Эссе "Умение быть оптимистом"
статья по психологии на тему

Винокурова Екатерина Павловна

Рассуждение о том, что оптимизм - профессионально значимое качество для педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_umenie_byt_optimistom.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

«Умение быть оптимистом»

Работу выполнила

педагог-психолог

МАОУ «Лицей № 78 им. А.С. Пушкина»

города Набережные Челны

Республики Татарстан

Винокурова Екатерина Павловна

Пессимист видит трудности при каждой возможности;

 оптимист в каждой трудности видит возможность.

 Уинстон Черчилль

«Да здравствует человек, который не умеет жалеть себя! Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, оптимистичные и щедрые – вторую; каждому, кто любит красоту, ясно, где величественное». (А.М. Горький). Наша цель – доказать, что умение быть оптимистом – профессионально значимое качество учителя и классного руководителя.

Как-то в разговоре с коллегами услышала фразу: «Мы все оптимисты, раз  до сих пор работаем в школе». Все посмеялись, хотя в этом утверждении больше горечи, чем веселья.  

Думая на тему эссе,  почему-то вспомнила ослика Иа из мультфильма про Винни-Пуха. Интеллигентный, с красивыми, но печальными глазами, поникшей головой, он ничего хорошего не ждет: день рождения у него в пятницу, ни подарков, ни именинного пирога, ни клюквы в сахаре. Да еще хвост пропал!

Мне кажется, что иногда мы, учителя, уподобляемся этому ослику. Жалуемся на тяжесть жизни и работы, шутим так, что плакать хочется. Тут стоит заметить, что ослик нарисован авторами мультфильма сине-серым. А именно эти оттенки считаются в обществе цветами учителей. Ассоциация напрашивается сама собой.

        Поинтересовалась у ребят в начальных классах, кто их любимый герой в этом мультфильме. Хотите – верьте, хотите – нет. Называли всех персонажей, даже «неправильных» пчел. Про ослика не вспомнили! Конечно, это не научное исследование. Но все-таки показатель… Уверена, что так получилось именно потому, что ослика не назовешь оптимистом. А если классный руководитель напоминает этого мультяшного героя, захотят ли ребята за ним идти, будет ли им интересно с человеком, воспринимающим мир в темных красках? Ответ очевиден. Необходимо уметь радоваться, быть оптимистом, унылых людей дети не любят.

Да неужто мы, образованные и опытные, не можем себе помочь?! Даже ослик, и тот не безнадежен. На его хвосте – бант, он сумел порадоваться лопнувшему шарику. Только и всего – поменять отношение к ситуации, дать себе установку на добро. К счастью, на сегодняшний день психологией разработаны техники аутотренинга, тренинги позитивного мышления, уверенности в себе и тому подобное. Приложить усилие и волю – вот что требуется от человека, особенно, если он классный руководитель и за ним наблюдают пятнадцать пар детских глаз. По-моему, пессимизм – это  проявление слабости и инфантилизма. Ждем, что все само собой должно поменяться в лучшую сторону, или кто-то должен это сделать. Перефразируя известную поговорку, нужно сказать, что улучшение самочувствия педагога – дело рук самого педагога.

«Оптимизм - бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всём видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало, добро». (С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка). В этом определении главные слова, на мой взгляд,  «верит», «видит», то есть те, которые обозначают действия самого человека, необходимость волевых и нравственных усилий.

Был такой старый советский мультфильм (я опять про мультик, но уж очень он поучительный) под названием «Ах и Ох». Так звали двух братьев. Имена-междометия отражают характер героев и их отношение к жизни. Ох – унылый, серый, беспомощный человечек, дом его зарос паутиной. А он, пессимист, все спит или вздыхает: «Ох!» Оханье его всегда одинаково. Ах – подвижный, активный, не унывает, даже если что-то не получается, начинает заново. Замечает красоту, радуется мелочам. И «ах» он произносит всегда с разной интонацией: удивленно, восхищенно, задорно, с досадой. И всегда с улыбкой. Все спорится в руках Аха. Он и брату своему Оху помогает, «заражает» его оптимизмом. И тогда все меняется: оживает, блестит, радует глаз. И хочется верить, что Ох перестанет опускать руки, будет работать, исправлять свои ошибки, помогать другим и, наконец, радоваться жизни и получать от всего этого удовольствие.

В наших классах ребята разные. Есть и похожие на Оха. Классный руководитель может и должен быть примером того, как можно смотреть на жизнь с оптимизмом. Камертоном бодрого, мажорного состояния в классном коллективе  является, прежде всего,  руководитель, его оптимизм. Марк Твен писал: «Самый лучший способ подбодрить себя – это подбодрить кого-нибудь». Оптимизм учителя может быть дан ему от природы или сформироваться им сознательно.

  Оптимист – это не тот, кто всегда ходит с улыбкой, скрывающей мрачные мысли. Это человек с положительным отношением к жизни, которое рождается из энтузиазма и уверенности в себе. Оптимизм – это  не столько внушение себе положительных мыслей, сколько та основа, на которой эти мысли базируются.

А как важно классному руководителю быть оптимистичным при общении с родителями своих учеников! Отправляя ребенка в школу, они рассчитывают, что передают их в руки профессионалов, способных поддержать, внушить надежду, веру в успех, подать руку помощи. Откуда еще мамы и папы могут узнать о том, каков их ребенок в школе, если не от классного руководителя и учителей? К сожалению, бывает так, что родители слышат только жалобы, замечания, претензии, требования повлиять, проследить, контролировать…Родителям, напоминающим ослика Иа тоже нужна наша поддержка, конкретный совет, указание на то, где он, свет в конце тоннеля!

Да, идеальный классный руководитель, учитель не может быть «человеком в футляре». Мне понравились слова известного педагога

С. Соловейчика: « … живой, земной, грешный человек, понятный детям и в достоинствах своих, и в пороках, нескованный – распахнутый для детей – вот каким должен быть учитель". Необходимо быть оптимистом, особенно в наше нелегкое время, проявлять инициативность, помогать, предлагать новые идеи для реализации поставленных задач.

Самое страшное китайское проклятие «Жить тебе в эпоху перемен!»

В наше время оптимизм – едва ли не единственный способ прожить долгую и счастливую жизнь. Ведь мы живем в эпоху перемен, и жить в такое время очень непросто. Психологи утверждают, что с частыми переменами лучше всего справляются оптимисты. Какое все-таки счастье, что оптимизм можно развивать! Ни для кого не секрет, что умение быть оптимистичным – это тот навык, который делает нашу жизнь намного легче.

Пожелание оптимизма очень актуально в наше время, все друг другу его желают. Вспомнились слова Б. Окуджавы:

 Еще в литавры рано бить. И незачем, и все же

 Мне стало интересно жить. Желаю вам того же.

 Будьте же и вы, уважаемые читатели, здоровы и оптимистичны! Улыбайтесь! Все у нас будет хорошо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как стать оптимистом?

Мы отказываемся шагнуть вперёд, даже если абсолютно уверены, что это будет правильно. Потому что боимся перемен. Но чаще всего наши страхи исчезают, как только мы начинаем их анализировать. Дайте волю...

"Я - оптимист" занятие по формированию нравственных ценностей на примере личности Д. С. Лихачева.

Методическая  разработка занятия для воспитанников ГПД. Построена на сочетании эвристической беседы и работы с тестом писем Д.С. Лихачева. Направлена для создания условий для нравственного развит...

Дискуссия «Кто я: оптимист или пессимист?»

Цель: формирование потребности в позитивном отношении к жизни....

тест "Оптимист или пессимист"

тест на определение  качеств ученика и родителя...

Статья "А мы туристы, мы туристы, мы романтики и оптимисты"

Статья"А мы туристы, мы туристы, Мы романтики и оптимисты"...

5 советов как вырастить ребенка оптимистом

5 советов: как вырастить ребенка оптимистом...