Главные вкладки

    Рабочая программа учебного курса "Русский язык" 8 кл. (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)
    рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

    Булыгина Наталия Владимировна

    Используемый УМК

    1. Программа по русскому языку для 5-11 кл. / Автор-составитель: С.И.Львова. М.: Мнемозина, - 2009.
    2.  С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 частях. – 9-е издание, стереотип. – М.: Мнемозина, 2013.
     
     
     
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 8_kl_lvov_skk.doc405 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное учреждение

    Пречистенская средняя общеобразовательная школа

    Утверждена приказом директора школы

    №110 от 03.09. 2014 г.

    Рабочая программа учебного курса

    Русский язык

    8 Б   класс

    (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)

    Учитель: Булыгина Н.В.

    п.Пречистое

    2014 год

    Пояснительная записка

    Данная рабочая программа составлена на основе нормативных и методических документов:

    1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089.
    2. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312.
    3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных  (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год;
    4. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
    5. Примерная государственная программа по русскому языку, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.
    6. Программа по русскому языку для специальных (коррекционных) классов VII вида, разработанной на основе «Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев», рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов образования Министерства образования Российской Федерации. «Дрофа». Москва. 2001. (По программам  М.Т. Баранова, Т.А. Дадыженской, Н.М. Шанского и  В.В. Бабайцевой, А.П. Еремееевой, А.Ю. Купаловой, Г.К. Лидман-Орловой, С.Н.Молодцовой, Е.Н. Никитиной, Т.М. Пахновой, С.Н. Пименовой,  Ю.С. Пичугова, Л.Ф. Талалаевой, Л.Д. Чесноковой).
    7. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2014-2015 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области;
    8. Приказ ОУ от № …………………..

    Программа составлена с учётом авторской программы по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой, М: Дрофа, 2010.

    Программа рассчитана на 136 часа (4 часа в неделю).

    Увеличено время на изучение более трудных, но важных для формирования орфографической и пунктуационной грамотности тем, увеличено количество часов на развитие речи (отработка навыков  при создании подробного и сжатого текста).

    Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год

    Используемый УМК

    1. Программа по русскому языку для 5-11 кл. / Автор-составитель: С.И.Львова. М.: Мнемозина, - 2009.
    2.  С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 частях. – 9-е издание, стереотип. – М.: Мнемозина, 2013.

    Образовательная область: филология.

    Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.

    Совершенствование движений и сенсомоторного развития:  развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.

    Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.

    Развитие различных видов мышления:развитие наглядно-образного мышления;

    развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

    Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.

    Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.

    Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.

    Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

    Особенности детей с ЗПР ярились основанием и для увеличения количества уроков развития речи.

    Цели обучения.

    1. Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средства общения и получения знаний.
    2. Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, готовности и способности к речевому взаимодействию
    3. Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств.
    4. Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
    5. Применение полученных знаний и умений в речевой практике
    6. Развитие и совершенствование письменной и устной речи учащихся, повышение их грамотности.

    Задачи обучения.

    1. Дать учащимся представление о русском языке как основном средстве общения в национальном коллективе, как государственном языке РФ, как средстве межнационального общения народов России и СНГ.
    2. Повторить изученное в 5 – 7 классах.
    3. Расширить знания учащихся о функциональных разновидностях русского языка (разговорная речь, официально-деловой, научный, публицистический и художественный стили речи).
    4. Расширить знания учащихся о синтаксисе словосочетания, простого предложения, совершенствовать пунктуационные умения и навыки.
    5. Закрепить навыки фонетического орфоэпического, лексического, морфемно-словообразовательного, морфологического разборов.
    6. Совершенствовать умение в сжатой и подробной форме излагать тексты разных стилей и жанров.
    7. Совершенствовать умение создавать собственные монологические высказывания в разных стилях и жанрах речи.
    8. Развивать речь учащихся, обогащать их активный и пассивный словарный запас.
    9. Способствовать формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного владения устной и письменной речью.
    10. Формировать умения применять знания на практике.

    На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно – ориентированный, системно-деятельностный подходы к обучению.

    Данная рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых общепредметных и предметных компетенций: коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой

     


    Названия тем курса

    Кол-во часов по программе С.И. Львовой

    Кол-во часов в рабочей программе

    Из них

    Контрольные работы

    Развитие речи

    Русский язык – национальный язык русского народа

    2

    2

    Повторение изученного в 5-7 классах

    7

    11

    1

    3

    Функциональные разновидности русского языка

    14

    19

    1

    7

    Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики

    2

    2

    Словосочетание как единица синтаксиса

    3

    8

     2

    Предложение как единица синтаксиса

    12

    21

    1

    2

    Односоставные предложения

    15

    16

    1

    3

    Простое осложненное предложение

    37

    54

    3

    5

    Повторение изученного

    10

    9

    1

    Резерв

    0

    4

    ИТОГО

    102

    136

    8

    22

    Перечень и названия тем курса. Необходимое количество часов для изучения тем.



    КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    № п/п

    № урока в четверти

    Наименование раздела

    Подраздел

    Тема урока

    Дата

    проведения

    Знания

         

    Умения

    I ЧЕТВЕРТЬ

    Русский язык – национальный язык русского народа. (1 ч)

    1

    1

    Язык как основное средство общения в национальном коллективе. Русский язык как государственный язык РФ. Русский язык как средство межнационального общения народов России и стран СНГ. Роль русского языка в международном общении.

    Знать основное назначение русского языка

    Знать избранные статьи Федерального закона «О Государственном языке Российской Федерации»

    Уметь определять роль русского языка в международных отношениях

    Уметь бережно и сознательно относится к русскому языку как национальной ценности.

    Повторение изученного в 5-7 классах (11 ч.: 3рр+1кр)

    2

    1

    Слово как основная единица языка. Анализ слова с точки зрения его звучания, морфемного строения, лексического значения, грамматических признаков и особенностей употребления в речи.       Лексика активного и пассивного употребления. Лингвистические словари и их разновидности

    Знать основные разделы лингвистики.

    Знать, лингвистические словари и их разновидности

    Уметь определять основные языковые единицы

     Уметь работать с толковым, идеографическим учебным словарем, а также со словарями синонимов и фразеологизмов.

    3

    2

    Русское правописание: орфография и пунктуация. Трудные случаи различения слов разных частей речи и определения морфемного состава слов.(Н и НН в словах разных частей речи.)

    Знать основные разделы русской орфографии

    Уметь определять морфемный состав слов и опираться на него в процессе орфографического разбора.

    4

    3

    Трудные случаи орфографии. Слитное и раздельное написание созвучных слов.

    Знать основные правила правописания н и нн и не в словах разных частей речи

    Уметь определять морфемный состав слов и опираться на него в процессе орфографического разбора.

    Уметь работать со школьным этимологическим словариком для аргументации правописания исконно русских и иноязычных слов.

    5

    4

    Урок развития речи. Подготовка к подробному изложению. Работа с текстом. Составление плана.

    Знать способы переработки текста.

    Уметь подробно излагать текст. Уметь воспроизводить текст, используя различные способы сжатия текста. Уметь составлять план, грамотно излагать текст, самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать

    6

    5

    Урок развития речи. Подробное изложение

    7

    6

    Урок развития речи. Анализ изложений. Работа над ошибками. 

    8

    7

    Трудные случаи орфографии. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ со словами разных частей речи.

    Знать основные правила правописания не и ни и не в словах разных частей речи.

    Уметь определять морфемный состав слов и опираться на него в процессе орфографического разбора.

    Уметь работать со школьным этимологическим словариком для аргументации правописания исконно русских и иноязычных слов.

    9

    8

    Трудные случаи пунктуации. Знаки препинания перед союзом  И  в простом  и  сложном предложении.

    Знать основные функции знаков препинания в сложном предложении

    Уметь правильно ставить (не ставить) знаки препинания в сложном предложении

    10

    9

    Трудные случаи пунктуации. Знаки препинания   в простом осложненном предложении. Подготовка к контрольной работе.

    Знать основные функции знаков препинания

    Уметь правильно ставить (не ставить) знаки препинания перед союзом и

    11

    10

    Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах»

    Знать изученные орфограммы и пунктограммы

    Отработка соответствующих умений

    12

    11

    Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

    Функциональные разновидности русского языка (19 ч.: 7рр+1кр) 

    13

    1

    Понятие о функциональных разновидностях русского языка: разговорная речь, функциональные стили (официально-деловой, научный, публицистический), язык художественной литературы.

    Основные сферы общения: разговорно-бытовая, деловая, научная, общественно-политическая, словесно-художественное творчество. Задачи речи. Способы воздействия на читателя.

    Знать определение стилистики, основные функции языка

    Уметь составлять по данному образцу небольшие по объёму тексты разных стилей

    Уметь работать с учебным словарём жестов и мимики, уметь правильно пользоваться жестами и мимикой.

    14

    2

    Разговорная речь. Сфера применения, основная задача, основные особенности, языковые средства и основные жанры разговорной речи.

    15

    3

    Урок развития речи. Подготовка к написанию домашнего сочинения по картине Н.Н. Ватолиной «Вести с фронта».

    Знать сферу применения, основные особенности, языковые средства разговорной речи

    Уметь анализировать речевые образцы разговорной речи с точки зрения проявления основных признаков данного стиля речи.

    Уметь создавать текст разговорного стиля

    16

    4

    Урок развития речи. Чтение и анализ домашних сочинений. Работа над ошибками.

    17

    5

    Официально-деловой стиль речи. Сфера применения, основная задача, основные особенности, языковые средства и основные жанры официально-делового стиля речи.

    Знать сферу применения, основные особенности, языковые средства, основные жанры

    Уметь анализировать речевые образцы официально-делового стиля речи с точки зрения проявления основных признаков данного стиля речи.

    Уметь создавать текст официально-делового стиля

    18

    6

    Урок развития речи. Сжатое изложение. Работа с текстом.  

    Знать способы сжатия текста.

    Уметь воспроизводить текст, используя различные способы сжатия текста. Уметь составлять план, грамотно излагать текст, самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать

    19

    7

    Урок развития речи. Написание сжатого изложения.

    20

    8

    Урок развития речи. Анализ изложений. Работа над ошибками.

    21

    9

    Научный стиль речи. Сфера применения, основная задача, основные особенности, языковые средства и основные жанры научного  стиля речи.

    Знать сферу применения, основные особенности, языковые средства, основные жанры

    Уметь анализировать речевые образцы научного стиля речи с точки зрения проявления основных признаков данного стиля речи.

    Уметь использовать разные виды чтения и разные способы передачи содержания научного текста.

    Уметь использовать рациональные приёмы работы со словарями в поисках необходимой информации.

    Уметь создавать текст научного  стиля

    22

    10

    Публицистический стиль речи. Сфера применения, основная задача, основные особенности, языковые средства и основные жанры публицистического  стиля речи. Статья  и заметка.

    Знать сферу применения, основные особенности, языковые средства, основные жанры

    Уметь анализировать речевые образцы публицистического стиля речи с точки зрения проявления основных признаков данного стиля речи.

    Уметь создавать текст публицистического стиля

    23

    11

    Публицистический стиль речи. Репортаж. Репортаж-описание, репортаж-повествование.

    Знать сферу применения, основные особенности, языковые средства, основные жанры

    Уметь создавать текст публицистического  стиля

    24

    12

    Урок развития речи. Подготовка к классному сочинению (репортаж о посещении музея). Составление плана, опорных тезисов.

    Знать сферу применения, основные особенности, языковые средства, основные жанры

    Уметь создавать текст публицистического  стиля заданного жанра.

    25

    13

    Урок развития речи. Написание сочинения (репортаж о посещении музея).

    26

    14

    Язык художественной литературы. Сфера применения, основная задача, основные особенности, языковые средства и основные жанры языка художественной литературы.

    Знать сферу применения, основные особенности, языковые средства, основные жанры

    Уметь анализировать отрывки из художественных произведений с точки зрения проявления основных признаков данного стиля речи

    27

    15

    Практикум по теме «Язык художественной литературы»: работа с текстом.

    Знать сферу применения, основные особенности, языковые средства, основные жанры

    Уметь анализировать отрывки из художественных произведений с точки зрения проявления основных признаков данного стиля речи

    28

    16

    Проверочная работа по теме «Функциональные разновидности русского языка».

    Знать методику работы над тестовыми заданиями

    Уметь передавать содержание текста с сохранением его стилевых особенностей

    29

    17

    Орфографический и пунктуационный практикум: комплексное повторение изученного. Подготовка к контрольной работе.

    Знать орфографические и пунктуационные правила.

    Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений.

    Овладеть орфографическими и  пунктуационными навыками

    30

    18

    Контрольная работа по теме «Функциональные разновидности русского языка».

    31

    19

    Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

    Синтаксис и пунктуация

    Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики (2 ч.)

    32

    1

    Контрольный словарный диктант. Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики.

    Словосочетание и предложение как предмет изучения синтаксиса (обобщение изученного).

    Интонационные средства синтаксиса, их грамматическая и смыслоразличительная роль.

    Виды синтаксической связи: сочинительная и подчинительная.

    Знать определение, интонационные средства синтаксиса

    Уметь определять виды синтаксической связи

    33

    2

    Пунктуация как раздел лингвистики. Основные разделы пунктуации и составляющие их правила постановки знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении.

    Знать изученные пунктограммы

    Уметь применять изученные пунктуационные правила на практике

    Словосочетание как единица синтаксиса (8 ч.: 2рр)

    34

    1

    Словосочетание и его признаки.

    Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова: именные, глагольные, наречные. Основные модели словосочетаний каждого вида.

    Знать основные признаки словосочетания.

    Знать основные виды словосочетаний.

    Знать основные типы подчинительной связи в словосочетании

    Совершенствовать умение вычленять словосочетания из предложения

    35

    2

    Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

    Умение определять вид связи в словосочетании.

    36

    3

    Практикум: типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

    37

    4

    Окончание и предлог как средство связи слов в словосочетании, построенных по типу согласования.

    Знать виды словосочетаний, типы подчинительной связи в словосочетании.

    Уметь правильно использовать синонимичные по значению словосочетания.

    Уметь использовать полученные знания по теме

    38

    5

    Окончание и предлог как средство связи слов в словосочетаниях, построенных по типу управления.

    Проверочная работа (тест) по теме «Словосочетание как единица синтаксиса»

    I I ЧЕТВЕРТЬ (21час)

    39

    1

    Урок развития речи. Сжатое изложение

    Знать способы сжатия текста.

    Уметь сжато излагать текст

    40

    2

    Урок развития речи. Анализ изложений. Работа над ошибками. Кретериальное оценивание.

    41

    3

    Культура речи. Правильное употребление словосочетаний. Соблюдение орфоэпических, грамматических и лексических норм при построении словосочетаний разных видов.

    Знать приёмы работы при выполнении контрольного задания

    Уметь использовать полученные знания по теме.

     

    Предложение как единица синтаксиса

    Основные признаки предложения 1 час

    42

    1

    Основные признаки предложения. Предложение как единица синтаксиса. Структурные, семантические, коммуникативные и интонационные признаки предложения. Предложение как речевое высказывание, как средство выражения мысли. Речевое высказывание и речевая ситуация. Цели речевого высказывания. Порядок слов в предложении.

    Знать основные признаки предложения

    Уметь определять границы предложений и способов передачи их в устной и письменной речи.

    Основные виды предложений (5 ч.)

    43

    1

    Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.

    Интонация повествовательного предложения в русском языке.

    Интонация побудительного предложения в русском языке.

    Интонация вопросительного предложения в русском языке.

     Знать основные виды предложений  по цели высказывания.

    Знать способы выражения разных смысловых оттенков побуждения.

    Уметь использовать вопросительные слова и частицы в вопросительных предложениях.

    Уметь использовать языковые формы побуждения в побудительных предложениях.

    Уметь использовать речевые этикетные формулы смягчения приказа.

    44

    2

    Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные.

    Интонационные особенности восклицательных предложений и использование в них частиц.

    Виды предложений по характеру выражения отношения к действительности: утвердительные и отрицательные.

    Знать основные виды предложений  по эмоциональной окраске, по характеру выражения отношения к действительности.

    Уметь передавать с помощью интонации различные чувства в восклицательных предложениях.

    Уметь использовать риторическое восклицание.

    Уметь проводить подробный анализ синтаксических признаков предложения.

    Уметь использовать экспрессивные средства выражения значения утверждения.

    Уметь использовать в отрицательных предложениях

    этикетные формулы смягчения приказа.

    45

    3

    Виды предложений  по количеству грамматических основ, по наличию второстепенных членов предложения. 

    Знать основные виды предложений по количеству грамматических основ, по наличию второстепенных членов предложения

    Уметь различать распространённые и нераспространённые предложения,

    Уметь проводить подробный анализ синтаксических признаков предложения

    46

    4

    Виды предложений по наличию необходимых членов предложения: полные и неполные  предложения.

     Предложение как элемент текста.

    Знать основные виды предложений по наличию необходимых членов предложения

    Знать способы связи предложений в тексте.

    Уметь проводить подробный анализ синтаксических признаков предложения

    47

    5

    Практикум по теме «Основные виды предложений».

    Знать основные виды предложений

    Уметь проводить подробный анализ синтаксических признаков предложения

    Структура предложения (15 ч.: 2рр + 1кр)

    48

    1

    Структура предложения. Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные. Основные типы грамматических основ.

    Знать основные типы грамматических основ

    Уметь выделять грамматические основы в простом и сложном предложении

    49

    2

    Морфологические способы выражения подлежащего.

    Знать способы выражения подлежащего

    Уметь правильно согласовывать подлежащее со сказуемым

    50

    3

    Морфологические способы выражения сказуемого.

    Виды сказуемого и способы его выражения. Глагольное сказуемое (простое и составное)

    Знать способы выражения сказуемого

    Знать способы выражения сказуемого

    51

    4

    Виды сказуемого и способы его выражения. Глагольное сказуемое (простое и составное).

    Знать способы выражения именной части составного именного сказу емого

    Уметь различать составные глагольные и составные именные сказуемые

    52

    5

    Тире между подлежащим и сказуемым

    Знать условия постановки и отсутствия тире между подлежащим и сказуемым

    Уметь правильно употреблять тире между подлежащим и сказуемым

    53

    6

    Культура речи. Связь подлежащего и сказуемого в предложении.

    Знать  способы связи подлежащего и сказуемого в предложении

    Уметь правильно согласовывать сказуемого с подлежащим

    54

    7

    Второстепенные члены предложения,  их виды определений и способы выражения: определение (согласованное, несогласованное, приложение).

    Знать виды второстепенных членов предложения, способы их выражения

    Уметь определять главные и второстепенные члены предложения.

    Уметь правильно употреблять дефис между определяемым словом и приложением.

    Уметь определять согласованные и несогласованные определения, приложения.

    55

    8

    Урок развития речи. Подготовка к классному сочинению. Описание памятника. Составление плана.

    Знать основные признаки сочинения-описания.

    Уметь использовать разные виды определений. Умение писать сочинение-описание

    56

    9

    Урок развития речи. Написание сочинения по опорным материалам.

    57

    10

    Второстепенные члены предложения,  их виды и способы выражения: дополнение (прямое и косвенное)

    Знать о различии в семантике прямых и косвенных дополнений

    Уметь находить в предложении дополнение, определять его вид

    58

    11

    Второстепенные члены предложения,  их виды и способы выражения: обстоятельство (времени, места, образа действия, меры и степени, цели, причины, условия, уступки)

    Знать виды обстоятельств

    Уметь использовать обстоятельства времени как средство связи предложений в повествовательных текстах.

    Уметь правильно определять роль второстепенных членов

    59

    12

    Инфинитив в роли разных членов предложения. Члены предложения, выраженные фразеологическими оборотами.

    Знать синтаксические нормы построения простого предложения.

    Уметь правильно употреблять в речи простые предложения

    60

    13

    Культура речи. Правильное построение простого предложения. Способы связи подлежащего и сказуемого в предложении.

    Знать синтаксические нормы построения простого предложения.

    Уметь правильно употреблять в речи  главные и второстепенные члены предложения

    61

    14

    Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Предложение как единица синтаксиса»

    Знать синтаксические нормы построения простого предложения.

    Уметь правильно употреблять в речи  главные и второстепенные члены предложения

    62

    15

    Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

    III четверть    

    Односоставные предложения (16 ч.: 3рр+1кр)

    63

    1

    Односоставные предложения, их грамматические признаки. Главный член односоставного предложения. Виды односоставных предложений: именные, глагольные.

    Знать виды односоставных предложений

    Уметь различать односоставные и двусоставные предложения, виды односоставных предложений.

    64

    2

    Грамматические отличия  односоставных полных предложений и неполных двусоставных предложений

    Знать виды односоставных предложений

    Уметь различать односоставные и неполные двусоставные предложения,

    65

    3

    Односоставные предложения. Типичные модели назывных предложений. Распространённые и нераспространённые назывные предложения.

    Знать грамматические особенности назывных предложений

    Уметь определять вид односоставных предложений.

    66

    4

    Практикум: комплексное повторение изученного материала по орфографии и пунктуации.

    Знать орфографические и пунктуационные правила.

    Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений.

    Овладеть орфографическими и  пунктуационными навыками

    67

    5

    Односоставные предложения.

    Типичные модели односоставных глагольных предложений Определенно-личное предложение

    Знать грамматические особенности определенно- личных предложений.

    Уметь определять вид односоставных предложений

    68

    6

    Односоставные предложения. Типичные модели односоставных глагольных предложений. Неопределенно-личное предложение

    Знать грамматические особенности неопределенно- личных предложений.

    Уметь определять вид односоставных предложений

    69

    7

    Односоставные предложения. Типичные модели односоставных глагольных предложений. Обобщенно-личное предложение

    Знать грамматические особенности неопределенно- личных предложений, обобщенно-личных предложений

    Уметь определять вид односоставных предложений

    70

    8

    Практикум по теме «Односоставные предложения. Определенно-личные предложения и неопределенно-личные предложения, обобщенно-личные предложения»

    Знать грамматические особенности определенно-личных предложений.

    Знать грамматические особенности неопределенно- личных предложений, обобщенно-личных предложений.

    Уметь определять вид односоставных предложений, использовать в речи односоставные предложения.

    71

    9

    Односоставные предложения. Типичные модели односоставных глагольных предложений. Безличное предложение

    Знать грамматические особенности  безличных предложений

    Уметь определять вид односоставных предложений

    72

    10

    Односоставные предложения. Типичные модели односоставных глагольных предложений Безличное предложение. Морфологические средства выражения главного члена в безличном предложении.

    Знать грамматические особенности  безличных предложений

    Уметь определять вид односоставных предложений.

    Уметь определять морфологические средства выражения главного члена в безличном предложении.

    73

    11

    Повторение и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения».

    Знать грамматические особенности  односоставных предложений разных видов.

    Уметь определять вид односоставных предложений.

    Уметь правильно и уместно использовать в собственных высказываниях возможностей синонимической замены односоставных предложений разных видов.

    74

    12

    Контрольная работа по теме «Односоставные предложения»

    Знать грамматические особенности  односоставных предложений разных видов.

    Уметь определять вид односоставных предложений.

    Уметь правильно и уместно использовать в собственных высказываниях возможностей синонимической замены односоставных предложений разных видов.

    75

    13

    Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

    Знать грамматические особенности  односоставных предложений разных видов.

    Уметь определять вид односоставных предложений.

    Уметь правильно и уместно использовать в собственных высказываниях возможностей синонимической замены односоставных предложений разных видов.

    76

    14

    Урок развития речи. Подготовка к подробному изложению. Работа с текстом

    Знать способы переработки текста.

    Уметь подробно излагать текст.

    Уметь анализировать работу

    77

    15

    Урок развития речи. Подробное изложение текста

    78

    16

    Урок развития речи. Анализ изложений. Работа над ошибками.

    Простое осложнённое предложение

    Предложения с однородными членами предложения (9 ч.: 1кр)

    79

    1

    Простое осложненное предложение и его признаки. Однородные члены предложения, их признаки, способы связи. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Парное соединение однородных членов предложения.

    Знать признаки простого осложненного предложения

    Знать признаки и способы связи однородных членов предложения

    Уметь делать синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами.

    Уметь правильно произносить и строить предложения с несколькими рядами однородных членов.

    Уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.

    80

    2

    Однородные и неоднородные определения. Интонационные особенности предложений с однородными определениями.

    Знать признаки однородных и неоднородных определений

    Уметь различать однородные и неоднородные определения.

    Уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями.

    81

    3

    Практикум по теме «Знаки препинания в предложении с однородными и неоднородными определениями»

    Знать признаки однородных и неоднородных определений

    Уметь различать однородные и неоднородные определения.

    Уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями.

    82

    4

    Практикум: комплексное повторение изученного материала по орфографии и пунктуации.

    Знать орфографические и пунктуационные правила.

    Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений.

    Овладеть орфографическими и  пунктуационными навыками

    83

    5

    Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах предложения

    Знать интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами

    Уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения.

    Уметь использовать предложения с обобщающими словами при однородных членах в текстах разных стилей.

    84

    6

    Практикум по теме «Знаки препинания в предложении с обобщающими словами при однородных членах предложения»

    85

    7

    Культура речи. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов.

    Знать основные синтаксические нормы построения предложений с однородными членами.

    Знать особенности употребления предлогов при однородных членах предложения.

    Уметь исправлять недочеты при редактировании текста

    86

    8

    Контрольная работа по теме «Предложения с однородными членами предложения»

    Знать орфографические и пунктуационные правила.

    Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений.

    Овладеть орфографическими и  пунктуационными навыками

    87

    9

    Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

    Предложения с обособленными членами предложения (20 ч.)

    88

    1

    Предложения с обособленными членами предложения. Виды обособленных членов предложения.

    Знать грамматические, интонационные и пунктуационные  особенности предложений с обособленными определениями

    Уметь опознавать разные виды обособленных членов предложения

    89

    2

    Обособленные определения и приложения. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными определениями и приложениями.

    Знать грамматические, интонационные и пунктуационные  особенности предложений с обособленными определениями и приложениями.

    Уметь правильно и уместно использовать обособленные определения и приложения в текстах разных стилей и типов речи.

    Уметь правильно и аргументировано ставить знаки препинания в предложениях  с обособленными определениями и приложениями.

    90

    3

    Причастный оборот как разновидность распространенного согласованного определения

    Знать грамматические, интонационные и пунктуационные  особенности предложений с обособленными определениями

    Уметь правильно и уместно использовать обособленные определения в текстах разных стилей и типов речи.

    Уметь правильно и аргументировано ставить знаки препинания в предложениях  с обособленными определениями

    91

    4

    Знаки препинания в предложении с несогласованными определениями и приложениями.

    Знать грамматические, интонационные и пунктуационные  особенности предложений с обособленными определениями

    Уметь правильно и уместно использовать обособленные определения в текстах разных стилей и типов речи.

    Уметь правильно и аргументировано ставить знаки препинания в предложениях  с обособленными определениями

    92

    5

    Урок развития речи. Сжатое изложение

    Знать способы сжатия текста.

    Уметь сжато излагать текст.

    Уметь делать анализ работы.

    93

    6

    Урок развития речи. Анализ изложений. Работа над ошибками. Кретериальное оценивание.

    94

    7

    Повторение и обобщение изученного по теме «Обособление определений и приложений»

    Знать грамматические, интонационные и пунктуационные  особенности предложений с обособленными определениями и приложениями.

    Уметь правильно и уместно использовать обособленные определения и приложения в текстах разных стилей и типов речи.

    Уметь правильно и аргументировано ставить знаки препинания в предложениях  с обособленными определениями и приложениями.

    95

    8

    Повторение по теме «Обособление определений и приложений». Подготовка к контрольной работе.

    Знать грамматические, интонационные и пунктуационные  особенности предложений с обособленными определениями и приложениями.

    Уметь правильно и уместно использовать обособленные определения и приложения в текстах разных стилей и типов речи.

    Уметь правильно и аргументировано ставить знаки препинания в предложениях  с обособленными определениями и приложениями.

    96

    9

    Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Обособление определений и приложений»

    97

    10

    Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Обособленные обстоятельства

    Знать грамматические, интонационные и пунктуационные  особенности предложений с обособленными обстоятельствами

    Уметь опознавать разные виды обособленных членов предложения

    Уметь правильно и аргументировано ставить знаки препинания в предложениях  с обособленными определениями и приложениями

    98

    11

    Обособление обстоятельств. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами

    Знать грамматические, интонационные и пунктуационные  особенности предложений с обособленными обстоятельствами

    Уметь опознавать разные виды обособленных членов предложения.

    Уметь правильно и аргументировано ставить знаки препинания в предложениях  с обособленными обстоятельствами.

    99

    12

    Обособление обстоятельств. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами

    Знать грамматические, интонационные и пунктуационные  особенности предложений с обособленными обстоятельствами

    Уметь опознавать разные виды обособленных членов предложения.

    Уметь правильно и аргументировано ставить знаки препинания в предложениях  с обособленными обстоятельствами.

    IV ЧЕТВЕРТЬ (24 часа)

    100

    13

    Обособление обстоятельств. Грамматические, интонационные и пунктуационные  особенности предложений с обособленными обстоятельствами

    Знать грамматические, интонационные и пунктуационные  особенности предложений с обособленными обстоятельствами

    Уметь правильно использовать обособленные обстоятельства в текстах разных стилей и типов речи.

    Уметь правильно и аргументировано ставить знаки препинания в предложениях  с обособленными обстоятельствами.

    101

    14

    Обособленные дополнения как синтаксические конструкции со значением включения, исключения, замещения.

    Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными дополнениями.

    Знать грамматические, интонационные и пунктуационные  особенности предложений с обособленными дополнениями

    Уметь опознавать разные виды обособленных членов предложения.

    Уметь использовать обособленные дополнения в текстах разных стилей и типов речи.

    Уметь употреблять обособленные дополнения в собственной речи в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами.

    102

    15

    Сравнение как одно из выразительных средств языка. Способы выражения значения сравнения и уподобления

    Знать грамматические, интонационные и пунктуационные  особенности предложений с обособленными обстоятельствами

    Уметь опознавать разные виды обособленных членов предложения.

    Уметь уместно использовать сравнительные обороты в текстах разных стилей и типов речи.

    103

    16

    Обособление сравнительных  оборотов. Сравнительный оборот; его семантические и грамматические признаки

    Знать грамматические, интонационные и пунктуационные  особенности предложений с обособленными обстоятельствами

    Уметь опознавать разные виды обособленных членов предложения.

    Уметь уместно использовать сравнительные обороты в текстах разных стилей и типов речи.

    104

    17

    Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений со сравнительным оборотом.

    Знать грамматические, интонационные и пунктуационные  особенности предложений с обособленными обстоятельствами

    Уметь опознавать разные виды обособленных членов предложения.

    Уметь уместно использовать сравнительные обороты в текстах разных стилей и типов речи.

    105

    18

    Уточняющие и присоединительные члены предложения. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с уточняющими и присоединительными членами предложения

    Знать грамматические, интонационные и пунктуационные  особенности предложений с обособленными обстоятельствами

    Уметь опознавать разные виды обособленных членов предложения.

    Уметь уместно использовать уточняющие и присоединительные члены предложения  в текстах разных стилей и типов речи.

    106

    19

    Знаки препинания в предложении с уточняющими и присоединительными членами предложения

    Знать грамматические, интонационные и пунктуационные  особенности предложений с уточняющими и присоединительными членами предложения

    Уметь опознавать разные виды обособленных членов предложения.

    Уметь уместно использовать уточняющие и присоединительные члены предложения  в текстах разных стилей и типов речи.

    107

    20

    Культура речи. Основные синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами.

    Знать приёмы исправления недочётов при редактировании текста.

    Уметь правильно, точно и уместно использовать предложения с обособленными членами.

    Уметь исправлять типичные ошибки при построении предложений с обособленными и уточняющими членами.

    108

    21

    Повторение по теме «Обособленные члены предложения». Подготовка к контрольной работе.

    Знать изученный материал

    Применять полученные знания на практике

    109

    22

    Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения»

    Знать грамматические, интонационные и пунктуационные  особенности предложений с обособленными определениями, приложениями, обстоятельствами, дополнениями.

    Уметь опознавать разные виды обособленных членов предложения.

    Уметь правильно и аргументировано ставить знаки препинания в предложениях  с обособленными членами..

    110

    23

    Анализ результатов контрольной работы. Работа над ошибками.

    Знать грамматические, интонационные и пунктуационные  особенности предложений с обособленными определениями, приложениями, обстоятельствами, дополнениями.

    Уметь опознавать разные виды обособленных членов предложения.

    Уметь правильно и аргументировано ставить знаки препинания в предложениях  с обособленными членами..

    Предложения с вводными конструкциями, обращениями, междометиями (13 ч.: 3рр)

    111

    1

    Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Вводные предложения; их структурные особенности. 

    Знать группы вводных слов и выражений по значению

    Уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями.

    Уметь уместно и стилистически оправданно использовать в речи синонимические по значению вводные слова.

    Уметь использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста.

    112

    2

    Предложения с вводными конструкциями. Группы вводных слов и выражений по значению

    113

    3

    Предложения с вводными конструкциями. Группы вводных слов и выражений по значению.

    Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами

    Знать группы вводных слов и выражений по значению

    Уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями.

    Уметь уместно и стилистически оправданно использовать в речи синонимические по значению вводные слова.

    Уметь использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых

    114

    4

    Урок развития речи. Подробное изложение с элементами сочинения. Подготовка. Работа с текстом. Составление плана.

    Знать способы переработки текста.

    Уметь подробно излагать текст.

    Уметь анализировать и выполнять работу над ошибками.

    115

    5

    Урок развития речи. Подробное изложение с элементами сочинения

    116

    6

    Урок развития речи. Анализ изложений. Работа над ошибками.

    117

    7

    Вставные конструкции. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с вставными конструкциями

    Знать грамматические, интонационные и пунктуационные  особенности предложений со вставными конструкциями

    Уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях со вставными конструкциями.

    118

    8

    Обращение (нераспространенное) и способы его выражения

    Знать грамматические, интонационные и пунктуационные  особенности предложений с обращениями

    Уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с обращениями.

    Уметь стилистически оправданно использовать различные формы обращения в разных ситуациях общения.

    119

    9

    Обращение (распространенное) и способы его выражения

    120

    10

    Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с  обращением. Особенности звательной интонации.

    Знать грамматические, интонационные и пунктуационные  особенности предложений с обращениями

    Уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с обращениями.

    Уметь стилистически оправданно использовать различные формы обращения в разных ситуациях общения.

    121

    11

    Предложения с междометиями и словами да, нет. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с междометием.

    Знать грамматические, интонационные и пунктуационные  особенности предложений с междометиями.

    Уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с междометиями.

    Уметь делать синтаксический и пунктуационный разбор предложений с междометиями и  словами да, нет.

    122

    12

    Культура речи. Основные синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами.

    Знать основные синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами.

    Знать приёмы исправления недочётов при редактировании текста.

    Уметь правильно, точно и уместно использовать предложения с обособленными членами.

    Уметь исправлять типичные ошибки в построении предложений обособленными членами.

    123

    13

    Практикум  по теме «Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями».

    Знать основные синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами.

    Знать приёмы исправления недочётов при редактировании текста.

    Уметь правильно, точно и уместно использовать предложения с обособленными членами.

    Уметь исправлять типичные ошибки в построении предложений обособленными членами.

    Повторение изученного (9ч: 1кр) + резерв 4 часа

    124

    1

    Комплексное повторение орфографии. Подготовка к итоговой контрольной работе.

    Знать изученный в течение учебного года материал

    Уметь применять полученные знания на практике.

    125

    2

    Комплексное повторение орфографии. Подготовка к итоговой контрольной работе.

    126

    3

    Комплексное повторение пунктуации Подготовка к итоговой контрольной работе.

    127

    4

    Комплексное повторение пунктуации Подготовка к итоговой контрольной работе.

    128

    5

    Итоговая контрольная работа

    129

    6

    Анализ итоговой контрольной работы. Работа над ошибками.

    130

    7

    Практикум. Комплексный анализ текста художественного стиля речи         

    131

    8

    Практикум. Комплексный анализ текста публицистического стиля речи.

    132

    9

    Практикум. Комплексный анализ текста научного стиля речи.

    133-136

    10

    Резервные уроки.


    Планируемые результаты

    Личностные результаты:

    • Уметь самостоятельно мотивировать предметную и внеклассную деятельность;
    • сознательно планировать свою деятельность в рамках учебного предмета «Русский язык»;
    • понимать и реализовывать себя как языковую личность, ответственную за связь с культурными традициями

    Метапредметные результаты.

    • Работать с различными видами информации (структурировать информацию, составлять тезисы, вопросы, писать сочинения, изложения и т.д.);
    • быть способным к индивидуальной учебной работе, к сотрудничеству в парах или в группах;
    • уметь выделять причинно – следственные связи в устных и письменных ответах, формулировать выводы;
    •  усваивать на практике алгоритмы устных и письменных связных ответов;
    • уметь давать связный монологический ответ на поставленные вопросы;
    • обретать гуманитарный стиль мышления;
    • Быть способным к гибкости, вариативности, диалогу.

    Предметные результаты

    Речевая деятельность.

    Аудирование.

    • Владеть разными видами аудирования (ознакомительным, детальным, выборочным) и пользоваться ими в зависимости от коммуникативной цели (в том числе и при написании изложения),
    • дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;
    • выделять иллюстрирующую и аргументирующую информацию в аудиотексте;
    • фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного или сжатого пересказа;
    • определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;
    • комментировать позицию автора аудиотекста;
    • рецензировать устный ответ учащегося;
    • задавать вопросы по прослушанному тексту;
    • отвечать на вопросы по содержанию текста;
    • слушать информационные теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения.

    Чтение.

    • Прогнозировать содержание лингвистического текста в учебнике исходя из анализа названия параграфа (темы), содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста — схемами, таблицами, языковыми примерами;
    • выделять иллюстрирующую и аргументирующую информацию в прочитанном тексте; составлять схемы, таблицы на основе текста; используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты — по оглавлению и заголовкам статей;
    • владеть разными видами чтения и пользоваться ими в зависимости от коммуникативной цели (в том числе и при анализе текста, написании сочинения, подготовке материалов для успешного выступления);
    • комментировать позицию автора прочитанного текста;
    • читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;
    • пользоваться справочным аппаратом книги;
    • находить нужную книгу в библиотеке,
    • использовать при самостоятельной работе возможности Интернета.

    Говорение.

    • Пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
    • выражать свое согласие или несогласие с содержанием прочитанного (прослушанного) текста;
    • вести репортаж о школьной жизни;
    • строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;
    • создавать связное высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;
    • составлять инструкции по применению того или иного правила;
    • принимать участие в диалогах различных видов;
    • адекватно реагировать на обращенную устную речь,
    • правильно вступать в речевое общение, поддержать или закончить разговор и т. п.

    Письмо. 

    • Письменно пересказывать фрагмент прослушанного текста;
    • излагать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
    • создавать портретный очерк (рассказ об интересном человеке), проблемную статью («Компьютер — "за" и "против"»), репортаж о событии (открытии памятника истории или культуры родного края);
    • писать заметки, рекламные аннотации;
    • уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчлененные предложения (парцелляция), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. п.);
    • составлять деловые бумаги (заявление, доверенность, расписку, автобиографию).

    Текстоведение.

    • Различать функциональные разновидности языка и устанавливать принадлежность текста к одной из них (разговорная речь, язык художественной литературы, стили речи: научный, публицистический, официально-деловой);
    • анализировать языковые средства, характерные для стиля речи, к которому принадлежит текст;
    • находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать заголовок;
    • распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя.

    Фонетика и орфоэпия.

    • Правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
    • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.

    Морфемика и словообразование.

    • Объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;
    • подбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
    • пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей.

    Лексикология и фразеология.

    • Разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их употреблять; пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т. п.);
    • оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевой задачи высказывания;
    • находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка.

    Морфология.

    • Распознавать части речи и их формы;
    • соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов;
    • пользоваться словарем грамматических трудностей;
    • опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа.

    Орфография. 

    • Применять орфографические правила, объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова.

    Синтаксис и пунктуация.

    • Опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;
    • различать простые предложения разных видов;
    • использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;
    • правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и обособленными членами;
    • правильно строить предложения с обособленными членами;
    • проводить интонационный анализ простого предложения;
    • выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
    • проводить синтаксический и интонационный анализ простого предложения;
    • опираться на смысловой и интонационный анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;
    • использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
    • владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций,
    • использовать на письме специальные графические обозначения,
    • строить пунктуационные схемы предложений;
    • самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.

    В результате изучения русского языка ученик должен

             знать/понимать:

    · роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

    · смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

    · основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

    · особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

    · признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

    · основные единицы языка, их признаки;

    · основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

    уметь:

    · различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

    · определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

    · опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

    · объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

    аудирование и чтение

    · адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

    · читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

    · извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

    говорение и письмо

    · воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

    · создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

    · осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

    · владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

    · свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

    · соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

    · соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

    · соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

    · осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

    · для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;

    · развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

    · удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

    · увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

    · использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

    Контроль и оценка планируемых результатов обучающихся

    В качестве измерителей уровня усвоения программы используется следующие формы:

    - взаимоконтроль

    - индивидуальный устный опрос;

    -фронтальный опрос;

    - выборочная проверка упражнения;

    - взаимопроверка;

    - самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

    - различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

    - виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);

    - составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание  творческих работ);

    - наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

    - диктанты с грамматическими заданиями;

    - практикумы;

    - проверочные работы;

    - разученный диктант;

    - словарные диктанты;

    - свободный диктант;

    -изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

    - написание сочинений;

    -письмо под диктовку;

    -комментирование орфограмм и пунктограмм.

    Среди традиционных видов работы по развитию речи (выразительно прочитать текст, озаглавить его, определить основную мысль, а также сочинений и изложений), предлагаются следующие:

    - работа с разными видами словарей (толковым, орфоэпическим, синонимов, эпитетов, словообразовательным )

    - редактирование текста

    - текстоведческий анализ текста (тема, основная мысль, тип речи, стиль, средства связи предложений.)

    Среди нетрадиционных видов работы – работа с портфолио учащегося по русскому языку, презентация исследовательских работ обучающихся на общешкольной конференции

    Список используемой литературы

    Литература для учителя

    1. И.П. Цыбулько. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. Москва «Просвещение», 2014.
    2. Русский язык. Тематический контроль: рабочая тетрадь: 8 класс. Под редакцией И.П. Цыбулько. 2-е издание исправленное и дополненное. Москва «Национальное образование», 2014.
    3. И.П. Васильевых. Русский язык. 8 класс. Контрольные работы в новом формате. Москва «Интеллект-центр», 2014.
    4. Л.И. Пучкова. Тестовые материалы для оценки качества обучения. Русский язык. 8 класс. Учебное пособие. Московский центр качества образования. Москва «Интеллект-центр», 2013.
    5. Г.Н. Потапова. Экспресс-диагностика. Русский язык. 8 класс. Издание 3-е стереотипное. Москва «Экзамен», 2014.
    6. С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Русский язык. 8 класс. Практикум по орфографии и пунктуации. Готовимся к ГИА. Москва «Интеллект-центр», 2014.
    7. Т.И Павлова, Т.В. Белоусова. Компетентностные задания по русскому языку: Методический конструктор: учебно-методическое пособие. Ростов-на Дону- «Легион», 2012.
    8. Н.А. Плёнкин. Уроки развития речи: 5 – 9 кл.: Книга для учителя: Из опыта работы. – 2-е издание. Москва «Просвещение», 2014.1996.

    Литература для учащихся

    1. Богданова Г.А. Русский язык. Тестовые задания. 8 класс. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2008.
    2. Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…», или Речевой этикет. – М.: Дрофа, 2006.
    3. Львова С.И. Практикум по русскому языку. 8 класс. – М.: Просвещение, 2006.
    4. Львова С.И. Русская орфография. Самоучитель: Пособие для учащихся 5-9 классов. – М.: Мнемозина, 2005.
    5. Львова С.И. Русский язык в кроссвордах. Книга для учащихся. – М.: Дрофа, 2007.
    6. Львова С.И. Русский язык. 8 класс: За страницами школьного учебника. Пособие для уча-щихся. – М.: Дрофа, 2007.
    7. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. 8 класс. – М.: Творческий центр «Сфера», 2008.
    8. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 8 класс / А.Б. Малюшкин, Л.Н. Иконницкая. – М.: Сфера, 2006.
    9. Основы проектной деятельности. Деловое общение: учебное пособие для учащихся / под ред. А.С. Рыловой. – Киров: КИПК и ПРО, 2008.
    10. . Поникарова Л.А. Русский язык. Морфология в таблицах и заданиях. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2007.
    11. Поникарова Л.А. Русский язык. Фонетика, словообразование, орфография в таблицах и заданиях. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2009.
    12. Тесты. Русский язык: Фонетика. Грамматика. Текст. 5-7 классы / В.И. Капинос, Ю.Н. Гостева и др. – М.: Дрофа, 2007.

    Школьные словари русского языка

    1. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. 5-11 классы. – М.: Просвещение, 2009.
    2. Быстрова Е.А., Окунева А.П., Шанский Н.М. Учебный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1997.
    3. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2006.
    4. Львова С.И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. Пособие для учащихся. – М.: Мнемозина, 2009.
    5. Львова С.И. Краткий словообразовательный словарь школьника: Пособие для учащихся 5-11 классов. – М.: Мнемозина, 2009.
    6. Скорлуповская К.Н., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М.: Просвещение, 2000.

    Образовательные сайты

    1. Культура письменной речи http://www.gramma.ru

    2. Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org

    3. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru

    4. Мир слова русского http://www.rusword.org

    5. Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru

    6. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/

    7. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru

    8. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку

    http://www.svetozar.ru

    9. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru

    10. http://rusolimp.kopeisk.ru/

    11. http://www.svetozar.ru/

    12.   http://www.gramota.ru/

    Лист регистрации изменений к рабочей программе по русскому языку

    учителя: Булыгиной Н.В.

    № п/п

    Дата изменения

    Причина изменения

    Суть изменения

    Корректирующие действия

    СОГЛАСОВАНО                                      Заместитель директора по УВР  ___________________

                                                                                                                                         Подпись

    Дата ___________________           Расшифровка подписи _______________________________  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Индивидуально-ориентированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся индивидуально на дому в ОКУ «Центр «Ступени»

    Отражен сжатый анализ и классификация индивидуально-ориентированных программ с учетом Федерального государственного стандарта образования для детей с ограниченными возможностями здоровья Н.Н. Малофеев...

    Взаимодействие специалистов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального коррекционно-образовательного учреждения

    Статья посвящена комплексному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального коррекционно-образовательного учреждения. Рассматриваются вопросы наиболее эффективных ...

    Реферат на тему: Прсихолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы VIII вида

    Данная работа стала итоговым завершением Курсов повышения квалификации в МИОО (2012-2013 г )  В реферате  освещается актуальность проблемы исследования.  Изложена теория вопроса.П...

    Комплексная программа психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната на 2013 – 2014 учебный год.

    Специалисты МСПП сопровождения нашего ОУ, находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют  направления и составляющие работы  с учетом модернизации образования. Программа...

    Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида

    Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей профессионального их сопровождения, умен...

    Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 8 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)

    В учебной деятельности предусмотрено использование учебного комплекса:В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендован...

    Рабочая программа по математике для учащихся 5 – 9 классов с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированной образовательной программе

    Рабочая программа составлена на основе:Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. -  М.: Гуманитар. изд центр ВЛАДОС, ...