Сравнительный анализ проявления агрессивности у подростков
опыты и эксперименты по психологии на тему

Еньшина Галина Николаевна

Сравнительный анализ проявления агрессивности у подростков обучающихся в школах разного типа: общеобразовательная школа, школа временного прибывания санаторного типа, школа с творческой направленностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

   В настоящее время проблема агрессивности становится все более   актуальной, так как мы сталкиваемся с ней практически каждый день на улице, в школе и даже дома, смотря телевизор. Подростковая преступность растет темпами, заметно опережающими темпы роста правонарушений в других возрастных группах. Среди подростков усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. Участились случаи групповых драк детей этого возраста, носящих ожесточенный характер. В основе нарушений, сопровождающихся агрессивным поведением и негативизмом, как правило, лежат психологические и социально психологические факторы, приводящие социальной и психологической дезадаптации.  Все эти данные свидетельствуют о том, что подростки сегодня особенно нуждаются в помощи воспитателей и учителей.

  •    Целью нашего  исследования являлось сравнение проявления агрессивности у подростков, обучающихся в школах разного типа.
  • Объектом исследования – проявление агрессивности.
  • Предметом исследования – проявление агрессивности у подростков, обучающихся в школах разного типа.

В качестве гипотезы мы выдвинули следующее предположение: у подростков, обучающихся в школах специализированного типа уровень агрессивности выше, чем у подростков, обучающихся в школах общеобразовательного типа.

   Эмпирическое исследование проводилось с октября по декабрь 2008 года на базе 3-х школ: среднеикорецкой средней школы, школы санаторного типа «Золотой колос»» и хореографического училища (школы профильного типа). В нем участвовало 50 человек в возрасте 13-15 лет, из них 22 девочки и 28 мальчиков.

 Нами использовалась групповая форма работы. Учащимся были предложены: диагностика враждебности по шкале Кука-Медлей, определение интегральных форм коммуникативной агрессивности В.В. Бойко и самооценка форм агрессивного поведения Баса-Дарки.

   После обработки данных нами были получены следующие результаты. В общеобразовательной школе по методике В.В. Бойко у 31,5% учащихся высокий уровень агрессивности. В этом случае агрессия обычно выражается в спонтанности, некоторой анонимности, слабой способностью к торможению. Этот уровень связан с получением удовольствия от агрессии, перенятием агрессии толпы, провоцированием агрессии у окружающих. У 26% учащихся средний уровень агрессивности, который выражается в спонтанности, некоторой анонимности и слабой способности к торможению. 42% учащихся имеют низкий уровень агрессивности. Он обычно обусловлен спонтанной агрессией и сопряжен с неумением переключать агрессию на деятельность (в этом. Возможно нет необходимости). По методике Баса-Дарки у 26% учащихся высокий уровень агрессивности. У этих учащихся преобладает физическая агрессия – использование физической силы против другого лица, вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму, так и через содержание словесных обращений к другим лицам. 37% учащихся имеет средний уровень. Преобладающими являются: вербальная агрессия, раздражение – готовность при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости. У 37% - низкий уровень. Для них характерен негативизм – оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета и руководства. По шкале Кука-Медлей у 16% высокий уровень агрессивности, 21% учащихся имеет средний уровень и 63% - низкий уровень.

   В школе санаторного типа по методике В.В. Бойко 53% учащихся имеет высокий уровень агрессивности, 26,6% - средний уровень и 20%  - низкий. По методике Баса-Дарки высокий уровень агрессивности имеют 60% учащихся. Для них характерна: косвенная агрессия – использование окольным путем направленных против других лиц сплетен, шуток и проявление ненаправленных, неупорядоченных, взрывов ярости, физическая агрессия и вербальная агрессия. 33% - средний уровень. Для них характерна вербальная агрессия, негативизм. 6,6% - низкий уровень. Для этих учащихся характерна вербальная агрессия. По шкале Кука-Медлей у 53% учащихся высокий уровень агрессивности, 40% имеют средний уровень и 6,6% - низкий.

   В хореографическом училище по методике В.В. Бойко 56% учащихся имеет высокий уровень агрессивности, 25% - средний уровень и 19% - низкий. По методике Баса-Дарки высокий уровень агрессивности у 44% учащихся. Преобладающими являются: вербальная агрессия, косвенная агрессия, раздражение. У 44% средний уровень. Для этих учащихся характерна: косвенная агрессия, раздражение и обида – проявления зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то именно или всем миром. У 12,5% низкий уровень, доминирующими на котором являются обида и подозрительность – склонность к недоверию и осторожному отношению к людям, проистекающим из убеждения, что окружающие намерены причинить вред. По шкале Кука-Медлей 62,5% учащихся имеют высокий уровень, 25% - средний и 12,5% - низкий.

   Таким образом мы можем сделать следующие выводы:

  • Появление агрессивных реакций зависит от типа образовательного учреждения, в котором обучается ребенок;
  • Агрессивные реакции носят спонтанный характер;
  • Агрессивность у подростков проявляется в виде раздражительности, вербальной агрессии, негативизма и физической агрессии.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась. Практическая значимость исследования заключается в разработке нами программы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения у подростков.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые техники, используемые психологом при работе с проявлениями агрессивности у детей и подростков

Игра это один из эффективных методов в коррекции агрессивности детей и подростков.Л. Френк предположил, что игра для детей — это способ научиться тому, чему их никто не может научить, способ ори­ентац...

Выступление на ШМО классных руководителей «Проявление агрессивности в поведении подростков»

Неустойчивая, напряженная социально-экономическая и идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время, обусловливает рост различных  отклонений в личностном развитии и поведении растущих л...

"Психологические особенности проявления агрессивности подростков"

Статья посвящена работе с подростками, а статистические данные предоставлены отделом полиции...

Педагогическая коррекция проявлений агрессивности подростков с интеллектуальным недоразвитием

СодержаниеВведение….………………………………………………………………………..3Глава 1. Теоретические основы  коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития………….71.1. И...

Особенности проявления агрессивного поведения у подростков

Особенности проявления агрессивного поведения у подростков...

«Психологические особенности проявления агрессивности девочек - подростков в условиях школы-интерната»

В настоящее время проблема агрессивности девочек – подростков обучающихся  в условиях специального (коррекционного) учреждения VIII вида актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день...

Психолого - педагогическая коррекция проявлений агрессивности у подростков с интеллектуальным недоразвитием

Выпускная квалификационная работа "Психолого - педагогическая коррекция проявлений агрессивности у подростков с интеллектуальным недоразвитием" - часть адаптированной образовательной программы для дет...