Авторская программа IV Байкальский психологический лагерь «Таежный вкус лета»
проект по психологии на тему

Ганьшина Валентина Николаевна

Нами накоплен 6-летний опыт организации психологического лагеря в полевых условиях. Три года с 2000 года мы принимали участие в организации полевого лагеря молодежных делегаций Международного форума «Зов Байкала».

В 2004 году впервые самостоятельно организовали Байкальский психологический лагерь «Тайны вокруг нас».

В  2005  году  был  организован  II Байкальский психологический лагерь  «Планета Лето-2005», программа которого стала победителем областного конкурса программ для летних профильных лагерей. Одним  из  самых  интересных  направлений работы  этого лагеря  стала  мастерская «Профилактика наркомании и других социально - негативных явлений». Лицеисты смогли пройти  обучение  и защитить свои проекты, что дало им возможность  в дальнейшем вести мастерские и организовывать  на  эти  темы часы  общения у  сверстников  при  поддержке  психологов  и  студентов-психологов,  например,  на  тему: «Мне не  все  равно,  а  тебе?»  

В 2006 году был проведен III Байкальский психологический лагерь «Карта звездных дорог» в Байкальском биосферном заповеднике на егерском кордоне в районе р. Выдринная. Главной идеей этого лагеря стала идея подведения итогов проекта года «Командообразование», когда каждый инструктор клуба организовывал деятельность лагеря через реализацию проекта собственного дня.

В Лицее существует традиция организации областных проживаний с приглашением команд из школ-партнеров для обмена опытом и обучения.

По каждому лагерю и областному проживанию оформлена летопись, фотоэскизы из которой можно видеть в приложении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областной конкурс летних программ для детей и молодежи

Авторская программа

IV Байкальский

 психологический

лагерь

«Таежный вкус лета»

Автор:

Ганьшина Валентина Николаевна,

педагог-психолог МОУ «Лицей №1»

г. Усолье – Сибирское, 2007г.


I. Информационная карта

1. Полное наименование программы:

«IV Байкальский психологический лагерь «Таежный вкус лета» для участников психологического клуба «Зеркало» (8-11 класс) МОУ «Лицей №1» г. Усолья-Сибирского, группы  учащихся  МОУ «Белореченский лицей» п. Белореченский Усольского района  и МОУ «Гимназия» п. Солерудник Зиминского района.

2. Цель программы:

Научить создавать  и  организовывать  эффективное  взаимодействие в команде на   основе ценностного  подхода и  системы самоорганизации через активизацию личностной эффективности каждого участника.

3, 4. Автор  и руководитель программы:

Ганьшина Валентина Николаевна, педагог-психолог, руководитель психологического клуба «Зеркало»

5. Территория, представившая программу:

г. Усолье-Сибирское

6. Учреждение, реализующее программу:

МОУ «Лицей №1» г. Усолья-Сибирского

7. Полный адрес учреждения:

Россия 665462, Иркутская область г. Усолье-Сибирское, пр. Комсомольский 51,

8. Телефон, факс организации:

Телефон: (243) 6-36-65, (243) 6-31-01

Факс: (243) 6-22-35

9. Форма реализации программы:

Палаточный лагерь

  1. Направление деятельности программы:

Комплексный: психолого - валео - экологический лагерь

  1. Сроки реализации программы:

С 12 по 26 июля 2007 года (14 дней)

  1. Место реализации программы:

Егерский кордон  Байкальского  биосферного  заповедника  в районе п. Танхой, р. Мишиха  (Бурятия)

  1. Педагогический и вожатский состав (квалификация)

Начальник лагеря: Ганьшина Валентина Николаевна, психолог  высшей квалификационной  категории

Педагоги: Рудакова Лариса Васильевна,  педагог  дополнительного  образования  первой  квалификационной  категории

Давыденко Олеся Николаевна, педагог-психолог МОУ «Гимназия п. Солерудник»

Шишковский Алексей Николаевич, учитель физкультуры МОУ «Белореченский лицей»

Рогалева Анастасия Анатольевна, педагог-психолог МОУ «Белореченский лицей»

Ганьшин Сергей Петрович, педагог дополнительного образования МОУ «Белореченский лицей»

Вожатые: Урсуленко Л.М. - студентка V курса БГУЭП (факультет «Управление человеческими ресурсами»), выпускница лицея, 2002 год

Ефимова Н.Ю. - студентка V курса БГУЭП (факультет «Управление человеческими ресурсами»)

Дерябина Т. Н. - студентка V курса БГУЭП (факультет «Управление человеческими ресурсами»)

Врач: из числа родителей

Завхоз: из числа родителей

  1. Общее количество участников программы

Взрослые: 11 человек

Школьники: 40 человек

Итого: 51 человек

 

15, 16.  География и контингент участников

Организаторы:

  • Учащиеся Лицея 13-17 лет - участники клуба «Зеркало»  МОУ «Лицей №1»

         г. Усолье-Сибирское -20 человек

Партнеры:

  •  Учащиеся  МОУ «Белореченский лицей» Усольский район - 10 человек
  • Учащиеся МОУ «Гимназия п. Солерудник» Зиминский район  - 10 человек

17. Условия участия в программе

В психологическом клубе «Зеркало» в 2006-2007 учебном году отрабатывался проект «Личностная эффективность». Инструкторы клуба разработали свои мастерские, программы  на основе проекта, которые будут предлагать участникам  БПЛ. Учащиеся-партнеры будут учиться и применять на практике полученные знания и навыки.

Все партнеры самостоятельно находят спонсорские источники финансирования.

18. Краткое содержание программы

Содержание

Количество часов

Ответственные

Тренинг «Личностная эффективность»

30

Инструкторы ПК «Зеркало»

Тренинг «Эутимной терапии»

30

Инструкторы ПК «Зеркало»

Мастерские участников:

Данстерапия, арттерапия, здоровьетворение,  бумагопластика, профилактика социально-негативных явлений, и другие

36

Инструкторы ПК «Зеркало»

Организация большой психологической игры «Успех в жизни лидера»

16

Инструкторы ПК «Зеркало»

Лента спортивных мероприятий: день спорта, оздоровительные процедуры (зарядка, купание, спа-массаж)

52

Инструкторы ПК «Зеркало»

Лента экологических мероприятий: в рамках сотрудничества с Байкальским биосферным заповедником

52

Инструкторы ПК «Зеркало»

Организация и поддержание рабочего пространства лагеря через внедрение технологии самоорганизации и командообразования

ежедневно

Инструкторы ПК «Зеркало»

Лента дней-проектов участников

5 рабочих  дней

Инструкторы ПК «Зеркало»

Лента литературно-музыкальных событий

30

Инструкторы ПК «Зеркало»

Лента мастерских для инструкторов

10

Вожатые

19. История осуществления программы

Нами накоплен 6-летний опыт организации психологического лагеря в полевых условиях. Три года с 2000 года мы принимали участие в организации полевого лагеря молодежных делегаций Международного форума «Зов Байкала».

В 2004 году впервые самостоятельно организовали Байкальский психологический лагерь «Тайны вокруг нас».

В  2005  году  был  организован  II Байкальский психологический лагерь  «Планета Лето-2005», программа которого стала победителем областного конкурса программ для летних профильных лагерей. Одним  из  самых  интересных  направлений работы  этого лагеря  стала  мастерская «Профилактика наркомании и других социально - негативных явлений». Лицеисты смогли пройти  обучение  и защитить свои проекты, что дало им возможность  в дальнейшем вести мастерские и организовывать  на  эти  темы часы  общения у  сверстников  при  поддержке  психологов  и  студентов-психологов,  например,  на  тему: «Мне не  все  равно,  а  тебе?»  

В 2006 году был проведен III Байкальский психологический лагерь «Карта звездных дорог» в Байкальском биосферном заповеднике на егерском кордоне в районе р. Выдринная. Главной идеей этого лагеря стала идея подведения итогов проекта года «Командообразование», когда каждый инструктор клуба организовывал деятельность лагеря через реализацию проекта собственного дня.

В Лицее существует традиция организации областных проживаний с приглашением команд из школ-партнеров для обмена опытом и обучения.

По каждому лагерю и областному проживанию оформлена летопись, фотоэскизы из которой можно видеть в приложении.

20. Наиболее важные публикации о программе:

Были опубликованы в Усольской городской газете по итогам каждого лагеря. См. в приложении. Опыт организации работы ПК «Зеркало» был представлен на III Всероссийской Неделе психологии в ВДЦ «Орленок» в октябре 2006 года.

П. Пояснительная записка

Актуальность

В  течение  2006-2007 учебного  года  в клубе  «Зеркало»  отрабатывалась  программа  тренинга личностной эффективности.  В  конце  учебного  года  стажеры  и  инструкторы  клуба  должны  сдать своеобразные  экзамены  на знание  принципов и практики технологии личностной эффективности.  Предполагается,  что  в  летнем  палаточном  лагере  ребята  смогут  перейти  со ступени на  ступень  в  иерархии  клуба,  показать практическую  часть,  организовав один  день.

Очень важно, чтобы подростки не  просто  задумывались над личностными проблемами, но и умели находить  позитивные  выходы, умели строить  межличностные отношения,  умея  создавать  и работать  в  команде. Эти умения актуальны для детей не только в подростковом возрасте, но и в целом по жизни.

Значимость программы:

Современная жизнь заставляет задумываться нас над проблемами, т.к. в российском обществе начался, но не закончился процесс становления ценностей. Образование обязано активно влиять на процессы становления аксиологических паттернов в сознании подрастающего поколения. Но, к сожалению, готовых программ для подростков и юношества пока очень мало. Данная программа представляет собой опыт создания такого проекта. Команда инструкторов в течение года изучала теоретические основы, а летом предполагается закрепление их в практике.

Цель IV БПЛ

Помочь раскрыться потенциалу учащихся, способствовать росту самоуважения, научить ценить свою и чужую индивидуальность.

Создать   психолого-педагогические условия для  личностного   роста, творческой реализации всех участников программы,  подведя  итоги годовой  подготовки  по  программе «Личностная эффективность»  на  основе  психологической  безопасности  и  летнего  оздоровления  на  берегах  священного  Байкала.

Задачи:

  1. Развивать навыки самоорганизации, ответственного, активного отношения в условиях байкальского психологического лагеря        
  2. Развить  коммуникативные способности, рефлексивные навыки, умения адекватно воспринимать себя и окружающих
  3. Отработать  навыки  конструктивного  межличностного  взаимодействия,  навыки эффективного решения проблем  в  команде
  4. Организовать  Большую  психологическую  игру, которая  будет способствовать личностному продвижению стажеров и инструкторов клуба «Зеркало»
  5. Активно      внедрять   здоровьеразвивающие технологии в IV БПЛ (купание, закаливание, обливания, Spa – массажи,  ежедневная  динамическая физзарядка и др.)  привлекая к их организации всех участников проекта, и таким образом способствовать сохранению, укреплению и развитию защитных  сил организма  подростка.
  6. Направить активность детей в рамках экологического воспитания на сохранение такого чуда природы, как озеро Байкал, проводя экологические десанты по уборке территории, организацию листовок, плакатов, призывающих к бережному отношению.  
  7. Мотивировать участников клуба к сотрудничеству как наиболее-продуктивному способу взаимодействия с людьми, научить их ставить задачи и достигать результатов в сфере эффективных коммуникаций.
  8. Отработать знания и навыки технологии личностной эффективности.

Концептуальные подходы:

В Программе Развития МОУ «Лицей №1» поставлена цель: создание резонансной образовательной среды как комплекса возможностей для развития самоактуализирующейся личности.

Программа IV БПЛ рассчитана на создание условий для самоактулизации личности лицеистов и учащихся школ-партнеров. Самоактулизация в самом кратком виде может быть определена как полное использование и реализация способностей, таланта, потенциала личности, которая развивается до состояния полностью адекватного их возможностям.  Этот критерий предполагает  удовлетворение  потребности в безопасности, принадлежности, любви, уважения и самоуважения, потребностей в знании и понимании или в некоторых случаях, победу над этими потребностями. «Самоактулизирующиеся люди имеют более глубокие и более всеобъемлющие межличностные отношения. Они   способны к большей самоотдаче, любви, более совершенной идентификации, более полному выходу за границы своего «Я» (А. Маслоу) Таким образом, создаются условия для личностного роста участника. Основные направления личностного роста (по К. Роджерсу):

1. Принятие себя и вера в себя, доверие к собственной природе

2. Открытость внутреннему опыту переживаний, понимание себя, адекватное представление о себе

З. Внутренний локус оценивания, т.е. ответственность за себя и независимость внешних оценок

4. Интегрированность внутреннего мира, единство, целостность

5. Гибкость, динамичность, способность меняться

6. Дифференцированное и точное восприятие действительности и других людей, эмпатичность

7. Естественное поведение

8. Принятие и уважение других

9. Творческая адаптивность, способность решать жизненные проблемы

Взрослый   тогда  может   способствовать   личностному  росту   подростка,   когда укрепляет его веру в себя, способствует раскрытию его творческого потенциала, в данном случае, через освоение технологии личностной эффективности.

III.    Описание разделов программы

3.1 Ожидаемые результаты

  • В области воспитания: участники проекта приобретут богатый опыт самоорганизации своей деятельности  в условиях   БПЛ, (научатся работать в команде, самостоятельно принимать решения, помогать друг другу, брать на себя ответственность, проявлять инициативу, креативно относиться к любому делу).
  • В области психологии общения: научатся навыкам активного слушания, навыкам рефлексии (способности анализировать ситуации, как членов группы, так и свои собственные), получат новые знания по организации  большой психологической игры, навыки работы в команде.
  • В области профилактики наркомании и других   социально -   негативных   явлений: повысят  навыки проведения   тренингов в указанной области, получат навык, как справляться с «трудными» участниками тренинговой группы, сами смогут упорядочить свои знания в области профилактики наркомании  и  других  негативных  явлений  таких,  как  курение  и  пивной  алкоголизм.
  • В области управления психологическим климатом в коллективе: научатся создавать, ценить и управлять психологической атмосферой.
  • В области  укрепления здоровья: ежедневные занятия физическими упражнениями, данс-терапией, для желающих - обливания холодной водой, купания при постоянном  контакте с природой, что расширяет адаптивные возможности   организма, укрепляет  физически и духовно.
  • В области экологического    воспитания: научить ценить, сохранять, не загрязнять природу Байкала и вообще окружающую  среду, оберегать   экологическое равновесие.

3.2. Механизм реализации программы

  • Обучение стажеров и инструкторов психологического  клуба «Зеркало» в течение учебного года навыкам организации тематической мастерской,  ведению дневника личностного роста, ведению документации инструктора. Сформировать  теоретические  знания  по  технологии  личностной эффективности.
  • Вакцинация от клещевого энцефалита.
  • Предварительное согласование по обустройству полевого лагеря на егерском гордоне в близи п. Танхой (Бурятия). Занятие и оборудование домика, бани, места под палатки.
  • Разработка программы  IV БПЛ, её утверждение на разных уровнях. Подбор кадров педагогов и вожатых для реализации программы, врач и завхоз - из числа родителей.
  • Составление сметы расходов и решение вопросов финансирования (родители, администрация лицея, спонсоры) За счет гранта предполагается финансовая поддержка студентам – вожатым и учащимся из числа социально незащищенных.         

3.3 Технология  обучения

Все  участники  программы  объединены    в  команду,  в  которой  каждый  отвечает  за  участок  жизнедеятельности,  и  от  его  ответственности,  активности,  творческого  подхода  к  делу  зависит  насыщенность  и  атмосфера  лагеря.  


Календарный  план  IV  БПЛ  «Таежный вкус лета»

(ориентировочно  с 12 по 26 июля 2007 года)

Дни

Виды  деятельности

Ответственные

Примечание

Заезд,  устройство  на  месте  базового  лагеря,  организация  работы  служб  самоорганизации

Совет  старших,  проектная  служба, все  участники БПЛ

Обустройство  на  месте  под  девизом: «Мы на  священной  земле  Байкала»

День «Сотрудничество» - тимбилдинг,  организация  в  течение  дня  соревнований,  игр  на  сплочение команды

В  вечерней  программе  обыгрывание, осмысливание  ценности  дня

Корогодин Женя

Суродеев Игорь

Тимбилдинг – умение  сотрудничать  в  команде

День «Ответственности»,  экологические  десанты,  роль  Байкала  в  экологии  человека

Приходько  Елена

Идея  ответственности  за  себя,  за  своё поведение, за  других,  за  порученное  дело,  за  мир  вокруг

День  «Уважения», организация  игры  «Мальчики – девочки»,  

Хохлачева  Дарья

Воспитание  уважительного  отношения  к  другим  людям, мужчин  к  женщинам, женщин к мужчинам

День  «Честность»,  психологическая  игра  «Плоды  хороших  деревьев»

Волкова  Юлия

Отчего  бывает  в  нашей  жизни  нечестность

Дни «Единство», «Здоровье» должны дать  ощущение  единства  с  окружающим  миром,  помощь  на  прокладывании  экологической тропы  вокруг  Байкала

Психологи,  вожатые, координаторы  «Зеркала»

Россов  Женя

2-х  дневный  выход  в  Байкальский биосферный заповедник п.Танхой, с  ночевкой на другом  кордоне

День БАНИ

Проектная  служба

День  «Толерантность»

Тренинг  толерантности

Ганьшина В.Н.

Терпимость,  принятие  других  людей  такими,  какие  они  есть  

День  «Достоинство»

Тренинг «Профилактика  социально-негативных  явлений: курение и  пивной  алкоголизм»

Урсуленко Л.М.

Это  очень  трудный  день,  требующий  большой  проработки

День  «Ум» - день  интеллектуальных  игр  «Академия  веселых  наук»

Шакиров Алеша

Бутаков Сережа

День  требует  большой  подготовительной  работы  (домашней заготовки)

День «Легкость»

День  торжества  танца

Вечерний  гала-концерт

Кислун Оля

Танец  может  решать  очень  много  воспитательных  задач

День  «Доверие»  игра  «Я  тебе  доверяю»

Тарунина Диана

Диана должна  вернуться  из  США,  где  она  обучалась  последний  год,  победив  в  конкурсе «Акт  в  поддержку  свободы»

День  «Творчество»

Игнатенко Марина

Шурыгина Юля

Весь  год  девочки  вели  мастерскую  по  креативности

День  «Понимание»

Труфанова Аня

День  «Успеха».  Должны  быть  собраны  все  ценности  в  сундук  сокровищ  команды.  

Отъезд

Психологи,  вожатые, координаторы  «Зеркала»

Подведены  итоги.

По  итогам  работы  в  лагере  каждому  участнику  и  каждому  вожатому  выдается  Сертификат  достижений,  где  Совет  старших  на  основе  дневника Личностного  роста  участника  описывает  то,  что  он  достиг.


Смета  программы  III Байкальского  психологического  лагеря

«Карта  звездных  дорог»

  1. планируемые  доходы

1.1. целевые  взносы  родителей                                   14000

1.2  спонсорская  помощь                                              15000

1.3.  гранд                                                                        61000

Итого:                                                                              90000

  1. смета  расходов

2.1.  питание    51  чел. х  100 рублей х 14 дней              71400

2.2.  транспортные  расходы                                           10000

    (аренда  транспорта  при  перевозке  продуктов,  билеты  до  станции  Танхой  и  до  егерского  кордона  и  обратно,  аренда  дежурного  транспорта)

  1. расходные  материалы

медицинская  аптечка                                               800

канцтовары                                                              1600

2.4  видеосъемка                                                                500

2.5. фотосъемка                                                                  500

2.6. призовой  фонд                                                          3000

2.7.  средства  на  развитие  лагеря                                 2200

Итого:                                                                  90000