Изучение толерантности у школьников.
опыты и эксперименты по психологии на тему

Кузьмина Ольга Евгеньевна

Проблема толерантности в отношениях между людьми существует очень  давно.

Для диагностики общего уровня толерантности нами  использовалась  экспресс-опросник «Индекс толерантности». Материал опросника составил утверждения . отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям. Так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляется толерантность и интолерантность человека .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tolerantnost_noyabr.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

В рамках проведения  Дня толерантности и акции «Ромашка»

Результаты  экспресс-опросника «Индекс толерантности» .Тестирование 9-11 классы.

Диагностика проводилась  14.11.15 -27.11.15в анонимной форме.

 В  диагностике  приняло участие 120учащихся 9-11 классов.

 Проблема толерантности в отношениях между людьми существует очень  давно.

Для диагностики общего уровня толерантности нами  использовалась  экспресс-опросник «Индекс толерантности». Материал опросника составил утверждения . отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям. Так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляется толерантность и интолерантность человека .

В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции).

Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.

Класс

 

Этническая  толерантность

Социальная толерантность

Толерантность  как черта личности

Уровень толерантности

 

Низкий уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

Низкий уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

Низкий уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

Низкий уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

20

2

15

3

1

18

1

0

17

3

1

19

0

23

5

17

1

1

22

0

0

21

1

0

23

0

24

5

18

1

2

21

1

4

18

2

1

21

2

10а

18

1

16

1

1

16

1

0

17

1

0

17

1

10б

16

0

13

3

1

13

2

1

13

2

0

14

2

11а

11

1

10

0

2

8

1

0

11

1

0

11

0

11б

8

1

6

1

1

7

0

1

7

0

0

8

0

итого

1120

15

95

10

9

105

6

6

104

10

2

113

5

 

 

13%

79%

8%

8%

88%

5%

5%

87%

8%

2%

94%

4%

По результатам диагностики мы можем сделать следующие выводы:

  • Этническая толерантность

У учащихся 9-11 классов доминирует средний уровень, большая часть  учащихся 79% нормально относятся к людям иной расы и этнической группы ,а так же   к собственной этнической группе. Они могут принять в свою семью человека другой национальности и им так же не важно, к какой этнической группе будут относиться их друзья.

13% учащихся 9-11классов  показали низкий уровень  развития этнической толерантности, при анализе таблицы, мы можем отметить наличие низких показателей доминирует в 9б и 9в классах.,в 10б классе низкий уровень отсутствует..(9а-2 чел,9б-5 чел.,9в-5 чел.,10а-1,11а-1,11б-1)

8% учащихся имеют высокий уровень этнической толерантности.

  • Социальная  толерантность

У 88% учащихся   социальная толерантность сформирована на среднем уровне. Учащиеся этой группы с пониманием относятся  к социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), у них достаточно хорошо сформированы коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству)

Но есть незначительная  часть  учащиеся, у которых социальная толерантность находится на низком уровне, их 8%

5% учащихся имеют высокий уровень социальной толерантности.

  • Толерантность как черта личности

Диагностируя  личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру, мы отмечаем , что у учащихся доминирует  средний уровень -87 %

8% учащихся имеют высокий уровень  толерантности как черты личности

У 5% учащихся   наблюдается низкий уровень проявления толерантности как черты личности.(9в-4 чел )

  • Общий уровень толерантности

Таким образом, доминирует средний показатель по  общему  уровню толерантности (94%)  у учащихся 9-11 классов. Таким учащимся характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они могут вести себя  толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

4% учащихся имеют высокий уровень , учащиеся этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности.(9в-2 чел.,10а-1 чел.,10б-1 чел.)

У 2%  учащихся наблюдается низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности  и наличии у учащихся  выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.(9а-1 чел,9в -1 чел)

Таким образом ,рекомендую:

  • Классным руководителям необходимо продолжить  профилактическую работу в данном направлении, а именно делать упор на таких вопросах , как отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции, продолжать формировать и развивать классный коллектив учащихся.
  • Администрации школы,классным руководителям , педагогу-психологу, социальному педагогу работать  по поддержанию в школе благоприятных , комфортных условий для обучения и развития всех субъектов образовательного процесса, через классные часы, тренинги, индивидуальные консультации, родительские лектории.

Подготовил : педагог-психолог                                              Кузьмина О.Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»

Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...

Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"

Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...

Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию.

В материале рассматривается вопрос влияния изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию....

Влияние профессионального обучения на социальную адаптацию школьников на социальную адаптацию школьников с нарушением интеллекта.в

Выступление  на  методическом  объеденении  учителей  профессионально - трудового  обучения .  Для  специальной (коррекционной)  школы - интерната  VI...

Районная научно-практическая конференция школьников Секция БИОЛОГИИ Несоответствие биологического и календарного возраста младших школьников и его влияние на обучение МКОУ Александровская ООШ Маслянинского район

Научно- практическая конференция в рамках декада науки и творчества для 7-8 классов по теме " Несоответствие биологического и календарного возраста младших школьников и его влияние на обучение"...