Авторская программа курса «Психологический практикум» для обучающихся 7 - 9 классов ГБОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья.
рабочая программа (7 класс) на тему

Савина Елена Александровна

Радикальные изменения, происходящие в последние годы в общей системе школьного образования, их демократичность и гуманистическая направленность в полной мере затрагивает и школу для детей с ОВЗ. На этой основе заметно выявились тенденции к творческому объединению дефектологов,  учителей, воспитателей, медиков, психологов и других специалистов в преобразовании школьной среды, которая бы наилучшим образом учитывала специфику развития ребёнка с нарушением интеллекта. Сегодня в связи с изменениями в различных сферах общества актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особенно остро стоит вопрос о социально-психологической адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями в современное общество.      

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ «Бугульминская школа №10 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Авторская программа курса «Психологический практикум» для обучающихся 7  - 9 классов ГБОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Автор: учитель – дефектолог

Савина Елена Александровна

Пояснительная записка

Радикальные изменения, происходящие в последние годы в общей системе школьного образования, их демократичность и гуманистическая направленность в полной мере затрагивает и школу для детей с ОВЗ. На этой основе заметно выявились тенденции к творческому объединению дефектологов,  учителей, воспитателей, медиков, психологов и других специалистов в преобразовании школьной среды, которая бы наилучшим образом учитывала специфику развития ребёнка с нарушением интеллекта. Сегодня в связи с изменениями в различных сферах общества актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особенно остро стоит вопрос о социально-психологической адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями в современное общество.      

Современные психологические исследования свидетельствуют о недостаточном уровне развития самосознания  у детей с интеллектуальными нарушениями,  неадекватности представлений  о собственной личности и личности сверстников, а также  о непродуктивности контактов, низком уровне межличностных отношений и дефиците произвольной регуляции своего поведения в социуме.

Основы психологических знаний являются важным компонентом в общей системе школьного образования. Необходимость включения в общий план школы для детей с ОВЗ основ психологических знаний объясняется коррекционными задачами школы, основная из которых подготовка детей к самостоятельной жизни.

Конкретными задачами деятельности педагога психолога является формирование навыков социальной компетенции учащихся в контексте их самостоятельной жизни.

Вступление подростка после окончания школы  в самостоятельную жизнь требует того, чтобы он на доступном уровне представлял особенности и разнообразие социально-психологических явлений в обществе.  В процессе жизнедеятельности у учащихся с ОВЗ накапливается собственный житейский опыт, но спонтанно приобретаемый опыт общения и взаимодействия с другими людьми недостаточен для успешной адаптации в социуме. Это требует специально организованного сопровождения  учащихся при непосредственном участии практического психолога, что и определяет основную идею данной программы.

Одной из основных задач предмета «Психологический практикум»  является задача содействия максимально возможному личностному и интеллектуальному развитию детей, которая в данной школе в значительной степени усложняется из-за особенностей развития ребенка с нарушением интеллекта.

При составлении  программы использованы: "Некоторые рекомендации по совершенствованию учебного плана специальной школы. Программа уроков, занятий по курсу "Психологический практикум" (автор - И.М. Бгажнокова), пособие "Обучение жизненно важным навыкам в школе" (авторы Н.П. Майорова, Е.Е. Чепурных, С.М. Шурухт) и другая специальная литература.

Тематическое планирование по предмету «Психологический практикум» в 7 - 9 классе рассчитано на 35 часов. Уроки проводятся в форме групповых занятий, количество участников не более 10-12 человек.

Курс психологического практикума   «Расскажи мне обо мне»  состоит из разделов:

7 класс

 "Мой внутренний мир"

- Психические процессы.

- Мир чувств.

- Развитие мышления, памяти, воображения, внимания и восприятия.

- В мире эмоций.

- Эмоции и чувства.

- Внимание и внимательность. Всё познается в сравнении.

- Я мыслю – значит, я существую.

- Моторика – двигательная активность.

- Самооценка.

" Я среди людей "

- Общение. Как мы общаемся.

- Учимся строить взаимоотношения.

- Правила разрешения конфликтных ситуаций.

- Моё настроение. Как справиться с плохим настроением.

- Учись слушать.

- Характер.

- Межличностные отношения.

- Умеешь ли ты говорить?

- Речь как средство общения.

- Приемы общения.

- Барьеры общения.

- Страх.

- Агрессия и гнев.

«Путь к успеху»

- Я в мире профессий.

- Как достичь цели.

- Личностный рост.

- Кем быть?

- Социальные роли: ребенок, подросток, взрослый, мужчина, женщина.

- Права и обязанности.

- Преступление и наказание.

- Свобода и ответственность.

- Путь от «хочу» к «смогу».

 «ЗОЖ – признак высокой культуры человека»

- Мое здоровье.

- Режим дня. Здоровое питание.

- ТВ, видео, компьютерные игры – влияние на здоровье и развитие.

- Влияние алкоголя, никотина, лекарственных и наркотических средств на организм человека.

8 класс

"Мой внутренний мир"

- Психические процессы.

- Как мы познаем мир.

- Чувства и эмоции.

- Внимание.

- Мир чувств. Увидеть и почувствовать.

- Путешествие в пространстве и времени.

- Я мыслю – значит, я существую.

- Воображение.

" Я среди людей "

- Речь и общение.

- Терпение и терпимость как свойства личности.

- Разрешение конфликтных ситуаций.

- Моё настроение. Как справиться с плохим настроением.

- Умей властвовать собой.

- Характер.

- Сила слова или яд сквернословия.

- Культура общения и культура речи.

- Речь как средство общения.

- Поведение и поступки. Мои плюсы и минусы.

- Как и что мы чувствуем.

- Отрицательные эмоции, как справиться с гневом, страхом и агрессией.

- Взаимопомощь. Принятие решения.

«Путь к успеху»

- Я в мире профессий.

- Самооценка «Хочу – могу».

- Путь от «Хочу» к «Смогу».

- Личностный рост.

- Кем быть?

- Социальные роли. Взаимоотношения с родителями.

- Мои права и права других.

- Преступление и наказание.

- Свобода и ответственность.

- Путь от «хочу» к «смогу».

 «ЗОЖ – признак высокой культуры человека»

- Мое здоровье.

- Умение сказать «НЕТ!»

- ТВ, видео, компьютерные игры – влияние на здоровье и развитие.

- Режим дня. Здоровое питание.

9 класс

"Мой внутренний мир"

- Психические процессы.

- Память и восприятие.

- Мышление и речь.

- Воображение и внимание.

- Эмоции и чувства.

- В мире эмоций.

- Качества ума.

- Моторика – двигательная активность.

- Желания и потребности.

" Я среди людей "

- Виды и формы общения.

- Многоликий мир людей.

- Поступки и проступки. Разрешение конфликтных ситуаций.

- Причины хорошего и плохого настроения.

- Учись слушать и слышать.

- Характер.

- Межличностные отношения. Сопротивление давлению со стороны.

- Умеем ли мы общаться.

- Речь как средство общения.

-Приемы общения.

- Психология конфликта.

- Агрессивность. Неуверенное и уверенное поведение.

- Взаимопомощь. Сочувствие, сопереживание осознание своих чувств.

«Путь к успеху»

- Я в мире профессий.

- Инициатива и самостоятельность в жизни человека.

- Жизненные перспективы.

- Понятие «Радость жизни».

- Социальные роли ребёнка, подростка, взрослого, мужчины, женщины.

- Мои права и обязанности.

- Преступление и наказание.

- Свобода и ответственность.

- Гражданин, семьянин, труженик.

- Путь от «хочу» к «смогу».

 «ЗОЖ – признак высокой культуры человека»

- Мое здоровье.

- Умение сказать «НЕТ!»

- Красота внутренняя и внешняя.

- Азбука нравственности.

 Содержание каждого из разделов раскрывается соответствующей тематикой. В соответствии с темами и их содержанием педагог психолог использует  разнообразные формы работы: познавательные беседы, дискуссии, ролевые и деловые игры, психологические упражнения, тренинги, анкетирование, тестирование, индивидуальные психологические консультации и др. В ходе практикума предполагаются некоторые виды письменных работ, что связано с ответами на вопросы, сочинениями-рассуждениями по анализируемым  проблемам, рисуночными тестами. Важным моментом в ходе работы является ведение обучающимися рабочей тетради (дневника), что должно  сориентировать учащихся на понимание себя, своих чувств, желаний, потребностей, поступков и способствовать  развитию саморегуляции  поведения.

Работа по программе предполагает использование разнообразных средств наглядности: рисунки, схемы, сюжетные и проективные картинки, фотографии, видеофрагменты, произведения живописи, литературы, музыки, что требует тщательной подготовки педагога психолога к каждому занятию с обучающимися.

При организации практикума следует опираться на житейский опыт учащихся, на знания из таких предметных областей как этика, история, биология,  домоводство и др. Опора на имеющиеся знания позволяют преодолевать  трудности в понимании учащимися сложных психологических явлений.

Психологический практикум не является предметной дисциплиной, поэтому особенно важно создавать в общении с учащимися атмосферу доверия, открытости, доброжелательности, так, чтобы  каждое общение с  педагогом психологом являлось уроком для жизни.

           В зависимости от состава и психологических особенностей детей на каждом занятии могут  использоваться различные формы: индивидуальные, парные, подгрупповые и групповые. Очень важно, чтобы участники психологического взаимодействия (процесса) умели выражать свои чувства, эмоции, настроение, планы. В этой связи особое внимание особое внимание педагога психолога должно уделяться понятийному аппарату психологических сведений, так, чтобы учащиеся понимали и могли раскрыть на доступном им уровне смысл таких понятий как личность, характер, мотивы поступков, настроение, эмоции.

        Недоразвитие познавательных процессов – наиболее ярко выраженная особенность учащихся школы VIII вида. Недоразвитие мыслительной деятельности сочетается с нарушением моторики, речи, памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения. Вследствие этого, школьники с нарушением интеллекта лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Дефект затрудняет их обучение и воспитание, делает особенно сложным процесс формирования их личности.

Учитывая, что главной задачей школы для детей с ОВЗ является формирование личности ребёнка с интеллектуальным нарушением, в учебный план был включён курс (блок коррекционных технологий) "Психологический практикум" для учащихся 7 - 9 классов. Это обязательный курс, хотя он и не оценивается привычной школьной отметкой. Психологический практикум является логическим продолжением коррекционного курса в начальных классах "Игра и игротерапия". Он, безусловно, не подменяет другие виды работы школьного психолога.

Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются причиной ряда специфических особенностей личности учащихся с ОВЗ. Психологи (Виноградова А.Д., Коломенский Н.Л. и др.) указывают, что в отличие от сверстников с нормальным интеллектом детей c ОВЗ характеризует ограниченность представлений об окружающем мире, примитивность интересов, потребностей и мотивов. Недоразвитие познавательных интересов (Морозова Н.Г.), которое выражается в том, что школьники с нарушением интеллекта меньше, чем их сверстники, испытывают потребность в познании. Это значительно  затрудняет развитие их познавательных процессов, ведет к снижению их познавательной активности, усложняет не только процесс обучения этих детей, но и формирования правильных отношений со сверстниками и взрослыми.

Курс психологического практикума   «Расскажи мне обо мне»  призван дать учащимся 7 – 9 классов представление о закономерностях психических процессов, вооружить подростка знаниями о самом себе: о том, какой он, как он развивается, какими способностями обладает и т.д. Каждый участник занятий сможет определить свои недостатки и выбрать пути их исправления. Это позволит корригировать и развивать познавательную сферу личности учащихся. Успешность учебно-воспитательного процесса напрямую зависит от уровня развития познавательных способностей и познавательной активности школьников, на что и направлена коррекционно-развивающая работа коррекционной школы.

Воспитательная задача направлена на формирование коммуникативных навыков у учащихся, успешной интеграции в современное общество. Сообщение специальных знаний, формирование и развитие умений и навыков, необходимых для успешной социализации, познанию себя, реализации процесса общения. Их воспитанники могут получить, изучая курс "Психологический практикум".  

Для многих воспитанников коррекционной школы характерны искажения в общении со взрослыми. С одной стороны, у детей обострена потребность во внимании и доброжелательности взрослого, в человеческом тепле, ласке, положительных эмоциональных контактах. С другой - неудовлетворённость этой потребности: малое количество обращений взрослого к ребёнку. В этих контактах взрослого с ребёнком, как правило, в меньшей степени проявляется их эмоциональная заинтересованность, стремление к установлению близких личностных связей. В основном они направлены на регламентацию поведения, на социализацию личности подростка, его реабилитацию средствами образования с целью профилактики, преодоления отклонения в интеллектуальном развитии, а также расширении границ образования за счёт социально - ориентированных программ, доступных для усвоения школьнику с нарушением интеллекта.

Цель программы:

Преодоление  школьниками  трудностей в обучении, общении,  социальной адаптации через самодиагностику, коррекцию и развитие: восприятия, внимания, моторики, памяти, мышления.

  Основные задачи предмета  "Психологический практикум": 
- Формирование у старших школьников самосознания, представлений о себе.
- Расширение репертуара осознания себя как личности и способов самовыражения.
- Умение понимать собственные чувства, действия, правильно их оценивать и соотносить с поведением окружающих людей.    
- Коррекция когнитивных и эмоциональных процессов, развитие приёмов саморегуляции в системе "Я - окружающая среда".

Задачи программы

Обучать продуктивным приемам и навыкам познавательной деятельности, «умения учиться».

2. Повышать уровень мотивации учебной деятельности, развивать устойчивые познавательные  потребности и интересы.

3. Формировать навыки самодиагностики, самоконтроля и саморегуляции, формирование у старших школьников самосознания, представлений о себе. 

4. Способствовать раскрытию индивидуальных особенностей и способностей, умение понимать собственные чувства, действия, правильно их оценивать и соотносить с поведением окружающих людей.    

5. Способствовать формированию адекватной самооценки и уровня притязаний.

Принципы построения программы

Принцип всестороннего подхода означает, что коррекционная работа не сводится к «исправлению конкретных недостатков». Она должна носить целостный, комплексный характер, ориентироваться на развитие личности и психики подростка в целом. .Программа  способствует развитию и коррекции познавательной, эмоционально-волевой и мотивационно-личностной сфер личности учащихся, задействует все виды деятельности учащихся: игровую, учебную, трудовую, коммуникативную, общественную и др.

Принцип системности предполагает использование в реализации программы всех технологий: психологических, медицинских, социальных, педагогических и их взаимосвязь. Медико-психологические технологии предусматривают систему действий, направленных на развитие адаптивной личности, способной преодолевать жизненные трудности и проблемы. Социально-педагогические технологии связаны с грамотным предоставлением информации, формированием учебной мотивации  и созданием социально-поддерживающей системы из семьи и школы.

Принцип динамичности направлен на обеспечение непрерывности, целостности, постоянства воздействия на учащихся, а так же развитие и усовершенствование психологических и социально-педагогических технологий при реализации программы.

Принцип гуманности заключается в том, чтобы вовремя создать каждому школьнику необходимые условия, при которых он сможет максимально развить свои способности. Особого подхода в этом плане требуют подростки с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого школьника, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления являются чрезвычайно важными. Этот принцип обязывает глубоко и внимательно изучать каждого проблемного подростка, искать пути и средства для преодоления трудностей его развития. Принцип гуманности заключается  в необходимости  учитывать не только отрицательные стороны личности и недостатки  школьников с проблемами в развитии, но и их положительные компенсаторные возможности, основанные на сохранных физических и психических функциях.

5. Принцип единства диагностики, коррекции и развития: коррекционно-педагогический процесс требует постоянного контроля за динамикой развития подростка и эффективностью выполнения коррекционных программ. Преодоление выявленного нарушения зависит от правильности и точности его установления.

Методы

1. Беседа, рассказ, объяснение.

2. Обучающая игра.

4. Практическая работа.

5. Метод самодиагностики.

6. Метод опроса и анкетирования.

Формы организации деятельности учащихся:

- групповая;

- работа в парах;

- индивидуальная.

Критерии оценивания

Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий.

Требования к подготовке учащихся

В результате обучения  формируются следующие знания:

-  о физических (биологических) характеристиках человека, особенностях психической деятельности

- об основных познавательных процессах – восприятии, памяти, мышлении; их значении для успешного обучения в школе

- о речи как средстве передачи информации, управления познавательными процессами и поведением, а также способе выражения мыслей и чувств

- о методах и методиках диагностики и самодиагностики

-  о способах проявления индивидуальных качеств человека

-  о влиянии отношения других людей  на отношение человека к самому себе, о самооценке и уровне  притязаний

-  о  сходствах  и различиях  между людьми, о способах понимания, принятия других людей

-  о настроении человека и управлении им

-  о правилах общения между людьми

-  о конфликтах и способах их разрешения

-  о толерантном отношении к образу, убеждениям, взглядам и привычкам других людей

 -  о способах поведения в социальных ситуациях разного типа

-  о потребностях и мотивах поведения человека

-  об эмоциональных состояниях человека

-  о социальных ролях   и  ролевых функциях человека

-  о социальных возможностях человека

В результате обучения  формируются следующие  умения:

- умение анализировать  особенности своего характера

- умение характеризовать другого человека, его поступки

- умение анализировать отношение других людей к самому себе

- умение анализировать мотивы своего и чужого поведения

- умение организовывать поведение  в социальных ситуациях разного типа

- умение предупреждать и разрешать конфликты

- умение  выявлять причины, управлять своим настроением

- умение регулировать свое поведение и поступки

- умение определять цель деятельности,  планировать действия для достижения цели

  Таким образом, основная задача педагога психолога сводится к формированию у подростка не исполнительской деятельности, а сотрудничества, социального окружения. Достичь этой цели возможно за счёт активного включения учащихся в психологические упражнения, игры, беседы и т. д. При организации занятий следует избегать формы урока, оценок, принятых при обучении образовательным предметам. Взаимодействуя с детьми, педагог психолог должен накапливать информацию, перепроверять её в других (модифицированных) условиях.

Список литературы

  1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. Спб., 2004.
    2. Бгажнокова И.М., Мусукаева Ф.В. Особенности понимания и использования норм поведения умственно отсталыми подростками. Дефектология № 5, 1998.
    3. Бгажнокова И.М., Гамаюнова А.М. Проблемы социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта. Дефектология № 1, 1998.
    4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания. Московский Университет, 1989.
    5. Валкер Д.   Тренинг разрешения конфликтов. СПб., 2001.
    6. Гиппенрейтор Ю.Б. Общаться с ребенком, как?  Москва, 1997.
    7. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе. Дефектология № 3, 1998.
    8. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб., 2000.
    9. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. Спб., 2000. 
    10. Кэдьюсон Х. и Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб., 2000.
    11. Кукушкина О.И., Барышникова Н.А. О чем заставляет размышлять первый опыт апробации «Дневника событий жизни». Дефектология №4, 2000.
    12. Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми. Педагогическое общество России. Москва, 2001.
    13. Осипова Е. С. Основы психокоррекции.  Ростов-на-Дону, 2000.
    14. Пиз  А. Язык телодвижений. Москва, 1995.
    15. Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Психология для старшеклассников: в 2-х частях. Москва, 2003.  
    16. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. Москва,2001.
    17. Риердон Б. Толерантность – дорога к миру. Москва,2001.              
    18. Сатран Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. Москва, 1999.
    19. Щербакова А.М., Москаленко Н.В. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов СОУ VIII вида. Дефектология № 3, 2001.
    20. Щипицина Л.М. Развитие навыков общения лиц с нарушениями интеллекта. СПб, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогическое взаимодействие ГБОУ ЦДК с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья. Авторы: Ануфриева Л.В., Протопопова Е.А.

В статье освещается опыт работы ГБОУ ЦДК с семьями , воспитывающими детей с ОВЗ, раскрыты основные направления данной деятельности....

Рабочая программа учебного курса "Русский язык" 8 кл. (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)

Используемый УМКПрограмма по русскому языку для 5-11 кл. / Автор-составитель: С.И.Львова. М.: Мнемозина, - 2009. С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразоват. у...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 8 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)

В учебной деятельности предусмотрено использование учебного комплекса:В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендован...

Цикл внеклассных занятий по татарскому языку “Татарстан – мой край родной ” для учащихся старших классов школ для детей с ограниченными возможностями здоровья”. Ванюшева З. И., Казанцева Р. Р.

Данный материал представлен    из опыта  использования его на внеклассных мероприятиях для детей  с ограниченными возможностями здоровья.Разработанный методический материал яв...

Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья «Волшебная страна чувств»

В настоящее время проблема развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья стала наиболее острой. В России 4,5 % детей имеют статус «ребенок с ОВЗ» (751 тыс.) или «...

План самообразования учителя русского языка и литературы ГБОУ «Такталачукская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» Мухаметшиной Гузель Мулануровны на 2018- 2022гг.

Моя тема самообразования: «Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования»....