Сказочная имидж - терапия как средство снятия психоэмоционального напряжения
методическая разработка по психологии на тему

Ивахник Юлия Анатольевна

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivahnik_yu.a._na_konkurs.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Сказочная имидж – терапия как средство снятия психоэмоционального напряжения»

 

Слайд 1.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Слайд 2.

В жизни каждый из нас играет множество ролей. Мы можем быть одновременно женой и матерью, мужем и отцом, начальником и подчинённым, творческой личностью и педантом. Но бывает так, что мы настолько привыкаем к какой-то одной роли, одному образу, что через некоторое время становимся его рабом. Психологи такое явление называют “соответствие образу”. Негибкое соответствие, как известно, лишает человека спонтанности. И вновь на помощь приходит сказка. Именно здесь можно реально измениться, попробовать себя в неожиданных амплуа. Мгновенное преображение – вот смысл сказочной имидж-терапии.

Слайд 3.

Родоначальником сказочной имидж - терапии явился удивительный человек, петербургский Сказочник и Волшебник Андрей Владимирович Гнездилов. Всё началось с самодеятельного психотерапевтического театра. Первые актёры этого театра – онкологические больные, перенесшие хирургическое вмешательство. Для многих людей глубокие позитивные личностные изменения начинаются с изменения внешности. Ведь часто для нового самоощущения не годится старый костюм – процесс трансформации целостен и затрагивает каждую клеточку человека, каждую струну его Души, и, конечно же, внешность. С новым имиджем человек символически получает и новое прошлое, настоящее и будущее. Прожив жизнь сказочного образа, он приобретает дополнительную силу. В сказочном образе человек может компенсировать то, чему его не хватает в жизни.

Слайд 4.

Важен процесс сказочной имидж - терапии для детей. Кто из вас в детстве не переодевался в невесту или принцессу, мастеря костюм из маминых вещей. Сам контекст сюжетно-ролевых игр предполагает метаморфозу. Сюжет возникает спонтанно: переодевшись, учащиеся живут жизнью нового образа. Облачившись в костюм, каждый подходит к « Сказочному зеркалу», демонстрирует свой новый имидж, любуясь собой  и создает ту картину, какую навеивает ему звучащая в данный момент музыка. Таким образом, у ребенка повышается самооценка, снижается уровень тревожности и за счет нового образа он самоутверждается. Дети склонны идентифицировать себя с различными героями сказок, мультфильмов, историй. При проведении сказочной имидж-терапии можно расспросить о персонаже более подробно: счастлив ли герой (или героиня), какие у него планы на будущее, какова его история (откуда он родом, что он намерен делать дальше, нуждается ли он в помощи и пр.) Задача педагога – собрать как можно больше проективной информации о персонаже, в которого перевоплотился человек. Таким образом, выявляются личностные особенности, мотивы, эмоциональные состояния, ценностные ориентации человека. Находясь в образе, он может с одной стороны, отыграть подавленные эмоции и желания, с другой стороны, проиграть и усилить необходимые ему модели поведения.

Слайд 5.

Изменение образа, переодевание, во многом может помочь и самому педагогу, родителю. Меняя образ, мы меняем характер, стиль поведения и общения. Через сказочное преображение взрослый может “отнормировать” расшалившегося, капризного или перевозбуждённого ребёнка.

Слайд 6.

Сказочная имидж – терапия может применяться и со взрослыми, когда взрослый чувствует внутри себя накопившееся раздражение, желание поворчать или огрызаться, сказать колкость и пр. Это состояние легко может быть спроецировано на ребёнка, вызвав в нём ответный негативный импульс. С другой стороны, если мы оставим это состояние в себе, просто “подавим” внутреннюю “бурю”, в нашей душе начнутся разрушительные процессы. Что же делать, как “безболезненно” отыграть сложное состояние? Попробуйте превратиться в Бабу-Ягу, Кикимору и пр. Это образы, которые позволяют быть адекватными сложному внутреннему состоянию, не проецировать дискомфорт на окружающих. Под этой маской вы можете ворчать и критиковать, не боясь быть обвинённой в нарушении психологической этики. Если вы ощущаете в себе избыток сил, желание отдавать, дарить, сеять разумное, доброе, Вечное – можно преобразиться в Волшебника, Фею и пр.

Слайд 7 ВЫВОД: 

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, проигрывая глубоко в подсознании спрятанные страх, беспокойство и агрессию дети становятся мягче, добрее и увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.

Слайд 8.

Обобщая все вышесказанное можно сделать вывод, что сказочная имидж – терапия одно из самых эффективных видов педагогических здоровьесберегающих технологий.

Вопросы

«Если бы сказочный художник рисовал твой портрет, в какой позе ты бы застыл?” - спросить ребёнка об этом.

Продемонстрируй, как ходит твой персонаж, что персонаж любит, что не любит, какое у него любимое занятие, с кем он дружит и пр.

Счастлив ли герой , какие у него планы на будущее, какова его история (откуда он родом, что он намерен делать дальше, нуждается ли он в помощи и пр.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность с использованием методов снятия психоэмоционального напряжения в средней группе

Непосредственная образовательная деятельность  с использованием методов снятия психоэмоционального напряжения в  дает возможность детям свободно выражать свои эмоции и радостное настро...

"Способы снятия психоэмоционального напряжения у учащихся начальной школы"

Я являюсь педагогом-воспитателем образовательного учреждения санаторного типа ГБООУ «Школа-интернат № 68» г. Санкт-Петербурга. В своей работе уделяю огромное внимание вопросу  сохранения и улучше...

Сказочная имидж - терапия как средство снятия психоэмоционального напряжения

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных уче...

Конспект мастер – класса для педагогов По теме: «Обучение способам снятия психоэмоционального напряжения у детей и педагогов. Метод «Мандала - терапия»

Профессия учитель (педагог) требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми у человека любого возраста, в том числе и у детей, возможны большие...

Музыкотерапия, как средство снятия психоэмоционального напряжения и агрессии у детей с ОВЗ.Lj

Доклад по теме: "Музыкотерапия, как средство снятия психоэмоционального напряжения и агрессии у детей с ОВЗ."                    ...