ИКТ в работе педагога-психолога в школе надомного обучения.
статья по психологии по теме

Лукьянова Алена Владимировна

Растущее применение компьютеров во всех сферах человеческой деятельности, развитие сетевых технологий, порождает новые проблемы и дает импульс к развитию новых областей исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ikt_v_shkole.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИКТ в работе педагога-психолога в школе надомного обучения.

Педагог-психолог Лукьянова А.В.

    Растущее применение компьютеров во всех сферах человеческой деятельности, развитие сетевых технологий, порождает новые проблемы и дает импульс к развитию новых областей исследования. Изучение психологических и педагогических аспектов взаимодействия человека и компьютера, а также поиск эффективных методов применения информационных технологий приобретают особую актуальность в настоящее время.
Познавательные процессы: восприятие,  внимание,  воображение,  память, мышление, речь –  выступают  как  важнейшие  компоненты  любой  человеческой деятельности. Для того, что бы  удовлетворить  свои  потребности  общаться, играть, учиться и  трудиться,  человек  должен  воспринимать  мир,  обращать внимание на те или иные моменты или  компоненты  деятельности,  представлять то, что ему нужно  делать,  запоминать,  обдумывать,  высказывать  суждения. Поэтому, без  участия  познавательных  процессов  человеческая  деятельность невозможна, они  выступают  как  ее  неотъемлемые  внутренние  моменты.  Они развиваются  в  деятельности,  и  сами  представляют   собой   особые   виды деятельности.

 Знание   психологической структуры познавательных процессов, законов их формирования  необходимо  для правильного выбора метода обучения и воспитания. Большой вклад в изучение  и развитие  познавательных  процессов  внесли  и  такие  ученые,   как:   Л.С. Выгодский,  А.Н.  Леонтьев,  Л.С.  Сахаров,  А.Н.  Соколов,  Ж.  Пиаже, С.Л.Рубинштейн и др.Ими  были  разработаны  различные  методики  и   теории   формирования познавательных процессов. И сейчас, чтобы успешно  развивать  познавательные процессы  в  учебной  деятельности,  необходимо,  искать  более  современные средства  и  методы  обучения.  Использование  компьютера  с  его  огромными универсальными возможностями  и информационно-комуникационных технологий  является одним из таких средств.

    ИК-технологии повысят продуктивность учебно-воспитательного процесса только в том случае, если учитель хорошо себе представляет и понимает психологические основы их применения.
В процессе обучения, развития ребёнка мы обращаемся к  его органам чувств. Во время практических занятий ученик– прежде всего, включается в работу его ощущения и восприятие, и только затем – запоминание, установление ассоциаций, осмысление и т.д.
 Наиболее высокое качество усвоения достигается при непосредственном сочетании слова преподавателя и предъявляемого ученикам изображения в процессе обучения. А ИКТ как раз и позволяют более полно использовать возможности зрительных и слуховых анализаторов обучаемых. Это оказывает влияние, прежде всего на начальный этап процесса усвоения знаний – ощущения и восприятия. Сигналы, воспринимаемые через органы чувств, подвергаются логической обработке, попадают в сферу абстрактного мышления. В итоге чувственные образы включаются в суждения и умозаключения. Значит, более полное использование зрительных и слуховых анализаторов создает в этом случае основу для успешного протекания следующего этапа процесса познания – осмысления. Кроме того, при протекании процесса осмысления, применение наглядности оказывает влияние на формирование и усвоение понятий и умозаключений, установление причинно-следственных связей и т.д. Объясняется это тем, что аудиовизуальные пособия влияют на создание условий, необходимых для процесса мышления, лежащего в условиях осмысливания.

  Большую роль ИКТ играют в запоминании как логическом завершении процесса усвоения. Они способствуют закреплению полученных  знаний, создавая яркие опорные моменты, помогают запечатлеть логическую нить материала, систематизировать изученный материал. Особенно должно учитываться учителем эмоциональное воздействие информации. Если важно сконцентрировать внимание учеников на содержании предлагаемого материала, то сила эмоционального воздействия вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой на восприятие. Избыток эмоциональности затруднит освоение и осмысление основного материала. Цвет, умеренное музыкальное сопровождение, четкий и продуманный дикторский комментарий значимы для восприятия любой информации.
В образовательном взаимодействии педагога и ученика одной из актуальнейших проблем является привлечение и сохранение внимания на протяжении всего урока. К.Д. Ушинский считал внимание чрезвычайно важным фактором, способствующим успешности обучения. Он указывает педагогу несколько средств сохранения внимания: усиление впечатления, прямое требование внимания, меры против рассеянности, занимательность преподавания. Эти средства присущи ИКТ, которые обладают широким диапазоном выразительных, художественных и технических возможностей, позволяет легко усилить впечатление от излагаемого материала.

 Смена кадров в фильме, слайдов и т.п. используемое информационно-комуникационными технологиями, требует пристального внимания на уроке, т.к. все это, как правило, повторно не демонстрируется. Прослушивание фонозаписей развивает устойчивость внимания, слуховую память, воображение, формирует навыки наблюдения за словом, воспитывает эстетический вкус. Непроизвольное внимание вызывает новизна, необычайность, динамичность объекта, контрастность изображения.
Используя ИКТ, необходимо учитывать следующие психологические особенности внимания: сосредоточенность, устойчивость, распределение, переключение. ИКТ помогает развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, обладает огромным потенциалом формирования положительной мотивации обучения, снятия зажатости и ряда комплексов, мешающих ребёнку учиться и не устраняемых в прямом общении с педагогом.

Педагогические функции и возможности ИКТ

Педагогическая функция

Возможности ИКТ

Мотивирующая

Стимулировать творческую активность к изучению материала, поиску ответа

Информационная

Реализовать возможности информационных систем

Функция  управления учебной деятельностью

Гибкость, адаптивность и учёт познавательных возможностей учащихся

Формирующая навыки

Тренировать

Контролирующее - корректирующая

Принимать любой способ ответа, включая свободно конструируемый, при этом правильность определяется на основе формального общего и поэлементного анализа (при наличии справочного оператора и системы коррекции ошибок)

  Наряду с преимуществами возникают и проблемы психолого-педагогического характера при обучении на основе ИКТ.
Этими проблемами в настоящее время занимаются многие ученые (А.А. Андреев, В.И. Солдаткин, А.В. Соловов и др.). К психолого-педагогическим проблемам обучения на основе ИКТ можно отнести следующие: отсутствие теории обучения в современных информационно-образовательных средах, и как следствие – отсутствие понятийно-категориального аппарата; проблема оптимальности состава учебно-методических комплексов для эффективного обучения в современных информационно-образовательных средах;  проблема оптимизации представления учебного материала, восприятия человеком учебного материала, представленного в электронном виде, понимания электронного учебного материала; проблема готовности преподавателей и обучаемых к обучению на основе ИКТ;  воспитательные проблемы, связанные с недостаточностью очного контакта педагогов и учащихся. 

  Внедрением информационных технологий в учебный процесс есть плюсы и минусы. И все-таки, будущее - за новыми формами обучения. Их нужно осваивать и внедрять в учебный процесс.

 В данной работе представлен опыт использования компьютера и мультимедийного проектора для демонстрации компьютерных презентаций PowerPoint. Выделено пять направлений использования ИКТ в деятельности педагога-психолога.

   Методические возможности и преимущества презентаций:

  1. повышение эффективности образовательного и просветительского процесса за счёт высокой степени наглядности;
  2. повышение мотивации к учению, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;
  3. психологически облегчает процесс усвоения, обогащает занятия и мероприятия эмоциональной окрашенностью.

Цели: оптимизировать процесс развития и просвещения, придание ему интерактивного характера.

Направления использования ИКТ в деятельности педагога-психолога:

  1. Презентации к родительским собраниям:
  1. «Проблемы адаптации первоклассников в школе».
  2. «Адаптация пятиклассников».
  1. Презентации к выступлениям на ШМО, педсоветах, круглых столах:
  1. «Детская одаренность».
  2. «Подготовка руки к письму».
  3. «Осмысленность чтения».
  4. «КОК» по адаптации пятиклассников.
  1. Презентации к анализу диагностических исследований:
  1. «Анализ адаптации первоклассников к новым условиям».
  1.  «Анализ исследования школьной мотивации».
  1. Презентации к коррекционно-развивающим занятиям:
  1. «Своя игра для будущих первоклассников»;
  2.  «Задания для развития внимания».
  1. Презентации к внеклассным занятиям:
  1. «Поговорим о дружбе»;
  2. «Темперамент».

Источники:

  1. http://www.bestreferat.ru/archives/04/bestref-50404.zip
  2. www.conf.muh.ru/010305/doc/vladimirova.doc
  3. http://www.incd.info/getcont-693-1.html
  4. http://www.rusedu.info/Article8.html
  5. http://www.bytic.ru/cue99M/c7gzm8wp09.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы педагога-психолога Сергеевой О.П. на тему: « Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционнанная) общеобразовательная школа VIII вида» "

В Данной  методической разработке обобщен опыт работы педагога-психолога Сергеевой О.П. в начальных классах (VIII вид), где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья....

Система работы педагога- психолога общеобразовательной школы с одаренными детьми

Опыт работы педагога- психолога с одаренными детьми может быть полезным как школьным психологам, так и классным руководителям. Кроме этого, данная работа может быть использована в работе заместителей ...

Сводная циклограмма работы педагога - психолога и социального педагога в школе 8 вида.

Материал представляет  интерес  как  для  начинающих педагогов - психологов,  так  и  "стажистов". Модель  деятельности социально - психологического  сопро...

Анализ работы педагога - психолога Средней общеобразовательной школы

В отчете отражены все направления раоты школьного - педагога - психолога, а также работа по психологического сопровожению учащихся в соответствии с ФГОС...

Выступление на Окружном семинаре "Преемственность в работе педагога-психолога и педагога школы в сопровождении детей с СДВГ"

Выступление на Окружном семинаре "Преемственность в работе педагога-психолога и педагога школы в сопровождении детей с СДВГ"...

"Неделя психологии" Профилактическая работа педагога-психолога в адаптивной школе-интернате по формированию бесконфликтного общения как условие успешной адаптации обучающихся с ОВЗ. 2021г.

Конкурс«Творческий учитель – 2021»  https://www.1urok.ru/categories/13/articles/43107Название раздела (категория)ПсихологияАвторыФИО: Виноградова Татьяна ПавловнаДолжность:...