для адаптации 5 класс
консультация по психологии (5 класс) по теме
Сбор информации,анкетирования. Иформация не моя личная, не авторская, собрана из сети интернет, различных сайтов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_5_klassy.docx | 30.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация пятиклассников.
Переход детей из начальной школы в пятый класс – стресс не только для самих школьников, но и для их родителей, особенно для детей с ОВЗ. Анкетирование учителей и родителей, интересная информация об особенностях возраста учеников, полезные практические советы и совместное обсуждение сложностей данного школьного периода помогут классному руководителю подготовить мам и пап к решению уже появившихся или назревающих проблем с детьми.
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.
Анкетирование 1.
Уважаемые педагоги, просим вас ответить на данные вопросы. Учитель________________________________________________________предмет_________________________ 1.Как вы считаете, все ли дети из класса адаптировались к новым условиям в среднем звене? Да, нет. 2. У кого из учащихся,(перечислите фамилии) по вашему предмету: -УУД не соответствуют программе обучения: -Низкий уровень ууд по программе обучения: -Высокий уровень ууд по программе обучения Спасибо за сотрудничество! |
Уважаемые педагоги, просим вас ответить на данные вопросы. Учитель________________________________________________________предмет_________________________ 1.Как вы считаете, все ли дети из класса адаптировались к новым условиям в среднем звене? Да, нет. 2. У кого из учащихся,(перечислите фамилии) по вашему предмету: -УУД не соответствуют программе обучения: -Низкий уровень ууд по программе обучения: -Высокий уровень ууд по программе обучения Спасибо за сотрудничество! |
Анкетирование 2
Анкета для родителей пятиклассников:
«Диагностика адаптации пятиклассника в основной школе»
- Как Вы думаете, много учителей – хорошо или плохо для Вашего ребенка?
- На какой предмет он тратит больше всего времени и почему?
- К кому из учителей Ваш ребенок привык быстро и чувствует себя комфортно на его уроках?
- К кому из учителей Ваш ребенок не может привыкнуть до сих пор и почему?
- Кричат ли на Вашего ребенка учителя на уроках? И как Ваш ребенок это объясняет?
- Легче или труднее Вашему ребенку учиться в 5 классе, чем в 4 и почему?
- Какие еще вопросы (проблемы) Вас интересуют относительно обучения Вашего ребенка в 5 классе?
- Во сколько Ваш ребенок садится за уроки?
- Сколько времени он тратит на выполнение домашнего задания?
Анкета для пятиклассников «Диагностика адаптации пятиклассника в основной школе»
- Во сколько садишься за уроки?
- На какой предмет ты тратишь больше всего времени и почему? (слишком много задают или этот предмет для тебя очень трудный)
- Чем ты занимаешься, когда приходишь из школы?
- Сколько времени тратишь на подготовку домашнего задания?
- Много учителей – это хорошо или плохо?
- Легче или труднее тебе учиться в 5 классе, чем в 4? Почему?
- Выбери только 3 пункта из предложенных:
- Я учусь потому что:
- на уроках интересно
- ругают за плохие отметки
- хочу приносить пользу людям
- чтобы потом было хорошо работать
- чтобы доставить радость родителям
- нравится учиться
- хвалит учитель за хорошие успехи
- родители наказывают за двойки
- за хорошую учебу ставят в пример другим
- узнаю много нового
А Н К Е Т А, ОЦЕНИВАЮЩАЯ УРОВЕНЬ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ И АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ.
- Тебе нравится учиться в школе или не очень?
- Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу? Или хочется остаться дома?
- Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?
- Тебе нравится, когда у вас отменяются какие-либо уроки?
- Ты хотел бы, чтобы не задавали домашние задания?
- Ты хотел бы, чтобы в школе остался только один предмет?
- Ты часто рассказываешь о школе родителям?
- Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- У тебя в классе много друзей?
- Тебе нравятся твои одноклассники?
- Ответы оцениваются:
- Отрицательный ответ по смыслу: 0 баллов
- Нейтральный ответ по смыслу: 1,5 балла
- Положительный ответ по смыслу: 3 балла
- 25 – 30 баллов - высокий уровень школьной адаптации
- 20 – 24 баллов - средняя норма
- 15 –19 баллов - указывает на внешнюю мотивацию
- 10 – 14 баллов - низкая школьная мотивация
- меньше 10 баллов - негативное отношение к школе
- Данная анкета предполагает 2 – 4 раза повторяться в течение года.
Анкета для учащихся.
«Психологическая атмосфера в классе»
- Цель: выявление психологической атмосферы в классе.
- 1. С каким настроением ты идешь в школу?
С радостью С привычным равнодушием С предчувствием неприятностей
- 2. Бывают ли у тебя в школе неприятности
Часто Редко Никогда
- 3. Если неприятности бывают, то от кого они исходят, кто чаще всего портит настроение?
от учителя – предметника от учеников класса от учеников других классов
- 4. Какие должны быть функции классного руководителя?
Второй мамой Контролёра за успеваемостью и дисциплиной Старшего товарища
- 5. Какие отношения тебе хотелось бы установить с классным руководителем?
Доверительные Нормальные Дружеские
- 6. Ты считаешь, что твой класс
Разбит на групп Сплочен и дружен Каждый живет сам по себе.
- 7. Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами игры и развлечения?
Да. Нет
- 8. Принимаете ли вы участие в общественной жизни класса?
Всегда активное Иногда, если попросят Никогда, у меня другие интересы.
Период адаптации в 5-м классе является одним из трудных периодов школьного обучения. Это обусловлено совокупностью тех содержательных перемен, что происходят в школьной среде и внутреннем мире детей этого возраста. А именно:
1 увеличение объема и разнообразие содержания образования;
2 увеличение веса многопредметного обучения и расширение круга учителей, с которыми учащиеся вынуждены систематически вступать в деловые взаимодействия;
3 на место первой учительницы приходит новый классный руководитель;
4 завершение перехода к кабинетной системе обучения;
5 отсутствие у школьников умения как самостоятельно, так и совместно организовывать учебную деятельность.
Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам; с психологической — снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.
В течение адаптационного периода (1-е полугодие обучения) у пятиклассников должно сформироваться так называемое «чувство взрослости», которое проявляется в новой личностной позиции:
1) по отношению к учебной деятельности;
2) по отношению к школе и предметам;
3) по отношению к одноклассникам;
4) в новом отношении к внутреннему миру собственного «Я».
Сложность задач адаптационного периода значительно увеличивает риск школьной адаптации. Не все пятиклассники даже с высоким уровне; психологической готовности могут успешно справиться с трудностями в обучении и общении внутренними психологическими проблемами. Что уж говорить о тех учениках, у которых были проблемы в начальной школе.
Выделяют такие виды школьной дезадаптации пятиклассников:
1. Интеллектуальная — низкий уровень развития мышления, несформированность познавательной мотивации, несформированность учебных умений и навыков.
2. Поведенческая — несоответствие поведения ребенка правовым, и моральным нормам (конфликтность, агрессивность, недисциплинированность асоциалъность).
3. Коммуникативная — затруднения в общении со сверстниками и взрослыми (тревожность замкнутость, чрезмерная зависимость).
4. Эмоциональная — тревога и переживание по поводу проблем в школе, страх перед учителем нежелание посещать школу.
Исходя из перечисленных особенностей адаптационного периода, целью диагностического минимума в параллели 5-х классов является получение необходимой информации о социально-психологическом статусе школьников для преодоления трудностей периода адаптации к средней школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1 организовать и провести психологическое обследование пятиклассников (учебная мотивация уровень самооценки, эмоциональное самочувствие, социометрический статус);
2 выявить школьников, испытывающих трудности в адаптации, и определить характер и причину трудностей в каждом случае;
3 определить пути оказания помощи школьникам, испытывающим трудности в процессе адаптации.
КОНКРЕТНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЯТИКЛАССНИКОВ
Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.
Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.
Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.
Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если придется беседовать для этого с директором школы. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость — как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам. Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.
Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится и как его учат. Следует также иметь информацию о квалификации учителя, дисциплинарных правилах, установленных в школе и классе, различных возможностях обучения, предоставляемых школой вашему ребенку. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое.
Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.
Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.
Рекомендации родителям:
-Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка постоянно, а не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку.
-Не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Напротив, между вами установятся доверительные отношения.
-Никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не выносите поспешных приговоров.(Ребенок может, случайно, передать ваши слова). Лучше отправиться в школу и самостоятельно разобраться с проблемной ситуацией. Знайте,что моральные нормы в ребенке закладывает не столько школа, сколько семья.
-Общайтесь чаще с учителями. Учитель скажет вам правду.
Помощь от вас,родители!
-Принимайте своего ребенка таким, какой он есть!
-Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У ребенка непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
-Ваш ребенок, пятиклассник, нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.(Доверяй,но проверяй!)
-Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
-Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Ему очень важно, чтобы была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
-Помогите ребенку выучить имена новых учителей, запишите их в дневнике.
_ Всегда обсуждайте с классным руководителем или психологом возникшие проблемы с ребенком.
Ваше терпение, внимание и понимание, создание благоприятного климата в семье для ребенка-лучшие «лекарства» для преодоления нового жизненного трамплина..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на ШМО классных руководителей по теме" Особенности адаптации адаптация в 5 классе".
Выступление на ШМО классных руководителей по теме"Особенности адаптации в 5 классе"...
Влияние профессионального обучения на социальную адаптацию школьников на социальную адаптацию школьников с нарушением интеллекта.в
Выступление на методическом объеденении учителей профессионально - трудового обучения . Для специальной (коррекционной) школы - интерната VI...
Родительское собрание «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями».
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного...
ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Проблема обучения детей-инвалидов в условиях массовой общеобразовательной школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обес...
Выступление на семинаре классных руководителей с сообщением на тему "Адаптация пятиклассников. Роль классного руководителя в процессе адаптации пятиклассников."
Переход в пятый класс — очень важный период в жизни детей. От того, как пройдёт процесс адаптации, зави...
"Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников."
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обуче...
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ АДАПТАЦИИ ДОУ
С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Но дети часто тяжело привыкают к детскому саду. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоцион...