Рабочая программа по предпрофильной подготовке
рабочая программа по психологии (9 класс) на тему

Программа элективного курса по профориентации "Мой выбор" поможет старшекласснику сориентироваться и сделать правильный выбор соответствующий его способностям, возможностям ценностным установкам и требованиям которые предъявляют профессии к личности кандидата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа предпрофильной подготовки

 «Психология  и выбор  профессии»

Составила педагог - психолог

Джанчатова  Зурет Касимовна

В основе разработанной рабочей  программы лежит

авторская  программа предпрофильной  подготовки

 Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии».

Пояснительная записка.

Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – выбор будущей профессии.

Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14-15 лет. Согласно исследованиям лишь 10-15% учащихся имеют твёрдые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют чёткой позиции, сомневаются в выборе. Кроме того, статистика насчитывает около 50 тысяч профессий. Самостоятельно довольно трудно сориентироваться в таком огромном мире профессий. Тем более что чуть ли не каждый год появляются новые и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые постоянно делятся, дробятся.

Программа элективного курса по профориентации «Мой выбор» поможет старшекласснику сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий способностям, возможностям, ценностным установкам и требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата.

Данная программа основывается на программах предпрофильной подготовки Е.А. Климова «Курс занятий по профориентации “Мои профессиональные намерения”» и Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии».

Цель программы: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессионального труда.

Задачи:

  • Расширить представления учащихся о современном «рынке профессий».
  • Сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией.
  • Сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии.
  • Ознакомить учащихся с правилами и способами получения профессии.

Элективный курс «Мой выбор» состоит из теоретической и практической части. Теоретическая включает изучение образа «Я», мира труда и профессий. Практическая часть представлена в виде тестирования, практических занятий по курсу с использованием надёжных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.

Формы организации деятельности: программа ориентирована на учащихся 9-х классов; реализовывается в течение  первого полугодия. Регулярность занятий – 1 раз в неделю.

Общее количество часов – 18.

Ожидаемые результаты:

  • формирование знаний учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;
  • формирование у учащихся адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;
  • принятие учащимися осознанного решения о профессиональном выборе направления дальнейшего обучения;
  • создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.

Основные принципы работы:

  • Принцип активности участников группы: в ходе занятий учащиеся постоянно вовлекаются в различные действия – обсуждение ситуаций, выполнение специальных устных и письменных упражнений и т.д.
  • Принцип исследовательской позиции.
  • Принцип сотрудничества, понимаемый как включённость каждого участника группы в совместную работу по выполнению того или иного задания.
  • Принцип возрастного соответствия применяемых приёмов и процедур.

Тема занятий.

Блок 1. Что я знаю о своих возможностях.

Урок 1. Самооценка и уровень притязаний.

Урок 2. Темперамент и профессия.

Урок 3. Чувства и эмоции.

Урок 4. Стресс и тревожность.

Урок 5. Определение типа мышления.

Урок 6. Внимание и память.

Блок 2. Что я знаю о мире профессий.

Урок 7. Классификации профессий. Признаки профессий.

Урок 8. Определение  типа будущей профессии.

Урок 9. Профессия, специальность, должность. Формула профессии.

Урок 10. Интересы и склонности в выборе профессии.

Урок 11.Определение профессионального типа личности.

Урок 12. Профессия и здоровье. Профессия и здоровье.

Блок 3. Планирование профессиональной карьеры.

Урок 13. Мотивы и потребности.

Урок 14. Ошибки в выборе профессии.

Урок 15. Современный рынок труда.

Урок 16. Пути получения профессии.

Урок 17. Стратегия выбора профессии.

Урок 18. Деловая игра «Кадровый вопрос».

Литература:

1. Резапкина Г.В.Отбор в профильные классы.- М.: Гнезис, 2005.

2. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – М.: Гнезис, 2005.

3. Савченко М. Ю. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам.(9-11классы): (Под науч. ред. Л. А, Обуховой.-М.: Вако, 2005.

Методическое обеспечение.

1. Диагностика интересов и склонностей.

2. Методика «Профиль» (модификация «Карты интересов».)

3. Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши (модефикация Г.В. Резапкиной)

4. Диагностика особенностей мышления.

5. Тест интеллектуального потенциала (П. Ржичан).

6. Опросник пира мышления. (сокращенный вариант).

7. Диагностика уровня сформированности основных мыслительных операций.

8. Тест умственного развития (ТУР).

Дополнительно:

Тест эмоций.

 Методика выявления уровня социальной зрелости выпускников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса предпрофильной подготовки "Выбор профессии"

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по курсу предпрофильной подготовки на 17 часов....

Рабочая программа курса предпрофильной подготовки «Как правильно решать уравнения»

Курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов углубляет "линию уравнений" в школьном курсе математики и не дублирует программу базового изучения математики....

Рабочая программа по предпрофильной подготовке в 9 классе "Профессиональные интересы и склонности"

Рабочая программа по предпрофильной подготовке в 9 классе "Профессиональные интересы и склонности" направлена на актуализацию процесса профессионального самоопределения обучающихся за счет специальной...

Рабочая программа по предпрофильной подготовке элективный учебный предмет «Деловой английский» для изучения английского языка в основной школе

Программа курса расширяет и углубляет знания, представляющие профессиональный и познавательный интерес для учащихся. Этот курс построен на равноценном обучении уст­ным и письменным формам общения ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ...

Рабочая программа курса предпрофильной подготовки "Человек и профессия"

Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профе...

Рабочая программа для предпрофильной подготовки

Программа направлена на повышение эффективности предпрофильной подготовки...