Конспект выступления «Ораторское мастерство как ключ к успешности лидера» для лидеров ученического самоуправления
план-конспект занятия по психологии (9, 10, 11 класс) на тему

Евдокимова Ольга Сергеевна

Выступление обучает учащихся основам и правилам публичного выступления. Содержит и теоретическую часть, и практическую, направленную на обучение старшеклассников навыкам саморегуляции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kak_vystupat_publichno_lidery.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект выступления педагога – психолога МБОУ СОШ № 1 Евдокимовой О.С.

«Ораторское мастерство как ключ к успешности лидера» на районном семинаре лидеров ученического самоуправления «От идеи – к результату»

Продолжительность: 30 мин.

Цель выступления: познакомить учащихся с правилами успешного публичного выступления.

Задачи:

1) образовательные: рассказать учащимся о структуре, содержании, особенностях публичного выступления; познакомить с приемами релаксации, психологического настроя на успех;

2) развивающие: развивать    навыки    публичного    выступления, коммуникативные навыки; умение эффективно использовать приемы снятия психоэмоционального напряжения и психологически настраиваться на успешное выступление.

3) воспитательные: воспитывать культуру устной речи.

Материалы и оборудование: мультимедиа, компьютер, памятки.

Возраст учащиеся: учащиеся старших классов 15-18 лет.

 Ход занятия:

I. Орг. момент. Слайд 1.

Приветствие. Проверка готовности учащихся.

Мини-беседа «Кто такой лидер? Качества лидера»

II.   Постановка цели занятия.

А) Работа с цитатами. Слайд 2.

Задание учащимся: прочитать цитаты, объяснить их смысл.

-   Что объединяет все цитаты? О чем мы будем говорить сегодня? (об ораторском искусстве, о публичных выступлениях).

Б) Сообщение цели занятия. Слайд 3.

-  Сегодня я раскрою вам секреты публичного выступления, расскажу о том, каковы слагаемые успеха успешного оратора, как снять напряжение и тревогу перед выступлением, психологически настроиться на успех. Вас ждет не только захватывающие факты, но и полезная практика: мы будем тренироваться снимать тревогу перед выступлением и психологически настраиваться на успех.

III.     Изучение нового материала.

А) Лекция «Структура публичного выступления».

Слайд 4.

-  Каждому из нас знакомо состояние тревоги и страха перед публичным выступлением. По статистике, более 90 % всего населения планеты боятся выступать перед публикой. Оказывается, есть особые приемы снижения внутреннего напряжения и тревоги. Это:

®      Дыхательные упражнения

®      Приемы релаксации

®      Техника НЛП

®      Аутотренинг

Уверенности в себе прибавляет хорошее знание материала, подготовленность речи.

Перед выступлением не стоит извиняться, оправдываться (за волнение, простуженный голос, нехватку времени и т.д.)

Слайд 5. Выступление состоит из 3 частей: вступления, основной части и заключения. Для того, чтобы подготовить эффектное выступление, нужно знать особенности каждой части выступления.

Слайд 6. Вступление (Главная цель: настрой, расположение слушателей).

Важно:

-Поздороваться;

-Хорошее увлекательное начало;

-Правило «15 секунд» (формируется первое впечатление);

(важны: одежда, осанка, пауза перед началом выступления, приветствие);

-Начало речи: цитата; что-нибудь из жизни; интересный факт, резюме темы;

-Использовать несколько заготовок - план.

-Читать, поднимая глаза на аудиторию.

Если вы защищаете исследовательскую работу, вы можете дать ответы на следующие вопросы: О чем я хочу рассказать в своем выступлении? Как возникла идея? Почему я об этом хочу сказать? Для чем нам всем это нужно?

Здорово употреблять в речи: «Когда я готовился к выступлению, я обнаружил очень интересные факты...», «Я впервые узнал, что...», «Оказывается...»

Слайд 7. Основная часть.

-          Речь неторопливая (порепетировать перед зеркалом), четкая, перед важными моментами делать паузы;

-          Важно знать материал;

-          Фразы должны быть понятными и простыми;

-         Говорить воодушевленно, эмоционально;

-         Выступление не должно быть очень большим — главные мысли;

-         Можно использовать наглядность (презентацию, нарисовать рисунки, плакат, принести какие-то вещи, книги, с которыми вы работали и посоветовать ребятам их прочитать.)

Слайд 8. Заключительная часть:

В заключении должны прозвучать выводы, главные мысли вашего выступления.

Можно завершить стихотворением, цитатой, подходящей к теме, пожеланием удачи всем участникам.

Хорошо в конце выступления использовать:

-         Улыбку; доброе пожелание

-         Фразы: Спасибо за внимание! До новой встречи! Желаю всем участникам хорошего настроения и удачи!

Слайд 9. Что делать, если во время выступления возникли непредвиденные обстоятельства?

Если неожиданно забыли что-то:

-         Повторите еще раз последнюю фразу, собираясь с мыслями, вдруг что-то вспомните!

-         Если не вспомнили, скажите: «Теперь я расскажу о ...» и говорите дальше.

Если оговорились:

-         Если все засмеялись, посмейтесь со всеми, затем продолжайте;

-         Если слушатели не заметили, продолжайте, как ни в чем не бывало.

IV.     Практическая часть. Закрепление материала.

Слайд 10.

Практикум «Настройся на успех»

Отработаем некоторые приемы, которые помогут нам снизить напряжение перед выступлением.

®       Дыхательные упражнения.

Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации.

Упражнение.

Сидя или стоя постарайтесь по возможности расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.

Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

®      Релаксационное упражнение «Мой огонек»

Цель: получить опыт переживания релаксационных погружений, опыт концентрации сознания на позитивных переживаниях.

Инструкция. Сядьте удобнее, закройте глаза. Представьте себе, что выходите из этого зала и идете по улице. Вы никуда не торопитесь, просто идете. Вас никто не ждет. Вы просто гуляете. Вдоль дороги замечаете разноцветные,  раскрашенные осенней кистью деревья: желтые, зеленые, чуть тронутые багрянцем. Закатное солнце просвечивает сквозь узорчатую листву. Вы останавливаетесь и любуетесь прекрасным пейзажем. Солнце садится, и лиловые сумерки мягко обволакивают природу. Потом вы поднимаете глаза, видите дома, освещенные окна. В окнах горит теплый свет. В каждом окне - маленький мир. Уютный дом.

Теперь представьте себе, что где-то внутри каждого из вас горит такой же маленький теплый свет. Он дает уют и теплый покой. Что бы ни происходило с тобой, какие бы бури и волнения ты не переживал, он горит ясным, теплым, спокойным светом. Представь его в виде язычка пламени. Ты можешь осторожно взять его в руки. Вот он перед тобой. Ты бережно держишь его в руках. Полюбуйся его ровным, мягким светом. Поблагодари за тепло и мир, которые он дает. (Пауза).Теперь бережно положи его. Он всегда будет с тобой.

V. Подведение итогов. Слайд 11.

-    Итак, мы немного расслабились, получили позитивный настрой на нашу дальнейшую работу. Это упражнение вы можете использовать, когда нужно расслабиться, снизить тревогу, напряжение  и перед публичной речью, и после насыщенного дня.

А теперь подведем итоги того, что вы услышали о том, как выступать публично. Помните, что ваша речь должна быть эмоциональной, хорошо подготовленной. В течение выступления удерживайте внимание аудитории, используйте психологические приемы: паузы перед важными местами, понижение голоса и другие. Выступая, выглядите на все 100, будьте спокойны и уверенны.  Наши приемы релаксации вам помогут.

Слайд 12. Помните слова Цицерона: «Наилучший оратор тот, который своим словом и научает слушателей, и доставляет удовольствие, и производит на них сильное впечатление».

Слайд 13. Спасибо за внимание! Удачных выступлений!

Релаксационное упражнение «Мой огонек»

Цель: получить опыт переживания релаксационных погружений, опыт концентрации сознания на позитивных переживаниях.

Инструкция. Сядьте удобнее, закройте глаза. Представьте себе, что выходите из этого зала и идете по улице. Вы никуда не торопитесь, просто идете. Вас никто не ждет. Вы просто гуляете. Вдоль дороги замечаете разноцветные,  раскрашенные осенней кистью деревья: желтые, зеленые, чуть тронутые багрянцем. Закатное солнце просвечивает сквозь узорчатую листву. Вы останавливаетесь и любуетесь прекрасным пейзажем. Солнце садится, и лиловые сумерки мягко обволакивают природу. Потом вы поднимаете глаза, видите дома, освещенные окна. В окнах горит теплый свет. В каждом окне - маленький мир. Уютный дом.

Теперь представьте себе, что где-то внутри каждого из вас горит такой же маленький теплый свет. Он дает уют и теплый покой. Что бы ни происходило с тобой, какие бы бури и волнения ты не переживал, он горит ясным, теплым, спокойным светом. Представь его в виде язычка пламени. Ты можешь осторожно взять его в руки. Вот он перед тобой. Ты бережно держишь его в руках. Полюбуйся его ровным, мягким светом. Поблагодари за тепло и мир, которые он дает. (Пауза).

Теперь бережно положи его. Он всегда будет с тобой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия для учащихся 5-6 классов «Кто такой лидер? Качества лидера»

Участники занятия «Кто такой лидер? Качества лидера» приобретут новые знания в области лидерства, навыки общения и коммуникации. Занятие способствует развитию  у ребят творческих способност...

Образовательная программа дополнительного образования детей«Обучение команды актива ученического самоуправления «Школа «Лидер»»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Обучение команды актива ученического самоуправления «Школа «Лидер»»Ученическое самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллект...

«Программа тренинговых занятий по развитию социальной одаренности Школа «Лидер» в рамках психологического сопровождения ученического самоуправления»

Актуальность проблемы воспитания лидера обусловлена тем, что в подростковом возрасте создаются оптимальные условия для формирования организаторских способностей, предприимчивости, многих других личнос...

ПРОГРАММА развития ученического самоуправления «ЛИДЕР» МОУ «СШИ №2» г. Магнитогорска

СодержаниеI. Пояснительная записка1.1.Актуальность1.2. Нормативно- правовая база1.3.Цель программы, задачи1.4.Принципы организации самоуправления1.5.Функции детской организацииII. Базовые подход...

Сценарный материал проведения районного слёта лидеров школьного (ученического) самоуправления и детских объединений

Данный материал предназначен для руководителей ШУС и ДО, для работы  с лидерами и волонтёрами по общественной направленности...

Сценарий слета лидеров ученического самоуправления

Сценарий содержит конкурсную программу для лидеров ученического самоуправления....

Сценарий районного конкурса лидеров ученического самоуправления «Лидер года»

Организация районного конкурса лидеров ученического самоуправления  "Лидер года"...