"Кем быть?" . Методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации в общеобразовательных учреждениях для обучающихся  с ОВЗ.
план-конспект по теме

Ижетникова Екатерина Владиславовна

 

На этом занятии воспитаннники продолжают знакомиться   с разными видами  профессий.  Значением этих весьма разных профессий в жизни каждого ребенка и, конечно же, взрослого.

 Что же должен уметь человек, чтобы освоить такую сложную профессию, например, как пилот международных авиалиний? А имеет ли такие способности мой воспитанник? А чтобы стать водителем, простым водителем грузоперевозок,  чему  же должен научиться ребенок? Какие старания  он должен к этому приложить? Какждая профессия требует от человека усилий, труда. И именно это должен понять на занятии воспитанник с ограниченными возвожностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovch_kem_byt.docx28.26 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

БОУ «Саланчикская общеобразовательная школа-интернат дл обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»  Минобразования Чувашии

Кем быть?

(методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации в общеобразовательных учреждениях  для обучающихся с ОВЗ)

Ижетникова Екатерина Владиславовна                                          

      воспитатель

БОУ «Саланчикской общеобразовательной школы-интерната

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

  Минобразования Чувашии                                                                     

Саланчик 2016

Пояснительная записка

Область применения: методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации в общеобразовательных учреждениях для обучающихся  с ОВЗ.

Возраст обучающихся: 11-12 лет, ученики 4 класса общеобразовательной школы-интерната для обучающихся с ОВЗ

Время: 30 минут.

Цели:  - продолжить знакомить детей   с разными видами  профессий, их значением;

 - помочь воспитанникам в осознании своих возможностей и способностей;

 - формировать желание развивать свои способности.

Задачи: формирование навыков развернутой устной речи в ходе работы по теме занятия; развитие умений детей выстраивать устный ответ по предложенному заданию.

Формы и методы реализации: реабилитационное (коррекционное) занятие групповой  формы  численностью до 12 человек. В процессе работы применяется  игротерапия. Работа с группой разделена на шесть этапов:

1-й этап.  «Введение в тему». Педагог с помощью загадок о профессиях проводит введение в тему участников занятия.

2-й этап.  Игра «Кто кем работает в интернате?». Во время игры воспитанники начинают понимать, что мир профессий окружает их и в школе-интернате. В интернате есть много профессий и работают по этим профессиям вполне реальные люди. Дети вспоминают не только то, какие профессии есть в интернате, но имена людей,  работающих по этой профессии.

3-й этап.  Дидактическая игра « Назови профессию». Педагог дает воспитанникам  опережающее задание перед началом просмотра мультфильма «Все профессии нужны, все профессии важны», заключающееся в том, чтобы они обратили внимание на то, о каких профессиях будет рассказываться в этом мультике, а потом перечислить, запомнившиеся профессии. Называя профессии, дети зарабатывают жетоны по количеству правильных ответов.

4-й этап.  Дидактическая игра «Кто лучше расскажет о своей профессии». Каждому воспитаннику выдается карточка с изображением какой-либо профессии. Пока звучит музыка, воспитанники готовят устный ответ по плану, представленному на слайде. Когда ребенок выступит со своим заданием, ему выдается поощрительный жетон за ответ.

5-й этап. Физкультминутка «Что будет, если». Воспитанники, выйдя из-за парт и став в полукруг,  ловят мяч, отвечая на вопросы педагога:  «А что будет, если…?». Помимо того, что дети разминаются, но в то же время, осмысливают то, что будет, если, например, водитель  не будет водить машину, пекарь не печь хлеб, доктор перестанет лечить людей.

6-й этап.. Игра «Кто что делает?».  Во время игры педагог говорит то, что делает человек этой профессии, например, чинит часы, а воспитанники должны попытаться угадать эту профессию. (правильные ответы вознаграждаются жетонами)

7- этап. Рефлексия «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?».  Происходит вербализация основных моментов занятия.

Ожидаемые результаты: работа по теме занятия позволит детям понять  значение термина «профессия»;  также занятие позволит продолжить знакомство  с разными видами  профессий, осмыслить их значение в жизни людей;  воспитанники на занятии должны прийти к   осознанию своих возможностей и способностей; занятие должно способствовать формированию желания развивать свои способности.

Ресурсы: компьютер или ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, мультфильм «Все профессии нужны, все профессии важны», музыкальный отрывок классического произведения, жетоны, карточки с изображениями разных профессий.

Перечень использованных ресурсов:

  1. Классные часы: 1 класс/авт.-сост. Т.Н.Максимова. М.: ВАКО, 2011. – 272 С.
  2. Классные часы: 3 класс/сост.Т.Н. Максимова. М:ВАКО, 2014. С.226-228.
  3. https://www.youtube.com/watch?v=YVNCcjIsXHE

Кем быть?

Ход занятия

Введение в тему.

Педагог:  - У меня, ребята, приготовлено для вас много загадок. Отгадаем?


Учит вежливости нас,

Почитает вслух рассказ.

Не учитель, не писатель. Это …(Воспитатель)


Разгребает снег лопатой,
Подметает двор метлой,
Догадались ли, ребята,
Кто следит за чистотой? (Дворник)


Если вьётся пламя,
Дым валит столбом,
“01” мы наберем,
Его на помощь позовем. (Пожарный)


Он с утра в столовой нашей
Варит суп, компот и кашу. (Повар)


Доктор, но не для детей,
А для птиц и для зверей.
У него особый дар,
Этот врач - …(Ветеринар)

Он вылечит корь, и бронхит, и ангину,
Пропишет пилюли и витамины. (Врач)

Из кирпича мы строим дом,
Чтоб смеялось солнце в нём.
Чтобы выше, чтобы шире
Были комнаты в квартире. (Каменщики)

За коровами глядит,
А когда на них сердит,
Громко щёлкает кнутом.
Так загадочка о ком? (Пастух)


У него товаров горы -
Огурцы и помидоры.
Кабачки, капуста, мед -
Все он людям продает. (Продавец)

Он природу охраняет,
Браконьеров прогоняет,
А зимою у кормушек
В гости ждёт лесных зверюшек. (Лесник, егерь)

Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несёт в секрете,
Её давно бурёнки знают,
Всегда мычанием встречают
И за её нелёгкий труд
Всё молоко ей отдают.(Доярка)


Мы работаем бригадой,
Нам везут песок, бетон.
Дружно потрудиться надо,
Чтоб построить новый дом. (Cтроители)


Феном, щеткой и расческой
Ловко сделает прическу. (Парикмахер)


Педагог:  - О чём эти отгадки? Как можно одним словом назвать? ( О профессиях)

- Молодцы, именно о профессиях мы будем сегодня говорить?

- А что такое профессия? (Ответы детей)
- Профессия – это труд, которому человек посвящает  свою жизнь.  Каждое день взрослые члены вашей семьи уходят на работу.
- Для чего же  нужна работа людям? (Ответы детей)

Игра «Кто кем работает в интернате?»

Педагог:  - Теперь поиграем в игру “ Кто кем работает в интернате?”. За ответы дети получают фишки.

-Ребята,  вы знаете, кто работает воспитателем в нашем интернате? Назовите их имена.

 - А кто работает поваром в интернате? (тетя Рая, тетя Неонила)

 - Какие еще профессии есть у нас в интернате? Подумайте. (учитель, уборщица, медсестра, врач, ночной сторож, няня, электрик, слесарь, правка, посудомойщица). А кто работает по этим профессиям? Назовите.

Дидактическая игра « Назови профессию»

Педагог:   - Ребята, сейчас я хочу показать вам мультфильм, и он называется «Все профессии нужны, все профессии важны». Но перед началом просмотра я даю вам важное задание: запомнить как можно больше профессий. Потому что потом спрошу,  о каких профессиях был этот мультфильм?

 Просмотр  мультфильма-песенки  https://www.youtube.com/watch?v=YVNCcjIsXHE

 - О каких профессиях рассказывается в мультфильме? Перечислите.  (кочегар,  нефтяник, шахтер, геолог, металлург, токарь, геолог, космонавт, метеоролог, архитектор, дизайнер, грузчик, автомеханик, сантехник, продавец, повар, таксист, актриса, парикмахер, охранник, композитор, режиссер, оператор).  (за правильные ответы дети получают жетоны)

- Молодцы, ребята, вы были очень внимательны, и запомнили много профессий, о которых говорилось в этом мультфильме.

- А сможете ли вы ребята ответить на вопрос, который задает вам мультфильм  «Все профессии нужны, все профессии важны» Почему все профессии нужны и важны? (Ответы детей)

Дидактическая игра “Кто лучше расскажет о своей профессии”


Педагог: Ребята, у вас на столах лежат картинки с изображением людей разных профессий. (Приложение 1) Вам нужно рассказать о том, что делает человек этой профессии, объяснить, что нужно знать и уметь, чтобы быть хорошим профессионалом.

План ответа:

Кто он по профессии?

Что он делает?

Что нужно знать и уметь человеку этой профессии?

Чему нужно научиться тебе, чтобы овладеть этой профессией?
(Рассказы детей )
- Какие вы молодцы, все правильно и интересно рассказали. А я еще одну интересную игру знаю.

Игра с мячом “Что будет, если ... ”


Педагог:  - Я буду бросать мяч каждому,  и задавать вопрос, а вы должны мяч поймать и постараться ответить правильно. Готовы?

(Цель: понимание значимости профессий в жизни людей; рассуждения о последствиях прекращения деятельности людей разных профессий)
Что будет, если:
- повара перестанут готовить пищу?
- врачи перестанут лечить людей?
- учителя перестанут учить детей?
- строители перестанут строить дома?
- все водители откажутся сесть за руль?
- доярка перестанет доить коров?

-пожарные перестанут тушить пожары?

-  рыбаки не станут ловить рыб?

- продавца откажутся продавать продукты?

- трактористы перестанут пахать поля?

- комбайнеры хлеб убирать с полей, когда он поспел?

- а если песни петь перестанет певец?
Дети отвечают.
Педагог: - Ребята, вы  хорошо постарались над  этим заданием. Теперь я уверенна, что вы будете ценить труд людей разных профессий. Ведь вы поняли, что ненужных профессий нет и все профессии нужны, все профессии важны.

Игра «Кто что делает?»

Педагог:  - Играем в игру «Кто что делает?» Например, чинит часы -  часовщик, кроет кровлю – кровельщик, а …

играет на барабане -
играет на баяне -
играет на гитаре -
играет на пианино -
водит такси -
лечит больных-
водит трамвай, троллейбус -
учит детей в школе -
воспитывает детей в детском саду -
управляет самолетом -
ухаживает за лесом -
ухаживает за садом -
выращивает овощи -
доит коров-
добывает уголь -
убирает дворы, улицы -
ловит рыбу -
выдает книги в библиотеке -
разносит почту -
готовит пищу-

Рефлексия: “Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?”

Педагог: - А теперь подсчитаем фишки, у кого больше всех. Победивший
получает аплодисменты. И все ребята получают эмблемы с улыбками.

- Так, что же такое профессия? (Профессия – это труд, которому человек посвящает  свою жизнь)

 - Ребята, вы знаете  много  профессий, знаете, чем
занимаются люди разных профессий, знаете значение многих, ранее
неизвестных слов. И теперь я думаю, когда вы  подрастете, и дело по душе
найдете!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нарисуй узор" методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации детей с ОВЗ в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях

Используя, частично заполненные, шаблоны варежек, дети находят свои пары, а потом молча, не разговаривая, а только объясняясь жестами и поступками, должны нарисовать пару варежек....

"Доброе слов - что ясный день ". Методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации в общеобразовательных учреждениях для обучающихся  с ОВЗ

Научиться различать добро и зло... Познать то, что греет нас, делает добрее, милосерднее. Что теплее: солнце или хмурое небо? И в этом может помочь народная мудрость, хранящаяся в русских народных ска...

"Мама - первое слово " . Методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации в общеобразовательных учреждениях для обучающихся  с ОВЗ

Мама  - самое ценное, что есть у ребенка. Мама останется на всю жизнь  самым родным, дорогим и близким человеком. Задача этого занятия напомнить  об этом детям. Пусть ребята задумаются...

"Экстремальная ситуация". Методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации в общеобразовательных учреждениях для обучающихся  с ОВЗ

«Везде, где есть жизнь, есть и опасность». Каждое утро человек выходит из дома и попадает в огромный мир, в котором может произойти все что угодно, начиная от ушиба и заканчивая террористическим ...

"Экологический съезд "Здоровье планеты ". Методика организации и проведения внеклассного мероприятия по социализации в общеобразовательных учреждениях для обучающихся  с ОВЗ

Когда надо задумываться о благополучии окружающей среды? Чем раньше, тем лучше! Природа не только безумно интересна, она, к сожалению, еще и невероятно хрупка. И ее разнообразие, красота и полноценнос...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и содержанию коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений

Современные требования общества к подготовке подрастающего поколения могут быть реализованы при дифференцированном подходе к целям, содержанию и срокам освоения образовательного стандарта. Важнейшим п...