Главные вкладки

    "Доброе слов - что ясный день ". Методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации в общеобразовательных учреждениях для обучающихся  с ОВЗ
    план-конспект по теме

    Ижетникова Екатерина Владиславовна

    Научиться различать добро и зло... Познать то, что греет нас, делает добрее, милосерднее. Что теплее: солнце или хмурое небо? И в этом может помочь народная мудрость, хранящаяся в русских народных сказках. На этом же занятии  понять, что добро, что зло помогает сказка "Гуси-лебеди".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dobroe_slovo_-_chto_yasnyy_den_ovch.docx567.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

    ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

    КС (К) ОУ «Саланчикская специальная (коррекционная)

    общеобразовательная школа-интернат»  Минобразования Чувашии

    Доброе слово – что ясный день

    C:\Users\Екатерина\Documents\Доброе слово - что ясный день\04labd26b1272440585[1].jpg

    (методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации детей с ОВЗ в специальных (коррекционных)  общеобразовательных учреждениях)

    Ижетникова Екатерина Владиславовна                                          

          воспитатель

    КС (К) ОУ «Саланчикской специальной (коррекционной)

    общеобразовательной школы-интерната»  Минобразования Чувашии                                                                     

    Саланчик 2013

    Пояснительная записка

    Область применения: методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации детей с ОВЗ в специальных (коррекционных)  общеобразовательных учреждениях.

    Возраст обучающихся: 9-11 лет, ученики 2 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида.

    Время: 30 минут.

    Цели: показать, что словом можно развеселить, поддержать, обидеть; учить задумываться над сказанным словом.

    Задачи: формирование навыков развернутой устной речи в ходе обсуждения сюжетной линии русской народной сказки «Гуси – лебеди»; развитие умений детей делать друг другу комплименты; работа над формированием навыков искреннего выражения чувств по отношению к близким для детей людям; воздействие положительного результата работы детей на высокое эмоциональное состояние участников этого занятия.

    Формы и методы реализации: реабилитационное (коррекционное) занятие групповой  формы  численностью до 12 человек. В процессе работы применяется арттерапия, игротерапия. Работа с группой разделена на шесть этапов:

    1-й этап «Введение в тему». Педагог с помощью фотографий ненастной и ясной погоды проводит введение в тему участников занятия.

    2-й этап «Доброе слово в сказке». На занятии вспоминается одна из русских народных волшебных сказок «Гуси – лебеди». Дети вспоминают, а педагог по ходу их рассказа сам выразительно читает маленькие отрывки. Во время прочтения маленьких отрывков перед взором детей предстают на экране  иллюстрации из  этой сказки. По мере прочтения определенных отрывков идет обсуждение ключевых моментов сказки: почему так поступили его герои.

    3-й этап Физкультминутка «Да - нет». Воспитанники в игровой форме, отвечая на вопросы педагога, вспоминают положительные качества характера человека, которыми они обладают или хотели бы обладать.

    4-й этап «Доброе слово и кошке приятно». Педагог, беря в руку плюшевую кошку, обращается к ней с добрыми и нежными словами. Затем надевается на ребенка маска-шапочка белой кошечки, белые варежки-лапки. Каждый ребенок садится на стул перед классом. Педагог начинает игру, говоря добрые и приятные слова первому ребенку.  Игра заканчивается тогда, когда все дети окажутся в роли белой кошечки, принимающей в свой адрес добрые слова.

    5-й этап «Солнышко». На этом этапе занятия дети под руководством педагога на альбомный лист приклеивают оранжевые солнышки, которые представляют в образе себя, своих родных и близких. Дети должны определиться для себя: кого они греют своим теплом, кто одаривает их добром и лаской.

    6-й этап «Подведение итогов». Происходит вербализация основных моментов занятия.

    Ожидаемые результаты: работа по теме занятия позволит детям понять, что словом можно развеселить, поддержать, обидеть. Воспитанники, вспоминая русскую народную сказку, развивают  свою речь, воображение, память. В процессе работы дети смогут учиться делать друг другу комплименты, искренне выражать чувства по отношению к близким людям.

    Ресурсы: компьютер или ноутбук; программа Power Point, презентация с иллюстрациями русской народной сказки «Гуси – лебеди»;  фотографии пасмурного и ямного дня; плюшевая кошка; белая маска кошки, вязаные лапки кошки; белые альбомные листы; вырезанные оранжевые кружочки; цветные карандаши; двусторонний скотч; магнитики.

    Перечень использованных ресурсов:

    1. Классные часы: 1 класс/авт.-сост. Т.Н.Максимова. М.: ВАКО, 2011. – 272 С.
    2. Русские народные сказки. М.: АСТ: Астрель, 2007.-318с.
    3. Интернет ресурсы

    Ход  занятия

    1. Введение в тему

    C:\Users\Екатерина\Documents\воспитание в интренате\ОВЧ Время Осени\фото\SDC13945.JPG

    Педагог: - Что вы видите на этой фотографии, ребята? Какое настроение появляется, когда смотрите на эту фотографию?

    C:\Users\Екатерина\Pictures\LAND\SANTA_YNEZ.JPG

    Педагог: - А что вы видите на этом фото? Что чувствуете: грусть или радость? Поднимает ли вам настроение яркое солнце? А ясный день?

     - Как дарит вам всем ясный день радость, тепло, хорошее настроение, так и доброе слово, сказанное человеком, одаривает нас теплом и добротой. И тема нашего занятия, ребята, «Доброе слово - что ясный день»

    1. Работа по теме занятия
    1. Доброе слово в сказке

    Педагог:  - Сегодня, ребята, мы с вами будем вспоминать сказки. А вы любите сказки?

     - Почему же добрым героям сказок всегда помогают птицы, звери, природа? Это мы узнаем, вспомнив одну из русских народных волшебных сказок. Посмотрите на экран. Вспомните, что это за сказка? («Гуси – лебеди»)

     - Что происходит в этой сказке? (Дети вспоминают, а педагог по ходу их рассказа сам выразительно читает маленькие отрывки)

    «Бежала девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела – стоит печь.

     - Печка, печка, скажи, куда гуси – лебеди полетели?

    Печка ей отвечает:

     - Съешь моего ржаного пирожка – скажу.

     - Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся…

    Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше – стоит яблоня.

     - Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси – лебеди полетели?

     - Поешь моего лесного яблочка – скажу.

     - У моего батюшки и садовые не едятся…

    Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная речка в кисельных берегах.

    - Молочная река, кисельные берега, куда гуси – лебеди полетели?

     - Поешь моего простого киселька с молочком  - скажу.

     - У моего батюшки и сливочки не едятся …

    Долго она бегала по полям, по лесам».

    Педагог:  - Почему печка, Яблонька, Речка не ответили Маше на вопрос, когда она к ним обращалась? (Она разговаривала с ними неприветливо, без добрых слов. Маша не съела пирожков, что напекла печка. Не съела яблочка. Не захотела поесть простого киселька с молочком, сказав, что дома и сливочки не едятся)

    «Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет – вдруг из-под печи выбегает мышка и говорит ей:

     - Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.

    Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:

     - Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет – выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается».

    Педагог:  - Почему мышка помогла Маше? (Она сделала добро, покормив ее кашкой)

    « - Речка, матушка, спрячь меня!

      - Поешь моего простого киселька.

    Девочка поела и спасибо сказала.»

     «- Яблоня, матушка, спрячь меня!

     - Поешь моего лесного яблочка.

    Девочка поскорее съела и спасибо сказала.»

     « - Печка, матушка, спрячь меня!

     - Поешь моего ржаного пирожка.

    Девочка скорее пирожок в рот, а сама с братцем в печь. (…) Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.»

    Педагог: - Как обратилась девочка к реке? (Речка, матушка!) К яблоне? (Яблоня, матушка!) К печке? (Печка, матушка!) Как поблагодарила Маша, поев угощения, речку, яблоню и печку? (Спасибо сказала)

     - Маша, после долгих поисков своего братца, стала более ласковой и приветливой. Она оценила  труд печки, что печет ржаные пирожки, яблоньки, что растит лесные яблочки,  речки, что делает простой киселек с молочком. Им всем стало приятно, что девочка так себя повела, и они  ответили на ее  вежливую просьбу.

    1. Физкультминутка «Да – нет»

    Вы смелые? – Да!

    Умелые? – Да!

    Ленивые? – Нет!

    Красивые? – Да!

    Крикливые? – Нет!

    Веселые? – Да!

    Милые? – Да!

    Послушные – Да!

    Драчливые? – Нет!

    Счастливые? – Да!

    1. Доброе слово и кошке приятно

    Педагог, беря в руку плюшевую кошку, обращается к ней со словами:

     

     - Варвари, кошечка моя любимая! Как же я тебя люблю. Какая ты добрая, Варвари! Как же ловко тебе, получается, ловить мышей! Варвари, ты такая мягкая, нежная, пушистая! Варвари, как мне нравиться с тобой посидеть и погладить твою шерстку на лбу, на носу, на шее, на спине и животе! Кошечка ты моя любимая, Варвари, мне так приятно, что ты всегда рядом, спешишь ко мне на помощь, когда мне грустно и одиноко.

     - Ребята, доброе слово и кошке приятно, не так ли?

     - Теперь же, ребята, я хочу, чтобы и вы друг другу сказали добрые, приятные слова. А для этого каждого из вас я наряжу в костюм кошечки, которой доброе слово так приятно.

    Надевается на ребенка маска-шапочка белой кошечки, белые варежки-лапки. Каждый ребенок садится на стул перед классом. Педагог начинает игру, говоря добрые и приятные слова первому ребенку.  Игра заканчивается тогда, когда все дети окажутся в роли белой кошечки, принимающей в свой адрес добрые слова.

    1. Солнышко

    Педагог: - Доброе слово, любовь каждого греет. От кого же, ребята, вы получаете тепло, которое греет вас как солнце? (Ответы детей)

     - Ребята, представьте, что вы солнышко. Возьмите солнышко, что лежит перед вами, и приклейте его на середину альбомного листа. Напишите на этом солнышке свое имя – это вы. Теперь же, взяв другие маленькие солнышки, приклейте их вокруг своего солнца. Напишите на этих солнышках имена близких и родных вам людей, греющих вас своей любовью и теплом. Пририсуйте к этим солнышка лучики, что греют вас.

     - Расскажите мне, ребята, кто греет вас, как солнышко, своей любовью? (Ответы детей)

     - А кого вы любите, ребята? Вы греете добрым словом тех, кого любите? Какие слова вы говорите тем, кого вы любите? Теперь же, ребята, пририсуйте большие лучики от своего солнца, что будут греть всех ваших близких и родных.

    Демонстрация работ детей и закрепление их на школьной доске

    1. Подведение итогов

     - Ребята, какие же добрые слова приятно вам слышать?

     - Что чувствуете вы, услышав добрые слова?

     - Вы правы, ребята, доброе слов – что ясный день. Доброе слово дает нам тепло, хорошее настроение, радость, возникает желание сделать добро.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Нарисуй узор" методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации детей с ОВЗ в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях

    Используя, частично заполненные, шаблоны варежек, дети находят свои пары, а потом молча, не разговаривая, а только объясняясь жестами и поступками, должны нарисовать пару варежек....

    "Мама - первое слово " . Методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации в общеобразовательных учреждениях для обучающихся  с ОВЗ

    Мама  - самое ценное, что есть у ребенка. Мама останется на всю жизнь  самым родным, дорогим и близким человеком. Задача этого занятия напомнить  об этом детям. Пусть ребята задумаются...

    "Кем быть?" . Методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации в общеобразовательных учреждениях для обучающихся  с ОВЗ.

    На этом занятии воспитаннники продолжают знакомиться   с разными видами  профессий.  Значением этих весьма разных профессий в жизни каждого ребенка и, конечно же, в...

    "Экстремальная ситуация". Методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации в общеобразовательных учреждениях для обучающихся  с ОВЗ

    «Везде, где есть жизнь, есть и опасность». Каждое утро человек выходит из дома и попадает в огромный мир, в котором может произойти все что угодно, начиная от ушиба и заканчивая террористическим ...

    "Экологический съезд "Здоровье планеты ". Методика организации и проведения внеклассного мероприятия по социализации в общеобразовательных учреждениях для обучающихся  с ОВЗ

    Когда надо задумываться о благополучии окружающей среды? Чем раньше, тем лучше! Природа не только безумно интересна, она, к сожалению, еще и невероятно хрупка. И ее разнообразие, красота и полноценнос...

    Технологическая карта урока по географии в 8 классе для обучающегося с ОВЗ

    Методическая разработка урока по географии в 8 классе для обучающегося на дому с ОВЗ...