Конспект занятия "Мир дружбы и сотрудничества"
план-конспект занятия по психологии ( класс) на тему

Сафронова Светлана Владимировна

Задачи: 

§  формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе;

§  развитие умения аргументировать свою точку зрения;

§  воспитывать уважение к окружающим, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_druzhby_i_sotrudnichestva.docx683.2 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема:  «Мир Дружбы и Сотрудничества».

Задачи: 

  • формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе;
  • развитие умения аргументировать свою точку зрения;
  • воспитывать уважение к окружающим, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству.

Материалы к занятию: презентация, видеоролики «Выгодная дружба», «Друзья», песня «Это мои друзья», нить, листочки бумаги по количеству участников в группе + 3 размером 10 Х15, фломастеры, цветные карандаши; наглядный материал: законы дружбы, пословицы; листы А4 на каждого участника, раздаточный материал: круги для смайликов.

Ход занятия.

Вводная часть.

        Ритуал приветствия.

        Разминка   «Здравствуйте!»

- Когда-то давным-давно в одном древнем городе существовал интересный обычай у людей: здороваться друг с другом. Когда на большой городской площади звучали удары больших старинных  часов, люди прислушивались... Один удар часов - все кланялись друг другу при встрече; два удара - пожимали руку проходящему мимо человеку; три удара - обнимались. Представим  сейчас, что мы находимся с вами в том далёком городе, слышим звон тех старинных часов и здороваемся по обычаю тех людей. Все запомнили, как нужно здороваться?

Звучат удары часов. Дети начинают приветствовать друг друга, согласно легенде.

 

Основная часть.

Сегодня мы поговорим с вами  о том, что бывает, крепкой, долгой, верной. А еще она  бывает настоящей. Ребята, вы догадались, что это? – Дружба.

Правильно, это дружба.  И сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Мир Дружбы и Сотрудничества.

Дружба появилась много лет назад, а напоминание о ее происхождении мы встречаем везде, например, в пословицах.

Ребята, какие пословицы о дружбе вы знаете? (ответы детей)

Я приготовила для вас пословицы, которые вы должны собрать сами. Начало пословиц – слева, а их продолжение справа. Соотнесите начало и конец, чтобы получилась полная и правильная пословица. Но для начала вам необходимо разделиться на группы (можно разделить детей по времени года, кто родился зимой и т.д.):

  • Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
  • Друга ищи, а найдешь – береги.
  • Дружба не гриб – в лесу не найдешь.
  • Дружба что стекло: сломаешь – не починишь.
  • Лучше друг верный, чем камень драгоценный.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Человек без друзей, что дерево без корней.
  • Без друга в жизни туго.

- Ребята, как вы понимаете значение этих пословиц? (ответы детей)

Упражнение «Смайлики».

Я хотела бы предложить вам небольшое задание. Возьмите цветные карандаши и нарисуйте столько смайликов-мордашек, сколько вы хотели бы иметь друзей.

– Посмотрите на результаты нашей игры, каждый из вас хотел бы дружить с одним, двумя, а большинство хотело бы иметь много друзей. Мы можем сделать вывод, что мы все стремимся иметь друзей. Но какой он, настоящий друг?

Создание проблемы – Внимательно послушайте стихотворение А. Барто и попробуйте ответить на вопрос: «Встречались ли вы с такими «друзьями» в жизни?»

(читает девочка из класса)

Все живут, не тужат,
А со мной не дружат!
Если б мне подружек рать,
Да контрольную списать!
То, конечно мне не лень,
С ними проболтать весь день!
А девчонки на дыбы!
Говорят: – Молчала бы!
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг...
Напишу я объявление:
Срочно требуется друг!

Дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом. Но не всякий умеет быть другом. До дружбы надо дорасти. Не может быть другом тот, кто самолюбив, и хочет играть в ней главную роль, кто не умеет искренне, бескорыстно, не завидуя, радоваться успеху друга.

Внимание на экран предлагаю вашему вниманию видеосюжет «ВЫГОДНАЯ ДРУЖБА».

Вопросы для обсуждения.

- Почему к девочке никто не пришел на день рождения?

- Как вы относитесь к дружбе ради выгоды?

- Может ли долго существовать такая дружба? (она длится лишь до той поры, пока  служит выгоде)

- Есть ли у вас такие друзья?

- А сами вы, ищете выгоды в дружбе?

Дружба ради выгоды понятия не совместимые. Если хочешь иметь хорошего друга, старайся сам стать лучше. Надо быть добрым, справедливым честным и отзывчивым, надо стремиться, больше узнать, больше уметь, чтобы другим было интересно с тобой дружить. Тогда потянутся к тебе люди, и обязательно найдется тот, который станет тебе настоящим, верным другом. Настоящие друзья помогают друг другу, понимают и поддерживают друг друга, дорожат дружбой. 

                Как хочешь, чтобы с тобой поступали, так и ты поступай.

Упражнение  «Паутина».

Все участники приглашаются в круг. Следующая игра поможет вам выяснить качества личности, помогающие жить в обществе и дружить, при этом вы передаете клубок ниток друг другу, разматывая его и называя качество (список качеств на слайде). В конце концов, все участники окажутся связанными между собой. (Получилась переплетенная, как паутина, нить).

Как вы думаете, что у нас получилось? Вот так же связаны между собой все люди – деятельностью, поступками, желаниями, событиями.

А сейчас потяните каждый нить на себя и сдвиньтесь на шаг вправо. Почему нить рвется? Почему вам не удалось сместиться? (Каждый тянет одеяло на себя). Так и в коллективе, нужно уметь договариваться, выполнять общие правила, работать сообща, понимать, друг друга.

А теперь прошу вас сесть на свои места.

А сейчас мы с вами попробуем составить правила дружбы.

(Правила поочередно вывешиваются на доску).

  1. Помогай другу в трудной ситуации.
  2. Не обманывай друга.
  3. Будь вежлив со своим другом, не давай ему прозвищ и кличек.
  4. Если друг в чем-то не прав, скажи ему сразу об этом.
  5. Останови друга, если он делает что-то плохое.
  6. Если поступил плохо, не стесняйся признавать и исправлять свои ошибки.
  7. Не завидуй другу, умей радоваться его успехам.
  • Ребята! Как вы думаете наш класс дружный?
  • Вы нарушаете правила дружбы?
  • Какое правило вы чаще нарушаете?

Вывод: Если вы будете соблюдать правила дружбы, то у вас, я уверена, будет много хороших друзей


        «Дружба - бескорыстная стойкая приязнь» - так определяет дружбу

В. Даль в своем знаменитом Толковом словаре. И не случайно на первое место знаменитый ученый ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не потому, что это выгодно, а потому что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Сейчас, правда, некоторые ребята выбирают себе друга по одежке: кто богато и модно одевается, с тем и дружат. Но настоящих друзей они так и не находят. А без друзей человек не может быть счастлив. Дружбу нужно заслужить. Для этого нужно самому быть порядочным человеком. Заступиться за слабого, помочь старику, уступить место пожилому человеку - все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.

Тот, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почёт и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском. Ведь дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Дружба – это сила!

А теперь предлагаю вам посмотреть еще один видеосюжет про дружбу:

 

 

        Не теряйте друзей напрасно,

Не копите обид в душе,

Друг - советчик твой беспристрастный,

Он с тобою в любой беде!

Старый друг как глоток в пустыне,

Как пуховый платок в метель,

Как огонь в дорогом камине,

Как волшебная колыбель!

Их на свете не так уж много,

Мир огромен, знакомых тьма,

Только друг как любовь от Бога,

Это маленькая судьба!

Друг как свет, как рука надежды,

Неустанно идёт с тобой,

По сугробам тоски мятежной,

        По тропинке печали злой!

Берегите друзей как чудо, (на слайде)

Дорожите их добротой,

Без друзей на земле нам худо,

Помни, друг - это дар святой!

Арт-коллаж «В кругу друзей».

Материалы к занятию: альбомный лист, простой карандаш, ластик, фломастеры, карандаши или цветные мелки, ножницы, клей или двойной скотч.

Ведущий говорит детям о том, что Путешествие по Миру Дружбы и Сотрудничества подходит к концу. Класс выполняет коллективную творческую работу. На доске вывешивается ватман «Круг дружбы». http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/99d7c6171634310030b8991ffcf1d1e4.jpg.jpg

1. Обвести левую ладонь простым карандашом на середине листа.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/29a690494067fb1e1ba46e0c5d17476a.jpg.jpg

2. На этот рисунок положить правую руку и обвести правый большой палец

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/29a690494067fb1e1ba46e0c5d17476a.jpg.jpg

3. Переверните рисунок пальчиками вниз

4.Включаем фантазию, творчество! Проведите вертикальную линию, разделив рисунок на две одинаковые части. Рисуем овал головы себе и своему другу. Дорисовываем детали лица, ладони, элементы одежды, обувь.http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/29a690494067fb1e1ba46e0c5d17476a.jpg.jpg

5. Вырезаем, приклеиваем на ватман, образуя круг.http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/5450815e52ae536870e6a1b067ff68f3.jpg.jpghttp://ped-kopilka.ru/upload/blogs/c0412f939e38761e6c5640ddd4b8a0fc.jpg.jpg

Звучит песня «Это мои друзья».

Завершающая часть.

Игра «Мы - класс».

            Все дети стоят в кругу. Один ученик протягивает  руку ладонью вверх и произносит: «Спасибо нашему Классу за...», следующий кладет свою ладонь на его и говорит «Спасибо нашему Классу за...» или «Спасибо...(имя конкретного ученика) за...»., так каждый кладет свою ладонь поверх предыдущей.  В заключение  все кричат: «Мы команда —  мы Класс!» и отпускают руки.

   Рефлексия:

 Ребята, перед вами лестница дружбы. Возьмите человечка и поместите его на ту ступеньку, насколько  вы считаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор? Верхняя ступенька обозначает, что разговор был очень полезен, чем ниже ступенька, тем бесполезнее  был для вас этот разговор. Самая нижняя ступенька обозначает, что разговор абсолютно бесполезен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Дружба. Дружный класс". 6 класс

Урок преследует следующие цели:выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личност...

конспект занятия "Конфликт или сотрудничество"

Государственная общеобразовательная школа-интернат«Гимназия искусств при Главе Республики Коми»        Методическая разработка конспекта занятия по теме:«...

"Толерантность - путь к миру, дружбе и сотрудничеству"

1.                Познакомить учеников с понятием «толерантность», «терпимость»;2....

Конспект урока "Дружба Дины и Жилина"

В материале представлен конспект урока  по рассказу Л.Толстого " Кавказский пленник" на тему: "Дружба Дины и Жилина"...

Конспект занятия "Дружба и единство" для детей страшего дошкольного возраста

В рамках ГМО инструкторов по физической культуре в 2016 году представляла открытое занятие на тему "Дружба и единство"...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...