Духовно-нравственное воспитание школьников (выступление педагога-психолога на педагогическом совете школы)
презентация к уроку по психологии на тему

Колобанова Светлана Владимировна

Выступление педагога-психолога школы на Песовете на тему: "Духовно-нравственное влспиатение школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dukhovno-nravstvennoe_vospitanie_shkolnika.rar2.18 МБ
Файл pedsovet.docx11.53 КБ

Подписи к слайдам:

Методы духовно-нравственного воспитания:
Создание атмосферы взаимопонимания;
с
оздание а
тмосферы взаимопомощи;
а
тмосфера искренности;
а
тмосфера доверия.
I. Радость и горе
«Цветок радости»
«Испытание или помощь?»
«Счастливый человек»
«Когда на сердце спокойно»
II. Доброта и величие характера
«Кто самый достойный?»
«Чему нас учат деревья?»
«Благородство характера»
«Кому помогает небо?»
III. Любовь и дружба
«Лучшее лекарство»
«Как помочь другу?»
«Зачем нужен друг?»
IV. Честность
«Можно ли погубить правду?»
«Не обманывай»
«Опаснейшая ложь»
«Кто украл масло?»
V. Бедность и богатство
«Почему рухнул дом?»
«Первый кусок хлеба»
«Когда любая гавань хороша?»
Как вы видите, данная тематика может определять тематику самих классных часов
.
Духовно-нравственное воспитание школьника
ВОС-ПИТАНИЕ


это нечто иное, как питание физическое и питание духовное (питание души).
Воспитание
души (т.е. духовно-нравственное воспитание) – это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь.
Алгоритм действия учителя, классного руководителя:
- продуктивное взаимодействие с учениками;
- формирование моральных представлений к нарушению требований морали;
- развитие самосознания школьников;
- формирование собственного «Я»;
- использование на практике морально – этических знаний и убеждений;
- создание ситуации морального выбора;
-
у
важение результатов
чужих усилий, признание прав других детей.
В.С.
Шефнер
: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести».


Действительно, слово, а в нашем случае это детские притчи, обладает невероятным могуществом.
Притчи – это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы.
Духовно-нравственное воспитание школьника
Духовно-нравственный портрет школьника
Добрый, не причиняющий зла живому;
Честный и справедливый;
Любящий и заботливый;
Трудолюбивый и настойчивый;
Творящий и оберегающий красоту мира;
Стремящийся к знаниям;
Смелый и решительный;
Свободолюбивый и ответственный;
Самостоятельный и законопослушный;
Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой;
Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам;
Патриотичный (готовый поступиться своими интересами);
Толерантный (уважающий других, не похожих на него);
Притчи как одна из форм работы с учащимися:
Сегодня вашему вниманию хочу предоставить один из способов ПИТАНИЯ детской ДУШИ – использование притч в цикле классных часов.
Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, над своими ошибками.
Задачи духовно-нравственного воспитания
Перед семьёй
, общеобразовательной школой стоит задача
воспитания

ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.
Методы работы
:
Словесный;
наглядный;
демонстрационный;
информационно –
технологический;
убеждение;

разъяснение;
личный пример;
Причины снижения уровня духовно-нравственной культуры
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из ключевых в современном обществе. Характерными причинами сложной ситуации явились:
отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого
поколения;
спад
культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью;
снижение
патриотического воспитания и некоторые другие.
Формы работы с учащимися и родителями:
-
Внеклассное чтение и обсуждение  произведений духовно-нравственной тематики;
- выпуск тематических альбомов «Как вести себя…»;
- тематические классные часы;
- творческая художественная деятельность (рукоделие, рисование);
- организация выставок и поделок;
- проведение праздников и внеклассных мероприятий;
-
п
роведение   родительских собраний
.


Предварительный просмотр:

Выступление

на педагогическом

совете

«Духовно-нравственное воспитание школьника»


ВОС-ПИТАНИЕ – это нечто иное, как питание физическое и питание духовное (питание души). Воспитание души (т.е. духовно-нравственное воспитание) – это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из ключевых в современном обществе. Характерными причинами сложной ситуации явились:

  • отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения,
  • спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью;
  • снижение патриотического воспитания и некоторые другие.

На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и соответственно среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно-вещевые по характеру, формируются вредные привычки у детей школьного возраста.

Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

Духовно – нравственный портрет школьника

Добрый, не причиняющий зла живому;

Честный и справедливый;

Любящий и заботливый;

Трудолюбивый и настойчивый;

Творящий и оберегающий красоту мира;

Стремящийся к знаниям;

Смелый и решительный;

Свободолюбивый и ответственный;

Самостоятельный и законопослушный;

Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой;

Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам;

Патриотичный (готовый поступиться своими интересами);

Толерантный (уважающий других, не похожих на него);

Алгоритм действий учителя

- Продуктивное взаимодействие с учениками;

- Формирование моральных представлений к нарушению требований морали;

- Развитие самосознания школьников;

 - Формирование собственного «Я»;

- Использование на практике морально – этических знаний и убеждений;

- Создание ситуации морального выбора;

- Уважение результатов чужих усилий, признание прав других детей.

      

Методы духовно-нравственного воспитания

  1. Атмосфера любви
  2. Атмосфера взаимопонимания
  3. Атмосфера искренности
  4. Атмосфера доверия

Используемые формы работы

- Внеклассное чтение и обсуждение  произведений духовно-нравственной тематики;

- Выпуск тематических альбомов «Как вести себя…»;

- Тематические классные часы;

- Творческая художественная деятельность(рукоделие, рисование);

- Организация выставок и поделок;

- Проведение праздников и внеклассных мероприятий;

- Использование мультимедийных презентаций в работе;

- Проведение   родительских собраний.

Методы работы:

  1. словесный;
  2. наглядный;
  3. демонстрационный ;
  4. информационно – технологический;
  5. убеждение;
  6. показ;
  7. разъяснение;
  8. личный пример;

Сегодня вашему вниманию хочу предоставить один из способов ПИТАНИЯ детской ДУШИ – использование притч в цикле классных часов «Лепестки моей души».

Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, и может быть, заставят их посмеяться над своими ошибками.

2. Упражнение-активатор «Поиграем в ассоциации»

Назовите первые ассоциации, образы, которые придут вам в голову, и таким образом продолжите начатые предложения:

  1. Если притча – геометрическая фигура, то это  ...
  2. Если притча – цвет, то это ...
  3. Если притча – это название фильма, то это ...
  4. Если притча – настроение, то это ...
  5. Если притча – музыка, то это ...
  6. Если притча – животное, то это ...

Всем вам известны строки из стихотворения В.С. Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Действительно, слово, а в нашем случае это детские притчи, обладает невероятным могуществом.

Притчи – это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы.

В классическом понимании притча (слав. притъка – случай, происшествие) – это краткий иносказательный, образный рассказ, часто применяемый в религиозно-философских учениях для изложения назидательных истин.

3. Знакомство с разделами классных часов по духовно-нравственному воспитанию «Лепестки моей души».

Я предлагаю вашему вниманию серию классных часов «Лепестки моей души» с использованием притч. Содержание разделов к классным часам может варьироваться в зависимости от проблем, которые существуют в классном коллективе. Ниже предлагается примерная тематика этих разделов:

I. Радость и горе

  • «Цветок радости»
  • «Испытание или помощь?»
  • «Счастливый человек»
  • «Когда на сердце спокойно»

II. Доброта и величие характера

  • «Кто самый достойный?»
  • «Чему нас учат деревья?»
  • «Благородство характера»
  • «Кому помогает небо?»

III. Любовь и дружба

  • «Лучшее лекарство»
  • «Как помочь другу?»
  • «Зачем нужен друг?»

IV. Честность

  • «Можно ли погубить правду?»
  • «Не обманывай»
  • «Опаснейшая ложь»
  • «Кто украл масло?»

V. Бедность и богатство

  • «Почему рухнул дом?»
  • «Первый кусок хлеба»
  • «Когда любая гавань хороша?»

Как вы видите, данная тематика может определять тематику самих классных часов.

4. Фрагмент классного часа на основе притчи «Не обманывай».

1) Знакомство с притчей. Введение в тему классного часа.

Педагог раздает ребятам распечатку притчи, ребята по очереди зачитывают ее абзацы, затем хорошо читающий ученик, либо сам педагог прочитывает притчу заново. (Название притчи умышленно не дается.)

***

Сын гордился, что отец послал его одного на ярмарку продавать соломенные шляпы. Юноша погрузил шляпы в повозку и тронулся в путь. У развилки двух дорог молодой крестьянин остановился передохнуть.

Только он вскипятил чай, как послышался цокот копыт, и к юноше подъехала повозка, тоже груженная соломенными шляпами.

- Эй, парень, по какой дороге мы быстрее доедем до ярмарки? – спросил крестьянин с повозки.

- Отдохните немного, - предложил юноша, расстроенный тем, что у него появился конкурент. Крестьянин отказался, и тогда юноша показал рукой на правую дорогу, что шла через поле.

Он слукавил немного, эта дорога была в три раза длиннее лесной дороги. «Все равно вперед меня не успеет», - пробормотал юноша.

Отдохнув немного, он поехал по лесной дороге. Юноша почти доехал до ярмарки, как вдруг его лошадь встала. Юноша глазам своим не поверил, когда увидел, что на дороге лежит огромный дуб. Объехать дерево было невозможно, пришлось поворачивать назад, а потом ехать на ярмарку длинной дорогой.

Вернувшись домой, сын расстроено рассказал отцу:

- Я продал мало шляп, потому что поздно приехал на ярмарку. Дерево загородило дорогу. К тому же на ярмарке был другой торговец шляпами. Я его обхитрил и послал по длинной дороге, но он все равно приехал раньше меня.

- Запомни, сынок: обманывая людей, обманываешься сам, - сказал отец.

- Я себя не обманывал, - удивился сын.

- Если бы ты показал крестьянину правильную дорогу, он бы предупредил тебя о дереве. Вот и получается, что ты сам себя обманул, - объяснил отец.

2) Работа с притчей.

- Понравилась ли вам эта история?

- Как вы поняли, о чем она?

- Как бы вы поступили на месте юноши?

- В сказках часто тот, кто обманывает, бывает наказан. Как вы думаете, происходит ли так же в жизни?

- Найдите в тексте слова, отражающие главную мысль притчи?

- Как вы понимаете выражение «обмануть самого себя»?

- Какое название можно придумать к этой истории?

(Далее педагог раскрывает истинное название притчи.)

3) Психотерапевтическое упражнение к притчи «Соломенная шляпа».

Выбирается ведущий. Он надевает на себя соломенную шляпу правды. Остальные по очереди задают ему любые вопросы. Водящий должен отвечать только правду. Дети по очереди надевают шляпу правды, и каждому задается по 5 вопросов.

Анализ упражнения:

- Понравилось ли вам упражнение?

- Сложно ли было отвечать на вопросы? А задавать?

- Почему человеку бывает так сложно сказать правду?

4) Позитивное закрепление притчи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Сценарий проведения педагогического совета "Совершенствование воспитательной работы в условиях реализации Концепции духовно-нравственного развития,воспитания граждан России и программы развития воспитательной компоненты ОУ"

Разработанный сценарий педагогического совета послужит помощью в подготовке и проведении педагогического совета по реализации Концепции духовно-нравственного развития.воспитания граждан России в совре...

Выступление педагога-психолога на педагогическом совете по здоровьесбережению "Психогимнастика как средство активизации учебной деятельности и профилактики переутомления учащихся".

Выступление педагога-психолога на педагогическом совете по использованию здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности. В ходе выступления участникам предлагался небольшой спихофи...

Выступление на заседании педагогического совета школы Тема «Творчество учителя на современном уроке с использованием инновационных технологий как важное условие повышения качества обучения школьников в условиях реализации ФГОС»

Данное выступление, поднимает проблему творчества на современном уроке. В работе даны примеры из опыта работы учителя истории, однако используя предложенный алгоритм, возможно использовать его и на др...