Тренинговое занятие
план-конспект занятия по психологии (5 класс) на тему

Алтухова Наталья Ивановна

Тренинговое занятие "Как стать счастливым"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trentngovoe_zanyatie.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

с учащимися 4 класса

на тему: «Как стать счастливым»

                                             

По-настоящему счастливы лишь те люди, которые нашли для себя человека или дело в жизни, чтобы любить его и принадлежать ему безраздельно.

Джон Пауэлл

Творческое задание «Что такое счастье»

Педагог просит детей перечислить, кто или что может быть счастливым, например: ребенок, семья, будущее, день, обстоятельство, смех, дом и т.д. Все перечисленное записывается на доске. Дети делятся на группы и выбирают что-то одно из записанного на доске. Каждая группа должна рассказать о том, какого ребенка можно назвать счастливым, описать счастливый смех, рассказать о счастливом дне и т.д. Дети могут приводить примеры из жизни или литературы.

Затем педагог обсуждает с детьми, что необходимо человеку, чтобы быть счастливым.

Вопросы и задания для беседы:

  • Как вы думаете, может ли быть какое-либо одно общее счастье для всех людей на земле?
  • Согласны ли вы с мыслью, что человек создан для счастья, и почему?
  • Может ли человек быть всегда счастлив?
  • Всегда ли исполненное желание приносит человеку счастье?
  • Может ли счастье исцелить человека?
  • Испытывали ли вы когда-нибудь счастье, слушая музыку?
  • Почему от счастья и радости иногда плачут?

Люди часто используют различные пословицы о счастье:

  • Не родись красивым, а родись счастливым;
  • Не в деньгах счастье;
  • Не было счастья да несчастье помогло.

рассказы солнечного луча

Г. Андерсен

—        Теперь я начну! — заявил ветер.

Нет уж, позвольте! — сказал дождь. — Теперь мой черед! Довольно вы стояли на углу да выли что было мочи!

Так вот ваше спасибо за то, что я в честь вас вывертывал да ломал зонтики тех господ, что не желали иметь с вами дела!

Слово за мною! — сказал солнечный луч. — Смирно!

И это было сказано с таким блеском и величием, что ветер растянулся сейчас же во всю длину. Но дождь все еще не хотел уняться, теребил ветер и говорил:

—        Неужели мы это потерпим? Он вечно прорвется вперед, этот господин! Не станем его слушать! Вот еще, очень нужно!

А солнечный луч начал:

—        Пролетел над бурным морем лебедь; перья его блестели, словно золотые; одно перо выпало и упало на большой торговый корабль, скользивший по морю на всех парусах. Перо запуталось в курчавых волосах молодого человека, надсмотрщика за товарами. Перо птицы счастья коснулось его пера, превратилось в его руке в писчее перо, и он вскоре стал богатым купцом, которому ничего не стоило купить себе золотые шпоры, сменять бочку золота на дворянский щит. Я сам сверкал при этом щите! — прибавил солнечный луч.

— Пролетал лебедь и над зеленым лугом; в тени старого одинокого дерева лежал пастушок, семилетний мальчуган и посматривал на своих овец. Лебедь поцеловал на лету один из листьев дерева, лист упал в руку пастушка, и из одного листка сделалось три, десять, целая книжка! Мальчик читал в ней о чудесах природы, о родном языке, о вере и знании, а ложась спать, прятал ее себе под голову, чтобы не позабыть прочитанного. И вот книжка та привела его сначала на школьную скамью, а затем и на кафедру науки. Я прочел его имя среди имен ученых! — добавил солнечный луч.

—        Лебедь полетел в чащу леса и спустился отдохнуть на тихое, темное лесное озеро, поросшее кувшинками; на берегу росли тростник, лесные яблони, а в их ветвях куковала кукушка, ворковали лесные голуби.

Бедная женщина собирала здесь хворост; на спине у нее была целая вязанка, у груди же лежал маленький ребенок. Он увидал золотого лебедя, лебедя счастья, который вылетел из тростника. Но что же такое блестело там? Золотое яйцо! Женщина положила его за пазуху, и яйцо согрелось, в нем зашевелилось живое существо. Оно уже стучало носиком в скорлупку, а женщина-то думала, что это бьется ее собственное сердце.

Придя домой, в свою бедную хижину, она вынула золотое яйцо. «Тик-так!» — слышалось из него, точно яйцо было золотыми часами, но это было настоящее яйцо, и в нем билась жизнь. Вот скорлупа треснула, и из яйца высунул головку маленький лебедь, покрытый золотым пушком. На шейке у него было четыре золотых кольца, и так как у женщины было еще трое сыновей кроме того, который был с нею в лесу, то она сразу догадалась, что кольца эти предназначались ее детям. Только она сняла кольца — золотой птенец улетел.

Женщина перецеловала кольца, дала каждому ребенку поцеловать свое кольцо, приложила их к сердцу каждого и затем надела на пальчики детей.

—        Я видел все это! — прибавил солнечный луч. — Видел и то, что из этого вышло.

Один из мальчиков копался в канаве, взял комок глины, начал мять его между пальцами, и вышла статуя Ясона, добывшего золотое руно.

Другой мальчуган сейчас же побежал на луг, поросший чудными, пестрыми цветами, набрал там целую горсть цветов, крепко стиснул их в ручонке, и цветочные соки брызнули ему прямо в глаза, омочили его золотое кольцо... В мозгу мальчика что-то зашевелилось, и в руках тоже, и несколько лет спустя в большом городе заговорили о новом великом живописце.

Третий мальчуган так крепко стиснул свое кольцо зубами, что оно издало звук, отголосок того, что таилось в сердце мальчика, и с тех пор чувства и думы его стали выливаться в звуках, подниматься к небу, как поющие лебеди, погружаться в бездны мысли, как лебеди погружаются в глубокие озера. Мальчик стал композитором; каждая страна может считать его своим.

— Четвертый же мальчик был заморыш, и на языке у него, как говорили, сидел типун; его надо было угощать маслом с перцем, да хорошими трепками, ну, его и угощали! Я же дал ему свой солнечный поцелуй! — сказал солнечный луч. — Да и не один, а десять! Мальчик был поэтическою натурой, и его то дарили поцелуями, то угощали щелчками, но он все-таки владел кольцом счастья, данным ему золотым лебедем, и мысли его взлетали к небу золотыми бабочками, а бабочка — символ бессмертия!

Длинная история! — сказал ветер.

И скучная! — прибавил дождь. — Подуй на меня, я в себя прийти не могу!

И ветер принялся дуть, а солнечный луч продолжал:

—        Лебедь счастья пролетел и над глубоким заливом, где рыбаки закидывали сети. Беднейший из рыбаков собирался жениться. Лебедь принес ему кусок янтаря. Янтарь притягивает, и этот кусок притянул сердца к дому рыбака. Янтарь — чудеснейшее благовонное курение, и из дома рыбака стало исходить благоухание, как из храма; это было благоухание самой природы! Бедная чета наслаждалась семейным счастьем, и вся жизнь ее прошла как один солнечный день!

—        Не пора ли прервать его! — сказал ветер. — Довольно уж он болтал! Я соскучился!

— И я тоже! — сказал дождь.

А что же скажем мы, прослушав эти истории? Мы скажем:

—        Ну, вот и конец им!

Вопросы и задания к сказке:

  • Почему дождь и ветер все-таки уступили место солнечному лучу?
  • Как вы думаете, могут ли, на самом деле, закончиться рассказы солнечного луча?
  • Как вы думаете, кто послал на землю волшебного лебедя, приносящего людям счастье?
  • В чем заключалось счастье каждого из людей, одаренных лебедем?
  • Если человеку с детства даны творческие способности, означает ли это, что он будет счастлив? Что необходимо для того, чтобы он стал счастливым?

Рисунок «Лебедь счастья»

Попросите детей нарисовать солнечный луч, лебедя или любой другой образ, который может напомнить человеку о счастье. Подарите рисунок своему близкому другу с пожеланиями счастья.

Сочиняем сказку «Сохрани счастье»

Выберите кого-либо из героев сказки и напишите историю о том, как этот человек распорядится своим счастьем и сможет ли сохранить его на всю жизнь.

Прочитайте сказку:

На берегу моря, в убогой лачужке жил отец и два сына. Старшего звали Жаком. Он был высокий, черноволосый. Младшего звали Павлом. Они вместе с отцом ловили в море рыбу старым большим неводом и продавали ее купцам. Старший был задумчив и молчалив. Часто по вечерам он садился на берегу, на морские скалы, и долго смотрел на море. Он смотрел на большие корабли, уходившие в открытое море, и ему хотелось плыть на этих кораблях туда, далеко, где облака тонули в море, в далекие страны, о которых он так много слыхал чудных рассказов.

А Павел был веселый малый; он почти всегда и всем улыбался приветливо, — пел веселые песни или играл на дудке, которую ему подарил один из приезжавших купцов.

Раз на лодке их настигла буря, и волнами выбросило всех на берег, при этом старого отца сильно ушибло о скалу. Он долго был болен и, наконец, умер. Умирая, он сказал им:

— Спасибо вам, что не покидали и кормили вашими трудами меня, старика. После моей смерти вам нечего больше жить здесь, в бедности и добывать тяжелым трудом убогую пищу. Вот вам кольцо моей прабабки. Возьмите это кольцо, и когда придете в какой-нибудь город или деревню — покатите его перед собой. Если кольцо завернется и прикатится к вашим ногам, то проходите мимо и идите дальше. Если же кольцо завернется и остановится возле какого-нибудь дома, то в этом доме один из вас найдет свое счастье. А другой... — Но что будет с другим, этого не досказал старик. Он отвернулся к стене и умер.

Братья похоронили отца, продали хижину, лодку, старый невод и пошли искать счастья. Много проходили они городов и деревень, и везде пробовали, не здесь ли укажет им кольцо остановиться. Но кольцо вертелось и подкатывалось им под ноги. Наконец, пришли они в одно большое село. Братья вошли в село и покатили кольцо. Оно долго катилось, а они шли за ним. Наконец, оно остановилось около большого дома с палисадником и большим садом со старыми липами, грушами и яблонями, на которых было много таких румяных, вкусных яблок. У садовой калитки стояла девушка, которая сама была похожа на румяное яблоко. Девушка подняла кольцо, которое подкатилось к ее ногам, подала его меньшому брату и спросила: что братьям нужно?

— Счастья, — сказал Павел.

Девушка засмеялась и убежала, а братья вошли в дом. Их встретила маленькая старушка в большом белом чепце.

А! — сказала она. — Вы, вероятно, пришли наниматься в работники? Войдите сюда, там г. Варлоо, — и она отворила им дверь в большую комнату с решетчатыми окнами, а посреди комнаты стоял высокий седой старик, с таким же добрым румяным лицом и с такими же ямками на щеках, как и у девушки, которую они видели у калитки.

Ага! — сказал г. Варлоо, — милости просим, добро пожаловать! Ого! Да какие вы оба хорошие, да здоровые. Ну! садитесь, садитесь, вы верно сильно устали, — и он жал им руки и усаживал их на дубовые стулья с высокими спинками.

—        А в условиях мы сойдемся, непременно сойдемся, — начал он, когда они уселись. И он высказал условия. За работу на ферме и в саду, кроме жалованья, работники должны были получать квартиру и содержание. И братья согласились работать за эту плату.

И стали братья жить у г. Варлоо. Утром они работали на ферме, которая была в двух милях от дома, в полдень возвращались назад и садились обедать на большой террасе в саду, вместе с хозяевами.

Утром по праздникам и воскресеньям все шли в церковь. Там пастор говорил, что жизнь есть благо, которое Бог дает всем живущим, и тот, кто добр, того все любят и тот счастлив, потому что все его любят.

Неужели жизнь и есть счастье? — думал иногда Павел. Впрочем, он редко думал, а больше смотрел на глазки мамзель Лилы, дочери хозяина, той самой девушки, которую братья встретили у калитки, и ему казалось, что там, в этих темно-голубых глазках, лежит его счастье. Он так часто и так долго на них смотрел, что Лила невольно отворачивалась, а Павел при этом краснел и улыбался.

Раз, когда он собирался идти на праздник, Лила сказала:

—        Г. Поль, вы никогда не надеваете шляпу с лентами, позвольте вам дать одну ленту для шляпы. — И она навязала ему на шляпу длинную, розовую ленту. Он шел на праздник так весело, ветер шелестел концами ленты, и они шептали ему на ухо: ты будешь счастлив, будешь счастлив!

В другой раз, осенью, когда собирали в саду яблоки, Лила подала ему румяное яблоко и сказала:

—        Г. Поль, я желала бы, чтоб это яблоко принесло вам счастье. Скушайте его за здоровье того, кого любите.

Он принес яблоко к себе в комнату и положил под подушку, а когда все в доме уснули, он вынул, долго смотрел на него, поцеловал его и сказал:

Милое яблоко, я съем тебя за здоровье той милой девушки, которая мне милее всего на свете!..

Да! — сказало яблоко, — у тебя губа не дура, и ты съешь меня любохонько за здоровье мамзель Лилы, но прежде возьми ты заступ и пойдем в сад, туда, где растут две старые липы, там брось меня кверху, и где я упаду, тут разрой землю и, может быть, ты найдешь то, что принесет тебе счастье.

Павел взял яблоко, заступ и пошел в сад. Павел бросил яблоко кверху, и оно упало как раз между двумя липами. Тогда он стал рыть землю и вырыл небольшой сундучок, окованный медью, который был наполнен старыми голландскими червонцами...

На другой же день братья купили богатую ферму, а через несколько дней Павел говорил г. Варлоо:

Я теперь богат, г. Варлоо, у меня есть большая ферма. Но я буду самый несчастный человек, если вы не отдадите за меня мамзель Лилу!

Ага! — сказал г. Варлоо, — это ты хочешь взять из моего сада самое лучшее яблоко. Хорошо, ты малый добрый и честный, будешь счастлив, за это я ручаюсь, только что на это скажет мамзель Лила?

Ах! мамзель Лила! — сказал Павел, подойдя к ней, — я давно заметил, что в ваших глазах лежит мое счастье. Отдайте мне его, и я буду самый счастливый человек во всем свете...

Лила протянула ему руку, а сама спрятала лицо на груди матери. И какая была веселая свадьба Павла и Лилы! Вся деревня поздравляла молодых.

И побежали дни за днями, сегодня, как вчера. Прошло времени не много и не мало — целый год, у Лилы был уже маленький Павел, с такими же ямками на щеках, как у большого Павла. Кроме того, у Лилы была -любимица — большая пестрая корова Мими, с черными умными глазами. Была также белая коза с длинной шерстью и голубой лентой на шее — Биби. Была серая кошечка Фанни с гладкой бархатной шерстью. Когда явился на свет маленький Павел, то в тоже время и в один день у Мими появилась маленькая красная телка, у Биби — хорошенький беленький козленочек, а у кошки Фанни явилось на свет целых шестеро маленьких босых котят с белым пятном на шейке. Всему этому радовались все.

Не радовался ничему один только Жак. Он всегда ходил один, угрюмый и задумчивый. Когда все веселились на общих семейных праздниках, он уходил далеко и возвращался домой поздно ночью.

Послушай, дорогой мой брат, родной мой Жак, — говорил ему Павел, — почему ты не весел, почему ты не хочешь быть счастливым, как и я?

Нет, — отвечал Жак, — я не буду счастлив, как ты, никогда, никогда! Много людей живет такой жизнью, как ты, и они счастливы так же, как счастливы Мими, Биби и Фанни. Но если бы все остановилось на этом счастье, то весь мир давно бы превратился в Мими, Биби и Фанни. Только этого никогда не бывало и никогда не будет, потому что у каждого человека бывают минуты, когда его влечет куда-то вдаль, на новую жизнь, и благо тому, кто идет за этим могучим голосом, кто не заглушит его в себе и не заснет на мелочах жизни.

И он уходил в глухой лес; там вокруг него росли и шумели густыми листьями старые столетние дубы.

— О чем шумят они, — думал Жак, — и что за сила в них? Срубит дерево человек, убьет его, а никогда не узнает, чем и как оно жило!

И кругом была тишина, только высокие дубы шумели своими вершинами, да сердце его билось, и слышалось ему, как будто оно выговаривало одно и то же

слово: вперед, вперед, вперед! А мысли у него бежали и струились в голове, как тени по траве, а на траву и на лес давно уже сошла темная ночь.

—        Потемки, вечные потемки! — шептал Жак, и слезы у него выступали на глазах, слезы бессилия.

—        Боже, — говорил он, — где же свет?

И по временам ему казалось, что вдруг там, на далекой поляне, сквозь ветви вспыхивал яркий белый свет и освещал всю поляну и деревья. Весь перепуганный, обрадованный, он бежал к этой поляне, он слышал, как сильно стучало сердце в груди его и какой-то болью выговаривало: вперед, вперед, вперед! Но как скоро он прибегал на поляну, свет быстро скрывался или уходил в лес и тонул в тумане над болотом.

С тяжелой тоской он смотрел на небо. Там плыл полный месяц и как будто спрашивал его: что тебе нужно?

—        Ах, мне нужно долететь до тебя и посмотреть, что на тебе делается, потом перелететь на эти светлые звездочки, что мерцают так высоко, и все обо всем рассказать людям, чтоб для них все стало так же светло и
ясно, как светел ты, светлый месяц!

Наконец, Жак не выдержал. Он взял немного денег из найденных Павлом, простился с Лилой и со всеми и отправился в путь.

—        Ах, зачем покидаете вы нас, г. Жак, — говорили ему все, — мы все вас так любим, и у нас так хорошо живется!.. Чего вам недостает в жизни? И не стыдно ли вам отыскивать какую-то химеру?..

Но Жак не слушал никаких доводов и увещаний. Он надел свою котомку, взял свою длинную палку и вышел из деревни... Проходя по селам и городам, он снимал с пальца то кольцо, которое доставило Павлу счастье, и катил его по дороге, как завещал ему отец, но кольцо постоянно катилось вперед и, никуда не заворачиваясь, прямо падало на дорогу.

— Видно, в дороге мое счастье! — говорил, улыбаясь Жак и весело шел вперед.

Он останавливался и жил в больших городах, где были большие школы, много ученых и еще больше всяких книг. Он много читал, многому научился, и вместе с знанием тихая радость и светлый мир спускались к нему в сердце.

Он сделал много разных открытий и много путешествовал. Он был за морями, в тех далеких чудных странах, о которых мечтал, сидя на скалах морских, когда был бедным, темным рыбаком. Много трудов и лишений вынес он, но все эти тяжелые труды давали богатую жатву, и он был счастлив плодами этих трудов.

— Я сделал немного, — говорил он, — на этом долгом пути, но все-таки я хоть немного подвинул людей туда, в этот таинственный мир, к вечным звездам, которые так недосягаемо мерцают над нашими головами в недоступной красе!..

Наконец он добрался до глубокой старости. Почти все знали и уважали его в том большом городе, где он жил. Раз он сидел перед раскрытым окном, за большой книгой. Он сидел и долго думал о неразгаданных тайнах, о будущем счастье людей. И вдруг!.. Да, это ясно все видели в окно, — какой-то особенный свет блеснул перед ним, но что увидал он в этом свете, — того никто не узнал, потому что, когда пришли слуги, его уже не было в живых. Он спокойно сидел и как будто улыбался во сне улыбкой глубокого счастья.

Вопросы и задания к сказке:

  • Как вы думаете, кто из двух братьев счастливее?
  • Если человека влечет куда-то его внутренний голос, всегда ли он должен ему следовать?
  • Что отличало Жака от других людей?
  • Почему людей, подобных Жаку, на земле всегда меньше?
  • С кем из двух братьев вы хотели бы подружиться, и почему?        .
  • На кого вы больше похожи: на Жака или Павла?
  • Представьте, что у вас есть сын, и он похож на Жака. Если он однажды решит отправиться на поиски счастья, что вы ему скажете в напутствие?
  • Как вы думаете, почему Жак так и не обзавелся семьей?
  • Как вы думаете, что за свет блеснул перед Жаком в конце его жизни?

Сценка «Как стать счастливым»

Попросите детей написать на листочке, не подписывая их, какие-либо желания, исполнение которых принесет им счастье. Педагог собирает листочки и складывает их в коробку. Затем дети делятся на пары и берут из коробки один листочек. Один человек из пары — Поль, а другой — Жак. Каждый должен рассказать, как, с его точки зрения, можно добиться исполнения того или иного желания, и доказать свою правоту примерами из жизни или литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие "Умей сказать нет"

Данное занятие поможет подросткам научиться правильно отказывать от табачных изделий, спиртных напитков и наркотиков, а так же научиться саморегуляции настроения....

Презентация к тренинговому занятию "Умей сказать нет"

Данная презентация подготовлена к тренинговому занятию "Умей сказать нет"...

Тренинговые занятия на преодоление тревожности у старших подростков.подростков.

цель работы является преодоление тревожности подростков в наше время....

Программа тренинговых занятий для учащихся 9,11 классов "Формула успеха". Психологическая подготовка к экзаменам.

Важным компонентом психологической подготовки выпускников к ГИА, ЕГЭ является фронтальная подготовка детей к экзамену. Оптимальной формой фронтальной психологи...

Тренинговое занятие "Общение"

Овладение навыками вербального и невербального общения помогают сделать общение друг с другом более приятным и глубоким, не просто избежать конфликтных ситуаций, но и открыть в людях другие гран...

Тренинговое занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Профессия педагога обладает огромной социальной важностью, так как на учителя ложится большая ответственность не только за обучение, развитие, воспитание ребенка, но, и за его психическое здоров...