают организм, - кожа разрушается, зубы и волосы выпадают, глаза слезятся и хуже видят, кости становятся хрупкими. От бывалой красоты не остается следа. Да и регулярно принимающим наркотики людям зачастую безразлично, как они выглядят.

Ведущий. От КРАСОТЫ мы оставляем черное К, остальное слово перечеркиваем черной полосой.

ОБАЯНИЕ – наше следующее слово. Способны ли вас обаять люди, которым в большей степени не интересно ничего, кроме наркотиков?

Затравка. Но они такие прикольные, разве нет?

Резюме. Любое обаяние рассеивается, когда видишь человека во время ломки. Страх и жалось – эти чувства наркоманы вызывают гораздо успешнее. (Обсуждение 3-5 минут)

Ведущий. От ОБАЯНИЯ остается лишь первая буква О, закрашенная черным, остальные зачеркиваем.

Следующее слово ТВОРЧЕСТВО мы пишем ниже.

Могут ли наркотики помочь в процессе творчества? (Обсуждение 3-5 минут)

Затравка. Многие творческие личности (от БИТЛЗ до НИРВАНЫ) использовали в жизни и творчестве наркотики. Существует «кислотная» музыка, фильмы и книги, вдохновленные наркотиками.

Резюме. Траурный список погибших от наркотиков звезд вызвал к жизни лозунг «no drugs – no problem».

Многим наркотики сломали успешную карьеру, у некоторых отняли жизнь, у других много времени и денег на лечение. Да и нас, зрителей и слушателей, они лишили новых песен и фильмов, картин и книг. Они могли бы появиться на свет, но не появились из-за смерти их творцов. Многие из тех,  кто пробовал наркотики как стимулятор творчества или как средство расслабиться, сейчас принимают участие в концертах против наркотиков.

Ведущий. Смерть – слишком большая плата за творчество. От слова творчества остается только черная буква Т.

Следующее слово ИСКРЕННОСТЬ.

Может ли человек, употребляющий наркотики, быть честным и искренним в общении с окружающими?  Держать данное им слово? (Обсуждение 3-5 минут).

Затравка. Если был честным, никакие наркотики это не изменят.

Резюме. О таком понятии как искренность, людям, регулярно употребляющим наркотики, можно просто забыть. Всю дальнейшую жизнь им придется лгать и изворачиваться, скрывать и прятать, избегать вопросов окружающих. Слову наркомана, человека, готового все предать и продать, нельзя верить. Перефразируя Киплинга: Слово наркомана? Ветерок, прошелестевший в листве… Капля дождя, упавшая в лужу… Эхо, затерявшееся в лесу…

   Наркоманы постоянно обманывают родителей и друзей, соседей и знакомых, учителей, милицию и даже самого себя, когда говорят, что легко могут бросить наркотики. От слова искренность остается лишь черное И.

КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ – следующее слово в нашем списке.

Могут ли наркотики разрушить барьеры в общении? Помогут ли они раскрепоститься?

Затравка. Людей с комплексами много, а наркотики помогают это скрыть.

Резюме. В стремлении раскрепоститься можно зайти настолько далеко, что можно превратиться в человека «без тормозов», о чем впоследствии можно пожалеть. Если наркотики принимаются долгое время, то партнеры по общению становятся просто не нужны. Оставим только букву К и закрасим ее черным.

      Последнее слово ИНТЕЛЛЕКТ – способность накапливать знания и оперировать ими.

   Как соотнести наркотики и интеллект? Можно ли успешно учиться, употребляя наркотики?

Затравка. Были поэты и писатели, мастера и ученые, которые принимали наркотики и ничего ужасного не произошло.

Резюме. Если от знаний нужно избавиться, то наркотики, несомненно, помогут вам в этом. Насчет приобретения новых знаний они вам однозначно не помощники. Один из научных работников решил испытать на себе действие наркотиков. Находясь под их воздействием, он почувствовал , что открыл новый закон. Чтобы не забыть, он записал его на клочке бумаги.

   Очнувшись, он первым делом прочитал записанный закон: «банан большой, а кожура еще больше». Эта история – хорошая иллюстрация к теме наркотики и интеллект.

       Куда мрачнее выглядит судьба тех, кто долго принимает наркотики. Мозг в результате разрушаются так же сильно, как и печень, сердце и почки. Так что об интеллекте можно забыть. Зачеркнем слово и оставим только черную И.

Подведение итогов.

Ведущий. В итоге, слово НАРКОТИКИ проходит черной нитью через написанные нами слова. Наркотики отнимают независимость, активность, работоспособность, интеллект. Все это люди могут потерять ради нескольких ярких, но пустых уходов от действительности. Список далеко не полон, но и этих слов достаточно, чтобы задуматься.

    Вчитывайтесь еще раз в эти слова, представьте, что вы лишены всех понятий перечеркнутых черным. Подумайте об этом.

(Время на размышление 1-2 минуты. Желающие могут высказаться).

       Мало бояться наркотиков, важно осознать, почему они действительно опасны. На листе, с которым мы работали, черные буквы перечеркнули многие важные слова, в жизни многое зависит только от нас, и мы в состоянии не допустить такой мрачной картины. Давайте разорвем сейчас листки, на которых чернеет слово НАРКОТИКИ! Рвем! Смелее!

Примечание. Если занятие проходит на воздухе – листки можно сжечь. В этом случае проследите за выполнением правил противопожарной безопасности.

Ведущий. Я верю, что в случае искушения наркотиками вы поступите так же решительно! Благодарю вас за ваши мысли и мнение, за ту работу, которую вы сейчас проделали. Давайте встанем в круг.

Игра на снятие напряжения.

Ведущий. Закройте глаза, расслабьтесь. Нам нужна полная тишина. По моей команде мы будем поднимать руки и «мычать»,  чем выше руки тем громче звук, который мы издаем. Когда руки достигнуть уровня груди, мы разжимаем руки и начинаем кричать. Когда руки полностью поднимутся, мы открываем глаза и кричим секунду с максимальной громкостью и разрываем круг. Все плохое уйдет с нашим криком.

А теперь встряхните руками, глубоко вдохните и выдохните!

Большое спасибо всем за участие! Удачи вам.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Разработка урока русского языка в 7 классе «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных»

Цели урока: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий и отглагольных прилагательных;формировать навыки написания Н и НН в причастиях и Н в отглагольных прилагательных...

Конспект занятия "Звук и буква М. Знакомство с согласными буквами."

Мною представлен конспект открытого занятия по обучению грамоте детей с ЗПР 6-7 лет....

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Пособие для изучения букв, используемое в работе с детьми с тяжелой степенью умственной отсталости. Буква А.

Пособие для изучения букв, используемое в работе с детьми с тяжелой степенью умственной отсталости ...

Игра "Прятки с буквами" знакомит с буквами русского алфавита. Учит определять первую букву и количество звуков в слове

Пособие "Прятки с буквами" Примечание: квадратиками на поле показано количество пропущенных букв в слове....