Главные вкладки

    коррекционно-развивающее занятие с детьми -инвалидами "Путешествие в страну эмоций"
    план-конспект занятия по психологии (5 класс) на тему

    Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия с детьми-инвалидами "Путешествие в страну эмоций"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл puteshestvie_v_stranu_emotsiy_v_kompyuternom_klasse.docx177.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка

    «Путешествие в Страну Эмоций»

    (коррекционно-развивающее занятие с детьми-инвалидами)

                                                   Автор: Рогачева Екатерина Валентиновна

                                                            Педагог-психолог

                                                           МОУ «ОСШ им. М.К.Янгеля п. Березняки»

    п. Березняки

    2015г

    Цель: Развитие эмоциональной сферы детей, обучение компьютерной

    графике.

    Задачи:

    дидактические:

    - учить осознанно выражать заданные эмоции (радость, грусть, злость,

    удивление);

    - научить детей различать эмоции по схематическим изображениям;

    - закреплять навыки ориентировки на листе;

    - закреплять навыки работы в компьютерной программе Paint.

    коррекционно-развивающие:

    - развивать умение понимать эмоциональные состояния других;

    - развивать зрительно-моторную координацию, внимание, память.

    воспитательные:

    - развивать эмпатию;

    - воспитывать чувство взаимопонимания.

    Оборудование: 4 комплекта компьютерного оборудования (по числу детей), комплект презентационного оборудования (мультимедийный экран, проектор), карта страны эмоций (см. приложение № 1), компас, игрушки, книги, рисунок из мультфильма «Вини-Пух» (см. Приложения №№ 2,3), зеркало, шатёр из чёрной ткани, имитирующий пещеру, шляпа и плащ колдуна, воздушные шары по количеству детей, изображение весёлого солнышка, облака с изображёнными на них эмоциями (синее облако – грусть, зелёное - удивление, черное – злость, желтое - радость), аудиозаписи тревожной музыки и аудиосказки «Сказка о царе Салтане», видеозапись мультфильма «По дороге с облаками».

    Предварительная работа: настроить мультимедийное оборудование, проверить работу компьютеров, закрепить к потолку по пространству кабинета 4 нити, к которым в дальнейшем на скрепки будут крепиться цветные облака; установить шатёр, закрепить на стене изображение солнца, при входе в кабинет поставить журнальный стол.

    Целевая аудитория: дети-инвалиды.

    Ход занятия:

    Дети в сопровождении педагога-психолога входят в компьютерный кабинет.

    1. Организационный момент

    При входе в компьютерный кабинет на журнальном столе лежат игрушки, компас, книги, карта страны эмоций.

    Педагог-психолог: Мы сегодня с вами отправляемся  путешествовать  в необычную  страну –  Страну Эмоций. Мы будем знакомиться с миром эмоций, погружаться в атмосферу этой страны. Путешествовать  будем на воображаемом поезде. Вам понадобятся ваша смекалка, находчивость, умения находить общий язык с другими людьми. Во время путешествия мы будем делать остановки, интересные и познавательные, где необходимо проявить себя. А чтобы вы не скучали в пути, во время движения поезда, вам тоже нужно будет потрудиться. Отправляемся мы налегке, но в ходе путешествия будем наполнять свой багаж новыми знаниями, впечатлениями, практическими работами. Будьте внимательны, старайтесь запомнить то, что увидите во время движения и во время остановок. Я желаю вам, чтобы каждый нашел что-то интересное для себя.

          Но чтобы отправиться в это путешествие, нам нужно взять с собой только самые необходимые предметы. Подойдите к столу и выберите их. (Дети выбирают карту и компас) Теперь мы готовы отправиться в путь. А дорогу нам укажет компас. Давайте хором проговорим волшебные слова: «Компас, компас, покружи – нам дорогу укажи». Итак, в добрый путь!

    Педагоги и дети (хором, взявшись за руки, образуют круг и произносят слова): Компас, компас, покружи – нам дорогу укажи.

    1. Основная часть
    1. «Грустная поляна»

    Ребята, посмотрите, куда указывает стрелка компаса? На какую поляну мы с вами попали?! На экране мультимедийного оборудования появляется поляна, на ней - грустный ослик (рисунок из мультфильма «Вини-Пух»). Кто это?

    Дети: Ослик. 

    Педагог-психолог: Посмотрите на него внимательно: какое у него настроение? Дети: Ему грустно. 

    Педагог-психолог: Почему вы решили, что ослику грустно? Ответы детей

    Педагог-психолог: Смотрите, у нас появилось облачко с подсказкой. А какого оно цвета? Педагог-психолог  закрепляет к нити синее облако. Вы когда-нибудь грустили? Вспомните и изобразите грусть на своем лице.

    Учитель информатики: Предлагаю вам пройти за компьютерные столы. Что-то наши пальчики загрустили.

        Учитель информатики проводит пальчиковую гимнастику «Грустные пальчики».

    Пальчиковая гимнастика

    Наши пальчики грустят, (сжимают и разжимают пальцы рук)

    Очень встретиться хотят. (поворачивают кисти рук вправо-влево)

    По дорожке побегут. (пальцами обеих рук дети «бегут» по столу)

    В гости друг к другу придут,  (соединяют попарно пальцы рук и ритмично надавливаем кончиками пальцев друг на друга

                Работа на компьютере в графическом редакторе Paint .

    Учитель информатики: Откройте на экранах мониторов графический редактор Paint. Разделите лист на 4 равные части. (Дети делят лист на 4 равные части с помощью инструмента «Линия» графического редактора Paint.) Вспомните, какие лица были у вас, когда вы изображали грусть. Давайте попробуем изобразить грустные лица с помощью инструментов графического редактора в левой верхней части листа. ( Дети рисуют грустные лица, используя инструменты «карандаш», «ластик», «цвета», «толщина», «фигуры».)

    Педагог-психолог: А мы продолжаем путешествие.

    Педагоги и дети (хором, взявшись за руки, образуют круг и произносят слова): Компас, компас, покружи – нам дорогу укажи.

    1. «Удивительный остров»

    Педагог-психолог: Давайте присядем и посмотрим на карте, куда указал нам компас. Ой! Куда это мы попали?! Дети присаживаются на стульчики и слушают фрагменты аудиосказки «Сказка о царе Салтане».

    1. В свете есть такое чудо:

    Остров на море лежит,

    Град на острове стоит,

    С златоглавыми церквями,

    С теремами и садами;

    Ель растет перед дворцом,

    А под ней хрустальный дом;

    Белка там живет ручная,

    Да затейница какая!

    Белка песенки поет,

    Да орешки все грызет.

    А орешки непростые,

    Скорлупы-то золотые.

    2. Там еще другое диво:

    Море вздуется бурливо

    Закипит, подымет вой,

    Хлынет на берег пустой,

    Расплеснётся в чудном беге

    И очутятся на бреге

    В чешуе, как жар горя,

    Тридцать три богатыря.

    3. А у князя жена есть,

    Что не можно глаз отвесть:

    Днем свет божий затмевает,

    Ночью землю освещает,

    Месяц под косой блестит,

    А во лбу звезда горит.

    Педагог-психолог: Сколько необычного и удивительного мы с вами узнали! Когда мы видим что-то необычное, мы же удивляемся? А вы умеете удивляться? У нас появилось ещё одно облачко, какого оно цвета?

    Дети: Зеленого.

    Педагог-психолог: Посмотрите, как оно удивилось, увидев вас! Давайте удивимся вместе с облаком.

     Упражнение «Зеркало»

    Посмотрите в зеркало и представьте, что там отразилось что-то сказочное, необычное и удивительное (дети, смотря в зеркало, удивляются сначала по одному, затем все вместе).

       Работа на компьютере.

    Учитель информатики: Ребята, предлагаю вернуться за компьютерные столы и нарисовать удивлённое лицо, которое мы видели в зеркале. Задание выполняйте в правой верхней части листа. Дети рисуют удивлённые лица, используя инструменты «карандаш», «ластик», «цвета», «толщина», «фигуры».

    Педагог-психолог: С какой эмоцией мы познакомились?

    Дети: Удивление.

    Педагог-психолог: Наше путешествие продолжается дальше. Вставайте в круг и вспоминайте слова, которые мы произносили для того, чтобы компас указал нам дорогу.

    Дети (хором, взявшись за руки, образуют круг и произносят слова): Компас, компас, покружи – нам дорогу укажи.

    3. «Пещера злого колдуна». Дети смотрят на карту. Звучит тревожная музыка.

    Ребята, здесь живет злой колдун. Давайте войдём в пещеру и посмотрим, что там внутри. Колдуна сейчас нет, но остались его волшебная шляпа и плащ. Предлагаю вам превратиться в колдуна и немного позлиться. А вот и облачко-подсказка. Какого оно цвета? (черного) дети показывают злые лица. 

    Работа на компьютере.

    Учитель информатики:Ребята, садитесь за компьютерные столы и нарисуйте лицо злого колдуна в левой нижней части листа. Дети рисуют лицо злого колдуна, используя инструменты «карандаш», «ластик», «цвета», «толщина», «фигуры».

    Педагог-психолог: Ребята, я вам подскажу, как избавиться от злости. Возьмите вот эти шары и представьте, что это ваша злость. Когда они лопнут, вместе с ними исчезнет и злость. Дети стараются лопнуть свои шары. Ура, мы победили злость, и колдун без неё теперь будет бессилен. Сделав такое хорошее дело, мы можем продолжить своё путешествие.

    Дети: Компас, компас, покружи – нам дорогу укажи.

    4. «В гостях у солнышка»

    Педагог-психолог: Посмотрите что вы видите? Указывает на висящее на стене солнце. Какое у него настроение? (весёлое) Какого цвета облако появилось? (желтое). Посмотрите, даже у грустного ослика улучшилось настроение, когда его согрело солнышко и пришли друзья (Приложение № 3). 

    Работа на компьютере

    Учитель информатики: Ребята, пройдите за компьютерные столы и нарисуйте в правой нижней части листа весёлое солнышко. Дети рисуют весёлое солнце, используя инструменты «карандаш», «ластик», «цвета», «толщина», «фигуры».

    1. Итог

    Учитель информатики: Предлагаю вам посмотреть рисунки друг друга, которые получились у вас во время путешествия. (Дети смотрят рисунки на мониторах компьютеров)

    Педагог-психолог: Наше путешествие подошло к концу. На пути нам встречались облака разного цвета, у каждого из которых было своё настроение. Давайте вспомним их. (Дети называют цвет и настроение каждого облака)А также в течении нашего путешествия мы говорили и о эмоциях давайте вспомним их. (Угадай эмоции человека).

    Перед вами разноцветные шары  мы предлагаем каждому из вас выбрать воздушный шар со своим настроением. Дети выбирают шарик по своему настроению.

    А сейчас пора возвращаться домой! На мультимедийном экране включается фрагмент мультфильма «По дороге с облаками», где герои возвращаются домой. Дети, образуя круг, идут друг за другом по кабинету под весёлую музыку. Уходя из кабинета, машут рукой героям мультфильма.

                                          Литература:

    1 Развитие эмоционального развития детей .Н.Л.Кряжева, Ярославль, Академия развития.

    2.Справочник педагога-психолога

    3.Психологический комфорт в школе. Как его достичь. Е.П.Картушина,  Т.В.Романенко, издательство  «Учитель», Волгоград

    4.Интернет-ресурсы

                         

                                                 

                                                                                                                   


    ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

                                                                   

    Карта «Мое настроение»

    Цвет

    Эмоциональное состояние

    Красный

    Восторг

    Оранжевый

    Радость, веселье

    Желтый

    Светлое, приятное настроение

    Зеленый

    Спокойное, уравновешенное состояние

    Синий

    Грустное настроение

    Фиолетовый

    Тревожное, напряженное состояние

    Черный

    Упадок сил, уныние

    Белый

    Равнодушие (трудно сказать)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекционно-развивающая программа работы с детьми, имеющими нарушения устной речи

    Основная ЦЕЛЬ данной коррекционно-развивающей программы:предупредить, выявить и устранить средствами специального обучения и воспитания недостатки звукопроизношения; уст...

    Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

    Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

    Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно- развивающих логопедических занятиях с учащимися с нарушениями чтения

    Чтение остаётся основным способом получения новых знаний. Но не все дети в необходимой степени овладевают этим навыком. Дислексические нарушения поддаются коррекции.Конспект занятия. 2 класс. Тема: "С...

    Конспект коррекционно-развивающего комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Транспорт"

    Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте. Задачи:Образовательные:уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях...

    "Кто ты, какой ты? коррекционно - развивающее интегрированное занятие

    Коррекционно - развивающее интегрированное занятие "Кто ты, какой ты?. Форма проведения "Своя игра".Коррекционные цели: способствовать позитивному отношению к себе, принятию себя, ощущению собственног...