Родительское собрание
учебно-методический материал по психологии по теме

Коренькова Елена Владимировна

ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

 

Статистические данные в России и мире показывают рост числа суицидов

 Более 700 детей в России покончили жизнь самоубийством в 2016 году. Об этом сообщила вице-спикер Госдумы Ирина Яровая на заседании рабочей группы по вопросам противодействия суицидам среди детей и подростков.
          Во всех странах мира суициды входят в число десяти ведущих причин смерти населения. Прогнозируется, что к 2020 году суицид выйдет на второе место в мире как причина смерти, обойдя рак и уступая только сердечно-сосудистым заболеваниям.

Какие факторы способствуют суицидальному поведению? Как вести диалог с подростком, находящемся в кризисном состоянии?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskuoe_sobranie.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная  школа № 8 г. Клинцы Брянской области

Выступление педагога-психолога на общешкольном собрании

Профилактика суицидального поведения у подростков

2017 год


Общешкольное родительское собрание 08.09.2017г.

ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

Статистические данные в России и мире показывают рост числа суицидов

 Более 700 детей в России покончили жизнь самоубийством в 2016 году. Об этом сообщила вице-спикер Госдумы Ирина Яровая на заседании рабочей группы по вопросам противодействия суицидам среди детей и подростков.
          Во всех странах мира суициды входят в число десяти ведущих причин смерти населения. Прогнозируется, что к 2020 году суицид выйдет на второе место в мире как причина смерти, обойдя рак и уступая только сердечно-сосудистым заболеваниям.

Какие факторы способствуют суицидальному поведению?

Потенциальные факторы.

а) Предыдущие попытки суицида – один из основных факторов в предсказании новых суицидальных попыток.

б) Семейные факторы:

Недостаток эмоционального контакта между родителями и ребёнком.

  •  психические заболевания в семейной истории, история самоубийства или суицидальные попытки в семье;
  •  пренебрежение и жестокое обращение, насилие в семье;
  •  конфликты в семье, частые ссоры между родителями (опекунами), недостаток внимания и заботы о детях в семье, недостаточное внимание к состоянию ребёнка (например, из-за нехватки времени);
  •  алкоголизация, наркомания или другие виды антисоциального поведения родителей;
  • проживание в неполной семье, воспитание приёмными родителями или опекунами;

в) Психиатрические нарушения у ребёнка: тревожно-депрессивные расстройства, расстройства личности, нарушения пищевого поведения, психотические расстройства и др.

г) Личностные особенности:

  •  импульсивность, эмоциональная нестабильность,  (склонность к непродуманным поступкам);
  •  перфекционизм (желание делать всё идеально, суицидальное поведение, как обострённая реакция на критику, совершенные ошибки, недочёты);
  • неумение преодолевать проблемы и трудности, отсутствие гибкости мышления, инфантильность;
  • нестабильная самооценка: то считает себя «великим и грандиозным», то «жалким и ничтожным»;

Актуальные факторы: кризисная ситуация.

  • все ситуации, субъективно переживаемые как обидные, оскорбительные, несправедливые, глубоко ранящие.
  • несчастная любовь/разрыв отношений с партнером;
  • ссора/острый конфликт со значимыми людьми;
  • отвержение, запугивание, издевательства со стороны сверстников, травля в интернете/социальных сетях;
  • - разочарование своими успехами в школе или другой неуспех на фоне высоких требований, предъявляемых окружением или семьёй;
  • - тяжелая жизненная ситуация (смерть близкого человека, особенно матери, тяжёлое заболевание);
  • - неприятности в семье, нестабильная семейная ситуация (напр. развод родителей).

И следовательно соответствующее отношение к этим ситуациям.

Безнадежность, негативный образ будущего («сейчас плохо, а дальше будет ещё хуже»).

  • Чувство брошенности (одиночество),  восприятие себя как бремени для близких («я приношу только проблемы», «меня никто не понимает»).
  • Суженное мышление: неспособность видеть разные пути решения проблем, неспособность совладать  с негативными эмоциями, крайне узкий набор используемых стратегий решения проблем («я не знаю, что делать»).

В профилактике суицидов важно запомнить:

  • То, что взрослому кажется пустяком, для ребёнка может быть поводом для очень серьёзных душевных переживаний.
  • У подростков ещё недостаточно жизненного опыта для конструктивного решения проблем, им может показаться, что уход из жизни – лучший выход из кризисной ситуации.
  • Родители могут помочь своему ребёнку, если вовремя заметят у него признаки кризисного состояния и поговорят с ним.
  • Дети очень редко напрямую просят им помочь или поговорить с ними, гораздо чаще они делают это косвенным образом, поэтому будьте внимательны к состоянию своего ребёнка и проявляйте искреннюю активную заинтересованность в его жизни.

Я сейчас приведу примеры ведения диалога с подростком, находящемся в кризисном состоянии:

  1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Ненавижу учебу, школу и т.п....» 

СПРОСИТЕ: «Что именно тебя раздражает?» «Что ты хочешь сделать, когда это чувствуешь?...»

  1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Все кажется таким безнадежным...» 

СКАЖИТЕ: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и какую из них надо решить в первую очередь».

  1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Всем было бы лучше без меня!...»

СПРОСИТЕ: «Кому именно?» «На кого ты обижен?» «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит».

  1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Вы не понимаете меня!...»

СПРОСИТЕ: «Что я сейчас должен понять? Я действительно хочу это знать».

  1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Я совершил ужасный поступок...»

СКАЖИТЕ: «Давай сядем и поговорим об этом».

  1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «А если у меня не получится?...»

СКАЖИТЕ: «Если не получится, ничего страшного. Мы вместе подумаем, почему не получилось в этот раз и что можно сделать, чтобы получилось в следующий».

Эмоциональная устойчивость в кризисных ситуациях

держится

на трех китах:

  • 1. Убеждение в возможности преодоления проблемы, возможность видеть разные пути решения («Как бы плохо я себя ни чувствовал, я всегда уверен, что еще не все потеряно», «Всегда можно что-то придумать»).
  • 2. Наличие эмоционального контакта с другими людьми (друзьями, родителями, педагогом, психологом) «Я не один», «Есть кто-то, кто меня понимает и не осуждает».
  • 3. Позитивный образ будущего.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланк протокола родительского собрания ,доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей...

В данной папке находятся: бланк протокола родительского собрания, доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей за безопасность своих дете...

Рекомендации по проведению родительских собраний. Протокол родительского собрания на тему: "Социализация и социальная адаптация учащихся с нарушениями слуха"

Этапы подготовки к родительскому собранию: 1. Выбор темы собрания. 2. Определение целей родительского собрания. 3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрани...

Сценарий родительского собрания Семья — моя радость (родительское собрание совместно с детьми)

Сценарий родительского собрания,проводимого  совместно с детьми 7-я — моя радостьЦель: раскрытие важности семьи для становления человека;способствовать сближению и взаимопониманию между...

«Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями (методика организации и формы проведения родительского собрания)»

Родительское собрание включает в себя  шесть обязательных компонентов:Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатам...

Педагогический совет на тему: «Содержание и формы проведения родительских собраний. Технологии проведения родительских собраний»

         Родительское собрание - это важный педагогический инструмент в руках учителя, это огромная ответственность: в этот день придётся рассказать каждой семье об их ...

Доклад на тему: " Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"

Доклад на тему: "Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"....