Главные вкладки

    Авторская программа курса «Психологический практикум» для обучающихся 7 - 9 классов ГБОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья.
    рабочая программа (7 класс) на тему

    Савина Елена Александровна

    Радикальные изменения, происходящие в последние годы в общей системе школьного образования, их демократичность и гуманистическая направленность в полной мере затрагивает и школу для детей с ОВЗ. На этой основе заметно выявились тенденции к творческому объединению дефектологов,  учителей, воспитателей, медиков, психологов и других специалистов в преобразовании школьной среды, которая бы наилучшим образом учитывала специфику развития ребёнка с нарушением интеллекта. Сегодня в связи с изменениями в различных сферах общества актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особенно остро стоит вопрос о социально-психологической адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями в современное общество.      

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ГБОУ «Бугульминская школа №10 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

    Авторская программа курса «Психологический практикум» для обучающихся 7  - 9 классов ГБОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Автор: учитель – дефектолог

    Савина Елена Александровна

    Пояснительная записка

    Радикальные изменения, происходящие в последние годы в общей системе школьного образования, их демократичность и гуманистическая направленность в полной мере затрагивает и школу для детей с ОВЗ. На этой основе заметно выявились тенденции к творческому объединению дефектологов,  учителей, воспитателей, медиков, психологов и других специалистов в преобразовании школьной среды, которая бы наилучшим образом учитывала специфику развития ребёнка с нарушением интеллекта. Сегодня в связи с изменениями в различных сферах общества актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особенно остро стоит вопрос о социально-психологической адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями в современное общество.      

    Современные психологические исследования свидетельствуют о недостаточном уровне развития самосознания  у детей с интеллектуальными нарушениями,  неадекватности представлений  о собственной личности и личности сверстников, а также  о непродуктивности контактов, низком уровне межличностных отношений и дефиците произвольной регуляции своего поведения в социуме.

    Основы психологических знаний являются важным компонентом в общей системе школьного образования. Необходимость включения в общий план школы для детей с ОВЗ основ психологических знаний объясняется коррекционными задачами школы, основная из которых подготовка детей к самостоятельной жизни.

    Конкретными задачами деятельности педагога психолога является формирование навыков социальной компетенции учащихся в контексте их самостоятельной жизни.

    Вступление подростка после окончания школы  в самостоятельную жизнь требует того, чтобы он на доступном уровне представлял особенности и разнообразие социально-психологических явлений в обществе.  В процессе жизнедеятельности у учащихся с ОВЗ накапливается собственный житейский опыт, но спонтанно приобретаемый опыт общения и взаимодействия с другими людьми недостаточен для успешной адаптации в социуме. Это требует специально организованного сопровождения  учащихся при непосредственном участии практического психолога, что и определяет основную идею данной программы.

    Одной из основных задач предмета «Психологический практикум»  является задача содействия максимально возможному личностному и интеллектуальному развитию детей, которая в данной школе в значительной степени усложняется из-за особенностей развития ребенка с нарушением интеллекта.

    При составлении  программы использованы: "Некоторые рекомендации по совершенствованию учебного плана специальной школы. Программа уроков, занятий по курсу "Психологический практикум" (автор - И.М. Бгажнокова), пособие "Обучение жизненно важным навыкам в школе" (авторы Н.П. Майорова, Е.Е. Чепурных, С.М. Шурухт) и другая специальная литература.

    Тематическое планирование по предмету «Психологический практикум» в 7 - 9 классе рассчитано на 35 часов. Уроки проводятся в форме групповых занятий, количество участников не более 10-12 человек.

    Курс психологического практикума   «Расскажи мне обо мне»  состоит из разделов:

    7 класс

     "Мой внутренний мир"

    - Психические процессы.

    - Мир чувств.

    - Развитие мышления, памяти, воображения, внимания и восприятия.

    - В мире эмоций.

    - Эмоции и чувства.

    - Внимание и внимательность. Всё познается в сравнении.

    - Я мыслю – значит, я существую.

    - Моторика – двигательная активность.

    - Самооценка.

    " Я среди людей "

    - Общение. Как мы общаемся.

    - Учимся строить взаимоотношения.

    - Правила разрешения конфликтных ситуаций.

    - Моё настроение. Как справиться с плохим настроением.

    - Учись слушать.

    - Характер.

    - Межличностные отношения.

    - Умеешь ли ты говорить?

    - Речь как средство общения.

    - Приемы общения.

    - Барьеры общения.

    - Страх.

    - Агрессия и гнев.

    «Путь к успеху»

    - Я в мире профессий.

    - Как достичь цели.

    - Личностный рост.

    - Кем быть?

    - Социальные роли: ребенок, подросток, взрослый, мужчина, женщина.

    - Права и обязанности.

    - Преступление и наказание.

    - Свобода и ответственность.

    - Путь от «хочу» к «смогу».

     «ЗОЖ – признак высокой культуры человека»

    - Мое здоровье.

    - Режим дня. Здоровое питание.

    - ТВ, видео, компьютерные игры – влияние на здоровье и развитие.

    - Влияние алкоголя, никотина, лекарственных и наркотических средств на организм человека.

    8 класс

    "Мой внутренний мир"

    - Психические процессы.

    - Как мы познаем мир.

    - Чувства и эмоции.

    - Внимание.

    - Мир чувств. Увидеть и почувствовать.

    - Путешествие в пространстве и времени.

    - Я мыслю – значит, я существую.

    - Воображение.

    " Я среди людей "

    - Речь и общение.

    - Терпение и терпимость как свойства личности.

    - Разрешение конфликтных ситуаций.

    - Моё настроение. Как справиться с плохим настроением.

    - Умей властвовать собой.

    - Характер.

    - Сила слова или яд сквернословия.

    - Культура общения и культура речи.

    - Речь как средство общения.

    - Поведение и поступки. Мои плюсы и минусы.

    - Как и что мы чувствуем.

    - Отрицательные эмоции, как справиться с гневом, страхом и агрессией.

    - Взаимопомощь. Принятие решения.

    «Путь к успеху»

    - Я в мире профессий.

    - Самооценка «Хочу – могу».

    - Путь от «Хочу» к «Смогу».

    - Личностный рост.

    - Кем быть?

    - Социальные роли. Взаимоотношения с родителями.

    - Мои права и права других.

    - Преступление и наказание.

    - Свобода и ответственность.

    - Путь от «хочу» к «смогу».

     «ЗОЖ – признак высокой культуры человека»

    - Мое здоровье.

    - Умение сказать «НЕТ!»

    - ТВ, видео, компьютерные игры – влияние на здоровье и развитие.

    - Режим дня. Здоровое питание.

    9 класс

    "Мой внутренний мир"

    - Психические процессы.

    - Память и восприятие.

    - Мышление и речь.

    - Воображение и внимание.

    - Эмоции и чувства.

    - В мире эмоций.

    - Качества ума.

    - Моторика – двигательная активность.

    - Желания и потребности.

    " Я среди людей "

    - Виды и формы общения.

    - Многоликий мир людей.

    - Поступки и проступки. Разрешение конфликтных ситуаций.

    - Причины хорошего и плохого настроения.

    - Учись слушать и слышать.

    - Характер.

    - Межличностные отношения. Сопротивление давлению со стороны.

    - Умеем ли мы общаться.

    - Речь как средство общения.

    -Приемы общения.

    - Психология конфликта.

    - Агрессивность. Неуверенное и уверенное поведение.

    - Взаимопомощь. Сочувствие, сопереживание осознание своих чувств.

    «Путь к успеху»

    - Я в мире профессий.

    - Инициатива и самостоятельность в жизни человека.

    - Жизненные перспективы.

    - Понятие «Радость жизни».

    - Социальные роли ребёнка, подростка, взрослого, мужчины, женщины.

    - Мои права и обязанности.

    - Преступление и наказание.

    - Свобода и ответственность.

    - Гражданин, семьянин, труженик.

    - Путь от «хочу» к «смогу».

     «ЗОЖ – признак высокой культуры человека»

    - Мое здоровье.

    - Умение сказать «НЕТ!»

    - Красота внутренняя и внешняя.

    - Азбука нравственности.

     Содержание каждого из разделов раскрывается соответствующей тематикой. В соответствии с темами и их содержанием педагог психолог использует  разнообразные формы работы: познавательные беседы, дискуссии, ролевые и деловые игры, психологические упражнения, тренинги, анкетирование, тестирование, индивидуальные психологические консультации и др. В ходе практикума предполагаются некоторые виды письменных работ, что связано с ответами на вопросы, сочинениями-рассуждениями по анализируемым  проблемам, рисуночными тестами. Важным моментом в ходе работы является ведение обучающимися рабочей тетради (дневника), что должно  сориентировать учащихся на понимание себя, своих чувств, желаний, потребностей, поступков и способствовать  развитию саморегуляции  поведения.

    Работа по программе предполагает использование разнообразных средств наглядности: рисунки, схемы, сюжетные и проективные картинки, фотографии, видеофрагменты, произведения живописи, литературы, музыки, что требует тщательной подготовки педагога психолога к каждому занятию с обучающимися.

    При организации практикума следует опираться на житейский опыт учащихся, на знания из таких предметных областей как этика, история, биология,  домоводство и др. Опора на имеющиеся знания позволяют преодолевать  трудности в понимании учащимися сложных психологических явлений.

    Психологический практикум не является предметной дисциплиной, поэтому особенно важно создавать в общении с учащимися атмосферу доверия, открытости, доброжелательности, так, чтобы  каждое общение с  педагогом психологом являлось уроком для жизни.

               В зависимости от состава и психологических особенностей детей на каждом занятии могут  использоваться различные формы: индивидуальные, парные, подгрупповые и групповые. Очень важно, чтобы участники психологического взаимодействия (процесса) умели выражать свои чувства, эмоции, настроение, планы. В этой связи особое внимание особое внимание педагога психолога должно уделяться понятийному аппарату психологических сведений, так, чтобы учащиеся понимали и могли раскрыть на доступном им уровне смысл таких понятий как личность, характер, мотивы поступков, настроение, эмоции.

            Недоразвитие познавательных процессов – наиболее ярко выраженная особенность учащихся школы VIII вида. Недоразвитие мыслительной деятельности сочетается с нарушением моторики, речи, памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения. Вследствие этого, школьники с нарушением интеллекта лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Дефект затрудняет их обучение и воспитание, делает особенно сложным процесс формирования их личности.

    Учитывая, что главной задачей школы для детей с ОВЗ является формирование личности ребёнка с интеллектуальным нарушением, в учебный план был включён курс (блок коррекционных технологий) "Психологический практикум" для учащихся 7 - 9 классов. Это обязательный курс, хотя он и не оценивается привычной школьной отметкой. Психологический практикум является логическим продолжением коррекционного курса в начальных классах "Игра и игротерапия". Он, безусловно, не подменяет другие виды работы школьного психолога.

    Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются причиной ряда специфических особенностей личности учащихся с ОВЗ. Психологи (Виноградова А.Д., Коломенский Н.Л. и др.) указывают, что в отличие от сверстников с нормальным интеллектом детей c ОВЗ характеризует ограниченность представлений об окружающем мире, примитивность интересов, потребностей и мотивов. Недоразвитие познавательных интересов (Морозова Н.Г.), которое выражается в том, что школьники с нарушением интеллекта меньше, чем их сверстники, испытывают потребность в познании. Это значительно  затрудняет развитие их познавательных процессов, ведет к снижению их познавательной активности, усложняет не только процесс обучения этих детей, но и формирования правильных отношений со сверстниками и взрослыми.

    Курс психологического практикума   «Расскажи мне обо мне»  призван дать учащимся 7 – 9 классов представление о закономерностях психических процессов, вооружить подростка знаниями о самом себе: о том, какой он, как он развивается, какими способностями обладает и т.д. Каждый участник занятий сможет определить свои недостатки и выбрать пути их исправления. Это позволит корригировать и развивать познавательную сферу личности учащихся. Успешность учебно-воспитательного процесса напрямую зависит от уровня развития познавательных способностей и познавательной активности школьников, на что и направлена коррекционно-развивающая работа коррекционной школы.

    Воспитательная задача направлена на формирование коммуникативных навыков у учащихся, успешной интеграции в современное общество. Сообщение специальных знаний, формирование и развитие умений и навыков, необходимых для успешной социализации, познанию себя, реализации процесса общения. Их воспитанники могут получить, изучая курс "Психологический практикум".  

    Для многих воспитанников коррекционной школы характерны искажения в общении со взрослыми. С одной стороны, у детей обострена потребность во внимании и доброжелательности взрослого, в человеческом тепле, ласке, положительных эмоциональных контактах. С другой - неудовлетворённость этой потребности: малое количество обращений взрослого к ребёнку. В этих контактах взрослого с ребёнком, как правило, в меньшей степени проявляется их эмоциональная заинтересованность, стремление к установлению близких личностных связей. В основном они направлены на регламентацию поведения, на социализацию личности подростка, его реабилитацию средствами образования с целью профилактики, преодоления отклонения в интеллектуальном развитии, а также расширении границ образования за счёт социально - ориентированных программ, доступных для усвоения школьнику с нарушением интеллекта.

    Цель программы:

    Преодоление  школьниками  трудностей в обучении, общении,  социальной адаптации через самодиагностику, коррекцию и развитие: восприятия, внимания, моторики, памяти, мышления.

      Основные задачи предмета  "Психологический практикум": 
    - Формирование у старших школьников самосознания, представлений о себе.
    - Расширение репертуара осознания себя как личности и способов самовыражения.
    - Умение понимать собственные чувства, действия, правильно их оценивать и соотносить с поведением окружающих людей.    
    - Коррекция когнитивных и эмоциональных процессов, развитие приёмов саморегуляции в системе "Я - окружающая среда".

    Задачи программы

    Обучать продуктивным приемам и навыкам познавательной деятельности, «умения учиться».

    2. Повышать уровень мотивации учебной деятельности, развивать устойчивые познавательные  потребности и интересы.

    3. Формировать навыки самодиагностики, самоконтроля и саморегуляции, формирование у старших школьников самосознания, представлений о себе. 

    4. Способствовать раскрытию индивидуальных особенностей и способностей, умение понимать собственные чувства, действия, правильно их оценивать и соотносить с поведением окружающих людей.    

    5. Способствовать формированию адекватной самооценки и уровня притязаний.

    Принципы построения программы

    Принцип всестороннего подхода означает, что коррекционная работа не сводится к «исправлению конкретных недостатков». Она должна носить целостный, комплексный характер, ориентироваться на развитие личности и психики подростка в целом. .Программа  способствует развитию и коррекции познавательной, эмоционально-волевой и мотивационно-личностной сфер личности учащихся, задействует все виды деятельности учащихся: игровую, учебную, трудовую, коммуникативную, общественную и др.

    Принцип системности предполагает использование в реализации программы всех технологий: психологических, медицинских, социальных, педагогических и их взаимосвязь. Медико-психологические технологии предусматривают систему действий, направленных на развитие адаптивной личности, способной преодолевать жизненные трудности и проблемы. Социально-педагогические технологии связаны с грамотным предоставлением информации, формированием учебной мотивации  и созданием социально-поддерживающей системы из семьи и школы.

    Принцип динамичности направлен на обеспечение непрерывности, целостности, постоянства воздействия на учащихся, а так же развитие и усовершенствование психологических и социально-педагогических технологий при реализации программы.

    Принцип гуманности заключается в том, чтобы вовремя создать каждому школьнику необходимые условия, при которых он сможет максимально развить свои способности. Особого подхода в этом плане требуют подростки с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого школьника, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления являются чрезвычайно важными. Этот принцип обязывает глубоко и внимательно изучать каждого проблемного подростка, искать пути и средства для преодоления трудностей его развития. Принцип гуманности заключается  в необходимости  учитывать не только отрицательные стороны личности и недостатки  школьников с проблемами в развитии, но и их положительные компенсаторные возможности, основанные на сохранных физических и психических функциях.

    5. Принцип единства диагностики, коррекции и развития: коррекционно-педагогический процесс требует постоянного контроля за динамикой развития подростка и эффективностью выполнения коррекционных программ. Преодоление выявленного нарушения зависит от правильности и точности его установления.

    Методы

    1. Беседа, рассказ, объяснение.

    2. Обучающая игра.

    4. Практическая работа.

    5. Метод самодиагностики.

    6. Метод опроса и анкетирования.

    Формы организации деятельности учащихся:

    - групповая;

    - работа в парах;

    - индивидуальная.

    Критерии оценивания

    Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий.

    Требования к подготовке учащихся

    В результате обучения  формируются следующие знания:

    -  о физических (биологических) характеристиках человека, особенностях психической деятельности

    - об основных познавательных процессах – восприятии, памяти, мышлении; их значении для успешного обучения в школе

    - о речи как средстве передачи информации, управления познавательными процессами и поведением, а также способе выражения мыслей и чувств

    - о методах и методиках диагностики и самодиагностики

    -  о способах проявления индивидуальных качеств человека

    -  о влиянии отношения других людей  на отношение человека к самому себе, о самооценке и уровне  притязаний

    -  о  сходствах  и различиях  между людьми, о способах понимания, принятия других людей

    -  о настроении человека и управлении им

    -  о правилах общения между людьми

    -  о конфликтах и способах их разрешения

    -  о толерантном отношении к образу, убеждениям, взглядам и привычкам других людей

     -  о способах поведения в социальных ситуациях разного типа

    -  о потребностях и мотивах поведения человека

    -  об эмоциональных состояниях человека

    -  о социальных ролях   и  ролевых функциях человека

    -  о социальных возможностях человека

    В результате обучения  формируются следующие  умения:

    - умение анализировать  особенности своего характера

    - умение характеризовать другого человека, его поступки

    - умение анализировать отношение других людей к самому себе

    - умение анализировать мотивы своего и чужого поведения

    - умение организовывать поведение  в социальных ситуациях разного типа

    - умение предупреждать и разрешать конфликты

    - умение  выявлять причины, управлять своим настроением

    - умение регулировать свое поведение и поступки

    - умение определять цель деятельности,  планировать действия для достижения цели

      Таким образом, основная задача педагога психолога сводится к формированию у подростка не исполнительской деятельности, а сотрудничества, социального окружения. Достичь этой цели возможно за счёт активного включения учащихся в психологические упражнения, игры, беседы и т. д. При организации занятий следует избегать формы урока, оценок, принятых при обучении образовательным предметам. Взаимодействуя с детьми, педагог психолог должен накапливать информацию, перепроверять её в других (модифицированных) условиях.

    Список литературы

    1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. Спб., 2004.
      2. Бгажнокова И.М., Мусукаева Ф.В. Особенности понимания и использования норм поведения умственно отсталыми подростками. Дефектология № 5, 1998.
      3. Бгажнокова И.М., Гамаюнова А.М. Проблемы социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта. Дефектология № 1, 1998.
      4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания. Московский Университет, 1989.
      5. Валкер Д.   Тренинг разрешения конфликтов. СПб., 2001.
      6. Гиппенрейтор Ю.Б. Общаться с ребенком, как?  Москва, 1997.
      7. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе. Дефектология № 3, 1998.
      8. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб., 2000.
      9. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. Спб., 2000. 
      10. Кэдьюсон Х. и Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб., 2000.
      11. Кукушкина О.И., Барышникова Н.А. О чем заставляет размышлять первый опыт апробации «Дневника событий жизни». Дефектология №4, 2000.
      12. Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми. Педагогическое общество России. Москва, 2001.
      13. Осипова Е. С. Основы психокоррекции.  Ростов-на-Дону, 2000.
      14. Пиз  А. Язык телодвижений. Москва, 1995.
      15. Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Психология для старшеклассников: в 2-х частях. Москва, 2003.  
      16. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. Москва,2001.
      17. Риердон Б. Толерантность – дорога к миру. Москва,2001.              
      18. Сатран Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. Москва, 1999.
      19. Щербакова А.М., Москаленко Н.В. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов СОУ VIII вида. Дефектология № 3, 2001.
      20. Щипицина Л.М. Развитие навыков общения лиц с нарушениями интеллекта. СПб, 2000.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Социально-педагогическое взаимодействие ГБОУ ЦДК с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья. Авторы: Ануфриева Л.В., Протопопова Е.А.

    В статье освещается опыт работы ГБОУ ЦДК с семьями , воспитывающими детей с ОВЗ, раскрыты основные направления данной деятельности....

    Рабочая программа учебного курса "Русский язык" 8 кл. (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)

    Используемый УМКПрограмма по русскому языку для 5-11 кл. / Автор-составитель: С.И.Львова. М.: Мнемозина, - 2009. С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразоват. у...

    Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 8 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)

    В учебной деятельности предусмотрено использование учебного комплекса:В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендован...

    ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА учителя математики ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья» Кадушиной Людмилы Алексеевны

    Тема инновационного педагогического опыта«Формирование социально-бытовой компетентности обучающихся на уроках математики в  школе для детей с ограниченными возможностями здоровья»....

    Цикл внеклассных занятий по татарскому языку “Татарстан – мой край родной ” для учащихся старших классов школ для детей с ограниченными возможностями здоровья”. Ванюшева З. И., Казанцева Р. Р.

    Данный материал представлен    из опыта  использования его на внеклассных мероприятиях для детей  с ограниченными возможностями здоровья.Разработанный методический материал яв...

    Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья «Волшебная страна чувств»

    В настоящее время проблема развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья стала наиболее острой. В России 4,5 % детей имеют статус «ребенок с ОВЗ» (751 тыс.) или «...