Доклад на тему: «Профориентационная работа с глухими обучающимися
проект по психологии на тему

Смолкина Елена Александровна
Оказание профориентационной поддержки глухих обучающихся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности; выработка у глухих обучающихся сознательного отношения к труду; 
профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда. 
 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профориентационная работа с глухими обучающимися в ГКОУ СКШИ №65 педагог-психолог Смолкина Елена Александровна и учитель технологии Кочегарова Ирина Валерьевна ГКОУ СКШИ №65

Слайд 2

Цели профориентационной работы в школе-интернате №65: оказание профориентационной поддержки глухих обучающихся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности; выработка у глухих обучающихся сознательного отношения к труду; профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Слайд 3

Задачи профориентационной работы: обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных форм и методов, применяемых на уроках факультативных курсов, занятиях внеурочной деятельности (классные часы, проектная деятельность), а также в воспитательной и кружковой работе; дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства; выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.

Слайд 4

Система профессиональной ориентации школьников: Профессиональное просвещение; Профессиональная диагностика; Профессиональная консультация; Профессиональный подбор; Профессиональная адаптация.

Слайд 5

Этапы и содержание профориентационной работы в школе-интернате №65: 1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

Слайд 6

Этапы и содержание профориентационной работы в школе-интернате №65: 5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “ Я ” ); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики – в сферах технических и материальных интересов, искусства, работы с людьми, сферах умственного и физического труда.

Слайд 7

Этапы и содержание профориентационной работы в школе-интернате №65: 8-10 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

Слайд 8

Этапы и содержание профориентационной работы в школе-интернате №65: 11 класс: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Слайд 9

Направления и формы работы: Работа с глухими обучающимися 9-11 классов: комплекс профориентационных мероприятий в виде занятий и тренингов по планированию карьеры, погружение в профессию; консультации по выбору профессии (индивидуальные и групповые); анкетирование; наблюдение; проектно-исследовательская деятельность; организация и проведение экскурсий (в колледжи и на предприятия); встречи с представителями предприятий и образовательных заведений СПО.

Слайд 10

Направления и формы работы: Работа с родителями: проведение родительских собраний (общешкольных, классных); индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников; анкетирование родителей обучающихся; привлечение родителей школьников к беседам с обучающимися («круглый стол»); проведение экскурсий на предприятия и в образовательные учреждения СПО (колледжи); помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время; избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников.

Слайд 11

Примерные темы для рассмотрения на методических объединениях по вопросам профориентации: “ Подготовка учащихся к компетентному выбору профессии ” . “ Система образования в России ” ; “ Система профориентационной работы в городе, в школе ” ; “ Методика профориентационной работы по возрастным группам ” ; “ Психологическая и социальная обусловленность выбора профессии старшеклассниками ” ; “ Методические основы профориентации во внеклассной работе ” ; “ Работа с учащимися по интересам ” ; “ Методы исследований и наблюдений психофизиологических особенностей учащихся, основы профконсультации ” ; “ Методы работы с родителями по вопросу выбора профессии ”.

Слайд 12

Школьная прикладная психодиагностика: выбор профессии глухими выпускниками 2015-2016 гг. и обучающимися 11-ых классов Анализируя полученные данные, необходимо выделить сферы, содержащие наибольшее количество баллов, и эти сферы деятельности можно считать самыми предпочтительными: 1. Сфера искусства: художник, художник-оформитель, дизайнер, артист. 2. Сфера технических интересов: программист, Web- мастер, технолог, оператор, специалист по ремонту компьютерной техники. 3. Сфера работы с людьми: учитель, педагог, воспитатель, психолог, социальный работник, массажист, журналист. 4. Сфера умственного труда: юрист, эколог, инженер. 5. Сфера физического труда: фотограф, парикмахер, специалист по капитальному ремонту помещений, кладовщик, почтальон, кондитер, швея, портной, столяр, слесарь, парикмахер, косметолог, визажист, цветовод, зубной техник. 6. Сфера материальных интересов: администратор, предприниматель, специалист по рекламе.

Слайд 13

Школьная прикладная психодиагностика Результаты данных исследований показали, что глухие выпускники и обучающиеся 11-ых классов предпочитают сферы физического труда и технических интересов. Надо отметить, что некоторые из выпускников по окончании колледжа планируют самостоятельно пройти дополнительные курсы по разным специальностям из этих профессиональных сфер, чтобы получить резервные специальности. Родители поддерживают инициативы своих детей.

Слайд 14

Школьная прикладная психодиагностика

Слайд 15

Школьная прикладная психодиагностика

Слайд 16

Школьная прикладная психодиагностика

Слайд 17

Проблемы по профориентации глухих обучающихся 11-ых классов и выпускников Переоценивание индивидуальных возможностей в выборе профессии и недостаточное умение повышать свою конкурентоспособность на фоне современного рынка труда; сужение спектра возможных специальностей для глухих выпускников; сужение выбора образовательных учреждений СПО и сопутствующее сокращение сурдопереводчиков ; отсутствие перспектив по трудоустройству по специальности после окончания образовательного учреждения СПО (колледжа).

Слайд 18

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Профориентационная работа с глухими обучающимися

в ГКОУ СКШИ №65».

Цели профориентационной работы в школе-интернате №65:

  • оказание профориентационной поддержки глухих обучающихся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности;
  • выработка у глухих обучающихся сознательного отношения к труду;
  • профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

     Задачи профориентационной работы:

  • обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных форм и методов, применяемых на уроках факультативных курсов, занятиях внеурочной деятельности (классные часы, проектная деятельность), а также в воспитательной и кружковой работе;
  • дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства;
  • выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.

Система профессиональной ориентации школьников:

  • Профессиональное просвещение;
  • Профессиональная диагностика;
  • Профессиональная консультация;
  • Профессиональный подбор;
  • Профессиональная адаптация.

Этапы и содержание профориентационной работы в школе-интернате №65:

1-4 классы:

  • формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
  • развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5-7 классы:

  • развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
  • представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”);
  • приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики – в сферах технических и материальных интересов, искусства, работы с людьми, сферах умственного и физического труда.

8-10 классы:

  • уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору;
  • групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
  •  формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

11 класс:

  • Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Направления и формы работы:

Работа с глухими обучающимися 9-11 классов:

  • комплекс профориентационных мероприятий в виде занятий и тренингов по планированию карьеры, погружение в профессию;
  • консультации по выбору профессии (индивидуальные и групповые);
  • анкетирование;
  • наблюдение;
  • проектно-исследовательская деятельность;
  • организация и проведение экскурсий (в колледжи и на предприятия);
  • встречи с представителями предприятий и образовательных заведений СПО.

Работа с родителями:

  • проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
  • индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
  • анкетирование родителей обучающихся;
  • привлечение родителей школьников к беседам с обучающимися («круглый стол»);
  • проведение экскурсий на предприятия и в образовательные учреждения СПО (колледжи);
  • помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
  • избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников.

Примерные темы для рассмотрения на методических объединениях по вопросам профориентации:

  • “Подготовка учащихся к компетентному выбору профессии”.
  • “Система образования в России”;
  • “Система профориентащюнной работы в городе, в школе”;
  • “Методика профориентационной работы по возрастным группам”;
  • “Психологическая и социальная обусловленность выбора профессии старшеклассниками”;
  • “Методические основы профориентации во внеклассной работе”;
  • “Работа с учащимися по интересам”;
  • “Методы исследований и наблюдений психофизиологических особенностей учащихся, основы профконсультации”;
  • “Методы работы с родителями по вопросу выбора профессии”.

Школьная прикладная психодиагностика: выбор профессии глухими выпускниками  2015-2016 гг. и обучающимися 11-ых классов.

Анализируя полученные данные, необходимо выделить сферы, содержащие наибольшее количество баллов, и эти сферы деятельности можно считать самыми предпочтительными:

  1. Сфера искусства: художник, художник-оформитель, дизайнер, артист.
  2. Сфера технических интересов: программист, Web-мастер, технолог, оператор, специалист по ремонту компьютерной техники.
  3. Сфера работы с людьми: педагог, воспитатель, психолог, социальный работник, массажист, журналист.
  4. Сфера умственного труда: юрист, эколог, инженер.
  5. Сфера физического труда: фотограф, парикмахер, специалист по капитальному ремонту помещений, кладовщик, почтальон, кондитер, швея, портной, столяр, слесарь, парикмахер, косметолог, визажист, цветовод, зубной техник.
  6. Сфера материальных интересов: администратор, предприниматель, специалист по рекламе.

Школьная прикладная психодиагностика

        

Результаты данных исследований показали, что глухие выпускники и обучающиеся 11-ых классов предпочитают сферы физического труда и технических интересов.

        Надо отметить, что некоторые из выпускников по окончании колледжа планируют самостоятельно пройти дополнительные курсы по разным специальностям из этих сфер физического труда и технических интересов, чтобы получить резервные специальности. Родители поддерживают инициативы своих детей. Так как они ознакомлены с новым законом о том, что предприятия имеют право на отказ принять инвалидов с нарушениями слуха на работу по специальности.

Проблемы по профориентации глухих обучающихся 11-ых классов и выпускников:

  • Переоценивание индивидуальных возможностей в выборе профессии и  недостаточное умение повышать свою конкурентоспособность на фоне современного рынка труда;
  • сужение спектра возможных специальностей для глухих выпускников;
  • сужение выбора образовательных учреждений СПО и сопутствующее сокращение сурдопереводчиков.

(Примечание: 

например,  в 2016 году неслышащих выпускников приняли колледжи №24, №13, №21 – образовательные учреждения СПО северного, северно-восточного и восточного округов,  а также колледж малого бизнеса №4 – ЦАО. И в 2017 году перечисленные выше колледжи откроют двери для будущих выпускников.  Колледжи №39, №26, им. Фаберже  и другие образовательные учреждения СПО южных округов г. Москвы (ЮВАО, ЮАО, ЮЗАО) прекратили приём глухих выпускников).

  • отсутствие перспектив по трудоустройству по специальности после окончания образовательного учреждения СПО (колледжа).

(Примечание: тревожит новый закон о том, что предприятия имеют право на отказ принять инвалидов с нарушениями слуха на работу по специальности).

Доклад разработали

учитель технологии

Кочегарова И.В. и

педагог-психолог

Смолкина Е.А.

06.02.2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме :"Профориентационная работа с учащимися старшего звена с ограниченными возможностями здоровья".

Тема: «Профориентационная работа с учащимися старшего звена с ограниченными возможностями здоровья» ...

Обобщение опыта по теме: "Профориентационная работа на уроках ИЗО"

Данный материал обобщает опыт работы учителя изобразительного искусства и МХК МБОУ СОШ №4 по теме: "Профориентационная работа учителя изобразительного искусства  на уроках ИЗО"...

Диагностический инструментарий в работе с глухими обучающимися

В этой работе систематизирован диагностический инструментарий по возрастам. выделены познавательная, личностная. эмоционально-волевая и физическая сфера...

Доклад на тему "Профориентационная работа в ОУ"

Данный доклад был представлен на районной августовской конференции. В нем освещены этапы работы педагога-психолога по профориентации обучающихся, а также основные направления работы с семьей самоопред...

материал к классному часу, а также работа учителя химии по теме "Профориентационная работа классного руководителя и учителя химии"

данный документ содержит информация о профориентационной работе, которая проводилась с учащимися 10-го класса на классном часу, а также материал, содержащий взаимосвязь химии с различными прорфессиями...