Методики профилактики аддиктивного поведения
методическая разработка по психологии на тему

Гущина Вера Владимировна

В разработке предлагается материал для классного руководителя 6-9 классов по профилактике девиантных и антиобщественных проявлений у детей и подростков. Здесь размещены методики диагностики, конспекты занятий, а также программа на 8 занятий, которую можно включить в свою воспитательную работу классному руководителю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodiki_profilaktiki_addiktovnogo_povedeniya_1.doc222.5 КБ

Предварительный просмотр:

В разработке предлагается материал для классного руководителя 6-9 классов по профилактике девиантных и антиобщественных проявлений у детей и подростков. Здесь размещены методики диагностики, конспекты занятий, а также программа на 8 занятий, которую можно включить в свою воспитательную работу классному руководителю.

ОПРОСНИК "ТУСОВКА"

Тест Уровня Сотрудничества в классе как диагностический инструмент для изучения уровня развития коллективов школьников 6-9 классов.

Опросник состоит из 20 утверждений, раскрывающих разные аспекты сотрудничества в классе.

При фронтальном исследовании требуется не более 5 –7 минут на один класс, а запись ответов школьников на 20 пунктов опросника в два столбика (№ 11 напротив № 1 и т.д.) до минимума сокращает время на обработку результатов.

Важно: опрос школьников проводит завуч или психолог.

Теперь опишем саму методику.

Инструкция классу: “Представьте, что в каждом прочитанном далее утверждении речь идет о вашем классе. В случае согласия с утверждением ставьте рядом с его номером плюс ( + ), в случае несогласия – минус ( - ). Можно два- три раза поставить вопросительный знак, если отвечаете "не знаю". Помните, что здесь нет "правильных" и "неправильных" ответов. Важно ваше личное мнение. Указывать свою фамилию на листке не нужно”.

Список утверждений:

1. Ребята стараются хорошо выполнять дела, полезные всей школе.

2. Когда мы собираемся вместе, мы обязательно говорим об общих делах класса.

3. Для нас важно, чтобы каждый в классе мог высказывать свое мнение.

4. У нас получается лучше, если мы что-то делаем все вместе, а не каждый по отдельности.

5. После уроков мы не спешим расходиться и продолжаем общаться друг с другом.

6. Мы участвуем в чем-то, если рассчитываем на награду или успех.

7. Классному руководителю с нами интересно.

8. Если классный руководитель нам предлагает, что делать, он учитывает наши мнения.

9. Классный руководитель стремится, чтобы каждый в классе понимал, зачем мы делаем то или иное дело.

10. Ребята нашего класса всегда хорошо себя ведут.

11. Мы согласны на трудную работу, если она нужна школе.

12. Мы заботимся о том, чтобы наш класс был самым дружным в школе.

13. Лидером класса может быть тот, кто выражает мнение других ребят.

14. Если дело интересное, то весь класс в нем активно участвует.

15. В общих делах класса нам больше всего нравится помогать друг другу.

16. Нас легче вовлечь в дело, если доказать его пользу для каждого.

17. Дело идет намного лучше, когда вместе с нами классный руководитель.

18. При затруднениях мы свободно обращаемся за помощью к классному руководителю.

19. Если дело не удается, классный руководитель делит ответственность с нами.

20. В нашем классе ребята всегда и во всем правы.

Ключ, обработка и интерпретация результатов.

Все 20 утверждений представляют собой 10 шкал, хотя при обработке результатов возможно рассматривать ответы школьников по каждому из 20 утверждений отдельно. В соответствии с порядковым номером утверждений от № 1 до № 10 (и аналогично от № 11 до № 20) это следующие шкалы:

(I) Ценность школы. При высоких значениях: ориентация на школу, активность в общешкольных делах, включенность в ритм жизни параллели, широкий круг общения в школьном коллективе.

(II) Ценность класса. При высоких значениях: ориентация на класс как на центр школьной жизни, включенность в дела класса, акцентирование групповых (внутриклассных) интересов.

(III) Ценность личности. При высоких значениях: ориентация на личность, индивидуальность, приоритет самостоятельности, свободного самовыражения, личной позиции.

(IV) Ценность творчества. При высоких значениях: ориентация на творческое участие, интересное дело, совместную продуктивную деятельность.

(V) Ценность диалога. При высоких значениях: ориентация на общение, дружеские отношения, эмпатия, забота об интересах окружающих.

(VI) Ценность рефлексии. При высоких значениях: ориентация на самоанализ, оценивание и рефлексивное понимание собственных интересов и потребностей.

(VII) Оценка творческости (креативности) классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как творческого лидера, выдумщика и деятельного участника общих дел.

(VIII) Оценка диалогичности классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как эмоционального лидера, авторитетного взрослого, способного понять и помочь.

(IX) Оценка рефлексивности классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как интеллектуального лидера, аналитика ситуации в классе, принимающего ответственные решения.

(X) Откровенность. Включена в опросник для оценки достоверности результатов, так как измеряет установку школьников на критичность к социально одобряемым ответам. Кроме того, мы полагаем, что отношения сотрудничества основаны на доверии, искренности, открытости позиций, поэтому низкая откровенность ответов (низкая самокритичность) может свидетельствовать, несмотря на высокие оценки по другим шкалам, о неблагополучии во взаимоотношениях и выраженной социальной тревожности.

Для обработки результатов необходимо определить количественные значения по каждой шкале. За каждый "+" ответ засчитывается 1 балл (кроме утверждений № 10 и № 20, где 1 балл засчитывается за каждый "-" ответ). За каждый "?" ответ засчитывается 0,5 балла.

Баллы по каждой шкале суммируются и переводятся в проценты от 0 до 100 %. Кроме того, вычисляется средний балл как среднее арифметическое всех десяти шкал. Полученные результаты изображаются графически, в виде профиля.

ВАЖНО: подсчитываются и анализируются только групповые результаты, все ответы школьников анонимны.

Для простоты анализа низкими считаются результаты ниже 60 %,

нормальными - в интервале 60 – 80 %,

высокими – в интервале 80 - 100 %.

Возможна разработка внутришкольных норм.

Особо интерпретируются результаты X шкалы: при значениях ниже 50 % результаты теста перепроверяются как недостоверные, при значениях в области 50 – 60 % речь идет о пониженной самокритичности, выраженной социальной тревожности, стремлении выглядеть лучше в глазах окружающих взрослых.

АНКЕТА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СВОЙСТВ ШКОЛЬНИКА

По А.в. Мудрик

Инструкция. Подчеркни нужные варианты ответов на следующие вопросы:

1. Есть ли у тебя в классе близкие друзья?

                   Да            Нет           Один          Два         Больше

2. Есть ли у тебя в классе ребята, с которыми ты не ладишь?

                  Нет           Да             Один          Два         Больше

3. Как можно оценить твой класс с точки зрения того, насколько он дружный?

                 Очень дружный          Скорее дружный          Недружный

4. Насколько твои мнения совпадают с мнениями твоих одноклассников?

                Совпадают по всем вопросам.                               По многим вопросам совпадают.

                По многим вопросам не совпадают.                     Совсем не совпадают.

МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

Меmодuка разработана М.И. Рожковым

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) двадцать суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 - всегда;

3 - почти всегда;

2- иногда;

         1- очень редко;

         0- никогда.

  1. Стараюсь слушаться во всём своих учителей и родителей.
  2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
  3. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.
  4. Я умею прощать людей.
  5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
  6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
  7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
  8. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни.
  9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
  10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
  11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
  12. Мне нравится помогать другим.
  13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
  14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
  15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
  16. Переживаю неприятности других, как свои.
  17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
  18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
  19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
  20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

1

5

9

13

17

2

6

10

14

18

3

7

11

15

19

4

8

12

16

20

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка:

Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности учашихся получают при сложении всех оценок первой строчки и деления этой суммы на пять.

Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой.

Оценка социальной активности - с третьей строчкой.

Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) - с четвёртой строчкой.

Если получаемый коэффициент больше трёх, то можно констатировать высокую степень социализированности ребёнка; если же он больше двух, но меньше трёх, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.

СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА

– это комплексный подход выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономические, культурно-правовые, нравственно-психологические, медико-биологические и санитарно-экологические состояния. Её целью является постановка социального диагноза, т. е. определение проблем людей и условий, необходимых для дифференцированной помощи. При проведении социальной диагностики можно использовать следующие вопросы:

Какие сложности присущи отношениям между лицами, входящими в семью (другую социальную группу)?

Существуют ли проблемы среди членов семьи?

Насколько эффективны (неэффективны) формы общения?

Каковы основные возможности для реализации сути формальных и неформальных ролей каждого участника семьи?

Кто из окружения подопечного принимает значимые решения, каковы их последствия?

Каковы основные конфликты, касающиеся подопечного, какие меры принимаются для их разрешения?

МЕТОДИКА НЕЗАКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Она позволит выявить отношения подростка к различным сторонам его жизни:

отношение к матери: 10, 21, 29, 39

отношение к отцу: 1, 12, 23, 30

отношение к семье: 8, 20, 38

отношение к девушкам: 19

отношение к товарищам и знакомым: 16, 18, 28, 36

отношение к старшим и учителям: 16, 4l

отношение к подчиненным: 32

отношение к одноклассникам: 9

страхи и опасения: 5, 17, 27, 32

сознание вины: 11, 22, 40

отношение к себе: 2, 13, 24, 31

отношение к прошлому: 7, 37

отношение к будущему: 4, 15, 26, 34

цели: 3, 14, 25, 33

Анализ проводится по разделам (выискиваются конфликты). При проведении методики подростку даётся бланк и предлагается закончить предложения.

Работа с методикой неоконченных предложений наталкивается на следующую трудность: подростки часто отказываются заканчивать некоторые предложения, считая их нецелесообразными, не относящимися к ним. Вероятно, необходимо доработать наш вариант этой методики, сделав предложения более понятными и немногочисленными.

Думаю, что мой отец редко ...

Если все против меня, то ...

Я всегда хотел ...

Будущее кажется мне ...

Знаю, что глупо, но боюсь ...

Думаю, что настоящий друг ...

Когда я был ребёнком ...

По сравнению с большинством других семей, моя семья ...

Лучше всего мне работается с ...

Моя мать и я ...

Сделал бы всё, чтобы забыть ...

Если бы мой отец только захотел ...

Думаю, что я достаточно способен, чтобы ...

Я мог бы быть очень счастливым, если бы ...

Надеюсь на ...

В школе мои учителя ...

Большинство моих товарищей не знает, что я боюсь ...

Не люблю людей, которые ...

Считаю, что большинство юношей и девушек ...

Моя семья обращается со мной, как с ...

Моя мать ...

Моей самой большой ошибкой было ...

Я хотел бы, чтобы мой отец ...

Моя наибольшая слабость заключается в том, что ...

Моим скрытным желанием в жизни ...

Наступит тот день, когда ...

Хотелось бы мне перестать боятся ...

Больше всего люблю тех людей, которые ...

Считаю, что большинство матерей ...

Думаю, что мой отец ...

Когда мне начинает не везти ...

Когда я даю другим поручение ...

Больше всего я хотел бы в жизни ...

Когда я буду старым ...

Мои опасения не раз заставляли меня ...

Когда меня нет, мои друзья ...

Моим самым живым воспоминанием детства является ...

Когда я был ребёнком, моя семья ...

Я люблю свою мать, но ...

Самое худшее, что мне случилось совершить, это ...

Люди, превосходство которых над собой я признаю ...

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СКЛОННОСТИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

(разработана Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирования «Развитие» в 1992 году).

Методика содержит семь шкал:

Название шкал

Количество пунктов

1.

Установка на социальную желательность

15

2.

Склонность к преодолению норм и правил

20

3.

Склонность к аддиктивному поведению

20

4.

Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению

21

5.

Склонность к агрессии и насилию

25

6.

Волевой контроль эмоциональных реакций

15

7.

Склонность к делинквентному поведению

20

                                       

Ключи:

Название шкал

№ пунктов

1.

 Установка на социальную желательность

2(нет), 4(нет), 6(нет),13(да), 21(нет), 30(да), 32(да), 33(да), 38(нет), 47(нет), 54(нет), 79(нет), 83(нет), 87(нет).

2.

Склонность к определению норм и правил

1(нет), 10(нет), 11(да),. 22(да) 34(да), 41(да), 44(да), 50(да), 53(да), 55(нет), 59(да), 61(нет), 80(да), 86(нет), 88(да), 91(да), 93(да).  

3.

Склонность к аддиктивному поведению

14(да), 18(да), 22(да), 26(да), 27(да), 31(да), 34(да), 35(да), 43(да), 46(да), 59(да), 60(да), 62(да), 63(да), 64(да), 67(да), 74(да), 81(да), 91(да), 95(нет).

4.

Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению

3(да), 6(да), 12(да), 16(да), 24(нет), 27(да), 28(да), 37(да), 39(да), 51(да), 52(да), 58(да), 68(да), 73(да), 76(да), 90(да), 91(да), 92(да), 96(да), 98(да).

5.

Склонность к агрессии и насилию

3(да),5(да), 15(нет), 16(нет), 17(да), 25(да), 37(да), 40(нет), 42(да), 45(да), 48(да), 49(да), 51(да), 65(да), 66(да), 70(да), 71(да), 72(да), 75(нет), 77(да), 82(да), 85(да), 89(да), 94(да), 97(да).

6.

Волевой контроль эмоциональных реакций

7(да), 19(да), 20(да), 29(нет), 36(да), 49(да), 56(да), 57(да), 69(да), 70(да), 71(да), 78(да), 84(да), 89(да), 94(да).

7.

Склонность к делинквентному поведению

18(да), 26(да), 31(да), 34(да), 35(да), 42(да), 43(да), 44(да), 48(да), 52(да), 55(нет), 61(нет), 62(да), 63(да), 64(да), 67(да), 74(да), 86(нет), 91(да), 94(да).

Опросник

  1. Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов.
  2. Бывает, что я откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня.
  3. Я охотно бы записался добровольцем для участия в каких-нибудь боевых действиях.
  4. Бывает, что я иногда ссорюсь с родителями.
  5. Тот, кто в детстве не дрался, вырастает маменькиным сынком и ничего не может добиться в жизни.
  6. Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо заплатили.
  7. Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.
  8. Иногда я немного хвастаюсь.
  9. Если бы мне пришлось стать военным, то я хотел бы быть летчиком-истребителем.
  10. Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.
  11. Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы.
  12. Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она опасна для жизни.
  13. Я всегда говорю только правду.
  14. Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества – это в полнее нормально.
  15. Даже если я злюсь, я стараюсь не прибегать к ругательствам.
  16. Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов.
  17. Если меня обидят, то я обязательно должен отомстить.
  18. Человек должен иметь право выпивать, сколько хочет и где хочет.
  19. Если мой приятель опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие.
  20. Мне обычно затрудняет работу требование сделать ее к определенному сроку.
  21. Иногда я перехожу улицу там, где мне удобно, а не там, где положено.
  22. Некоторые правила и законы можно отбросить, если испытываешь сильное сексуальное влечение.
  23. Иногда я не слушаюсь родителей.
  24. Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и безопасностью, то выберу безопасность.
  25. Я думаю, что мне бы понравилось заниматься боксом.
  26. Если бы я мог свободно выбирать профессию, я то стал бы дегустатором вин.
  27. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.
  28. Иногда мне хочется сделать себе больно.
  29. Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
  30. Я всегда покупаю билеты в общественном транспорте.
  31. Среди моих есть люди, которые пробовали одурманивающие, токсические вещества.
  32. Я всегда выполняю обещания, даже если мне это не выгодно.
  33. Бывает, что мне очень хочется выругаться.
  34. Правы люди, которые в жизни следуют поговорке «Если нельзя, но очень хочется, то можно».
  35. Бывало, что я случайно попадал в драку, после употребления спиртных напитков.
  36. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после ряда обидных не удач.
  37. Если бы в наше время проводились бои гладиаторов, то я бы обязательно в них поучаствовал.
  38. Иногда я говорю не правду.
  39. Терпеть боль назло бывает даже приятно.
  40. Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить.
  41. Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником.
  42. Если нет другого выхода, то спор можно разрешить и дракой.
  43. Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил.
  44. Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.
  45. Если в кинофильме нет ни одной приличной драки – это плохое кино.
  46. Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям – это нормально.
  47. Иногда я скучаю на уроках.
  48. Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извинений.
  49. Если человек раздражает меня, то я готов высказать ему все, что думаю о нем.
  50. Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от обычных маршрутов.
  51. Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей.
  52. Если уж ты сел за руль мотоцикла, то стоит ехать очень быстро.
  53. Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования.
  54. Иногда я просто не могу удержаться от смеха, когда слышу неприличную шутку.
  55. Я стараюсь избегать в разговоре выражений, которые могут смутить окружающих.
  56. Я часто огорчаюсь из-за мелочей.
  57. Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.
  58. Мне больше нравиться читать о приключениях, чем о любовных историях.
  59. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушать некоторые правила и запреты.
  60. Мне нравиться бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.
  61. Меня раздражает, когда девушки курят.
  62. Мне нравиться состояние, которое наступает, когда в меру и в хорошей компании выпьешь.
  63. Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал, что сейчас не время и не место.
  64. Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.
  65. Мне легко заставить других людей боятся меня, и иногда раде забавы я это делаю.
  66. Я смог бы легко казнить преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания.
  67. Удовольствие – это главное, к чему стоит стремиться в жизни.
  68. Я хотел бы поучаствовать в автомобильных гонках.
  69. Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.
  70. Иногда у меня бывает такое настроение, что я готов первым начать драку.
  71. Я могу вспомнить случаи, когда был таким злым, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.
  72. Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.
  73. Мне бы понравилось бы прыгать с парашютом.
  74. Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.
  75. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
  76. Я не получаю удовольствия от ощущения риска.
  77. Когда человек в пылу спора прибегает к «сильным» выражениям – это нормально.
  78. Я часто не могу сдержать свои чувства.
  79. Бывало что я опаздывал на уроки.
  80. Мне нравятся компании, где все пошучивают друг над другом.
  81. Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.
  82. Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.
  83. Иногда я не выполнял школьные домашние задания.
  84. Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.
  85. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
  86. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанный.
  87. Бывает, что мне приходиться скрывать от взрослых некоторые свои поступки.
  88. Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.
  89. Иногда я бываю так раздражителен, что стучу по столу кулаком.
  90. Только неожиданные обстоятельства и чувства опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя.
  91. Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающие вещество, если бы твердо знал, что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.
  92. Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть в низ.
  93. Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение.
  94. Когда я злюсь, то мне хочется кого-нибудь ударить.
  95. Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления алкогольных напитков.
  96. Я мог бы на спор влезть на высокую фабричную трубу.
  97. Временами я не могу справиться с желанием причинить боль другим людям.
  98. Я мог бы после небольших предварительных объяснений управлять вертолетом.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК ДЛЯ ВЫЯВЛДЕНИЯ СКЛОННОСТИ К РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАМ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ «ДАП-П»

(для учащихся общеобразовательных учреждений 14-17 лет)

Инструкция. Сейчас вам будут предъявлены вопросы, касающиеся некоторых ваших индивидуальных психологических особенностей. На регистрационном бланке приводится 4 варианта ответов. Вам необходимо внимательно прочитать вопрос и выбрать наиболее подходящий для вас вариант ответа, все ответы должны фиксироваться в регистрационном бланке. Для этого в строке, соответствующей номеру  вопроса, вам необходимо отметить одну из четырех клеток, совпадающую с выбранным вами ответом. На каждый вопрос возможен только один вариант ответа.

Вводная инструкция закончена, у кого есть вопросы, поднимите руку – к вам подойдут и помогут. Если вопросов нет, приступайте к работе.

1. Я хорошо понял инструкцию к данной методике.

2.  Люди, с которыми я пытаюсь находиться в дружеских отношениях, очень часто причиняют мне боль.

3. «За компанию» с товарищами я могу принять большое количество алкоголя.

4. Я считаю, что в некоторых ситуациях жизнь может потерять ценность для человека.

5. Я бываю излишне груб (а) с окружающими.

6. Мои друзья рассказывали, что в некоторых ситуациях они испытывали необычные состояния: видели красочные и интересные видения, слышали странные звуки и др.

7.  Думаю, что самым трудным предметом для меня будет — производственное обучение.

8. Среди моих друзей были такие, которые вели такой образ жизни, что мне приходилось скрывать свою дружбу от родителей.

9. Мне кажется, окружающие плохо понимают меня, не ценят и недолюбливают.

10. В последнее время я замечаю, что стал (а) много курить. Это помогает мне отвлечься от проблем и хлопот.    

11.  Бывало, что по утрам у меня дрожали руки и голова просто «раскалывалась».

12. Я всегда стремился (лась) к дружбе с ребятами, которые были старше меня по возрасту.                           

13. Не могу заставить себя бросить курить, хотя знаю, что это вредно.

14. В состоянии агрессии я способен (а) на многое.

15.  Среди моих близких родственников (отец, мать, братья, сестры) были судимые лица.

16. Часто я испытывал чувство невесомости тела, отрешенности от окружающего мира, нереальности происходящего.

17.  На подрастающее поколение влияет так много обстоятельств, что усилия родителей и педагогов по их воспитанию оказываются бесполезными.

18. Если кто-нибудь виноват в моих неприятностях, я найду способ отплатить ему тем же.  

19. Приятели, с которыми я дружу, не нравятся моим родителям.

20.  Я считаю, что можно оправдать людей, выбравших добровольную смерть.

21. Я привык (ла) считать, что «око за око, зуб за зуб».

22.  Я всегда раз в неделю выпиваю.

23.  Если кто-то причинил мне зло, я отплачу ему тем же.

24. Бывало, что я слышал (а) голоса внутри моей головы, звучание собственных мыслей.                                                             25. Смысл жизни не всегда бывает ясен, иногда его можно потерять.                                                                      26. У меня есть друзья, которые любят смотреть «мультики» после приема разных веществ.          

27. В районе, где я проживаю, есть молодежные тусовки, которые активно враждуют между собой.

28. В последнее время, чтобы не сорваться, я вынужден (а) принимать успокоительные средства.

29. Я пыталась (лся) освободиться от некоторых пагубных привычек.

30. Я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни.

31. Употребляя алкоголь, я часто превышал свою норму.

32. Мои родители и родственники высказывали опасения в связи с моими выпивками.

33. В последнее время я часто испытывал (а) стресс, поэтому принимал (а) успокоительные средства.

34. Выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни, безусловно, может быть оправдан.

35. В нашей школе был принят «ритуал прописки» новичков, и я активно в нем участвовал.

36. В последнее время у меня подавленное состояние, будущее кажется мне безнадежным.

37. У меня были неприятности во время учебы в связи с употреблением алкоголя.

38. Мне неприятно вспоминать и говорить о некоторых случаях, которые были связаны с употреблением алкоголя.

39. Мои друзья умеют хорошо «расслабиться» и получить удовольствие.

40. Можно согласиться с тем, что я не очень-то склонен выполнять многие законы, считая их неразумными.

41. Среди моих близких друзей были такие, которые часто уходили из дома, бродяжничали и т. д.

42. Я считаю, что мой отец злоупотреблял (злоупотребляет) алкоголем.

43. Я люблю играть в азартные игры. Они дают возможность «встряхнуться», «поймать свой шанс».

44. Я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие.

45. Я не осуждаю друзей, которые курят «травку».

46. Нет ничего предосудительного в том, что люди пытаются испытать на себе некоторые необычные состояния.

47. В нашей семье были случаи добровольного ухода из жизни (или попытки ухода).

48. С некоторыми своими привычками я уже не смогу справиться, даже если очень захочу.

Работа с опросником закончена, отложите бланк.

Обработка результатов

        Обработка результатов обследования производится по каждому блоку в отдельности с помощью специальных «ключей», а также по всей методике в целом, путем суммирования баллов. При этом ответы оцениваются следующим образом:

0 — Нет, это совсем не так

1 — Пожалуй, так

2 — Верно

3 — Совершенно верно

В процессе обработки вначале необходимо обратить внимание на вопрос 1 (хорошо ли понял обследуемый инструкцию к данной методике).

Стены к методике «ДАП-П»

Наименование шкал методики

Низкие

Стены

Высокие

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Шкала «Аддиктивное поведение»

38 и >

37-31

30-26

25-19

18-13

12-8

7-6

5-4

3-2

1 и <

Шкала «Делинквентное поведение»

33 и>

32-27

26-23

22-18

17-15

14-11

10-8

7-5

4-3

2 и <

Шкала «Суицидальный риск»

16 и>

15-13

12-10

9-7

6-5

4

3

2

1

0

Интегральная оценка («Девиантное поведение»)

100 и>

88-83

82-68

67-54

53-45

44-33

32-26

25-19

15-18

14 и <

Баллы по методике

Примечание. Показатели, соответствующие 1-2 стенам, говорят о высокой склонности к девиантному поведению; показатели, соответствующие 3-7 стенам, - о значительной предрасположенности; показатели, соответствующие 9-10 стенам, - о низкой склонности (или отсутствии) к девиантному поведению.

        Уровень склонности к аддиктивному поведению (шкала АДП) оценивается по следующим номерам вопросов:           4,8, 12, 13, 15, 20, 26, 28, 31, 34, 35, 37, 38, 41, 45, 47, 48, 52, 53, 55, 56, 60.

        Уровень склонности к делинквентному поведению (шкала ДП) оценивается по следующим номерам вопросов:           7, 10, 14. 17, 19, 21, 22, 23, 25, 27, 32, 43, 50, 51 ,57, 58.

        Уровень суицидальной предрасположенности (шкала СР) оценивается по следующим номерам вопросов:           2, 5, 11, 24, 30, 36, 42, 44, 54, 59.

        При дальнейшей обработке «сырые» значения по отдельным шкалам суммируются, определяется суммарный балл (склонность к девиантным формам поведения), который затем переводится в 10-балльную шкалу нормального распределения (стены) и условные категории профессиональной пригодности (см. таблицу).

Психологические занятия для учеников 6-9 классов

         

Тема: Пристанище для Души или  Какие мы разные.

Цель: Создать благоприятные условия в классе для конструктивного взаимодействия друг с другом, поднять эмоциональный тонус учащихся, развитие ощущения защищенности и принадлежности к группе, обучение старшеклассников умению заглянуть в свой внутренний мир.

Руководитель:

Можете ли вы сейчас назвать наиболее важное, что вы смогли приобрести для себя за эти годы учёбы? (знания, общение, дружбу и т.д.)

Несомненно, важным для каждого в вашем классе является то, что вы постепенно учились изучать себя, присматривались к каждому своему однокласснику, сравнивали, анализировали поступки друг друга, интересовались мечтами, учились ставить цели перед собой, а также жить в коллективе.

Почему так важно уметь жить в коллективе?

Сегодня на психологическом занятии мы с вами поговорим о том, насколько хорошо развиты взаимоотношения в вашем классе, насколько хорошо вы знаете друг друга. Возможно, сегодня в конце занятия многие из вас признаются в том, что не достаточно хорошо знает какого-нибудь одноклассника. А кто - то откроет себя совершенно в другом формате.

 

Итак, начинаем. А развивать взаимоотношения в нашем коллективе мы будем, выполняя определённые задания.

  1. Разминка.

«Глаза в глаза»

Посмотрите в течение нескольких секунд в глаза друг другу. Попробуйте рассмотреть цвет глаз, разрез глаз и то, что выражают глаза в данный момент. Обсуждение. Что вы почувствовали, глядя в глаза друг другу? Тяжело ли смотреть в глаза человеку?

2.Рассказ об однокласснике.

Просим на цветных листочках изобразить своё лицо и поменяться с соседом по парте этими листочками. Далее на обратной стороне необходимо написать до пяти самых интересных и знакомых вам качеств или интересов своего соседа-одноклассника. Обсуждение. Насколько трудно было выполнять данное задание?

Далее ведущий говорит о том, что легко мы запоминаем внешность одноклассника, даже знаем его интересы, увлечении, интересуемся его качествами характера и.т.д. А всегда ли мы знаем внутренний мир своего одноклассника: его мечты, переживания, трудности, возможно переживания и др. Всегда ли можно оказать помощь своему однокласснику, если не знать его внутреннего мира?

Что представляет внутренний мир человека? Это наша душа.

Душа поёт

Родственные души

Душа болит

Широкая душа

Душевный человек

Зеркало души

Кристально чистая душа

Ранимая душа

А где находится у вас душа? Вы когда-нибудь задумывались, как выглядит душа? Или как ее можно изобразить? Когда вы слышите это слово, что вы представляете.

3.Напишите или нарисуйте, на что похожа ваша душа.

Какая, тонкая струна, что называется душа...

Чуть тронул мысленно ее, она поет, но...как и что?

Зависит это, как всегда, от тех, кто рядом...иногда...

От мыслей, что приходят к нам, в пустой квартире по ночам...

От настроения, любви, и оттого, как счастлив ты...

Она маяк, она звезда, иль бездна, пропасть, темнота...

Она ребенком мило спит, иль птицей гордою парит.

То станет львом и рвется в бой, иль зайцем, ищущим покой.

То неожиданно больна и валит с ног ее хандра.

Прогонит смерть и песнь поет,

то сникнет вдруг и слезы льет.

Какая, тонкая струна, что называется душа...

4.Упражнение «Пристанище для души» 

Давайте с вами немного пофантазируем. Попробуем представить себя героями следующей фантастической истории. Много-много лет назад, задолго до появления на Земле человека, из далекого космоса на нашу планету попали минералы, состоящие из необычного вещества. Такого вещества на Земле никогда не было. У него имелось неожиданное и страшное свойство: один раз в десятки тысяч лет эти минералы начинали испускать особое излучение, действовавшее в течение трех лет. Это излучение было разрушительным только для одного типа материи — для человеческих тел. Они рассыпались на отдельные атомы. Когда излучение прекращалось, атомы человеческих тел вновь собирались вместе в том же порядке и тела восстанавливались. При этом ничего подобного не происходило ни с птицами, ни со зверями, ни с цветами, ни с деревьями и ни с какими неживыми предметами.

 
Ученые, обнаружив случайно один из этих минералов и изучив его свойства, узнали об опасности, грозившей человечеству, и задумались о том, как предотвратить надвигавшуюся беду. Найти все инопланетные минералы, рассыпанные по Земле, и вывезти их куда-нибудь в космос или уничтожить не представлялось возможным.

 
Тогда было принято такое решение: если уж сохранить тела невозможно, надо попытаться
сохранить человеческие души. Но как? Ученые пришли к выводу, что следует найти способ на те три года, в течение которых будет действовать излучение, «переселить» куда-нибудь души людей.
Когда же излучение прекратится, и человеческие тела восстановятся, можно будет вернуть души обратно.

Долго работали ученые, изобретая способы такого «переселения» душ, и, в конце концов, справились с этой трудной задачей. Всем жителям Земли было объявлено, что им необходимо выбрать птицу, животное, насекомое, растение или любой неживой предмет, которые могли бы стать временным пристанищем их души, пока не закончится разрушающее действие излучения.

Представьте себе, что и вы оказались перед таким выбором. Подумайте, в какое именно тело или предмет (а может быть, природное явление) вам захотелось бы «переселиться», чтобы достаточно комфортно провести в нем три года?

Участники группы задумываются.

Выдержав небольшую паузу, ведущий продолжает.


Следует не забыть и еще об одной важной проблеме. Когда минуют три года, ученые должны будут извлечь ваши души из их временных пристанищ и вернуть каждую в свое тело. Но как же определить, кто в каком теле или предмете «поселился»? Надо оставить ученым информацию о своем местонахождении.
Вам дается 10 минут, для того чтобы написать маленькое представление о том, в кого вы превратитесь. Объясните, почему вы сделали именно такой выбор. Чем вас привлекает пребывание в течение трех лет именно в таком виде?


Для усиления этого эффекта можно включить негромкую музыку, в которой звучали бы тревожные ноты.


Когда работа закончена, участники группы сдают подписанные листы ведущему.

Педагог-психолог: Итак, вы превратились в кого-то или во что-то и прожили в новом для вас виде три года. Наконец время действия излучения миновало. Попробуем вернуть каждому из нас свою душу.

Ведущий зачитывает сочинение, учащиеся должны узнать, кому принадлежит эта душа.

Обсуждение. Легко ли вам было соединить душу с телом человека? Почему?

Что нового и ком вы узнали, выполняя данное упражнение?

Заключение: как важно знать друг друга, уметь увидеть в человеке его внутренний мир. Не оценивать, не судить, не осуждать человека, а попытаться прежде всего понять каждого. Т.е. уметь научиться беречь душу, сохранять душевное тепло своё и окружающих нас людей.

Сегодня на занятии мы с вами ещё раз попытались заглянуть в мир своих одноклассников, присмотреться к себе и каждому в классе. Зачем это важно учиться? Конечно, прежде всего, чтобы сохранять тепло души, сохранять душевное здоровье.

Только душевно здоровый человек может творить самое главное на Земле – Добро!

Закончить занятие мне хочется стихотворением А.Дементьева “Выбор”

Душа бывает как туман,

Бывает – как рассвет.

В тумане прячется обман

В рассвете – только свет.

А что таит твоя душа?

Туман или рассвет?

И с чем душа твоя пришла –

Ты знаешь или нет?

Пусть будет жизнь к тебе добра

Научит добрым быть.

Когда же явится пора

Тебе долги платить.

Себя не сдерживай тогда

Долги сполна плати

 И за минувшие года,

И те, что впереди.

Тогда развеется туман

В грядущем и в былом

Ведь нам недаром выбор дан

Между добром и злом.

Души не видно в зеркалах

 Мы в глубине своей прекрасны, но как узнать себя, скажи?

Мы смотрим в зеркало напрасно - в нем не увидеть лик Души.

Душа имеет отраженье в глазах и в искренних словах.

Ее постичь не в силах гений, Души не видно в зеркалах...

Душа не терпит изученья, она хранит в себе секрет.

И лишь в порыве вдохновенья от Душ людских исходит Свет.

Постигнув суть своей природы, оставив плен земных страстей,

Душа становится свободной, и даже время служит ей.

Но если жизнь проходит серо, Душа во власти злого сна.

Она разрушится без Веры - Душа ранима и нежна.

Пусть целый мир взамен обещан, Душою в жизни не криви.

Душа от святости трепещет и воскресает от ЛЮБВИ!

Приложение 1

Если Душа имеет образ кристалла – значит, Душа накопила приличный опыт, и теперь он начинает кристаллизоваться, превращая личность в обладателя с особыми качествами. ВЫ становитесь действующим элементом Вселенной. 

Цветок –означает раскрытость Души, её готовность к дальнейшим трансформациям.

 Птица – подвижная форма Души, которая уже способна к конкретным действиям. 

Образ ребенка, ангелочка, взрослого человека – говорит  о весьма взрослом состоянии Души.

Также важен оттенок Души.

По оттенку можно определить, для чего Душа пришла в мир. Красный оттенок – душа пришла учиться жить, осваивать жизненное пространство. Жёлтый – осваивать то, что называется «психизмом»: вживание, чувствование этого мира, наполнение его своей энергией. Мы учимся взаимодействовать с психической энергией других людей, других существ окружающего мира. С изначальной энергией – ци, ки, чи, праной. Научились. Дальше собираем знания, понимая, что энергия – это ещё не все, нужна ещё и информация. И тогда Душа приобретает голубоватый (небесный) оттенок. Зеленоватый   – эмоционально-чувственное пространство. Правильные эмоции, правильные чувства. А правильно ли я люблю? Золотой. Душа пришла служить человечеству, решать проблемы человечества и конкретных людей тоже. Это бодхический уровень – те, кто добровольно принимает на себя служение Человечеству, Космосу.  Розовый – учиться правильной любви, чистой, божественной. Душа учится испытывать нежность ко всему живому, видя в нем проявление Сущего.  Фиолетовый оттенок – ощущение себя продолжением Бога. Он и Бог – это нечто Единое. И человек живет, соответствуя этому состоянию. Перламутрово-белый – присутствие высшей Души. Она просто живет, и делает свое дело, и не задает никаких вопросов и не ищет никакой выгоды. Чёрный – психоматрицы иных миров: агрессоров, вампиров, чёрных магов, демонов.*

Занятие: «Мы вместе»

Цель: Выявить лидера классного коллектива и содействовать его сплочению.

Задачи: 1. Формирование благоприятного психологического климата в группе,

             2. Снятие эмоционального напряжения в группе,

             3. Нахождение сходств у учащихся,

             4. Сплочение группы.

Ход занятия:

Упражнение 1 «Давайте познакомимся»

Цель: Знакомство с учащимися.

Участникам по кругу предлагается назвать свое имя,  и  рассказать с каким настроением пришел на занятие и что хотел бы получить.

Упражнение  2 « Ты похож на меня»

Цель: Нахождение учащимися сходств с остальными членами группы

Участникам предлагается подумать 2 минуты и найди 2-3 сходства с теми учащимися, которые находятся по правую и левую руку.

Упражнение  3 «Поменяйтесь местами»

Цель: Снятие эмоционального напряжения, осознание сходства учащихся между собой.

Стульев на один меньше, чем участников занятия.

Участникам предлагается поменяться местами по какому - либо признаку. Признак называет ведущий.  Например, «Поменяйтесь местами те, кто учится в этом классе». Тот, кому не хватило места, становится ведущим.

Упражнение 4 «Повозка»

Цель: Выявление лидера класса

Участникам предлагается построить повозку , состоящую из телеги, тройки лошадей, стен телеги, колес, извозчика, пассажиров.Время на подготовку задания 3 – 5 минут.

кучер – на данный момент главный лидер – организатор в команде

стены– те, на кого можно положиться, хорошие исполнители.

Колеса , телега, лошади – те , на ком все стремятся "ехать” , и кто способен везти, то есть лидеры меньшего ранга.

Пассажиры – основная масса.

Упражнение 5 «Фигуры»

Цель: Выявление лидера класса, сплочение коллектива

Участникам предлагается построить фигуры с углами ( звезду, квадрат, треугольник ) с запретом на разговоры. Задание можно усложнить, закрыв глаза участникам.

Упражнение 6 «Шаг вперед»

Цель: Выявление лидера класса

Участники становятся в шеренгу, и им предлагается сделать шаг вперед, но только 15 человек. Затем только 10, 5, 3, 1.

Упражнение  7 «Семейная фотография»

Цель: Выявление лидера класса, сплочение коллектива, снятие эмоционального напряжения

Участникам предлагается представить, что все они - большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка» он тоже может участвовать в расстановки членов «семьи». Более никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять

После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.

Упражнение 8 «Паутина»

Цель: сплочение коллектива, формирование положительных связей в группе.

Для работы необходим клубок прочных ниток. Первый человек (например, ведущий занятия) оставляет себе часть нити(наматывая на палец) и передает клубок, произнося комплимент тому, кому отдает. В задании участвуют все учащиеся. Клубок должен вернуться ведущему.

Рефлексия:

Участники садятся в круг, каждому предоставляется  заключительное слово.

- что понравилось/не понравилось?

- какое задание было наиболее сложное/легкое?

- как Вы думаете, кто принимал наиболее активное участие? и так далее.

ТРЕНИНГ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ С ОСНОВАМИ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ

Тематический план занятий

Занятие 1

Цель. Актуализация представлений подростков об их правах и ответственности, знакомство с Законами РФ, определяющими права и ответственность несовершеннолетних.

Ход занятия

  1. Ритуал приветствия.
  2. Групповая дискуссия «Для чего нужны законы».
  3. Упражнение «Я хочу - Я могу.
  4. Групповая дискуссия «На что Я имею право».
  5. Информационно-правовая часть «Конвенция О правах ребенка и Законодательство РФ».
  6. Групповая дискуссия «Может ли несовершеннолетний привлекаться к правовой ответ ственности».
  7. Информационно-правовая часть «Правовая ответственность несовершеннолетнего».
  8. Упражнение «Отнекивания».
  9. Рефлексия.

Занятие 2

Цель. Формирование представлений о сущности конфликтов и способах разрешения конфликтных ситуаций, знакомство с правовыми нормами в отношении ответственности за нанесение морального и физического ущерба.

Ход занятия

  1. Ритуал приветствия.
  2. Упражнение «Автобус».
  3. Ролевая игра «Конфликт».
  4. Групповая дискуссия «Ответственность за исход конфликта».
  5. Информационно-правовая часть «Статьи Законодательства, определяющие  ответственность за причинение вреда здоровью».
  6. Упражнение «Загибание пальцев».
  7. Групповая дискуссия «За что несет ответственность родитель».
  8. Информационно-правовая часть «Ответственность родителей за несовершеннолетних  детей».
  9. Упражнение «Катание по полу»
  10. Рефлексия.

Занятие 3

Цель. Формирование умения противостоять негативному влиянию, знакомство с ответственностью за групповые правонарушения.

Ход занятия

  1. Ритуал приветствия.
  2. Упражнение «Учимся говорить "нет"».
  3. Мозговой штурм «Противостояние влиянию».
  4. Ролевая игра «Ситуация принуждения».
  5. Упражнение «Невольная борьба».
  6. Групповая дискуссия «Кто отвечает в толпе».
  7. Информационно-правовая часть «Ответственность за групповые право нарушения».
  8. Упражнение «Сбить с ног».
  9. Рефлексия.

Занятие 4

Цель. Развитие навыков, позволяющих отказаться от предложения попробовать наркотики или токсические вещества, знакомство с правовой ответственностью за хранение, распространение и применение наркотических и психотропных средств.

Ход занятия

  1. Ритуал приветствия.
  2. Упражнение «Настроение».
  3. Мозговой штурм «Почему люди применяют наркотики».
  4. Мозговой штурм «Цепочка: К чему ведет проба наркотика и токсического вещества».
  5. Групповая дискуссия «Что люди приобретают и что теряют от применения наркотика».
  6. Групповая дискуссия «Употребление наркотика - дело личное».
  7. Информационно-правовая часть «Ответственность несовершеннолетних за хранение и сбыт наркотиков и психотропных средств».
  8. Упражнение «Частота хватаний».
  9. Рефлексия.

Занятие 5

Цель. Формирование умения отказаться от употребления алкоголя, поиск способов общения и повышения настроения без применения алкоголя, знакомство с ответственностью за правонарушения в состоянии алкогольного опьянения.

Ход занятия

  1. Ритуал приветствия.
  2. Ролевая игра «Ох, этот праздник ...».
  3. Групповая дискуссия «С пьяного взятки гладки?».

  1. Информационно-правовая часть «Ответственность за правонарушения в состоянии алкогольного опьянения».
  2. Мозговой штурм «Кто идет за "Клинским"?»
  3. Групповая дискуссия «Альтернатива алкоголю».
  4. Упражнение «Выпячивание себя».
  5. Рефлексия.

Занятие 6

Цель. Знакомство с понятиями «вандализм» и «вандалы» предоставление информации об ответственности за акты вандализма.

Ход занятия

  1. Ритуал приветствия.
  2. Упражнение «Мы строили, строили ...».
  3. Мозговой штурм «Что такое "вандализм" и кто такие "вандалы"?»
  4. Информационная часть «Вандализм и вандалы».
  5. Информационно-правовая часть «Ответственность за вандализм».
  6. Групповая дискуссия «Создатели граффити - это вандалы или свободные художники?»
  7. Упражнение «Hacтeнные рисунки».
  8. Рефлексия.

Занятие 7

Цель. Осознание чувств, возникающих при угрозе жизни и здоровью в случаях террористических актов; знакомство с ответственностью за терроризм, геноцид и разжигание межнациональной розни.

Ход занятия

  1. Ритуал приветствия.
  2. Мозговой штурм «Сообщение о террористическом акте».
  3. Информационно-правовая часть «Ответственность за ложное сообщение об акте терроризма».
  4. Упражнение «Подскоки от  страха».
  5. Мозговой штурм «Чем люди отличаются друг от друга? Существует ли в мире равенство всех наций и рас?»
  6. Информационно-правовая часть «Ответственность за разжигание межнациональной вражды».
  7. Рефлексия.

Занятие 8

Цель. Осознание личной ответственности при выборе возраста вступления в половые отношения, последствий неразборчивых половых связей, знакомство с ответственностью за сексуальное насилие.

Ход занятия

  1. Ритуал приветствия.
  2. Групповая дискуссия «Когда мы любим, то ... ».
  3. Информационно-правовая часть «Знакомство с ответственностью за сексуальное насилие».
  4. Групповая дискуссия «Как избежать сексуального насилия».
  5. Упражнение «Повороты обратно».
  6. Групповая дискуссия «Как избежать насилия со стороны незнакомых людей».
  7. Упражнение «Набор  скорости».
  8. Рефлексия.

Занятие 9

Цель. Информирование подростков об ответственности за присвоение чужого имущества.

Ход занятия

  1. Ритуал приветствия.
  2. Групповая дискуссия «Чем отличается грабеж от кражи».
  3. Информационно-правовая часть «Ответственность за грабежи, разбои и кражи».
  4. Упражнение «С оглядкой».
  5. Информационно-правовая часть «Ответственность за причинение ущерба путем обмана, злоупотребления доверием и вымогательство».
  6. Упражнение «Хлопки по карманам».

  1. Групповая дискуссия «Покатался на чужом автомобиле - преступление или нет?»
  2. Информационно-правовая часть «Ответственность за неправомерное завладение транспортным средством».
  3. Упражнение «Бег в спокойном темпе».
  4. Рефлексия.

Занятие 10

Цель. Информирование подростков о процедуре принятия законов в РФ; актуализация правовых знаний, полученных на занятиях; осознание ответственности участников судебных заседании в решении судьбы обвиняемых, завершение занятий правового блока.

Ход занятия

  1. Ритуал приветствия.
  2. Упражнение «Сказка за сказкой».
  3. Групповая дискуссия «Можно ли жить без установленных правил?»
  4. Упражнение «Тяга к родному дому».
  5. Информационно-правовая часть «Основные законы РФ, как и кем, они устанавливаются».
  6. Ролевая игра «Суд идет».
  7. Рефлексия.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1998.

Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие. М., 1998.

Анисимов С.В. Моральные ценности личности. М., 1994.

Бердяев Н. Самопознание личности. М., 1990.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

Битинас Б.Л. Введение в философию воспитания. М., 1996.

Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., Воронеж, 2001.

Весна М.А. Методы педагогической диагностики: Методические рекомендации. Курган, 1992.

Волков Б.С. Психология подростка. Психология развития. М., 2001.

Вульфов Б.с., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. Взгляд на профессиональную подготовку учителя. М., 1995.

Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. М., 1989.

Зимняя И.А. Воспитательная деятельность образовательного учреждения как объект комплексной критериальной оценки. М., 2002.

Ингенкамп К Педагогическая диагностика. Пер. с нем. М., 1991.

Капустин Н.Л Педагогические технологии адаптивной школы. М., 2001.

Классному руководителю о воспитательной системе класса / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2000.

Корнилова Т., Григоренко Е., Смирнов С. Подростки групп риска. С-Пб. 2005.

Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. СПб., 1998.

Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. С-Пб. 2007.

Маркова А.К Психология труда учителя. М., 1993.

Маркова А.К Формирование мотивации ученика. М., 1980.

Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998.

Настольная книга классного руководителя / Сост. Л.Д.Гуткина. М., 2000.

Нечаев М.Л Диагностика воспитанности школьников. М., 2006.

Нечаев М.Л Управление воспитательным процессом в классе. М., 2007.

Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. М., 1990.

Реан А.А. Психология подростка. Полное руководство для психологов, педагогов и родителей. М. 2003.

Рожков М.И. Классному руководителю. М., 2001.

Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М., 2003.

Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от Адо Я. М., 2001. Ч.1, 3.

Сергеева В.Л Рабочая тетрадь классного руководителя. М., 2001.

Смирнова И.Э. Социально-педагогическая диагностика духовной культуры школьника. М., 2004.

Талызина НФ. Педагогическая психология. М., 1998.

Третьяков Л.И.Управление школой по результатам. М., 1997.

Фридман Л.М., Пушкина ТА., Каплуновuч И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988.

Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков. Система работы, диагностика, тренинги. С-Пб,2006.

Хохлов А.А. Социально-педагогическая диагностика. Орел, 1996. 6J. Шамова ТИ, Третьяков ЛИ, Капустин НЛ Управлениеобразовательными системами. М., 2001.

Щербо И.Н. Школьная коррекционно-развивающая служба. М.,1998.

Щуркова НЕ. Классное руководство: рабочие диагностики. М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика аддиктивного поведения учащихся МБОУ СОШ№15 г. Нерюнгри РС(Я)

За последнее время количество детей с трудностями в обучении и ухудшении состояния здоровья резко возросло. Работа по профилактике правонарушений и их рецидивов, пропаганда здорового образа жизни в по...

Целевая программа по профилактике аддиктивного поведения у детей и подростков " Умей сказать "НЕТ!"

Целевая программа по профилактике аддиктивного поведения у детей и подростков "Умей сказать " НЕТ!" способствует созданию условий, пр...

Обобщение опыта работы по теме "Песочная терапия и анимация как профилактика аддиктивного поведения подростков".

Применение песочной терапии и анимации в работе психолога с агрессивными, тревожными детьми, переживающими стресс, разлуку с близкими....

"Работа по профилактике аддиктивного поведения учащихся образовательного учреждения"

Аддиктивное поведение учащихся школы. Профилактическая работа....

Программа профилактики аддиктивного поведения детей и подростков "Вместе мы сильнее"

1.подросткам и взрослым будет предоставлена объективная информация о ПАВ, их воздействии на человека и последствиях применения;2.поток информации, ее источники будут строиться с учетом возрастны...

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ 11-12 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

Разработанная программа по физической культуре во внеурочное время с учащимися 11-12 лет направлена на профилактику аддиктивного поведения подростков, подверженных влиянию различных неблагоприятных фа...