Мастер класс для учеников 5 - 7 классов "Дело в шляпе"
материал по психологии (6 класс) по теме

Оборкина Вера Владимировна

Для того чтобы моделировать социальные ситуации и способы поведения, необходими научиться видеть одно и то же явление с разных сторон. Чем больше сторон ситуации проанализирует человек, тем более полную информацию он получит. Что, в свою очередь, поможет ему найти наиболее удачн                                                                      

                                                                                                                                      Ход работы:

Добрый день, дорогие ребята!  Я очень рады с вами познакомиться. Мне рассказывали о вас, что вы умные, интересные и приятные в общении ребята.                                                                                                                                                                                                                                Я психолог, Вера Владимировна, работаю с детьми.                                                                                                                    

Давайте сейчас отвлечемся от учебной деятельности и немножко поиграем, поразмышляем о себе.

В каждой игре существуют правила, так и у нас в нашей игре есть правила, которые нужно соблюдать:

1.      слушать внимательно другого;

2.      не перебивать;

3.      с уважением относиться к мнению другого;

4.      каждый имеет право на свое мнение;

5.      правило поднятой руки.       

Для продолжения нашей игры нам нужно разделиться на команды:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            1. Возьмите жетон.

2.  Займите место за столом согласно цвету жетона.

3. Познакомтесь с членами новой команды.

Кто пришёл с открытым сердцем, поднимите правую руку!

А теперь поднимите правую руку, кто готов к новым открытиям!

Положите правую руку на плечо своего соседа и поделитесь с ним своим теплом.

Ребята, были в вашей жизни ситуации, когда вы ссорились с друзьями, обижались на родителей, учителей. Когда вам казалось, что никто вас не понимает. Вас переполняло чувство обиды, злости, стыда. И вам тяжело было найти выход из этой ситуации.                             Ах, как хотелось бы каждому из нас быть всегда принятым, дальновидными,  в меру эмоциональным и позитивно мыслящим!                                                                                                                                                                                                                                                                                 Но только единицы могут похвастаться тем, что владеют таким бесценным даром. Возможно ли обрести этот, воистину волшебный дар.Эдвард де Боно, известный психолог, разработал метод, помогающий  детям  и взрослым  найти выход из любой ситуации.             «Шесть шляп мышления» — назвал он свой труд. Шесть шляп — это шесть различных способов мышления.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Почему используются именно шляпы? Головной убор может указать на профессию человека, его увлечение и даже возраст, в какой стране он живёт.                                                                                                                                                                                                                                   Важно и то, что шляпу можно легко снять. Одевая поочерёдно каждую шляпу, белую, чёрную, красную, жёлтую, зелёную, синею человек рассматривает ситуацию с разных точек зрения.                                                                                                      

 Давайте знакомится (слайды)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Для того чтобы эта методика заработала, возьмем проблему, которая в действительности может произойти с каждым из  вас. Начнем ее обсуждать последовательно, «снимая и надевая» разные шляпы.                                                                                                                               А шляпу вы себе уже выбрали (цвет шляпы соответствует цвету выбранного жетона)                                                                                                                

 проблема

Алексей (11 лет) имеет серьезную проблему: «Больше всего меня расстраивают ссоры с друзьями.Часто я не могу понять, почему это происходит, мне бывает очень грустно и больно, я не знаю, как и с кем поделиться своими переживаниями».
Как это знакомо и нам, взрослым! И мы часто оказываемся в тупике своих мыслей, эмоций, переживаний, прогнозов на дальнейшее развитие ситуации, опрометчивых слов и действий. Быть может, шляпы помогут нам и Алексею разобраться в себе и понять, какой великий урок преподносит нам жизнь, проводя через ссору с друзьями? ( задание на слайде)

Сейчас от имени Алексея  проанализируем ситуацию. Я дам вам текст и за 5 минут обдумайте свою позицию.Можно сделать записи на листах.

Время на раздумья истекло. Наши «шляпы» готовы?

Первый участник «Белая шляпа»  – «Сейчас на тебе белая шляпа, это факты и информация. Какой информацией мы располагаем?»                                                                                                                      

Второй участник «Чёрная шляпа» -  «Теперь на тебе — черная шляпа. Пожалуйста, расскажи, что для тебя самое плохое в этой ситуации, самое неприятное. Попробуй посмотреть в будущее и сказать, какие отрицательные последствия могут тебя ожидать. Что самое страшное может произойти?» .

Третий участник «Красная шляпа» - «В красной шляпе говорят только о чувствах. Что ты чувствовал, когда все происходило?».

Четвёртый участник «Жёлтая шляпа» - «Мы  рассказали о том, что произошло с помощью белой шляпы.  Мы вспомнил о самых неприятных вещах и предсказали негативные последствия с помощью черной шляпы. Красная шляпа помогла нам осознать свои чувства. Но у любого события всегда есть положительные стороны. Теперь на тебе желтая шляпа, она поможет посмотреть на эту ситуацию с положительной стороны. Итак, что хорошего в том, что произошло?» .

Пятый участник «Зелёная шляпа» - «Посмотри, стоило надеть зеленую шляпу, как у тебя открылись творческие способности. Даже неприятность может вызвать вдохновение. Главное, не терять чувства юмора и не забывать о зеленой шляпе».

Шестой участник «Синяя шляпа» - «Мы с вами примерили почти все шляпы. Пока мы это делали, и мое и ваше  состояние изменилось. Мы рассмотрели ситуацию с разных сторон, увидели в ней и плохие и хорошие моменты. Знаешь ли ты, что трудные ситуации мудрые люди называют жизненными уроками? Да-да, каждая ситуация нас чему-то учит. Теперь ты наденешь синюю шляпу, и она поможет тебе узнать, какой жизненный урок преподнесла тебе эта ситуация и почему для твоей жизни будет важен этот опыт».  Рефлексия

«Итак, мы использовали подарок старого Шляпника.  Согласись, это было непросто. Но теперь мы с вами знаем, что любое событие в жизни нужно рассматривать с разных сторон И только тогда можно извлечь из него пользу, жизненный урок.                                                Так умные люди познают жизнь.  А теперь скажи, пожалуйста, если бы мы не примеряли разные шляпы, к чему бы мы сейчас пришли?»                                                                                                                                                                                                                                                        

                      

 Завершение мастер класса:

Я хочу познакомить тебя со словами Вирджинии Сатир, которая является автором декларации самоценности: «Я — это Я! Мне принадлежат все мои ошибки, победы, поражения и успехи. Я принадлежу самому себе. Поэтому я строю себя сам. Я — это Я! И это замечательно!»

 

  Спасибо вам за участие                                                                                                                                                                                                     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Дело в шляпе"1.3 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Дело в шляпе» Если наше дело – в шляпе, Если наше тело – в шляпе, Если даже мысли – в шляпе, Значит, в шляпе то – вся суть!

Слайд 2

Правила работы в группах слушать внимательно другого не перебивать с уважением относиться к мнению другого каждый имеет право на свое мнение правило поднятой руки

Слайд 3

Эдвард де Боно Предлагает «примерить» ш есть головных уборов и научиться думать разными способами. Чтобы найти верное решение из любого и испытания.

Слайд 4

Шесть думающих шляп Одевая поочерёдно каждую шляпу, белую, чёрную, красную, жёлтую, зелёную, синею человек рассматривает ситуацию с разных точек зрения.

Слайд 5

Белая шляпа – только факты Белый наводит на мысль о бумаге. Белая шляпа связана с информацией. Только факты, последовательность событий в конфликтной ситуации.

Слайд 6

« В красной шляпе говорят только о чувствах. Что ты чувствовал, когда все происходило?» Красная шляпа – чувства и эмоции Красный наводит на мысль об огне и тепле.

Слайд 7

Черная шляпа – критика Черный цвет напоминает о мантии судьи. Черный означает осторожность . « Пожалуйста, расскажи, что для тебя самое плохое в этой ситуации, самое неприятное».

Слайд 8

Желтая шляпа – только достоинства Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. « Поможет посмотреть на эту ситуацию с положительной стороны. Итак, что хорошего в том, что произошло?»

Слайд 9

Зелена шляпа – творческая Зеленый напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. « Даже неприятность может вызвать вдохновение. Главное, не терять чувства юмора и не забывать о зеленой шляпе».

Слайд 10

Синяя шляпа – философская «Какой жизненный урок преподнесла тебе эта ситуация и почему для твоей жизни будет важен этот опыт? ». Синий цвет напоминает бескрайнее море, спокойствие, глубину мысли.

Слайд 11

Ситуация Юра затеял новую игру на перемене — кидание чужой тетради по классу. Когда тетрадь попала в руки Алексея, он вернул ее хозяину. Хозяин тетради поблагодарил Лёшу. Но сразу же схватил дневник Юры и продолжил эту игру, чтобы отомстить. Юра подошёл к Алексею , взял его портфель и кинул через весь класс. Лёша молча бросился собирать рассыпавшиеся вещи. На следующей перемене Юра сказал, что он трус, потому что не смог отомстить за брошенные вещи. Р ебята в классе так же обвинили Алексея в трусости. После уроков Алексей один пошел домой, а одноклассники веселой компанией побежали на стадион.

Слайд 12

Белая шляпа – только факты Сначала… потом… затем… и тогда… и наконец…

Слайд 13

Красная шляпа – чувства и эмоции Сначала … потом … затем … и тогда… и наконец…

Слайд 14

Черная шляпа – негативные последствия Что самое плохое в этой ситуации? Что самое неприятное? Что самое страшное может произойти?

Слайд 15

Желтая шляпа – находим положительные стороны Что хорошего в том, что произошло?

Слайд 16

Зелена шляпа – творческая Нарисуй ситуацию. Сочини про неё частушку. Напиши стишок, рассказ. Сделай поделку.

Слайд 17

Синяя шляпа – жизненный урок Какой жизненный урок преподнесла тебе эта ситуация? Чем важен для твоей жизни этот опыт?

Слайд 18

шесть думающих шляп

Слайд 19

«Я – это Я! Мне принадлежат все мои ошибки, победы, поражения и успехи. Я принадлежу самому себе. Поэтому я строю сам. Я – это Я! И это замечательно!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий корпоратива на 8 марта "Дело в Шляпе"

ВЕДУЩИЙ (в огромном цилиндре и мантии).Дорогие друзья! Сегодня мы рассматриваем дело, которое находится у меня в шляпе. Мы и предупреждали всех вас, что сегодня все дело в вашей шляпе. Как ...

Рабочая программа по математике 5-9 классы + математика 5 класс и 6 класс

Рабочая программа составлена с учетом ФГОС. Автор учебника Истомина Н.Б....

Внеклассное мероприятие для 5-8 классов . Викторина "Все дело в шляпе"

Сегодня мы решили рассказать и показать вам, что, где и когда носили люди на голове. Начнем с того, что первые головные уборы были найдены учеными при изучении стоянок древнего человека. Оказывается, ...

Мастер - класс "Всё дело в шляпе"

Метод "Шести шляп мышления"...

Сценарий классного часа разговоры о важном 23 октября 2023 для 1-2 класса, 3-4 класса, 5-7 класса, 8-11 класса и СПО

Разговоры о важном 23 октября 2023 тема день подразделений специального назначения для 1-2 класса, 3-4 класса, 5-7 класса, 8-9 класса, 10-11 класса и СПО. Скачать материалы вы можете ниже на сайт...