Познавательный интерес учащихся МБОУ СОШ №69
опыты и эксперименты по психологии на тему

Кузьмина Ольга Евгеньевна

Проблема познавательного интереса- актуальна  как в психологии так и в педагогике

Познавательный интерес может быть: широким, распространяющимся на получение

информации вообще, и углубленным в определенную область познания.

В педагогике наряду с термином «познавательный интерес» употребляется термин

«учебные интересы». Понятие «познавательный интерес» более широкое, так как в зоне познавательного интереса находятся не только знания, ограниченные учебными программами, но и выходящие далеко за ее пределы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете.

Познавательный интерес учащихся МБОУ СОШ №69

Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества.

 В. А. Сухомлинский говорил: «Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает». Другой отечественный педагог М. В. Остроградский писал: « …Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам».

Проблема познавательного интереса- актуальна  как в психологии так и в педагогике

Познавательный интерес может быть: широким, распространяющимся на получение

информации вообще, и углубленным в определенную область познания.

В педагогике наряду с термином «познавательный интерес» употребляется термин

«учебные интересы». Понятие «познавательный интерес» более широкое, так как в зоне познавательного интереса находятся не только знания, ограниченные учебными программами, но и выходящие далеко за ее пределы.

Для изучения познавательного интереса  у учащихся нашей школы мы провели небольшое исследование. В исследование  участвовали 4 класса-это 3б, 6а, 8а, 10 б

На примере данных классов давайте посмотрим как проявляется познавательный интерес в начальной , основной и старшей школе.

 Для отслеживания формирования  и уровня развития  познавательного интереса у школьников мы взяли следующие критерии:

  • наличие доминирующих  видов деятельности у школьников
  • проявление интенсивности познавательного интереса
  • ведущие мотивы учащихся в процессе обучения

1.Для получения данных о отношении школьников к учебной деятельности мы использовали анкету , которая включала перечень видов деятельности, часть  из которых непосредственно была связана с учебой. Учащимся было предложено выбрать среди перечисленных занятий самые любимые.

  • -смотреть телевизор
  • -заниматься спортом
  • -делать домашние задания
  • -читать книги
  • -ходить в школу
  • -играть с ребятами на улице
  • -решать разные задачи
  • -заниматься в кружке
  • -ходить в кино
  • -работать на уроке
  • -рисовать
  • -ездить за город
  • -играть в настольные игры

Получены следующие данные

Самые любимые занятия для учащихся 3 класса являются(см таб.)

Исходя из этих данных, мы можем видеть, что у учащихся преобладает деятельность не связанная с процессом учебы

2.При изучение интенсивности познавательных интересов учащихся можно сделать следующие выводы:

  • в начальной школе интенсивность познавательного интереса значительно выше, чем у учащихся основной и старшей школы.
  • В основной и старшей школе интенсивность познавательного интереса у большинства учащихся находится на среднем уровне.

3.При изучении мотивации учащихся были использованы следующие методики:

  •  Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников» М.Р. Гинзбурга ,определение ведущего мотива
  •  «Методика изучения мотивации обучения». Методика разработана Лукьяновой М.И.
  • «Определение мотивов учения у старшеклассников ».

Мотив является одним из важных компонентов развития и формирования познавательной активности и интереса у ребенка.

В психолого-педагогической литературе выделяют различные мотивы. Давайте посмотрим, какие мотивы преобладают у  наших учеников.

В 3 классе доминирует учебный мотив. Также  можно отметить , что у 6 учащихся наблюдаются наличия игрового мотива, что говорит о недостаточно сформированности познавательного интереса у данной группы  учащихся.

Для учащихся основной и старшей школы характерны следующие особенности:

  • в 6,8,10 классах, на первое место  большинство учащихся поставили  мотивы самоопределение и  самосовершенствование .Учащиеся понимают, что знания им нужны для будущего и они хотят окончить школу и учиться дальше.
  • Для учащихся 8,10 классов мотив содержания также актуален,  %  учащимся нравиться узнавать  на уроках новую информацию, им нравится  когда учитель рассказывает интересное, а следовательно позволяет школьникам  активизировать их  познавательный интерес.
  • Для учащихся 6,8,10 классов важен  мотив долга и ответственности, ученики понимают , что они должны хорошо учится, стремится быстро и точно выполнять требования учителей.
  • Для  учащихся 6 классов наименьшим  приоритетом является  мотив процесса учения. Учащиеся  большей степени предпочитают выполнять однотипные задания, по образцу, затрудняются решать задачи разными способами, то есть логически мыслить  и рассуждать на уроках.
  • В 6 и 10 классах на самом последнем месте стоит мотив престижности. На это нужно обратить особое внимание. У учащихся отсутствует желания быть лучшим учеником, чтоб его ответы на уроках были лучше всех, нет желания  занять достойное место среди учащихся.

Таким образом для развития познавательного интереса и мотивов  связанных с содержанием учебной деятельности  у учащихся рекомендую:

Классному руководителю

  • Формировать в классе определенную систему ценностных ориентаций, где приоритетным является достижения-образованности, здоровья, дружелюбия, ответственности.

Учителям -предметникам.

  • Не снижать планку требований, тем самым помочь учащимся  повысить уровень мотивации
  • Повышать мотивацию через использование  интерактивных  методов обучения  
  • в своей работе большей  частью  опираться на визуальное предоставления информации
  • Не снижать планку требованиям, тем самым помочь учащимся реально оценивать свои учебные возможности, адекватное выставление оценок.
  • Ориентировать учащихся на создание в классе повышенного интеллектуального фона; не отсекать тех, кто мешает учиться, а формировать в классе определенную систему ценностных ориентаций, где приоритетным является достижение образованности через мотивы содержания и мотив процесса.
  • В работе учителям использовать психосберегающие технологий, учитывать  индивидуально-возрастные особенности детей, избегать чрезмерной нагрузки.
  • Проводить уроки с положительно-эмоциональным настроем. Состояние здоровья учителя во многом определяет эффективность их работы, если понижается способность к адекватному взаимодействию с детьми на эмоциональном уровне, то возникает эмоциональное отвержение со стороны детей.

 

Подготовил педагог-психолог                                    Кузьмина О.Е.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Познавательный интерес учащихся МБОУ СОШ №69 Подготовила педагог-психолог Кузьмина О.Е .

Слайд 2

В. А. Сухомлинский говорил: «Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает». М. В. Остроградский писал: « …Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам».

Слайд 3

В педагогике наряду с термином «познавательный интерес» употребляется термин «учебные интересы».

Слайд 4

Критерии познавательного интереса наличие доминирующих видов деятельности у школьников проявление интенсивности познавательного интереса ведущие мотивы учащихся в процессе обучения

Слайд 5

виды деятельности школьников -смотреть телевизор -заниматься спортом -делать домашние задания -читать книги -ходить в школу -играть с ребятами на улице -решать разные задачи -заниматься в кружке -ходить в кино -работать на уроке -рисовать -ездить за город -играть в настольные игры

Слайд 7

проявление интенсивности познавательного интереса

Слайд 8

проявление интенсивности познавательного интереса

Слайд 9

ведущие мотивы учащихся в процессе обучения Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников » М.Р. Гинзбурга, определение ведущего мотива «Методика изучения мотивации обучения». Методика разработана Лукьяновой М.И. «Определение мотивов учения у старшеклассников ».

Слайд 12

рекомендации Классному руководителю Формировать в классе определенную систему ценностных ориентаций, где приоритетным является достижения-образованности, здоровья, дружелюбия, ответственности. Учителям -предметникам. Не снижать планку требований, тем самым помочь учащимся повысить уровень мотивации, а также реально оценивать свои учебные возможности. Повышать мотивацию через использование интерактивных методов обучения в своей работе большей частью опираться на визуальное предоставления информации Ориентировать учащихся на создание в классе повышенного интеллектуального фона; не отсекать тех, кто мешает учиться, а формировать в классе определенную систему ценностных ориентаций, где приоритетным является достижение образованности через мотивы содержания и мотив процесса. Использовать психосберегающие технологии, учитывая индивидуально-возрастные особенности детей, избегать чрезмерной нагрузки. Проводить уроки с положительно-эмоциональным настроем. Состояние здоровья учителя во многом определяет эффективность их работы, если понижается способность к адекватному взаимодействию с детьми на эмоциональном уровне, то возникает эмоциональное отвержение со стороны детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационных технологий на уроках с целью повышения познавательного интереса учащихся

Данный материал по теме самообразования позволяет учителю понять большое значение применения ИКТ в образовательном процессе. ...

Статья «Роль внешних средств обучения в стимулирование познавательного интереса учащихся»

Конспект выступления на педсовете «Приемы стимулирования познавательного интереса учащихся», для наглядности прилагается презентация....

Практико-ориентированный проект "Проектная деятельность учащихся на уроках обществознания как способ развития познавательного интереса учащихся"

Активное участие учащихся в создпнии проектов дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности  в социокультурной среде, развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся ...

Методическая тема:«Активизация познавательного интереса учащихся на уроках и во внеурочное время как один из факторов повышения качества обучения учащихся в развивающейся среде».

Необходимость и целесообразность обращения к темеОтечественный педагог М.В. Остроградский писал: «…Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и ...

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида». Презентация на семинаре в Нижнекамской школе-интернате I-II вида» по теме: «Формирование познавательного инт

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида».Презентация к выступлению на семинаре в Нижнекамской шк...