Диагностический инструментарий в работе с глухими обучающимися
проект по психологии на тему

Вечерова Елена Юрьевна

В этой работе систематизирован диагностический инструментарий по возрастам. выделены познавательная, личностная. эмоционально-волевая и физическая сфера

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vecherova.doc187.5 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностический инструментарий для детей младшего школьного возраста

Начало систематического обучения в школе существенно влияет на развитие детей. В это период меняются характеристики мышления – развиваются его логические компоненты. Процесс познания за счёт развития саморегуляции становится всё более произвольным и осознанным. Существенные изменения происходят в личностно-социальной сфере ребёнка: развивается самосознание, умение взаимодействовать со значимыми взрослыми, общаться со сверстниками. Однако наряду с позитивными приобретениями появляются и негативные – неуверенность в себе, снижение самооценки, агрессивность. Они могут снижать успешность школьного обучения, ухудшать отношение ребёнка к школе и, главное, существенно нарушать развитие ребёнка в последующих возрастах.

Отсюда вытекает основная задача психолога в работе с младшеклассниками – отслеживание динамики развития учащихся в условиях школьного обучения.

        

Направления

Диагностический материал

Познавательная сфера

Оценка готовности к обучению в школе

Н.Семаго, М.Семаго

Программа и методические рекомендации

Развитие познавательных процессов

Диагностический материал Н.Я Семаго, М. МСемаго

Методика «Угадай-ка»

 Л.И. Перелесни

(компьютерные тесты) пакеты: «Внимание», «Зоопарк», «Память»,

Сформированность учебной деятельности

Методика У.В. Ульенковой

Мотивация учебной деятельности

Методика Ю.З.Гильбуха

Познавательная активность

Анкета В.С. Юркевича

для младшеклассников

Личностная

сфера

Уровень воспитанности

Методика Н.Е. Щурковой, адаптированная для глухих детей

Уровень комфортности и удовлетворённости школьной жизнью

Анкета, разработанная психологом и заместителем директора по ВР

Межличностные отношения

Социометрия

Проективные тесты «Моя семья», «Мой класс»

цветовой тест Люшера

Самооценка

Графические тесты

Методика «Самоописание»

тревожность

Проективные тесты,

Методика Спилберга,

Экспресс-методика

Эмоционально-волевая сфера

Сформированность чувств

адекватное восприятие эмоций другого человека

Наблюдение в различных видах деятельности, пиктограммы эмоций

Физическая

сфера

-Состояние здоровья и физического развития ребёнка;

- овладение навыками личной гигиены;

-физические качества

Отношение к здоровью

Статический медицинский анализ состояния здоровья;

Наблюдение за детьми

Анкетирование

Методы экспертной оценки педагогов

Компьютерная методика оценка физического состояния школьника

Диагностический инструментарий для учащихся старшего школьного возраста

Во время обучения в старшей школе учащиеся проходят важнейший для развития человека кризис – подростковый, поэтому главной задачей педагога-психолога является психологическое сопровождение подростка в этот период. Именно характер прохождения кризиса влияет теперь на другие деятельности, в том числе на учебную. Успешность учёбы и возможность нормального обучения в школе (соблюдение правил и норм школы) зависят теперь не только от интеллектуальных свойств ученика или его личностных качеств, а от возможности подростка справиться с глубокими внутренними переживаниями.

Известно, что во время кризиса влияние социального окружения на его разрешение огромно. Многие исследователи утверждают, что ведущей деятельностью подростка становится общение с другими людьми, в особенностями со сверстниками. Однако качественные изменения претерпевает и общение со взрослыми – педагогами и родителями. Поэтому также важнейшей задачей можно назвать оптимизацию социальной среды подростка.

Но также необходимо отметить и то, что в старшей школе подросток должен овладеть огромным объёмом информации. Поэтому важным моментом остаётся оптимизация учебной деятельности.

Важным моментом для старшеклассников является подготовка обучающихся к выбору профессии.

Направления

Диагностический материал

Познавательная сфера

 Познавательные

процессы

Корректурные пробы

Карта интересов

Знания, умения и навыки в соответствии с требованиями программы

Контрольные работы, наблюдение на уроках, на занятиях

Мотивация учебной деятельности

Опросник Гильбуха,

адаптированный для глухих детей

Познавательная активность

Анкета В.С. Юркевича

для старшеклассников

Личностная

сфера

Уровень воспитанности

Методика Н.Е. Щурковой

Уровень комфортности

Анкета, разработанная психологом и заместителем директора по ВР

Межличностные отношения и

Характерологические особенности

Социометрия,

Графические тесты «Автопортрет», «Несуществующее животное»,

Опросник Айзенка

цветовой тест Люшера

Самооценка

Графические тесты

Методика «Неоконченные предложения»

Тревожность

Экспресс-методика выявления тревожности,

Методика Спилберга

Профессиональный выбор

Анкеты, адаптированные для глухих детей

Методика ДДО (автор Климов), карта интересов

Эмоционально-волевая сфера

 Выбор эмоциональных состояний

Самоконтроль эмоциональной сферы

Наблюдение

Игра «школа эмоций»

Физическая

сфера

-Состояние здоровья и физического развития ребёнка;

- овладение навыками личной гигиены;

-физические качества

Отношение к здоровью

Статический медицинский анализ состояния здоровья;

Наблюдение за детьми

Анкетирование

Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся

 Компьютерная методика оценки физического состояния школьника

Общие сведения о ребёнке

1.Фамилия, имя__________________________________________________

2. Родился в __________ году, ___________числа, ______________месяца.

3. Поступил в дошкольное отделение в _______________ году.

Психомоторика и психофизиологические функции

1. Мелкие мышцы руки:

- рука развита хорошо, ребёнок уверенно владеет карандашом, ножницами;

- рука развита недостаточно хорошо, карандашом, ножницами ребёнок работает с напряжением;

  • рука развита плохо, карандашом, ножницами ребёнок работает плохо.

2. Пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость:

- достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок;

- отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве, координации движений, недостаточно ловок;

- ориентация в пространстве, координация движений развиты плохо, неуклюж, малоподвижен.

3. Координация в системе «глаз-рука»:

- может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ (узор, фигуру), зрительно воспринимаемый на расстоянии (с доски);

- графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоянии, переносит в тетрадь с незначительными искажениями;

- при переносе графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния, допускает грубые искажения.

Познавательная деятельность

  1. Развитие познавательной активности, самостоятельности:

- ребёнок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах;

- ребёнок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок;

- уровень активности, самостоятельности низкий, при выполнении заданий требуется постоянная помощь, интереса к внешнему миру не обнаруживается, любознательности не проявляется.

  1. Сформированность интеллектуальных умений:

- задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняет самостоятельно;

- задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняет с помощью взрослого;

- выполняет задания с организующей или направляющей помощью взрослого, может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания;

- при выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, нужна обучающая помощь, воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос не осуществляется.

3. Произвольность, контроль  деятельности:

- удерживает цель деятельности, намечает её план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца; сопоставляет цель с полученным результатом;

- удерживает цель деятельности, намечает её план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке; частичное соответствие результатов поставленной цели;

- деятельность хаотична, непродуманна, средства и условия не соответствуют цели, ребёнок прерывает деятельность из-за возникших трудностей, стимулирующая, организующая помощь малоэффективна; полное несоответствие результатов своих усилий и поставленной цели.

4. Внимание: произвольное (непроизвольное), устойчивое (неустойчивое), объём, распределение________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5.Память: хорошая, снижение памяти, выпадения. Форма памяти: зрительная, слуховая, двигательная, комплексная__________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Мышление: достаточное, слабое, замедленное_________________________

__________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Восприятие: _____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Особенности развития игровой деятельности___________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

Взаимоотношения

1.Отношения с детьми (равнодушен к ним, имеет друзей преимущественно своего возраста, имеет друзей старше или младше себя, нет друзей). __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3.Стиль отношения с детьми: спокойно-доброжелательный, агрессивный, заискивающий, неустойчивый, неопределённый; стиль отношения меняется в зависимости от ситуаций – каких?_____________________________________

__________________________________________________________________

5. Испытывает ли ребёнок какие-либо проблемы во взаимоотношениях с родителями?_______________________________________________________

__________________________________________________________________

6.Стиль отношения с взрослыми: уважительный, агрессивный, равнодушный, заискивающий, неустойчивый.________________________________________

__________________________________________________________________

 Особенности личностного развития

1.Интересы  ребёнка________________________________________________

_________________________________________________________________

2. Наиболее ярко выраженные черты характера _________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Состояние эмоциональной сферы: спокойное, повышенная раздражительность, слезливость, эффективность, депрессии, лёгкий переход от пониженного настроения к повышенному, частая смена настроения______

__________________________________________________________________

 __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. Поведение: нет нарушений, неусидчивость, непослушание, драчливость и т.д.______________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

V. Заключение.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        IV. Рекомендации.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Общие сведения об учащихся

1.Фамилия, имя__________________________________________________

2. Родился в __________ году, ___________числа, ______________месяца.

3.До поступления в 1 класс воспитывался____________________________

Психолого-педагогическая карта школьника

I. Учебная деятельность школьника

1.Мотив обучения __________________________________________________

__________________________________________________________________

2.  Проявляет ли интерес к учебным предметам (ко всем предметам в одинаковой степени; выделяет отдельные предметы; не проявляет явно выраженного интереса ни к одному)?__________________________________

__________________________________________________________________

3.  Каковы особенности выполнения учебной деятельности (моторика, активность на уроках, организованность, старательность, в какой мере владеет навыками учебной деятельности)_______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Развитие речи (внятность, слитность, соблюдение орфоэпических правил, ударения запас слов, умение пересказывать учебные и неучебные тексты;  меняется ли качество речи от ситуаций – урок, перемена, свободное общение ребёнка)__________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. По каким учебным предметам есть наиболее существенные пробелы знаний? Каковы их причины?_________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Испытывает ли трудности в учении? В чём заключаются эти трудности?

        

7. Внимание: устойчивое, неустойчивое, истощаемое, застреваемость_______

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

8. Память: хорошая, снижение памяти, выпадения. Форма памяти: зрительная, слуховая, двигательная, комплексная________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Мышление: достаточное, слабое, замедленное_________________________

понимание словесной инструкции_____________________________________

понимание элементарных понятий_____________________________________

развитие мыслительных процессов____________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Как относится к полученным отметкам, к одобрению или замечаниям учителей, воспитателей (чаще соглашается с оценкой или не соглашается, активно ищет одобрения взрослого; что для него более действенно: одобрение или порицание)?__________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

11. Какова типичная реакция на неудачи:  (в чём или в ком чаще всего видит причину, что делает для исправления; насколько сильно переживает неудачи или равнодушен к неудачам)?_________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

12.Особенности поведения в школе (поведение на уроках, переменах, внеурочных мероприятиях; отличается ли его поведение в разных ситуациях школьной жизни)?__________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

13. Выполнение школьного режима (опаздывает ли на уроки; есть ли пропуски занятий без уважительных причин и др.)?______________________

  _________________________________________________________________

__________________________________________________________________

II. Внеурочная деятельность.

1.Какие обязанности имеет в классе:___________________________________

__________________________________________________________________

2.Какое участие принимает в классных и школьных мероприятиях (инициатор, организатор, активный участник, пассивный исполнитель, критик, уклоняющийся)______________________________________________

__________________________________________________________________

III. Взаимоотношения.

1.Социальный статус ребёнка (лидер, приближённый к лидеру, принятый, отверженный)______________________________________________________

__________________________________________________________________

2.Отношения со сверстниками (равнодушен к ним, имеет друзей преимущественно своего возраста, имеет друзей старше или младше себя, нет друзей в школе).________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3.Стиль отношения со сверстниками: спокойно-доброжелательный, агрессивный, заискивающий, неустойчивый, неопределённый; стиль отношения меняется в зависимости от ситуаций – каких?_____________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. Испытывает ли ученик какие-либо проблемы во взаимоотношениях с родителями?_______________________________________________________

__________________________________________________________________

6.Стиль отношения с учителями: уважительный, агрессивный, равнодушный, заискивающий, неустойчивый.________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

IV. Особенности личностного развития.

1.Интересы  ребёнка________________________________________________

_________________________________________________________________

2.Склонность к определённому виду деятельности ______________________

__________________________________________________________________

3. Уровень познавательной активности ребёнка_________________________

_________________________________________________________________

4. Самооценка ребёнка______________________________________________
__________________________________________________________________

5. Наиболее ярко выраженные черты характера _________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Состояние эмоциональной сферы: спокойное, повышенная раздражительность, слезливость, аффективность, депрессии, лёгкий переход от пониженного настроения к повышенному, частая смена настроения______

__________________________________________________________________

 _________________________________________________________________

7. Уровень воспитанности ___________________________________________

__________________________________________________________________

8. Уровень комфортности ____________________________________________

__________________________________________________________________

7. Поведение: нет нарушений, неусидчивость, непослушание, драчливость.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Динамика поведения:________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 _________________________________________________________________  

____________________________________________________________________________________________________________________________________

V. Заключение.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        IV. Рекомендации.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анкета.

Цель: выявление коэффициента познавательной активности (автор В.С. Юркевич)

1. Как часто ребёнок самостоятельно  занимается умственной деятельностью: отгадывает кроссворды, ребусы, решает примеры?..

а) часто;

б) иногда;

в) очень редко;

г) никогда.

2. Как ведёт себя ребёнок, когда задан вопрос на сообразительность?

а) мучается, но находит ответ сам;

б) чаще находит ответ сам;

в) когда как;

г) ждёт готовый ответ.

3. Ребёнок читает:

а) много (без напоминания);

б) если напомнил воспитатель;

в) читает мало;

г) не читает совсем.

4. Как ребёнок относится к трудным заданиям?

а) очень эмоционально;

б) больше отрицательных эмоций;

в) эмоции выражены очень слабо;

г) эмоции не выражены.

5. Часто ли ребёнок задаёт вопросы?

а) всегда;

б) часто;

в) иногда;

г) не задаёт совсем.

Анкета

Выявление коэффициента познавательной активности (автор В.С. Юркевич) у старших обучающихся

1. Часто ли ты отгадываешь кроссворды, ребусы и т.д?

а) часто, б) иногда в) никогда.

2. Если учитель, воспитатель задал тебе трудный вопрос, то ты:

а) ты находишь ответ сам, б) когда как, в) жду готовый ответ.

3. Много ли ты читаешь?

А) часто и много, б) мало, в) не читаю совсем.

4. Часто ли ты задаёшь вопросы учителю, воспитателю?

а) часто, б) иногда в) никогда.

5. какие предметы тебе более интересны?__________________________________

6.Доволен ли ты своей учёбой и поведением_______________________________

7. Есть ли у тебя любимое занятие (увлечение): вязание, подвижные игры, ухаживание за животными, приготовление еды, танцы, помощь маленьким детям и др.___________________________________________________________________

8. Я учусь в школе, потому что:

  • Хочу больше знать
  • Учусь, чтобы потом хорошо работать
  • Мне нравится учиться
  • Меня заставляют учителя, родители, воспитатели.

Оценка учебной деятельности

Цель: индивидуально-типических особенностей учащихся младших классов в овладении общей структурой учебной деятельности. (методика У.В. Ульенковой)

I серия

«Выкладывание ёлочки»

Ребёнку предлагается ёлочка, составленная из наклеенных на лист бумаги трёх треугольников зелёного цвета и ствол коричневого цвета. Фигурки наклеены при соблюдении определённых правил, об этом ребёнку специально не говорится.

Правила:

  1. Каждой фигуре отводится особое место;
  2. «ствол-прямоугольник» служит ёлочке основанием;
  3. в направлении от ствола к верхушке треугольники наклеены в убывающей величине;
  4. в направлении от верхушки к стволу – в нарастающей величине.

Инструкция6 рассмотри хорошенько, как составлена эта ёлочка и сделай на этом листе такую же ёлочку. Вот тебе фигурки и листок бумаги. Ребёнку намеренно предлагается 2 набора фигурок.

«Рисование флажков»

Ребёнку предлагается рассмотреть образец задания – на двойном тетрадном листе с разлиновкой в клеточку нарисованы цветные флажки при соблюдении следующих правил:

  1. ножка флажка занимает три клеточки, флажок – две;
  2. расстояние между двумя соседними флажками – 2 клеточки;
  3. расстояние между строчками – 2 клеточки;
  4. флажки нарисованы при чередовании красного и зелёного цвета;
  5. ножка у флажка коричневая.

Инструкция: «Смотри на этом листочке нарисованы цветные флажки. У тебя такой же флажок, вот цветные карандаши. Нарисуй на своём листочке точно такие же флажки. Посмотри внимательно на мою работу и делай точно так же. Можешь смотреть на неё и во время рисования.

II серия

  1. «Рисование домика лесника»

Инструкция: «Нарисуй домик лесника. Домик маленький, яркий. Ты его можешь нарисовать, как тебе хочется, но запомни, что нужно рисовать обязательно:

- крышу красную

- Домик жёлтый

- Дверь у дома синяя

- Около дома скамейка, она тоже синяя

- Перед домом две ёлочки.

Инструкция даётся дважды, далее её предлагается повторить про себя и только после этого начать рисовать. «А теперь рисуй», а когда я скажу: «Положи карандаши – достаточно» - ты перестаёшь рисовать.

Фиксируются особенности ориентировки ребёнка на задании, отношение к нему, особенности включения в работу, последовательность и характер действий. Особенности поведения.

  1. «Выкладывание геометрических фигур»

Перед детьми ставятся коробочки с цветными геометрическими фигурами, кружочками красного и зеленого цвета. Синими треугольниками. Даётся возможность рассмотреть фигуры. Потрогать их.

Инструкция: «Вот перед тобой лист бумаги и цветные фигурки. Послушай, что тебе нужно делать. На правой стороне листа сверху вниз друг под другом положить семь красных кружков. Затем на левой стороне листа, тоже сверху вниз друг под другом, положить жёлтые кружки – на два меньше. Чем красных. Потом в середине листа сверху вниз друг под другом положить синие треугольники, их должно быть на один больше, чем жёлтых кружков (повторить 2 раза).

  1. сколько и каких фигурок нужно положить на правую сторону листа?
  2. условия, при которых необходимо выкладывать фигуры на левой стороне листа и произвести первую вычислительную операцию.
  3. Условия, при которых необходимо выкладывать фигурки на середине листа и произвести вторую вычислительную операцию.

Задаются вопросы.

Тебе нравится твоя работа?

Как ты думаешь, ты правильно выполнил работу?

Как нужно было выполнить задание, расскажи.

Критерии оценки уровня сформированности учебной деятельности.

  1. Мотивационный компонент:

- интерес к заданию;

- особенности эмоционального отношения к процессу деятельности, его результату.

2. Операционный компонент:

- запас знаний, умений и навыков;

- особенности программирования предстоящей деятельности;

- уровень выполнения задания и осознания действий его выполнения.

3. Регуляционный компонент:

- степень полноты принятия задания и сохранения его до конца;

- качество самоконтроля по ходу выполнения задания и при оценке полученного результата.

Эти критерии легли в основу выделения уровней сформированности учебной деятельности.

I уровень (5 баллов). Учащийся встречает задание с интересом и сохраняет его до конца выполнения. Ребёнку понятна цель, в результате чего он программирует свою предстоящую деятельность. Уровень владения знаниями, умениями и навыками высокий. В монологической речи соблюдает логику изложения, соответствия  высказывания теме. Учащийся понимает смысл данного задания и строит своё высказывание правильно лексически и грамматически оформленное. Если он допускает ошибки, то в большинстве случаев сам их исправляет по ходу. Речь внятная и понятная. Свою работу оценивает адекватно.  

II уровень (4 балла). Задание заинтересовывает учащегося, положительное эмоциональное отношение к процессу сохраняется до конца. Общую цель и содержание понимает правильно, хотя и не всегда точно. В основном составляет адекватную программу деятельности, но не в момент принятия задания, а в процессе его выполнения. Уровень владения знаниями и умениями в целом хороший, но ребёнку не хватает внимательности и настойчивости. По ходу выполнения задания допускаются ошибки по существу или с грамматическими неточностями. Речь недостаточно внятная. Ошибки самостоятельно не замечаются. Испытывает затруднение в оценке своей работы.

III (3 балла). Ребёнок заинтересовывается общей ситуацией, но не содержанием задания. Процесс работы может прекратить в любую минуту. В момент инструктирования самостоятельно вербализует лишь общую цель задания. Созданная им программа деятельности адекватна общей цели. Уровень владения знаниями – низкий. Допускает ошибки в речи как лексического, так и грамматического характера. Низкий уровень самоконтроля за своей деятельностью: может выполнить лишь часть задания. Допускает ошибки в процессе высказывания, не исправляя их. Оценивает свою работу неадекватно, чаще всего положительно.

IV уровень (2 балла). Ребёнка заинтересовывает лишь общая ситуация задания. Содержание, цель задания оставляет его индифферентным и не воспринимается совсем. Крайне низкий уровень  владения знаниями, умениями и навыками.

Оценка интеллектуального развития

Используются тестоподобные задания, которые содержатся в рекомендациях Ю.З. Гильбуха (в кн. «Методика отслеживания успеваемости и психического развития учащихся» -1992). Оценка выставляется по 10 бальной шкале.

Задание 1. Выявление уровня кратковременной памяти.

Классу предлагается дважды прослушать десять слов. После прослушивания учащиеся на листочках записывают слова. За каждое правильное написанное слово начисляется один балл. В разных классах можно использовать разные, но равнотрудные наборы слов (дом, перо, река. дорога, учитель. сказка, стекло, гриб, пчела, автобус, бабочка)

Задание 2 Изучение зрительной памяти. Детям по очереди показывается 10 картинок, на каждой из которых изображён знакомый школьникам предмет. Можно использовать и плакат, на котором изображены 10 предметов. В этом случае учащиеся рассматриваю их в течение одной минуты. Затем по команде они записывают, что запомнили.

Задание 3. Вписывание пропущенных букв в слова.

Задание выявляет способность ребёнка прогнозировать недостающие буквы и находить слово: п..ро, к..са, р…кА, г..ра, п..ле, з…рно, д…р…во, к..м..нь, х..л..д, к..в..р.

Дети воспроизводят слова на своих листочках. Оценка – по количеству правильно записанных слов.

Задание 4. Нахождение слов, противоположенных по значению. Например: чистый – грязный, вперёд – назад и т.д.

Задание 5. Аналогии.

На доске или на плакате записаны десять незаконченных предложение, в каждом из которых первые два слова связаны друг с другом по смыслу. Третье слово не имеет пары, её надо подобрать. Лимон – кислый, сахар - ……

Задание 6. Продуцирование синонимов.

Учащимся предлагаются слова, к которым они должны подобрать слова-синонимы (больной, метель, дети, хвалится, ловкий). Оценка – по количеству подобранных слов-синонимов. Учитель принимает непосредственное участие в организации отслеживания, оказывая помощь психологу, наблюдает за реакцией ребят на задание, за выполнением, за темпом работы.

Для изучения познавательной сферы также используются следующий инструментарий:

- диагностический материал Семаго Н.Я.;

- методика «Угадай-ка» (авторы Л.И. Переслени, В.Л. Подобед, Л.Ф. Чупров) Цель: исследование особенностей прогностической деятельности.

- цветные матрицы Дж. Равенна

- 24-цветовой и 8-цветовой тест Люшера.

Горбатовская школа-интернат I вида

Определение уровня воспитанности младших школьников (методика Н.Е. Щурковой)

  1. Гуманное отношение к окружающим.

5- сочувствует и помогает больным, слабым и настраивает на это других; уважает старших, не терпит неуважительного отношения со стороны сверстников; отзывчив к друзьям и сверстникам, осуждает грубость.

4- почти всегда сочувствует и помогает слабым и больным; уважает старших; отзывчив к друзьям и сверстникам.

3- помогает слабым и больным при наличии контроля, не всегда уважителен, нуждается в руководстве; проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших.

2-неотзывчив, не уважает старших, допускает грубость.

  1. Отношение к родной природе.  

5- любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;

4- любит и бережет природу;

3-участвует в деятельности по охране природы под руководством;

2-природу не бережет.

  1. Любознательность.

5- сам много читает и знает, есть любимое и полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;

4-  читает, есть полезное и любимое увлечение;

3- читает при побуждении взрослых, нет полезного увлечения, во познавательной внеурочной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны взрослых;

2-читает очень мало, на побуждения не реагирует, во внеурочной деятельности не участвует.

  1. Организованность в учении.

5- работу на уроке и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;

4- почти всегда работу на уроке и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно;

3- работу на уроке и домашние задания выполняет под контролем;

2-на уроках невнимателен, домашние задания не выполняет.

  1. Трудолюбие.

5- хорошо трудится  без контроля взрослого и побуждает к этому товарищей;

4- сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;

3- трудится при наличии контроля;

2-участия в труде не принимает.

  1. Честность.

5- честен в отношении с товарищами и взрослыми, не терпит проявления и обмана со стороны других;

4-почти всегда  честен в отношении с товарищами и взрослыми;

3- не всегда честен; 2-нечестен.

  1. Бережливость и аккуратность.

5- бережет личное и общественное имущество, побуждает к этому других;

4- почти всегда бережет личное и общественное имущество;

3- требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;

2-небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.

  1. Инициативность и творчество.

3- находит полезные дела в классе, интернате и организует товарищей на творческий труд;

2- часто находит полезные дела в классе, интернате, выполняет их с интересом;

1- участвует в мероприятиях (играх), организованными другими;

  1. позитивную инициативу и творчество не проявляет.

Ф.И. ребёнка

1

2

3

4

5

6

7

8

Общая

сумма

Уровень воспитанности средних классов (методика из пособия Р.В. Овчаровой)

уч-ся _______ класса

Ф.И. ученика

Качества

Арифметическая сумма

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  1. Гуманность в отношении к окружающим: уважительное отношение к старшим, дружелюбное отношение к сверстникам, милосердие (сочувствует и помогает слабым, настраивает на это других, не терпит неуважительного отношения к старшим со стороны сверстников).
  2. Вежливость: тактичен, вежлив в общении со взрослыми, товарищами и младшими.
  3. Духовность:  стремление к возвышенному и прекрасному (увлекается и интересуется живописью, литературой, побуждает к этому других).
  4. Трудолюбие: самостоятельно находит полезные дела в классе, интернате, хорошо трудиться без контроля со стороны взрослого, побуждает к этому товарищей.
  5. Бережливость: бережёт личное и общественное имущество, побуждает к этому других.
  6. Честность: честен в отношении с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других ребят.
  7. Любознательность: сам много читает, стремится узнать что-то новое, интересное, побуждает к этому других, характерна познавательная мотивация обучения, есть любимое увлечение.
  8. Самостоятельность и дисциплинированность: хорошо учится без контроля со стороны взрослых, участвует в классном, школьном самоуправлении, не нарушает правил для учащихся.
  9. Аккуратность: аккуратен, поддерживает чистоту и порядок в школе, интернате, осуждает неряшливость.
  10.  Забота о своём здоровье: понимает ценность своего здоровья и других, ведёт здоровый образ жизни, побуждает к этому других.

Критерии оценки:

«5» - качество проявляется всегда;

«4» - качество проявляется чаще, чем не проявляется;

«3» - качество проявляется редко;

«2» - качество проявляется очень редко или совсем не проявляется

        

Уровень воспитанности (старшие классы)

  1. Культура поведения.

5 – готов прийти на помощь тем, кто в ней нуждается, способствует организации акций взаимопомощи, тактичен и вежлив со старшими и товарищами, поддерживает эти качества у других;

4 – почти всегда сам идёт на помощь друзьям и товарищам, тактичен в общении и вежлив, но  равнодушен к бестактности других;

3 – неохотно идёт на помощь, чаще за «компанию», соблюдает такт и вежливость лишь в присутствии педагогов;

2 – бестактный и грубый, не отзывчив к чужим проблемам.

2. Духовность.

5 – постоянно стремится к прекрасному и возвышенному (увлекается и интересуется живописью, литературой и т.д.) и побуждает к этому своих товарищей;

4 – часто стремится к прекрасному;

3 – интересуется прекрасным и возвышенным под контролем взрослого;

2 – безразличен к духовным ценностям.

3. Любознательность.

5 – успешно реализует свои способности в учении, имеет познавательную и социальную мотивацию, развивает свои способности, поддерживает среди товарищей престиж знаний;

4 – почти всегда успешен в учении, но самостоятельно не развивает свои способности;

3 – недостаточно успешен в учении, требует поддержки в учении и самореализации своих способностей;

2 – ленив, неуспешен и безответственен в учении.

4. Деловитость и организованность.

5 – организованный и деловитый, умеет организовать на дело товарищей, всегда доводит начатое дело до конца;

4 – часто организован сам, но организовать других не умеет, не всегда доводит начатое дело до конца;

3 – проявляет организованность и деловитость только под руководством взрослого;

2 – неорганизованный, недеятельный человек.

5. Бережливость.

5 – бережёт личные вещи и общественную собственность, побуждает к этому других;

4 – почти всегда бережёт личные вещи и общественную собственность;

3 – не всегда бережно относится к личной и общественной собственности;

2 – небережлив, иногда наносит ущерб.

6. Целеустремлённость и самостоятельность.

5 – самостоятельно и настойчиво работает над достижением поставленной цели, поддерживает в самоопределении других;

4 – настойчив и самостоятелен над достижением поставленной цели, но иногда допускает ошибки;

3 – постоянно требует контроля со стороны взрослого;

2 – не умеет работать самостоятельно.

7. Забота о здоровье.

5 – ведёт здоровый образ жизни, укрепляет здоровье,

4 – чаще ведёт здоровый образ жизни, укрепляет своё здоровье;

3 – проявляет вредные привычки, нуждается в контроле и поддержке взрослых и товарищей;

2 – имеет вредные привычки и наклонности.

8. Стремление к самосовершенствованию.

5 – знает свои сильные и слабые стороны, стремится к совершенствованию;

4 – почти всегда стремится к совершенствованию;

3 – сам не обращает внимания на свои слабые и сильные стороны, нуждается в поддержке.

        

Ф.И. учащегося

Качества

Арифметич

сумма

1

2

3

4

5

6

7

8

Уровень комфортности и удовлетворённости

учащихся школьной жизнью (младшие средние классы)

методика, составленная на основе М.И. Шиловой

Вопросы

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

1.Комфортно ли ты себя чувствуешь на уроках?

Нервничаю

Мне спокойно

2.Комфортно ли ты себя чувствуешь в интернате?

Нервничаю

Мне спокойно

3.Есть ли у тебя любимый день недели?

4.Есть ли у тебя любимое место в интернате?

(спальня, зал, коридор, столовая, спортивный зал, актовый зал, спортивная площадка)

5.Доволен ли ты своей кроватью?

6.  Есть ли у тебя любимое занятие? Чем ты любишь заниматься в свободное время?

7.Есть ли у тебя друзья в классе?

8.Есть ли у тебя друзья в школе?

9.Хочешь ли ты приезжать в школу?

10. Тебя обижают старшие ребята?

часто

редко

никогда

11. Тебя обижают  одноклассники?

 часто

редко

никогда

12. Тебя обижают учителя, воспитатели?

часто

редко

никогда

Уровень комфортности и удовлетворённости

учащихся школьной жизнью (старшие и средние классы) методика составленная на основе М.И. Шиловой

ВОПРОСЫ

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

1.Комфортно ли ты себя чувствуешь на уроках?

Я нервничаю

Мне спокойно, интересно

2.Комфортно ли ты себя чувствуешь в интернате?

Я нервничаю

Мне спокойно, интересно

3.Есть ли у тебя любимый день недели?

4.Есть ли у тебя любимое место в интернате?

(спальня, зал, коридор, столовая, спортивный зал, актовый зал, спортивная площадка)

5.Доволен ли ты своей кроватью?

6.Есть ли у тебя любимое увлечение? Чем ты любишь заниматься?

7.Есть ли у тебя друзья в классе?

8.Есть ли у тебя друзья в школе?

9.Хочешь ли ты приезжать в школу?

10. Как к тебе относятся другие ребята?

агрессивно

доброжелательно

безразлично

11.Как к тебе относятся воспитатели?

агрессивно

доброжелательно

безразлично

12. Как к тебе относятся учителя?

агрессивно

доброжелательно

безразлично

13.Есть ли у тебя в школе воспитатель или учитель, которому бы ты доверил свою тайну, и хотел бы быть на него похожим?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный перечень диагностического инструментария для работы психолога с «трудными» подростками (методические рекомендации)

В рекомендациях помещён примерный перечень диагностических методик необходимых педагогу-психологу для проведения диагностики подростков с девиантным поведением...

Диагностический инструментарий в работе социального педагога с детьми девиантного поведения

Методическая разработка для учителя, классного руководителя....

Психологический / диагностический инструментарий для обучающихся

Психологический / диагностический инструментарий для обучающихся...

Доклад на тему: «Профориентационная работа с глухими обучающимися

Оказание профориентационной поддержки глухих обучающихся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности; выработка у глухих обучающихся сознательного отношения к труду; профессиона...

Диагностический инструментарий для отслеживания результативности обучения обучающихся с ОВЗ (ЗПР и УО) по формированию личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.

С целью отслеживания результативности обучения учащихся с ОВЗ (ЗПР и УО) по формированию личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД был сформирован диагностический инструмента...