Особ-ти развития мышления ребенка дошкольного возраст
презентация к уроку по психологии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 358.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи исследования : Изучить степень разработанности проблемы развития мышления в дошкольном возрасте в современной психологии; Определить специфику подходов к развитию детей в рамках зарубежной и отечественной психологии; Выявить и описать существенные различия мышления младших и старших дошкольников.
Теоретико- методологическая основа : Труды Поддъякова Н.Н, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Ж.Пиаже по проблеме развития мышления. Основной метод исследования: теоретический анализ научной литературы.
Мышление- это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочного- исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.
Наглядно- действенное (предметное) - это вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.
Наглядно- образное (образное) мышление- это вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функция образного мышления связана с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию.
Словесно- логическое (отвлеченное) мышление- это вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Проблемой мышления детей дошкольного возраста занимались : ЛС Выготский (1896-1934) АН Леонтьев (1903-1979) СЛ Рубинштейн (1889-1960) Ж Пиаже (1896-1980) ПЯ Гальперин (1902-1988)
Проблемой мышления детей дошкольного возраста занимались : АВ Запорожец (1905-1981) ДБ Эльконин (1904-1984) ЛИ Божович (1908-1981) ПИ Зинченко (1903-1969)
Центральная психологическая проблема – это соотношение внешней и внутренней деятельности. Общепризнано что внутренним, умственным процессам предшествует внешняя, предметная деятельность. Последняя при определенных условиях преобразуется в деятельность психическую.
Последовательность превращения внешнего действия во внутреннее. (П.Я. Гальперин) 1 уровень прослеживания чужого действия в поле восприятия; 2 уровень материального действия, выполняемого с материальными объектами; 3 уровень действия в «громкой речи без предметов»; 4 уровень действия во «внутренней речи»; 5 уровень автоматизации предметного действия.
Пути формирования представлений: Первый путь — это формирование представлений в процессе непосредственного восприятия предметов, но без их практического преобразования. Второй путь — формирование детских представлений в процессе практической, преобразующей деятельности самих детей. Усвоенные с помощью взрослого способы практического преобразования предметов выступают как мощный инструмент познания окружающего мира вещей.
«В дошкольном возрасте нет возможности, да и нет необходимости добиваться, чтобы формируемые познавательные процессы всегда достигали высших этапов интериоризации …..» А.В. Запорожец
Одна из актуальных задач дошкольной психологии и педагогики — это дальнейшее исследование резервов умственного развития детей. Однако общепризнано , что понятийное мышление — результат развития более элементарных форм мышления.
Каждая форма мышления выполняет свои специфические функции в общем процессе умственного развития детей . Одна из важных задач детской психологии — раскрыть особенности этих форм не только как подготавливающих понятийное мышление, но и как относительно самостоятельных образований со своими специфическими функциями.
Психологические особенности мышления детей младшего дошкольного возраста
Особенности развития мышления ребенка младшего дошкольного возраста: познавательная активность протекает в форме внешних исследовательских действий; можно говорить о предпосылках развития логического мышления. речевые высказывания сопровождают практическое действие, не предваряя его; выделяют несущественные признаки явлений; задачи, где результат действия будет не прямым, а косвенным, решают на уровне наглядно-действенного мышления; анимизм и эгоцентризм.
Психологические особенности мышления детей старшего дошкольного возраста
Особенности развития мышления ребенка старшего дошкольного возраста: - познавательная активность сопровождается рассуждениями в плане громкой речи связи; устанавливают причинно-следственные; мыслительные действия ребенка принимают форму действия со знаками-словами, числами и др; выделяют значительно более существенные свойства; переходить от внешних проб к пробам, совершаемым в уме; речь начинает предварять действие; понимают разного рода схематические изображения; осваивают операцию классификации; формируется дедуктивное мышление .
МЫШЛЕНИЕ — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/03/picture-678651-1443848391.jpg)
Консультация для воспитателей «Дидактическая игра- важное средство развития логического мышления детей дошкольного возраста».
Здесь вы узнаете, что игра является важным средством развития логического мышления ....
Использование элементов логоритмики для развития речи детей дошкольного возраста с особыми потребностями
Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь. В педагогическом аспекте ритмика – это система физических упражнений, построенная на связ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/22/picture-1352214-1666459840.jpg)
История Пензенского края как средство развития личности ребенка дошкольного возраста. Тема "Музеи родного города"
Выступление на конференции педагогического салона г. Пенза....
Развитие логического мышления детей дошкольного возраста
Достаточное количество заданий и упражнений по развитию логического мышления, приведенное в консультации, поможет родителям лучше подготовить ребенка к школе...
«Интегрированная деятельность воспитателя и инструктора по физической культуре в развитии личности ребенка дошкольного возраста через двигательную активность»
Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, является рациональность организации взаимодействия педагогов, например в...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/18/picture-1512683-1708236598.jpg)
Игры для развития мышления детей дошкольного возраста
Мышление — это активный поиск связей и отношений между разными событиями, явлениями, предметами. Различают три формы мыслительной деятельности: наглядно-действенное, наглядн...