Организация работы психолога по взаимодействию с семьями обучающихся в общеобразовательном учреждении
статья по психологии на тему

Бурьева Оксана Павловна

          На современном этапе обновления школьной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации»  ст 44  одной из основных задач, стоящих перед общеобразовательным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rabota_s_roditelyami.docx47.12 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы психолога по взаимодействию с семьями обучающихся в общеобразовательном учреждении

Докладчик: Бурьева Оксана Павловна

          На современном этапе обновления школьной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации»  ст 44  одной из основных задач, стоящих перед общеобразовательным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Деятельность родителей и психологов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Таким образом, чтобы проникнуться позитивным импульсом в воспитании детей, родители должны сами осознать возможность и необходимость своего внутреннего роста с чего и начинается настоящее воспитание родителей.

“Воспитание родителей “ - международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении функции воспитателей собственных детей, родительских функций.

Содержание работы с родителями  в общеобразовательном учреждении состоит в следующем:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

Направления работы психолога:

  • Работа с родителями при адаптации учащихся  1,  5 ,10 классов
  • Информационное сопровождение родителей учащихся  9, 11 классов при  подготовке и сдачи экзаменов
  • Просветительская работа педагога-психолога с родителями учащихся
  • Консультирование родителей педагогом-психологом.

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение психолого - педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Коллективные формы работы:

  • работа с родителями в группе,
  • работа с родителями в парах,
  • родительское собрание,
  • родительский комитет,
  • встречи за "круглым столом",
  • тематические психологические консультации и т. д.

Индивидуальные  формы  работы:

  • индивидуальное консультирование,
  • беседа,
  • инструктаж и др.

Методы работы: 

  •  диагностика,
  • консультация, тренинг,
  • наблюдения,
  • беседа,
  • тестирование и анкетирование,
  • сочинение как метод изучения семьи,
  • метод обобщения независимых характеристик,
  • педагогическая гостиная.

Рис. 1. Модель взаимодействия школьного психолога с родителями.

  • http://www.childpsy.ru/upload/dissertations/tr/Zinoveva_N_O_2_1999.files/image002.gif

В рамках трех основных направлений взаимодействия психолога с родителями выделены виды деятельности, классифицированные по типу психолого-педагогического вмешательства. Основными видами деятельности психолога в плане кризисного вмешательства являются индивидуальное и семейное консультирование.  Психопрофилактическая деятельность психолога может быть представлена в виде индивидуального консультирования, семейного консультирования и психолого-педагогического просвещения. Развитие и обучение родителей может происходить с помощью проведения родительских тренингов. Выделенные направления деятельности не являются автономными; при определенных условиях происходит трансформация одного направления деятельности в другое.

Основными поводами для кризисного вмешательства психолога явились обращения родителей при обострившейся эмоциональной неустойчивости ребенка, резко ухудшившейся успеваемости, конфликта родителя или учащегося с педагогом и родителя с ребенком. При обращении за психопрофилактической помощью к психологу родителей волнует эмоциональная неустойчивость ребенка, общение ребенка с окружающими, затруднения в учебе, нарушение взаимопонимания в семье. При психолого-педагогическом просвещении основные темы, раскрываемое школьными психологами - это проблемы общения и взаимопонимания и проблемы успеваемости.

Все направления деятельности школьного психолога являются значимыми для осуществления сотрудничества между родителями и школой, однако, степень их влияния на становление личности учащегося и успешность его обучения в школе неодинакова.

Мы, конечно,  понимаем,  что ведущая роль в формировании личности ребёнка принадлежит семье. И для того, чтобы  заручиться поддержкой семьи,  сделать их союзниками, важно понимать по каким семейным сценариям воспитывают наших учащихся,  а ещё важнее раскрыть эти знания родителям

Многие отечественные и зарубежные авторы обращают внимание на зависимость душевного благополучия детей от воздействия на них семьи. Изучение теоретических подходов к данной проблеме позволяет охарактеризовать семейные причины возникновения невротических нарушений у детей младшего школьного возраста

А.С. Спиваковская (1988) описывает такие причины как:

- низкая сплоченность и разногласия членов семьи по вопросам воспитания;
- высокая степень противоречивости, непоследовательности и неадекватности;
- выраженная степень опеки, ограничения в каких-либо сферах жизнедеятельности детей;
- повышенная стимуляция возможностей детей, при частом применении угроз и осуждений.

При изучении дисгармонии семейных отношений В.В. Столин (1983) считает, что содержание семейного “Мы” оказывается либо “семейным мифом”, либо псевдорациональным “семейным контрактом”.

В основе семейных конфликтов лежит нарушение понимания друг друга, скрытые отношения взаимозависимости: соперничества, доминантности, защиты и опеки.

В характере взаимодействия супружеских пар, у которых дети имеют невротические нарушения, существуют свои особенности:

- неадекватность взаимного восприятия,
- сниженная согласованность представлений друг о друге,
- преобладание изолированных решений,
- однотипное реагирование на возникающие трудности и различная направленность реагирования.

Зденек Матейчек писал: “Иногда создается впечатление, что отклонения в поведении (человека) и особенности характера - “врожденные”, на самом же деле так из поколения в поколение передается эмоциональная нищета, неблагоприятная жизненная атмосфера, нездоровые условия развития”.

В исследованиях Е.А. Веселковой были рассмотрены следующие типы нарушений внутрисемейных отношений: исполнительный тип, тип внутренней депривации, директивно-разрешающих отношений, симбиотический и напряженный типы приводящие к различным клиническим формам неврозов у детей и описаны их характерные клинические проявления. Остановимся на каждом из них более подробно на практическом занятии, подготовленном творческой группой Центрального района

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Доброе слов - что ясный день ". Методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации в общеобразовательных учреждениях для обучающихся  с ОВЗ

Научиться различать добро и зло... Познать то, что греет нас, делает добрее, милосерднее. Что теплее: солнце или хмурое небо? И в этом может помочь народная мудрость, хранящаяся в русских народных ска...

Способ организации работы психолога с детьми и коллегами в образовательном учреждении, посредством методов позитивной психологии

Опыт школьного психолога по работе с персоналом школы и учениками в направлении профилактики эмоционального выгорания. Статья была опубликована в мае 2016 года в журнале "Школьный психолог"...

Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми задержкой психического развития, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС.

Пояснительная записка. Одной из важнейших задач образования в соответствии с ФГОС является обеспечение условий для развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в сп...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Перед педагогами УДОД стоят задачи не только должным образом обучать, воспитывать и развивать детей, но и вооружить соответствующими педагогическими знаниями родителей. В работе с родителями предполаг...

Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми ОВЗ (ЗПР), обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС

Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми  ОВЗ (ЗПР), обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС...