для адаптации 5 класс
консультация по психологии (5 класс) по теме

Красноперова Дарья Константиновна

Сбор информации,анкетирования. Иформация не моя личная, не авторская, собрана из сети интернет, различных сайтов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_5_klassy.docx30.18 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация пятиклассников.

Переход детей из начальной школы в пятый класс – стресс не только для самих школьников, но и для их родителей, особенно для детей с ОВЗ. Анкетирование учителей и родителей, интересная информация об особенностях возраста учеников, полезные практические советы и совместное обсуждение сложностей данного школьного периода помогут классному руководителю подготовить мам и пап к решению уже появившихся или назревающих проблем с детьми.

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.

Анкетирование 1.

Уважаемые педагоги, просим вас ответить на данные вопросы.

Учитель________________________________________________________предмет_________________________

1.Как вы считаете, все ли дети из класса адаптировались к новым условиям в среднем звене? Да, нет.

2. У кого из учащихся,(перечислите фамилии) по вашему предмету:

-УУД не соответствуют программе обучения:

-Низкий уровень ууд по программе обучения:

-Высокий уровень ууд по программе обучения

Спасибо за сотрудничество!

Уважаемые педагоги, просим вас ответить на данные вопросы.

Учитель________________________________________________________предмет_________________________

1.Как вы считаете, все ли дети из класса адаптировались к новым условиям в среднем звене? Да, нет.

2. У кого из учащихся,(перечислите фамилии) по вашему предмету:

-УУД не соответствуют программе обучения:

-Низкий уровень ууд по программе обучения:

-Высокий уровень ууд по программе обучения

Спасибо за сотрудничество!

Анкетирование 2

Анкета для родителей пятиклассников: 
«Диагностика адаптации пятиклассника в основной школе»

  • Как Вы думаете, много учителей – хорошо или плохо для Вашего ребенка?
  • На какой предмет он тратит больше всего времени и почему?
  • К кому из учителей Ваш ребенок привык быстро и чувствует себя комфортно на его уроках?
  • К кому из учителей Ваш ребенок не может привыкнуть до сих пор и почему?
  • Кричат ли на Вашего ребенка учителя на уроках? И как Ваш ребенок это объясняет?
  • Легче или труднее Вашему ребенку учиться в 5 классе, чем в 4 и почему?
  • Какие еще вопросы (проблемы) Вас интересуют относительно обучения Вашего ребенка в 5 классе?
  • Во сколько Ваш ребенок садится за уроки?
  • Сколько времени он тратит на выполнение домашнего задания?

Анкета для пятиклассников «Диагностика адаптации пятиклассника в основной школе»

  • Во сколько садишься за уроки?
  • На какой предмет ты тратишь больше всего времени и почему? (слишком много задают или этот предмет для тебя очень трудный)
  • Чем ты занимаешься, когда приходишь из школы?
  • Сколько времени тратишь на подготовку домашнего задания?
  • Много учителей – это хорошо или плохо?
  • Легче или труднее тебе учиться в 5 классе, чем в 4? Почему?
  • Выбери только 3 пункта из предложенных:
  • Я учусь потому что:
  • на уроках интересно
  • ругают за плохие отметки
  • хочу приносить пользу людям
  • чтобы потом было хорошо работать
  • чтобы доставить радость родителям
  • нравится учиться
  • хвалит учитель за хорошие успехи
  • родители наказывают за двойки
  • за хорошую учебу ставят в пример другим
  • узнаю много нового

А Н К Е Т А,  ОЦЕНИВАЮЩАЯ УРОВЕНЬ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ И АДАПТАЦИИ  ПЯТИКЛАССНИКОВ.

  • Тебе нравится учиться в школе или не очень?
  • Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью  идешь в школу? Или хочется остаться дома?
  • Если бы учитель сказал, что завтра в школу  не обязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?
  • Тебе нравится, когда у вас отменяются какие-либо уроки?
  • Ты хотел бы, чтобы не задавали домашние задания?
  • Ты хотел бы, чтобы в школе остался только один предмет?
  • Ты часто рассказываешь о школе родителям?
  • Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
  • У тебя в классе много друзей?
  • Тебе нравятся твои одноклассники?
  • Ответы оцениваются:
  • Отрицательный ответ по смыслу:   0 баллов
  • Нейтральный ответ по смыслу:      1,5 балла
  • Положительный ответ по смыслу:  3 балла
  • 25 – 30 баллов  -  высокий уровень школьной адаптации
  • 20 – 24 баллов  -  средняя норма
  • 15 –19  баллов  -  указывает на внешнюю мотивацию
  • 10 – 14 баллов  -  низкая школьная мотивация
  • меньше 10 баллов  -  негативное отношение к школе
  • Данная анкета предполагает 2 – 4 раза повторяться   в течение года.

Анкета для учащихся. 
«Психологическая атмосфера в классе»

  • Цель: выявление психологической атмосферы в классе.
  • 1. С каким настроением ты идешь в школу?

С радостью   С привычным равнодушием    С предчувствием неприятностей

  • 2. Бывают ли у тебя в школе неприятности

Часто  Редко  Никогда

  • 3. Если неприятности бывают, то от кого они исходят, кто чаще всего портит настроение?

от учителя – предметника   от учеников класса   от учеников других классов

  • 4. Какие должны быть функции классного руководителя?

Второй мамой  Контролёра за успеваемостью и дисциплиной     Старшего товарища

  • 5. Какие отношения тебе хотелось бы установить с классным руководителем?

Доверительные  Нормальные   Дружеские

  • 6. Ты считаешь, что твой класс

Разбит на групп   Сплочен и дружен   Каждый живет сам по себе.

  • 7. Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами игры и развлечения?

Да.  Нет

  • 8. Принимаете ли вы участие в общественной жизни класса?

Всегда активное     Иногда, если попросят    Никогда, у меня другие интересы.

Период адаптации в 5-м классе является одним из трудных периодов школьного обучения. Это обусловлено совокупностью тех содержательных перемен, что происходят в школьной среде и внутреннем мире детей этого возраста. А именно:

1 увеличение объема и разнообразие содержания образования;

2 увеличение веса многопредметного обучения и расширение круга учителей, с которыми учащиеся вынуждены систематически вступать в деловые взаимодействия;

3 на место первой учительницы приходит новый классный руководитель;

4 завершение перехода к кабинетной системе обучения;

5 отсутствие у школьников умения как самостоятельно, так и совместно организовывать учебную деятельность.

Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам; с психологической — снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.

В течение адаптационного периода (1-е полугодие обучения) у пятиклассников должно сформироваться так называемое «чувство взрослости», которое проявляется в новой личностной позиции:

1) по отношению к учебной деятельности;

2) по отношению к школе и предметам;

3) по отношению к одноклассникам;

4) в новом отношении к внутреннему миру собственного «Я».

Сложность задач адаптационного периода значительно увеличивает риск школьной адаптации. Не все пятиклассники даже с высоким уровне; психологической готовности могут успешно справиться с трудностями в обучении и общении внутренними психологическими проблемами. Что уж говорить о тех учениках, у которых были проблемы в начальной школе.

Выделяют такие виды школьной дезадаптации пятиклассников:

1. Интеллектуальная — низкий уровень развития мышления, несформированность познавательной мотивации, несформированность учебных умений и навыков.

2. Поведенческая — несоответствие поведения ребенка правовым, и моральным нормам (конфликтность, агрессивность, недисциплинированность асоциалъность).

3. Коммуникативная — затруднения в общении со сверстниками и взрослыми (тревожность замкнутость, чрезмерная зависимость).

4. Эмоциональная — тревога и переживание по поводу проблем в школе, страх перед учителем нежелание посещать школу.

Исходя из перечисленных особенностей адаптационного периода, целью диагностического минимума в параллели 5-х классов является получение необходимой информации о социально-психологическом статусе школьников для преодоления трудностей периода адаптации к средней школе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1 организовать и провести психологическое обследование пятиклассников (учебная мотивация уровень самооценки, эмоциональное самочувствие, социометрический статус);

2 выявить школьников, испытывающих трудности в адаптации, и определить характер и причину трудностей в каждом случае;

3 определить пути оказания помощи школьникам, испытывающим трудности в процессе адаптации.

КОНКРЕТНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЯТИКЛАССНИКОВ

Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.

Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.

Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.

Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если придется беседовать для этого с директором школы. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.

Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость — как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам. Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.

Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится и как его учат. Следует также иметь информацию о квалификации учителя, дисциплинарных правилах, установленных в школе и классе, различных возможностях обучения, предоставляемых школой вашему ребенку. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.

Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое.

Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

Рекомендации родителям:

-Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка постоянно, а не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку.

-Не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Напротив, между вами установятся доверительные отношения.

-Никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не выносите поспешных приговоров.(Ребенок может, случайно, передать ваши слова). Лучше отправиться в школу и самостоятельно разобраться с проблемной ситуацией. Знайте,что моральные нормы в ребенке закладывает не столько школа, сколько семья.

-Общайтесь чаще с учителями. Учитель скажет вам правду.

Помощь от вас,родители!

-Принимайте своего ребенка таким, какой он есть!

-Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У ребенка непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.

-Ваш ребенок, пятиклассник,  нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.(Доверяй,но проверяй!)

-Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.

-Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Ему очень важно, чтобы  была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.

-Помогите ребенку выучить имена новых учителей, запишите их в дневнике.

_ Всегда обсуждайте  с классным руководителем или психологом возникшие проблемы с ребенком.

Ваше терпение, внимание и понимание, создание благоприятного климата в семье для ребенка-лучшие «лекарства» для преодоления нового жизненного трамплина..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ШМО классных руководителей по теме" Особенности адаптации адаптация в 5 классе".

Выступление на ШМО классных руководителей по теме"Особенности адаптации в 5 классе"...

Влияние профессионального обучения на социальную адаптацию школьников на социальную адаптацию школьников с нарушением интеллекта.в

Выступление  на  методическом  объеденении  учителей  профессионально - трудового  обучения .  Для  специальной (коррекционной)  школы - интерната  VI...

Родительское собрание «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями».

Переход   из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного...

ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Проблема обучения детей-инвалидов в условиях массовой общеобразовательной школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обес...

"Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников."

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обуче...

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ АДАПТАЦИИ ДОУ

С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Но дети часто тяжело привыкают к детскому саду. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоцион...