Методическая разработка открытого внеурочного занятия "Начни с себя"
методическая разработка по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Методическая разработка

открытого внеурочного занятия для молодых специалистов

в рамках развитие личностной сферы младших подростков средствами реализации тренинга «Начни с себя»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nachni_s_sebya.docx15.85 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области

«Региональный социопсихологический центр»

отдел психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса образовательных учреждений Комсомольского и Центрального районов г.о. Тольятти

«ШКОЛА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

Методическая разработка

открытого внеурочного занятия для молодых специалистов

в рамках развитие личностной сферы младших подростков средствами реализации тренинга «Начни с себя» 

на базе МБУ «Школа № 21» г.о. Тольятти

Подготовили:

Красильникова Наталья Леонидовна,

Курылева Екатерина Сергеевна,

педагоги-психологи

Регионального социопсихологического центра

24 мая 2017 год

Актуальность

         Практика работы психологической службы в школе показывает, что особо частым обращением подростков к психологу является вопрос о том, как стать уверенным в себе, преодолеть застенчивость и скованность. Страх показаться смешным в глазах ровесников, несостоятельным и неуспешным в той или иной ситуации беспокоит большинство подростков. Это объясняется тем, что подростковый возраст — один из самых сложных и критических этапов развития. Именно в этом возрасте формирующееся самосознание делает подростков чувствительными к критике окружающих, эмоционально неуравновешенными и неуверенными в себе. В этой связи актуальным является разработка данного психологического занятия, направленного на формирование уверенности в себе, адекватной самооценки.

Дата проведения: 24 мая 2017 года

Цель: знакомство учащихся с понятиями «уверенность» и «уверенное поведение», развитие установок на успешное общение, формирование адекватной самооценки.

Задачи:

  • понять взаимосвязь уверенного поведения и адекватной самооценки.
  • Отработать эффективные приемы и техники уверенного поведения
  • воспитывать уважение другого мнения, развивать силу воли.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, беседа, игра, анализ конкретных случаев, анализ оценки и самооценки, дискуссия

Продолжительность: 70 минут

Оборудование: листы формата А4, цветные ручки, булавки.

Адресат: учащиеся 14 лет (7 кл)

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Упражнение «Познакомимся?!» (ритуал приветствия)

Цель: создать благоприятный настрой, установить доверительные отношения между участниками.
Время: 5 минут.
Техника проведения: Подростки придумывают на первую букву своего имени слово – прилагательное, здороваются друг с другом по кругу, повторяя имя и слово прилагательное предыдущего участника, а затем своё.

Пример: «Здравствуйте! Тарас - тихий. Я Даша – добрая».
Инструкция: «Придумайте слово - прилагательное (второе имя) на первую букву вашего имени, теперь можно поздороваться, называйте ваше имя и слово прилагательное, говорите соседу справа ваши имена, он же перед тем как сказать свои имена должен повторить предыдущие названные. Итак, давайте поздороваемся друг с другом».

- Ребята! Сегодня мы с вами поговорим об уверенности в себе и о том, как уверенное поведение влияет на нашу речь.

Наверное, каждый человек хочет себя как-то проявить, показать, на что он способен. Но очень часто ему не хватает чувства уверенности в себе, в своих силах и возможностях.

2. Упражнение «Моя уверенность»

Ребятам предлагается определить ситуации, которые вызывают у них неуверенность. Работа с таблицей «Моя неуверенность»

Я чувствую себя неуверенно, когда ...

Что я могу предпринять , чтобы избавиться?

1.

2.

3.

4.

...

1.

2.

3.

4.

...

- Почему в разных ситуациях мы испытываем неуверенность в себе? (обсуждаются возможные ответы: боязнь ошибиться, стремление сделать что-то в совершенстве, боязнь показаться смешным …)

- Оказывается, мы все — не совершенстве! Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Следовательно, надо учиться не совершенству, а уверенному поведению.

3. Упражнение. Чтение и обсуждение отрывков из книги Д.Снайдера

Отрывок № 1.

Такого не бывает: проснулся погожим утром - и сразу почувствовал уверенность в себе. Для этого требуется потрудиться. Мне лично помогла музыка - это то дело, которое я умею делать и которое нравится другим. Наша группа играла в школе на танцах, и это ж надо такому случиться: все вокруг плясали под музыку козла и дятла! Даже этот гад, Фред-толкач, подходил в перерывах и просил нас сыграть какую-нибудь песню.

Очень часто у не уверенных в себе людей просто нет чего-то такого, за что они могли бы "зацепиться". Их жизнь тосклива, но тосклива не жизнь, а они сами. Если дело обстоит именно так, постарайся увлечься чем-нибудь, и всерьез. Одно из величайших преимуществ юности заключается в том, что у тебя есть время на чепуху, так что играй в рок-группе, вступай в атлетический клуб, заведи себе какое-нибудь хобби. Знаю, что это звучит глупо, но это правда.

Скука - проклятье подростка, особенно если у тебя нет денег или не на чем куда-то добраться. Но все эти проблемы разрешимы. Если тебе так и не удалось чем-то заинтересоваться, иди работать после уроков. По крайней мере, тогда у тебя заведутся деньги, а куда легче отогнать скуку, если у тебя звенит в кармане. Ты можешь купить запасные детали для машины, гитару или новую хоккейную клюшку. Да займись ты хоть чем-нибудь!

Отрывок № 2.

Тебя терзает мысль: а нравишься ли ты людям? Но если ты сам себе не нравишься, почему тебя должны любить окружающие? Теперь давай продолжим это логическое построение: если ты научишься любить себя, так почему же другие не будут тебя любить? А даже если ты им и не очень-то нравишься, кого это волнует? Это их проблемы, не твои. Когда я решил "набирать очки", я заставлял себя быть самоуверенным, даже нахальным, по правде говоря. Но все равно, чувствовал себя очень неуютно.

Тогда я попробовал пойти другим путем. Если до того я старался избегать компаний, позволяя робости становиться на пути к людям, событиям и приключениям, то теперь я нарочно начал всюду ходить, буквально загонял себя в разные ситуации. Это был вызов самому себе, и он сработал. Я всегда боялся заговаривать с девушками. А тут как только я видел существо противоположного пола, которое казалось мне интересным - а, по правде говоря, мне нравились все, кто носил юбку, - я на всех парах мчался вперед и затевал разговор до того, как успеть испугаться. И - потрясающе! - иногда это срабатывало.

Вместо того, чтобы позволить ситуации завладеть мной, я сам захватывал ситуацию.

Обсуждение:

- О чем отрывок?

- Кто ответственен за развитие чувства уверенности в себе?

- Какие способы развития уверенности в себе предлагает Ди Снайдер в своей книге?

- Какие способы вы можете добавить, можно из своего личного опыта?

Знакомство учащихся со способами развития уверенности (беседа)

4 Упражнение.  «Выбор цели»

Ведущий предлагает выбрать три цели, которые хотелось бы достичь в ближайшее время.

- Пусть эти цели будут конкретны и выполнимы. Выберите из трех ваших крупных целей одну и подразделите ее на несколько мелких.

- Что следует предпринять в первую очередь? Что потом? Составьте план, в котором вы могли бы зафиксировать выполнение каждой части. Сформулируйте ближайшие задачи. Каковы они?

- Затем приступайте к следующему шагу. И так далее, пока не будет достигнута главная цель.

- Что вы сами можете конкретно сделать к достижению своей цели?

(Учащиеся делятся своей целью и конкретными шагами к ее достижению)

5 Упражнение.  «Контраргументы»

- Составьте список своих слабых сторон. Разместите его на левой половине листа. На правой стороне напротив каждого пункта укажите то положительное, что ему можно противопоставить.

Например:

1. Я никому не нравлюсь.                          1. Те, кто действительно меня знает,

                                                           относятся ко мне хорошо.

- Разверните и обоснуйте контраргументы. Найдите им подходящие примеры. Начните думать о себе в терминах правой колонки, а не левой.

Итог занятия.

- Что вы получили, отметили для себя новое, полезное в ходе сегодняшнего занятия?

- Какие способы развития уверенности в себе пригодятся вам в дальнейшем, на ваш взгляд?

Ритуал прощания (групповая работа)

Упражнение «Пожелание на спине». Дети прикрепляют друг другу на спину булавкой лист А4, затем пишут друг другу положительные пожелания, различные отзывы, смайлы, затем оставляют себе на память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие. Научно-методическое обеспечение образовательной программы "Познай себя"для обучающихся 12-17 лет.

Научно-методическое обеспечение образовательной программы "Познай себя"для обучающихся 12-17 лет....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Сам себе режиссёр"

Настоящая образовательная программа направлена на создание организационных условий формирования информационной культу­ры учащихся 5 классов.Особенностью программы является её практико-ориентирован...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Познай себя" для 5 класса

Изучение данного курса направленно на правильное понимание своих возможностей, потребностей и интересов....

Программа внеурочной деятельности "Познаю себя" (5-6 классы)

Данная программа направлена на решение вопросов развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки. Она поможет подросткам познать себя и научиться уп...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Познай себя"

Рабочая программа внеурочной деятельности для детей в возрасте 10-11лет...

программа внеурочной деятельности "Познай себя"

Программа внеурочной деятельности социального направления«Познай себя» составлена в соответствии с  основными положениями ФГОС на основе авторской программы   под общей реда...