Аналитический отчет и статистическая справка педагога - психолога за 2013 – 2014 учебный год
методическая разработка по психологии на тему

Инюшкина Екатерина Вячеславовна

Вашему вниманию предлагается образец написания  годового аналитического отчета  педагога - психолога ОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiticheskiy_otchet_2013-2014_g._pedagoga_-_psikhologa.doc306.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                    УТВЕРЖДАЮ:

                                                                    Директор МБОУ Ясенецкой СОШ

                                                              ___________________ Легостина Э.П.

                                                     «___»________________2014 год

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

И

СТАТИСТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

за 2013 – 2014 учебный год

педагога – психолога МБОУ Ясенецкой СОШ

Инюшкиной Екатерины Вячеславовны

д. Ясенцы

2014 год


СТАТИСТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

 за 2013 – 2014 учебный год

 педагога – психолога МБОУ Ясенецкой СОШ

Инюшкиной Е.В.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Семинары, лектории, родительские собрания, тренинги для родителей

Лектории, классные часы, конференции для учащихся

Лектории, педагогические чтения, семинары для учителей

Выступления в СМИ, печатные работы, обобщение передового психологического опыта,

 работа в центре «Доверие»

1.Лекторий для родителей будущих первоклассников – 1 занятие

 1. РНПК «Одиссея разума» - ученица 11 класса.

2. Классные часы по блоку «Встречи с самим собой»  9 класс – 30 занятий.

3. Оформление стенда по Недели психологии

4. Оформление стенда в течение года «ПСИХОЛОГ и Я»

1.Выступление на РМО педагогов – психологов – 3

 2.Выступление на РТО педагогов – психологов – 2

1.Общероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2013 - 2014 учебного года (на сайте Фестиваля, на компакт-диске и в сборнике тезисов в разделе – Школьная психологическая служба статьи: тренинг для старшеклассников «Мое уникальное Я».

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА

Профилактика явлений школьной и социальной дезадаптации учащихся, воспитанников

Профилактика наркомании, СПИДа, табакокурения

Профилактика суицида, психических нарушений, неврозов, тревожности учащихся, воспитанников

1. Индивидуальные консультации учеников 1 – 5 – 6 – 8,9,11  класса - 46

Классные часы по программе «Не допустить беды» в  8 – 11 классе –   4 занятия

1. Психологические занятия и тренинги по подготовке к ГИА и ЕГЭ: 9 класс – 8 занятий, 11 класс – 3 занятия

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

 

Групповая диагностика учащихся, воспитанников: тестирование, анкетирование

Групповая диагностика в  педагогических коллективах

Мониторинги (темы, программы), участие в ОЭР

Групповая диагностика родителей учащихся

1).Познавательная сфера и обучаемость:

а). «Определение уровня осведомленности о процедуре ЕГЭ и ГИА» - 9,11 класс.

б). Методики «Как исследовать причины дезадаптации пятиклассников?» (С.В.Левченко), методика «Направленности на отметку» (Е.П.Ильин, И.А.Курдюкова), методика «Классификация» – 5 класс.

в). Анкета готовности к ГИА И ЕГЭ учеников 9,11класс.

  г). Методика «Карта одаренности» А.де Хаана и Г. Кафа – 5-11 класс

2).Индивидуально-типологические особенности: (проводились в связи с запросами или в период консультаций).

3).Эмоционально-личностная сфера:

а). «Экспресс – методика на выявление тревожности в период адаптации», «Методика исследования самооценки «Дембо – Рубинштейн», «Ладошка настороения» - 5 класс.

б). «Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний» - 9, 11 класс.

4).Мотивационно-волевая сфера:

а). «Школьная мотивация» (А.Г.Лусканова) – 5 класс

 5).Межличностные отношения и общения:

а). Социометрическая матрица (Дж. Морено) – 2 – 11 классы.

б). Социометрический опрос «День рождения!» для первоклассников.

6). Рисуночные тесты: «Моя семья» - 1 класс, «Несуществующее животное» - 5 класс, Методика по адаптации для первоклассников( по Венгеру) – 1 класс, Ладошка настроения – 1, 5 класс. Диагностика по сказке М. Пляцковского «Ежик» - 1 класс, «Кактус» - 1 класс, перспективная методика «Школа зверей» - 1 класс.

7). Профессиональная направленность старшеклассников:

а). Тест Г.Холланда по определению типа личности – 9,11 класс.

б). Дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту» (Е.Л.Климов) – 9,11 класс.

-

3. Добровольное анонимное психологическое тестирование 9-11 класс (ноябрь) по методикам: «Социально-психологическая анкета Д. Тверитнева»;

«Методика первичной диагностики и выявления  детей «группы риска (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук)

Изучение родителей удовлетворенностью работы ОУ – 1-11 класс.

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

с обучающимися (воспитанниками)

Развивающие занятия

Тренинги, ролевые игры

Другие мероприятия: уроки психологии, уроки толерантности, факультативы, элективные курсы, занятия по профориентации, в школе будущего первоклассника

1. Адаптация

 первоклассников к образовательной среде – 22 занятия.

2. Сопровождение обучающихся 2 класс по ФГОС – 27 занятий.

1. Адаптация пятиклассников из начальной школы в средне звено – 5 занятий.

1. Психологические занятия «Профессия и карьера»: 9 класс – 2 занятия, 11 класс – 1 занятия.

С педагогами и родителями

Педагоги (тренинги, развивающие занятия, выступления на педсоветах, РМО, ШМО)

Родители (тренинги, развивающие занятия, выступления на родительских собраниях, конференциях)

  1. Выступление на РТО – 2
  2. Выступление на РМО – 5

1. Выступление на родительском собрании в 1 классе - 1       2. Выступление на родительском собрании в 5 классе – 1

3. Выступление на родительских собраниях в 9 классе – 3 4. Выступление на общешкольном собрании  - 1

5. Выступление на дне открытых дверей для будущих первоклассников - 1

КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Всего обращений – 163 человек.

Обучающиеся –  71 человека.

Педагоги –  39 человек.

Родители –  53 человек.

Консультирование: по вопросам обучения и психологического развития; информирование о проблемах  обучения, методическая помощь в организации эффективного взаимодействия родителей с детьми.

Консультирование: по проблемам обучения, поведения, межличностного взаимодействия конкретных учащихся, для разрешения межличностных и межгрупповых  конфликтов в различных системах отношений: учитель- ученик; учитель- учитель; ученик- ученик и т. д.

Консультирование: по вопросам  и проблемам обучения, личностного и межличностного взаимодействия,  взаимоотношения и общения, по разрешению конфликтных и сложных ситуаций в социальной  среде и дома.


АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

 за 2013 – 2014 учебный год

педагога – психолога МБОУ Ясенецкой СОШ

Инюшкиной Е.В.

В 2013 - 2014 учебном году школьный психолог в своей работе руководствовалась запланированными целями и задачами:

Методическая тема психологической службы Павловского района: «Повышение качества образования через совершенствование профессиональной компетентности педагога – психолога, через освоение инновационных технологий обучения в условиях перехода на ФГОС».

Цель психологической службы Павловского района: содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся, и других участников образовательного  процесса.

Задачи психологической службы МО Павловского района:

  • обеспечить информационно-методическое сопровождение   охраны психологического здоровья  всех участников образовательного процесса в условиях введения в действие государственных образовательных стандартов общего образования, нового закона «об образовании»;
  • содействовать выполнению требований ФГОС, формированию УУД  обучающихся;
  • повышать профессиональную подготовку педагогов-психологов через усиление их взаимодействия и обмен опытом в рамках профессионального сообщества, разработку и внедрение психологических программ и проектов.

Цель психологической  службы  МБОУ Ясенецкая средняя общеобразовательная школа: сопровождение процесса психологического развития учащихся посредством создания определенных условий в образовательной сфере школы; комплексное психолого-педагогическое сопровождение учащегося и школьных коллективов в образовательном пространстве; создание условий для развития и саморазвития личности ученика с учетом его индивидуальных особенностей; оказание помощи детям с проблемами в обучении и поведении.

Задачи психологической службы МБОУ Ясенецкая средняя общеобразовательная школа:

  •  проводить психологический анализ социальной ситуации развития, выявлять основные проблемы и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
  •  содействовать личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе развития личности, успешной адаптации в школе;
  •  формировать у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию;
  •  содействовать педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в школе;
  •  профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся.

В течение всего учебного года велась работа по следующим направлениям: психологическая диагностика, коррекционно-развивающая работа, консультативная деятельность, психологическое просвещение, психологическая профилактика, организационно-методическая работа.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.

В 2013 – 2014 году по диагностическому направлению большое внимание уделялось обучающимся 1, 5,  9, 11 класса.

 По запросу учителей-предметников и классных руководителей проводилась психологическая диагностика учащихся 6, 7, 8 класса.

1. С обучающимися 1 класса в период адаптации проводился ряд методик направленных на изучение  адаптационного  периода: «Методика адаптации в 1 классе» (по А.Л. Венгер), диагностика по сказке М. Пляцковского «Ежик», методика «Ладошка настроения», диагностика эмоционального отношения к школе, рисуночный тест «Моя семья», социометрия в 1 классе «День рождения», методика «Кактус», перспективная методика «Школа зверей». Диагностика  проводилось в два направления: сентябрь – октябрь 2013 г. По повторному тестированию был проведен психологический мониторинг индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся.

Диаграмма процентного соотношения показателей адаптации первоклассников по методике А.Л. Венгер (сентябрь – октябрь 2013 г.)

1. Отношение к школе: у  14 обучающихся – 87,5% положительное, равнодушное – 1 чел. – 6,25%, отрицательное  – 1 чел. – 6,25%.

2. Отношение к учебному процессу: у 11 обучающихся – 68,75% положительное, равнодушное – 4 чел. – 35%, отрицательное – 1 чел. – 6,25%

3. Отношение к учителю: доброжелательное и доверительное – 10чел. – 62,5%, не доверительное – 6 чел. –37,5%.

4. Отношение с одноклассниками: положительное – 10 человек – 62,5%, равнодушное – 5 чел. – 31,25%,  отрицательное – 1 чел. – 6,25%

5. «Ситуация стресса»: низкая, что свидетельствует о нормальном прохождении адаптационного периода учащихся (11 человек – 68,75%); приближенные к «ситуации стресса» 3 чел. – 18,75%, находящиеся в «ситуации стресса» - 2 чел. – 12,5%

Таким образом, данные, полученные с помощью методики адаптация в 1 классе (по А.Л. Венгеру) проведенной в сентябре и октябре месяце 2013 г.,  свидетельствует о том, что в 1 классах есть ребята, которые находятся в «ситуации стресса» и адаптационный период для них более длительный.

По результатам диагностических исследований и наблюдений была составлена аналитическая справка и проведены консультации с классным руководителем, где были выделены ученики «группы риска» нуждающиеся в индивидуальном подходе и помощи со стороны родителей, учителя и школьного психолога. Также педагог-психолог выступила на родительском собрании в 1 классе, на котором подробно рассказала о трудностях адаптационного периода и предложила родителям ряд рекомендаций.

2. Учитывая индивидуально – психологические особенности обучающихся  при переходе из начальной школы на вторую ступень общего образования с целью выявления процесса адаптации обучающихся  5 класса были  проведёны диагностические опросники: «Чувства в школе», «Отношение к учебным предметам», «Черты идеального учителя» (по Левченко), анкета «Школьная мотивация» (Н. Г. Лусканова), «Экспресс – методика на выявление тревожности», социометрическая матрица, методика «Ладошка настроения», «Методика исследования самооценки «Дембо – Рубинштейн», методика «Классификация», методика «Направленности на отметку» (Е.П.Ильин, И.А.Курдюкова). Диагностирование проводилось в сентябре и  октябре 2013 г.

Диаграмма процентного соотношения показателей адаптации пятиклассников по экспресс - методике «Выявление тревожности у пятиклассников в период адаптации» (октябрь 2013 г.)

 По результатам выше указанных диагностик составлена аналитическая справка и даны рекомендации классному руководителю и учителям - предметникам по работе с обучающимися 5  класса. Также педагог-психолог выступила на родительском собрании в 5 классе, на котором подробно рассказала о трудностях адаптационного периода и предложила родителям ряд рекомендаций.

3. В среднем и старшем звене велась диагностическая работа с обучающимися 9 и 11 класса на предмет профессионального выбора,  с применением следующих методик: «Тест Д.Холланда по определению типа личности», «Я предпочту» - Е.А.Климов. По результатам тестирования каждый обучающийся индивидуально получал рекомендации по дальнейшему выбору профиля обучения и будущей профессии. Результаты тестирования оглашались в классе. Как показывает анализ анкет в 9 классе, преобладающий тип личности у обучающихся: социальный – 70%. По признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда у обучающихся 9 класса преобладает весь спектр подходящих профессий, но большинство обучающихся склонны к типу: человек-человек - 8 чел. - 54%,  а вот 2 учащихся – 12%, имеют двойной тип ориентирования в профессии, о них можно сказать, что они еще не до конца определились в выборе профессии.

В 11 классе преобладают ученики с социальной направленностью – 9 человек – 75%. По результатам мониторинга составлена справка , а также, чтобы помочь обучающимся в профессиональном самоопределении, для учителей и родителей школы были разработаны рекомендации.

4. Также с обучающимися 9 и 11 класса проведена диагностика эмоционального состояния при подготовке к ГИА и ЕГЭ. При проведении диагностики в апреле месяце 2014 года в 11 классе, мы видим, что уровень тревожности на данном этапе у 7 человек находится на среднем уровне – 54%, но есть и обучающиеся с повышенным уровнем тревожности, для них составлены индивидуальные рекомендации по способам успешной сдачи ЕГЭ:

При проведении диагностики в  апреле месяце 2014 года в 9 классе, мы видим, что уровень тревожности на данном этапе у 12 человек находится на среднем уровне – 80%, но есть и обучающиеся с повышенным уровнем тревожности. С обучающихся, оказавшихся в ситуации стресса были проведены индивидуальные консультации и коррекционная работа.

ДИАГРАММА  ПРОЦЕНТНОГО  СООТНОШЕНИЯ  ПОКАЗАТЕЛЕЙ
УРОВНЯ  ТРЕВОЖНОСТИ  В  СИТУАЦИЯХ  ПРОВЕРКИ  ЗНАНИЙ

У УЧАЩИХСЯ  9 КЛАССА (МАЛЬЧИКИ)  В АПРЕЛЕ  2014 ГОДА.

ДИАГРАММА  ПРОЦЕНТНОГО  СООТНОШЕНИЯ  ПОКАЗАТЕЛЕЙ
УРОВНЯ  ТРЕВОЖНОСТИ  В  СИТУАЦИЯХ  ПРОВЕРКИ  ЗНАНИЙ

У УЧАЩИХСЯ  9 КЛАССА (ДЕВОЧКИ)  В АПРЕЛЕ  2014 ГОДА.

ДИАГРАММА  ПРОЦЕНТНОГО  СООТНОШЕНИЯ  ПОКАЗАТЕЛЕЙ
УРОВНЯ  ТРЕВОЖНОСТИ  В  СИТУАЦИЯХ  ПРОВЕРКИ  ЗНАНИЙ

У УЧАЩИХСЯ  11 КЛАССА (МАЛЬЧИКИ)  В АПРЕЛЕ  2014 ГОДА.

ДИАГРАММА  ПРОЦЕНТНОГО  СООТНОШЕНИЯ  ПОКАЗАТЕЛЕЙ
УРОВНЯ  ТРЕВОЖНОСТИ  В  СИТУАЦИЯХ  ПРОВЕРКИ  ЗНАНИЙ

У УЧАЩИХСЯ  11 КЛАССА (ДЕВОЧКИ)  В АПРЕЛЕ  2014 ГОДА.

5. Так же в декабре 2013 г. школьным психологом проводилось добровольное анонимное психологическое тестирование несовершеннолетних (9 - 11 класс):

«Методика первичной диагностики и выявления  детей «группы риска (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук)

Количество обучающихся принявших участие в тестировании

Показатели по результатам

Общее количество детей "группы риска"

Отношение в семье

Агрессивность

Недоверие к людям

Акцентуации характера

Неуверенность в себе

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

32

1

3

5

15

11

34

Гипертимная- 17

Истероидная – 8

Шизоидная – 2

Эмоционально-лабильная – 5

53

25

6

15

7

21

4 – 12 %

«Социально-психологическая анкета Д. Тверитнева».

Вопрос

Количество подростков, ответивших положительно

% подростков, ответивших положительно

1.

1. Сталкивались ли Вы с проблемой употребления наркотиков кем-либо из известных Вам людей?

1.1. Среди знакомых мне людей нет употребляющих наркотики
1.2. Да, у меня  есть знакомые, употребляющие наркотики
1.3. Да, употребляющие наркотики есть в семье друзей или знакомых
1.4. Да, употребляющие наркотики есть в собственной семье

25

7

79

21

2.

 Сами Вы употребляли наркотики или нет?
2.1. Никогда не употреблял

2.2. Да, пробовал 1-2 раза в жизни и всё

2.3. Иногда пробую, раз-два в месяц-квартал

2.4. Неоднократно пробовал, в том числе до последнего времени

29

3

91

9

3.

Какие причины побуждают молодых людей Вашего возраста пробовать наркотики?
3.1. Конфликты с родителями. Безразличие родителей к проблемам детей
3.2. Интерес к новому. Любопытство
3.3. Хочется «отъехать», испытать удовольствие, новые ощущения

3.4. Забыть что-то неприятное, заглушить отчаяние, напряжение (стресс)
3.5. Влияние/давление плохой компании, наркоманов
3.6. Глупость, необдуманность поступка
3.7. Ссоры со сверстниками.
3.8. Самоутверждение. Желание быть «крутым»
3.9. Свобода и лишние деньги
3.10. Нечего делать. Скука
3.11. Одиночество. Нет девушки/парня
3.12. Школа надоела. Неохота в школу
3.13. Желание подражать кому-то потребляющему наркотик

11

18

15

16

14

12

2

18

4

5

3

10

34

56

46

50

43

37

6

56

12

15

9

31

4.

При возникновении необходимости в консультации (лечении) от употребления наркотика, куда вы обратитесь?
4.1. К врачам-специалистам государственных учреждений
4.2. К тем, кто избавился от наркотической зависимости.
4.3. К учителю, педагогу - психологу, социальному педагогу

4.4. Ни к кому. Попытаюсь с этой бедой справиться сам

4.5. К друзьям. К одноклассникам

4.6. К родителям, родственникам

18

6

5

3

2

13

56

18

15

9

6

40

5.

Подростки, использующие наркотические или токсические вещества, чаще всего получают их ...

5.1. От своих одноклассников

5.2. От своих друзей

5.3. От знакомых взрослых

5.4. От незнакомых торговцев наркотиками (молодых людей)

5.5. От незнакомых торговцев наркотиками (взрослых)

1

13

4

22

7

3

40

12

68

21

6.

6.     Ваше отношение к курению табака:

        6.1. Не курю и не курил раньше

         6.2. Раньше курил, но к настоящему  

                 времени прекратил

        6.3. Курю иногда, 1-2 раза в неделю

        6.4. Курю более или менее постоянно, 1-2    ра            раза в день

        6.5. Курю несколько раз в день и    

         чувствую свою зависимость от курения

22

8

1

1

68

26

3

3

По обобщённым данным о результатах анонимной анкеты выявилось, что имеются учащихся пробовавшие:

  • наркотические вещества 3 чел. – 9 % от общего количества респондентов;
  • учащиеся, которые курят более или менее постоянно (1 – 2 раза в день) – 1 чел. – 3 %; курят несколько раз в день и     чувствуют свою зависимость от курения – 1 чел.  – 3 %.

 Анализ анонимных анкет показал:

- Основной причиной побуждающей молодых людей попробовать наркотики учащиеся считают:

  • интерес к новому. Любопытство. – 18 чел. – 56 %
  • самоутверждение. Желание быть «крутым». -18 чел. – 56 %
  • забыть что-то неприятное, заглушить отчаяние, напряжение (стресс). 16 чел. – 50 %.

- Подростки считают, что наркотические и токсические вещества,  чаще всего получают:

  • от незнакомых торговцев наркотиками (молодых людей) – 22 чел. – 68 %

- При возникновении необходимости в консультации (лечении) от употребления наркотика, учащиеся считают, что нужно обратиться:

  • к врачам-специалистам государственных учреждений – 18 чел. – 56 %;
  • к родителям, родственникам – 13 чел. – 40 %.

Таким образом,  был составлен социально-психологический портрет школьника каждого класса и определены пути и формы оказания помощи детям на основании проведенной психодиагностики.

6. Также были совершенствованы формы и методы мониторинга за изменениями в развитии личности школьника и систематизирован банк данных об одаренных детях, о творческих способностях учащихся. Диагностика одаренности проходила по методике «Карта одаренности» А.де Хаана и Г. Кафа.

Результаты:

№ п.п.

Всего учащихся

5-11 класс

Виды одаренности

Интеллектуальная

Творческая

Академическая

Художественно - изобразительная

Музыкальная

Литературная

Артистическая

Техническая

Лидерская

Спортивная

Кол-во

91 чел.

5 чел.

9 чел.

3 чел.

11 чел.

14 чел.

4 чел.

7 чел.

13 чел.

19 чел.

33 чел.

%

47%

6%

10%

4%

12%

16%

5%

8%

15%

21%

37%

 Таким образом, среди учащихся 5 - 11 классов преобладающими видами одаренности являются: спортивная – 33 чел. – 37%, лидерская – 19 чел. – 21% и музыкальная – 14 чел. – 16%. По результатам мониторинга составлена справка, в которой даны рекомендации для всех участников образовательного процесса.

По всем видам обследований проводились консультации с педагогами, родителями и обучающимися (в рамках дозволенного – «НЕ НАВРЕДИ РЕБЕНКУ»). Все данные диагностической работы хранятся в папке «Психодиагностика».

Выводы. Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у клиентов. Однако, в дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методов для более эффективной диагностики.

7.  С сентября 2013 г. в МБОУ Ясенецкой СОШ Павловского района Нижегородской области  стартовала экспериментальная площадка по теме: «Технология оценки метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС». Задачей первого этапа  являлось: разработать и апробировать пакет диагностических материалов оценки индивидуальных метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального образования в соответствии с требованиями ФГОС, что и было успешно реализовано.

На  подготовительном этапе работы осуществлялось:

- сентябрь – ноябрь 2013 г. -  подробное изучение педагогической и психологической литературы по стандартам второго поколения. В ходе изучения литературы нами были составлены таблицы характеристик УУД, которые позволили наиболее точно раскрыть: виды и содержание УУД, критерии сформированности и оценки УУД;

- декабрь 2013 г. - проведен круглый стол для учителей начальных классов  по теме: «Методологическая основа ФГОС второго поколения»;

- декабрь 2013 г. - разработка пакета диагностических материалов оценки индивидуальных метапредметных результатов;

- январь 2014 г.  –  проведен педагогический совет по теме: «Цели, задачи и функции мониторинга в условиях инновационной работы школы»;

- январь 2014 г. - проведение диагностических процедур регулятивных качеств обучающихся; обработка и анализ полученных данных уровня развития УУД;

- февраль 2014 г. - проведение диагностических процедур коммуникативных качеств обучающихся; обработка и анализ полученных данных уровня развития УУД;

- март 2014 г. - проведение диагностических процедур познавательных качеств обучающихся; обработка и анализ полученных данных уровня развития УУД.

Общие результаты диагностических исследований представлены в  таблицах и  справках, а также разработаны индивидуальные карты обучающихся по формированию УУД. В целях повышения уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в ОУ для учителей 1 – 3 классов составлены рекомендации.


КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА.

Как уже было отмечено, основная диагностика проводилась с учениками 1, 5, класса. Соответственно выбрав основные формы и методы работы с детьми, осуществлялась работа по коррекции полученных результатов, а также с обучающимися 2-3 класса по ФГОС.

Для обучающихся 1 класса с октября 2013 г. по май 2014 г.  были проведены коррекционно - развивающие занятия по О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я»:

Тема 1. Я – школьник: «Я умею управлять собой», «Я умею преодолевать трудности», «Я умею слушать других», «Я умею учиться у ошибки», «Я умею быть доброжелательным», «Я-доброжелательный», «Я умею быть ласковым», «Я становлюсь сильным духом. Я умею управлять собой», «Я становлюсь сильным духом. Я умею слышать мнение другого», «Я учусь решать конфликты», «Я умею разрешать конфликты». Тема 2. Мои чувства: «Радость. Что такое мимика?», «Радость. Что такое жесты?», «Радость. Как ее доставить другому человеку?», «Радость можно передать прикосновением», «Грусть», «Страх», «Страх. Как его преодолеть?», «Гнев. С какими чувствами он дружит?», «Гнев и его польза», «Обида», «Разные чувства».

Для обучающихся  2 и  3  класса по ФГОС  были проведены классные часы: Тема 1. Сплочение класс. «Объединяемся играя», «Хороши ли мы знаем друг друга», «Лесной охотник», «Почему люди ссорятся», «Дружный ли наш класс», « В гостях у Робинзона», «Учимся дружить», «Планеты – это мы». Тема 2. «Хорошо ли мы себя знаем?», «Добро и доброта. Добрый ли ты?», «Какой я? Какой ты?», «Наш характер», «Красота природы, красота души», «Мой мир», «Познай себя», «Пылайте сердцем, творите любовью», «Беседа о душе». Тема 3. Продолжаем развивать познавательную сферу. «Новые сказки от кота Потряскина», «Развитие воображения», «Путешествие с Микки-Маусом», «Петушок и волшебный ларец», «Развитие памяти и внимания», «Я учусь запоминать», «Развитие интеллектуальных способностей», Викторина «Умники и умницы», «Приемы успешного запоминания», «Учимся играя».

Делая акцент на учащихся пятых классов в период адаптации к обучению в среднем звене основной школы, проводились коррекционно – развивающие занятия, основными задачами  которых является: формировать коммуникативные навыки учащихся; способствовать успешной адаптации учащихся при переходе из начальной в среднее звено; формировать сплоченность ученического коллектива:

  • «Необитаемый остров» - игра – тренинг
  • «Баба - яга»  - игра

Большую помощь в работе оказал факультативный курс «Основы православной культуры», который посещали все учащиеся 5 класса. Именно на нем я проводила беседы с учащимися по тематике курса с применением психологических методов и приемов, которые помогают справиться с трудностями адаптационного периода. Душевные разговоры окунали ребят в мир спокойствия.

Таким образом, были выбраны средства и формы психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения и  реализована  коррекция  как приведения к усредненной норме, определяемой статистически, на основе выработанной единой для всех «универсальной» психотехнологии.

Выводы. Проведенную  коррекционно - развивающую работу с детьми в целом можно считать достаточно успешной. Но, в то же время, она выявила некоторые недостатки в знаниях, структуре программ и методической оснащенности, определив тем самым основные ориентиры для дальнейшего совершенствования развивающего направления деятельности.

КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

В 2013 - 2014 учебном году общее количество консультаций составило 163 из них 53 человек - родители, 39 человек - педагоги и 71 человек - ученики.

Мониторинг индивидуальных консультаций за три года.

Процесс консультирования обычно проходил в два этапа: а) первичное консультирование – во время которого собираются основные данные и уточняется запрос; б) повторное консультирование – для получения более объективной информации с помощью диагностических методов, определение плана дальнейшей работы по проблеме; кроме того, родителям давались рекомендации по особенностей взаимодействия с ребенком и способам преодоления трудностей. Повторные консультации в некоторых случаях не ограничивались отдельным приемом, а носили системный характер, в этом случае во время беседы обсуждалась динамика работы с ребенком и уточнялись рекомендации.

В связи с тем, что основной контингент – это дети младшего подросткового и подросткового возраста, большинство запросов связаны с проблемами межличностного общения.

 В целом все запросы можно разделить на:

- трудности в общении со сверстниками

- эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, демонстративность и т.п.)

-  проблемы в детско-родительских отношениях

- трудности в профессиональном самоопределении

- трудности обучения

- консультации по результатам групповой диагностики

В процессе консультирования решались следующие задачи:

- прояснение и уточнение запроса;

- сбор психологического анамнеза для установления возможных причин нарушений;

- диагностика нарушений;

- рекомендации учащимся, а также педагогам и родителям по вопросам воспитания и устранения нарушений;

- составление плана дальнейшей работы по запросу.

Выводы. В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности. Большинство индивидуальных консультаций в 2013 - 2014 учебном году было отведено по темам: ГИА и ЕГЭ, трудности адаптационного периода учащихся 1,5 класса, конфликтные ситуации и семьям детей группы риска. Таким образом, была  оказана  психологическая  помощь, ориентированная  на индивидуальные особенности человека, его специфические возможности и  в целом на уникальность его психического и личностного развития, а также  оказана  помощь  обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования. Также оказана  помощь обучающимся в определении своих возможностей, исходя из способностей, состояния здоровья.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ.

В течение всего учебного года школьный психолог вела работу по психологическому просвещению.

В 2013 - 2014 учебном году с обучающимися 9 класса проходили классные часы по блоку «Встречи с самим собой» и темам: « Общаться – это так легко», «Какая бывает информация?», «Невербальная информация», «О чем говорит наша мимика?», «О чем говорят наши жесты?», «Как лучше подать информацию?», «Как лучше понять информацию?», «Барьеры на пути информации», «Барьеры, которые создаю я сам», «Каналы обработки информации», «Стереотипы в общении», «Позиции в общении», «Доминантность и недоминантность в общении», «Стили общения», «Подходящий стиль общения», «Что такое конфликт?», «Причины конфликтов», «Человек в конфликте», «Конфликтные эмоции», «Эмоциональная тропинка», «Стили поведения в конфликте», «Я в «бумажном зеркале», «Плюсы» и «минусы» различных стратегий поведения в конфликте», «Все дело в шляпе!», «Психоанализ конфликтов», «А зачем мне это?», «Доверие в общении», «Доверительный урок», «Умею ли я слушать», «Бесконфликтное общение с «трудными людьми».

Школьный  психолог в течение 2013 - 2014 учебного года выступала  на РМО педагогов – психологов по темам:

  1. Круглый стол: «Повышение психолого-педагогического мастерства и развитие творческого потенциала педагога – психолога» - сентябрь 2014 г.
  2. РМО учителей начальных классов «Мониторинг адаптации в 1 классе» - ноябрь 2013 г.
  3. Семинар: «Использование новых психолого - педагогических методик, технологий в работе педагога-психолога» - январь 2014 г.
  4. Семинар  ОРКСЭ «Тропинка родительской любви» - февраль 2014 г.
  5. Семинар: «Суицид или крик души» - март 2014 г.
  6. Выступление на РТО по теме: «Роль педагога-психолога в развитии УУД школьников в условиях введения ФГОС»:

- теоретические аспекты: «Методологические основы ФГОС НОО»  - октябрь 2013 г.

- практические аспекты: «Личностные УУД» - декабрь 2013 г.

7. Участие в конференции НИРО «Психологическое обеспечение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС» - сентябрь 2013 г.

Обучающиеся МБОУ Ясенецкой СОШ под моим руководством участвовали:

  • в Молодежном психологическом чемпионате г. Пермь (15 человек из 9 класса – сертификаты участия) – диплом призера – Ломтева Оксана;
  •  НПК «Одиссея разума» - ученица 11 класса Н.Т. по теме: «Я в фокусе, коррекция самооценки подростков средствами фототерапии»  - победитель в школьном этапе и была направлена на РНПК по психологии  и получила Диплом победителя в районном этапе.

С 14 – 18 апреля 2014 года в школе проходила неделя психологии под названием «Профессиональные открытия: психолог в динамичном пространстве современного образования», в рамках которой было запланировано - создание благоприятных условий для психологического развития обучающихся и формирование представлений о важности психологической науки как одной из составляющих человекознания.

В течение учебного года педагог – психолог активно вела работу по просвещению родителей:

 - выступление на родительском собрании в 1 классе  (октябрь 2013) на тему: «Проблемы и пути их решения».

- выступление на родительском собрании в 5 классе по теме «Адаптация пятиклассников в школе» (октябрь 2013)

- выступление на родительском собрании в 6 классе по теме «Причины детского воровства».

- выступление на Дне открытых дверей для будущих первоклассников по теме: «Скоро в школу» (апрель 2014г.)

- выступление на родительских собраниях в 9 классе:

1 четверть – «Склонности и интересы подростков в выборе профессий», «Быть всегда рядом».

2 четверть – «Здоровый образ жизни семьи – залог полноценного физического и психического здоровья ребенка», показ видеофильма «Точка невозврата»

3 четверть – 4 четверть - «Психолого-педагогическое сопровождение уч-ся 9-х классов. Самооценка готовности обучающихся к ГИА-9».

- выступление на общешкольном собрании в II четверти (декабрь 2013 г.) «Добровольное анонимное психологическое тестирование несовершеннолетних».

В течение всего учебного года оформлялись и обновлялись тематические стенды школьной жизни с применением психологических знаний. Таким образом, были сформированы  у всех участников образовательного процесса потребности в психологических знаниях, желание использовать их в интересах собственного развития;

В связи с тем, что были получены положительные отзывы (от учащихся и классных руководителей) о проведенных занятиях, а после занятий учащиеся проявляли заинтересованность в индивидуальных консультациях и участии в развивающих данное направление деятельности можно считать очень эффективным.

Выводы. Реализацию просветительской деятельности можно считать качественной и успешной. Однако в дальнейшем следует обратить внимание на следующие моменты: полнота знаний специалиста, методическая и информационная оснащенность, а также совершенствование способов подачи информации.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА.

На протяжении всего учебного года в школе создавались условия для полноценного личностного развития обучающихся на каждом возрастном этапе, предупреждения возможных нарушений в становлении личности и интеллекта.  

В связи с появлением проблемы наркозависимости среди подрастающего поколения в рамках школы, школьным психологом велась работа по профилактике наркомании и правонарушений у несовершеннолетних «НЕ ДОПУСТИТЬ БЕДЫ!».  С учащимися 8 – 11 класса прошли классные часы по темам: «Выбери свободу», «Пить или не пить – жить или не жить», «Свобода», подаренная наркотиком», «ЗОЖ».

В феврале 2014 г. участвовала в районных педагогических  чтениях «ФГОС – новый стимул в развитии профессионализма учителя» и показывала мастер класс - психологическое занятие с педагогами по теме: «Актуальные проблемы начального общего образования в условиях перехода на стандарты второго поколения» (сертификат участника).

В 2013 - 2014 учебном году школьный психолог прошла обучение в РТО «Роль педагога-психолога в развитии УУД школьников в условиях введения ФГОС», в объеме 12 часов.

С начала учебного года велась активная подготовка выпускников к ГИА и ЕГЭ. С обучающимися проводилась следующая работа: психологическое занятие: «Память и приемы запоминания. Методы работы с текстом»; Тренинг: «Обучение приемам релаксации и снятия нервно – психического напряжения»; Урок – лекция: «Актуализация проблем при подготовке к ГИА и ЕГЭ»; «Как быть готовым к ГИА и ЕГЭ?» - навыки позитивной самомотивации и способы подготовки к ГИА и ЕГЭ -  (арт – терапия, мозговой штурм); тренинг: «Знакомство с приемами волевой мобилизации и совладания со своими чувствами» и т.д.

С января 2014 по май 2014 г. учащиеся 9 класса вместе с педагогом-психологом участвовали в конкурсе проектов педагогов-психологов школ Павловского района «Психологическая помощь учащимся при подготовке к выпускным экзаменам». Тема проекта: «Меню их продуктов, которые помогут вам…». По результатам конкурса учащиеся 9 класса и педагог-психолог признаны победителями и награждены Дипломом I степени.

В течение всего учебного года велась совместная работа с социальным педагогом, зам. директора по УВР, педагогами школы с детьми и родителями группы риска. По индивидуальному плану на каждый квартал проводилась профилактика конфликтных ситуаций в семьях, разрешение споров и непониманий, а самое главная была оказана психологическая поддержка.

Выводы. Таким образом, были созданы условия для полноценного личностного развития и самоопределения, обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. Этот вид работы очень важен, поэтому в следующем году основной целью будет - устранение негативных факторов социально опасной ситуации, ведь проблема воспитания и перевоспитания была и остается одной из ведущих в педагогике.

ЭКСПЕРТНАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Аналитическая работа психологической службы школы в 2013 – 2014 учебном году заключалась в организации и методической подготовке к диагностикам, проведению семинаров, родительских собраний, обработке данных анкет и диагностик.

Организационная работа школьного психолога так же велась в течение всего учебного года и включала в себя:

  • планирование  работы  на учебный год;
  • планирование  диагностических  мероприятий  к совещаниям;
  • подбор материалов для  проведения консультаций  учителей, учащихся, родителей;
  • подбор материалов для проведения диагностической работы;
  • подбор материалов для коррекционной и просветительской работы;
  • планирование совместных действий  классных руководителей, администрации школы и психолога.

В этом году осуществлялось участие в школьных, городских и методических советах. Методические папки кабинета в течение года обогатились нормативной документацией, методиками, тренингами и психологическими занятиями. Большую помощь в работе оказывает журнал «Справочник педагога-психолога. Школа», «Школьный психолог» и дополнительная новая психологическая литература.

В 2013 - 2014 учебном году на школьном сайте работала страничка психолога «ПСИХОЛОГ и Я».

Все документы красиво и тщательно оформлены, приведены в систему, которая должна стать опорой деятельности школьного психолога.

Таким образом, школьный психолог принимала  участие в экспертной и организационно-методической работе школы.

Профессиональные достижения за 2013 – 2014 учебный год

награждена:

2013 г. – Диплом лауреата Международной педагогической творческой олимпиады XXVII конкурса «Публицистика», работа по теме: «Мечты школьного психолога.

2014 г. - Диплом НП "Центр развития образования" г. Пермь за подготовку призера "Молодежного психологического чемпионата".

Мои публикации в виде психологических занятий, тренингов, открытых мероприятий, рекомендаций и эссе-сочинений получили награды:

2014 г. Диплом и сертификат Общероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок» за представление своего педагогического опыта в материалах Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2013 - 2014 учебного года (на сайте Фестиваля, на компакт-диске и в сборнике тезисов в разделе – Школьная психологическая служба статья: тренинг для старшеклассников «Мое уникальное Я»

В своей работе применяю информационно-коммуникативные технологии и электронные образовательные ресурсы.

 В социальной сети работников образования nsportal.ru активно работает персональный сайт: http: ∕∕ nsportal.ru ∕ Inyushkina-ekaterina-vyacheslavovna

 Также активно участвую в работе электронного Методического центра numu.ru, PEDGAZETA.RU, Открытый класс, на котором размещены мои личные страницы с публикациями.

ОБЩИЙ ИТОГ:

Анализ проведенной работы показывает правильность выбранной стратегии работы школьного психолога. Все результаты работы соответствуют плану работы на 2013 - 2014 учебный год, журналу учета видов деятельности педагога-психолога и поставленным цели и задачам работы, как РМО Павловского района, так и плану школьного психолога МБОУ Ясенецкой СОШ.

На протяжении всего учебного года школьный психолог в своей работе использовала почти всю методическую копилку методов, форм и приемов работы со всеми участниками образовательного процесса: тренинги, психологические занятия, классные часы, психологические часы, лектории, кинолектории, арт – терапия, беседа, консультации, коррекционные и развивающие занятия. А также здоровьесберегающие технологии: электронные физкультминутки для глаз, аутотренинг, релаксация, дыхательная гимнастика, точечный массаж, пальчиковая гимнастика и т.д.

В итоге все запланированные мероприятия прошли строго по плану школьного психолога. Очень порадовала совместная работа с классными руководителями, социальным педагогом, администрацией школы и работа РМО педагогов – психологов.

Проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем.

Вместе с тем в ходе реализации запланированных мероприятий возникли проблемы:

  • низкая работа с педагогическими кадрами;
  • увеличение детей с проблемами личностного развития: конфликтность, агрессивность, эмоциональные проблемы, дезадаптация;
  • роль педагога-психолога в развитии УУД младших школьников.

Анализируя возникшие проблемы необходимо спрогнозировать следующие задачи на новый учебный год:

  • усилить работу с  педагогическими кадрами;
  • провести анализ и оказывать психологическую помощь школьникам с проблемами личностного развития: конфликтность, агрессивность, эмоциональные проблемы, дезадаптация;
  • написать авторскую программу по развитию УУД младших школьников.

Так же в планах на 2014 – 2015 учебный год: повышение категории с первой на высшую, участие в областных и российских конкурсах профессионального мастерства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы социального педагога на 2013-2014 учебный год

План работы социального педагога на 2013-2014 учебный год в коррекционной школе VIII вида....

План работы социального педагога на 2013-2014 учебный год

Данный план работы составлен с учетом работы со всеми категориями семей и обучающихся...

циклограмма работы социального педагога на 2013-2014 учебный год

ЦИКЛОГРАММА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГАНА 2013-2014 учебный ГОДмероприятия и ответственные...

Отчет по гражданско – патриотическому воспитанию за 2013-2014 учебный год

Отчет по гражданско – патриотическому воспитанию  за 2013-2014 учебный год...

Отчёт работы социального педагога за 2013 2014 учебный год

За истекший учебный год выполнена работа по видам деятельности...

годовой отчет социального педагога за 2013-2014 учебный год

годовой отчет социального педагога за 2013-2014 учебный год...

ОТЧЕТ о работе учителя – логопеда на 2013-2014 учебный год

ОТЧЕТ о работе учителя – логопедаАрхиповой Надежды Андреевны  за 2013 – 2014 уч.г. на логопедическом пункте ...