цикл тренингов для сплочения Н.В. Дорогая
классный час по психологии (9 класс) по теме

Дорогая Наталья Владимировна

Тренинг для 9х классов

День 1

Игра «Я никогда не...»

Эта игра поможет людям лучше узнать друг друга.

Участвуют 7-15 человек. Для игры необходимы фишки по числу участников. Фишками могут послужить крупные фасолины, спички, или другие небольшие одинаковые предметы.

Первый игрок говорит: «Я никогда не ...». Дальше он называет то, что никогда не делал в своей жизни (игра на честность). Например:

  • не держал кошек в доме
  • не был за границей
  • не носил сапоги
  • не брился и т.д.

Допустим, игрок сказал «Я никогда не ел ананасы». Все игроки, которые ели ананасы, должны дать ему по одной фишке. Затем ход переходит к другому игроку, и он называет то, что никогда не делал. Задача каждого игрока назвать что-то такое, что он никогда не делал, а все или большинство присутствующих делали.

Игра заканчивается через определенное количество кругов. Выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество фишек.

Игра «Cекретная сказка»

Жертве розыгрыша говорят, что сейчас все в компании загадают одну известную сказку. Он же должен будет ее угадать, задавая компании вопросы по сюжету сказки. Отвечает вся компания хором (а не по одиночке). Разрешены лишь ответы «Да», «Нет», «Неважно». Жертве условия игры кажутся простыми, и он удаляется. Компания делает вид, что задумывает сказку, а на самом деле договаривается о розыгрыше.

На самом деле сказка никакая не задумывается. А коллективный (хором – обязательно) ответ строится по следующему принципу. Если вопрос жертвы заканчивается на ГЛАСНУЮ букву (например, «В этой сказке была царевна?»), то все хором говорят «ДА!». Если вопрос жертвы заканчивается на СОГЛАСНУЮ букву (например, «А в этой сказке Волк был?»), все хором кричат «НЕТ!». Если вопрос заканчивается на «Ь» или «Й» (например, «А Баба-Яга в этой сказке есть?»), то все хором отвечают «НЕВАЖНО!».

Важное условие – отвечать хором синхронно. Любые другие комментарии кроме этих трех фраз запрещены. Жертва возвращается в компанию, и начинается «отгадывание» сказки. Жертва очень быстро понимает, что сказка какая-то, мягко говоря, ненормальная. Но уверенные ответы хором, заставляют верить в реальность задуманной сказки. Минут через 15 экзекуцию можно прекратить. Удовольствие от игры непередаваемое. Хорошее настроение держится еще несколько часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_dlya_9h_klassov.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для 9х классов

День 1

Игра «Я никогда не...»

Эта игра поможет людям лучше узнать друг друга.

Участвуют 7-15 человек. Для игры необходимы фишки по числу участников. Фишками могут послужить крупные фасолины, спички, или другие небольшие одинаковые предметы.

Первый игрок говорит: «Я никогда не ...». Дальше он называет то, что никогда не делал в своей жизни (игра на честность). Например:

  • не держал кошек в доме
  • не был за границей
  • не носил сапоги
  • не брился и т.д.

Допустим, игрок сказал «Я никогда не ел ананасы». Все игроки, которые ели ананасы, должны дать ему по одной фишке. Затем ход переходит к другому игроку, и он называет то, что никогда не делал. Задача каждого игрока назвать что-то такое, что он никогда не делал, а все или большинство присутствующих делали.

Игра заканчивается через определенное количество кругов. Выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество фишек.

Игра «Cекретная сказка»

Жертве розыгрыша говорят, что сейчас все в компании загадают одну известную сказку. Он же должен будет ее угадать, задавая компании вопросы по сюжету сказки. Отвечает вся компания хором (а не по одиночке). Разрешены лишь ответы «Да», «Нет», «Неважно». Жертве условия игры кажутся простыми, и он удаляется. Компания делает вид, что задумывает сказку, а на самом деле договаривается о розыгрыше.

На самом деле сказка никакая не задумывается. А коллективный (хором – обязательно) ответ строится по следующему принципу. Если вопрос жертвы заканчивается на ГЛАСНУЮ букву (например, «В этой сказке была царевна?»), то все хором говорят «ДА!». Если вопрос жертвы заканчивается на СОГЛАСНУЮ букву (например, «А в этой сказке Волк был?»), все хором кричат «НЕТ!». Если вопрос заканчивается на «Ь» или «Й» (например, «А Баба-Яга в этой сказке есть?»), то все хором отвечают «НЕВАЖНО!».

Важное условие – отвечать хором синхронно. Любые другие комментарии кроме этих трех фраз запрещены. Жертва возвращается в компанию, и начинается «отгадывание» сказки. Жертва очень быстро понимает, что сказка какая-то, мягко говоря, ненормальная. Но уверенные ответы хором, заставляют верить в реальность задуманной сказки. Минут через 15 экзекуцию можно прекратить. Удовольствие от игры непередаваемое. Хорошее настроение держится еще несколько часов.

Организующая

Правила поведения на занятиях

Ведущий говорит о том, что эти правила относятся ко всем участникам. После прочтения каждого правила следует его обсуждение:

  • как ты понимаешь это правило?
  • готов ли ты следовать ему?
  • Правило активности и ответственности каждого.
  • Правило закрытости группы, т.е. то, что происходит в группе не обсуждается за ее пределами. Не рассказывать другим, что мы узнаем друг о друге на занятиях и как разные ребята ведут себя на них.
  • Правило ответственности и искренности: нужно попытаться быть самим собой, говорить то, что ты думаешь и чувствуешь.
  • Не оценивать поведение участников группы, если они сами об этом не попросят.
  • Правило «Стоп»: тот член группы, который не захочет отвечать на вопрос или участвовать в игре, может сказать «Стоп», но желательно его использовать как можно реже.

Далее ведущий «торжественно обещает следовать всем правилам» и предлагает детям сделать тоже самое.

Упражнение на внимание:

Игра «Математика»

Дети сидят в кругу. Ведущий даёт задание: «Начнём считать по кругу. Тот, на кого приходится число, кратное трём, произносит вместо цифры своё имя».

Эту игру можно использовать для развития памяти и внимания. Поиграйте, и вы убедитесь, что это действительно так.

День 2

Игра «Что мы знаем о Васе?»

Играют 2-5 команд по 3-10 человек в каждой. От каждой команды вызывается по одному человеку. Назовем его условно Васей. Ведущий читает вопросы, а команды должны как можно точнее на них отвечать. Ответы пишут на листочках и сдают ведущему (команда сдает свой ответ, Вася сдает свой ответ, а ведущий сравнивает). Вопросы могут быть такими:

  • Дата рождения Васи
  • Как зовут Васину маму?
  • Кто лучший друг Васи?
  • В какой школе учился Вася?
  • Что Вася сегодня съел на завтрак? и т.д.

Каждая команда отвечает на вопросы о своем игроке. За правильный ответ команде даются очки. Выигрывает та команда, которая набрала больше всех очков.

РАЗОГРЕВ

Разминка «Дракон, самурай и девочка»

Разделитесь на две команды и встаньте в две шеренги – одна команда напротив другой. Это упражнение-соревнование. Соревноваться будем командами. Играем до трех победных очков у какой-либо из команд.

Для проведения соревнования нам надо выучить три фигуры. Тренер показывает, участники повторяют.

Девочка: Тренер переминается с ноги на ногу, руки как будто бы держатся за края воображаемой юбочки, проговаривая при этом характерный звук: «Ля-ля-ля-ля».

Дракон: Ноги на ширине плеч, руки подняты над головой, пальцы растопырены как когти. Характерный агрессивный звук: «А-А-А-А!!!».

Самурай: Тренер встает в боевую стойку: одна нога выпадом вперед, одна рука тоже вперед, как будто бы самурай держит воображаемый меч и направляет его в противника. При этом характерный звук: «У-У-У-У!!!».

Командам будет дано по 30 секунд, чтобы договориться, какую из трех фигур выбрать для показа. После этого я говорю: «Три-два-один!» И обе команды одновременно показывают ту фигуру, которую они выбрали. Ваши фигуры могут совпасть, а могут и не совпасть. если совпали – в этом раунде ничья. Если не совпали, то действует правило: «Самурай убивает дракона: команда, показавшая самурая, зарабатывает победное очко. Дракон съедает девочку: команда, показавшая дракона, зарабатывает победное очко. Девочка соблазняет самурая: команда, показавшая девочку, зарабатывает победное очко».

Внимание, игра! Сейчас у вас есть 30 секунд, чтобы договориться, какую фигуру надо показать, чтобы заработать победное очко!

Упражнение легко адаптируется к целям тренинга командообразования.

День 3.

Игра «Лгун»

Эта игра тоже поможет вам лучше узнать друг друга. Необходимо 5–8 человек. Подготовьте бланки в количестве, равном числу игроков. Бланки должны содержать примерно такие вопросы:

  • Самое далекое место, где мне удалось побывать, это – ...............
  • В детстве мне запрещали делать .................., а я все равно делал.
  • Мое хобби – ......................
  • Когда я был маленький, я мечтал стать .........................
  • Самое большое достижение в моей жизни это – ......................
  • У меня есть одна плохая привычка –

Листочки с этими вопросами раздаются каждому игроку, и каждый должен заполнить их, отвечая правдиво на все вопросы, кроме одного. Т.е. один ответ будет неправильным, ложным.

Потом, когда все готовы, игроки по очереди читают вслух свои ответы. Задача же остальных – угадать, где неправильный ответ. Если кто-то угадал, где ложный ответ, ему присуждают очко. А сам «лгун» получает столько очков, скольких людей ему удалось обмануть.

Выигрывает тот, кто набрал больше всех очков.

Примечание 1-е: Вы можете придумать и свои вопросы.

Примечание 2-е: Можно поменять правила. Вместо одного неверного ответа из пяти, писать четыре неверных, а один верный.

РАЗОГРЕВ

Игра «Пересядьте те, у кого.. »

Для игры нужны стулья в количестве на один меньше, чем игроков. Играют 10-20 человек. Все садятся на стулья, один остается в кругу. Начинается игра. Стоящий в кругу  говорит принцип пересаживания. Например: пересядьте те, у кого (например)есть собака, или те, кто часто обижается, кто любит читать, поет, когда моется в душе".. Оставшийся стоять предлагает следующий признак. Так игра приобретает более глубокий смысл - рефлексия, углубление знакомства, выявляются объединяющие (или наоборот) качества и признаки... 

День 4.

Игра «Я – тот, кто...»

Если в вашей группе уже сложились доверительные отношения, то можно провести эту игру на более близкое знакомство друг с другом. Каждому члену группы раздается такой листок. Он должен отметить 10 пунктов, соответствующих ему. Потом листки собираются и читаются вслух, и все угадывают, кто есть кто.

  • стесняется, когда ему делают комплимент,
  • боится высказать свое мнение,
  • поет, когда купается в душе,
  • говорит человеку, когда его ширинка расстегнута,
  • сильно перчит свой суп,
  • слушает музыку на полную громкость,
  • любит танцевать, когда никто не видит,
  • плачет во время жалостливого кино,
  • останавливается, чтобы понюхать цветы на клумбе,
  • любит спать днем,
  • избегает разговоров о сексе,
  • поет, когда разговаривает с людьми,
  • боится сдавать кровь из пальца,
  • убегал из зубного кабинета,
  • любит плохую погоду
  • обожает читать романы о любви,
  • разговаривает во сне,
  • влюбчив,
  • ненавидит летать на самолете,
  • много критикует, но сам ничего не предлагает,
  • смотрит мыльные оперы,
  • боится темноты,
  • в детстве ябедничал,
  • рано ложится спать,
  • писал стихи в честь кого-то,
  • разговаривает с животными,
  • вырывал листы из дневника,
  • подсматривает за другими во время молитвы,
  • спит до последней секунды,
  • не боится спросить у незнакомого человека,
  • любит путешествовать один,
  • копит на черный день,
  • боится растолстеть,
  • презирает всех девчонок,
  • врет о своем возрасте,
  • пришьет сам пуговицу,
  • закрывает глаза в страшных фильмах,
  • списывает,
  • очень заботится о своей коже,
  • имеет список «что нужно сделать» каждый день,
  • проводит каникулы дома,
  • не имеет близких друзей,
  • спит с плюшевым мишкой,
  • предпочел бы кремацию погребению,
  • никогда не ходил к врачу,
  • говорит, когда у другого пахнет изо рта,
  • оставался на второй год,
  • сначала ест торт, а потом первое,
  • не умеет слушать собеседника,
  • долго обижается,
  • засыпал когда-либо в церкви,
  • портит воздух, а сваливает вину на другого,
  • не мажет дезодорантом под мышками,
  • прячет конфеты под матрасом,
  • носил носки, даже если они плохо пахли,
  • не умеет воспринимать критику.

Вы можете придумать и что-то свое, главное – чтобы люди раскрылись.

РАЗОГРЕВ

Игра «Привет»

Начните, пожалуйста, ходить по комнате. Я предлагаю вам поздороваться с каждым из группы за руку и сказать при этом: «Привет! Меня зовут Наталья, а тебя Никита» (отвечают, да, я Никита, а ты Наталья) Говорите только эти простые слова и больше ничего. Но в этой игре есть одно важное правило: здороваясь с кем-либо из участников, вы можете освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнёте здороваться ещё с кем-то. Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы. Представили себе, как это происходит?

(Когда все поздоровались друг с другом, и группа привыкла к этому ритуалу, можно запустить второй круг – с другим приветствием, например: «Как хорошо, что ты здесь!»)

Эта игра физически сближает участников группы друг с другом и привносит в совместную работу элемент дружеских отношений.

День.5

Упражнение «Две правды, одна ложь»

Время проведения: 15-20 мин.

Цель: помочь участникам ближе познакомиться.

Участники по кругу, по очереди, называют свое имя, и далее – три факта о себе, один из которых – ложь. Остальные должны догадаться, что именно было ложью.

Пример: «Я – Наталья Дорогая. Я люблю незабудки. Я обожаю готовить. Я занималась баскетболом».

РАЗОГРЕВ

Игра-разминка «Австралийский дождь»

Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.

Время проведения: 5 мин.

Ход упражнения

Участники встают в круг. Инструкция: Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

  • В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
  • Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).
  • Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
  • Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
  • А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
  • Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
  • Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
  • Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
  • Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
  • Солнце! (Руки вверх).

Вопросы для обсуждения:

  1. Легко ли вам было выполнять это упражнение?
  2. Не запутывались ли вы в ходе выполнения заданий?
  3. Ваши впечатления по проведенному упражнению?

День 6.

Упражнение «Минута»

Время проведения: 15-20 мин.

Цель: помочь участникам ближе познакомиться.

Все сидят в кругу, и один пустой стул ставится в центр круга. По очереди участники выходят, садятся на стул и рассказывают о себе ровно минуту. При обсуждении необходимо выяснить у участников для кого эта минута тянулась, для кого пролетела. Затем задает вопрос: «Минута – это много или мало»?

Обсуждение.

РАЗОГРЕВ

День 7

Упражнение «Домино»

Время проведения: 20 мин.

Цель: помочь участникам ближе познакомиться, осознать, что внутри одной группы есть различия и сходства.

Материалы: не требуются.

Один из участников загадывает две индивидуальные черты, а затем говорит их группе, например: Слева – я студентка, а справа – у меня два брата. Те двое участников, которые подходят по этим определениям, берут за руку (правую или левую) первого участника (в зависимости от общих черт) и добавляют еще какую-нибудь черту для свободной руки. Например: слева – я студентка, справа – у меня карие глаза. Необходимо, чтобы участвовали все. В итоге должен получиться замкнутый круг.

Если объявленная черта не подходит ни к одному из участников, и домино не подбираются, необходимо, чтобы игроки придумали новый признак, так чтобы продолжить цепочку.

Важно, чтобы члены группы установили физические контакты, благодаря этому повысится чувство принадлежности к группе.

Упражнение «Ноев ковчег»

Время проведения: 10 мин.

Каждый участник получает карточки, на которых написаны названия животных (должно быть по 2 карточки с одинаковым названием животных, но разных по половой принадлежности).

Ведущий начинает игру так: «Во времена всемирного потока, когда библейский праведник Ной собрал в свой ковчег» каждой твари по паре«, вывез их на сушу, была темная-темная ночь. Животные, чтобы найти свою пару, вынуждены были ориентироваться только на слух. Все они стали громко кричать на своем языке. Сейчас вы посмотрите, название какого животного написано в вашей карточке, (никому не показывайте). Только знайте, что в этой комнате находится ваша пара. Теперь закройте глаза и по моей команде начинайте издавать звуки, соответствующие вашему животному. Ваша задача –з по звукам найти свою пару. Открыть глаза можно будет только по моей команде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОП – 10 класс. Тема: « Социальный проект» (тренинг на сплочение команды и умение работать в команде

Тренинг «Город Мастеров»Цель: •    эмоциональное сплочение учащихся  в процессе решения нестандартных  задач во время проведения мероприятия; •    создание по...

Тренинг на сплочени коллектива для учащихся 5-6 классов школы-интерната №6 VIII вида

В данном тренинге, представлены игры, в процессе которых происходит процесс сплочения детского коллектива....

Групповой тренинг «Развитие сплоченности классного коллектива с использованием арт-терапевтических техник»

Цель тренинга: повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта....

Психологический тренинг на сплочение коллектива «Связанные единой целью»

Цель тренинга - сплочение детского коллектива и повышение самооценки детей....

Детский тренинг на сплочение класса: "Мы - единая сплоченная команда"

В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнута только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне....

Статья "Психологические тренинги. Тренинг на сплочение"

Цель:сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.Задачи:Образовательные.·         формировать общий командный дух путем спло...