Авторская программа IV Байкальский психологический лагерь «Таежный вкус лета»
проект по психологии на тему
Нами накоплен 6-летний опыт организации психологического лагеря в полевых условиях. Три года с 2000 года мы принимали участие в организации полевого лагеря молодежных делегаций Международного форума «Зов Байкала».
В 2004 году впервые самостоятельно организовали Байкальский психологический лагерь «Тайны вокруг нас».
В 2005 году был организован II Байкальский психологический лагерь «Планета Лето-2005», программа которого стала победителем областного конкурса программ для летних профильных лагерей. Одним из самых интересных направлений работы этого лагеря стала мастерская «Профилактика наркомании и других социально - негативных явлений». Лицеисты смогли пройти обучение и защитить свои проекты, что дало им возможность в дальнейшем вести мастерские и организовывать на эти темы часы общения у сверстников при поддержке психологов и студентов-психологов, например, на тему: «Мне не все равно, а тебе?»
В 2006 году был проведен III Байкальский психологический лагерь «Карта звездных дорог» в Байкальском биосферном заповеднике на егерском кордоне в районе р. Выдринная. Главной идеей этого лагеря стала идея подведения итогов проекта года «Командообразование», когда каждый инструктор клуба организовывал деятельность лагеря через реализацию проекта собственного дня.
В Лицее существует традиция организации областных проживаний с приглашением команд из школ-партнеров для обмена опытом и обучения.
По каждому лагерю и областному проживанию оформлена летопись, фотоэскизы из которой можно видеть в приложении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Авторская программа IV Байкальский психологический лагерь «Таежный вкус лета» | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Областной конкурс летних программ для детей и молодежи
Авторская программа
IV Байкальский
психологический
лагерь
«Таежный вкус лета»
Автор:
Ганьшина Валентина Николаевна,
педагог-психолог МОУ «Лицей №1»
г. Усолье – Сибирское, 2007г.
I. Информационная карта
1. Полное наименование программы:
«IV Байкальский психологический лагерь «Таежный вкус лета» для участников психологического клуба «Зеркало» (8-11 класс) МОУ «Лицей №1» г. Усолья-Сибирского, группы учащихся МОУ «Белореченский лицей» п. Белореченский Усольского района и МОУ «Гимназия» п. Солерудник Зиминского района.
2. Цель программы:
Научить создавать и организовывать эффективное взаимодействие в команде на основе ценностного подхода и системы самоорганизации через активизацию личностной эффективности каждого участника.
3, 4. Автор и руководитель программы:
Ганьшина Валентина Николаевна, педагог-психолог, руководитель психологического клуба «Зеркало»
5. Территория, представившая программу:
г. Усолье-Сибирское
6. Учреждение, реализующее программу:
МОУ «Лицей №1» г. Усолья-Сибирского
7. Полный адрес учреждения:
Россия 665462, Иркутская область г. Усолье-Сибирское, пр. Комсомольский 51,
8. Телефон, факс организации:
Телефон: (243) 6-36-65, (243) 6-31-01
Факс: (243) 6-22-35
9. Форма реализации программы:
Палаточный лагерь
- Направление деятельности программы:
Комплексный: психолого - валео - экологический лагерь
- Сроки реализации программы:
С 12 по 26 июля 2007 года (14 дней)
- Место реализации программы:
Егерский кордон Байкальского биосферного заповедника в районе п. Танхой, р. Мишиха (Бурятия)
- Педагогический и вожатский состав (квалификация)
Начальник лагеря: Ганьшина Валентина Николаевна, психолог высшей квалификационной категории
Педагоги: Рудакова Лариса Васильевна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории
Давыденко Олеся Николаевна, педагог-психолог МОУ «Гимназия п. Солерудник»
Шишковский Алексей Николаевич, учитель физкультуры МОУ «Белореченский лицей»
Рогалева Анастасия Анатольевна, педагог-психолог МОУ «Белореченский лицей»
Ганьшин Сергей Петрович, педагог дополнительного образования МОУ «Белореченский лицей»
Вожатые: Урсуленко Л.М. - студентка V курса БГУЭП (факультет «Управление человеческими ресурсами»), выпускница лицея, 2002 год
Ефимова Н.Ю. - студентка V курса БГУЭП (факультет «Управление человеческими ресурсами»)
Дерябина Т. Н. - студентка V курса БГУЭП (факультет «Управление человеческими ресурсами»)
Врач: из числа родителей
Завхоз: из числа родителей
- Общее количество участников программы
Взрослые: 11 человек
Школьники: 40 человек
Итого: 51 человек
15, 16. География и контингент участников
Организаторы:
- Учащиеся Лицея 13-17 лет - участники клуба «Зеркало» МОУ «Лицей №1»
г. Усолье-Сибирское -20 человек
Партнеры:
- Учащиеся МОУ «Белореченский лицей» Усольский район - 10 человек
- Учащиеся МОУ «Гимназия п. Солерудник» Зиминский район - 10 человек
17. Условия участия в программе
В психологическом клубе «Зеркало» в 2006-2007 учебном году отрабатывался проект «Личностная эффективность». Инструкторы клуба разработали свои мастерские, программы на основе проекта, которые будут предлагать участникам БПЛ. Учащиеся-партнеры будут учиться и применять на практике полученные знания и навыки.
Все партнеры самостоятельно находят спонсорские источники финансирования.
18. Краткое содержание программы
№ | Содержание | Количество часов | Ответственные |
Тренинг «Личностная эффективность» | 30 | Инструкторы ПК «Зеркало» | |
Тренинг «Эутимной терапии» | 30 | Инструкторы ПК «Зеркало» | |
Мастерские участников: Данстерапия, арттерапия, здоровьетворение, бумагопластика, профилактика социально-негативных явлений, и другие | 36 | Инструкторы ПК «Зеркало» | |
Организация большой психологической игры «Успех в жизни лидера» | 16 | Инструкторы ПК «Зеркало» | |
Лента спортивных мероприятий: день спорта, оздоровительные процедуры (зарядка, купание, спа-массаж) | 52 | Инструкторы ПК «Зеркало» | |
Лента экологических мероприятий: в рамках сотрудничества с Байкальским биосферным заповедником | 52 | Инструкторы ПК «Зеркало» | |
Организация и поддержание рабочего пространства лагеря через внедрение технологии самоорганизации и командообразования | ежедневно | Инструкторы ПК «Зеркало» | |
Лента дней-проектов участников | 5 рабочих дней | Инструкторы ПК «Зеркало» | |
Лента литературно-музыкальных событий | 30 | Инструкторы ПК «Зеркало» | |
Лента мастерских для инструкторов | 10 | Вожатые |
19. История осуществления программы
Нами накоплен 6-летний опыт организации психологического лагеря в полевых условиях. Три года с 2000 года мы принимали участие в организации полевого лагеря молодежных делегаций Международного форума «Зов Байкала».
В 2004 году впервые самостоятельно организовали Байкальский психологический лагерь «Тайны вокруг нас».
В 2005 году был организован II Байкальский психологический лагерь «Планета Лето-2005», программа которого стала победителем областного конкурса программ для летних профильных лагерей. Одним из самых интересных направлений работы этого лагеря стала мастерская «Профилактика наркомании и других социально - негативных явлений». Лицеисты смогли пройти обучение и защитить свои проекты, что дало им возможность в дальнейшем вести мастерские и организовывать на эти темы часы общения у сверстников при поддержке психологов и студентов-психологов, например, на тему: «Мне не все равно, а тебе?»
В 2006 году был проведен III Байкальский психологический лагерь «Карта звездных дорог» в Байкальском биосферном заповеднике на егерском кордоне в районе р. Выдринная. Главной идеей этого лагеря стала идея подведения итогов проекта года «Командообразование», когда каждый инструктор клуба организовывал деятельность лагеря через реализацию проекта собственного дня.
В Лицее существует традиция организации областных проживаний с приглашением команд из школ-партнеров для обмена опытом и обучения.
По каждому лагерю и областному проживанию оформлена летопись, фотоэскизы из которой можно видеть в приложении.
20. Наиболее важные публикации о программе:
Были опубликованы в Усольской городской газете по итогам каждого лагеря. См. в приложении. Опыт организации работы ПК «Зеркало» был представлен на III Всероссийской Неделе психологии в ВДЦ «Орленок» в октябре 2006 года.
П. Пояснительная записка
Актуальность
В течение 2006-2007 учебного года в клубе «Зеркало» отрабатывалась программа тренинга личностной эффективности. В конце учебного года стажеры и инструкторы клуба должны сдать своеобразные экзамены на знание принципов и практики технологии личностной эффективности. Предполагается, что в летнем палаточном лагере ребята смогут перейти со ступени на ступень в иерархии клуба, показать практическую часть, организовав один день.
Очень важно, чтобы подростки не просто задумывались над личностными проблемами, но и умели находить позитивные выходы, умели строить межличностные отношения, умея создавать и работать в команде. Эти умения актуальны для детей не только в подростковом возрасте, но и в целом по жизни.
Значимость программы:
Современная жизнь заставляет задумываться нас над проблемами, т.к. в российском обществе начался, но не закончился процесс становления ценностей. Образование обязано активно влиять на процессы становления аксиологических паттернов в сознании подрастающего поколения. Но, к сожалению, готовых программ для подростков и юношества пока очень мало. Данная программа представляет собой опыт создания такого проекта. Команда инструкторов в течение года изучала теоретические основы, а летом предполагается закрепление их в практике.
Цель IV БПЛ
Помочь раскрыться потенциалу учащихся, способствовать росту самоуважения, научить ценить свою и чужую индивидуальность.
Создать психолого-педагогические условия для личностного роста, творческой реализации всех участников программы, подведя итоги годовой подготовки по программе «Личностная эффективность» на основе психологической безопасности и летнего оздоровления на берегах священного Байкала.
Задачи:
- Развивать навыки самоорганизации, ответственного, активного отношения в условиях байкальского психологического лагеря
- Развить коммуникативные способности, рефлексивные навыки, умения адекватно воспринимать себя и окружающих
- Отработать навыки конструктивного межличностного взаимодействия, навыки эффективного решения проблем в команде
- Организовать Большую психологическую игру, которая будет способствовать личностному продвижению стажеров и инструкторов клуба «Зеркало»
- Активно внедрять здоровьеразвивающие технологии в IV БПЛ (купание, закаливание, обливания, Spa – массажи, ежедневная динамическая физзарядка и др.) привлекая к их организации всех участников проекта, и таким образом способствовать сохранению, укреплению и развитию защитных сил организма подростка.
- Направить активность детей в рамках экологического воспитания на сохранение такого чуда природы, как озеро Байкал, проводя экологические десанты по уборке территории, организацию листовок, плакатов, призывающих к бережному отношению.
- Мотивировать участников клуба к сотрудничеству как наиболее-продуктивному способу взаимодействия с людьми, научить их ставить задачи и достигать результатов в сфере эффективных коммуникаций.
- Отработать знания и навыки технологии личностной эффективности.
Концептуальные подходы:
В Программе Развития МОУ «Лицей №1» поставлена цель: создание резонансной образовательной среды как комплекса возможностей для развития самоактуализирующейся личности.
Программа IV БПЛ рассчитана на создание условий для самоактулизации личности лицеистов и учащихся школ-партнеров. Самоактулизация в самом кратком виде может быть определена как полное использование и реализация способностей, таланта, потенциала личности, которая развивается до состояния полностью адекватного их возможностям. Этот критерий предполагает удовлетворение потребности в безопасности, принадлежности, любви, уважения и самоуважения, потребностей в знании и понимании или в некоторых случаях, победу над этими потребностями. «Самоактулизирующиеся люди имеют более глубокие и более всеобъемлющие межличностные отношения. Они способны к большей самоотдаче, любви, более совершенной идентификации, более полному выходу за границы своего «Я» (А. Маслоу) Таким образом, создаются условия для личностного роста участника. Основные направления личностного роста (по К. Роджерсу):
1. Принятие себя и вера в себя, доверие к собственной природе
2. Открытость внутреннему опыту переживаний, понимание себя, адекватное представление о себе
З. Внутренний локус оценивания, т.е. ответственность за себя и независимость внешних оценок
4. Интегрированность внутреннего мира, единство, целостность
5. Гибкость, динамичность, способность меняться
6. Дифференцированное и точное восприятие действительности и других людей, эмпатичность
7. Естественное поведение
8. Принятие и уважение других
9. Творческая адаптивность, способность решать жизненные проблемы
Взрослый тогда может способствовать личностному росту подростка, когда укрепляет его веру в себя, способствует раскрытию его творческого потенциала, в данном случае, через освоение технологии личностной эффективности.
III. Описание разделов программы
3.1 Ожидаемые результаты
- В области воспитания: участники проекта приобретут богатый опыт самоорганизации своей деятельности в условиях БПЛ, (научатся работать в команде, самостоятельно принимать решения, помогать друг другу, брать на себя ответственность, проявлять инициативу, креативно относиться к любому делу).
- В области психологии общения: научатся навыкам активного слушания, навыкам рефлексии (способности анализировать ситуации, как членов группы, так и свои собственные), получат новые знания по организации большой психологической игры, навыки работы в команде.
- В области профилактики наркомании и других социально - негативных явлений: повысят навыки проведения тренингов в указанной области, получат навык, как справляться с «трудными» участниками тренинговой группы, сами смогут упорядочить свои знания в области профилактики наркомании и других негативных явлений таких, как курение и пивной алкоголизм.
- В области управления психологическим климатом в коллективе: научатся создавать, ценить и управлять психологической атмосферой.
- В области укрепления здоровья: ежедневные занятия физическими упражнениями, данс-терапией, для желающих - обливания холодной водой, купания при постоянном контакте с природой, что расширяет адаптивные возможности организма, укрепляет физически и духовно.
- В области экологического воспитания: научить ценить, сохранять, не загрязнять природу Байкала и вообще окружающую среду, оберегать экологическое равновесие.
3.2. Механизм реализации программы
- Обучение стажеров и инструкторов психологического клуба «Зеркало» в течение учебного года навыкам организации тематической мастерской, ведению дневника личностного роста, ведению документации инструктора. Сформировать теоретические знания по технологии личностной эффективности.
- Вакцинация от клещевого энцефалита.
- Предварительное согласование по обустройству полевого лагеря на егерском гордоне в близи п. Танхой (Бурятия). Занятие и оборудование домика, бани, места под палатки.
- Разработка программы IV БПЛ, её утверждение на разных уровнях. Подбор кадров педагогов и вожатых для реализации программы, врач и завхоз - из числа родителей.
- Составление сметы расходов и решение вопросов финансирования (родители, администрация лицея, спонсоры) За счет гранта предполагается финансовая поддержка студентам – вожатым и учащимся из числа социально незащищенных.
3.3 Технология обучения
Все участники программы объединены в команду, в которой каждый отвечает за участок жизнедеятельности, и от его ответственности, активности, творческого подхода к делу зависит насыщенность и атмосфера лагеря.
Календарный план IV БПЛ «Таежный вкус лета»
(ориентировочно с 12 по 26 июля 2007 года)
Дни | Виды деятельности | Ответственные | Примечание |
Заезд, устройство на месте базового лагеря, организация работы служб самоорганизации | Совет старших, проектная служба, все участники БПЛ | Обустройство на месте под девизом: «Мы на священной земле Байкала» | |
День «Сотрудничество» - тимбилдинг, организация в течение дня соревнований, игр на сплочение команды В вечерней программе обыгрывание, осмысливание ценности дня | Корогодин Женя Суродеев Игорь | Тимбилдинг – умение сотрудничать в команде | |
День «Ответственности», экологические десанты, роль Байкала в экологии человека | Приходько Елена | Идея ответственности за себя, за своё поведение, за других, за порученное дело, за мир вокруг | |
День «Уважения», организация игры «Мальчики – девочки», | Хохлачева Дарья | Воспитание уважительного отношения к другим людям, мужчин к женщинам, женщин к мужчинам | |
День «Честность», психологическая игра «Плоды хороших деревьев» | Волкова Юлия | Отчего бывает в нашей жизни нечестность | |
Дни «Единство», «Здоровье» должны дать ощущение единства с окружающим миром, помощь на прокладывании экологической тропы вокруг Байкала | Психологи, вожатые, координаторы «Зеркала» Россов Женя | 2-х дневный выход в Байкальский биосферный заповедник п.Танхой, с ночевкой на другом кордоне | |
День БАНИ | Проектная служба | ||
День «Толерантность» Тренинг толерантности | Ганьшина В.Н. | Терпимость, принятие других людей такими, какие они есть | |
День «Достоинство» Тренинг «Профилактика социально-негативных явлений: курение и пивной алкоголизм» | Урсуленко Л.М. | Это очень трудный день, требующий большой проработки | |
День «Ум» - день интеллектуальных игр «Академия веселых наук» | Шакиров Алеша Бутаков Сережа | День требует большой подготовительной работы (домашней заготовки) | |
День «Легкость» День торжества танца Вечерний гала-концерт | Кислун Оля | Танец может решать очень много воспитательных задач | |
День «Доверие» игра «Я тебе доверяю» | Тарунина Диана | Диана должна вернуться из США, где она обучалась последний год, победив в конкурсе «Акт в поддержку свободы» | |
День «Творчество» | Игнатенко Марина Шурыгина Юля | Весь год девочки вели мастерскую по креативности | |
День «Понимание» | Труфанова Аня | ||
День «Успеха». Должны быть собраны все ценности в сундук сокровищ команды. Отъезд | Психологи, вожатые, координаторы «Зеркала» | Подведены итоги. |
По итогам работы в лагере каждому участнику и каждому вожатому выдается Сертификат достижений, где Совет старших на основе дневника Личностного роста участника описывает то, что он достиг.
Смета программы III Байкальского психологического лагеря
«Карта звездных дорог»
- планируемые доходы
1.1. целевые взносы родителей 14000
1.2 спонсорская помощь 15000
1.3. гранд 61000
Итого: 90000
- смета расходов
2.1. питание 51 чел. х 100 рублей х 14 дней 71400
2.2. транспортные расходы 10000
(аренда транспорта при перевозке продуктов, билеты до станции Танхой и до егерского кордона и обратно, аренда дежурного транспорта)
- расходные материалы
медицинская аптечка 800
канцтовары 1600
2.4 видеосъемка 500
2.5. фотосъемка 500
2.6. призовой фонд 3000
2.7. средства на развитие лагеря 2200
Итого: 90000