«Конструктивная критика и предупреждение конфликтов»
методическая разработка по психологии на тему

Сазикова Анастасия Олеговна

Целью работы является рассмотрение технологии конструктивной критики и этапа предупреждения конфликта.Объект 

исследования - конфликт в образовательной организации.  

В данной работе представлена информация о конструктивной критике и методах предупреждения конфликтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruktivnaya_kritika_i_preduprezhdenie_konfliktov.docx123.02 КБ
Файл konfliktologiya.pptx1.21 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области

АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра общей и педагогической психологии

                                                                                                                                                

                                Практико-значимая работа                                                                                    на тему                                                        

   

«Конструктивная критика и предупреждение конфликтов»

выполнила          

педагог-психолог

МОУ СОШ №24 г. Павловский Посад

Сазикова А.О.

                

                

Москва 2015

Оглавление

Введение…………………………………………………………..…………. 3

Глава 1. Понятие конфликта и методы его предупреждения…………….4

  1. Понятие конфликта………………………………………………..…..4
  2. Структура конфликта…………………………………………………6
  3. Методы предупреждения конфликта…………………………………8

Глава 2. Конструктивная критика и предупреждение конфликтов…..…14

2.1. Конструктивная критика………………………………………….……14

2.2. Предупреждение конфликтов………………………………..………..15

Заключение………………………………………………………...………... 20

Список литературы………………..……….………………………….…… 21

Приложения ………………………………………………………………….22


Введение

Конфликты в современных условиях отличаются остротой и частым применением насилия. На основе углубления кризисного состояния общества, приводящего к столкновениям различных сил и общностей, обостряются социальные противоречия и их результатом становятся социальные конфликты.

Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное.

Конфликт обостряется и охватывает все больше людей. Простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении своих противников. Жестокость в социальном конфликте иногда ошибочно приписывается садизму и природным задаткам людей, однако чаще всего ее совершают обычные люди, попавшие в экстраординарные ситуации. Конфликтные процессы могут заставить людей играть роли, в которых они должны быть жестокими.

Трудности, возникающие при гашении и локализации конфликтов, требуют тщательного анализа всего конфликта, установления его возможных причин и последствий.

Научное изучение данной проблемы отражено в работах А.Я. Анцупова, Н.В. Гришиной, Г.М. Потанина, Д.Г. Скотта и других отечественных и зарубежных исследователей.

Целью работы является рассмотрение технологии конструктивной критики и этапа предупреждения конфликта.

Объектом исследования можно считать конфликт в образовательной организации.  

Предметом исследования является процесс предупреждения конфликтов и метод конструктивной критики.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. рассмотреть различные подходы к пониманию конфликта;

2. проанализировать основные компоненты структуры конфликта;

3. изучить методы и приёмы предупреждения конфликтов;

4. исследовать структуру и правила конструктивной критики.

При написании данной работы использовались такие общие методы исследования, как анализ и обработка литературы отечественных исследователей, системный подход к изучаемым процессам, анализ и синтез, которые позволяют сформировать наиболее существенные черты исследуемых процессов.


Глава 1. Понятие конфликта и методы его предупреждения

  1. Понятие конфликта

Термин «конфликт» произошел от латинского «conflictus», что буквально означает «столкновение, серьезное разногласие, спор».

Известно, что у всех конфликтов имеется психологическая составляющая, основанная на специфике внутренней жизни человека, а также его социальных отношениях. Среди специалистов, занимающихся изучением конфликта, нет единой точки зрения по вопросу о том, что он собой представляет. Это обусловлено рядом причин: сложностью самого феномена конфликта, а также неоднозначным пониманием того, чем вызвано его возникновение.

В настоящее время конфликт стал доминирующей ячейкой общественных отношений. Он присутствует как в явных, так и в латентных формах. Он наличествует в столкновениях предлагаемых перспектив развития страны и в повседневной жизни, пронизывая ткань межличностных отношений. Конфликт присутствует и там, где есть сотрудничество и согласие.

Главный вопрос состоит, следовательно, не в возвращении к бесконфликтному состоянию, а в том, чтобы научиться жить с конфликтом, отдавая себе отчет в его стимулирующем воздействии в тех случаях, когда он развивается в определенных рамках, и, осознавая его разрушительный характер, когда он перерастает эти рамки. Конфликты относятся к наиболее динамично развивающейся области психологии.

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому, согласно О.Н. Громовой, конфликт определяют как отсутствие согласия между двумя или более сторонами – лицами или группами [5].

Как показывает практика, конфликт часто ассоциируется с негативными эмоциями и такими состояниями, как напряжение, беспокойство, зависть, ревность, враждебность, обида, досада, боль, травма, стресс, апатия, ярость, гнев и т.д.

Несмотря на то, что конфликт стал уже объектом изучения отдельной дисциплины, отношение к нему в обществе в целом меняется не так быстро. Одни люди стремятся избежать конфликта любыми способами, другие доказывают, что в их жизни конфликтов нет, третьи считают, что ругаться, драться с кем-то – это еще не конфликт. Среди имеющихся определений конфликта можно выдвинуть два основных подхода.

Обобщенный (широкий) или конфликтологический, подход рассматривает конфликт как любое столкновение противоположных сторон, сил и т.д. Тогда о конфликте можно говорить как о явлении не только живой, но и неживой природы. В таком случае падение камня на землю, столкновение двух движущихся шаров, удар мячика о теннисную ракетку – все это тоже конфликт. Иными словами, происходит как бы отождествление понятия «конфликт» со столкновением, а «конфликт» и «противоречия» становятся сопоставимыми по объему понятиями [1].

Другой подход, где конфликт рассматривается как столкновение мнений, позиций, взглядов и т.д., предполагает обязательно наличие субъекта конфликта, т.е. человека, обладающего сознанием, умеющего оценивать себя и свое окружение, умеющего эмоционально откликаться на поступающую информацию, имеющего свое личное мнение. Иными словами, это подход психологический, акцентирующий человеческую сущность взаимодействующих сторон. В этом смысле конфликт – феномен психологический.

В работе Н.В. Гришиной, в рассмотрении конфликта как психологического феномена выделяется три основных направления: одно из них aкцентирует в конфликте его поведенческий аспект, другое – восприятие противоречий, а третье рассматривает его как вид взаимодействий [4].

Направление, акцентирующее поведенческий антагонизм или конфликтные действия, считает их необходимой составляющей конфликта, или, попросту, если есть противоречия, но нет конфликтных действий (драки, сражения, войны и т.д.), то можно считать, что конфликта, собственно, и нет. Конфликт становится таковым только благодаря поведению или совершаемым действиям. Тогда все негативные эмоции, переживания, связанные с тем, что вас обижает, не являются конфликтом.

Другое направление признает наличие конфликта уже при объективно сложившемся антагонизме интересов, целей, мотивов и т.д. Конечно, там, где есть разные точки зрения, возможны столкновения. Люди, имеющие разные цели, ценности, мнения и представления о способах достижения этих целей, о планах и принципах жизнедеятельности и т.д., – потенциальные носители конфликта.

Однако, как известно, мы можем придерживаться диаметрально противоположных взглядов, иметь различные мотивы и цели, но при этом не враждовать, не ссориться, не проявлять агрессии. Именно внешняя реализация этих противоречий придает им социальную значимость, возражают авторы первого направления. Мы можем стоять на противоположных позициях и при этом уважительно относиться друг к другу, стремиться найти понимание, общие точки, а можем упорно бороться вплоть до взаимного уничтожения, даже без достаточных на то оснований.

Третье направление подчеркивает не столько сами противоречия, сколько отношение субъекта к ним, их восприятие. Американский исследователь Д. Майерс в своей книге «Социальная психология» рассматривает этот важный аспект – восприятие конфликта. Он определяет конфликт как «воспринимаемую несовместимость действий или целей» [10]. Очень часто именно воспринимаемая несовместимость не позволяет людям взглянуть на сложившуюся конфликтную ситуацию как на задачу, требующую решения, а их внимание оказывается прикованным к ее неразрешимости. Вспомните, как, возможно, вы сами попадали в ситуации, когда казалось, что по-другому поступить невозможно, а потом оказывалось, что выход был прост и находился так близко.

В понятии «конфликт» исходно, как и в самом конфликте, увязаны противоположности, разные, полярные смыслы. Подобно тому, как истинная точка зрения может существовать, только если с ней сосуществует ложная, добро предполагает существование зла (хорошее – плохое и т.д.).

Конфликт выступает как биполярное явление – противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон направленной на преодоление противоречия. Один из видных современных теоретиков в области социологии конфликта – Р. Дарендорф – считает, что любой конфликт сводится к «отношениям двух элементов». Даже если в конфликте участвуют несколько групп, между ними образуются коалиции, и конфликт вновь приобретает биполярную природу [12].

Стороны конфликта взаимосвязаны и одновременно противоположны. Невозможно представить себе конфликт двух никак не связанных между собой людей. Наличие общих и одновременно взаимоисключающих интересов, пересекающихся целей, ценностей, мотивов взаимодействий – непременное условие. Противостояние интересов предполагает существование минимум двух несовместимых друг с другом позиций, мотивов и т.д. и невозможность принять общее решение. Эти «полюса» взаимно предполагают друг друга – как левое и правое, добро и зло, высокое и низкое и т.д., а их противостояние становится возможным только во взаимодействии.

  1. Структура конфликта

Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе. С.А. Войтова выделяет следующие компоненты структуры конфликта [2]:

1. Участники конфликта. В любом конфликте основными действующими лицами являются люди. Они могут выступать в конфликте как частные лица или могут образовывать различные группы.

Степень участия в конфликте может быть различной: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. Поэтому выделяют: основных участников конфликта, группы поддержки, других участников.

Основные участники конфликта. Их часто называют сторонами или противоборствующими силами. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Некоторые авторы вводят такое понятие, как «оппонент», что в переводе с латинского означает «возражающий, противник в споре».

Противоборствующие стороны – ключевое звено любого конфликта. Когда одна из сторон уходит из конфликта, то он прекращается. Г.М. Потанин отмечает, что если в межличностном конфликте один из участников заменяется новым, то и конфликт изменяется, начинается новый конфликт. Это происходит потому, что интересы и цели сторон в межличностном конфликте индивидуализированы. В межгрупповом конфликте уход или появление нового участника не влияет на конфликт. В таком конфликте незаменимость относится не к личности, а к группе [8].

Часто в конфликте можно выделить сторону, которая первой начала конфликтные действия. Ее называют инициатором конфликта. Если одна из сторон инициирует конфликт, то это еще не значит, что она неправа. Например, если новатор, не сумев бесконфликтно добиться внедрения инновации, идет на противоборство, то оценка его действий будет положительной.

Однако в длительных, затяжных межгрупповых конфликтах сложно определить инициатора. Многие из таких конфликтов имеют свою историю, насчитывающую десятилетия, поэтому сложно бывает выявить тот шаг, который привел к борьбе.

Группы поддержки. Практически всегда в любом конфликте за оппонентами стоят силы, которые могут быть представлены отдельными индивидами, группами и т.д. Они либо активными действиями, либо только своим присутствием, молчаливой поддержкой могут коренным образом воздействовать на развитие конфликта, его исход. Даже если учесть, что отдельные инциденты в ходе конфликта могут происходить без свидетелей, исход конфликта во многом определяется их существованием.

Группы поддержки могут быть представлены друзьями, субъектами, связанными с оппонентами какими-то обязательствами, коллегами по работе. В группу поддержки могут входить руководители или подчиненные оппонентов.

Другие участники. В данную группу входят субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Это подстрекатели и организаторы. Подстрекатель – это лицо, подталкивающее другого участника к конфликту. Сам подстрекатель может затем в этом конфликте и не участвовать. Его задача – спровоцировать, развязать конфликт и его развитие. Организатор – лицо или группа, планирующее конфликт и его развитие, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников.

2. Предмет конфликта. Как уже отмечено выше, ядром любого конфликта является противоречие. В нем отражается столкновение интересов и целей сторон. Борьба, ведущаяся в конфликте, отражает стремление сторон разрешить это противоречие, как правило, в свою пользу. В ходе конфликта борьба может затухать и обостряться. В такой же мере затухает и обостряется противоречие. Однако, по мнению С.А. Войтовой, проблема конфликта остается неизменной до тех пор, пока противоречие не разрешится [2].

В большинстве случаев суть противоречия в конфликте не видна, не лежит на поверхности. Участники конфликта оперируют таким понятием, как предмет конфликта. В нем отражается обыденное восприятие основного противоречия конфликта.

Таким образом, предмет конфликта – это объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта. Это то противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.

3. Объект конфликта. Еще одним непременным атрибутом конфликта является его объект. Сразу выделить его в каждом случае не всегда удается. Легче определяются проблема или предмет конфликта. Объект лежит глубже, он как бы покрыт скорлупой и является ядром проблемы, центральным звеном конфликтной ситуации. Поэтому иногда его рассматривают как причину, повод к конфликту.

4. Микро- и макросреда. При анализе конфликта необходимо выделять такой элемент, как условия, в которых находятся и действуют участники конфликта, т. е. микро- и макросреду, в которой возник конфликт. Такой подход позволяет рассматривать конфликт не как изолированную систему, а как социальную ситуацию. Г.М. Потанин включает в социальную среду не только ближайшее окружение личности, но и социальные группы, представителем которых является данный индивид [8].

  1. Методы предупреждения конфликта

Конфликт, как и любые взаимодействия людей, регулируется нормами социального поведения. Нормативное регулирование конфликтов делает систему более стабильной, определяет долговременный порядок развития и разрешения конфликтов. Большое значение при этом имеют нравственные нормы, они затрагивают наши представления о добре и зле, правильном и неправильном поведении, справедливости и порядочности и т.п.

Следовательно, здесь действуют нормы, в соответствии с которыми участники получают возможность должным образом оценивать сам конфликт, себя и другую сторону. Трудность, однако, состоит в том, что эти оценки неоднозначны, а порой весьма различны и даже противоположны. Все это в значительной мере определяется установками, традициями, воспитанием и т.д., но прежде всего знанием этих норм, пониманием того, как следует действовать в соответствующих ситуациях.

Установка толерантности призывает отказываться от такой позиции, когда единственным критерием правоты может быть сила. Такая установка предполагает учет интересов другого человека именно тогда, когда ты сам обладаешь силой, властью и т.д. Например, богатый человек добровольно, без принуждения готов экономить воду, чтобы хватило ее и другим; если сильнейший боксер не «дает сдачу» наступившему ему на ногу не потому, что не может; а кто-то не берет взятку не потому, что не может, а потому, что ему не позволяет совесть, и т.д.

Если человек сумел осознать и принять толерантность как ценность, она позволяет ему в дальнейшем жить по иным (согласованным с самим собой и с миром) нормам, тогда и общество, в котором он живет, тоже будет меняться. Это иной уровень сознания, который позволяет думать уже не только о себе и собственной шкуре, но и о других. Это расширение собственных границ, собственного мира, но не по принуждению, а добровольно, в соответствии с собственной позицией и волей. Жены декабристов ехали в Сибирь, меняя свою комфортную жизнь на трудности, – такова была их гражданская и человеческая позиция.

Стабилизирующим фактором, препятствующим возникновению конфликтов, служат положительные традиции.

Б.С. Волков отмечает, что профилактика конфликта важна как в социальном плане, так и в личностном. Актуальной задачей является овладение необходимыми нормами социального поведения, соответствующими возрастным особенностям человека, отвечающими современным представлениям о социальной компетентности [3].

Другой существенной задачей является конфликтологическая грамотность, предполагающая овладение стратегиями эффективного взаимодействия, способами разрешения и предупреждения конфликтов, возможности перевода конфликта из деструктивного русла в конструктивное, навыками саморегуляции в конфликте и т.д.

Третья важная задача – осознанное отношение к собственным психологическим проблемам, понимание важности самоисследования и самоизменения, свободное и осознанное принятие толерантности как нормы существования и сосуществования. Этот далеко не полный перечень мер профилактики конфликта, необходимых сегодня каждому человеку.

Учитывая особую значимость предупредительных мер в конфликтных ситуациях, остановимся прежде всего на анализе возможных моделей поведения в такой обстановке. Существуют два cпособа овладения накопленным теорией и практикой опытом.

Один предполагает регулярные упражнения и тренировки, многократное использование тренингов, участие в деловых и ситуационных играх. И чем больше человек повторяет упражнение, тем совершеннее и прочнее будут его навыки, тем увереннее он будет чувствовать себя в самых непредвиденных конфликтных инцидентах. Этот способ весьма полезен и эффективен.

Другой способ основан на том, чтобы найти свой путь поведения в ситуации конфликта, свою технологию управления конфликтами. Здесь процесс саморазвития и самовоспитания играет очень важную роль. Использовать полученные знания о конфликте можно и нужно в повседневной жизни для создания климата взаимного доверия и сотрудничества. Этот подход основан на стремлении к согласию и взаимопониманию, а также на нежелании использовать слабые, уязвимые стороны партнера. Если обе стороны заинтересованы в достижении общего положительного результата, стремятся к сотрудничеству, в таком случае конфликт решается более успешно [8].

Наличие общей цели и опыт совместной деятельности сближают партнеров. Чем лучше они осознают существо отдельных элементов конфликта, тем легче им будет найти средство эффективного его решения.

Конфликтологами использован ряд способов поддержания и развития сотрудничества. С.М. Емельянов к ним, в частности, относит следующие:

1) согласие, состоящее в том, что вовлекают в общее дело потенциальных оппонентов, объединяя их общей целью;

2) толерантность к партнеру – «вхождение» в положение партнера, осознание его трудностей, выражение сочувствия; уважительное отношение к нему, хотя интересы обоих партнеров в данном контексте и расходятся;

3) взаимное дополнение состоит в использовании таких черт партнера (потенциального соперника), которыми не обладает первый субъект. Развивая и используя эти качества в совместной деятельности, можно укрепить взаимное уважение и сотрудничество и избежать ненужных конфликтов;

4) отказ от дискриминации, что означает недопущение подчеркивания различий между партнерами, какого-либо превосходства одного над другим;

5) психологическое «поглаживание» – это поддержание хорошего настроения, положительных эмоций по самым различным поводам, что снимает напряженность, вызывает чувство симпатии к партнеру и тем самым заметно затрудняет возникновение конфликтной ситуации [6].

Опыт показывает, что можно ввести обучение практической конфликтологии, разрешении конфликтов, методам посредничества, ведения переговоров. На специальных занятиях по психологии можно научиться понимать чувства другого, считывать невербальную информацию, управлять конфликтами, справляться с напряжением, возникающим в их собственных конфликтах; преодолевать деструктивность конфликтов, в том числе внутриличностных, эффективно помогать другим в решении конфликтов.

Чем раньше обнаружена проблемная ситуация социального взаимодействия, тем меньшие усилия необходимо приложить для того, чтобы разрешить ее конструктивно. Заблаговременное обнаружение социальных противоречий, развитие которых может привести к конфликтам, обеспечивается прогнозированием. Прогнозирование конфликтов заключается в обоснованном предположении об их возможном будущем возникновении или развитии.

Профилактика конфликтов заключается в такой организации жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними.

Г.Г. Лигинчук даёт такое определение: профилактика конфликтов – это их предупреждение в широком смысле слова. Цель профилактики конфликтов – создание таких условий деятельности и взаимодействия людей, которые минимизировали бы вероятность возникновения или деструктивного развития противоречий между ними [9].

Предупредить конфликты гораздо легче, чем конструктивно разрешить их. Как показывает практика, профилактика конфликтов не менее важна, чем умение конструктивно их разрешать. При этом она требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт.

В современной организации деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять сами участники социального взаимодействия. Г.И. Козырев в своей книге замечает, что она может вестись по четырем направлениям:

1. Создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций. Полностью исключить возникновение предконфликтных ситуаций в коллективе, организации, обществе невозможно. Однако создать объективные условия для минимизации их количества и разрешения неконфликтными способами не только возможно, но и необходимо. К числу этих условий относятся, в частности, следующие:

- создание благоприятных условий для жизнедеятельности работников в организации;

- справедливое и гласное распределение материальных благ в коллективе, организации;

- наличие правовых и других нормативных процедур разрешения типичных предконфликтных ситуаций;

- успокаивающая материальная среда, окружающая человека (удобная планировка помещений, наличие комнатных растений и пр.).

2. Оптимизация организационно-управленческих условий создания и функционирования компаний – важная объективно-субъективная предпосылка предупреждения конфликтов. К объективно-субъективным условиям предупреждения конфликтов относят организационно-управленческие факторы, включая:

- оптимизацию организационной структуры компании,

- оптимизацию функциональных взаимосвязей,

- отслеживание соответствия работников предъявляемым к ним требованиям,

- принятие оптимальных управленческих решений,

- грамотную оценку результатов деятельности других работников.

3. Устранение социально-психологических причин конфликтов.

4. Блокирование личностных причин возникновения конфликтов [7].

Социальное взаимодействие носит непротиворечивый характер тогда, когда оно сбалансировано. Существует пять основных балансов, сознательное или неосознанное нарушение которых может привести к конфликтам.

Одним из них является поддержание в ходе взаимодействия баланса ролей. Каждый из партнеров может играть по отношению к другому роли старшего, равного или младшего по своему психологического статусу. Если партнер принимает отводимую ему роль, то ролевого конфликта не происходит. Поэтому в ситуации социального взаимодействия важно понять, какую роль играет партнер, и какой роли он ожидает от нас. Если ожидаемое партнером распределение ролей нас устраивает, то мы играем ту роль, которую от нас ждут. Если не устраивает, то ожидания партнера необходимо бесконфликтно скорректировать. Поскольку роль младшего, как правило, менее комфортна, то для предупреждения конфликтов человек должен избегать значительного психологического доминирования над партнерами. Наиболее благоприятным для предупреждения ролевого конфликта является взаимодействие с окружающими на равных.

Предупреждению конфликтов способствует поддержание при взаимодействии людей и социальных групп баланса взаимозависимости в решениях и действиях. Каждому человеку изначально внутренне присуще стремление к свободе и независимости. Однако свобода каждого из нас не может обеспечиваться за счет свободы тех, с кем мы взаимодействуем. В ходе общения необходимо чувствовать, какая зависимость от нас партнера не является для него дискомфортной, и поддерживать комфортный баланс взаимозависимости.

В процессе совместной деятельности люди оказывают друг другу личные услуги. Анализ конфликтов между людьми показывает, что мы осознанно или подсознательно фиксируем услуги, которые оказали мы, и те, которые оказали нам. Нарушение баланса взаимных услуг во взаимодействии людей чревато напряженностью в их взаимоотношениях и возможным конфликтом. В.И. Маркелов приводит такой пример: если человек оказал сослуживцу личную услугу (подмена другого на работе, бескорыстная помощь в выполнении срочного задания, «доставание билета», товара и пр.), а в ответ не получил с течением времени услуги примерно такой же ценности, то баланс услуг нарушается, что приводит к нарушению гармонии во взаимоотношениях, а при значительном дисбалансе – к конфликтам [11].

Кроме баланса взаимных услуг люди, взаимодействуя друг с другом, в той или иной степени стремятся поддержать баланс ущерба. Если человеку нанесен существенный ущерб, то он испытывает желание причинить ответный ущерб тем людям, по чьей вине пострадал. Поэтому важным социально-психологическим условием профилактики конфликтов является ненанесение ущерба окружающим в процессе взаимодействия с ними. Нанесение ущерба нарушает сбалансированность межличностного или межгруппового взаимодействия и может стать основой конфликта.

Пятый баланс, сохранение которого способствует профилактике конфликтов, состоит в сбалансированности самооценки и внешней оценки. В процессе социального взаимодействия люди постоянно оценивают друг друга. Анализ межличностных конфликтов показал, что, оценивая себя и результаты своей деятельности, человек в качестве основы оценки чаще выбирает положительные стороны своей личности и то, что ему удалось сделать в процессе работы. При оценке работы других людей (особенно подчиненных) человек чаще оценивает ее по тому, что подчиненному (или другому человеку) не удалось сделать по сравнению с идеалом, нормативными требованиями к деятельности и ее целью.

Говоря о балансах ролей, взаимозависимости в решениях и действиях, услуг, ущерба, самооценки и внешней оценки как предпосылках предупреждения конфликтов, необходимо подчеркнуть, что речь идет не об объективном, а о субъективно оцениваемом балансе. Потенциальной предпосылкой конфликта может быть субъективно оцениваемое нарушение баланса, которое превосходит опять-таки субъективно оцениваемую партнерами допустимую величину.


Глава 2. Конструктивная критика и предупреждение конфликтов

2.1. Конструктивная критика

Особенности управления конфликтами во многом определяются их спецификой как сложного социального явления. Важным принципом управления конфликтом является принцип компетентности. 

Во-первых, люди, вмешивающиеся в развитие конфликтной ситуации, должны обладать общими знаниями о характере возникновения, развития и завершения конфликтов вообще. Эти знания могут быть следствием их теоретической подготовки или богатого жизненного опыта.

Во-вторых, необходимо собрать максимально разностороннюю, подробную содержательную информацию о конкретной ситуации. Радикальность вмешательства в конфликты не должна превышать глубины наших знаний о них. Управлять можно только тем, что хорошо знаешь. В противном случае управление может привести к результатам худшим, чем те, которые были бы при естественном развитии событий.

По мнению Д.Г. Скотта, регулирование конфликтов требует соблюдения еще одного принципа: не блокировать развитие противоречия, а стремиться расширить его неконфликтными способами. Можно пытаться заставить оппонентов отказаться от своих намерений, не допускать их борьбы и т.п. Лучше все же дать возможность людям защищать свои интересы, но добиться, чтобы они делали это путем сотрудничества, компромисса, избегания конфронтации. Желательно не менять радикальным образом содержание развития событий, а сделать так, чтобы форма разрешения назревшего противоречия была конструктивной, мирной [15].

Здесь желательно соблюдать апробированное на практике правило: «Не блокировать развитие противоречия, а стремиться разрешить его неконфликтными способами».

Управление конфликтом – это сознательная деятельность по отношению к нему, осуществляемая на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной.

Управление конфликтом включает: симптоматику, диагностику, прогнозирование, профилактику, предупреждение, ослабление, урегулирование и разрешение. Выделяют также такие управляющие воздействия, как пресечение, гашение, преодоление и устранение конфликта.

Важным способом управления конфликтами является их профилактика. Профилактика конфликтов заключается в такой организации жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними.

Профилактика конфликтов – это их предупреждение в широком смысле слова, т.е. создание таких условий деятельности и взаимодействия людей, которые минимизировали бы вероятность возникновения или деструктивного развития противоречий между ними.

Н. Пезешкиан даёт такое определение: предупреждение конфликтов – это вмешательство в естественное развитие конфликтной ситуации, и оно должно осуществляться компетентными людьми [13].

2.2. Предупреждение конфликтов

Для предупреждения конфликтов очень важно знать не только что необходимо делать, но и как добиться развития проблемной ситуации в конструктивном направлении. Предупреждение конфликтов в узком смысле слова заключается в работе с конкретными конфликтами. Это деятельность участников конфликта, а также третьих лиц по устранению объективных и субъективных причин назревающего столкновения, разрешению противоречия неконфликтными способами. Технология предупреждения конфликтов есть совокупность знаний о способах, средствах, приемах воздействия на предконфликтную ситуацию, а также последовательность действий оппонентов и третьих лиц, в результате которых разрешается возникшее противоречие.

Воздействовать на проблемную ситуацию взаимодействия можно по двум направлениям: влиять на свое поведение и воздействовать на психику и поведение оппонента. Второй способ более сложен. Как показывает практика, проще и эффективнее воспользоваться способами и приемами коррекции своего отношения к предконфликтной ситуации и поведения в ней, поскольку ряд субъективных предпосылок предупреждения конфликтов связан с умением человека грамотно общаться. Для предотвращения конфликта часто бывает достаточно изменить свое отношение к ситуации и скорректировать свое поведение в ней.

Предконфликтная ситуация возникает обычно не внезапно, а постепенно. Важно вовремя определить, что эмоциональный накал спора начинает превышать допустимый, и грамотно прекратить его. Признаками обострения спора могут быть мимика, покраснение лица, жесты, содержание, темп и тембр речи.

Д.Г. Скотт в своей работе «Конфликты: пути их преодоления» пишет, что грамотно прекратить или сгладить спор можно следующими приемами:

- сказать, что в чем-то правы Вы, а в чем-то Ваш оппонент;

- свести проблему к шутке;

- перевести разговор на другую тему;

- уступить, если проблема спора не особенно важна для вас, и словесная уступка не обязывает к каким-то действиям по ее реализации;

- сказать, что Вы не успели всесторонне разобраться в проблеме и предложить оппоненту вернуться к ее обсуждению, например, завтра (когда эмоции улягутся) [14].

Для грамотного общения необходимы не только приемы предупреждения конфликтов, но и необходимо чувствовать, когда именно нужно применять эти приемы, в какой ситуации, с кем и при каких обстоятельствах. От умения правильно сориентироваться и применить нужный прием зависит атмосфера общения с людьми. Это умение является основным условием бесконфликтного взаимодействия. Г.Г. Лигинчук отмечает, что для предупреждения конфликта необходимо уметь:

- определить, что общение стало предконфликтным, и «вернуться» из предконфликтной ситуации к нормальному взаимодействию, а не пойти на конфликт;

- понимать партнера по взаимодействию и не идти на конфликт, если нет уверенности в том, что партнером его мотивы правильно поняты;

- проявлять терпимость к инакомыслию;

- заботиться о снижении своей относительно устойчивой тревожности и агрессивности;

- управлять своим текущим психическим состоянием, избегать предконфликтных ситуаций при переутомлении или перевозбуждении;

- быть внутренне готовым к решению возникающих проблем путем сотрудничества, компромисса, избежания или уступки;

- общаться с людьми, проявляя искреннюю заинтересованность в партнере по общению;

- сохранять конструктивные способы взаимодействия с окружающими вопреки воздействию конфликтогенных факторов, т.е. обладать высокой конфликтоустойчивостью [8].

Часто поводом к конфликту служат критика руководителем работы и поступков подчиненного, критические высказывания по отношению к коллеге, члену семьи и т.д. Поэтому важно, чтобы критика носила позитивный, конструктивный характер. Критикуя другого, необходимо соблюдать ряд правил.

Что нужно сделать, прежде чем критиковать?

- Выяснить, нельзя ли исправить дело без критики.

- Определить, кому выгодно наличие недостатков.

- Определить цели критики (критика – не самоцель, а средство улучшения жизни).

- Выяснить отношение критикуемого к его ошибкам: возможно, уже это окажется достаточным для исправления дела.

- Знать, как обычно реагирует на критику критикуемый, и в соответствии с этим выбирать форму критики.

- Для критического анализа не должно быть закрытых зон и неприкосновенных лиц.

- Выслушивать позицию критикуемого до конца.

- Изложить свое понимание того, что будете критиковать.

Структура конструктивной критики, по мнению Н.В. Гришиной, состоит из следующих элементов:

  1. Указание на суть недостатков, тормозящих работу.
  2. Указание на основного виновника негативного результата.
  3. Выявление других людей, причастным к ошибкам.
  4. Анализ условий, которые способствовали сбою в работе.
  5. Прогнозирование последствий, вытекающих из критикуемого события (для предприятия, для критикуемого и т.д.).
  6. Предложения о сроках ликвидации недостатков [4].

Снижению внутреннего сопротивления критике способствуют:

- исключение из нее понятий, задевающих достоинство человека;

- реализация принципов уместности формы критики;

- доброжелательность: задача критики – помочь сотруднику, а не задеть его самолюбие;

- критикуя, напомнить человеку о его положительных качествах;

- перед критикой вспомнить свои собственные ошибки.

Для сохранения отношений сторон важно то, как другой воспринимает критику. Если критикуемый позитивно настроен на восприятие критики, то она выполняет конструктивную роль. По С.М. Емельянову, для этого необходимо знать следующее:

- Критика в свой адрес – резерв совершенствования.

- Нет критики, из которой нельзя извлечь пользу.

- Всякий зажим критики вреден, так как затрудняет преодоление недостатков.

- Не очень важна критика, важно ее содержание.

- Критика в мой адрес делает меня сильнее, так как помогает устранить недостатки на моем пути к успеху.

- Все, что я сделал, можно сделать лучше.

- Меня критикуют – значит верят в мои способности исправить дело.

- Если критика в мой адрес отсутствует – это показатель безразличия ко мне как к работнику.

- Критика возможных негативных последствий моих решений – предпосылка своевременного предотвращения моих ошибок.

- Умный человек может выявить критическое отношение к своим действиям даже тогда, когда прямая критика отсутствует [6].

Одним из путей предупреждения конфликтов в организации является умение руководителя соблюдать правила критики. Соблюдение правил критики направлено на повышение ее конструктивности и восприимчивости. Несоблюдение общей последовательности правил критики способствует снижению эффективности принятия последующих правил:

- Начинать критиковать другого человека при свидетелях допустимо в том случае, если иные способы конструктивного воздействия исчерпаны.

- Сохранение ровного тона при критике кого-либо – это культура взаимоотношений.

- Повышению эффективности и снижению конфликтности критики способствует рассказ критикующего об опыте собственных неудач.

- Предметом конструктивной деловой критики являются поступки критикуемого.

- Мнение одной из сторон не является объектом критической оценки.

Для устранения вероятности возникновения конфликтной ситуации следует дать критикуемой стороне реабилитироваться – это означает предоставить возможность удачно решить ситуацию, аналогичную предмету критики. Одним из принципов делового восприятия критики является признание того, что она конструктивна.

Умение конструктивно критиковать – это важное умение, заключающееся в способности технологично работать на конфликтогенных направлениях взаимодействия. В качестве примера можно разобрать ситуацию, когда необходимо критиковать действия других людей. Воспользовавшись преимуществами рационального подхода, можно определить, какие цели мы ставим перед собой, критикуя других.

1. Основная задача критики заключается в необходимости коррекции поведения человека в соответствии с необходимостью развития какой-либо деятельности. При такой постановке вопроса особенно необходимо реалистическое понимание собственных мотивов действий, порыва собственного поведения. Как говорится, «интеллигентность – это и еще умение понимать низкие мотивы собственных поступков».

2. Итогом критики должно являться обеспечение возможности того, чтобы у человека возникло собственное желание изменения, обеспеченное внутренней энергией самоизменения. Оно может быть основано, например, на формировании чувства вины, увязывании системы изменения с общими интересами, перспективами развития личности.

3. Конструктивная критика подразумевает возможность создания или владения определенным спектром выражения смысловой информации критики, приемлемой для другого человека.

Н. Пезешкиан приводит такую структуру конструктивного критического высказывания [13]:

– волевой посыл, включающий в себя направленность на ожидаемое действие критикуемого;

– информационное (оценочное) суждение, принимаемое критикуемым и имеющее под собой реальные события, а не их субъективную оценку критикующим;

– «язык» критики, адаптированный к восприятию критикуемого;

– критическое высказывание «вписано» в условия конкретной ситуации делового или межличностного взаимодействия, в которую равноправно вписываются обе стороны;

– при организации диалога соблюдено условие предварительной подготовки, эмоционального и когнитивного настроя критикуемого к восприятию критики.

С.А. Войтова и Е.Н. Зубань выявили следующие возможные формы критических высказываний руководителя [2]:

– подбадривающая критика: «Ничего. В следующий раз сделаете лучше. А сейчас – не получилось»;

– критика-упрек: «Ну, что же вы? Я на вас так рассчитывал!»;

– критика-надежда: «Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете это задание лучше»;

– критика-аналогия: «Раньше, когда я был таким, как вы, я допустил точно такую же ошибку. Ну и попало же мне тогда от моего начальника!»;

– критика-похвала: «Работа сделана хорошо, но только не для этого случая»;

– безличная критика: «В нашем коллективе есть еще работники, которые не справляются со своими обязанностями. Не будем называть их фамилии»;

– критика-озабоченность: «Я очень озабочен сложившимся положением дел, особенно у таких наших товарищей, как…»;

– критика-сопереживание: «Я хорошо вас пониманию, вхожу в ваше положение, но и вы войдите в мое. Ведь дело-то не сделано…»;

– критика-сожаление: «Я очень сожалею, но должен отметить, что работа выполнена некачественно»;

– критика-удивление: «Как?! Неужели вы не сделали эту работу?! Не ожидал…»;

– критика-ирония: «Делали-делали и… сделали. Работка что надо! Только как теперь в глаза начальству смотреть будем?»;

– критика-намек: «Я знал одного человека, который поступил точно так же, как вы. Потом ему пришлось плохо…»;

– критика-смягчение: «Наверное, в том, что произошло, виноваты не только вы…»;

– критика-укоризна: «Что же сделали так неаккуратно? И не вовремя?!»;

– критика-замечание: «Не так сделали. В следующий раз советуйтесь»;

– критика-предупреждение: «Если вы еще раз допустите брак, пеняйте на себя!»;

– критика-требование: «Работу вам придется переделать!»;

– критика-вызов: «Если допустили столько ошибок, сами и решайте, как выходить из положения!»;

– конструктивная критика: «Работа выполнена неверно, что собираетесь теперь предпринять?»;

– критика-опасение: «Я очень опасаюсь, что и в следующий раз работа будет выполнена на таком же уровне».

Можно заметить, насколько широка возможность выразить свое критическое замечание без чрезмерной эмоциональной напряженности и провокаций на появление конфликтных ситуаций в коллективе.

Таким образом, предупредить конфликты гораздо легче, чем конструктивно разрешить их. Поэтому проблема конструктивного разрешения конфликтов, кажущаяся на первый взгляд более важной, на самом деле не является таковой. Профилактика конфликтов не менее важна, чем умение конструктивно их разрешать. Она требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт.


Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Конфликт – это наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликт представляет собой явление, которое играет особую роль в психической жизни людей, их развитии, самореализации, отношениях с другими людьми и в жизни общества в целом.

2. В основе предупреждения конфликтов лежат нравственные нормы и моральные ценности человека, которые обозначают наши представления о добре и зле, правильном и неправильном поведении, справедливости и порядочности. Порядочный и хорошо воспитанный человек просто не будет доводить ситуацию до конфликта, а постарается его предупредить.

3. Профилактика конфликта важна как в социальном плане, так и в личностном. Одним из ее условий является конфликтологическая грамотность, предполагающая овладение стратегиями эффективного взаимодействия, способами разрешения и предупреждения конфликтов, возможности перевода конфликта из деструктивного русла в конструктивное, навыками саморегуляции в конфликте и т.д.

4. Важной составляющей предупреждения конфликта также является осознанное отношение к собственным психологическим проблемам, понимание важности самоисследования и самоизменения, свободное и осознанное принятие толерантности как нормы существования и сосуществования.

5. Толерантность предполагает готовность человека принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Это активная позиция сторон, заинтересованных в совместном результате, который должен способствовать пониманию, развитию отношений и т.д.

Библиографический список литературы

1. Анцупов А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: Юнити, 2007. – 551 с.

2. Войтова С.А., Зубань Е.Н. Конфликтология / С.А. Войтова, Е.Н. Зубань. – СПб., 2001.

3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология: учебное пособие для вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Академический Проект, Трикста, 2009. – 412 с.

4. Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2007. – 464 с.

5. Громова О.Н. Конфликтология: курс лекций / О.Н. Громова. – М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем", издательство "ЭКСМОС", 2011. – 421 с.

6. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии / С.М. Емельянов. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2009. – 384 с.

7. Козырев Г.И. Основы конфликтологии: учебник / Г.И. Козырев. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Инфра-М, 2010. – 240 стр.

8. Конфликты: борьба, взаимодействие, сотрудничество: учеб. пособиe / под ред. Г.М. Потанина. – Белгород: Издательство БГУ, 2007. – 342 с.

9. Лигинчук Г.Г. Конфликтология: учебный курс / Г.Г. Лигинчук. – М.: МИЭМП, 2012. – 160 с.

10. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 1997. – 688 с.

11. Маркелов В.И. Конфликтология в социальной работе: конспект лекций / В.И. Маркелов. – М.: Эксмо, 2012. – 244 с.

12. Мириманова М.С. Конфликтология: учебник / М.С. Мириманова. – 3-изд., исправ. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 320 с.

13. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов / Н. Пезешкиан. – СПб.: Речь, 2002. – 288 с.

14. Скотт Д.Г. Конфликты: пути их преодоления / Д.Г. Скотт. – Киев: Внешторгиздат, 2001. – 191 с.

15. Скотт Д.Г. Сила ума: Способы разрешения конфликтов / Д.Г. Скотт. – СПб.: ВИС, 1994. – 432 с.

Лабораторная работа № 1Ввод текста, сохранение его в файле и вывод на печать Цель работы: ознакомление с текстовым процессором и получение основных навыков, необходимых для создания текстового документа. Программа работы Изучение общих принципов работы с текстовым процессором Изучение основных управляющих элементов окна Ввод учебного текста и его сохранение в файле. Создание нового документа. Вывод документа на печать. Краткие сведения Основные принципы работы с 2003 в Windows 2000 Интерфейс   2003 построен по тем же принципам, что и интерфейс Windows 2000. Благодаря этому пользователь, имеющий опыт работы в среде Windows и пытающийся начать работать, попадает в знакомые условия. С другой стороны,

I-курсора

Приложение 1

Таблица 1. Последствия конструктивного и деструктивного конфликта

Последствия конфликтов, Отличие конструктивного конфликта от деструктивного, СПОР, В КОТОРОМ РОЖДАЕТСЯ ИСТИНА. Умение побеждать


Приложение 2

Рис. 1. Классификация конфликтов в организации

Разработка системы управления конфликтами в организации


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Кафедра общей и педагогической психологии Практико-значимая работа на тему «Конструктивная критика и предупреждение конфликтов» выполнила слушательница кафедрального вариативного модуля «Управление конфликтами в педагогических учреждениях» педагог-психолог МОУ СОШ №24 г. Павловский Посад Сазикова А.О. Руководитель : к. пс . н. Краева М.Ю. Москва 2015

Слайд 2

Конфликты в современных условиях отличаются остротой и частым применением насилия. На основе углубления кризисного состояния общества, приводящего к столкновениям различных сил и общностей, обостряются социальные противоречия и их результатом становятся социальные конфликты.

Слайд 3

Целью работы является рассмотрение технологии конструктивной критики и этапа предупреждения конфликта. Объектом исследования можно считать конфликт в образовательной организации. Предметом исследования является процесс предупреждения конфликтов и метод конструктивной критики.

Слайд 4

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: 1. рассмотреть различные подходы к пониманию конфликта; 2. проанализировать основные компоненты структуры конфликта; 3. изучить методы и приёмы предупреждения конфликтов; 4. исследовать структуру и правила конструктивной критики.

Слайд 5

При написании данной работы использовались такие общие методы исследования, как анализ и обработка литературы отечественных исследователей, системный подход к изучаемым процессам, анализ и синтез, которые позволяют сформировать наиболее существенные черты исследуемых процессов.

Слайд 6

Полностью исключить возникновение предконфликтных ситуаций в коллективе, организации, обществе невозможно. Однако создать объективные условия для минимизации их количества и разрешения неконфликтными способами не только возможно, но и необходимо. К числу этих условий относятся: создание благоприятных условий для жизнедеятельности работников в организации; справедливое и гласное распределение материальных благ в коллективе, организации; наличие правовых и других нормативных процедур разрешения типичных предконфликтных ситуаций; успокаивающая материальная среда, окружающая человека (удобная планировка помещений, наличие комнатных растений и пр.).

Слайд 7

Устранение социально-психологических причин конфликтов . поддержание в ходе взаимодействия баланса ролей поддержание при взаимодействии людей и социальных групп баланса взаимозависимости в решениях и действиях сбалансированность самооценки и внешней оценки.

Слайд 8

Конструктивная критика и предупреждение конфликтов Воздействовать на проблемную ситуацию взаимодействия можно по двум направлениям: влиять на свое поведение и воздействовать на психику и поведение оппонента. Второй способ более сложен. Как показывает практика, проще и эффективнее воспользоваться способами и приемами коррекции своего отношения к предконфликтной ситуации и поведения в ней

Слайд 9

Д.Г. Скотт в своей работе «Конфликты: пути их преодоления» пишет, что грамотно прекратить или сгладить спор можно следующими приемами: - сказать, что в чем-то правы Вы, а в чем-то Ваш оппонент; - свести проблему к шутке; - перевести разговор на другую тему; - уступить, если проблема спора не особенно важна для вас, и словесная уступка не обязывает к каким-то действиям по ее реализации; - сказать, что Вы не успели всесторонне разобраться в проблеме и предложить оппоненту вернуться к ее обсуждению, например, завтра (когда эмоции улягутся)

Слайд 10

Г.Г. Лигинчук отмечает, что для предупреждения конфликта необходимо уметь: проявлять терпимость к инакомыслию; заботиться о снижении своей относительно устойчивой тревожности и агрессивности; управлять своим текущим психическим состоянием, избегать предконфликтных ситуаций при переутомлении или перевозбуждении; быть внутренне готовым к решению возникающих проблем путем сотрудничества, компромисса, избежания или уступки; общаться с людьми, проявляя искреннюю заинтересованность в партнере по общению; сохранять конструктивные способы взаимодействия с окружающими вопреки воздействию конфликтогенных факторов, т.е. обладать высокой конфликтоустойчивостью

Слайд 11

Часто поводом к конфликту служат критика руководителем работы и поступков подчиненного, критические высказывания по отношению к коллеге, члену семьи и т.д. Поэтому важно, чтобы критика носила позитивный, конструктивный характер. Критикуя другого, необходимо соблюдать ряд правил.

Слайд 12

Что нужно сделать, прежде чем критиковать? Определить цели критики (критика – не самоцель, а средство улучшения жизни). Выяснить отношение критикуемого к его ошибкам: возможно, уже это окажется достаточным для исправления дела. Знать , как обычно реагирует на критику критикуемый, и в соответствии с этим выбирать форму критики. Для критического анализа не должно быть закрытых зон и неприкосновенных лиц. Выслушивать позицию критикуемого до конца. Изложить свое понимание того, что будете критиковать.

Слайд 13

Структура конструктивной критики, по мнению Н.В. Гришиной, состоит из следующих элементов : Указание на суть недостатков, тормозящих работу. Указание на основного виновника негативного результата. Выявление других людей, причастным к ошибкам. Анализ условий, которые способствовали сбою в работе. Прогнозирование последствий, вытекающих из критикуемого события (для предприятия, для критикуемого и т.д.). Предложения о сроках ликвидации недостатков

Слайд 14

Снижению внутреннего сопротивления критике способствуют: исключение из нее понятий, задевающих достоинство человека; реализация принципов уместности формы критики; доброжелательность : задача критики – помочь сотруднику, а не задеть его самолюбие; критикуя , напомнить человеку о его положительных качествах; перед критикой вспомнить свои собственные ошибки.

Слайд 15

По С.М. Емельянову, для этого необходимо знать следующее: - Критика в свой адрес – резерв совершенствования. - Нет критики, из которой нельзя извлечь пользу. - Всякий зажим критики вреден, так как затрудняет преодоление недостатков. - Не очень важна критика, важно ее содержание. - Критика в мой адрес делает меня сильнее, так как помогает устранить недостатки на моем пути к успеху. - Все, что я сделал, можно сделать лучше. - Меня критикуют – значит верят в мои способности исправить дело. - Если критика в мой адрес отсутствует – это показатель безразличия ко мне как к работнику. - Критика возможных негативных последствий моих решений – предпосылка своевременного предотвращения моих ошибок. - Умный человек может выявить критическое отношение к своим действиям даже тогда, когда прямая критика отсутствует

Слайд 16

- Начинать критиковать другого человека при свидетелях допустимо в том случае, если иные способы конструктивного воздействия исчерпаны. - Сохранение ровного тона при критике кого-либо – это культура взаимоотношений. - Повышению эффективности и снижению конфликтности критики способствует рассказ критикующего об опыте собственных неудач. - Предметом конструктивной деловой критики являются поступки критикуемого. - Мнение одной из сторон не является объектом критической оценки.

Слайд 17

С.А. Войтова и Е.Н. Зубань выявили следующие возможные формы критических высказываний руководителя (позитивные) : – подбадривающая критика: «Ничего. В следующий раз сделаете лучше. А сейчас – не получилось»; – критика-упрек: «Ну, что же вы? Я на вас так рассчитывал!»; – критика-надежда: «Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете это задание лучше»; – критика-аналогия: «Раньше, когда я был таким, как вы, я допустил точно такую же ошибку. Ну и попало же мне тогда от моего начальника!»; – критика-похвала: «Работа сделана хорошо, но только не для этого случая »;

Слайд 18

– критика-смягчение: «Наверное, в том, что произошло, виноваты не только вы…»; – конструктивная критика: «Работа выполнена неверно, что собираетесь теперь предпринять?»; – безличная критика: «В нашем коллективе есть еще работники, которые не справляются со своими обязанностями. Не будем называть их фамилии»; – критика-озабоченность: «Я очень озабочен сложившимся положением дел, особенно у таких наших товарищей, как…»; – критика-сопереживание: «Я хорошо вас пониманию, вхожу в ваше положение, но и вы войдите в мое. Ведь дело-то не сделано…»;

Слайд 19

Таким образом, предупредить конфликты гораздо легче, чем конструктивно разрешить их. Поэтому проблема конструктивного разрешения конфликтов, кажущаяся на первый взгляд более важной, на самом деле не является таковой. Профилактика конфликтов не менее важна, чем умение конструктивно их разрешать. Она требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт .

Слайд 20

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конфликтология. Способы разрешения и предупреждения конфликтов

Конфликт - динамически сбалансированное воздействие, осуществляемое двумя или более субъектами на основе несовпадения интересов, целей, методов и способов их достижения....

Классный час "Предупреждение конфликтов в детском коллективе"

Усвоение сущности понятий  «конфликт», «конфликтная ситуация»; изучение способов выхода из конфликта; формирование позитивного отношения к своему здоровью, к  людям, желание овладеть навыкам...

Презентация "Предупреждение конфликтов в детском коллективе"

Усвоение сущности понятий  «конфликт», «конфликтная ситуация»; изучение способов выхода из конфликта; формирование позитивного отношения к своему здоровью, к  людям, желание овладеть навыкам...

Предупреждение конфликтов

Презентация на тему: "Предупреждение конфликтов"•КОНФЛИКТ это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участн...

Разработка классного часа на тему: «Способы предупреждения конфликтов: мягкое противостояние, конструктивное предложение или…".

Классный час посвящён способам эффективного общения. Многие дети в этом возрасте просто не научены мирно решать конфликты. Причинами конфликтов между подростками становится их нервозность, неспособнос...

Правила конструктивной критики

Говорят, что критиковать легче, чем делать самостоятельно, но это не так, если хочешь, чтобы твоя критика не разрушила отношения с критикуемым человеком и помогла ему стать лучше. Данный материал соде...

План-конспект занятия с подростками по теме "Правила конструктивной критики"

Представлена структура занятия с подростками  по теме "Правила конструктивной критики"....