"Экстремальная ситуация". Методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации в общеобразовательных учреждениях для обучающихся  с ОВЗ
методическая разработка (6 класс) на тему

Ижетникова Екатерина Владиславовна

«Везде, где есть жизнь, есть и опасность». Каждое утро человек выходит из дома и попадает в огромный мир, в котором может произойти все что угодно, начиная от ушиба и заканчивая террористическим актом.

Но, в первые минуты, после происшествия, каждый человек может сам стать для себя  и для других службой спасения и спасателем.

На этом занятии  воспитанники проверят  свои знания, а затем  можно будет выявить самых опытных и смелых спасателей класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovch_ekstremalnaya_situatsiya.docx121.53 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

БОУ «Саланчикская общеобразовательная школа-интернат дл обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»  Минобразования Чувашии

Экстремальные ситуации

C:\Users\Екатерина\Documents\воспитание в интренате\ОВЧ Экстремальные ситуации\картинки для презентации\0_c73d3_ac03774b_L.jpg

(методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации в общеобразовательных учреждениях  для обучающихся с ОВЗ)

Ижетникова Екатерина Владиславовна                                          

      воспитатель

БОУ «Саланчикской общеобразовательной школы-интерната

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

  Минобразования Чувашии                                                                     

Саланчик. 2017.

Класс: 6 класс

Цели:

  1. Повторение с воспитанниками правил поведения в экстремальных ситуациях.

Задачи:

  1. Способствовать формированию серьезного отношения к собственной жизни и безопасности других людей;
  2. Побуждать к соблюдению необходимых правил безопасности дома, на улице, на транспорте;
  3. Воспитывать чувство уверенности в себе, желание прийти на помощь людям.

План занятия:

  1. Вступительное слово.
  2. Соревнование «Экстремальная ситуация»:
  1. Гейм 1-й – экстремальные ситуации дома;
  2. Гейм 2-й – экстремальные ситуации на улице;
  3. Гейм 3-й – конкурс капитанов;
  4. Гейм 4-й – первая помощь пострадавшим.
  1. Подведение итогов.

I.  Вступительное слово педагога:

 -  «Везде, где есть жизнь, есть и опасность». Каждое утро человек выходит из дома и попадает в огромный мир, в котором может произойти все что угодно, начиная от ушиба и заканчивая террористическим актом. Эти неприятности получили название экстремальных ситуаций. Экстремальные ситуации – значит неприятные, сложные, неожиданные ситуации, в которых может оказаться человек.

 - Так какими же бывают экстремальные ситуации? Вы это узнаете, просмотрев небольшой фильм, который так и называется «Экстремальные ситуации».

Просмотр фильма «Экстремальные ситуации»

 - О каких экстремальных ситуациях вы узнали их этого фильма? (о наводнениях, о пожарах дома и в лесу, об автомобильных авариях, о землетрясениях, о драках, об укусах пчел и кошек, о нападении на детей собак, о спасении тонущего человека и т.д.)

 - Как же выживать в этом мире, куда обращаться за помощью, куда звонить? Вы знаете? (телефоны служб 01, 02, 02, 04)

 - Но сейчас в России появилась еще одна организация, которая всегда придет на помощь. Это Служба спасения! Служба спасения – это организация, которая всегда готова бесплатно прийти на помощь любому человеку. (слайд) В службе спасения работают смелые, благородные, сильные люди – спасатели.

Но, в первые минуты, после происшествия, каждый человек может сам стать для себя  и для других службой спасения и спасателем.

На этом занятии  вы проверите  свои знания, а затем  мы выявим самых опытных и смелых спасателей.  А для этого сегодня проведем воспитательский час, который называется «Экстремальная ситуация». (слайд)

 - Ребята, вам нужно будет разделиться на две равноценные команды, выбрать себе капитана и  свое название. Для вас я подготовила названия команд спасателей. Выберите то, что вам нравится, и напишите на карточке. Эту карточку я прикреплю к стоечке, под которым будут копиться ваши баллы.

II. Соревнование «Экстремальная ситуация»

Гейм 1. Экстремальные ситуации дома

Педагог:  - Современная городская квартира не только защищает человека, но и предоставляет ему разные удобства. Чтобы в квартире было удобно жить, необходимо подать в неё воду, газ, электричество, подключить телефон, провести телевизионную антенну. Человек уже не представляет свою жизнь без света и воды, телевизора и телефона. Однако наличие в квартире большого количества домашней техники и бытовых приборов создаёт условия для возникновения опасных ситуаций.

Команды вытягивают по одному вопросу. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. После того, как метроном закончит свое звучание через минуту, капитан команды выходит отвечать перед классом.

№1. Вечером  в гости к тебе пришел друг поиграть в компьютерные игры. Твоя квартира находится на 5 этаже. Родители уехали навестить родных и вернутся поздно. Внезапно, со своим другом вы чувствуете запах гари и дыма. Открыв входную дверь, вы видите, что весь подъезд объят пламенем, в дыму ни лифта, ни лестницы не видно. Ваши действия.

Примерные ответы:

  1. Позвонить по телефону 01, вызвать пожарных.
  2. Плотно закрыть входную дверь, забить тряпками все щели и вентиляционные отверстия.
  3. Набрать воды в ванную.
  4. Перейти в самую дальнюю от входной двери комнату.
  5. Приготовить фонарик или кусок цветной ткани, чтобы подавать сигналы.
  6. Если есть балкон, можно выйти на балкон и там ждать пожарных.

Каждый неправильный ответ на «хитрый вопрос» снимает балл, а правильный прибавляет

1 балл.  «Хитрые вопросы»

  1. Можно ли пользоваться лифтом? (Нет)
  2. Можно ли спускаться по водосточной трубе, связывать тряпки, веревки, чтобы выбраться с балкона? (Нет)
  3. Как нужно передвигаться по задымленному помещению? (Ползком или согнувшись)

№2. Мартовский  вечер. Вы пришли с прогулки со своим другом к себе домой и с порога почувствовали сильный запах газа. Родителей дома нет. Ваши действия.

Ответы:

  1. Не включать свет.
  2. Не зажигать спичек, свечей, зажигалок.
  3. Выключить газовые конфорки.
  4. Немедленно перекрыть газ.
  5. Не  включать электроприборы.
  6. Открыть форточки.
  7. Если газ продолжает поступать, звонить от соседей в газовую службу по телефону 04.

«Хитрые» вопросы:

  1. Можно ли самому пытаться ремонтировать газовую плиту: выкручивать конфорки, горелки и т. п.? (Нельзя.)
  2. Можно ли проверить утечку газа, поднося спичку к конфорке? (Нельзя, может прогреметь взрыв.)
  3. Нужно ли пить какие-нибудь лекарства от отравления газом? (Нет, только по назначению врача.)

Педагог: - Молодцы, команды, капитаны! Вы все справились со своими заданиями. Вы вспомнили все то, что нужно сделать, чтобы остаться в живых при пожаре, который происходит в подъезде вашего дома. Так же вы смогли определиться с тем, что нужно делать тогда, когда экстремальная ситуация происходит в вашем доме: вы правильно действовали в случае с неисправным газовым оборудованием.

Гейм 2. Экстремальные ситуации на улице

Педагог: - Как я уже говорила, в начале нашего состязания, что «везде, где есть жизнь, есть и опасность». Каждый день человек выходит из дома и попадает в огромный мир, в котором может произойти все что угодно. В этом гейме вы проверите, ребята, то насколько  знаете, как себя нужно вести на улице.

Командой команде  по очереди задаются вопросы. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. При отсутствии ответа одной команды отвечает команда соперница.

Вопросы для 1-ой команды

  1. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
  2. Как надо обходить стоящий автобус, троллейбус? (При выходе из любого маршрутного транспорта (будь то трамвай, троллейбус или автобус), если необходимо перейти на противоположную сторону проезжей части, нельзя обходить его ни спереди, ни сзади. В этом случае следует дойти до ближайшего пешеходного перехода, а если его нет, подождать, пока транспортное средство отъедет от остановки и удалится на безопасное расстояние, и только потом переходить дорогу, причем в том месте, где она хорошо просматривается в обе стороны.)
  3. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по улицам и дорогам? (Начиная с апреля 2014 года управлять велосипедом разрешается в любом возрасте. Однако в зависимости от возраста правила движения на велосипеде различаются. Движение по проезжей части дорог возможно только начиная с 14 лет.)
  4. Почему опасно играть в мяч на проезжей части?
  5. Что означает желтый сигнал светофора?

Вопросы для 2-ой команды

  1. Как и где лучше переходить улицу? (Прежде чем переходить дорогу, нужно остановиться, посмотреть сначала налево, затем направо, затем еще раз налево и только, убедившись в своей безопасности со всех сторон, начинать переход через проезжую часть. При этом следует постоянно контролировать ситуацию, смотреть по сторонам и, по возможности, не останавливаться посередине.)
  2. Почему нельзя цепляться за грузовые автомобили?
  3. Где следует ожидать автобус, троллейбус?
  4. Где должны ходить пешеходы при отсутствии тротуара?
  5. Что означает красный сигнал светофора?

Педагог: - Если мы в этом гейме говорим об экстремальных ситуациях на улице, то нам с вами следует вспомнить некоторые дорожные знаки.

Я читаю стихотворение, кто догадается, выбирает нужный знак. Какая команда даст больше правильных ответов-знаков, та и получает по 3 балла.

Что за зебра без копыт:
Не под нею пыль летит,
А над нею вьюга пыли,
И летят автомобили.
(Пешеходный переход)

Эй, водитель, осторожно!

Ехать быстро не возможно,

Знают люди все на свете:

в этом месте ходят……(Дети)

Можно встретить знак такой

На дороге скоростной,

Где больших размеров яма

И ходить опасно прямо,

Там где строится район,

Школа, дом иль стадион. (Движение пешеходов запрещено)

Тут и вилка, тут и ложка,
Подзаправились немножко,
Накормили и собаку…
Говорим «спасибо» знаку. (Пункт питания)

На дороге знак стоит
Строгим тоном говорит
Сюда машинам не подъехать
Запрещается проехать! (Проезд запрещен)

С тротуара вниз ведет
Под дорогу длинный вход.
Нет ни двери ни ворот –
То… . (Подземный переход)

На машинах здесь, друзья,

Ехать никому нельзя,

Можно ехать, знайте –

Дети, только на … (Велосипеде) 

Я не мыл в дороге рук,

Поел фрукты, овощи,

Заболел и вижу пункт

Медицинской……..(Помощи)

Что мне делать? 
Как мне быть?
Нужно срочно позвонить
Должен знать и ты, и он,
В этом месте…
(Телефон)

Педагог: - Помните, только строгое соблюдение Правил дорожного движения защищает всех нас, пешеходов и водителей, от опасности дорожно-транспортных происшествий. Правила дорожного движения - это Закон и его необходимо соблюдать!

Гейм 3. Конкурс капитанов «Собери знак»

Педагог:  - Каждый пешеход должен знать основные дорожные знаки, потому что это обеспечивает вашу безопасность на дороге. Это задание, ребята, на время и выполняют его капитаны команд. Капитан, который быстрее соберёт разрезанный дорожный знак, получит жетон в 3 балла. ( В этом задании используется любой дорожный знак, разрезанный на несколько частей).

Физкультминутка. «Машина будущего»

Члены каждой команды выходят по очереди к школьной доске, чтобы нарисовать часть машины с завязанными глазами. Предварительно члены команды должны договориться о том, кто какую часть будет рисовать.

Побеждает юмор.

Гейм 4. “Первая помощь пострадавшим”

Педагог: - Начинаем последний гейм наших состязаний. Первая помощь пострадавшим. Первая помощь пострадавшим  — это комплекс срочных мер, направленных на спасение жизни человека. Она оказывается до прибытия медиков или доставки пострадавшего в больницу. Первую помощь может оказать любой человек, находящийся в критический момент рядом с пострадавшим. Для некоторых категорий граждан оказание первой помощи — служебная обязанность. Речь идёт о полицейских, сотрудниках ГИБДД и МЧС, военнослужащих, пожарных.

Умение оказать первую помощь — элементарный, но очень важный навык. В экстренной ситуации он может спасти чью-то жизнь.

 -  Капитаны, получите свои задания. Вы должны будете, как перечислить ваши действия, так и показать их.  Минута в вашем распоряжении!

 Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Задания для  команд:

№1. Ваш друг во время игры в футбол упал и рассек ногу стеклом. Никаких медикаментов под рукой нет. Ваши действия.

Примерные ответы:

  1. Крепко прижать пальцем сосуд выше раны.
  2. Наложить жгут из ремня на 3-5 см выше раны.
  3. Наложить давящую повязку из майки, кофты на место кровотечения.
  4. Максимально согнуть ногу и поднять ее выше туловища.
  5. Позвонить по сотовому телефону в Службу спасения 112, если кровотечение не прекращается.

№2. Ваш друг лежал на диване, все вместе вы смотрели интересный фильм по телевизору. И вдруг у вашего друга пошла носом кровь. Ваши действия.

Примерные ответы:

  1. Посадить друга, наклонив туловище вперед.
  2. Положить на нос лед, снег.
  3. Если не помогает, прижать крылья носа к перегородке на 5-10 минут.
  4. Если не помогает, вложить кусочек ваты.
  5. Если не помогает, то обратиться к врачу, вызвав скорую помощь по телефону 03 или 112.

Помощники проводят подсчет полученных баллов командами спасателей. Выявляется победитель.

Педагог:  - Как уже говорилось мной ранее, умение оказать первую помощь — элементарный, но очень важный навык. В экстренной ситуации он может спасти чью-то жизнь. Своими ответами, ребята, вы показали, что вы можете не растеряться и грамотно оказать первую помощь. И при этом  я напомню вам, что важно соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи:

  1. Вы должны убедиться, что при оказании первой помощи вам ничего не угрожает и вы не подвергаете себя опасности.
  2. Оказывая первую помощь, вы должны обеспечить безопасность пострадавшему и окружающим (например, извлечь пострадавшего из горящего автомобиля).
  3. Если есть с собой сотовый телефон, то вы можете вызвать специалистов по номеру 112, а с городского телефона, набрав номера — 03 (скорая), 01 (пожарная служба).
  4. И, главное, оказать неотложную первую помощь. В зависимости от ситуации это может быть остановка кровотечения.
  5. Дождаться прибытия специалистов.

Педагог: - И так, сегодня у нас был трудный час – час экстремальных ситуаций. И лучше всех  действовала в этих ситуациях команда (название). Эта команда получает медаль и звание – «Служба спасения 6 класса». Но, как мы видим, другая команда не так уж и отстала от победителя. Члены этой команды  будут накапливать свои знания и умения, чтобы всегда прийти на помощь.

III. Подведение итогов.

Педагог: 

- Понравилось ли вам наше сегодняшнее занятие?

- Какие моменты состязания вам больше всего запомнились?

- Что же такое «экстремальные ситуации»? (это трудные, сложные, неожиданные  ситуации в жизни)

 - Где вы можете встретиться с экстремальными ситуациями? (улица, лес, река, дом,  в квартире)

- Какие знания вам могут пригодиться в вашей жизни?

  Люди в своей жизни постоянно сталкиваются с опасными ситуациями, и каждый человек может попасть в экстремальную ситуацию. Часто жизнь и здоровье человека зависят от его правильных и своевременных действий в этих ситуациях.

№1. Вечером  в гости к тебе пришел друг поиграть в компьютерные игры. Твоя квартира находится на 5 этаже. Родители уехали навестить родных и вернутся поздно. Внезапно, со своим другом вы чувствуете запах гари и дыма. Открыв входную дверь, вы видите, что весь подъезд объят пламенем, в дыму ни лифта, ни лестницы не видно. Ваши действия.

№2. Мартовский  вечер. Вы пришли с прогулки со своим другом к себе домой и с порога почувствовали сильный запах газа. Родителей дома нет. Ваши действия.

№1. Ваш друг во время игры в футбол упал и рассек ногу стеклом. Никаких медикаментов под рукой нет. Ваши действия.

№2. Ваш друг лежал на диване, все вместе вы смотрели интересный фильм по телевизору. И вдруг у вашего друга пошла носом кровь. Ваши действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нарисуй узор" методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации детей с ОВЗ в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях

Используя, частично заполненные, шаблоны варежек, дети находят свои пары, а потом молча, не разговаривая, а только объясняясь жестами и поступками, должны нарисовать пару варежек....

"Доброе слов - что ясный день ". Методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации в общеобразовательных учреждениях для обучающихся  с ОВЗ

Научиться различать добро и зло... Познать то, что греет нас, делает добрее, милосерднее. Что теплее: солнце или хмурое небо? И в этом может помочь народная мудрость, хранящаяся в русских народных ска...

"Мама - первое слово " . Методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации в общеобразовательных учреждениях для обучающихся  с ОВЗ

Мама  - самое ценное, что есть у ребенка. Мама останется на всю жизнь  самым родным, дорогим и близким человеком. Задача этого занятия напомнить  об этом детям. Пусть ребята задумаются...

"Кем быть?" . Методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации в общеобразовательных учреждениях для обучающихся  с ОВЗ.

На этом занятии воспитаннники продолжают знакомиться   с разными видами  профессий.  Значением этих весьма разных профессий в жизни каждого ребенка и, конечно же, в...

"Экологический съезд "Здоровье планеты ". Методика организации и проведения внеклассного мероприятия по социализации в общеобразовательных учреждениях для обучающихся  с ОВЗ

Когда надо задумываться о благополучии окружающей среды? Чем раньше, тем лучше! Природа не только безумно интересна, она, к сожалению, еще и невероятно хрупка. И ее разнообразие, красота и полноценнос...

Методика проведения подвижных игр и методика проведения специальных коррекционных занятий (ЛФК) с умственно отсталыми школьниками

Методика проведения подвижных игр и методика проведения специальных коррекционных занятий (ЛФК) с умственно отсталыми школьниками...