План-конспект занятия с подростками по теме "Правила конструктивной критики"
план-конспект занятия по психологии (9 класс)

Владимирова Ирина Михайловна

Представлена структура занятия с подростками  по теме "Правила конструктивной критики".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kritika.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект занятия с подростками по теме "Правила конструктивной критики"

Занятие проводится в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Развитие навыков общения подростков»

Адресат: подростки 13-15 лет

Цель: структурировать имеющиеся у обучающихся представления о психологических особенностях ситуаций критики, обеспечить рефлексию и интеграцию личного опыта.

Продолжительность: 2 часа (45, 45)

1. Информирование подростков о цели и задачах занятия

2. Разминка «Ассоциации»

Подросткам предлагается записать ассоциации к слову «критика».

3. Упражнение "Незавершенные фразы"

Подросткам предлагается продолжить и завершить фразы:

Когда я критикую кого-либо, я...

Польза критики в том, что...

4. Упражнение-обсуждение "Как люди обычно реагируют на критику?"

 В ходе обсуждения рассматриваются варианты, когда люди обижаются, сами начинают критиковать других людей в ответ. Акцентируется внимание подростков на разнице между критикой и оскорблением (целью оскорбления является унижение человека, целью критики является помощь в преодолении недостатков). Обучающимся предлагается привести примеры.

5. Упражнение - обсуждение "Польза критики"

Подросткам предлагается подумать и рассказать,  в каких жизненных ситуациях помогает критическое отношение к себе и жизненным обстоятельствам, умение мыслить критически.

6. Упражнение "Конструктивная и деструктивная критика". 

Подростки делятся на две группы. Первая группа приводит примеры конструктивной критики и определяет ее положительные стороны, вторая - деструктивной и определяет ее отрицательные стороны. В ходе общего обсуждения рассматриваются преимущества конструктивной критики (экологичность, возможность сохранить хорошие отношения, способность эффективно решать общие задачи).

7. Упражнение "Правила критикования"

Подросткам предлагается составить свод "Правил критикования". Задание выполняется индивидуально, письменно.

8. Информирование "Правила конструктивной критики"

Слово «критика» многозначно. В значении, которое важно в общении между людьми, критика - «неблагоприятная оценка человека или его поступков, поведения, указание недостатков; порицание».

Чтобы наши критические замечания были верно восприняты тем, кого мы критикуем, следует учитывать определенные моменты.

1. Критикуйте действия, а не личные качества. Говорите о действиях, акцентируйте конструктивные предложения, а не личные недостатки, не задевайте личность человека.

2. Не оценивайте однозначно действия человека как «хорошие» или «плохие». Конкретно укажите, что было сделано не так и подскажите, как исправить ситуацию. Это покажет, что мы хотим помочь кому-то стать лучше, и не вызовет оборонительной реакции. Так, друг спрашивает: «Понравилось тебе мое выступление?». Можно ответить: «Да ты просто оглушил меня своим ревом!». Реакцию друга предположить легко. Можно сказать то же самое иначе: «Если бы в некоторых местах (и указать места) голос звучал тише, мне было бы проще разобрать слова песни». Такая критика не обидит и поможет следующее выступление сделать более эффективным и красивым.

3. Необходимо позитивное вступление перед негативными замечаниями. Чтобы обратить внимание человека на его ошибку, начните с похвалы, признания его достоинств, успехов. Отметьте сильные стороны прежде чем указать на недостатки. В случае с другом прежде, чем критиковать, можно отметить, что была выбрана песня с удачной мелодией, костюмы соответствовали выступлению. Важно, чтобы сказанное соответствовало истине. Неискренняя похвала, за которой следует сокрушительная критика, не будет воспринята.

4. Предложите конкретные рекомендации. Конструктивная критика призвана помогать человеку, нужно дать ему рекомендации, которые приведут к позитивным изменениям. Так, в ответе другу можно добавить: «Я иногда записываю свой голос на видео и прослушиваю -сразу становится понятно, что не так. Попробуй».

5. Замечания делайте наедине, чтобы не унижать достоинства человека. Хвалить лучше публично, критику же собеседник услышит только в приватной беседе.

6. Делайте замечания таким образом, чтобы человек видел возможность легко исправиться и видел свои ошибки такими, которые не являются неотвратимыми.

7. Откажитесь от демонстрации фальшивых позитивных намерений. Старайтесь искренне помочь человеку, понять его точку зрения, проявить понимание его мыслей и желаний. Свое мнение выдвигайте не как доказанный факт, а как предложение к размышлению;

8. Соединяя похвалу с критикой, избегайте между ними союза «но», иначе человек  просто не услышать похвалы.

9. Не останавливайте критикуемого в изложении его мыслей, даже если эти мысли кажутся вам ерундой; дайте ему высказаться до конца; выясняя факты по сути разговора.

10. Откажитесь от некорректных приемов усиления аргументации («ты всегда такой», «сколько раз можно одно и то же повторять»).

11. Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это косвенно (приведите примеры из литературы, кинофильмов, действия вымышленного человека (критика-рикошет).

12.. Ведите разговор в дружеском и спокойном ключе, Не будьте резким, категоричным и язвительным, учитывайте чувство собственного достоинства оппонента, опирайтесь на темы в которых вы достигаете согласия.

13. Не требуйте немедленного признания ошибок, давайте психологические паузы людям, находящихся в состоянии ссоры - это поможет снять напряжение и обратиться к логике.

14. К критике добавляйте самокритику, расскажите о своих аналогичных ошибках.

15. Собственную ошибку признавайте немедленно и безоговорочно.

9. Упражнение "Критика".

Парам подростков предлагается обсудить реальные ситуации из личного опыта, корректно покритиковать друг друга.

Обсуждение занятия. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович

Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...

ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ»                         ...

План-конспект открытого занятия "Создание игровых ситуаций на занятиях по обучению произношения и применение игр при развитии слухового восприятия"

Данный конспект поможет формировать произносительные навыки слабослышащих учащихся и закреплять их на материале слогов, слов и иллюстраций....

планы воспитательной работы и краткие планы-конспекты внеурочных занятий и мастер-классов

План внеклассных мероприятий на 2013-2014 учебный год классного руководителя подготовительных групп №2 и №3 Яковлевой Е.О.График проведения родительских собраний в 2015-16 учебном году.Планы внеклассн...

Информационная карта занятия внеурочной деятельности + План – конспект учебного занятия в системе внеурочной деятельности "Лаборатория анатомии растений

laquo;Лаборатория анатомии растений» - аудиторное занятие, которое создает для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует...

План-конспект по теме "Проблемы подростков" 9класс

Разработанный конспект урока по теме "Проблемы подростков"...