Особенности психологического сопровождения развития обучающихся с ограниченными воозможностями здоровья
материал по психологии по теме

Топоева Татьяна Ананьевна

Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_psihol._soprovozhdeniya_detey_s_ovz.docx30.92 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Хакасия

 «Аскизская школа - интернат ».

Особенности психологического сопровождения развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Выполнила педагог-психолог

Топоева Т.А.

Аскиз- 2016

Особенности психологического сопровождения развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания.  Вместе с тем, наряду с "утяжелением" состава школьников с ОВЗ обнаруживается и противоположная тенденция. Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ОВЗ к семи годам достигают близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным.

 Часть наиболее "благополучных" детей с ОВЗ "уходит" из специального образовательного пространства в общеобразовательное.

 На фоне перемещения части наиболее "благополучных" детей с ОВЗ в массовую школу, в специальной растет доля детей со сложной структурой нарушения развития (дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью. Плюс имеют диагноз умсвенная отсталость). Они особенно нуждаются в получении  специальной психолого-педагогической помощи.

Согласно «Словарю русского языка» сопровождать — значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, под психологическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями можно подразумевать движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевременное указание возможных путей оптимального развития, при необходимости — помощь и поддержка.

 Целью психологического сопровождения является создание  системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, медицинском учреждении и т.п.). На сегодняшний день в нашей школе обучается 61 ребенок, из них 13 статус «ребенок – инвалид» - имеют особые образовательные потребности в различной степени, 1 ребенок (Пышняк Ирина) нуждается в особых образовательныых потребностях, обучается на дому обучения.

Психологическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.

 Основными сферами  деятельности  педагога-психолога в системе медико – социально – психолого – педагогического сопровождения) школы являются:

– психологическое сопровождение развития и обучения учащихся;
– психологическое сопровождение педагогического коллектива;
– психологическое сопровождение родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся.

Остановлюсь  подробнее на особенностях психолого-педагогического сопровождения и психологического просвещения. По инициативе родителей (законных представителей), специалистов образовательных учреждений дети и подростки обследуются на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) (г. Абакан ЦПМПК в ГБУ РХ Центр «Радость», муниципальная ПМПК с. Аскиз. Специалистами ПМПК проводится экспертиза уровня развития ребенка, предполагающая систематизацию сведений о виде, структуре и динамике отклоняющегося от нормального онтогенеза развития, включающая прогноз развития. Специалисты ПМПК выносят коллегиальное заключение и  рекомендуют, по какой образовательной программе ребенку  обучаться дальше

Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых  понятий и т.д.).

 Психологическое сопровождение в специальной (коррекционной) школе - динамический процесс, целостная деятельность всех субъектов образования, куда включены   взаимосвязанные компоненты:

  • систематическое отслеживание  психолого-педагогического статуса ребёнка, динамики его психического развития в процессе обучения;
  • создание социально-психологических условий для личности каждого ребёнка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент);
  • создание специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в развитии детям с ОВЗ (в рамках специального образовательного компонента).

К основным направлениям  деятельности педагога-психолога относятся:

- диагностическая деятельность;

-  консультативная деятельность;

- коррекционно-развивающая работа;

-  экспертная работа;

- организационно-методическая деятельность;

- просветительская работа;

- психопрофилактика.

  Основные задачи психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ состоят в следующем:

  • определение наиболее адекватных путей и средств развивающе - коррекционной работы с ребёнком;
  • прогнозирование развития ребёнка и возможностей обучения на основе выявленных особенностей развития, резервных возможностей;
  • реализация собственно психологической развивающе-коррекционной работы на протяжении всего образовательного процесса.

   Психологическое сопровождение детей в период адаптации:

  • создание системы психолого-педагогической поддержки всех  учащихся в период их школьной адаптации;
  • выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
  • диагностика оценки состояния ребёнка и его адаптивных возможностей;
  • определение причин и механизмов конкретного варианта отклоняющегося развития;
  • разработка коррекционных мероприятий с целью обеспечения максимальной социально-психологической адаптации ребёнка;
  • создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществить развивающую, коррекционно-развивающую работу с детьми, испытывающими  адаптационные трудности.

Направления работы педагога-психолога в  начальной школе:

  • комплексное обследование познавательной и эмоционально – волевой сфер, выявление сильных и слабых сторон;
  •     выявление в процессе сопровождения ребёнка эмоционально-аффективных и личностных особенностей, препятствующих адекватной социально-психологической адаптации в образовательной среде, социуме;
  •    реализация психологической развивающе-коррекционной помощи детям, испытывающим трудности адаптации, поведения и др.;
  •    Контроль за динамикой психического развития и эффективности специализированной коррекционной помощи;
  •    проведение дифференцированной диагностики учащихся с рекомендациями ПМПК о диагностическом обучении по программе специального (коррекционного) учреждения;
  • участие в  ПМПк по сопровождению учащихся с личностными и поведенческими проблемами;
  • составление индивидуальных, подгрупповых и групповых коррекционных программ по выявленным проблемам у учащихся и запросу ПМПк;
  • взаимодействие с учителями, воспитателями, учителем-логопедом, , социальным педагогом по сопровождению обучающихся (консультации по запросам специалистов, консилиума, участие в МО, семинарах, педсоветах и др.);
  • знакомство специалистов с индивидуальными психологическими особенностями развития ребёнка, его сильных сторон личности, с рекомендациями по наиболее эффективным методам и приёмам развития данного ученика;
  • проведение диагностики учащихся по выявлению взаимоотношений в семье, особенностей восприятия обучающимися членов своей семьи;
  • осуществление работы с родителями  (лицами их заменяющими) по диагностике психологического климата в семье, взаимоотношению родителей с детьми, выявлению типа воспитания для прогноза влияния тех или иных моделей воспитания на психическое и личностное развитие детей (посещение семьи);
  • консультирование  родителей по их запросам;
  • осуществление просветительской  работы по вопросам психофизиологических особенностей детей с нарушением интеллекта; особенностей коррекционно-развивающей работы с ними; поиску рациональных путей социальной адаптации; участию семьи в реализации индивидуальной психолого-медико-педагогической программе сопровождения;

Задачи сопроводительной деятельности второй половины 4-го класса:

  1. выявление  уровня психологической готовности четвероклассников к обучению в среднем звене школы;
  2. способствование созданию психологических условий для формирования социально-личностных предпосылок успешного обучения в среднем звене.

Познакомлю с некоторыми диагностическими исследованиями, которые проходят в начальной школе.

При зачислении ребенка в специальную (коррекционную) школу  педагогом – психологом подробно изучаются  данные его анамнеза  и особенностей раннего развития.

В течение первых двух, а иногда и трех  месяцев обучения психолог сопровождает процесс адаптации вновь поступивших детей. Нашим ученикам особенно трудно привыкнуть к новым условиям жизни, к новым требованиям, так как почти у всех страдает эмоционально-волевая сфера. Им трудно сдерживать себя, они теряют цель деятельности, не умеют ее планировать, а зачастую  не могут контролировать свои поступки (могут запеть во время урока, хлопать в ладоши или топать, выйти из-за парты, просить покушать).  У большинства обучающихся рассеянное внимание, низкая мотивация учения и учителю совместно со специалистами приходится приложить максимум усилий, чтобы организовать ребенка и переключить его с игровой на учебную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-психологическое сопровождение семей учащихся с ограниченными возможностями здоровья в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида № 102 города Москвы ( из опыта

Качество образовательного процесса должно быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сего...

Социально-психологическое сопровождение семей учащихся с ограниченными возможностями здоровья в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида № 102 города Москвы (из опыта работы)

Качество образовательного процесса должно быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сего...

Особенности преподавания информатики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье описываются особенности преподавания информатики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с ЗПР, рассматриваются задачи коррекционно–развивающего обучения обучающихся с О...

Основные трудности и особенности усвоения геометрических знаний обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

1. .. Основные трудности и некоторые особенности усвоения геометрических знаний обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.. 3 2. .. Основные средства, методы и приемы изучения гео...

" Особенности психологического сопровождения учащихся, обучающихся в школе - интернате VIII вида"

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе Министерства образования России, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очер...

Логопедическое сопровождение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)

Логопедическое сопровождение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)...

Особенности изучения литературы у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Изучение курса литературы у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (глухих и слабослышащих)...