Главные вкладки

    "Зимушка - зима ". Методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации в общеобразовательных учреждениях для обучающихся  с ОВЗ
    план-конспект по теме

    Ижетникова Екатерина Владиславовна

    Работа с зимними месяцами посредством загадок, пословиц, репродукций картин художников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zimushka-zima.docx30.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

    ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

    КС (К) ОУ «Саланчикская специальная (коррекционная)

    общеобразовательная школа-интернат»  Минобразования Чувашии

    Зимушка - Зима

    (методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации детей с ОВЗ в специальных (коррекционных)  общеобразовательных учреждениях)

    Ижетникова Екатерина Владиславовна                                          

          воспитатель

    КС (К) ОУ «Саланчикской специальной (коррекционной)

    общеобразовательной школы-интерната»  Минобразования Чувашии                                                                     

    Саланчик 2013

    Пояснительная записка

    Область применения: методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации детей с ОВЗ в специальных (коррекционных)  общеобразовательных учреждениях.

    Возраст обучающихся: 9-11 лет, ученики 2 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида.

    Время: 30 минут.

    Цели: продолжение работы по формированию представлений о временах годах, о зимних признаках.

    Задачи: формирование навыков развернутой устной речи в ходе обсуждения иллюстраций картин зимней природы, картин художников; развитие воображения, смекалки в процессе разгадывания загадок; работа над формированием умений коллективной работы в процессе создания совместной работы; работа по формированию навыков публичной декламации  стихотворения;  воздействие положительного результата работы детей на высокое эмоциональное состояние участников этого занятия.

    Формы и методы реализации: реабилитационное (коррекционное) занятие групповой  формы  численностью до 12 человек. В процессе работы применяется игротерапия. Работа с группой разделена на семь этапов:

    1-й этап «Введение в тему». Педагог с помощью загадки и вступительного рассказа о зиме проводит введение в тему участников занятия.

    2-й этап «Зимние месяцы». Работа по каждому зимнему месяцу с применением тематической иллюстрации  зимнего месяца. Закрепление знаний основных признаков месяцев разгадыванием загадок.

    3-й этап «Художники о зиме». Педагог представляет воспитанникам с помощью презентации иллюстрации картин художников на зимнюю тематику (Н.Сверчков «В метель», Ю.Сергеев «Зимушка, зима», В.Сычков «Катание с горы», Б.Кустодиев «Масленица в городе»).  После просмотра каждой иллюстрации группе задаются вопросы для обсуждения.

    4-й этап «Игра «Что ты делал зимой?». Воспитанники в игровой форме, получая удовольствие, выполняют определенные движения, способствующие снятию физического и эмоционального напряжения.

    5-й этап «Загадки Зимушки - Зимы».  На школьной доске прикреплены большие изображения елки и избушки. По мере разгадывания загадок, дети размещают на доске изображения отгадок. Основной формой работы на данном этапе занятия является игра. Она для ребенка является формой реализации активности и сферой жизнедеятельности, где он получает как удовольствие, так и радость. Разгадывая загадки и, прикрепляя к школьной доске отгадки, воспитанник  развивает воображение, смекалку, представление об определенном местонахождении  различных предметов, образов   в зимней природе.

    6-й этап «Стихи зиме». Дети, рассказывают  стихотворения о зиме, выученные заранее. На этом этапе отрабатываются навыки и умения публичной декламации  стихотворения.

    7-й этап «Подведение итогов». Происходит вербализация основных моментов занятия.

    Ожидаемые результаты: работа по теме занятия позволит обобщить знания детей о зимних признаках. Воспитанники, работая над обсуждением иллюстраций художников о зиме, развивают  свою речь, воображение. Занятие дает возможность его участникам отработать навыки и умения публичной декламации  стихотворения, позволяя насладиться успехом в преодолении своих комплексов.  В процессе разгадывания загадок развивается смекалка, находчивость, скорость мышления, в то же время, поднимая эмоциональное состояние участников занятия.

    Ресурсы: компьютер или ноутбук; программы: Power Point, Windows Live Movie Maker; презентация с нарисованными иллюстрациями каждого зимнего месяца;  презентация зимних иллюстраций картин разных художников; набор красочных изображений дома, ели, мороза, сосульки, снежинки, метели, снега, снеговика, снежинки, санок.

    Перечень использованных ресурсов:

    1. Классные часы: 2 класс/авт.-сост. Т.Н.Максимова. М.: ВАКО, 2011. – 272 С.
    2. От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах о православных праздниках, народных обычаях и поверьях): для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ сост. Л.А. Владимирская. – изд.2. Волгоград: Учитель, 2011. – 159с.
    3. Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир. 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение. 2012, – 95 с.
    4. Чиста небесная лазурь. Стихи русских поэтов. М.: Белый город, 2008. - 335с.
    5. Интернет ресурсы

    Ход занятия

    Вступительное слово педагога:

    Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой)

     - Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о зиме. Зиму в народе любовно называют: зима, зимка, зимушка, седая чародейка. Я же тему нашего занятия назвала Зимушка - Зима.  Зимой солнце светит мало. Дни становятся короткими, а ночи длинными. Часто идет снег. Зимой холодно. А иногда бывает очень холодно. Деревья стоят голые. Белые красивые снежинки кружатся  в воздухе  и падают на землю. И от этого вся земля урывается теплой периной.

    1. Зимние месяцы

     -  Зима состоит из трех месяцев: декабря, января и последнего ее месяца февраля. Зимние месяцы очень похожи. Народный календарь определяет зиму с заморозков, а ее окончание – по капелям, беря за основу явления живой природы.

    «Год кончает – зиму начинает» - так говорят о декабре, последнем месяце года и первом – зимы. Все ниже солнце, все короче и темнее дни. В декабре замерзают реки и озера. На их поверхности образуется лед. В старину  декабрь называли «студень» за студеную, морозную пору.

     - Ребята, посмотрите на экран. Перед вами рисунок, который называется «Декабрь». Расскажите мне о том, что вы видите на рисунке.

    Назовите – ка, ребятки, месяц в этой вот загадке:

    Дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи,

    На поля и на луга до весны легли снега.

    Только месяц наш пройдет, мы встречаем Новый год. (Декабрь)

    Январь – второй месяц зимы. Дни становятся длиннее, больше светлых часов. Солнце встает раньше и ярче светит, заторопилось к весне. А сугробы все выше. Снег глубже, лед толще… детвора же встречает свой любимый праздник Новый год.

     - Теперь, ребята, посмотрите на рисунок и расскажите мне, каким вы видите январь?

    Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз.

    Брызнешь воду – упадет не вода уже, а лед.

    Даже птице не летится, от мороза стынет птица.

    Повернуло солнце к лету, что, скажи, за месяц это? (Январь)

    Февраль – самый короткий месяц в году, конец зимы. Последние холода. Ледяной ветер с метелями и буранами гуляет в открытом поле, носится меж голых осин и берез, забивает еловые лапы снегом. А в безветрии все засыпано инеем. День ото дня становится светлее. Почти на два часа прибавляется в феврале день. Впереди – предвесенье. Но еще зима, зима….

     - Посмотрите на экран  и расскажите мне, что вы видите на рисунке? Какой он февраль?

    Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега.

    То бураны. То метели на деревню налетели.

    По ночам мороз силен, днем капели слышен звон.

    День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это? (Февраль)

     - Ребята, назовите мне месяцы зимы? (Декабрь, январь, февраль)

     - В каком месяце замерзают реки? (в декабре)

    -  В каком месяце празднуют Новый год, и щиплет нос и щеки от мороза? (в январе)

    - В каком месяце дни становятся длиннее, но метут метели и снег мешками валит с неба? (в феврале)

    1. Художники о зиме

     - Что вы видите на картине Юрия Сергеева «Зимушка, зима»? (Лошадей, запряженных в сани. Кошка, которая перебегает дорогу. Женщины идут по воду на речку. Дома. Около забора под снегом видны колотые дрова. На деревьях снег, иней. Солнце чуть светит в небе.)

    - Ребята,  а что вы видите на картине Федота Сычкова «Катание с горы»? (Мальчики и девочки катаются с горы.)

    - На каких санках они катаются? (На деревянных, сделанных руками папы, а может дедушки).

    - А вы катаетесь зимой с горы? На чем вы катаетесь с горы? Во что вы одеты, ребята?

     - Теперь на экране вы видите картину Николая Сверчкова «В метель». Что вы видите на этой картине, скажите мне, ребята? (Трех лошадей, запряженных в сани. Мужика, который прячется от метели, повернувшись к ней спиной. На санях лежит сено.)

     - А для кого нужно зимой сено? (Для лошадей и других домашних животных)

    -  Почему же животные не могут найти зимой сено для своего пропитания? (Всюду снег, холодно и ничего не растет)

     - Зиму, как правило венчает Масленица. Масленица – это проводы зимы и долгожданная встреча весны. Хоть Масленицу и празднует народ, но зима отступать не спешит: на деревьях иней, сугробы повсюду, люди тепло  по-зимнему одеты в шубы, кафтаны, платки, шапки, варежки и рукавички. Посмотрите, ребята, как раньше праздновали Масленицу. (Мужик держит в руках воздушные шары. Дети вышли на улицу поиграть, покататься на санках. Играли в гармонь. Катались на санях. Ходили в гости, в театр.)

    1. Физкультминутка

    Что делал зимой,

    Дай, дружок, мне ответ.

    Слушай внимательно,

    Отвечай «да» или «нет»!

    В снежки вы играли с друзьями? (ответы хором)

    Грибы по лесу собирали сами?

    С горки на санках катались?

    В деревне в речке купались?

    По лесу на лыжах бродили?

    А много цветов находили?

    В саду своем грядки копали?

    И с Дедом Морозом плясали?

    Друзья, не устали еще отвечать?

    Покажите, как играли в снежки. Катались на лыжах. На коньках.

    1. Загадки Зимушки - Зимы

    - Все времена года приносят нам подарки, свои дары. Весна приходит к нам с сосульками, бурными ручьями, цветами. Лето с жарким солнцем, длинными  теплыми днями, первыми ягодами и овощами. Осень же богата своим урожаем. Так чем же богата Зимушка - Зима? Ответы вы узнаете, разгадав ее загадки.

    На школьной доске прикреплены большие изображения елки и избушки. По мере разгадывания загадок, дети размещают на доске изображения отгадок.

    Невидимкой осторожно

    Он является ко мне,

    И рисует, как художник, он узоры на окне. (Мороз)

     - Так куда же вы разместите нашего Мороза? (сверху, на небе)

    У нас под крышей белый гвоздь висит,

    Солнце взойдет, гвоздь упадет.   (Сосулька)

     - А сосульку? (на крышу дома)

    Белая, узорчатая звездочка-малютка,

    Ты слети мне на руку, посиди минутку.

    Покружилась звездочка в воздухе немножко,

    Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка)

    - А снежинка, где летает? (в небе по воздуху)

    Кручу, урчу, знать никого не хочу. (Метель)

    Что растет вниз головой? (Сосулька)

    Меня растили, из снега лепили,

    Вместо носа ловко вставили морковку.

    Глаза – угольки, губы – сучки.

    Холодная, большая. Кто я такая? (Снежная баба, снеговик)

    Он черной тучей был сначала,

    Он белым пухом лег на лес,

    Покрыл всю землю одеялом,

    А по весне совсем исчез. (Снег)

    Все лето стояли, зимы ожидали.

    Дождались поры, помчались с горы. (Санки)

    1. Стихи о Зимушке - Зиме

     - Великое множество прекрасных поэтических строк посвящено зиме. Наши ребята сейчас  покажут нам свое умение рассказывать наизусть такие красивые стихотворения о Зимушке - Зиме.

    1-й воспитанник:

                               Декабрь

    В декабре, в декабре все деревья в серебре.

    Нашу речку, словно в сказке за ночь вымостил мороз,

    Обновил коньки, салазки. Елку из лесу принес…

                                                                                     С. Маршак

    2-й воспитанник:

                             Я и снег

    Белый, вкусный снег идет,

    Попадает прямо в рот,

    Если очень сильно захочу,

    Снег весь разом проглочу!

    И тогда что будет, братцы!

    На санях – не покататься!

    И сугробов  - не видать!

    И в снежки – не поиграть!

    И на лыжах – не побегать!

    Плохо будет всем без снега!

    Вот поэтому, друзья,

    Снег не съем, пожалуй, я!

                                                                          М. Дружинина

       3-й воспитанник:

    Январь

    Открываем календарь, начинается январь.

    В январе, январе много снега на дворе.

    Снег на крыше, на крылечке,

    Солнце в небе голубом.

    В нашем доме топят печки –

    В небо дым идет столбом.

                                                                           С. Маршак

    4-й воспитанник:

          Песня 

    Зашумела, разгулялась

    В поле непогода;

    Принакрылась белым снегом

    Гладкая дорога.

                   Белым снегом принакрылась

                   Не осталось следу

                   Поднялася пыль и вьюга,

                   Не видать и свету.

                                                            И. Никитин

    5 -й воспитанник:

            О чем поют воробышки?

    О чем поют воробышки

    В последний день зимы?

     - Мы выжили!

    - Мы выжили!

    - Мы живы!

     - Живы мы!

    6-й воспитанник:

              Вьюга

    Ой, ты, вьюга, вьюга, вьюга,

    Где была ты ночью, ну-ка?

     - Я по всем дворам крутила,

    Я деревьям шубы шила,

    Разодела их в меха.

    И мороз им чепуха!

    Ой, ты, вьюга, вьюга, вьюга,

    Что творила утром, ну-ка?

     - Вдоль по улицам бродила,

    Все заборы побелила.

    Ой, ты, вьюга, вьюга, вьюга,

    Где ты днем кружила, ну-ка?

    - Шапки я с людей срывала

    Снег за воротник бросала…

    Чтоб вокруг красиво стало,

    Небо я с землей смешала!

    Ой, ты, вьюга, вьюга, вьюга,

    Вечерком, где будешь, ну-ка?

    - Что за вечер накружу,

    Завтра утром расскажу!

    1. Подведение итогов.

    Педагог: - Скажите мне, ребята, о каком времени года мы сегодня говорили? (О зиме)

    - Назовите мне месяцы зимы. (декабрь, январь, февраль)

     - Расскажите, ребята, какая  же она Зимушка - Зима?

    Как я уже говорила ранее у зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Зимние месяцы очень похожи, но все, же между ними есть различия. С конца декабря день понемногу увеличивается, солнце начинает светить  с каждым днем сильнее. Завершает зиму февраль своими метелями, вьюгами и пригревающим теплым солнцем – предвестником весны.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 8 классов общеобразовательных учреждений 2009 года (в новой форме) по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ демонстрационный вариант 2009 года

    При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2009 года следует иметь в виду,  что приведенные в нем задания не отражают всех вопросов содержания, которое будет проверять...

    Пробная экзаменационная работа для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений 2012-2013 учебного года (в новой форме) по математике.

    В данном материале содержится два варианта тестов пробного экзамена по математике (в новой форме)  в 9 классах, проведенного в апреле 2013 года в городе Челябинске. Тесты составлены на основе бан...

    Рекомендации по организации обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательных учреждений

    Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...

    ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УСТНОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ IX КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В 2013/2014 УЧЕБНОМ ГОДУ

    Экзаменационные билеты по биологии составлены в соответствии с Обязательным минимумом содержания основного общего образования и требованиями к уровню подготовки выпускников основной школы....

    "Нарисуй узор" методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации детей с ОВЗ в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях

    Используя, частично заполненные, шаблоны варежек, дети находят свои пары, а потом молча, не разговаривая, а только объясняясь жестами и поступками, должны нарисовать пару варежек....

    "Доброе слов - что ясный день ". Методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации в общеобразовательных учреждениях для обучающихся  с ОВЗ

    Научиться различать добро и зло... Познать то, что греет нас, делает добрее, милосерднее. Что теплее: солнце или хмурое небо? И в этом может помочь народная мудрость, хранящаяся в русских народных ска...

    "Мама - первое слово " . Методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации в общеобразовательных учреждениях для обучающихся  с ОВЗ

    Мама  - самое ценное, что есть у ребенка. Мама останется на всю жизнь  самым родным, дорогим и близким человеком. Задача этого занятия напомнить  об этом детям. Пусть ребята задумаются...