Главные вкладки

    Авторская программа «Байкальский психологический лагерь «Планета Лето - 2005»
    проект на тему

    Ганьшина Валентина Николаевна

    Стационарный лагерь отдыха подростков предполагает, что дети отдыхают, их отдых организуют взрослые на свое усмотрение, исходя их воспитательных задач. Социально - психологический тренинг направлен на овладение определенными социально- психологическими знаниями, развитие коммутативных способностей, рефлексивных навыков, умение адекватно воспринимать себя и окружающих. При этом вырабатываются и корректируются нормы личностного поведения и межличностного взаимодействия, а так же развивается способность гибко реагировать на ситуациях . Как соединить такие важные задачи с детским творчеством, с детской самореализацией, с романтикой летней ночи, с гитарной песней? Как сделать так, чтобы у ребят дух захватывало от осознания того, что они сделали, что - то очень важное для себя и для других? На эти вопросы автор попытается ответить в данной программе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Областной конкурс программ профильных, загородных лагерей

    Авторская программа

    «Байкальский психологический лагерь

    «Планета Лето - 2005»

    Автор: Ганьшина В.Н.,

    педагог-психолог

    г. Усолье - Сибирское 2005г.

    МОУ «Лицей Ml»


    I.       Информационная карта

    1.        Полное наименование программы:

    «Байкальский психологический лагерь «Планета Лето» для участников психологического клуба «Зеркало» (8-11 класс) МОУ «Лицей №1» г. Усолье - Сибирского и совета кадет Областной кадетской школы - интернат (9 класс) г. Усолье - Сибирское

    2.        Автор программы:

    Ганьшина Валентина Николаевна, педагог - психолог, руководитель психологического клуба «Зеркало»

    1. Учреждение, заявившее программу:
      МОУ «Лицей №1» г. Усолье - Сибирское
    2. Полный адрес учреждения:

    Россия 665462, Иркутская область г. Усолье - Сибирское, пр. Комсомольский 51, тел. (243) 6-36-65, (243) 6-31-01, факс (243) 6-22-35

    1. 5.        Цель программы:

    Научить навыкам безопасного эффективного общения на основе системы самоорганизации самих участников проекта в условиях летнего профильного, палаточного лагеря

    1. Образовательная область, в которой реализуется программа
      Дополнительное образование. Психология общения. Летний оздоровительный отдых
    2. Специализация программы

    Полевой психолого - валео - экологический лагерь.

    8.        Возраст и категория школьников, для которых предназначена программа

    • Учащиеся Лицея 13-17 лет - участники клуба «Зеркало»
    • Кадеты областной кадетской школы-интерната (15лет), прошедшие обучение системе
      служб самоорганизации в клубе «Зеркало»

    9.        С какого времени используется данная программа

    С 2000 года примерно по этой же схеме на о. Байкал проводится фестиваль «Зов Байкала», в котором лицеисты принимали активное участие. С 2004 года - программа Байкальского психологического лагеря была организована в полном объеме. (Приложение №2)

    10.        Краткая информация об опыте работы по данной программе

    Нами пополнен 4-х летний опыт организации психологического лагеря в полевых условиях. 3 года с 2000 года мы принимали участие в организации полевого лагеря молодежных делегаций Международного форума «Зов Байкала». В 2004 году впервые самостоятельно организовали Байкальский психологический лагерь «Тайны вокруг нас» (Приложение №4)

    11.        География использования или место дислокации работы по программе
    Место дислокации: егерский кордон в районе п. Танхой (Бурятия)

    12.        Педагогический и вожатский состав (квалификация)

    Начальник лагеря: Ганьшина Валентина Николаевна, психолог I   квалификационной

    категории Педагоги: Капустина Инга Николаевна, психолог I квалификационной категории

    Ершова Татьяна Николаевна, учитель высшей категории Вожатые: Урсуленко Л.М. - студентка 4 курса БГУЭП (факультет «Управление

    персоналом и психология бизнеса»), выпускница Лицея, 2002 год

    Ефимова Н.Ю. - студентка 4 курса БГУЭП (факультет «Управление

    персоналом и психология бизнеса»)

    Неизвестных СЮ. - студент 4 курса АГТА

    Кудрявцев А.Н. - студент 2 курса ИРГТУ, выпускник Лицея 2004 года Врач: из числа родителей

     Завхоз: из числа родителей


    II.      Пояснительная записка

    2.1.        Аннотация

    Стационарный лагерь отдыха подростков предполагает, что дети отдыхают, их отдых организуют взрослые на свое усмотрение, исходя их воспитательных задач. Социально - психологический тренинг направлен на овладение определенными социально- психологическими знаниями, развитие коммутативных способностей, рефлексивных навыков, умение адекватно воспринимать себя и окружающих. При этом вырабатываются и корректируются нормы личностного поведения и межличностного взаимодействия, а так же развивается способность гибко реагировать на ситуациях . Как соединить такие важные задачи с детским творчеством, с детской самореализацией, с романтикой летней ночи, с гитарной песней? Как сделать так, чтобы у ребят дух захватывало от осознания того, что они сделали, что - то очень важное для себя и для других? На эти вопросы автор попытается ответить в данной программе.

    2.2.        История клуба «Зеркало»

    (из проекта клуба «Зеркало»)

    2.3.        Актуальность и новизна предлагаемой программы

    Актуальность

    Ведущим видом деятельности подростков является общение. Но как  раз общение становиться большой проблемой. Как    ориентироваться в межличностных    процессах (авторитетность,   внушаемость,   настойчивость,   организованность,   позиция,   характер, честолюбие, эгоизм, экспрессия) и межличностных   состояниях (дружба, коммуникация, комфортность,  конфликт,  лидерство,  подражание,  соперничество,   эмпатия,  близость, любовь, отчужденность, совместимость, слаженность, сплоченность). Очень важно, чтобы подростки задумывались не только над личностными проблемами, но и умели находить  позитивные  выходы, умели строить  межличностные отношения. Эти умения актуальны для детей не только в подростковом возрасте, но и в целом по жизни. Новизна.

    Программа байкальского психологического лагеря «Планета Лето - 2005» рассчитана на 18 дней. В том числе: день заезда, день выезда, 8 дней социально -психологического тренинга через проведение силами психологов, студентов и самих участников социальных мастерских , 1 день отдыха (организация бани), 7 тематических дней (2 большие психологические игры, спортивные соревнования, праздники, поход, экологические десанты)

                    Тренинг - погружение позволит привлечь внимание учащихся к социально -коммуникативным проблемам, помочь им разрешить проблемы, сформировать навыки ведения таких тренингов. По направлению мастерской «Профилактика наркомании и других социально - негативных явлений» учащиеся смогут сдать экзамен и защитить свои проекты, что даст им возможность сдать экзамены в ресурсном центре при фонде «Возрождение земли сибирской» и в дальнейшем вести эти мастерские. 7 тематических дней организуют сами участники проекта при кураторстве психологов и вожатых. Эти творческие дни позволят самореализоваться подросткам, повысят их самостоятельность, креативность. Во время проведения тематических дней участники проекта должны продемонстрировать те умения и навыки, которые сформировались за время работы клуба «Зеркало» в учебном году и во время социально - психологического тренинга в лагере. Всё выше перечисленное обосновывает новизну данной программы.

    2.4.        Концептуальные положения

    В Программе Развития МОУ «Лицей №1» поставлена цель: создание резонансной образовательной среды как комплекса возможностей для развития самоактуализирующейся личности.


    Программа БПЛ «Планета Лето» рассчитана на создание условий для самоактуализации личности лицеиста, самоактуализация в самом кратком виде может быть определена как полное использование и реализация способностей, таланта, потенциала личности, которая развивается до состояния полностью адекватного их возможностям. Этот критерий предполагает удовлетворение потребности в безопасности, принадлежности, любви, уважения и самоуважении, потребностей в знании и понимании или в некоторых случаях, победу над этими потребностями. «Самоактуализирующиеся люди имеют более глубокие и более всеобъемлющие межличностные отношения. Они способны к большей самоотдаче, любви, более совершенной идентификации, более полному выходу за границы своего «Я» (А. Маслоу) Таким образом, создаются условия для личностного роста лицеиста. Основные направления личностного роста (по К. Роджерсу):

    1.Принятие себя и вера в себя, доверие к собственной природе.

    2.Открытость внутреннему опыту переживаний, понимание себя, адекватное представление о себе.

    3.Внутренний локус оценивания, т.е. ответственность за себя и независимость внешних оценок.

    4.Интегрированность внутреннего мира, единство, целостность.

    5.Гибкость, динамичность, способность меняться.

    б.Дифференцированное и точное восприятие действительности и других людей, эмпатичность.

    7.Естественное поведение.

    8.Принятие и уважение других.

    9.Творческая адаптивность, способность решать жизненные проблемы.

    2.5.        Гипотеза

    Взрослый   тогда  может   способствовать   личностному  росту   подростка,   когда укрепляет его веру в себя, способствует раскрытию его творческого потенциала

    2.6.        Цель БПЛ «Планета Лето»

    Создать   психолого-педагогические условия для личностного   роста, творческой реализации всех участников программы

    2.7.        Задачи БПЛ «Планета Лето»

    1. Обучить навыкам самоорганизации, ответственного, активного  отношения в условиях
      байкальского психологического лагеря
    2. Развить   коммутативные   способности,   рефлексивные   навыки,   умения   адекватно
      воспринимать себя и окружающих
    3. Организовать   итоговый   инструкторский   тренинг   «Профилактика   наркомании   и
      влияние других социально - негативных явлений», провести защиту проектов
    4. Организовать тематические дни отдыха, которые могут способствовать личностному
      продвижению стажеров и инструкторов клуба «Зеркало»
    5. Активно      внедрять   здоровьесберегающие   технологии   в   БПЛ,   привлекая   к   их
      организации всех участников проекта, и таким образом, способствовать сохранению,
      укреплению и развитию здоровья детей
    6. Направить активность детей в рамках    экологического воспитания на сохранение
      такого   чуда природы, как  озеро   Байкал, проведя экологические десанты по уборке
      территории, организация листовок, плакатов, призывающих к бережному отношению.
    7. Организовать тренинговые занятия в близ  лежащем лагере по теме   «Профилактика
      наркомании»

    III.    Описание разделов программы

    3.1. ожидаемые результаты

    • В области воспитания: участники проекта приобретут богатый опыт самоорганизации
      своей деятельности  в условиях   БПЛ, (научатся работать в команде, самостоятельно
      принимать решения, помогать друг другу, брать на себя ответственность, проявлять
      инициативу, креативно относится к любому делу).
    • В области    психологии общения: научатся навыкам активного слушания, навыкам
      рефлексии (способности анализировать ситуации, как    членов группы, так и свои
      собственные), получат новые знания по организации  большой психологической игры,
      психологически - тематического дня, навыки работы в команде.
    • В области профилактики наркомании и других   социально -   негативных   явлений:
      научатся проводить  тренинг в указанной области, получат навык, как справляться с
      «трудными» участниками тренинговой группы, сами смогут упорядочить свои знания в
      области профилактики наркомании.

    >*   В области управления психологическим климатом в коллективе: научаться создавать, ценить и управлять психологической атмосферой.

    • В области   укрепления здоровья: ежедневные занятия физическими упражнениями,
      дане - терапией, для желающих - обливания холодной водой, купания при постоянном
      контакте с природой расширяет адаптивные возможности     организма, укрепляет
      физически и духовно.
    • В области экологического    воспитания:  возможно, научить ценить, сохранять, не
      загрязнять природу Байкала и вообще окружающую   среду, оберегать   экологическое
      равновесие.

    3.2.Условия реализации программы

    >        Обучение стажеров и инструкторов психологического    клуба «Зеркало» в течение
    учебного года навыкам организации тематической мастерской, фан -  клуба, ведению
    дневника   личностного   роста,   ведению       документации   инструктора,   умению
    справляться с обидами, знаниям, умениям, навыкам профилактики наркомании, дать
    опыт    участия в тематических    праздниках. Подвести итоги учебного    года, дав
    возможность перейти на другую степень мастерства во время лицейской конференции
    «Фантазия. Творчество. Открытия» в апреле 2005 года.

    ^  Вакцинация от клещевого энцефалита.

    • Предварительное согласование по обустройству полевого лагеря на егерском гордоне
      в близи п. Танхой (Бурятия). Занятие и оборудование домика, бани, места под палатки.
    • Разработка программы БПЛ «Планета Лето» её утверждение на разных    уровнях
      Подбор кадров педагогов и вожатых   для реализации   программы, врач и завхоз из
      числа родителей. Всего 5  взрослых педагогов и родителей, 5  вожатых - студентов
      выпускников Лицея.
    • Предварительная договоренность с лагерем отдыха на станции Танхой о проведении у
      них мастерских по профилактики наркомании.

    Участники клуба «Зеркало» - 25 человек Члены совета кадетской школы - интерната -

    5 человек

    Итого: 40 человек.

    >        Составление   сметы   расходов   и   решение   вопросов   финансирования   (родители,
    администрация Лицея спонсоры) За счет гранда предполагается финансовая поддержка
    студентам - вожатым, и учащимся из числа социально незащищенных.


    Структура тренинга

    1. Упражнения на установление психологической атмосферы
    2. Входная анкета
    3. Основная часть тренинга
    4. Подведение итогов. Выходная анкета.

    Один день отведен на зачетную защиту проекта по тренингу «Профилактика наркомании и других социально - негативных явлений».

    В тематические дни происходит практическая обработка умений и навыков, приобретенных в течение учебного года и на мастерских и тренингах БПЛ.

    1        день. Выход в лагерь отдыха на станцию   с. Танхой мастерскими по профилактики
    наркомании и другими.

    1. день. Большая психологическая игра «Форд   препятствий» (организация подвижных
      игр, направленных на проверку умений действовать командой)
    2. день. Танцевальный фейерверк (отработка танцевальных  навыков, умение выстроить
      танцевальный праздник)
    3. день. День спорта (день подвижных спортивных игр, отработка умений действовать
      командой, брать ответственность на себя, быть лидером)
    4. день. День творчества (отработка креативных    навыков арт -     терапии, умение
      управлять эмоциональным состоянием через техники артперапии)
    5. день. Лесные клады (умение выживать в сложных  ситуациях, находить грибы, ягоды,
      шишки)
    6. день. Большая психологическая игра    «Священный Байкал» (знание истории озера
      Байкала, отработка умения организовать экологическую работу)

    3.4. Тематическое планирование

    • тренинг   «Профилактика   наркомании   и других   социально-   негативных   явлений»
      (Приложение №1)
    • тренинг «Конфликт - менеджмент» (приложение №3)
    • мастерская «Дане - терапия»
    • моделирование эмоционального состояния с помощью упражнений боевых искусств

    Блок «Здоровьетворение»

    Ежедневная физическая зарядка, обливание холодной водой из Байкала, соревнование, купание, 4 -х разовое питание. Спортивные подвижные игры.


    IV.    Календарный план БПЛ «Планета Лето»

    (ориентировочно с 25 июля по 11 августа,

    плюс - минус 2-3 дня)

    Дни

    Виды деятельности

    Ответственн ые

    Примечание

    1

    Заезд,   устройство   на   месте

    Совет старших, проектная

    Обустройство

    базового    лагеря, организация

    служба,     все     участники

    на    месте    под

    на      месте      работе      служб

    БПЛ

    девизом:

    самоорганизации

    «Лагерь    - мой

    дом, и я, хозяин

    в нем»

    2,  3,

    Тренинговые                 занятия,

    Психологи,            вожатые

    За          каждый

    4,  5,

    мастерские.

    инструктора 4 -ой ступени

    вечер   отвечают

    6,7

    Вечерние программы:

    определенные

    2    ой        презентация    2-    х

    Ганьшина В.Н.

    ответственные,

    трениговых    команд и совета

    которые

    старших:      название,     девиз,

    заранее должны

    гимн, герб.

    Ганьшина В.Н.

    привести     свои

    3 й вечер «Самый - самый»

    Капустина И.Н.

    задания

    4 й вечер гитарной песни

    Кудрявцев С.

    5 й вечер «Загадки леса»

    Суродеев И.

    6 й вечер   конкурс «Академия

    Кислун О.

    веселых наук»

    Урсуленко Л.

    7 й конкурс «Лидеры»

    Ефимова Н.

    8

    Сдача        экзамена    по    теме

    Урсуленко Л.

    Все кто     сдаст

    «Профилактика наркомании и

    Ефимова Н.

    экзамен            и

    других   социально негативных

    +

    защитит      свой

    явлений»     и  защита  проекта

    все,   кто      желает   сдать

    проект

    своей   мастерской   по  данной

    экзамен

    мастерской

    теме

    сможет и далее

    сдать   экзамены

    в               фонде

    «Возрождение

    земли

    сибирской»

    9

    Выезд   в лагерь отдыха на ст.

    Все, кто   сдаст экзамен   и

    Танхой       для       организации

    защитит     проект     своей

    мастерских   по   профилактике

    мастерской

    наркомании. Просветительский

    маршрут

    10,

    Подготовка           тематических

    Служба                      жизни

    Написание

    11,

    дней.                      Организация

    обеспечения

    сценариев     дня

    12,

    мероприятий          совместного

    Баранникова   В. (ученица

    до       30      мая,

    13,

    отдыха.

    9    класс,    ЛК   -1    курс)

    чтобы            все

    14,

    10 й организация бани

    кадеты

    подготовительн

    15,

    11 й большая психологическая

    Кислун О. (10 класс, ЛК -

    ые     материалы

    16,

    игра «Форд препятствий»

    2 курс)

    были         взяты

    17,

    12 й действие   «Танцевальный

    Суродеев И.,     (10 класс,

    участниками

    фейерверк»

    ФМ - 2 курс)

    проекта          из

    13 йдень спорта

    Корогодин   Т.   (10   класс,

    дома.

    14 й день творчества

    ЛК - 2 курс)

    15 й игра «Лесные клады»

    Урсуленко Л.

    16 й большая психологическая

    Россов М. (11 класс, ЭКМ


    игра «Священный Байкал»

    - 3 курс)

    17   й   экологический   десант.

    Кадеты

    Подготовка к отъезду. Подарок

    Ефимова Н.

    другу - подарок кругу.

    Ильина В. (10 класс, ЛК

    - 2 курс)

    Тарунина Д.

    Кудрявцев С.

    Проектная служба

    18

    выезд

    Все участники

    Процедуры

    прощания

    По итогам работы в лагере каждому участнику и каждому вожатому выдается Сертификат достижений, где Совет старших на основе Блокнота личностного роста участника описывает, то, что он достиг.


    Смета программы байкальского психологического лагеря

    «Планета Лето - 2005»

    1.        планируемые доходы

    1. целевые взносы родителей        12000
    2. спонсорская помощь        15000
    3. гранд        40000
      Итого:        67000

    2.        смета расходов

    1. питание 40 чел. х 70 рублей х 18        50400
    2. транспортные расходы        8000

    (аренда транспорта при перевозе продуктов, билеты до станции Танхой    и до  егерского кордона и обратно, аренда дежурного транспорта)

    2.3.расходные материалы

    медицинская аптечка        800

    канцтовары        1600

    2.4 видеосъемка        500

    1. фотосъемка        500
    2. призовой фонд        3000
      2.7 средства на развитие лагеря        2200
      Итого:        67000

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Зеленая планета»

    Лето — любимое время каждого школьника. Это наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с интересным. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое нап...

    Рабочая программа по УМК "Планета знаний" в соответствии с авторской программой 1 класс

    Рабочая программа составлена в соответствии с авторской общеобразовательной программой по УМК "Планета знаний" 1 класс для гимназии...

    Авторская программа «III Байкальский психологический лагерь «Карта звездных дорог»

    Опыт  нескольких  лет  организации  детского  психологического  лагеря  показывает,  что  старшим  подросткам  и  юношеству  очень...

    Авторская программа IV Байкальский психологический лагерь «Таежный вкус лета»

    Нами накоплен 6-летний опыт организации психологического лагеря в полевых условиях. Три года с 2000 года мы принимали участие в организации полевого лагеря молодежных делегаций Международного форума «...

    Материалы книжки для памяти в Байкальском психологическом лагере

    В каждом лагере создаётся книжка для памяти, в которую вносятся самые важные моменты для работы в лагере...

    Авторская программа курса «Психологический практикум» для обучающихся 7 - 9 классов ГБОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Радикальные изменения, происходящие в последние годы в общей системе школьного образования, их демократичность и гуманистическая направленность в полной мере затрагивает и школу для детей с ОВЗ. На эт...