Эссе "Умение быть оптимистом"
статья по психологии на тему

Винокурова Екатерина Павловна

Рассуждение о том, что оптимизм - профессионально значимое качество для педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_umenie_byt_optimistom.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

«Умение быть оптимистом»

Работу выполнила

педагог-психолог

МАОУ «Лицей № 78 им. А.С. Пушкина»

города Набережные Челны

Республики Татарстан

Винокурова Екатерина Павловна

Пессимист видит трудности при каждой возможности;

 оптимист в каждой трудности видит возможность.

 Уинстон Черчилль

«Да здравствует человек, который не умеет жалеть себя! Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, оптимистичные и щедрые – вторую; каждому, кто любит красоту, ясно, где величественное». (А.М. Горький). Наша цель – доказать, что умение быть оптимистом – профессионально значимое качество учителя и классного руководителя.

Как-то в разговоре с коллегами услышала фразу: «Мы все оптимисты, раз  до сих пор работаем в школе». Все посмеялись, хотя в этом утверждении больше горечи, чем веселья.  

Думая на тему эссе,  почему-то вспомнила ослика Иа из мультфильма про Винни-Пуха. Интеллигентный, с красивыми, но печальными глазами, поникшей головой, он ничего хорошего не ждет: день рождения у него в пятницу, ни подарков, ни именинного пирога, ни клюквы в сахаре. Да еще хвост пропал!

Мне кажется, что иногда мы, учителя, уподобляемся этому ослику. Жалуемся на тяжесть жизни и работы, шутим так, что плакать хочется. Тут стоит заметить, что ослик нарисован авторами мультфильма сине-серым. А именно эти оттенки считаются в обществе цветами учителей. Ассоциация напрашивается сама собой.

        Поинтересовалась у ребят в начальных классах, кто их любимый герой в этом мультфильме. Хотите – верьте, хотите – нет. Называли всех персонажей, даже «неправильных» пчел. Про ослика не вспомнили! Конечно, это не научное исследование. Но все-таки показатель… Уверена, что так получилось именно потому, что ослика не назовешь оптимистом. А если классный руководитель напоминает этого мультяшного героя, захотят ли ребята за ним идти, будет ли им интересно с человеком, воспринимающим мир в темных красках? Ответ очевиден. Необходимо уметь радоваться, быть оптимистом, унылых людей дети не любят.

Да неужто мы, образованные и опытные, не можем себе помочь?! Даже ослик, и тот не безнадежен. На его хвосте – бант, он сумел порадоваться лопнувшему шарику. Только и всего – поменять отношение к ситуации, дать себе установку на добро. К счастью, на сегодняшний день психологией разработаны техники аутотренинга, тренинги позитивного мышления, уверенности в себе и тому подобное. Приложить усилие и волю – вот что требуется от человека, особенно, если он классный руководитель и за ним наблюдают пятнадцать пар детских глаз. По-моему, пессимизм – это  проявление слабости и инфантилизма. Ждем, что все само собой должно поменяться в лучшую сторону, или кто-то должен это сделать. Перефразируя известную поговорку, нужно сказать, что улучшение самочувствия педагога – дело рук самого педагога.

«Оптимизм - бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всём видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало, добро». (С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка). В этом определении главные слова, на мой взгляд,  «верит», «видит», то есть те, которые обозначают действия самого человека, необходимость волевых и нравственных усилий.

Был такой старый советский мультфильм (я опять про мультик, но уж очень он поучительный) под названием «Ах и Ох». Так звали двух братьев. Имена-междометия отражают характер героев и их отношение к жизни. Ох – унылый, серый, беспомощный человечек, дом его зарос паутиной. А он, пессимист, все спит или вздыхает: «Ох!» Оханье его всегда одинаково. Ах – подвижный, активный, не унывает, даже если что-то не получается, начинает заново. Замечает красоту, радуется мелочам. И «ах» он произносит всегда с разной интонацией: удивленно, восхищенно, задорно, с досадой. И всегда с улыбкой. Все спорится в руках Аха. Он и брату своему Оху помогает, «заражает» его оптимизмом. И тогда все меняется: оживает, блестит, радует глаз. И хочется верить, что Ох перестанет опускать руки, будет работать, исправлять свои ошибки, помогать другим и, наконец, радоваться жизни и получать от всего этого удовольствие.

В наших классах ребята разные. Есть и похожие на Оха. Классный руководитель может и должен быть примером того, как можно смотреть на жизнь с оптимизмом. Камертоном бодрого, мажорного состояния в классном коллективе  является, прежде всего,  руководитель, его оптимизм. Марк Твен писал: «Самый лучший способ подбодрить себя – это подбодрить кого-нибудь». Оптимизм учителя может быть дан ему от природы или сформироваться им сознательно.

  Оптимист – это не тот, кто всегда ходит с улыбкой, скрывающей мрачные мысли. Это человек с положительным отношением к жизни, которое рождается из энтузиазма и уверенности в себе. Оптимизм – это  не столько внушение себе положительных мыслей, сколько та основа, на которой эти мысли базируются.

А как важно классному руководителю быть оптимистичным при общении с родителями своих учеников! Отправляя ребенка в школу, они рассчитывают, что передают их в руки профессионалов, способных поддержать, внушить надежду, веру в успех, подать руку помощи. Откуда еще мамы и папы могут узнать о том, каков их ребенок в школе, если не от классного руководителя и учителей? К сожалению, бывает так, что родители слышат только жалобы, замечания, претензии, требования повлиять, проследить, контролировать…Родителям, напоминающим ослика Иа тоже нужна наша поддержка, конкретный совет, указание на то, где он, свет в конце тоннеля!

Да, идеальный классный руководитель, учитель не может быть «человеком в футляре». Мне понравились слова известного педагога

С. Соловейчика: « … живой, земной, грешный человек, понятный детям и в достоинствах своих, и в пороках, нескованный – распахнутый для детей – вот каким должен быть учитель". Необходимо быть оптимистом, особенно в наше нелегкое время, проявлять инициативность, помогать, предлагать новые идеи для реализации поставленных задач.

Самое страшное китайское проклятие «Жить тебе в эпоху перемен!»

В наше время оптимизм – едва ли не единственный способ прожить долгую и счастливую жизнь. Ведь мы живем в эпоху перемен, и жить в такое время очень непросто. Психологи утверждают, что с частыми переменами лучше всего справляются оптимисты. Какое все-таки счастье, что оптимизм можно развивать! Ни для кого не секрет, что умение быть оптимистичным – это тот навык, который делает нашу жизнь намного легче.

Пожелание оптимизма очень актуально в наше время, все друг другу его желают. Вспомнились слова Б. Окуджавы:

 Еще в литавры рано бить. И незачем, и все же

 Мне стало интересно жить. Желаю вам того же.

 Будьте же и вы, уважаемые читатели, здоровы и оптимистичны! Улыбайтесь! Все у нас будет хорошо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я - оптимист" занятие по формированию нравственных ценностей на примере личности Д. С. Лихачева.

Методическая  разработка занятия для воспитанников ГПД. Построена на сочетании эвристической беседы и работы с тестом писем Д.С. Лихачева. Направлена для создания условий для нравственного развит...

Дискуссия «Кто я: оптимист или пессимист?»

Цель: формирование потребности в позитивном отношении к жизни....

тест "Оптимист или пессимист"

тест на определение  качеств ученика и родителя...

Статья "А мы туристы, мы туристы, мы романтики и оптимисты"

Статья"А мы туристы, мы туристы, Мы романтики и оптимисты"...

5 советов как вырастить ребенка оптимистом

5 советов: как вырастить ребенка оптимистом...

Игра «ОПТИМИСТ или ПЕССИМИСТ?»

Игра «ОПТИМИСТ или  ПЕССИМИСТ?»Целевая группа: обучающиеся 9-х и 11-х классов.Тема обсуждения: ОГЭ и  ЕГЭПримечание: игра  может стать мощным и...