Психология
рабочая программа по психологии на тему

Нурудинова Лиза Шамсудиновна

МБОУ СОШ№2

Программа «Здоровое детство»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx66.13 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ№2

Программа «Здоровое детство»

Здоровьесберегающие технологии

Нурудинова Лиза Шамсудиновна (педагог – психолог, учитель нач.классов.)

15.08.2017


                                     Пояснительная записка

Программа формирования культуры  здорового и безопасного  образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни  обучающихся на ступени начального общего образования являются:

−      Закон Российской Федерации «Об образовании»;

−      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

−      СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

−      Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

    −      О недопустимости перегрузок обучающихся в школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

−      Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (письмо Минобразования РФ от 26.06.2003 г. № 23-51-513/16);

−      Об увеличении двигательной активности обучающихся ОУ (письмо Минобразования РФ от 28.04.2003 № 13-51-86/13);

−      О мерах по улучшению охраны здоровья детей в РФ (приказа Минобразования, Минздравоохранения РФ от 31.05.2002 № 176/2017);

−      Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо  МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

−      неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

−      активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

−      особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

   Цель и задачи программы.

Цель: создать условия для формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение  и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.

 Первичная профилактика употребления психоактивных веществ обучающимися школы, профилактик аутодеструктивного поведения и опасных игр детей и подростков, профилактика суицидального поведения.

Задачи:

−      формирование представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

−      формирование  заинтересованного отношения к собственному здоровью;

−      формирование  установки на использование здорового питания;

−      формирование представления о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности;

.

−      формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества,   инфекционные заболевания);

−      использование  оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

−      обучение элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

−      формирование навыков позитивного коммуникативного общения;

−      формирование потребности ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Срок реализации программы: 2017-2018учебный год.

Основные направления деятельности программы

В числе приоритетных направлений выделены:

1Создание здоровьесберегающей инфраструктуры. 

В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся.

 Школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся. В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время, имеется  спортивный зал, спортивная площадка.

2.    Рациональная организация образовательного процесса

В урочной деятельности  Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами реализуется  «Школа2100».  Система учебников  формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы .

Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (контроль объёма д.з., экспертиза СЭН расписания уроков).

   В образовательном процессе применяются здоровьеформирующие технологии, т.е. все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности. При обучении педагогами применяются  методы, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся.

В школе соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств. 

Складывающаяся система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:

−        проведение родительских  лекториев по проблемам адаптации детей на разных возрастных этапах,  родительских  собраний по результатам обследований;

−        привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;

−        оформленные информационные стенды: «Безопасность  дорожного движения», «По пожарной безопасности»;

−        представление на школьном сайте рекомендаций для родителей по сохранению детского здоровья;

−        проведение развивающих  занятий психолога в начальной школе;

-       проведение педагогом –психологом тренинги, классные часы, род. собрании ЗОЖ.

−        проведение педагогических  семинаров по проблемам здоровья и развития учащихся;

−        использование наглядной агитации: выпуск стенгазет, оформление уголков здоровья в классных комнатах и др.

 - 

Принципы реализации программы

Основные результаты реализации программы  формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление:  состояния здоровья, динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости обучающихся и т.п.

     Развиваемые у учащихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьсбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы,  в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья;  анкеты для родителей «Здоровье ребенка», «Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым?»; для учащихся «Значимость здоровья в системе ценностей», «Сформированность навыков личной гигиены»).

Данная программа включает в себя направлений:

  • проведение классных часов
  • проведение бесед с учащимися;
  • работа с родителями;
  • социальное партнерство с другими учреждениями;
  • организация и проведение спортивных праздников, дней здоровья.
  • Коррекционная работа с детьми..
  • Анкетирование
  • Тренинги.

Содержание

Сроки выполнения

Ответственные

1.

Диагностика адаптации первоклассников к обучение в школе, выявление учащихся группы риска дезадаптации

Сентябрь - октябрь

Педагог - психолог

2.

Неделя здоровья «Здоровые дети – в здоровой семье»:

  1. Встреча со спортивными тренерами города;
  2. Встреча  многодетных родителей с обучающимися
  3. Проведение тематических родительских собраний «В здоровой семье -здоровые дети»;

9-13 сентябрь

Шашкина А.С. (зам.восп.раб.)

Нурудинова Л.Ш. (педагог – психолог)

Учителя физкультуры

Классные руководители

3.

Проведение классных часов «Вредные привычки» 1-4 классы

В течение года

педагог - психолог

4.

 Анкетирование на предмет выявления учащихся, имеющих факторы риска употребления ПАВ

Январь -февраль

педагог –психолог.

5.

Тренинговые  занятия для учащихся по профилактику употребления ПАВ и риска развития кризисных ситуаций. Проект «Не сломай судьбу свою».

Февраль - март

педагог - психолог

6.

 Групповые занятия  для учащихся, испытывающих трудности в общении и взаимоотношениях

В течение года

 педагог – психолог, классные руководители, соц. педагог

7.

Выступления на родительских собраниях  1 и 5 классах по вопросам профилактики дезадаптации учащихся

1 четверть

педагог -психолог, классные руководители

8

Выступление на родительских собраниях в 5-9 классах о профилактике суицидов и употреблению ПАВ

2-4 четверть

педагог -психолог, классные руководители

9

Выступление агитбригады «СПИД – чума 21 века»

02 декабря

Зам. по восп. работе, ШМО учителей естественного цикла

10.

Профилактическая работа с детьми «группы риска». Беседа «Как научиться жить без конфликтов? »

В течение года

Нурудинова Л.Ш

(педагог – психолог)

11.

Анкетирование учащихся (уровень тревожности, профилактика подростковой агрессии и суицида)

Декабрь -январь

Нурудинова Л.Ш.

12.

Встреча психолога с детьми группы риска по результатам анкетирования на проявление агрессии, суицидальних проявлений и т.д.

1-25 январь

Нурудинова Л.Ш.

13.

Адаптационные классные часы: «Как пережить экзамены» (9-11 класс)

Март -апрель

Нурудинова Л.Ш.

14.

Лектории для родителей:

«Основные проблемы адаптации ребёнка к школе»;

«Роль ребёнка в семье»;

«Подростковый кризис: его особенности».

Выступление на педагогическом совете

«Психологическая поддержка уч-ся во время Экзаменов. Методы и приемы»

В течение года

Нурудинова Л.Ш.

15.

«Мы за здоровый образ жизни»

7 апреля – Все мирный день здоровья.

Спортивные мероприятия.

«Здоровье и долголетие» - лекторская группа

9 апреля

Классные руководители

Педагог – психолог

Сектор «Спорт и здоровье»

16.

Индивидуальные беседы с родителями детей, состоящими на различных видах учета.

В течение года

Педагог – психолог,  руководители кл.

17.

Анкетирование обучающихся  по вопросам профориентирования  

Март - апрель

Нурудинова Л.Ш.

18.

Веселые занятия.  Игратерапия. Музыкатерапия.

В течение года.(2 раза в неделю) 1 классы

Педагог- психолог

19.

Проведение классных часов 1-11 классы по теме: «Как компьютер влияет на здоровье»

В течение года

Педагог – психолог.

20.

Скоро лето. Как правильно провести летнее время. тайм-менеджмент

май

Педагог - психолог

Организационно - методическая работа

Подготовка выступлений в соответствии с планом

 Участие в работе методического объединения социальных педагогов психологов и заместителей директоров по ВР в г. Лобня

В течение года

Педагог - психолог

Изучение специальной литературы и опыта работы педагогов - психологов

В течение года

Нурудинова Л.Ш.

Участие в совещаниях, педсоветах.

В течение года

Нурудинова Л.Ш.

Введение обязательной , отчетной документации. Освоение новых методов для осуществления деятельности

В течение года

Нурудинова Л.Ш.

Подготовка, утверждение директором годового аналитического и статистического отчета

В течение года

Нурудинова Л.Ш.

                                      Ожидаемые результаты:  

     - снижение количества   обучающихся, состоящих на различных формах учета;

     - снижение количества обучающихся «группы риска»;

     - совершенствование условий для личностного развития обучающихся;

     - рост количества обучающихся со сформированной потребностью в здоровом образе

       жизни;

     - снижение количества обучающихся, склонных к повышенной тревожности и

  суицидальным проявлениям, за счет их раннего выявления и поддержки

      - повышение популярности  ведения здорового образа жизни;

      - выработанный навык сохранения собственного здоровья, овладение

        здоровьесберегающими технологиями;

  - сформированность у обучающихся установок, направленных на формирование благоприятной и безопасной среды обитания в рамках района и школы.

                                                                     

                                                                     Литература:

1.  120 уроков психологического развития младших школьников . Локалова Н.П. Москва 2000.

2.  Профилактика социально опасного поведения школьников. Е.Ю. Ляпина, Волгоград  2007г.

3. Классные часы 1-11 классы. С.В.Шевченко, В.Г. Денисова,Г.М.Цыбулина, В.В.Зорина. Волгоград 2005г.

4. Комплексная диагностика школьников. Кирьянова Р.А. издательство «Каро» Санкт-Петербург.

5. Развитие одаренных детей. (Программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение) Н.В.Алексеева,С.Е. Андреенко…. Волгоград 2013год.

6. Социально – психологический тренинг: Методика и практика. Г.П. Звездина, А.Г. Вольваченко Ростов – на – дону 2008г.

7. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях (конультирование,занятия,тренинги.) М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова, Волгоград 2013г.

8.  Профилактика наркомания и ПАВ – зависимости. Г.П. Звездина,И.А. Овчаренко, Ростов – на –Дону 2007 г.

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№2  г. Лобня »

Тренинг «ЗДОРОВЬЕ – ЭТО ЖИЗНЬ»

Форма проведения:

 круглый стол

Цель:

  1. Активизировать познавательную деятельность учащихся
  2. Пропагандировать здоровый образ жизни

 

Психолог: Добрый день, дорогие ребята!

Мы собрались сегодня, чтобы поговорить о нашей жизни. Как вы думаете, что такое жизнь?

Ответы детей

Жизнь – это то, что никто не вправе губить.

Жизнь – это шанс и очень большие возможности, которые человеку надо разумно использовать.

Жизнь – это обязательно что-то красивое: небо, солнце, лес и цветы, люди, наконец. И всем этим надо восхищаться.

Жизнь – это большая любовь, которую нужно принять как подарок. И это мечта, к которой надо идти всю жизнь.

Жизнь вместе с её горестями и радостями похожа на песню. Песни разные. И жизнь у каждого своя, неповторимая.

Жизнь – это всегда борьба за что-нибудь, а для многих и за здоровье.

Психолог: Да, я согласна. Вопросы здоровья всегда волновали людей. А что такое здоровье?

Ответы ребят:

Здоровье – это прежде всего состояние полного физического благополучия.

Я считаю, что отсутствие болезней или каких-либо физических недостатков, - это еще не совсем здоровье. Оно невозможно без духовного и социального благополучия.

Психолог: Социальное благополучие омрачается пагубными привычками. О вредных привычках с вами поговорит педагог - психолог школы Нурудинова Л.Ш.

педагог - психолог: Что такое пагубные привычки?

Ответы детей: курение, алкоголь, наркотики, токсикомания,  еда в сухомятку, снижение физической активности, долгая работа за компьютером.

 Педагог- психолог: Следуя на поводу вредных привычек, мы просто безобразно обращаемся со своим организмом: разрушаем здоровье, сокращаем себе жизнь.

Поговорим о курении. Многим курение кажется модным безобидным, а ведь потребление табака – одна из наиболее важных причин преждевременной смерти людей во всем мире. Натуральный табак содержит 250 соединений и веществ, из которых более 30 отрицательно действуют на организм человека. Бензопирены, которыми богат табак, обладают канцерогенным действием.

 Педагог- психолог: Обсудим некоторые вопросы связанные с курением

Что такое пассивное курение?

(Вынужденное вдыхание сигаретного дыма, особенно опасно в закрытых помещениях, где увеличивается концентрация дыма.)

Какую болезнь вызывают последствия курения, когда человеку ампутируют ногу?

(Гангрену – облетерирующий эндартереит, т.е. зарастают просветы артерий, сосуды сужаются, нарушается доступ крови к конечностям)

Табак – это наркотик?

(Никотин слабый наркотик, но вызывает большую зависимость, отсюда сложность отказа от курения.)

Как бросить курить?

(Кодирование, жевательная подушечка «Никопетта», но главное – воля и решимость самого курильщика.)

К чему приводит курение?

(Повышается кровяное давление, раздражаются слизистые оболочки дыхательных путей, в организм попадают ядовитые вещества, ослабевает иммунитет, портятся зубы, появляется кашель, ранние морщины, загрязняется окружающая среда.)

Какие еще Вам известны вредные факты воздействия табака?

Педагог -психолог: Другая беда – алкоголь. Как он действует на организм?

(Проникает во все органы и ткани, поражает мозг, нервную систему, задерживает нервно-психическое развитие, задерживает рост, нарушает обмен веществ, приводит к параличу сердца, циррозу, смерти, совершаются аморальные поступки, преступления.)

Многие люди считают, что алкогольные напитки улучшают аппетит?

(Это неверно. Использование вина в этих целях ведет к извращению деятельности желудка и кишечника. Состав выделяемого под действием алкоголя желудочного сока существенно изменяется: в нем становится много соляной кислоты и мало пепсина, фермента, расщепляющего белки. Кислота обжигающе действует на слизистую оболочку желудка, что может вызвать в нем боли, способствует развитию гастрита. Регулярное употребление алкоголя с целью повысить аппетит приводит к атрофии желудка.)

Правда ли, что алкоголь снимает усталость?

(Это иллюзия. Алкоголь и отдых несовместимы. Под действием алкоголя мозг не только не отдыхает, но ухудшает свою работу. После небольшой дозы спиртного снижается сообразительность, способность к творчеству, труду.)

Алкоголь снимает стенокардию, в малых дозах расширяет сосуды сердца?

(Исследования давно опровергли эту точку зрения. Под влиянием этилового спирта расширяются лишь периферические кровеносные сосуды. После кратковременного расширения артерий наступает их резкое сужение.  Алкоголь учащает сердцебиение, создавая дополнительную нагрузку на сердечную мышцу в тот момент, когда она нуждается в отдыхе. Этиловый спирт тормозит обменные процессы, угнетает образование энергии и лишает мышцу сердца необходимого энергетического потенциала для перекачки крови. Поэтому у тех, кто употребляет алкоголь, «слабое» сердце.)

Алкоголь укрепляет кровеносные сосуды?

(Этот миф давно развеян учеными. У лиц, злоупотребляющих алкогольными напитками, очень рано наступают болезненные изменения на уровне микрососудов – повышается проницаемость и ломкость артерий, капилляров и венул (мелких вен). Нарушается их тонус, внутри сосудов образуется слипание красных кровяных телец.)

 Педагог - психолог: Пиво – это дар солнца, божественный напиток, солнечный нектар так считают многие и что бокал пива не принесет вреда даже ребенку. Вы согласны с этим?

Ответы детей.

Педагог - психолог: Ещё говорят об алкоголе, что он похититель рассудка. Заглянешь в стакан – охватит дурман. Где опьянение - там и преступление.

А сколько талантов было утоплено в вине! Вот как об этом писал С.Есенин

Друг мой, друг мой, я очень болен.

Сам не знаю, откуда взялась эта боль.

То ли ветер свистит

Над пустым и безлюдным полем,

То ль, как рожь в сентябре

Осыпает мозги алкоголь.

.педагог: Мне бы хотелось обратить ваше внимание на то, как изменяется внешность человека злоупотребляющего алкоголем.

(показ картинок «Стадии пьющего человека»)

 педагог: Особенно пагубно влияние наркотиков. Опасно быстрое привыкание к ним. Общими признаками воздействия наркотиков являются: физическое истощение, слабость, низкая функциональная активность всех систем организма. Послушайте стихотворение

Психолог: Сейчас мы с вами посмотрим презентацию «Молодежь против наркотиков»

Психолог: Зачитывает исповедь наркоманки (Приложение 2)

Психолог: Изречение древнеримского государственного деятеля Аппия Клавдия гласит: «Каждый – кузнец собственного здоровья». Как вы это понимаете?

Ответы детей:

Если человек дышит чистым воздухом, правильно организует свой труд и отдых, занимается спортом, правильно питается, если у него нет вредных привычек, то, я думаю, такого человека можно назвать кузнецом собственного здоровья.

Каждый из нас еще и сам себе доктор. Мы знаем о себе все: сколько часов сна делает нас бодрыми, какую пищу не принимает наш организм, какие привычки губят наше здоровье. Быть здоровым – это, прежде всего любить себя и разумно к себе относится.

Психолог: Я бы сказала, что многие понимают это, как много и сытно поесть, долго и шумно развлекаться, ни в чем себе не отказывать. Все ли здесь правильно?

Ответы детей:

Думаю, что очень важное значение для сохранения здоровья имеет режим. Когда нарушается личная гигиена, когда изо дня в день у человека нервные и физические перегрузки, если он не чередует разумно свой труд и отдых, если он пьет, курит, постоянно переедает, то о каком разумном отношении к себе можно говорить?

Психолог: сейчас напомнит вам о составляющих нашего здоровья.

Психолог: Если человек хочет прожить дольше, он обязательно должен соблюдать правила личной гигиены. Чистыми должны быть тело, одежда, жилище. Организму человека также необходимо рациональное питание и полноценный отдых. Чистая кожа человека – это защита организма от проникновения болезнетворных микробов, солнечных лучей, поддержание нормальной температуры тела и обогащение организма кислородом. Например, после бани, когда тело очищается, человеку становится легче дышать и двигаться.

Очень важен уход за полостью рта. Здоровые зубы – это красиво и гарантия того, что тщательно пережеванная пища будет хорошо усвоена организмом.

Очень важно иметь хорошую нервную систему. Воспитывайте и закаляйте свой характер смолоду, не раздражайтесь по мелочам. Отрицательные эмоции всегда приводят к заболеваниям.

И каждый должен помнить, что режим дня – это ваша внешняя и внутренняя организованность, залог вашего здоровья и успеха (предлагает памятки).

ПАМЯТКА

«РЕЖИМ ДНЯ»

Режим дня – это определенный ритм жизни, чередование различных видов деятельности, отдыха, сна, питания.

  1. Если ты проснулся, распрямись, потянись, но не задерживайся в постели долго – это расслабляет, а у тебя впереди рабочий день.
  2. Для восстановления организму необходимо 7-8 часов сна.  Ложись спать не позднее 22 часов.
  3. Старайся вставать рано (6.30 – 7.00). Сделай утреннюю зарядку, лучше на свежем воздухе.
  4. Почисти зубы, прими душ, приведи волосы и одежду в порядок.
  5. Не переедай на ночь, плотно позавтракай утром.
  6. Если позволяет время и расстояние, иди в школу пешком.
  7. Не планируй много дел на один день – это утомляет и нервирует.
  8. От правильного планирования дня зависит твое свободное время и отдых.
  9. Не забывай, что умственный труд полезно чередовать с физическим.
  10. Не сиди долго без движения или в одной и той же позе. Делай перерывы для зарядки или просто потанцуй под музыку – это улучшает кровообращение и настроение.
  11. Береги зрение, не читай лежа в постели, не сиди долго у компьютера.

ПАМЯТКА

«ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА»

  1. Регулярно умывайся, тщательно следи за чистотой своего тела.
  2. Регулярно чисти зубы. Это не только красота твоей улыбки, но и здоровье.
  3. Мочалка, зубная щетка, расческа и полотенце – это предметы индивидуального пользования.
  4. Свежий воздух и чистота жилища обеспечивает тебе хорошие условия для работы и отдыха.
  5. Аккуратная, удобная одежда и обувь – залог комфорта, здоровья и успеха.

 

Психолог: Ребята, а что ещё подкладывает путь человека к долголетию?

Ответы ребят: Труд. Он является одной из главных  основ здоровой жизни. Лень и праздность всегда порождали только плохое. Но труд надо правильно организовать, чтобы он не переутомлял человеческий организм. Перерывы обязательны. Надо подышать свежим воздухом, тогда кровь обогатиться кислородом. Это благоприятно действует на центральную нервную систему. В организме усиливается обмен веществ, улучается самочувствие и повышается работоспособность.

Психолог: Большинство людей используют свой выходной день для отдыха. Но он бывает как активным, так и пассивным. Как вы понимаете. Что такое пассивный отдых?

Ответы детей: Дивная расслабленность у телевизора в течение всего дня – результат  вялость и депрессия.

Психолог: Что такое активный отдых?

Ответы детей: Сама природа заложила в человеческом организме необходимость активного отдыха. Нам нужен солнечный свет, чистый воздух, прогулки в лес, плавание и катание на лодке, рыбная ловля и походы. И все это необходимые условия для нормальной жизнедеятельности человеческого организма.

Психолог: Вашему вниманию предлагается презентация «Спорт – это здоровье.»

Психолог: Мы сегодня  с вами говорили о жизни, о здоровье. И мне хотелось бы чтобы в заключение нашего разговора вы написали пожелания вашим сверстникам «Как сохранить здоровье», которые можно будет использовать на классных часах в беседе с ребятами.

Психолог: Спасибо за ваши пожелания. Спасибо за активность в работе круглого стола. И в заключение хочется сказать. Ребята! Берегите свое здоровье. Ведь Жизнь человеку дается один раз!

   

 ИГЛА

                                   Туманные мысли,

                                   Неосознанный взгляд,

                                   Я не хотел опускаться,

                                   Мой первый шприц виноват.

Моментальная боль

И жидкость в крови,

Я никогда не забуду

Чувство первой иглы.

                                Но тот героин

                                Был лишь шагом назад,

                                Тот бес в голове,

                               Он во  всём виноват.

Он мой медленный киллер,

Меня, убивая, ласкал,

Это демон в шприце.

Я лишь сейчас осознал.

                             Он предлагает надежду,

                             Но жизнь съедает, как моль,

                             Я сделал ошибку,

                             И теперь моё тело-

                             Это лишь шрамы и боль.

Добрев Стас,

ученик 11 класса 2008-09 уч.год.

I место в конкурсе стихов

«Я выбираю жизнь»

                      Последнее  послание больного СПИДом.

Друзья мои!

               Я хотела бы донести до вас горькую истину: Я БОЛЬНА СПИДом. Я не знаю, где и как я заразилась. И хочу сказать, что это произойти с любым. Жизнь прекрасна. И это самое дорогое, что есть человека. И неужели, из-за какой-то глупости, неосмотрительности стоит рисковать  жизнью.

               Моя жизнь обречена. Мне очень жаль, что за свои 16 лет я сделала так мало. Я была бы очень рада, если бы вы услышали мои слова, мою просьбу. Будьте  бдительны. Ведь это может произойти с каждым. Пытайтесь взять всё хорошее у жизни.

               Но никогда не забывайте о СПИДе

Занятие на тему:«Я умею противостоять чужому давлению».

Задачи:

1.Формирование навыков уверенного поведения.

2.Осознание подростками возможного влияния группы людей на отдельного человека.

3.Обучение навыкам эффективного противостояния влиянию других людей.

4. Пропаганда здорового образа жизни.

Продолжительность занятия : не более 1 часа.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютер.

Ход занятия

Приветствие

Педагог – психолог: « Добрый день! Сегодня мы продолжим разговор о психоактивных веществах и их влиянии на человека, а также  научиться противостоять чужому давлению.»

Информационный блок (ученики и читают стихи)….

Мы родились для того чтобы жить.

 Может не стоит планету губить?

Есть, кроме «да», и получше ответ.

 Скажем, ребята наркотикам : «НЕТ!»..

Педагог-  психолог: «Природа создала всё, чтобы человек был счастлив. Деревья, яркое солнце, чистую воду, плодородную почву. И нас, людей – красивых, сильных, здоровых и разумных. Человек рождается для счастья, и, кажется, нет места в его душе для злого духа и низменного порока. Но некоторые губят свою жизнь наркотикам. Её губят и простые люди, и очень талантливые. Перед страшной бедой ни у кого нет защиты.

Может быть, трагические истории известных людей заставят вас задуматься и не поддаваться соблазну и обману». (Знаменитая французская певица Эдит Пиаф диктовала уже умирая в больнице. За несколько лет до этого она потеряла самого близкого человека и дорогого человека – Марсела Сердана, чемпион мира по боксу., он погиб в авиакатастрофе, и Эдит Пиаф стала искать утешения в наркотиках и алкоголе (4 года), ей делали укол через юбку или через чулки,а потом выходила на сцену петь. Она катилась вниз. Она забывала слова на сцене и публика издевалась над ней»…

Владимир Высоцский, «Битлз».(рассказывают дети).

Наркотики разрушают душу и тело. Наступает деградация личности – интеллектуальная, моральная, социальная. Наркотики ведут к сужению мира, его распаду. Отравленный наркотиками человек это больной человек, не осознающий всей трагедии, происходящей с ним.

Думаю. Примеры, которые вы сегодня услышали, должны предостеречь вас и остановить, когда  кто – то предложит наркотик.  Примеры, которые говоря: « Не смей так делать, нам уже было очень плохо, тебе такое же ни к чему».

Практический блок 1. Упражнение «Пожелания»

Цель: сплочение участников группы.

Инструкция. Все сидят в кругу. Педагог – психолог предлагает высказать друг - другу хорошее пожелания: тот, у кого в руках мяч, передаёт его игроку слева, называет го по имени и желает ему что – то хорошее. И так – по кругу.

2.Разминка «Запретный плод»

3.Призентация о вреде наркотиков или дети готовят  телевизионный ролик о вреде наркотиков, высказывания..

4.Мозговой штурм «Осмысление причин. По которым люди становятся членами той ли иной неформальной группы»

Примечание -не редко спиртное, сигареты или ПАВ предлагают попробовать в компаниях.…

Инструкция –Участникам предлагают назвать причины, по которым подростки объединяются в неформальные группы.

Педагог психолог обращает внимание на то полезное, что можно принести подобное объединение (научился играть на гитаре…).Выслушивание мнения участников.

Упражнение «Алгоритм двух «О».

Инструкция. Участникам предлагается перечислить несколько ситуаций. В которых им было необходимо отказаться от тех или иных предложений. Например: друзья приглашают на дискотеку, но у меня другие планы.

Объяснение «алгоритм двух «О» (Оптимального Отказа)

6. Упражнение «Заверши высказывание» Мне легко (трудно) противостоять группе, потому что…)

7. Рефлексия

Вопросы для беседы:

  • Легко ли вам было  ходе выполнения упражнения отказаться от предложения?
  • Что было сложнее делать: предлагать или отказываться от употребления алкоголя, сигарет или ПАВ? Почему?
  • Что вызвало трудности в ходе занятия? Почему?
  • Поможет ли вам в жизни полученный сегодня на занятии опыт?
  • Какой урок можно вынести из услышанного?

Спасибо за внимание!

 Материал взят из журнала «Справочник педагога психолога».

(Программа социально- психологических занятий по профилактике наркомании, алкоголизма и употребления ПАВ среди подростков» И.Ю. Жабина педагог психолог «Кировский индустриально – педагогический колледж имени А.П. Чурилина»)

      Провела занятие педагог – психолог   МБОУ СОШ№2 г. Лобня Нурудинова Л.Ш.

Классный      час (беседа)

Тема: «Трудности адаптации пятиклассников в школе»

           «Анатома - физиологические изменения организма»

Цель: психологическое просвещение детей по вопросу адаптации ребенка к средней школе.

Методы: лекция, анкетирования.

Оборудование: ноутбук, презентация ,доклад.

Ход собрания.

Психологический настрой. Приветствие.

Добрый день , ребята! Я очень рада видеть вас сегодня, спасибо вашей учительнице, что дала мне возможность свами поговорить.

Итак, тема нашей встречи «Трудности адаптации, пятиклассников  в  школе»

Вот уже скоро два месяца, как вы являетесь учениками среднего звена. Наступил момент, когда можно подвести первые итоги по адаптации в пятом классе.

Начальная школа позади ,впереди- новая ступень ,пятый класс! Дети, скажите, пожалуйста, а кто такой пятиклассник? (мнение детей).

А вот послушайте наше педагогическое мнение. Переход  из начальных классов в средние – процесс непростой как с физиологической, так и с психологической точки зрения. Вы вступаете в сложный возраст, который называется переходным, непростой и противоречивый период, ранний подростковый возраст ( 10-11 лет)с психикой ребенка происходят важные изменения: растет интерес к общению со сверстниками, появляется стремление утвердить в кругу друзей свою самостоятельность, независимость, личностную значимость. Всё это способно «перевесить» интерес к учебе и рутинному труду. Переход в пятый класс образно можно сравнить с переходом на совершенно новую работу или с усвоением новых видов деятельности. Ещё  недавно в начальной школе, вы были самыми старшими , и вот, спустя каких то три месяца, оказались самыми младшими в средней школе… Непросто снова ощущать себя несмышлёнышами , вам приходится учиться все заново . Появилось много новых предметов ,которые не столь наглядные ,как в начальных классах ,и требует развития абстрактного мышления. У вас появилась кабинетная система - это большое преимущество, поскольку в определенных классах сосредоточены тематические пособия, материалы и технические средства .Да, необходимость быстро собрать свои вещи, перейти в другой класс и подготовиться к следующему уроку .Может возникнуть большие трудности, все это требует от вас организованности.

Подростковый возраст (10 – 15 лет) – период бурного роста развития организма. Границы подросткового периода совпадают с обучением в 5 – 9 классах школы. В это время детей этого возраста родители  считают трудными, педагоги – психологи называют этот период «переходным». Происходит интенсивный рост тела. Наблюдается возрастное несоответствие и развитие сердечно -  сосудистой системы: сердце значительно увеличивается в объёме, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Это приводит к временным функциональным расстройствам кровообращения, проявляющимся в головокружении, головных болях, сравнительно быстрой утомляемости. Идет половое созревание. У подростков наблюдаются повышенная возбудимость,раздрожительность,вспылчивось. Но вы ,мы не можем изменить природу ,анатома – физиологические изменения организма – «природа». В связи с изменениями в организме вы утверждаете, что вы уже не ребенок. Но очень часто ваше мнение о себе не совпадает с мнением  окружающих людей: родителей, соседей, знакомых, а иногда и учителей. Да вам не нравится ,когда  говорят « да ,ты мал, чтобы указывать» .Но во избежание конфликтов ,нам нужно часто встретиться и поговорить о вашей проблеме и мы поможем вам выйти из трудного положения.

 Накануне  мне стало известно, что у вас есть одна проблема ,что если ,кто – то не правильно отвечает, вы можете  посмеяться над  ним, могут сказать обидное слово в его адрес. Это ПЛОХО. Мы будем с этим бороться. Слышим ,что вы обсуждаете одежду (ты мол не так одет ,как мы, и мы не будем с тобой дружить) ведь это невоспитанность. Люди не могут одинаково одеваться ,зарабатывать, выглядит. Скромность украшает человека, не надо оценивать человека, как он одет, что  он кушает ,а надо любить и уважать таким какой он есть.

В классе должно царить спокойствие и уважение друг другу, тогда вы можете непобедимыми.

 В заключении нашей беседы мне  бы хотелось прочитать одну притчу. У

У одного отца было три сына .Но они всегда не ладили между собой.  Об этом узнал их отец и позвал их к себе в кабинет. Он принес веник, и вытащил по одному прутику ,и раздал каждому по одному  и сказал: вы можете сломать эти прутики? Да, конечно. И легко справились с этим заданием . Они были такими радостными…. Но отец позвал к себе одного из них и сказал:-Вот тебе веник сломай его ,так, как ты сломала прутик с первого раза. У него не получилось. И так всем сыновьям, они тоже не смогли .Но, тогда отец сказал:- Вот видите, когда вы по одиночке вас тоже могут победить, а когда вы вместе, вас никому не победить. (почему он так сказал ?) (обсуждение).

                                                                                                                                                                                                 

А теперь ,если вы согласны ,я проведу маленькое анкетирование.

1.Я иду в школу с радостью

2.В школе у меня обычно хорошее  настроение

3.У нас учителя хорошие

4.У меня есть любимые школьные предметы

5.Я привык к новым учителям

6. В начальной школе было лучше

7.На летных каникулах я скучал по школе

8.Продолжи предложение: мне не  нравится ( или нравится) в школе (что?)

4- совершенно согласен,3 – согласен,2- трудно сказать,1-- не согласен,0 – совершенно не согласен.

ТУРНИР
«Клуб знатоков профессий»

Занятие для учащихся 9-х классов

Представленное занятие входит в состав программы «Я выбираю профессию».

Цель программы: представление информации о мире профессий, оказание психолого-педагогической поддержки учащимся, открытие перед юношами и девушками перспектив дальнейшего личностного роста, помощь молодым людям в определении своих жизненных планов и выстраивании алгоритма действий.

Задачи программы:

– формирование актуального для подростков «информационного поля»;

– обеспечение средствами самопознания, развития навыков и умений по целеполаганию и планированию;

– формирование мотивов саморазвития, личностного роста.

После знакомства с редкими, экстремальными профессиями проводится турнир «Клуб знатоков профессий». Учащиеся имеют возможность посоревноваться в знаниях, а также получить информацию о новых современных профессиях.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Психолог. Представьте, что вы являетесь членами клуба знатоков профессий. У вас разгорелся спор о том, кто лучше знает мир профессий. Спор разделил вас на две половины – красные и синие (раздаются карточки красного и синего цвета в произвольном порядке). Прошу вас разделиться на две группы по цвету карточек.

Вы обратились к председателю клуба, то есть ко мне, с просьбой помочь вам разрешить этот спор. Я принимаю решение провести турнир на знание профессий, где каждый из вас сможет доказать, что он является лучшим знатоком.

Первый тур. Разминка

Психолог. Вам предстоит назвать профессию, о которой говорится в задании. На обсуждение – 30 секунд.

«Угадай профессию»

1. Моя профессия вам может показаться легкой, но от нее зависит работа целого коллектива. Эта профессия требует постоянного движения и крепких нервов. Не всегда меня знают в лицо, так как чаще видят со спины. Назовите мою профессию. (Дирижер.)

2. К моей профессии предъявляются большие требования. Главный ее минус – негативное влияние на здоровье. Профессиональное заболевание — гипотония, то есть пониженное артериальное давление. Мне сложно планировать личную жизнь, так как я часто отсутствую дома. (Бортпроводник.)

3. Я работаю с пропановой горелкой. Работаю на ногах, стоя у печи при температуре 60–90 градусов. Ни одно учебное заведение не обучает этой профессии. (Стеклодув.)

4. Кто из царей знал 14 ремесел? Назовите имя царя и не менее 6 ремесел, которыми он владел.(Петр I – плотник, кораблестроитель, кузнец, токарь, оружейный мастер, маляр...)

5. Что общего у ЭВМ и коровы? (Профессия человека, их обслуживающего, называется оператор – оператор ЭВМ и оператор машинного доения.)

6. Мы на закате с поля возвращались.
Ядреным потом стылый воздух пах.
У каждого обветренно качалась
По-за плечом рубашка на граблях.

Назовите профессию человека, написавшего эти строки. (Поэт.)

7. Кем бы могли работать в наши дни:

– Волк из сказки «Волк и семеро козлят» (пародистом);

– Красная шапочка (социальным работником);

– кот Матроскин из Простоквашино (коммерсантом, животноводом, председателем колхоза).

8. В этом ящике находится орудие труда, используемое в работе музыканта, сталевара и врача. Что в ящике? (Ложка. Музыканты-ложкари; врач в домашних условиях проверяет горло больного обычной ложкой; сталевары берут пробу стали специальной ложкой.)

Психолог. Многие иностранные слова в последнее время вошли в нашу повседневную жизнь и понятны без перевода. Сегодня практически каждый знает, что такое хот-дог, круасcан, поп-корн. Почти всем известно, что мышью называют не только млекопитающее, но и необходимую комплектующую деталь компьютера. А вот слова, обозначающие профессии, понятны не всем. Такие названия, как «трейдер», «медиапленнер», «риелтор», «стрингер», привлекают внимание и вызывают необъяснимый трепет, особенно у людей старшего поколения. Откуда появляются новые профессии и что означают незнакомые названия? На эти вопросы нам ответят наши эксперты.

Эксперты. На Западе эти профессии возникли гораздо раньше, чем в России. Поэтому недавно появившиеся специалисты выходят на российский рынок с уже готовыми иноземными названиями, которые поражают слух своим диковинным звучанием. Далеко не все могут правильно выговорить эти слова с первого раза.

С развитием рыночных отношений в условиях конкуренции у любого производства возникает необходимость так преподнести свой товар, чтобы его захотели купить. Появились специалисты, которые занимаются продвижением новых товаров на рынке:

• бренд-менеджеры,

• супервайзеры,

• мерчендайзеры,

• промоутеры,

• менеджеры по рекламе.

Второй тур. Задания на эрудицию

Психолог. Для того чтобы определить, какая из команд является наиболее эрудированной, выполним следующие задания.

Задание 1

Сейчас вам будет предложена какая-то буква. Ваша задача – назвать профессии, начинающиеся с этой буквы, то есть показать, насколько хорошо вы знаете мир профессий. Каждая команда должна написать как можно больше профессий на предложенную букву за 1 минуту. По прошествии минуты команды зачитывают профессии. У кого список получился длиннее, тот и получает жетон.

Буква «М»

Буква «П»

• маляр
• маркетолог
• массажист
• мастер леса
• машинист
• машинистка
• медицинская сестра
• менеджер
• мерчендайзер
• метеоролог 
• мозаичист

• педагог 
• пекарь 
• переводчик 
• печатник 
• повар 
• пожарный 
• портной 
• почвовед 
• почтальон 
• провизор 
• продавец 
• продюсер 
• прокурор 
• психиатр 
• психолог 
• психотерапевт

Буква «Э»

• экономист
• эколог
• экскурсовод

Эксперты. В век компьютеризации возникли профессии программиста, системного администратора и системного инженера. А с развитием Интернета появились специалисты виртуальной реальности: веб-дизайнеры, веб-программисты.

Сегодня человек может купить, продать, обменять жилье. Нужно только обратиться к риелтору, который, подобрав и проанализировав варианты, предложит клиенту подходящие условия.

Задание 2

Психолог. Сейчас я зачитаю необычные характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те из них, которые, по-вашему мнению, в наибольшей степени данной характеристике подходят.

• Самая зеленая
• Самая сладкая
• Самая денежная
• Самая общительная
• Самая смешная 
• Самая серьезная
• Самая экстремальная
• Самая короткая
• Самая редкая

ЭкспертыНовые специалисты помогают эффективно работать, отдыхать и выбирать виды досуга. Здесь трудятся: и менеджеры по туризму, и крупье, и сомелье, и диджеи. Немало профессий возникло благодаря развитию шоу-бизнеса. Чтобы привлечь уже достаточно избалованного зрителя, продюсерам, имиджмейкерам, PR-менеджерам, шоуменам приходится прикладывать значительные усилия.

ПсихологСегодня у потребителя большой выбор товаров и услуг. Чтобы помочь разобраться в этом, появляются новые специалисты, которые, достигая высот профессионализма, оправдывают необходимость существования своей профессии.

Третий тур. Творческий конкурс

Психолог. Задание этого тура позволит нам посмотреть, насколько вы творческие люди, как у вас развито воображение.

Представьте, что у вас есть друзья – двойняшки, которые пригласили вас на свой день рождения. Отказаться и не пойти никак нельзя. В течение нескольких минут вы, посовещавшись с командой, должны придумать, какой сделать подарок. При этом важно помнить три условия:

• подарок должен содержат намек на их профессии;

• подарок должен быть с изюминкой, то есть веселым, необычным (предполагается что друзья – это люди с юмором, которые не обидятся, если им подарят что-то необычное);

• подарок должен быть доступным вам по цене.

Сначала определим, кто они по профессии, какого они возраста, пола, затем – какова будет цена подарка. Также вам необходимо предположить, какое у каждого из них любимое блюдо, и придумать для вечеринки каждому интересный и необычный маскарадный костюм. Все это вам необходимо изобразить на ватмане при помощи карандашей и красок. Время – 5 минут. Затем команды защищают свой получившийся рисунок с объяснениями.

Несмотря на всю несерьезность этого задания, оно позволило нам рассмотреть особенности профессий в неожиданных ракурсах, а следовательно, лучше осознавать эти особенности.

Таким образом, знатоками профессий является команда, которая набрала больше всего жетонов. Она получает диплом о победе в турнире, а другая команда получает диплом участника турнира.

Разработчик занятия Светлана ТОЛСТИК,
педагог-психолог,
г. Горно-Алтайск,
Республика Алтай

Провела занятие по плану  практич. педагог – психолог Нурудинова Л.Ш.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психология личности. Советы психолога.

Здесь даются различные советы каждому из нас, кто бы ты не был и кем бы ты не был. прислушайся к ним и может быть тебе станет легче жить....

Несколько строк о целительстве или «психолог - респондент, психолог – интервьюер»

Эта статья является одновременно и материалом для родителей, и для психологов. К первым обращено само содержание статьи (обсуждаются вопросы целительства, знахарства и самолечения). Ко вторым - технол...

Интегрированный урок по дисциплинам "Обществознание" и "Социальная психология", разработанный в соавторстве со школьным педагогом - психологом Розенбаумом М.Н. по теме: "Социальное взаимодействие"

Интегрированный урок по дисциплинам "Обществознание" и "Социальная психология", разработанный  в соавторстве со школьным педагогом - психологом  Розенбаумом М.Н. по теме: "Социальное взаимод...

Учебно-методическая разработка интегрированного урока-конференции по английскому языку и психологии «Выдающиеся ученые Великобритании и России в области медицины и психологии»

Данная методическая разработка ставит целью развитие формирования целостного представления о выдающихся ученых России и Великобритании в рамках перекрестного года культуры...

Авторская педагогическая разработка "Характер решения олимпиадных задач по психологии, психологии в экономике"

Психология – особая наука, по ней нет единой общероссийской олимпиады. Поэтому психологи стараются принимать участие со своими ребятами в разных предлагаемых им конкурсах. Наша задача была разработана...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»» 2019 г

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»...