Доклад на тему "Профориентационная работа в ОУ"
учебно-методический материал по психологии на тему

Данный доклад был представлен на районной августовской конференции. В нем освещены этапы работы педагога-психолога по профориентации обучающихся, а также основные направления работы с семьей самоопределяющегося подростка.  К докладу даны приложения с опробированными материалами (анкеты, опросники, игровые упражнения, памятки).

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Отрадненская СОШ

Доклад педагога-психолога Коноваловой Т.В. на конференции      

 Профориентационная работа

в 8 – 11 классах ОУ

         Каждый человек в своей жизни сталкивается с проблемой выбора профессии. От того, насколько правильно он будет сделан, в значительной мере зависит удовлетворённость трудом, а, следовательно, и качество повседневной жизни.

         Этим определяется важность работы по профессиональной ориентации людей в огромном мире профессий. Уже в школе подростки могут выбрать на основе интересов и склонностей тот или иной вид деятельности.

         В профориентации традиционно выделяются следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика (включая длительное отслеживании е основных линий развития, профотбор и профподбор) и профконсультация.

        Участие в профориентации и помощь школьникам в обоснованном выборе профессии – одна из важнейших сторон работы школьного психолога. В содержание этой деятельности входит:

- выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, первичных профессиональных намерений и их динамики;

- определение социальных установок и помощь в их формировании;

- определение мотивации выбора и её структуры;

- формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;

- определение уровня развития различных сторон личности, динамики и вариативности проявлений, жизненного стиля, возможной «цены» деятельности (конфликтность, напряжённость, тревожность, склонность к монотонии, потенциальные возможности и их реализация, устойчивость и настойчивость, целеустремлённость и т.п.);

- осуществление профподбора, при необходимости первичного профотбора;

- определение степени соответствия «профиля личности» и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения учащихся;

- участие в проведении занятий с учащимися по профессиональному самоопределению.

             Таким образом, из множества направлений профориентации на плечи психолога ложатся профдиагностика и профконсультирование.  

 Специальное тестирование психологических и психофизиологических особенностей позволяет сделать достаточно достоверный прогноз степени профессиональной пригодности к предполагаемому виду занятий.                    

Активизирующая профконсультационная методика направлена на формирование субъекта профессионального самоопределения и предполагает не только формирование у консультируемого подростка интереса (мотивации) к рассмотрению своих проблем, но и вооружение его доступным и понятным средством для планирования, корректировки и реализации своих профессиональных перспектив.

            Полученные знания дают возможность скорректировать предполагаемый выбор, в случае, если возникают какие-то труднопреодолимые препятствия на пути его реализации. Существуют родственные по своей психологической структуре профессии, которые позволяют несколько иными способами реализовать имеющийся у человека внутренний потенциал.

            Е.А. Климов, дифференциально-диагностический опросник  которого мы используем в своей практике, выделил 10 периодов развития человека как субъекта труда. Возраст от 11-12 до 14-18 лет он относит к стадии оптации. Это стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути; соответственно, человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределении, называется оптантом.

               Как помочь подростку в данный период? 

           Ещё в 3-ем классе на каждого ученика заводится «Карта профессиональной направленности» (см. Приложение № 1). В дальнейшем он заполняет её в 5, 8, 9 и 11 классах. Карта позволяет и самому ученику, и классному руководителю, и психологу, и родителям проследить, как меняются его интересы и склонности в зависимости от возраста и жизненного опыта. Кроме того, она часто демонстрирует несоответствие выбора желаемой профессии и способностей ребёнка. Поэтому в период оптации очень важно помочь подростку понять, что следует учесть, чтобы сделать удачный профессиональный выбор.

           Графически самый надёжный способ выбора профессии выглядит так:  

                                                                                                   

           Чаще всего ребёнок при выборе профессии ориентируется только на свои склонности – «Я хочу». Безусловно, от склонностей зависит привлекательность различных видов деятельности, потребность в них, стремление не только к результату, но и к самому процессу. Однако подросток далеко не всегда соотносит свои склонности со  своими способностями, профессиональными возможностями - такими индивидуальными качествами, от которых зависит возможность успешного осуществления профессиональной деятельности, т.е. с тем, что называется «Я могу». Следовательно, наша задача – нацелить подростка на поиски такой профессии, где «Хочу» и «Могу» совпадают. Однако и этого недостаточно. В книге «Азбука профориентации XXI века» приводится такой шуточный пример: «Представим себе, что некий молодой человек хочет быть сборщиком кокосовых орехов. Он действительно хочет этого и к тому же обладает известной ловкостью и силой, чтобы лазать по пальмам. Но пальмы не растут в России, и, следовательно, наш молодой человек не найдёт себе применения в качестве сборщика кокосов». Таким образом, кроме «Хочу» и «Могу» есть ещё и третья составляющая, которую называют словом «Надо» - потребности рынка труда.

             Существует много различных методик, для того чтобы помочь подростку выявить соответствие его склонностей и способностей. К ним относятся достаточно давно применяемые нами тест Д. Голлланда по определению типа личности и Дифференциально-диагностический опросник Е. Климова «Я предпочту».

         Однако, на наш взгляд, более полную картину соответствия «Хочу» и «Могу» даёт анкета «Ориентация», методика которой предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова (см. Приложение № 2)

           Насколько серьёзно и самостоятельно подходит подросток (оптант) к выбору профессионального пути, позволяет судить тест «Мотивы выбора профессии» (см. Приложение № 3).

           По результатам диагностики, как правило, проводятся групповые и индивидуальные консультации. Хорошим подспорьем  для психолога здесь является «Схема индивидуальной профориентационной беседы с учащимся» (см. Приложение № 4).

           В качестве групповых консультаций рекомендуется использование активизирующей профориентационной методики. Она во многом близка к игровой, но имеет и свои особенности. Основными характеристиками данной  методики являются следующие:

 интересность, увлекательность процедуры;

 личная значимость для подростков обсуждаемых в методике вопросов;

 добровольность участия в процедуре данной методики;

 двухплановость действия (как в игре), предполагающая, с одной стороны, план реальных действий (реальные эмоции, разговоры, действия), а с другой стороны, план вымышленных действий. (Например, профконсультант и учащийся в воображении могут перемещаться в иные времена, в самые разнообразные ситуации самоопределения и т.п.);

 организация совместного со школьниками рассмотрения профориентационных проблем и поиски их решения.

           Таким образом, активизирующая методика – это не просто интересные для подростков занятия, но, прежде всего, это методика, вооружающая его средством для самостоятельных действий.

Существует несколько групп активизирующих методов профессионального и личностного самоопределения:

  1. Профориентационные игры с классом – рассчитаны на реальные условия работы в школе: многие игры проводятся в рамках урока (классного часа); предполагают работу с целым классом; проводятся одним ведущим; предполагают высокую динамику работы (см. Приложение № 5);
  2.  Ировые профориентационные упражнения (см. Приложение № 6);
  3.  Карточные профконсультационные методики:

а) информационно-поисковые системы – ИПС – («профпасьянсы», внешне напоминающие раскладывание «пасьянсов», когда из специальных карточек на столе выстраиваются образы наиболее привлекательных профессий);

б) игровые карточные методики, предназначенные не для выбора профессии, а для моделирования жизненного пути, где подросток, преодолевая по специальным правилам различные игровые трудности, часто моделирующие реальные трудности жизни, должен достичь своих жизненных и профессиональных целей.

     4) Бланковые карточные методики: идея – самостоятельное изготовление  участниками карточек и игровых бланков, с последующей игрой в карты и отражением результатов игры в своих бланках.

      5) Активизирующие профориентационные опросники. Это скорее «игра в тесты», т.к. главная цель – заставить задуматься о тех вопросах, которые при обсуждении их в режиме дискуссии или в обычной беседе кажутся скучными, а в активизирующем опроснике эти сложные вопросы просто включены в деятельность по заполнению бланка… Опыт показал, что данные методики обладают и некоторым диагностическим эффектом.

     6) Ценностно-смысловые опросники – главный акцент в них делается на нравственные аспекты профессионального и личностного самоопределения. Эти опросники содержат игровые элементы, позволяющие в интригующей форме затрагивать те вопросы, о которых на сегодняшний день, в эпоху ориентации значительной части молодёжи на ценности массового общества и потребительского примитивизма, в открытую говорить просто рискованно, т.к. сам факт разговора о том, что для многих «свято» может быть воспринят как «морализаторство». Темы таких опросников: «Авантюрность? Практичность? Артистизм?» (см. Приложение №7); «Умеешь ли ты ориентироваться в любой ситуации?», «Есть ли у тебя склонности к предпринимательской деятельности?», «Есть ли у тебя деловая хватка?» и т.п.

      7) Бланковые игры с классом: основная идея – играть со всем классом и с каждым в отдельности (психолог играет на доске, а каждый присутствующий – на своём бланке). Данные методики позволяют моделировать некоторые нравственные аспекты таких престижных на сегодняшний день профессий, как бизнесмен, юрист и т.п.

             Профориентационная работа, как и любая другая в школе, даёт положительные результаты, когда в неё вовлечены все участники образовательного процесса, а следовательно, не стоит забывать в этой работе и о взаимодействии с семьёй. Взаимодействие предполагает:

 общее понимание цели профориентации применительно к данному подростку;

 совместное выделение конкретных задач, решение которых и обеспечивает достижение намеченной цели (лучше эти задачи выписать перечнем и обсудить с родителями);

 распределение этих задач между педагогами, классными руководителями, психологом и самими родителями;

 постоянный взаимоконтроль за выполнением намеченных задач и своевременная корректировка задач и их исполнителей.

            В самом общем плане можно выделить следующие основные направления работы с семьями самоопределяющихся подростков:

1. Обсуждение возможных перспектив профессионального самоопределения школьников на родительских собраниях. На таких собраниях обсуждаются общие вопросы, связанные с выбором предпрофильной и профильной подготовки в школе, до родителей доводится информация о той профориентационной работе, которая ведётся в школе и в классе, принимаются предложения по составлению планов и включению мероприятий по профориентации, заслушиваются отчёты по выполнению плана работы.

2. Организация родительских лекториев по вопросам профориентации, где занятия могут проводить не только педагоги школы, но и приглашённые специалисты. (см. Приложение-памятку № 8)

3. Организация диспутов и дискуссий по вопросам профессионального и личностного самоопределения с приглашением учащихся, родителей, студентов, представителей различных профессий.

4. Индивидуальные беседы и профконсультации. Это могут быть консультации самих родителей, а также совместные консультации с присутствием родителей и их детей ( в данном случае консультант должен быть уверен, что между родителями и их ребёнком существует взаимопонимание и взаимоуважение). (см. Приложение-анкету № 9)

             Понятно, что когда речь идёт о взаимодействии с семьёй самоопределяющегося подростка, то это не должно ограничиваться общением только с его родителями. Важными членами семьи, значимыми для конкретных старшеклассников могут быть бабушки и дедушки, старшие братья и сёстры и другие члены семьи.

         

Приложение № 1

КАРТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

3класс

5 класс

8 класс

9 класс

11 класс

1

Какую профессию Вы бы выбрали?

2

В каком учебном заведении Вы бы хотели учиться?

3

Какие учебные предметы Вам нравятся?

4

Какие учебные предметы Вам не нравятся?

5

Чем любите заниматься в свободное время?

6

Назовите область деятельности или знаний, которая Вас больше всего интересует:

-естественные (химия, биология, география)

- точные науки (математика, физика, информатика)

- общественные науки (история, экономика)

- гуманитарные науки (лит-ра, ин. яз., психология)

- искусство (музыка, театр, танец, рисование)

7

В каких кружках, факультативах, специальных школах Вы занимаетесь?

8

В каких делах класса и школы Вы принимаете участие?

19

Какие профессии Вас привлекают?

10

Отметки по следующим предметам:

  • русский язык
  • алгебра
  • геометрия
  • физика
  • химия
  • биология
  • география
  • история
  • литература
  • иностранный язык
  • трудовое обучение
  • физкультура

                    Анкета «Ориентация»                                         Приложение № 2

(Пособие по самотестированию и планированию своего будущего)    

   Эта анкета поможет Вам быстро и просто определить Вашу направленность на тот или иной тип и класс профессий. Она разработана специально для тех случаев, когда человек испытывает затруднения при выборе профессии. Анкета состоит из двух частей: «Я хочу» и «Я могу».

   В первой части («Я хочу») Вы можете оценить по 4-балльной шкале степень своего желания заниматься каждым из 35 приведённых в перечне видов деятельности.

   Во второй части («Я могу») Вы можете оценить с помощью такой же шкалы степень своих способностей к каждому из 35 заданных видов деятельности. 

Я хочу

(мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю)

Я могу

(способен, умею, обладаю навыками)

Инструкция: напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени Вашего желания (во второй колонке – способности) заниматься этим видом деятельности. (0 – вовсе нет; 1 – по-    жалуй, так; 2 – верно; 3 – совершенно верно).

1

Обслуживать людей _______________0  1  2  3                              

Заниматься лечением______________ 0  1  2  3

Обучать, воспитывать______________0  1  2  3

Защищать права и безопасность_____ 0  1  2  3

Управлять людьми________________ 0  1  2  3

1

Знакомиться с новыми людьми___________0  1  2  3

Быть чутким и доброжелательным________ 0  1  2  3

Выслушивать людей____________________0  1  2  3

Разбираться в людях____________________0  1  2  3

Хорошо говорить и выступать публично___0  1  2  3

2

Управлять машинами______________0  1  2  3

Ремонтировать оборудование_______ 0  1  2  3

Собирать и налаживать технику_____ 0  1  2  3

Обрабатывать материалы, изготав-

ливать различные предметы, вещи___0  1  2  3

Заниматься строительством_________0  1  2  3

 

2

Искать и устранять неисправности________0  1  2  3

Использовать приборы и механизмы______ 0  1  2  3

Разбираться в технических  устройствах___ 0  1  2  3

Ловко обращаться с инструментами_______0  1  2  3

Хорошо ориентироваться в пространстве___0  1  2  3 

3

Обрабатывать тексты, таблицы______0  1  2  3

Производить расчёты, вычисления___0  1  2  3

Перерабатывать информацию_______0  1  2  3

Работать с чертежами, картами и т. п_0  1  2  3.

Принимать и передавать сообщения__0  1  2  3

3

Быть сосредоточенным и усидчивым______0  1  2  3

Хорошо считать в уме__________________ 0  1  2  3

Кодировать информацию________________0  1  2  3

Оперировать знаками и символами________0  1  2  3

Искать и исправлять ошибки_____________0  1  2  3

4

Заниматься худож. Оформлением____0  1  2  3

Рисовать, фотографировать_________0  1  2  3

Создавать произведения искусства___0  1  2  3

Выступать на сцене________________0  1  2  3

Шить, вышивать, вязать____________ 0  1  2  3

4

Создавать красивые вещи_______________ 0  1  2  3

Разбираться в литературе, искусстве______ 0  1  2  3

Петь, играть на муз. инструментах_______  0  1  2  3

Сочинять стихи, писать рассказы_________0  1  2  3

Рисовать-_____________________________0  1  2  3

5

Ухаживать за животными___________0  1  2  3

Заготавливать продукты____________0  1  2  3

Работать на открытом воздухе_______0  1 2  3

Выращивать овощи и фрукты_______ 0  1  2  3

Иметь дело с природой_____________0  1  2  3

5

Разбираться в животных или растениях____ 0  1  2  3

Разводить растения или животных________ 0  1  2  3

Бороться с болезнями, вредителями_______ 0  1  2  3

Ориентироваться в природных явлениях___ 0  1  2  3

Работать на земле______________________ 0  1  2  3

А

Работать руками___________________0  1  2  3

Выполнять решения_______________  0  1  2  3

Воспроизводить образцы, копировать_0  1  2  3

Получать конкретный результат_____ 0  1  2  3

Воплощать идеи в жизнь____________0  1  2  3

А

Быстро выполнять указания_____________ 0  1  2  3

Точно следовать инструкциям___________ 0  1  2  3

Работать по заданному алгоритму________ 0  1  2  3

Выполнять однообразную работу_________0  1  2  3

Соблюдать правила и нормативы_________ 0  1  2  3

Б

Работать головой__________________ 0  1  2  3

Принимать решения________________0  1  2  3

Создавать новые образцы___________ 0  1  2  3

Анализировать, наблюдать, исследо-

вать, контролировать, изучать_______ 0  1  2  3

Планировать, конструировать, проек-

тировать, разрабатывать, моделировать_0  1  2  3

Б

Создавать инструкции, давать указания____0  1  2  3

Принимать нестандартные решения_______0  1  2  3

Легко придумывать новые способы

деятельности__________________________ 0  1  2  3

Брать на себя ответственности____________0  1  2  3

Самостоятельно организовывать свою

работу ________________________________0  1  2  3

 

Приложение № 3

Текст опросника «Мотивы выбора профессии»

Утверждения

Оценка

Тип мотивации

1.

Требует общения с разными людьми

И

2.

Нравится родителям

-

3.

Предполагает высокое чувство ответственности

С

4.

Требует переезда на новое место жительства

+

5.

Соответствует моим способностям

И

6.

Позволяет ограничиться имеющимся оборудованием

-

7.

Даёт возможность приносить пользу людям

С

8.

Способствует умственному и физическому развитию

И

9.

Является высокооплачиваемой

+

10.

Позволяет работать близко от дома

+

11.

Является престижной

-

12.

Даёт возможности для роста профессионального мастерства

С

13.

Единственно возможная в сложившихся обстоятельствах

-

14.

Позволяет реализовать способности к руководящей работе

С

15.

Является привлекательной

И

16.

Близка к любимому школьному предмету

+

17.

Позволяет сразу получить хороший результат труда для других

С

18.

Избрана моими друзьями

-

19.

Позволяет использовать профессиональные умения вне работы

+

20.

Даёт большие возможности проявить творчество

И

   Обработка результатов

   Шкала оценок:

   5 – очень сильно повлияло, 4 – сильно, 3 – средне, 2 – слабо, 1 – никак не повлияло.

   Условные обозначения:

   «И» - внутренне индивидуально значимые мотивы;

  «С» - внутренние социально значимые мотивы;

  «+» - внешние положительные мотивы;

   «-» - внешние отрицательные мотивы.

   Максимальная сумма указывает на преобладающий мотив в выборе профессии.

Приложение № 4

  Схема индивидуальной профориентационной беседы

  1. Профессиональные намерения учащегося
  1. Что собирается делать после окончания 9 класса:

- учиться в X классе,

- поступить в училище, колледж (записать полное название учебного заведения).

2. Что знает о содержании избираемой профессии, об условиях учёбы, работы?

3. Знает ли о требованиях избираемой профессии к человеку?

4. Что советуют делать родители после окончания 9 класса? Согласен ли учащийся с их мнением?

II. Интересы

  1. Какие учебные интересы преобладают («любимые» и «нелюбимые» предметы)?
  2. Есть ли интересы, связанные с выбором профессии (чтение специальной литературы, беседы о профессии со специалистом, посещение учебных заведений)?
  3. Как развивает интересы, связанные с выбором профессии?
  4. Оказывают ли помощь родители (члены семьи) в развитии учебных интересов и интересов к профессиональной деятельности? В чём это заключается?

III. Склонности

  1. Какие склонности называется учащийся (в учебной деятельности, в кружковой работе, в свободное от учёбы время)?
  2. Есть ли склонности, связанные с выбором профессии («проба сил»)?
  3. Как развивает склонности, связанные с выбором профессии?
  4. Оказывают ли помощь родители (члены семьи) в развитии склонностей к какой-либо профессиональной деятельности? В чём это заключается?

IV. Способности

  1. Какие способности находит у себя учащийся (в учебной деятельности)?
  2. Есть ли профессиональные способности, т.е. способности, необходимые для успешного освоения избираемой профессии?
  3. Как развивает способности, связанные с выбором профессии (тренирует память, внимание, улучшает физическую подготовку, углубляет знания о профессии)?
  4. Совпадают ли интересы, склонности со способностями учащегося (совпадают частично или совсем не совпадают)?
  5. Знает ли учащийся мнение учителей и родителей о его способностях? Согласен ли он с их мнением?
  6. Как учащийся считает, оказывают ли ему помощь в развитии способностей учителя и родители (члены семьи)?

V. Личные качества

     1. Какие личные качества, по мнению учащегося, наиболее ярко у него выражены (положительные или отрицательные)?

     2. Какие качества, по его мнению, необходимо развить для успешного освоения избираемой профессии?

     3. Как развивает качества, необходимые для успешной профессиональной деятельности?

    4. Занимается ли самовоспитанием?

    5. Оказывают ли помощь в развитии личных качеств учителя и родители (члены семьи)?

VI. Готовность к выбору профессионального пути

  1. Как учащийся оценивает достигнутые им успехи в учебной деятельности?
  2. По каким учебным предметам, по его мнению, будут нужны знания в дальнейшей профессиональной деятельности?
  3. Считает ли учащийся, что сможет осуществить свои профессиональные намерения? Что этому может помешать?
  4. В случае неосуществления основных планов есть ли запасные?

VII. Советы и рекомендации учащемуся по подготовке к выбору профессионального пути

  1. Литература для чтения.
  2. Кружок, факультатив, углубленное изучение отдельных предметов.
  3. Тема доклада в классе по избираемой профессии.
  4. Встреча со специалистом.
  5. Советы по развитию, совершенствованию индивидуальных качеств.
  6. Дата первичной профконсультации.

Приложение № 5

                            Игровое профориентационное упражнение

«Кто есть кто?»

Цель упражнения – дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями.

Время проведения – 5-10 минут.

Основные этапы

(Упражнение проводится в круге)

  1. Ведущий опрашивает участников, какие профессии для них наиболее интересны, записывает эти профессии на доске. Во время проведения упражнения ведущий называет профессии из этого перечня. (Это исключит случаи, когда профессия будет никому из участников не интересна).
  2. Инструкция:

Сейчас я буду называть профессии, а каждый участник в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдёт в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши и все по команде одновременно должны показать рукой (или ручкой) на выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии).

  1. Показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а ведущий сам по очереди подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, т.е. чей образ, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии. (Следует сказать, что, по результатам экспериментов, прогнозы школьников относительно будущего своих одноклассников нередко оказываются более точными, чем прогнозы учителей и родителей.) Конечно, и сами игроки могут сосчитать, сколько рук на них указывает, но по опыту проведения игры, часто оказывается, что без помощи ведущего многие сбиваются.

В целом, данное упражнение очень простое и с интересом воспринимается участниками.

Приложение № 6

Профориентационная игра

«Ловушки-капканчики»

Цель игры – осознание учащимися возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным достижениям.

Время проведения – 20 – 30 минут.

Основные этапы

(Упражнение проводится в круге.)

  1. Совместно с группой определяется профессиональная цель (поступление в конкретное учебное заведение; окончание данного заведения; оформление на какое-либо место работы или конкретное профессиональное достижение, включая построение карьеры и получение наград, премий и прочего).
  2. В группе выбирается доброволец, который будет «представлять» вымышленного человека (если доброволец пожелает, то он может представлять и самого себя). При этом для вымышленного человека необходимо сразу же определить его основные характеристики: пол, возраст (желательно, чтобы возраст соответствовал возрасту большинства присутствующих, что сделает игру более актуальным для играющих), образование, семейное положение и др. Но таких характеристик не должно быть слишком много!
  3. Инструкция:

     Сейчас каждый участник, уже зная, к каким целям стремится наш главный (вымышленный или реальный) герой, должен будет определить (или придумать) для него некоторые трудности на пути к профессиональной цели. Особое внимание обращаем на то, что трудности могут быть как внешними, исходящими от других людей или обстоятельств, так и внутренними, заключёнными в самом человеке (именно об этих, внутренних трудностях многие часто забывают). Каждому желательно определить

     2-3 таких трудностей (ловушек) на случай, если похожие трудности придумают другие участники (чтобы не повторяться). Также каждый обязательно должен подумать и о том, как преодолеть эти трудности. Главному игроку даётся время для определения нескольких наиболее вероятных трудностей на пути к своей цели, а также для подготовки ответа, как он собирается их преодолевать.

     После этого по очереди каждый называет по одной трудности-ловушке, а  главный игрок сразу же (без размышления) должен сказать, как можно эту трудность преодолеть. Игрок, назвавший данную трудность, также должен высказать свой способ решения проблемы.

  1. Далее игроки, включая главного героя, выделяют на своих листочках основные трудности на пути к намеченной цели. (напоминаем, что трудности бывают не только внешними, но и внутренними.
  2. Каждый по очереди называет свою трудность. (Если оказывается, что какая-то трудность является явно надуманной, то сама группа должна решить, обсуждать подобную трудность или нет.)
  3. Сразу же главный игрок говорит, как он собирается её преодолеть.
  4. После него о своём варианте преодоления трудности говорит игрок, назвавший эту трудность.
  5. Ведущий с помощью остальных игроков определяет, чей вариант преодоления трудности оказался более оптимальным, интересным и реалистичным.
  6. Наконец, подводится общий итог (сумел главный герой преодолеть названные трудности или нет). При общем подведении итогов можно также посмотреть, сумел ли ещё на подготовительном этапе главный игрок выделить те трудности (на своём листочке), которые уже в игре предлагали ему остальные участники.

В ходе данной игры часто возникают интересные дискуссии, у участников появляется желание поделиться своим жизненным опытом.

Примечание: ведущему необходимо поощрять такой обмен опытом, но одновременно следить и за тем, чтобы игра проходила динамично и не увязала в несущественных деталях.

Приложение № 7

Активизирующий профориентационный опросник

Авантюрность? Практичность? Артистизм?

В выборе профессии надо учитывать качества характера человека. Ответив на вопросы этого теста, ты, может быть, определишь, чего в тебе больше.

1. Если бы ты ехал(а) во Францию, то предпочёл(чла) бы ехать…

А) один (одна)

Б) с лучшим другом (подругой)

В) с организованной группой.

2. Если бы ты работал(а) в большом магазине, то ты был(а) бы…

А) продавцом

Б) бухгалтером

В) декоратором.

3. Если бы у тебя было много денег, то ты купил(а) бы…

А) гоночный автомобиль

Б) кинокамеру

В) современную скульптуру.

4. Если бы ты читал(а) книгу, это был бы…

А) детектив

Б) биография знаменитого человека

В) стихи.

5. Если бы тебе пришлось выбирать между тремя профессиями, ты бы выбрал(а)…

А) профессию журналиста

Б) механика

В) антиквара.

6. Если бы тебе можно было выбирать, ты предпочёл(чла) бы учить…

А)географию

Б) физику

В) латынь.

7. Если бы ты поехал(а) в Париж, ты бы посетил(а) в первую очередь…

А) Эйфелеву башню

Б) магазины

В) Музей современного искусства.

8. Если бы твой родственник пригласил тебя в твой день рождения пойти куда-нибудь, ты бы выбрал(а)…

А) спортивные соревнования

Б) ресторан (кафе)

В) концерт.

9. Если бы представилась возможность провести неделю за границей, ты бы предпочёл(чла)…

А) покататься на горных лыжах

Б) поехать в Лондон

В) навестить памятники Рима.

10. Если ты хочешь провести приятный вечер среди друзей, ты им предложишь…

А) поиграть в настольную игру, например, «Монополию»

Б) сконструировать модель

В) послушать диск.

                        Подведи общий итог и сверь с результатами теста.

        Если у тебя 5 или больше ответов «А», то ты любишь действия и приключения. Ты спортивен(вна) и любишь путешествовать. Ты в достаточной мере индивидуалист(кА), но в то же время общителен(льна). Ты любишь быстро принимать решения. Вот несколько профессий, где бы ты преуспел(а): пилот, журналист, актёр, исследователь.

        Если у тебя 5 и больше ответов «Б», то у тебя есть такое качество, как практичность. Ты также работоспособен(бна). Ты был(а) бы отличным коммерсантом, но мог(ла) бы преуспевать и как инженер или программист.

      Если у тебя 5 и больше ответов «В», то у тебя явно артистический темперамент. Ты, без сомнения, мечтатель и романтик. Ты мог(ла) бы быть фотографом, архитектором, преподавателем, писателем.

Если у тебя меньше 5 ответов «А», «Б» или «В», ты – уравновешенная личность. Ты был(а) бы отличным дипломатом, но можешь быть также врачом, зубным техником, археологом.

Приложение № 8

Памятка

для родителей учащихся по выбору профессии

Уважаемые папы и мамы!

Выбор профессии – важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребёнка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.

  1. Дайте своему ребёнку право выбора будущей профессии. Не выбирайте за него, а помогайте двигаться к правильному выбору.
  2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
  3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
  4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребёнка, которые необходимы ему в данной специальности.
  5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистом-консультантом.
  6. Не давите на ребёнка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
  7. Поддерживайте ребёнка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
  8. Если ваш ребёнок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
  9. Если ваш ребёнок рано увлёкся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятий в кружках и т.д.

10.Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии  своих родителей!

11.Советы ребёнку давайте так, чтобы ему хотелось за ними к вам обратиться.  

 

Приложение № 9

Анкета для родителей учащихся

по профориентации ребёнка

  1. Обсуждали вы в своей семье вопрос будущей профессии вашего ребёнка? _________________________________________________
  2. Едины ли вы во взглядах на его будущую профессию со своей женой/мужем?______________________________________________
  3. Считаете ли вы необходимым учитывать интерес самого ребёнка при выборе его будущей профессии?_______________________________
  4. Кем вы его видите в будущем?_________________________________
  5. Будет ли он продолжать дальнейшее обучение в школе или будет получать профессию?_________________________________________
  6. Считаете ли вы необходимым учитывать его склонности и способности при выборе профессии?________________________________________
  7. Как вы относитесь к посещению профконсультанта и психолога при выборе профессии?___________________________________________
  8. О профессиях в каких сферах деятельности для вашего ребёнка не может быть и речи?____________________________________________
  9. Как вы расширяете информационное поле профессиональных знаний своего ребёнка?_______________________________________________

10.Какая помощь классного руководителя или школьного психолога вам  нужна в решении данной проблемы?______________________________

_____________________________________________________________

11.Считаете ли вы необходимым поднимать эту проблему уже в 8 или 9  классах?______________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад “Средства коррекционной работы по развитию речи глухих детей “ Учитель-дефектолог Позднякова Татьяна Николаевна ГОУ специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида № 65

Значение устной речи для овладения языком, условия развития мышления глухих детей раскрыто в работах Ф.А, Рау, Ф.Ф. Рау, В.И. Бельтюкова, К.А. Волковой, Н.Ф. Слезиной, Работа по развитию устной ...

Презентация к докладу "Организация письменной работы в технологическом режиме"

Презентация поможет создать видеоряд к докладу  об организации письменной работы учащихся в режиме технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)...

Доклад: «Организация индивидуальной работы с учащимися состоящими на внутришкольном учёте»

Доклад: " Организация индивидуальнойц работы с учащимися состоящими на внутришкольном учёте"....

Доклад «Организация кружковой работы в 1 классе как средство повышения результативной деятельности обучения английскому языку на раннем этапе»

«Организация кружковой работы в 1 классе как средство повышения результативной деятельности обучения английскому языку на раннем этапе»...

ДОКЛАД на тему: «РАБОТА В ДЕТСКОМ ТАНЦЕВАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ» (из опыта работы)

Доклад поможет в работе руководителям танцевальных коллективов....

Доклад на тему: "Музыкально-слуховые данные детей и способы их выявления перед началом обучения игре на фортепиано", Доклад на тему: «Работа над аккомпанементом в классе фортепиано»

Музыкально-слуховые данные детей и способы их выявления перед началом обучения игре на фортепиано.  Учебный предмет "Концертмейстерский класс" направлен на воспитание разносторонне...

Доклад из опыта работы «Использование современных нетрадиционных технологий в работе по развитию речи детей дошкольного возраста»

Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного об...